Средневековая европейская литература. Презентация на тему "средневековая литература" Латинская и народная литература

Средневековая европейская литература - это литература эпохи феодализма , которая возникла в Европе в период отмирания рабовладельческого уклада , распада античных форм государственности и возведения христианства в ранг государственной религии (III-IV вв.). Этот период завершается в XIV-XV вв., с возникновением капиталистических элементов в городской экономике , становлением абсолютистских национальных государств и утверждением светской гуманистической идеологии, сломившей авторитет церкви.

В своем развитии она проходит два больших этапа: средневековье раннее (III-X вв.) и средневековье зрелое (XII-XIII вв.). Можно выделить и позднее средневековье (XIV-XV вв.), когда в литературе возникают качественно новые (ранневозрожденческие) явления, а традиционно средневековые жанры (рыцарский роман) переживают упадок.

Раннее средневековье - переходное время. Феодальная формация сложилась в сколько-нибудь отчетливом виде лишь к VIII-IX вв. Несколько столетий во всей Европе, где прокатывались одна за другой волны великого переселения народов, царили смута и неустойчивость. До падения в V в. Западной Римской империи сохранялась почва для продолжения античной культурной и литературной традиции, но затем монополия в культуре переходит к церкви, литературная жизнь замирает. Лишь в Византии продолжают жить традиции эллинской культуры, и на западных окраинах Европы, в Ирландии и Британии, сохраняется латинская образованность. Однако к VIII в. политическая и хозяйственная разруха была преодолена, власть, взятая сильной рукой императора Карла Великого, предоставила материальную возможность и для распространения знаний (учреждение школ), и для развития словесности. Империя Карла после его смерти распалась, рассеялась созданная им академия, однако первые шаги к созданию новой литературы были сделаны.

В XI в. родилась и утвердилась литература на национальных - романских и германских языках. Латинская традиция остается еще очень сильной и продолжает выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132-1136), экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098- 1179), светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма «Александреида», ок. 1178-1182), смеховое вольномыслие вагантов, бродячих клириков, воспевавших радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от литературы и все ближе смыкается с наукой. При этом надо учитывать, что границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, и были открыты даже для философских трактатов, не говоря уж об исторических сочинениях. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а его форма, отделанность слога.

Средневековая литература существует как литература сословная, иного в обществе жесткой социальной иерархии и быть не могло. Религиозная литература занимает в средневековой культуре огромное пространство с размытыми границами. Это не только литература собственно церкви, и прежде всего выработанный в течение веков комплекс богослужебной литературы, в который входили и лирика песнопений, и проза проповедей, посланий, житий святых, и драматургия обрядовых действ. Это и религиозный пафос множества произведений, отнюдь не клерикальных по своей общей установке (например, французские эпические поэмы, в частности «Песнь о Роланде», где идеи защиты родины и христианства нерасторжимы). Наконец, это принципиальная возможность любое светское по содержанию и форме произведение подвергнуть религиозному истолкованию, поскольку для средневекового сознания любое явление действительности выступает как воплощение «высшего», религиозного значения. Иногда в изначально светский жанр с течением времени привносилась религиозность - такова судьба французского рыцарского романа. Но бывало и наоборот: итальянец Данте в «Божественной комедии» смог наделить традиционный религиозный жанр «видения» («видение» - рассказ о сверхъестественном откровении, о путешествии в загробный мир) общегуманистическим пафосом, а англичанин У. Ленгленд в «Видении о Петре Пахаре» - пафосом демократическим и бунтарским. На протяжении зрелого средневековья светская тенденция в литературе постепенно нарастает и вступает в не всегда мирные отношения с тенденцией религиозной.

Рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества, - самая значительная часть средневековой литературы. В ней было три основных раздела: героический эпос , куртуазная (придворная) лирика и роман. Эпос зрелого средневековья - первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках и новая ступень в истории жанра по сравнению с древним эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва - эпоха государственной и этнической консолидации, становления феодальных общественных отношений. Его сюжетная основа - предания о времени великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого, его ближайших предков и преемников («Песнь о Роланде» и весь французский эпический «корпус», в который входит около ста памятников), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Носителями эпоса были бродячие народные певцы (французские «жонглеры», немецкие «шпильманы», испанские «хуглары»). У них эпос отходит от фольклора, хотя связей с ним не порывает, забывает о сказочной тематике ради исторической, в нем ярко развертывается идеал вассального, патриотического и религиозного долга. Эпос окончательно складывается в X-XIII вв., с XI в. начинает записываться и, несмотря на значительную роль феодально-рыцарского элемента, не утрачивает своей исконной народно-героической основы.

Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которые именовались трубадурами на юге Франции (Прованс) и труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии, пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке и через них - ко всей новоевропейской лирической поэзии. Зародилась она в Провансе в XI в. и затем распространилась по всей Западной Европе. В рамках этой поэтической традиции была выработана идеология куртуазности (от «куртуазный» - «придворный») как возвышенной нормы социального поведения и духовного строя - первая относительно светская идеология средневековой Европы. По преимуществу это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой, сатирой , политическим высказыванием. Ее нововведение - культ Прекрасной Дамы (построенный по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного любовного служения (построенная по образцу этики вассальной верности). Куртуазная поэзия открыла любовь как самоценное психологическое состояние, сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира человека.

В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман . Его родина - Франция XII в., а один из создателей и одновременно высочайший мастер - Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал Европу и уже в начале XIII в. обрел вторую родину в Германии (Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.). Этот роман соединял сюжетную увлекательность (действие, как правило, происходит в сказочной стране короля Артура, где нет конца чудесам и приключениям) с постановкой серьезных этических проблем (соотношение индивидуального с социальным, любви и рыцарского долга). Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону - драматическую духовность.

Третий массив средневековой словесности - литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент нравоучения и поучения, который приводит к созданию широкообъемлющих дидактических аллегорий («Роман о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна, около 1230-1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы простирается от монументального «животного» эпоса, где в качестве персонажей выведены император - Лев, феодал - Волк, архиепископ - Осел («Роман о Лисе», XIII в.), до небольшого стихотворного рассказа (французские фаблио, немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый театр, никак не связанные с античными, родились в церкви как осуществление скрытых драматических возможностей богослужения, но очень скоро храм передал их городу, горожанам, и возникла типично средневековая система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека). Средневековая драма явилась ближайшим источником драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона.

Средневековую литературу и средние века в целом принято оценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма. Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и неотделимая от процесса самоутверждения светских культур Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий штамп. Но культура средних веков - неотъемлемый этап всемирно-исторического прогресса. Человек средних веков знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих творениях. Средние века оставили нам непреходящие художественные ценности. В частности, утратив пластичность и телесность, свойственные античному видению мира, средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного мира человека. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», - писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский мыслитель. Средневековая литература при всей ее исторической специфике и при всех ее неизбежных противоречиях - шаг вперед в художественном развитии человечества.

Корни литературы Средневековья уходят в 4-5 столетия, в период, когда на руинах Римской империи создаются новые государственные объединения, сформированные варварскими народами. В период Средневековья зарождается новая, в сравнении с античностью, система эстетического мышления, созданию которой поспособствовало христианство, народное творчество «варварских» народов и влияние античности. Средневековое мышление отличается умением сочетать тонкую восприимчивость к разным экзотическим влияниям и систематическую разработку наследия прошлого, а также уникальное умение вновь открывать и применять древние наработки крестьянской, автохтонной культуры, сохранившиеся «под крылом» римской цивилизации.

Стоит подчеркнуть, что в Средние века на литературу очень глубокий отпечаток наложило религиозное мышление, оно также ввело в литературный оборот аллегорию и элементы символического восприятия действительности. В ассортименте литературы Средних веков было огромное количество жанров с церковным происхождением, к примеру, культовая драма, гимн, жития святых и прочее. Кроме того, с клерикальной литературой связаны зачатки историографии и обработка библейских легенд и мотивов.

В период с 11-го по 14-е столетие средневековую литературу можно связать с фольклором. Но не слишком буквально. Фольклорная песня или сказка внеличностные, в то время как главная черта литературного текста - это намеренная индивидуальность, неповторимость и четкая конкретность. Средневековые произведения того времени обладают некой двоякостью, то есть, некоторые тексты близки к литературному труду в современном понимании, а другие, такие как песни о деяниях, - ближе к фольклору. Впрочем, сам термин «фольклор» имеет способность относиться к двум различным реальностям, что зависит от того, какую социальную функцию они выполняют.

Классификация литературы Средних веков

Литературное искусство Средневековья делится на два этапа, которые связаны с характером социальных отношений, а именно: литература периода упадка родового строя и зарождения феодализма, которые припадают на 5-10-е столетия, а также литература стадии развитого феодализма в 11-15-х веках. Первый период характерен для памятников народного поэтического творчества, а второй классифицируется как литература феодально-рыцарская, народная и городская, которая появилась в двенадцатом столетии. Все выше перечисленные стихии существуют как параллельно, так и сложно переплетаясь, но все же основой для всей литературы Средних веков остаются произведения народной поэзии. Городская литература, начиная с 12-13-х веков, развивается очень быстро и стремительно и во многом впитывает в себя клерикальную литературу. В этом периоде разделение средневековой литературы становится более «размытым» и условным. Аскетическое мироощущение приглушается, а теплые тона отношения к миру становится ведущим.

В средневековой словесности отчетливо различаются три литератур-ных пласта:

    церковно-религиозная литература;

    рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества;

    городская литература.

Наиболее значительна среди них рыцарская литература, представлен-ная героическим эпосом, куртуазной лирикой и романом.

К самым ранним образцам средневекового эпоса относятся предания древних ирландцев - ирландские саги , возникшие во II - VI ве-ках и исполнявшиеся народными певцами, бардами. Особенно интересен цикл саг древнеирландского племени ýладов. Герой этих саг - богатырь Кухулин, «не имеющий равных среди смертных», который гибнет, защищая родную землю от чужеземцев.

Образец эпоса скандинавских (северогерманских) народов - «Стар-шая Эдда» , с примыкающими к ней исландскими сагами и поэзией скаль-дов , скандинавских поэтов из среды дружинников.

Дошедшая до нас в рукописи XIII века «Старшая Эдда» была названа так в отличие от «Младшей Эдды», ранее найденного трактата о твор-честве скальдов. Она состоит из мифологических, героических и морально-поучительных песен, излагающих житейскую мудрость раннего Средневековья. Цикл мифологических песен повествует о богах древних сканди-навов, áсах . Главным из них является Óдин (Вóдан, Вóтан у германцев), хозяин Вальхаллы. Одину подчинены воинственные валькирии, которые уносят в Валь-халлу павших воинов.

Из героических песен «Эдды» выделяется цикл песен о нифлунгах (нибелунгах) - сказочных карликах, обладателей золотого клада. Коварный бог огня Локи отнял этот клад, в результате чего золото нифлунгов, переходя из рук в руки, становится причиной кровавой распри, смерти героев, гибели целых племен. Сюжет этого предания лег в основу средневековой немецкой поэмы «Песнь о нибелунгах».

Итак, в эпосе раннего Средневековья отразился образ жизни древ-них варварских племен, а также их мифология, более суровая и мрачная в сравнении с греческой.

Эпос зрелого Средневековья - новая ступень в истории этого жанра. Его сюжетной основой явились предания о времени великого переселения народов («Песнь о нибелунгах»), о норманнских набегах (не-мецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого (французский эпос), о бо-рьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Истори-ческой же почвой стала эпоха государственной консолидации, формирова-ния феодальных общественных отношений.

Если в более ранних памятни-ках прославлялся героизм людей, борющихся за интересы своего рода и племени, то в эпосе зрелого Средневековья воспет герой, сражающийся за целостность и независимость своего государства. В нем меньше фан-тастики, почти отсутствуют мифологические элементы, на место которых выдвигаются идеи, связанные с христианской религией.

Во многом типична для зрелого Средневековья «Песнь о Роланде» - памятник героического эпоса Франции. Лучшая редакция этого произве-дения относится к XI веку.

Исторической основой поэмы стал неудачный поход Карла Великого против басков. На обратном пути через Пиренейские горы один из отрядов армии Карла Великого был атакован ночью в самом опасном месте, Ронсевальском ущелье, коренными жителями, басками. В «Песне о Роланде» это событие приобрело черты величественного подвига, а кратковременный поход превратился в длительную войну против арабов-мусульман во имя христианских идеалов и «милой сладостной Франции».

Жизнь, отраженная в поэме, это жизнь воинов. Основное место среди них занимает Роланд, племянник Карла - горячий, самоотвержен-ный, отдавший жизнь за родину и короля. Рядом с Роландом поставлены его друзья, сподвижники: рассудительный Оливье, епископ Турпен, ря-довые воины. Все они своим патриотизмом противостоят предателю Ганелону, виновнику гибели Роланда и его воинов.

В XII веке одно из самых видных мест в средневековой литературе заняла куртуазная лирическая поэзия .

«Куртуазный» (от французского « cour » - двор) означает «придворный», рыцарски-учтивый. Куртуáзия (куртуáзность) как комплекс моральных и эстетических норм носила подчеркнуто светский, внецерковный характер. Она предпо-лагала учтивость обращения, изящные манеры, умение вести беседу и ухаживать за дамами, играть на музыкальных инструментах и слагать стихи. Куртуазия стала знаменем рыцарской культуры, которая родилась на юге Франции, в Провансе в конце XI века.

Провансальские певцы-поэты трубадуры явились первыми куртуазными лириками Европы. В центре их творчества - влюбленный по-эт и объект его восторженного поклонения, Прекрасная Дама. Ее место в рыцарской лирике аналогично тому, какое в религиозной поэзии отво-дилось Мадонне. Она непременно хороша собой и недоступна. Как прави-ло, это замужняя женщина, поэтому куртуазная любовь - тайная, а еще тонкая, изысканная, которая проявляется в форме трепетного обожа-ния. Любовь заставляет средневекового поэта по-новому взглянуть на окружающий мир: он воспевает земную красоту, цветущую природу, а так-же воинскую доблесть, мужскую дружбу, героику крестовых походов.

Обычно трубадуры были одновременно авторами и текста, и музыки, а также исполнителями своих стихов. Они не декламировали, а пели их под аккомпанемент арфы или цитры. Если рыцарь не располагал вокальны-ми данными, он нанимал менестреля, который исполнял его песни.

Песня - кансона (канцона) - стала основной, наиболее универсаль-ной формой лирики трубадуров. Разновидностями кансоны были альба (ут-ренняя песня), серенада (вечерняя песня), баллада (плясовая песня), пасторела (о встрече рыцаря с пастушкой) и так далее. Воспевая земные чувства, средневековые поэты часто основывались на народной музыке.

Уже в середине XII века опыт трубадуров подхватили труверы северной Франции, а чуть позже немецкие миннезингеры («певцы любви»). Ведающимися представителями рыцарской поэзии были Бертран де Борн , Бернарт де Вентадорн , Джауфре Рюдель (трубадуры), Кретьен де Труа , Адам де ла Аль (труверы), Вальтер фон дер Фогельвейде , Вольфрам фон Эшенбах (миннезингеры).

Рядом с рыцарской лирикой расцвел рыцарский роман , который, как и лирическая поэзия, широко разрабатывал темы военных подвигов и любви. Главным источником рыцарских романов были кельтские народные сказания, в первую очередь, легенды о короле Артуре и рыца-рях Круглого Стола. Обычная рамка рыцарского романа - картины двора Артура как средоточия идеального рыцарства.

Издавна сложилось поэти-ческое представление о том, что нельзя сделаться совершенным рыцарем, не потрудившись при дворе короля Артура. Отсюда - паломничество всех героев к этому двору, а также включение самых разных сюжетов в общий артуровский цикл. Так, например, довольно рано в «артуриану» вошла легенда о Святом Граале, в котором видели и таинственный камень алхи-миков, и чашу, из которой ел и пил Иисус во время Тайной Вечери. Мо-тив поисков Грааля постепенно стал ведущим сюжетным компонентом артуровского романа, обогатив его христианской этической идеей.

Связана с артуровским циклом и прекрасная кельтская легенда о Тристане и Изольде, известная в большом количестве обработок, многие из которых погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. Самая замечательная из этих обработок - немецкий роман Готфрида Стра-сбургского (начало XIII века). Наряду с Готфридом Страсбургским, круп-нейшими мастерами рыцарского романа были вышедшие из среды труверов и миннезингеров Кретьен де Труа и Вольфрам фон Эшенбах (его имя прославила рыцарская поэма «Парсифаль» о чудесном рыцаре Лоэнгрине).

Начиная с XIII века, параллельно с рыцарской литературой развивает-ся литература города . В ней, как правило, отсутст-вует идеализирующий пафос, она ближе к быту. Диапазон жанров город-ской литературы простирается от своеобразного аллегорического эпоса о животных (знаменитый «Роман о Лисе», где в качестве героев выведены звери), до небольших стихотворных рассказов (французские фаблио, не-мецкие шванки и т.д.).

Лирическая поэзия города представлена творчеством вагантов (буквально - «бродячие люди»), озорных школяров, беглых мона-хов, безработных клириков, пополнивших ряды бродячих музыкантов при-мерно с XII века. В отличие от рядовых жонглеров, как правило, негра-мотных, ваганты знали латынь, и на этом ученом языке слагали свои песни, совершенно далекие от куртуазной манеры. Без всякого жеманст-ва здесь воспевалась плотская любовь, радости винопития, азартные игры, а также высмеивалась знакомая вагантам церковная среда.

МАОУ СОШ №81

Слайд 2

Средневековая литература - литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV-V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними произведениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410-428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII-XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы - в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV-XV и XVI веках.

Слайд 3

Средневековые жанрыЖанровое деление латинской литературы в целом воспроизводит античное. В «вернакулярных» литературах, напротив, идет бурный процесс жанрообразования.Стих и прозаПоявление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Слайд 4

Средневековая поэзияВ лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Куртуазная поэзия, как и всякое литературное направление, имеет свои жанры. Как правило, их разделяют на несколько групп: песни о крестовых походах – альба, баллада, романс, пасторела; ткацкие песни – кансона, сирвента; песни о неудачном замужестве – тенсона, плач. Теперь подробнее об этих жанрах:Альба – 1) Утренняя поэзия трубадуров. 2) Утренняя заря. 3) строфическая песня, описывающая расставание влюблённых утром, после тайного свидания. Часто А. принимает форму диалога.Пасторела – 1) В лирике трубадуров диалог рыцаря и пастушки. 2) лирическая песня изображающая встречу рыцаря и пастушки и их спор. Чаще всего П. представляет собой стихотворный диалог, которому предписано небольшое введение, описывающее встречу.Кансона – 1) Песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами, и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющие части стихи разной длины.Сирвента – строфическая песня, разрабатывающая политические или общественные темы, а также часто содержащие выпады поэтов против своих врагов. Тенсона – спор, разделённая игра, раздел, стихотворный спор двух поэтов, представляющий собой диспут на любовные, поэтические или философские темы.Плач – очень близок к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти важного сеньора или близкого человека. Баллада – первоначально в провансальской поэзии, небольшая незамысловатая песенка с рефреном для сопровождения танцев. Романс – небольшое лирическое стихотворение песенного типа обычно любовной тематики.

Слайд 8

Омар Хайям – сочетание науки и искусства Годами жизни обладавшего поразительной мудростью и невероятным складом ума Омара Хайяма, называют промежуток времени от 18 мая 1048 г. до 04 декабря 1131 г. н. э. Родился великий поэт в небольшом городке Нишапур, расположенном в местечке Хорасан (теперешняя провинция Ирана). Помимо написания великолепных стихов, в которых Омар Хайям выступает как интересный собеседник, дающих житейские советы, поэт также был гениальным математиком, астрономом и философом своего времени. Однако на тот момент его труды не нашли практического применения, в результате чего его имя не связывают с какими-либо открытиями в данной сфере. Еще при жизни Омаром Хайямом была написана книга «Алгебра», и только значительно позже (в 19-ом веке), ученые-математики были удивлены тем, насколько точно определил поэт многие математические законы.

Слайд 9

Родоначальник поэзии эпохи Возрождения – Франческо Петрарка Великий поэт средневековья Франческо Петрарка был рожден 20 июля 1304 г. в одном из итальянских городов – Ареццо. Его отцом был флорентийский нотариус, изгнанный вместе с Алигьери в связи с приверженностью к партии «белых». Одно из великих произведений, написанных Петраркой – «Книга песен» – стала образцом европейской лирики. Главной отличительной чертой Франческо Петрарки были его способность любить и необходимость быть любимым. Помимо этого, Петрарка крайне дорожил дружбой. Вообще, современники отмечали, способность Петрарки чересчур близко воспринимать окружающую его действительность. О любви этого величайшего поэта к Лауре написано немало книг. Увидев ее впервые, Франческо Петрарка сразу же почувствовал непреодолимую тягу к ней. Впоследствии он пронес данное чувство сквозь всю свою жизнь. Пронесшаяся по Европе в 1348 году эпидемия чумы унесла жизнь возлюбленной Петрарки. Ее смерть поэт воспринял как крушение всей своей жизни

Слайд 10

Загадочный автор «Декамерона» – Джованни Боккаччо Появление на свет одного из всемирно известных итальянский писателей – Джованни Боккаччо, окутано завесой тайны. Датой его рождения считают 1313 год, датой смерти называют 1375. По одной версии Боккаччо был рожден в Париже, в результате случайных отношений между флорентийским купцом и знатной француженкой королевского происхождения. По другой версии местом его рождения называют Флоренцию или Чертальдо, где у его отца находилось собственное имение. Единственным точным фактом его рождения является то, что он был незаконнорожденным ребенком.

Слайд 11

Вечные споры о великом Франсуа Рабле Франсуа Рабле был рожден в 1494 году в маленьком городке Шиноне, что расположен в живописной долине реки Луары во Франции. О семье Рабле известно, что мать его умерла очень рано, а отец был землевладельцем и адвокатом (иные версии гласят, что отец Рабле был аптекарем или владел небольшим кабачком). В молодости Франсуа Рабле перепробовал несколько профессий. Он успел побывать и монахом, и священником, и даже врачом. Но истинное свое призвание Рабле видел в литературе. Соотечественники писателя относились к нему по-разному. Некоторые считали его непристойным и даже греховным. Но большинство все же сходилось во мнении, что Франсуа Рабле гениальный писатель, один из создателей мировой французской литературы.

Слайд 12

«Дон Кихот» своего времени – Мигель де Сервантес Сааведра Поэт и писатель с несчастливой судьбой – Мигель де Сервантес Сааведра появился на свет в 1547 г., в испанском городке, названным Алькала-де-Энарес. О раннем периоде жизни писателя мало что известно. На протяжении всего существования, Сервантес был крайне беден. Большую часть жизни он посвятил служению в армии, участвовал во многих военных компаниях и морских сражениях.

Посмотреть все слайды

Литература раннего средневековья Англосаксонская литература V-XI веков

Древнейший период английской литературы относится к V-XI вв. нашей эры. Его начало связано с вторжениемна территорию Британии в середине V в. англосаксов и ютов - племен германского происхождения; конец периода датируется 1066 г., когда произошла битва при Гастингсе, завершившаяся завоеванием Британских островов норманнами.

На протяжении этих шести веков были созданы наиболее ранние из дошедших до нас литературных памятников. Они написаны на англосаксонском языке, на основе которого развивался английский язык.

До прихода англосаксов Британские острова подвергались неоднократным нашествиям племен с европейского континента. В VI в. до н. э. В Британию вторглись кельты. В I в. н. э. Британия была завоевана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть до V в. Затем произошло вторжение англосаксов. Они оттеснили кельтов в западные и северо-западные части острова и обосновались в южных, центральных и восточных районах Британии.

Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и свою культуру, дальнейшее развитие которых протекало в условиях разложения родового строя и становления феодальных отношений.

Англы, саксы и юты образовали семь королевств (Суссекс, Эссекс, Уэссекс, Восточная Англия, Нортумбрия и Мерсия), каждое из которых стремилось господствовать над остальными. Укреплению государственного строя страны способствовали процесс централизации власти и принятие христианства (VI век).

Распад родового строя и становление феодализма сопровождались классовой дифференциацией общества. Отношения англосаксов с кельтами носили характер глубокой национальной вражды. Последующая история Англии, как назвали покоренную ими страну англосаксы, определила новые и более сложные формы взаимодействия этих народностей и их культур. Кельтские сказания легли в основу средневековых рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, они явились источником, из которого черпали вдохновение и сюжеты своих произведений поэты последующих веков.

Сохранились памятники рунической письменностианглосаксов(надписи на мечах и предметах домашнего обихода, надписьнавысеченном из камня кресте у деревни Рутвелл в Шотландии). Известно о существовании песен, исполнявшихся во время свадебных и погребальных обрядов, в процессе труда, во время военных походов. Сказания, легенды и песни передавались из рода в род. Их исполняли певцы, имевшиеся в каждом племени.

Различались певцы-поэты (скопы), являвшиеся творцами исполняемых ими песен, и певцы-исполнители (глимены), которые пели песни, созданные другими.

Языческие жрецы запрещали записывать поэтические произведения; их запись начала осуществляться учеными монахами после принятия христианства. Но записано было далеко не все; многие записи не сохранились, а многие неоднократно изменялись в дальнейшем и подвергались христианизации.

Датировка сохранившихся памятником представляет значительные трудности. Точные даты создания многих произведений не установлены. Время возникновения памятника, его первоначальная запись и появление сохранившейся до настоящего времени редакции не всегда совпадают.

Так, самое значительное из сохранившихся произведений средневековой поэзии – поэма Beowulf – дошла до нас в списках Х в., а возникновение этого памятника относится примерно к VIII в. Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833г.

Beowulf – один из образцов средневекового героического эпоса. Поэма возникла на основе старинных германских преданий, относящихся к языческим временам. Эти предания появились в среде германских племен задолго до их переселения на территорию Британии. Действие поэмы происходит на берегах Балтийского моря, и в поэме нет упоминания о Британии.

Beowulf повествует о приключениях отважного геатского витязя Беовульфа, избавившего Данию от страшного морского чудовища Гренделя.

По своему составу поэма о Беовульфе - явление сложное. Дошедшая до нас редакция свидетельствует о том, что положенные в основу повествования сказочные мотивы были переработаны впоследствии в соответствии с принципами героической эпопеи. Мотивы сказаний времен раннего средневековья (описания сражений с морскими чудовищами и драконом, имеющие параллели с народных сказках и исландских сагах) сочетаются в поэме с элементами, свидетельствующими о более поздней переработке их в духе христианской религии. Из текста поэмы исчезли имена языческих богов, но упоминаются библейские имена (Авель, Ной) и библейские предания (о потопе); Грендель назван потомком Каина, а морские чудовища - исчадием ада; в уста Беовульфа вложены наставления христианского характера. В поэме неоднократно упоминается о вмешательстве бога в происходящие события (Беовульф побеждает чудовище, потому что этого желает бог); в первую часть поэмы включены строки о сотворении мира и о божественном начале.

И все же дух поэмы находится в явном противоречии с позднейшими наслоениями и вставками. Языческо-мифологическая основа произведения очевидна. Насыщающая поэму фантастика отражает мифологическое осмысление истории и взаимоотношения племен в период раннего средневековья. Люди показаны в их столкновении с грозными силами природы, представленными в образах моря, дракона и прочих чудовищ. Беовульф воплощает черты, дающие представление об идеале средневекового воина, о герое, в котором идеальное не отделено от земного. В облике Беовульфа сказались народные представления о герое, укрощающем силы природы.

Некоторые части поэмы не связаны с Беовульфом, но содержат сведения о жизни германских племен и включают подробности из истории королевских семей геатов, что делает поэму привлекательной с точки зрения истории.

Своеобразны также ритмический строй и поэтическая речь поэмы. Широко используется прием параллелизма, характерный для большинства эпических памятников. Многократные повторения одного и того же мотива акцентируют определенные эпизоды сюжета и углубляют их внутренний смысл. Прием повтора применяется и при подборе эпитетов.

Язык поэмы поражает богатством метафорических названий-характеристик. Море называется “дорогой китов” (whale-road), меч обозначается как “свет битвы” (light of battle); женщина названа “прядильщицей мира” (реасе-weaver), “украшением жилища” (dwelling-ornament).

Важная роль принадлежит отступлениям. Они выполняют различные функции; знакомят с предысторией героев, предсказываютих будущее, дополняют сюжет, уточняя отдельные эпизоды. В поэме передан местный колорит: воспроизведены черты природы Скандинавии и Англии.

Как и другие памятники англосаксонской литературы, песнь о Беовульфе написана аллитерационным стихом. Его особенность состоит в наличии четырех ударений в стихе (по два в каждом полустишии) и в повторении одинаковых звуков в начале ряда слов, составляющих стих (строку); при этом ударение падает на слоги, начинающиеся с одинаковых звуков.

Подобные повторы играют организующую роль в стихе, являясь одним из видов начальной рифмы. Стих с конечной рифмой пришел на смену аллитерационному стиху много позже.

Помимо “Беовульфа” сохранились образцы лирической англосаксонской поэзии. Это небольшие стихотворения “Сетования жены” (The Wife’s Lament, примерно VIII в.), “Послание супруга” (The Husband’s Message), “Странник” (The Wanderer) и др. Эти стихи вошли в рукописный Эксетерский кодекс (Exeter Вооk), относящийся к середине XI в.; точная датировка стихотворении затруднена. Стихотворения интересны и значительны силой переданных в них чувств, богатством эмоций и переживаний. В этих произведениях созданы яркие картины природы, бушующего моря, темного леса.

С конца VI в. в связи с распространением католичества в Англии развивается христианско-церковная литература на латинском языке. Ее центрами становятся монастыри в Кенте, Уэссексе, Нортумбрии, бывшие в средние века очагами науки и культуры. С монастырями была связана деятельность таких представителей христианской религиозной поэзии на англосаксонском языке, как Кэдмон (Caedmon, VII в.) и Кюневульф (Сynewulf, VIII-начало IX в.). Большое значение имела деятельность прозаика, ученого и историка Беды, прозванного Достопочтенным (Bede Venerabilis, 673-735). Ему принадлежит создание “Церковной истории английского народа” (Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum, 731), включающей ценные сведения из истории Англии, легенды и предания англосаксов. Он является автором первых трудов филологического характера: “Об орфографии” (De Orphographia) и “0б искусстве стихосложения” (De Arte Metrica).

Основоположником литературной прозы на англосаксонском языке считают короля Уэссекса Альфреда (Alfred, ок. 849- ок. 900). Он известен как переводчик на англосаксонский язык латинских трудов и как создатель ряда оригинальных произведений. Труды по истории и вопросам законодательства, которые не являются художественными произведениями в прямом смысле этого слова, оказали влияние на последующее развитие англосаксонскойпрозы.

Развитие литературы в норманнский период.

Особенности развития английской литературы в периодXI-XIII вв. связаны с завоеванием страны норманнами.

Выходцы из Скандинавии, норманны задолго до вторжения в Англию обосновались на северо-западе Франции, восприняв язык и культуру этой страны. В 1066 г. под предводительством герцога Вильгельма они вторглись в Британию и в битве при Гастингсе одержали победу над англосаксонскими войсками.

Нормандское завоевание положило начало новому периоду в истории Англии.

Официальным языком в стране стал французский. На нем говорил правящий класс; он употреблялся в парламенте, суде, школах, на нем говорили те слои населения, которые переселились из Франции. Коренное население говорилонаанглосаксонском языке, претерпевшем после нормандского завоевания значительные изменения. В церковных кругах пользовались латынью.

Трехъязычие сказалось на развитии литературы. Возникали литературные произведения на латинском, французском и англосаксонском языках. На латинском языке писались научные труды, исторические хроники, антицерковные сатиры. Литература на французском языке была представлена рыцарской поэзией. На англосаксонском языке от этого периода сохранились произведения народнопоэтического творчества, а также ряд поэм, стихотворений и рыцарских романов, относящихся к XIII-XIV вв. Лишь в -XIV в. в связи с формированием английской нации английский язык стал основным литературным языком.

Среди памятников литературы (XI-XII вв.) на латинском языке важное место принадлежит трудам по истории Британии. Таковы “Новейшая история” (Historia Novorum) англосаксонского монаха Эдмера Кентерберийского, “История английских королей” (Historia Regum Anglorum), написанная библиотекарем монастыря в Мальмсбери Уильямом Мальмсберийским, “История Англии” (Historia Anglorum) Генриха Гентингдонского.

Особое значение для дальнейшего развития средневековой литературы имела “История бриттов” (Historia Britonum, 1132- 1137) Гальфрида Монмаугского, содержащая наиболее раннюю обработку кельтских легенд о короле Артуре, которые несколько позднее станут достоянием других европейских литератур. В многотомной “Истории бриттов” впервые появляются образы короля Артура, волшебника Мерлина, феи Морганы, королевы Джиневры и отважных рыцарей, которые займут столь важное место в рыцарской поэзии на французском и английском языках. Отсюда берут свое начало романы артуровского цикла. Здесь впервые двор короля бриттов изображен как центр доблестного рыцарства, воплощающего идеалы благородства, а полулегендарный Артур показан мудрым и могучим правителем. Гальфрид Монмаутский сделал первую литературную обработку легенды о короле Лире и его дочерях. В конце XII в. появился труд Гальфрида Англичанина о правилах стихосложения (Nova Poetria), представляющей интерес как ранний образец трактата об основах поэтического искусства.

На латинском языке в XII-XIII вв. создаются также произведения сатирического характера. К их числу относятся пятитомные сочинения Вальтера Мапа “О забавных разговорах придворных” (De Nugis Curialium). Мап использовал в своей книге и пересказы произведений фольклорного характера (легенды, саги, песни).

Народное сатирическое творчество представляла среда низшего духовенства. Бродячие клирики и школяры - ваганты - слагали вольнодумные стихи на латинском языке, подвергая осмеянию католическую церковь, нравы ее служителей, и воспевали радости жизни. В среде вагантов сложился образ некоего епископа Голия, любителя поесть и выпить, который и выдавался за автора этих гедонистических и дерзких песен. Отдельные произведения голиардической поэзии явились откровенной пародией на культовые церковные песни. В произведениях этого рода латинский язык постепенно вытеснялся английским.

Важное место в литературе Англии в период XI-XIII вв. занимают произведения на французском языке, который был представлен нормандским диалектом старофранцузского языка. Одни из них были завезены из Франции, другие создавались на территории Англии. Известностью пользовалось крупнейшее произведение французского народного героического эпоса “Песнь о Роланде”. Были распространены стихотворные хроники, содержащие описания родословных нормандских герцогов.

В XII в. французская литература в Англии переживала период расцвета. Ее представляли такие писатели как Вас, Бенуа де Сент-Мор, Роберт де Боррон, Мария Французская.

В стихотворных романах “Брут” (Brut) и “Роман о Ру” (Roman de Rou) Вас рассказывает историю норманнов. В “Романе о Ру”, состоящем из четырех частей, он повествует о завоевании Нормандии викингом Ролло. Его повествование изобилует историческими деталями и подробностями. Он также обращается к англосаксонскому эпосу о короле Артуре, пересказывая его на свой лад.

С рыцарской поэзией связано творчество поэтессы Марии Французской. Сюжеты своих произведений она черпала из кельтского фольклора, разрабатывая их в форме поэтических новелл. О любовных переживаниях Мария Французская пишет задушевно и просто, глубина и естественность чувств значат для нее много больше, чем условность куртуазной формы их выражения.

Рыцарская поэзия возникла в европейских странах в среде феодального дворянства, при дворах феодальных сеньоров. Ее родиной был Прованс (юг Франции), достигший уже в XI в. больших успехов в политическом и культурном развитии. Она явилась выражением новой, светской морали, противопоставлявшей себя аскетической религиозной морали. В рыцарской среде сложились определенные нормы куртуазного (изысканного) поведения, согласно которым рыцарь должен был быть бескорыстным и честным, благородным по отношению к слабым и беззащитным, преклоняться перед прекрасной дамой и служить ей так же верно, как вассал служит своему сеньору.

Провансальские поэты - трубадуры воспевали возвышенные чувства рыцарей; их поэзия связана с культом служения даме. Создаваемый поэтами идеальный образ рыцаря не соответствовал реальной действительности: в нем было много условного и надуманного. Однако проявившееся в лирике трубадуров стремление передать мир любовных переживаний и чувств явилось плодотворным для последующего развития поэзии.

Идеалы феодального общества получили свое отражение и в рыцарском романе. На английском языке первые рыцарские романы появились в XIII в. В конце XIV в. создан наиболее известный английский рыцарский роман “Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь” (Sir Gawain and the Tree Knight). Героями этого поэтического произведения являются рыцари, превыше всего ставящие свою честь и рыцарское достоинство. Таков король Артур и его приближенные, таков и появляющийся однажды при дворе Артура таинственный Зеленый рыцарь. Нарушение слова трактуется как недозволенное и недостойное рыцаря отступление от принятых правил поведения. Основной конфликт повествования связан с нарушением слова сэром Гавейном и его последующим раскаянием.

Источником повестей о короле Артуре явились кельтские легенды. Полулегендарный персонаж стал героем многих средневековых преданий. Образ короля Артура объединил большой цикл рыцарских романов, трансформируясь и изменяясь в различные исторические эпохи.

На основе легенд о короле Артуре созданы романы “Артур” (Arthur), “Артур и Мерлин” (Arthur and Merlin), “Ланселот Озерный” (Lancelot of the Lake) и др. Предания о его подвигах были популярны не только в рыцарской, но и в народной среде. Существовало поверье, что король Артур восстанет из гробницы и вернется на землю.

C легендами о короле Артуре и его рыцарях связаны сюжеты многих французских и английских романов. Наряду с рыцарями действуют волшебник Мерлин и фея Моргана. Сказочный элемент придает особую занимательность повествованию.

Перекликаясь в сюжетном отношении с французскими рыцарскими романами, английские романы артуровского цикла имеют свои особенности. Французским романам свойственна большая изысканность; тема куртуазной любви занимает в них основное место и разработана с особой тщательностью. В английских вариантах при разработке аналогичных сюжетов сохраняются эпическое и героическое начала, характерные для легенд, послуживших источниками их создания; в гораздо большей степени передано ощущение реальной жизни с ее жестокостью, грубыми нравами, с ее драматизмом.

В 60-х годах XV в. Томас Мэлори (Thomas Malory, ок. 1417- 1471) собрал, систематизировал и обработал романы артуровского цикла. Он пересказал их содержание в книге “Смерть Артура” (Morte d’Arthur, 1469), которая в 1485 г. была напечатана издателем Кэкстоном и сразу же стала популярной. Книга Мэлори - наиболее значительное произведение английской художественной прозы XV в. Свободно обращаясь с источниками, сокращая длинноты, умело комбинируя занимательные приключения, привнося многое от себя, Мэлори великолепно передает дух куртуазных рыцарских романов. Он увлекательно излагает историю жизни и подвигов короля Артура и его рыцарей, объединяя в своей книге то лучшее, что было свойственно и французским, и английским рыцарским романам.

Легенды и романы артуровского цикла привлекали к себе внимание писателей последующих эпох. Э. Спенсер, Дж. Мильтон, Р. Саути, В. Скотт, А. Теннисон, У. Моррис и др., интерпретируя сюжеты и образы произведений средневековья в соответствии со своими взглядами и требованиями.

Литература XIV века

XIV век - период больших изменений и сдвигов в жизни Англии. В это время происходит процесс формирования английской нации и ее языка. В истории литературы - это век Ленгленда и Чосера, творчество которых отразило наиболее характерные черты жизни и культуры того времени. Ленгленд всецело связан с культурой средневековья; Чосер - последний поэт среднихвекови предвестник эпохи Возрождения в Англии.

Оба поэта были современниками и свидетелями больших социальных потрясений и бедствий в жизни их родины; особенно значительными из них явились Столетняя война с Францией (1337-1453), эпидемии чумы, прокатившиеся по стране и опустошившие многие из ее районов, и крестьянское восстание 1381 г.

Религиозно-реформаторские идеи выдвигаются в трактатах Джона Уиклифа (John Wyclif, 1324-1384). Деятельность Уиклифа и его последователей - лоллардов - была связана с обличением римско-католической церкви. Уиклиф выступал против ряда религиозных догматов, осуждал порочность католического духовенства. Он утверждал право каждого самостоятельно толковать Библию. Его перевод Библии с латинского на английский язык (1382-1384) получил широкое распространение и имел важное значение для развития английского литературного языка.

XIV век - эпоха напряженной борьбы различных тенденций в формирующейся национальной литературе Англии.

Обратившись к жанру средневековой дидактической аллегории, Уильям в своем “Видении о Петре Пахаре” выразил настроение народных масс в годы, предшествующие крестьянскому восстанию 1381 г.

Английская литература обогащалась и в идейном и в жанровом плане. Крупнейшие писатели XIV в. – Ленгленд, Гауэр, Чосер, - разрабатывают традиционные средневековые сюжеты и насыщают их современным содержанием. Жанровое многообразие английской литературы включало в себя аллегорические дидактические и рыцарские поэмы, баллады и мадригалы, послания и оды, трактаты и проповеди, поэмы-видения и венчающие творчество Чосера “Кентерберийские рассказы”, вобравшие в себя все разнообразие жанров того времени.

В большей степени, чем в предшествующие столетия, обнаруживаются связи английской литературы с явлениями культурной жизни европейских стран, особенно Франции и Италии.

Принципиально важное значение имел процесс утверждения национального английского языка. Если современник Чосера Джон Гауэр был поэтом трехъязычным и творил на французском, латинском и английском языках, то величайшее значение деятельности Чосера заключалось в утверждении единого английского литературногоязыка, в основу которого был положен лондонский диалект.

Художественное богатство лучших творений английских писателей XIV в. определило их значение для последующего развития национальной литературы Англии. Поэма Ленгленда “Видение о Петре Пахаре” вдохновляла писателей и общественных деятелей в период Реформации и в годы английской буржуазной революции XVII в. Следы ее влияния обнаруживаются в “Потерянном рае” Мильтона; с поэмой Ленгленда перекликается роман Джона Беньяна “Путь паломника”. Большой популярностью в XV и XVI вв. пользовалось творчество Джона Гауэра. Его поэма “Исповедь влюбленного” (Confessio Amantis, 1390) стала источником, к которому в поисках сюжетов обращались многие писатели (Шекспир при создании “Перикла”, Бен Джонсон при создании комедии “Вольпоне”). Что касается творчества Чосера, то его роль в развитии последующей английской литературы особенно велика. Из произведений Чосера заимствовали сюжеты Шекспир и его современники; под влиянием Чосера Спенсер создал строфу “Королевы фей”; Чосером увлекались крупнейший поэт английской революции XVII в. Мильтон, поэты-романтики Байрон и Ките, писатель-социалист У. Моррис.

Народная поэзия. Баллады XIV-XV веков

Народная поэзия – один из важнейших источников развития литературы. Мотивы, сюжеты и образы народного творчества вошли в литературу уже в раннюю пору ее существования. На основе народного творчества развивалась и английская литература. Ее обогащали традиции героического эпоса и народных песен в ней звучали бытовавшие в народной среде предания и легенды. С появлением книжной литературы народная поэзия не прекратила своего существования и не утратила значения.

Образцы народного творчества, созданные на территории Англии в период раннего средневековья, сохранились в далеко не в полном виде, но памятники народной поэзии XIV-XV вв. представлены широко. XIV-XV вв. – это эпоха расцвета английской и шотландской народной поэзии. Наиболее распространенные жанры ее - песня и баллада.

Баллада - это сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом. Баллады предназначались для хорового исполнения, сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. Баллада возникла в результате коллективного народного творчества, личности певца она не отражает. В связи с этим вопрос об индивидуальном авторстве не ставится.

Приемы построения баллады, ее ритмические особенности и стилистические признаки являются весьма устойчивыми. Баллада написана рифмованным стихом, делится на строфы, сопровождающиеся припевом (рефреном). Каждая строфа обычно состоит из четырех строк; первая и третья строки не рифмуются и заключают в себе по четыре ударения; вторая и четвертая рифмуются и заключают по три ударения. Число неударных слогов в строке может быть произвольным.

Как и в песнях, в балладах используются постоянные эпитеты, сравнения и повторы. Характерны, например, такие постоянные образы, как смелый рыцарь, русоволосая девушка, молодой паж, переходят из одной баллады в другую. Многие баллады начинаются традиционными зачинами, содержащими обращение к слушателям.

В отличие от песни лирическое ”я” рассказчика в балладе не раскрывается. Баллада имеет повествовательный характер и не содержит комментариев, даваемых от лица повествователя. Определенное настроение создается у слушателя драматизмом повествования, насыщенностью и напряженностью действия, многозначительностью повторов. Сама манера передачи событий имеет свои особенности: при отсутствии описательного элемента внимание сосредоточено на кульминационных моментах действия.

По своим сюжетам баллады делятся на исторические, легендарные и бытовые. К историческим принадлежат баллады эпического характера, посвященные таким событиям, как военные столкновения англичан и шотландцев на пограничной полосе, феодальные распри, англо-французские войны.

Особой популярностью пользовались баллады о легендарном Робине Гуде.

Баллады о подвигах Робина Гуда составили циклы: “Малая песнь о деяниях Робина Гуда” (The Little Geste of Robin Hood) и более поздний цикл “Деяния Робина Гуда” (A Geste of Robin Hood). Эти своды печатались на протяжении XV-XVI вв. В них обнаружилась тенденция к слиянию отдельных баллад в эпически цельное произведение. Однако помимо “сводов” существовало множество самостоятельных баллад и песен о Робине Гуде.

Большую часть составляют баллады лирико-драматического характера. В них рассказывается о любви и ненависти, о семейной вражде и ревности. Стихия чувств, глубина переживаний создают атмосферу драматической напряженности. Сила страстей и непосредственность их проявления порождает остроту ситуаций.

Таковы баллады “Две сестры” (The Two Sisters), “Чайлд Уотерс” (Child Waters), “Леди Изабел” (Lady Isabel), “Трагедия Дугласов” (The Douglas Tragedy), “Жестокий брат” (The Cruel Brother) и др.

Средневековые баллады привлекали внимание многих писателей последующих эпох и оказали большое влияние на развитие английской литературы. Мотивы и тексты народных баллад использованы Шекспиром (лесные разбойники в “Двух веронцах”, песнь Дездемоны – “Песнь об иве” - в “Отелло”).

Особый интерес возник к балладам в эпоху предромантизма. В XVIII в. началась запись и систематизация памятников английского и шотландского фольклора. Особенно полно его образцы представлены в сборниках, составленных В. Скоттом (“Песни шотландской границы” - Minstrelsy of the Scottish Border, 1802-1803) и Ф. Чайлдом (“Английские и шотландские баллады” - The English and Scottish popular ballads, 1882- 1898). В 1765 г. был издан сборник Т. Перси “Памятники древней английской поэзии” (Reliques of Ancient English Poetry).

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поделиться