Скачать презентацию эмоции и чувства. Презентация на тему "эмоции и чувства" по дисциплине "основы психологии"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

Тема урока: «Эмоции и чувства». Тип урока: урок-презентация нового материала. Цель урока: получить общее представление об эмоциях и чувствах человека и систематизировать полученные знания; развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; Задачи урока: Сформировать у студентов общее представление об эмоциях и чувствах человека; сформировать навыки общения и свойства эмпатий.

3 слайд

Описание слайда:

Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов. Под влиянием эмоций человек способен совершить героический поступок или преступление. Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях: отражательно-оценочная (эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта); побудительная (из оценки происходящего вытекает побуждение к действию - влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него); - активирующая (непосредственно связана с побудительной. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе); регулирующая (эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности); синтезирующая (эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты); смыслообразование. (эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива); - защитная (такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели); экспрессивная (эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них).

4 слайд

Описание слайда:

В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций. Первые три эмоции относит к положительным, остальные семь- к отрицательным. Интерес-возбуждение - чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

5 слайд

Описание слайда:

Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость- это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

6 слайд

Описание слайда:

Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени.

7 слайд

Описание слайда:

Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

8 слайд

Описание слайда:

гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности

9 слайд

Описание слайда:

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта

10 слайд

Описание слайда:

презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства

11 слайд

Описание слайда:

страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности

12 слайд

Описание слайда:

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике

13 слайд

Описание слайда:

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

16 слайд

Описание слайда:

Функции чувств: - мотивационная – чувства мотивируют поведение; - сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность; - оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит; - функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований; - экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

17 слайд

Описание слайда:

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними.

18 слайд

Описание слайда:

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи. Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.


Подписи к слайдам:

Н. А. Некрасов в стихотворении «Застенчивость»:Поступь гордая, голос уверенный,Что ни скажут – их речь хороша.А вот я-то войду как потерянный,И ударится в пятки душа.На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова.Странно руки торчат бесполезные, На губах замирают слова... Улыбнусь – непроворная, жесткая. Не в улыбку улыбка моя. Пошутить захочу – шутка плоская, Покраснею мучительно я.
Эмоции в жизни – это самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
Последовательность появления эмоций и чувств у детей раннего дошкольного возраста (П. Янг). Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка от рождения до взросления определяет социализация содержания и форм проявления эмоций. Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребенок появился на свет. сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10
Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребенок появился на свет. сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10
Основные (фундаментальные) эмоции:РадостьУдивлениеСтрадание Гнев ОтвращениеПрезрениеСтрахСтыд
Типы эмоций: аффект – интенсивно, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка (гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние); чувства – вид эмоциональных состояний;собственно эмоции – более длительные состояния, отличительной чертой, которых является реакция не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые; настроения; эмоциональный стресс.
Чувства – еще один вид эмоциональных состояний – еще более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие предметный характер.
Различают чувства:Нравственные (моральные)ЭстетическиеИнтеллектуальные
Эстетические чувства Они находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве, окружающей жизни, природе, которые могут вызывать особое чувство восхищения. Как и эмоции вообще, эстетические чувства не являются изолированными от общей направленности личности, системы ее ценностей. К интеллектуальным чувствам относят те, которые возникают в процессе познавательной деятельности. Это – любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Моральные чувства возникают в процессе жизнедеятельности, когда ребенок понимает предъявляемые к нему требования и пытается соотносить их с собственными действиями, давая им оценку. В четырех-пятилетнем возрасте ребенок уже знаком с такими чувствами как гордость и стыд. В это же время появляется чувство дружбы.
Нужно сформировать у ребенка понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом. У него должна быть жажда к познанию. Как правило, высшие чувства (интеллектуальные, эстетические и моральные) начинают формироваться в возрасте двух-трех лет. Нравственные: моральные (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.); аморальные (жадность, эгоизм, жестокость и т.д.)
Интеллектуальные:Удивление, любопытство, любознательность, уверенность, сомнение и др..
Эстетические:Восторг, радость, презрение, отвращение, тоска, страдание и др..
Интерес Положительное эмоциональное состояние, которое стимулирует развитие навыков и умений, способствует приобретению знаний, выступает мотивом обучения, побуждает к творческим устремлениям. Интерес, проявляемый по отношению к другим людям, способствует развитию эмоционально насыщенных межличностных отношений Радость Положительное эмоциональное состояние, которое связано с возникновением возможности в достаточно полной мере удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до настоящего момента была либо невозможной, либо неопределенной. Одна из максимально желаемых человеком. По своей сути является в большей степени продуктом событий и явлений, чем непосредственным устремлением Удивление В зависимости от ситуации может характеризоваться как положительная, так и отрицательная эмоциональная реакция. Возникает в ответ на внезапно возникшие обстоятельства, вызывая торможение всех предыдущих эмоций и направляя все внимание человека на объект, вызвавший его. При определенных обстоятельствах может переходить в интерес Страдание Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние. Появление связано с получением достоверной (или недостоверной) информации о невозможности удовлетворения жизненно важной потребности, которое до настоящего момента представлялось в той или иной степени возможным. Характеризуется появлением чувства одиночества, опустошения, снижением активности, жалостью к себе Гнев Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано внезапно возникшим большим препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности. Проявляется в виде сильной внешне выраженной реакции (покраснение кожных покровов учащение пульса, напряжение мышц), сопровождается появлением чувства силы, часто неконтролируемой агрессии по отношению к препятствию или объекту, его воплощающему Отвращение Отрицательное эмоциональное состояние. Вызывается определенным объектом (предметом, другим человеком, явлением, обстоятельством), непосредственное взаимодействие с которым (физический контакт, наблюдение) резко противоречит с принципами (идеологическими, нравственными или эстетическим) установками человека. Способствует возникновению непреодолимого желания избавиться от объекта, его вызвавшего. В сочетании с гневом может выступать мотивирующим фактором для агрессивного поведения Презрение Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое взглядами, жизненной позицией и поведением объекта в процессе общения с ним, которые представляются субъекту общения не соответствующими принятым нормам и правилам, его собственным установкам и ценностям. Приводят к деперсонализации объекта, вызвавшего данное эмоциональное состояние Страх Отрицательное эмоциональное состояние. Может быть вызвано получением информации о реальной или1 предполагаемой угрозе жизненному благополучию, целостности субъекта. Стимулирует развитие неуверенности человека в своих силах и возможностях, может парализовать волю к действию. Но в других случаях, в зависимости от личностных особенностей человека и конкретных обстоятельств, может способствовать повышению активности Стыд Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком несовпадения собственных мыслей, желаний, поступков, внешности с ожиданиями окружающих и своими собственными Вина Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, появляющееся при нарушении моральных и (или) этических норм субъектом в ситуации, за которую он несет личную ответственность К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие: 1. Тревожность 2. Любовь 3. Депрессия 4. Враждебность Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение. Любовь
Любовь к ребёнку Любовь к Родине Любовь к другу Чувство долга
Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение. Депрессия – комплекс эмоций, включающих горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии. Враждебность – взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть. Высшее проявление чувств – страсть – сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Если стало почему-тоОчень грустно вдруг кому-то,И не знаешь как же быть,Чтоб его развеселить,Ты возьми стакан смешинок,Громкий хохот из корзинок,Рассыпного смеха ложкуИ хихиканья немножко.Их веселкой размешай,В тонкий юмор раскатай,Обваляй все в прибаутках,Запекай в горячих шутках.Кто попробует кусочек – Непременно захохочет!
Литература Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 2004.Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 2006.Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 2003. Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000http://www.nachideti.ru/vospitanie/01-chto-takoe.html

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Лысенко Т.А. ЭМОЦИИ

Цель: Дать учащимся представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния и соотносить их с требованиями профессии.

Эмоции – это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. эмоции

Эмоции – непосредственное переживание в данный момент.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Настроение Аффекты Страсти Устойчивое, длительное эмоциональное состояние. Различаются: По продолжительности (кратковременное, длительное (несколько дней, недель)) По степени выраженности; По управляемости волей. Причины настроения: События, состояние здоровья, Окружающая обстановка, погода и т.д. Сильное, кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля. Освобождение подкорки от сдерживающего регулирующего влияния коры головного мозга. Возникает в результате действия, поступка и их соответствия потребностям и целям. Законы развития аффекта: Чем мощнее мотивационный стимул, чем больше усилий затрачивается, чтобы его реализовать, и чем незначительнее итог, тем сильнее аффект. Эмоциональное состояние, повышенного напряжения, сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг предмета страсти. Отличительные признаки: Быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.

Стенические эмоции - (от греческого « стенос » - сила). Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции – (« астенос » – слабость, бессилие). Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность

Классификация эмоций: По качеству, интенсивности, глубине, осознанности, выполняемым функциям, воздействием на организм; По психологическим процессам с которыми они связанны; По предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее.

Эмоции проявляются: В мимике (выразительные движения лица) В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест) В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

Изображение рта при различных эмоциональных состояниях а – нормальный, б – нежный, в – скорбный, г – очень недовольный, д – упрямый, е – упрямый и недовольный, ж – внимательный, з – недовольный и внимательный, и – злобный и насмехающийся.

Тест на понимание языка мимики П еред вами шестнадцать выражений лица, в которых закодировано шестнадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь расшифровать каждое в двух-трёх словах, затем, сделав запись, сравните с ответами.

Ответы на тест: Безразличие Угрюмость Враждебность Удивление Веселье Сильная злость Грусть Застенчивость Плохое самочувствие Косой взгляд Злость Бурная радость Глубокая печаль Скепсис Вопрос Скорбь

Ключ для самоуправления эмоциями – осознание своих целей и соотношение с ними конкретных ценностей: Снятие эмоциональной напряженности – произвольное перенесение внимания, концентрация его не на результате, а на анализе причин, тактических приёмах; Обращение к человеку, который волнуется за помощью; Увеличение объёма сведений о волнующей проблеме; Переоценка значимости ситуации по принципу «не очень то и хотелось».

Это надо знать: При моральных перегрузках нужны сильные физические нагрузки; При напряжении, страхе – физическое расслабление мышц тела.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


«ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»

Исполнитель : Студентка 2 «А» группы Пасевин Валерия


1.Общее понятие об эмоциях и чувствах человека, функции эмоций, отличия эмоций от чувств.

2.Физиологические механизмы эмоций. Теории эмоций

3.Классификация видов эмоций.

4.Характеристика эмоциональных состояний: настроение, аффект, фрустрация, стресс, тревожность.

5.Высшие чувства

6.Эмоции и чувства у младшего школьника

7.Способы регуляции эмоциональных состояний человека.

8.Список литературы.


«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

К.Д. Ушинский


1.Общее понятие об эмоциях человека

  • Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную ) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.

Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний , отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности . (Немов Р.С.)

Эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей , проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия , радости, страха и т. д. (Леонтьев А. Я., Судаков К. Я.)


1.Общее понятие об чувствах человека

  • Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов .

Чувства возникают как обобщение многих эмоций , направленных на определенный объект . Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения.


1. Отличия эмоций от чувств

  • Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.

Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях , но они всегда предметны , т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость .

Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях.

1. Функции эмоций

Функции

  • Отражательно-оценочная

Характеристика

Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций; являются системой сигналов , посредством которой субъект узнает о значимости событий .

  • Побудительная функция

Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.

  • Активирующая функция
  • Регулирующая функция

Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур.

  • Синтезирующая функция

Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта.

Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.

  • Смыслообразование

Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива .

  • Защитная функция

Сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации.

  • Экспрессивная функция

Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

1 . Отличительные особенности эмоций

Особенности

Характеристика

Субъективный характер

Отношение, которое выражается в эмоциях , всегда носит личный, субъективный характер.

Крайнее многообразие качественных особенностей

Эмоциональные состояния позволяют судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций : чувство голода, жажды, наслаждения, отвращения, чувство решительности, уверенности в своих силах, чувство гордости.

Пластичность

Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана.

Связь с внутриорганическими процессами

Эта связь имеет двоякий характер: 1 ) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций , 2) все эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях.

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я»

Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом , сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.


1. Физиологическое выражение эмоций

  • Эмоции выражаются в уровне тонического напряжения мышц .
  • Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос.
  • Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы .

2. Физиологические механизмы эмоций

2. Нейроанатомия эмоций

В 1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозга образуют функциональный синцитий для формирования эмоций . Источником возбуждения является гипоталаму с.

3. Нейробиохимия эмоций

Модальность эмоций определяется взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем и целым рядом нейропептидов. С ростом серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощение вызывает состояние депрессии.


2. Теории эмоций

1. В XVIII – XIX вв . не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция : «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге

Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения стали их причиной.

«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда

Круг Папеса и теории активации

Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

Эмоция – результат активности сложной сети мозга , называется « Кругом Папеса».


2. Теории эмоций

2. Когнитивные теории эмоций . Открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом .

Информационная теория эмоций П.В. Симонова

В символической форме представлена совокупность функций , влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис)

П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.


2. Теории эмоций

3. Существуют различные школы , что определяет разность определений и классификаций.

1.Джемс-Ланге

Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций

2.Психоанализ

Реакции связаны с влечениями.

В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния . Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма , возникают эмоции через систему обратных связей . Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.

3.Бихевиоризм

Причина возникновения- рассогласованность желаемой ситуации с действительной.

Сопутствующая реакция на определенный стимул. Рассматриваются подкрепления. Эмоции бывают положительные и отрицательные . Не воспринимаются как внутренние переживания.

2. Теории эмоций

4.Когнитивная психология – экспериментальная база.

1.Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига . Два фактора: когнитивный, психл.

5.Рубинштейн

2.Лазарус. 3х компонентная теория. Компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается возможность поведения в данной ситуации , возможность интерпретировать.

Эмоция - возбуждением определенных участков в подкорковых структурах . Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека . Эмоции – конкретная форма существования потребности , в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности, но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

6.Леонтьев

Теория эмоций строится на Деятельности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом . Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.


3. Классификация видов эмоций

1. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребности:

  • Если препятствует удовлетворению потребностей - отрицательные эмоции . Неприятные для человека чувства.
  • Если потребности удовлетворяются - положительные эмоции ; Приятные для человека чувства.
  • Некоторые переживания настолько сложны, многогранны , что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. В таких случаях говорят о двойственности чувств.

2. В связи с влиянием на деятельность человека:

Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека : это тоска, печаль, уныние, подавленность.

Стенические (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение.


1 . Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. У каждого человека есть характерный именно для него тон обычного настроения .

  • Настроение не предметно, а личностно;
  • Настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении , но оно проявляется внешне.

2. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки: сильный гнев, страх, радость . Человек весь отдается переживанию, не контролирует свои действия . Возникает внезапно , продолжается несколько минут , оставляет после себя в длительный след в виде общего нервного потрясения. Во время аффекта отмечается яркость внешних проявлений .


4. Характеристика эмоциональных состояний

3. Фрустрация – расстройство при нарушении планов . Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи .

4. Стресс (от англ. слова stress - напряжение ) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации . Переживается оно с большой внутренней напряженностью . Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения .

5. Тревожность склонность индивида к переживанию тревоги . Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги.


5. Высшие чувства

Высшие чувства присущи только человеку . Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств:

1. Нравственные чувства

2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством . Интеллектуальными чувствами являются : жажда знаний, желание нового, любознательность, чувство комического, юмор, ирония, сарказм.

3. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного , это любовь к красоте . Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений.

в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе .

К числу нравственных чувств относятся : любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки и др.


6. Эмоции и чувства у младшего школьника

Младших школьников отличают:

  • высокая эмоциональная впечатлительность ,
  • отзывчивость на все яркое, необычное .

Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес и порождают отрицательное отношение к учению.

У первоклассников складывается особое отношение к учителю , которое переживается весьма остро :

  • положительное , когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним. Отношение создаёт благоприятный эмоциональный фон учения;
  • отрицательное , когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто;
  • конфликтное , при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. У детей задерживается формирование познавательной мотивации. Такие дети часто замкнуты, ранимы или, равнодушны, невосприимчивы к указаниям, безынициативны.

7. Способы регуляции эмоциональных состояний человека

1. К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

2. Фрейд выделил несколько защитных механизмов :

1.Уход

2.Идентификация

3.Проекция

4.Смещение

5.Отрицание

6.Вытеснение

7.Регрессия

8.Реактивное образование

1) посредством другой эмоции

2) когнитивная регуляция

3) моторная регуляция


8. Список литературы

1. Лебединский М. С., Мясищев В. Я. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. с. 222;

2. Леонтьев А. Я., Судаков К. Я. Эмоции.- БСЭ, т. 30. М., 1978, с. 169;

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с., С. 436;

4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.Психология. М.: ОИЦ «Академия», 2013

Поделиться