Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы

1.1. Понятие институциональной единицы.. 4

1.2. Разделение институциональных единиц на резидентные и нерезидентные: основные признаки 5

2. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в российской экономике. 10

2.1.Особенности правового регулирования функционирования резидентных и нерезидентных институциональных единиц в российской экономике. 10

Заключение. 21

Список литературы.. 23


Введение

Большинство стран облагает налогом своих граждан и юридических лиц по их доходам, извлекаемым внутри этих стран. Соединенные Штаты Америки взимают со своих налогоплательщиков, в том числе и юридических лиц, налог в соответствии с их всемирными доходами на основании гражданства (резидентности).

Динамично развивающееся правовое регулирование в оффшорных зонах в течение последнего времени привело к появлению значительной неопределенности понятий «резидента» и «нерезидента», которые может получить оффшорный субъект.

Наличие значительного числа исключений, реализующихся в специальных «промежуточных» налоговых статусах позволяет скорее говорить об отсутствии указанного правила, чем о его наличии. Именно поэтому в нашем определении мы не употребляли термин «запрет деятельности», заменив его на «специальный статус в отношении режима деятельности».


В чем же заключаются особенности такого тройственного и неизвестного системе разделения субъектов по принципу резидентности. Важным, в этой связи, представляется исследование целевой направленности воли создателя оффшорного субъекта, поскольку именно целевая составляющая позволяет установить объект того или иного правоотношения, а значит выявить соответствующий ему правовой режим.

Дело в том, что все более возрастающее значение в так называемом «налоговом планировании» - то есть в применении законодательно разрешенных способов снижения налогового бремени (где часто используются оффшорные компании) в последнее время приобретают межгосударственные соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения. Целью указанных соглашений является устранение механизмов двойного налогообложения прибыли иностранного инвестора при налогообложении в стране инвестирования и в родном государстве при перемещении доходов.

Таким образом, актуальность и практическая значимость темы работы обусловлена необходимостью изучения особенностей статуса и роли резидентных и нерезидентных институциональных единиц в условиях усиления глобализационных процессов в современном мире и развития так называемых оффшорных зон.

Целью работы является изучение особенностей резидентных и нерезидентных институциональных единиц в экономике.

1. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы как объект статистического учета и экономического анализа

1.1. Понятие институциональной единицы

Система национальных счетов позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне. Сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, можно проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики : рост, стабильное воспроизводство, застой или спад. Информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без такой системы учета экономическая политика базировалась бы на интуиции. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим состоянием общества и определять политику, которая бы способствовала поддержанию и улучшению этого экономического состояния.

Институциональная единица - это хозяйственная единица , которая ведет полный набор бухгалтерских счетов , может самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства

На практике существуют два основных типа институциональных единиц: домашние хозяйства и корпорации (юридические лица), чье существование и чьи права признаются независимо от людей или других юридических лиц, которые ими владеют.

Домашние хозяйства обычно состоят из нескольких человек, которые при этом не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Это может быть семья, или просто несколько человек, которые живут совместно, совместно же владеют имуществом и имеют общий бюджет. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность.

В качестве юридических лиц выступают корпорации (то есть предприятия, принадлежащие нескольким владельцам), некоммерческие организации или государственные единицы. Предприятия или организации, как правило, самостоятельно принимают экономические решения, хотя самостоятельность может быть ограничена их владельцами, например, корпорации в конечном счете контролируются акционерами.

Помимо корпораций, бывают еще некорпорированные предприятия. Некорпорированные предприятия принадлежат одному лицу или одной корпорации.

Совокупность институциональных единиц, объединенных по однотипному экономическому поведению , составляет институциональный сектор. Выделяются пять секторов для внутренней экономики и сектор "Остальной мир". Внутреннюю экономику составляют следующие секторы:


Нефинансовых корпораций;

Финансовых корпораций;

Частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

Государственных учреждений;

Домашних хозяйств.

В соответствии с СНС все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты , квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица
, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовать услуги, от своего имени заключать сделки с другими лицами.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица , реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т. е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниками международных экономических союзов.

1.2. Разделение институциональных единиц на резидентные и нерезидентные: основные признаки

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Институциональная единица является резидентом страны, или, точнее, экономики, если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны. Считается, что единица имеет где-либо центр экономического интереса, если она владеет на данной территории землей или недвижимостью, продолжительное время участвует или намерена продолжительное время участвовать в экономической деятельности.

Все члены домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйство, хотя они могут проводить какое-то время за рубежом. Если они работают

Шпаковская статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. С. 31.

Институциональные единицы

Основой учета в CНC выступает "институциональная единица" (экономический агент, который осуществляет хозяйственные операции). Этот экономический агент (фирма), владеющий товарами и активами, обладает возможностями совершать операции и разного рода сделки с другими агентами.

Резиденты - это институциональные единицы, постоянно ведущие свои операции на территории страны; при этом не имеет значения тот факт, является или не является гражданином страны пребывания резидент, представляющий фирму, равно как и принадлежность ее активов. К резидентам относят:

  • o лиц, постоянно проживающих в данной стране;
  • o рабочих-мигрантов, проживающих в стране более одного года;
  • o правительственные органы, в том числе их зарубежные представительства;
  • o фирмы, постоянно осуществляющие хозяйственную деятельность в данной стране, несмотря на то что они могут полностью или частично принадлежать капиталу иностранного происхождения.

Нерезиденты - это институциональные единицы, постоянно находящиеся вне пределов данной страны; таковыми считаются и филиалы или дочерние компании резидентов, если они постоянно находятся и ведут свои операции на территории иностранного государства.

CНC различает два основных типа институциональных единиц - физические лица {домашние хозяйства) и юридические лица (предприятия ). В рамках СНС все институциональны единицы объединены в пять групп, которые представляют основные секторы экономической деятельности:

  • 1) нефинансовые корпорации (nonfinancial corporation) - институциональные единицы, занимающиеся производством товаров для рынка и нефинансовых услуг (фирмы). Нефинансовая корпорация - основная институциональная единица реального сектора;
  • 2) домашние хозяйства (house-holds) - все физические лица, которые действуют в народном хозяйстве. Это - семьи, основные потребители товаров и услуг;
  • 3) неприбыльные институты (nonprofit institutions) - юридические лица, которые занимаются предоставлением нерыночных услуг домашним хозяйствам и основаны на добровольном участии физических лиц. Неприбыльные институты - институциональная единица реального сектора;
  • 4) правительственные учреждения (government agencies) - занимаются также производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального или коллективного потребления и перераспределением доходов. Правительственные учреждения - министерства, ведомства, в том числе правительственные фонды (сферы социального обеспечения), играют важную роль как институциональные единицы государственного сектора экономики;
  • 5) финансовые корпорации (financial corporations) - это институциональные единицы (банки, финансовые компании), которые осуществляют финансовое посредничество или вспомогательные финансовые услуги. Финансовая корпорация - основная институциональная единица денежного сектора.

Статистические ежегодники (Year Book), публикуемые правительствами, как правило, отражают представленную структуру экономических показателей, в том числе макроэкономические показатели (ВВП, НД и т.д.).

Виды макроэкономических счетов

Денежные счета, в отличие от НД и ВВП, являются счетами запасов. Они, как правило, отражают следующие их виды:

  • 1) потоки (flows), которые характеризуют результаты деятельности институциональной единицы (за определенный промежуток времени). Потоки осуществляются через операции, они также могут быть финансовыми и нефинансовыми;
  • 2) запасы (stocks), которые фиксируют остаточную величину соответствующего показателя.

В рамках СНС составляются макроэкономические счета. Они, в свою очередь, разделяются на три группы:

  • 1) текущие счета отражают стоимость объемов производства товаров и услуг, создание дохода, его распределение, перераспределение и использование на потребление или сбережение;
  • 2) накопительные счета отражают приобретение и продажу финансовых и нефинансовых активов и пассивов институциональными единицами;
  • 3) балансовые счета показывают стоимость активов и пассивов на начало и на конец отчетного периода.

Внешнеэкономические операции

Внешнеэкономические операции - это в самой общей форме сделки участников операций, экономических агентов (институциональных единиц), которые фиксируют право собственности (полное, частичное) на материальные или финансовые активы либо предполагают оказание определенных услуг на базе взаимных обязательств. Такого рода операции называются внутренними , если они совершаются в конкретной стране; международными - если они совершаются организациями (институциональными единицами) ряда стран.

Таким образом, система национальных счетов дает возможность решить следующие задачи:

  • 1) контролировать "экономический пульс" страны; СНС позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне;
  • 2) сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, можно проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильное воспроизводство, застой (стагнацию) или спад;
  • 3) информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики, достижение главных задач правительства. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим здоровьем общества и определять политику, которая способствует поддержанию и улучшению этого здоровья (экономический рост, полная занятость, рост доходов населения и т.д.).

Резидентные и нерезидентные институциональные

Баланс народного хозяйства, его история и особенности формирования

Этапы развития и структура системы национальных счетов

Резидентные и нерезидентные институциональные единицы

Предмет и особенности макроэкономики

Тема 2. Система национального счетоводства

Деление экономической теории на макро- и микро- для обозначения сфер экономики стало общепринятым с середины 30-х гг. 20-го столетия. Это во многом связано с выходом в свет работы крупного английского экономиста и государственного деятеля Джона Мейнарда Кейнса под названием «Общая теория занятости, процента и денег». Он считается основоположником науки макроэкономики.

Само понятие «макроэкономика» связано с греческими словами:

– «макро» (означает большой, крупный, длинный);

– «экономика» (означает «искусство управления»).

Макроэкономика как составная часть экономической науки имеет дело с крупными экономическими проблемами, включая такие как объём национальной экономики, её структурные составляющие, экономический цикл, занятость, инфляция, экономический рост, финансы и другие.

Макроэкономика имеет свои особенности:

– в микроэкономике часто используются математические модели, выражающие соотношение между различными экономическими переменными;

– в макроэкономике используется микроэкономический анализ, т.к. макроэкономические процессы складываются в результате взаимодействия множества фирм;

– в макроэкономике используются агрегированные показатели;

– в макроэкономике учитываются временные лаги – промежутки времени, разделяющие момент вложения средств и момент получения отдачи.

Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц резидентов , к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы – посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах. Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) – находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институциональных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю .

Первую составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж.



Домашние хозяйства составляют второй сектор. Основная функция этих единиц-резидентов – потребление. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов.

Третий сектор – сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производителей государственных услуг, включает институциональные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства.

Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Четвертый сектор – сектор финансовых учреждений, охватывает институциональные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).

Кроме внутренних секторов СНС имеет один внешний – сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.

Воспроизводство, осуществляемое на различных уровнях организации хозяйства, представляет собой сложную, циклически организованную систему, охватывающую процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.

Экономика всегда существует в государственных границах и, следовательно, ее ресурсы, возможности, потенциал ограничены не только имеющимися условиями воспроизводства, но и наличием полезных ископаемых, населением, территорией и т.д. Другими словами, общественное воспроизводство, то есть постоянно возобновляемое производство, распределение, обмен и потребление в данной стране осуществляется как национальное воспроизводство.

В системе национальных счетов (СНС) применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики:

– нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг);

– финансовые учреждения;

– государственные учреждения;

– некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

– домашние хозяйства.

Названия институциональных секторов не полностью соответствуют международному стандарту. По завершении работ по внедрению классификатора институциональных секторов экономики в статистическую практику это несоответствие будет устранено.

Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах «остального мира», объединяющих все институциональные единицы-резиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики.

Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).



Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институциональной единицы, то исходя из следующих принципов:

– домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами;

– единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;

– единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.

Для измерения национального продукта используются различные показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП).

ВВП – измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период.

ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства, находящимися в собственности данной страны, в том числе и на территории других стран за определенный период времени (год).

Существуют три способа измерения ВВП (ВНП):

1. Производственный – суммирование добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, не включающая стоимость потребленного сырья и материалов.

2. Распределительный (по доходам) – использование потоков доходов средств. Доходы получают владельцы факторов производства. Различают два вида доходов: трудовые и на собственность (предпринимательский). Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Предпринимательские доходы включают: ренту (Р), доходы от собственного (частного) предприятия (Дс), прибыль корпораций (Пк), включающая налог на прибыль корпораций (НПк), чистую прибыль (ЧПк), дивиденды (Д); проценты по вкладам (%). По данному методу расчета учитываются два компонента, не относящиеся к выплатам: амортизация (А) – износ капитала и косвенные налоги (Кн = таможенные пошлины, налоги с продаж, НДС).

В анализе движения доходов различают следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения. Так, чистый национальный продукт (ЧНП) – это действительный объем конечных продуктов, произведенных за год, то есть ВНП за исключением износа факторов производства:

ЧНП=ВНП-А.

Национальный доход (НД) – это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства (заработная плата, процент на капитал, рента):

НД=ЧНП-Кн.

Заработанные владельцем каждого фактора производства доходы всегда больше реально получаемых, так как национальный доход на пути движения к каждому собственнику фактора производства претерпевает изменения – вычитания и прибавления. После внесения этих поправок в НД образуется еще один макроэкономический показатель – личный доход (ЛД):

ЛД=НД-НПк-ЧПк-взносы на соцстрах+Т,

где НД – национальный доход;

НПк – налог на прибыль корпораций;

ЧПК – чистая (нераспределенная) прибыль корпораций;

Т – трансферты (пенсии, стипендии, пособия);

Однако эта сумма не полностью используется гражданами страны. Как и прибыль предпринимателей, личные доходы граждан облагаются налогами, важнейшим из которых является подоходный (индивидуальный) налог (ИН). И только после его уплаты оставшаяся часть личных доходов поступает в распоряжение индивидов – личный располагаемый доход (персональный доход – ПД):

ПД = НД – НПк – ЧПк - взносы на соц. cтрах. + Т – ИН,

где ИН – индивидуальные (подоходные) налоги.

3. Конечного потребления (по расходам) – сумма расходов всех экономических агентов, т.е. совокупный спрос на национальный продукт

ВНП = С + Ig + G + Xn,

где С – личные потребительские расходы, включающие расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;

Ig – валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения в основные производственные фонды, в жилищное строительство. Валовые инвестиции – это сумма чистых инвестиций (In), увеличивающих запас капитала в экономике и амортизации (А);

G – государственные закупки товаров и услуг на строительство и содержание бюджетных организаций;

Xn – чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта (Ех) и импорта (Im).

В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понима- ется экономическая единица, обладающая единством пове- дения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бух- галтерской отчетности и является юридическим лицом.

Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых отно- сятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.

Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящи- еся в стране иностранные дипломатические и иные офици- альные представительства, а также международные органи- зации, их филиалы и представительства.

Различные стороны экономической деятельности в сово- купности институциональных единиц-резидентов представле- ны в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделя- ют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.

Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в ос- новном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся квазипредприятия, которые производят матери- альные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью.

Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со- ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих еди- ниц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и неко- торая производственная деятельность, организованная в фор- ме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяй- ства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хо- зяйств формируются из заработной платы, доходов от собствен- ности, получения наследства, трансфертов других секторов и

продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными пред- приятиями.

Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производи- телей государственных услуг, включает институционные еди- ницы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различа- ют 45 типов администрации, в том числе центральное прави- тельство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Сектор финансовых учреждений охватывает институцион- ные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долго- срочные государственные фонды и другие).

Помимо этих четырех внутренних институционных сек- торов французская РСНС выделяет еще два сектора.

Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминоло- гии СНС ООН) объединяет частные организации, производя- щие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (на- пример, услуги здравоохранения, образования, культуры и от- дыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.

Сектор страховых учреждений включает все предприя- тия, основная деятельность которых состоит в страховании, превращении индивидуального риска в риск коллективный, с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в слу- чае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складыва- ются из добровольных общественных взносов или платы по страховым договорам.

Кроме внутренних институционных секторов (категорий, агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся институционные единицы-ре- зиденты, которые работают за пределами территории страны. Категории агентов или институционных субъектов соот- ветствуют разделению населения, ибо каждый индивид мо-

жет входить в несколько категорий или секторов (например, домашнее хозяйство и финансовые учреждения, если он ра- ботник данных учреждений).

Для целей анализа производства, вместо классификации по институционному признаку используется классификация по степени однородности выпускаемой продукции и услуг. Заведения (или предприятия, выпускающие однородную про- дукцию) объединяются в отрасли, понятие которых соответ- ствует отраслям народного хозяйства по методологии СБНХ.

Национальные счета строятся для каждого сектора и по содержанию делятся на два типа: счета потоков, где регист- рируются итоги сделок экономических агентов, и счета иму- щества, представляющие собой балансы. В активе счета иму- щества отражаются материальные блага, находящиеся во вла- дении отдельной экономической единицы, и кредиты, выдан- ные ею. А в пассив этого счета заносятся долговые обязатель- ства этой единицы. Сальдо между активом и пассивом со- ставляет чистую стоимость имущества или богатства.

Счет институционного сектора состоит из девяти счетов:

1) открывающий баланс (показывает материальные и финансовые активы и пассивы на начало периода и сальдо счета);

2) счет производства, где в ресурсах указывается валовой выпуск продукции, а в использовании - промежуточное по- требление; сальдо же счета характеризует размер добавлен- ной стоимости;

3) счет эксплуатации (счет образования доходов), где в ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные субсидии по производству, а использование включает оплату труда работников, налоги на производство (кроме налога на добавленную стоимость, который относится к продукции) и валовую прибыль в виде сальдо счета;

4) счет дохода (счет распределения доходов) показывает в ресурсной части кроме валовой прибыли, оплаты труда работ- ников, также полученные налоги на производство и импорт, проценты и дивиденды (то есть доходы от собственности), стра- ховку по несчастным случаям, прочие текущие трансферты (полученный подоходный налог, социальные выплаты, посо- бия), а использование состоит из выплаченных субсидий на производство, процентов и дивидендов, оплаты страховки и т.д. Сальдо счета показывает валовой располагаемый доход;

5) счет использования дохода показывает, как использу- ется валовой доход (в ресурсной части счета) или величина располагаемого дохода на конечное потребление и валовое сбережение;

6) счет капитала показывает потоки, формирующие на- копление. В ресурсной части отражаются сбережения и полу- ченные трансферты капитала, а в использовании - формиро- вание основного капитала, изменение запасов, покупка зем- ли и нематериальных активов. Сальдо счета характеризует возможность (+) или потребность (-) в финансировании;

7) финансовый счет показывает потоки чистых кредитов и чистых долгов во всех формах;

8) счет изменения стоимости вне производства учитывает изменения чистой стоимости имущества;

9) закрывающий баланс отражает размеры имущества на конец периода.

Для сектора «остальной мир» (заграница) составляются всего два счета: счет нефинансовых операций и счет финансо- вых операций. В ресурсы входит импорт, трансферты заграни- це и чистые долги заграницы, а в использование - экспорт, трансферты от заграницы и чистые кредиты от заграницы.

Поделиться