А зори здесь тихие зенитчицы. А зори здесь тихие (повесть)

«А зори здесь тихие…» - произведение, написанное Борисом Васильевым, о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны.

Глава 1 «А зори здесь тихие…»

Май 1942 года. На 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки. Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Баскова стали только пить и гулять…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики — молоденькие девушки.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не по уставу.

Глава 2 «А зори здесь тихие…»

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женя открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита пришла в себя.

Их подругой становится заморыш Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3 «А зори здесь тихие…»

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она рассказывает об этом коменданту разъезда. Старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить.

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4 «А зори здесь тихие…»

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, как во сне.

Глава 5 «А зори здесь тихие…»

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились утром: но их оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6 «А зори здесь тихие…»

Понимая, что пять девушек с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, что получить подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все думали, что самое страшное миновало…

Глава 7 «А зори здесь тихие…»

Лиза спешила, думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Она увязла в болоте и утонула.

Глава 8 «А зори здесь тихие…»

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится крик. Догадываясь, что может означать этот звук, Федот зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9 «А зори здесь тихие…»

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч страдал из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10 «А зори здесь тихие…»

Все похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11 «А зори здесь тихие…»

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, он спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12 «А зори здесь тихие…»

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются - с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13 «А зори здесь тихие…»

Немцы вышли на берег, и бой начался. Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. Казалось Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14 «А зори здесь тихие…»

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал.

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Действие происходило в мае 1942 года в российской глубинке. На 171-м железнодорожном разъезде велись позиционные бои. После немецких бомбежек поезда там перестали останавливаться, уцелело всего 12 дворов. Во всех частях страны шла отечественная война. По сравнению с другими разъездами, на 171-м был «курорт». Командиром разъезда был назначен старшина Федот Евграфыч Васков . Несмотря на то, что у него было только 4 класса образования, он был опытный командир. Жена его оставила и ушла к полковому ветеринару, а сын вскоре умер. Солдаты, прибывающие на разъезд, со временем расслаблялись и начинали «пить да гулять». Командиру это не нравилось, и он все время писал рапорты с просьбой прислать ему «непьющих» бойцов.

В конце концов, прислали ему девушек-зенитчиц. Сначала Васков даже не знал, как ими командовать, а они посмеивались над ним. Старшей по взводу была Рита Осянина . Её мужа убили немцы на войне, а сын Альберт жил у ее матери. Сама Рита выучилась в полковой зенитной школе и мечтала отомстить за мужа. Она всей душой ненавидела немцев. К девушкам своего отделения относилась строго и вообще держалась особняком. Вскоре в отделение прислали новенькую - стройную красавицу Женю Комелькову .

Судьба этой рыжеволосой девушки сразу же перечеркнула «исключительность» Риты, которая после общения с Женькой немного оттаяла и стала мягче. Родных Женьки расстреляли год назад на ее глазах. После этого она пошла на фронт, где за ней ухаживал женатый полковник Лужин. Когда это дошло до начальства, за полковника всерьез «взялись», а Женю отправили в другой, более подходящий отряд. По натуре она была общительной и веселой. С ней даже суровая Рита улыбалась и пела песни. В отряде ее сразу полюбили.

Вскоре заговорили о переводе отряда на разъезд. Рита попросила отправить ее отделение, так как недалеко от разъезда жили ее мать с сыном. Она хотела хоть иногда навещать их, носить им продукты. Как-то, возвращаясь от них на рассвете, она заметила двух немцев в лесу. Она доложила об этом Васкову, а тот приказал собрать отряд и направиться к железной дороге. Решено было идти коротким путём, который лежал через болота. С собой он взял Риту, Женьку и еще трех девушек - Соню Гурвич , Галю Четвертак и Лизу Бричкину . Судьбу этих девушек нельзя было назвать легкой.

Лиза была дочерью лесника с Брянской области. Всю жизнь она ухаживала за больной матерью, из-за чего даже школу не смогла окончить. Однажды у них гостил охотник, который пообещал помочь Лизе с поступлением в техникум и местом в общежитии. Но так и не успевает Лиза поступить на учебу, так как началась война и она попала в зенитную часть. Ей нравится старшина Васков за немногословность и «мужскую основательность».

Соня Гурвич была из большой и дружной семьи. Она была из Минска, но училась один год в Московском университете. Там же она встретила свою первую любовь, но он ушел добровольцем на фронт. Соня хорошо знала немецкий и хотела стать переводчицей. Но переводчиков хватало, поэтому ее взяли в зенитчицы. Её семья так и осталась в Минске, но скорее всего никто из них не выжил. Галя Четвертак была из детского дома. Училась в библиотечном техникуме, а на третьем курсе началась война.

Сам Васков был 32 лет отроду, но чувствовал себя намного старше, так как стал кормильцем семьи уже в четырнадцатилетнем возрасте. Когда ему было 20, он пошел в армию и с тех пор свято чтил устав. Все в жизни мог пояснить с помощью устава. Он как старшина знал свое место: старше рядовых, ровня майорам и младше любого полковника. Жена у него была легкомысленной, гулящей. Когда он с ней развелся, то сына своего отсудил и отправил к матери. Но мальчик умер еще до войны.

Перед тем, как отправиться к Синюхиной гряде Васков обучил девушек, как правильно наматывать портянки и как давать условные сигналы. Отрядом они перешли трясину и благополучно добрались до озера. Затаившись там, стали ждать немцев. Поутру те появились, но их было не два, а целых шестнадцать. Пока они не добрались до отряда Васкова, он отправляет Лизу, как самую способную, за помощью к своим. Но по дороге Лиза оступилась и утонула в болоте. Об этом никто не знал и все ждали подмогу.

Тем временем Васков решает обхитрить немцев, чтобы выиграть немного времени до прихода подкрепления. Изображая лесорубов, всем отрядом они громко поют, жгут костры, рубят деревья. Напуганные немцы меняют маршрут и идут к Легонтову озеру, а отряд меняет место расположения. На прежнем месте Васков оставил свой кисет, за которым отправилась Соня. Однако по дороге она наткнулась на двух немцев и погибла. Васков с Женькой догнали этих немцев и убили их.

Вскоре оставшиеся в живых бойцы натыкаются на остальных немцев и завязывается встречный бой. Отряд, загородившись кустами и валунами, нападает первым и немцы отступают. Галя боится идти дальше, так как смерть Сони оставила в ее душе неизгладимый след. Девушки обвиняют ее в трусости, но старшина берет ее с собой в разведку, для поднятия духа. Он считает, что это не трусость, а банальная растерянность. Напуганная Галя по приказу Васкова прячется в кустах, но в самый ответственный момент выдает себя и бросается прямо на автоматчиков. Ее убивают.

Старшина решает, во что бы то ни стало спасти других девушек и с трудом убегает от пуль немцев. Сквозь окутанный туманом лес он добегает до болота, в котором замечает юбку Лизы и понимает, что она утонула. Теперь помощи ждать было неоткуда. Наткнувшись на двух часовых немцев, он убивает одного из них и двигается дальше в поисках Риты и Жени. Им предстоит последний бой, не из легких. Во время неравной борьбы было убито несколько немцев и смертельно ранена осколком гранаты Рита. Пока Васков оттаскивает ее в безопасное место, Женька отстреливается и уводит немцев в другую сторону. Ее убивают.­

Рита, понимая, что ее рана смертельна, не хочет мучиться от боли и просит у Васкова пистолет и стреляет себе в висок. Перед смертью она просит позаботиться о ее сыне. Похоронив девушек, он направляется в лагерь немцев. Одного из них он убивает, а остальных берет в плен. Раненный в руку старшина, из последних сил, ведёт пленных к своим, и теряет сознание, когда видит бегущих навстречу бойцов Красной армии. Как и просила Рита, он берет на себя ответственность за ее сына Альберта и усыновляет его. Спустя много лет они вдвоем приехали на место, где погиб весь отряд и поставили отважным девушкам памятник.

А зори здесь тихие. Повесть, которая принесла своему автору, Борису Львовичу Васильеву настоящую известность. Написанная в 1969 году, она практически сразу была напечатана в журнале «Юность». Уже через год произведение перенеслось на сцену театра. В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» была экранизирована. В данной повести автор разворачивает перед читателем историю о военной операции, которая завязалась в одном из русских лесов. Отправившись на дело, бойцы во главе со старшиной обнаруживают, что немцы превосходят их в числе.

Отряд остается без подкрепления, они обречены на смерть: кто-то поддается страху, кто-то мужественно защищает родной край. Но дело в том, что все бойцы, кроме старшины, женщины. Теряя каждую из своих «солдаток», одну за другой, главный герой повести, старшина, с горечью думает о противоестественности происходящего. Женщины, которые погибают от рук неприятеля, должны быть совсем в другом месте, в семье, рожать и воспитывать детей. Эта мысль, которая репризой повторяется в произведении и является, главной мыслью автора.

Борис Васильев поднимает темы трусости, героизма, долга, но и задается проблемой «женщина и война». И эта проблема наталкивает читателя на проблему еще большую, ведь женщина в этом произведении является синонимом жизни, продолжательницей рода.

«А зори здесь тихие…» краткое содержание

Пополнение

Шел жаркий май 1942 года. На 171-м железнодорожном разъезде главным был старшина Федот Васков. Васков в возрасте 32 лет, он одинок, так как жена сбежала с любовником, а маленький сынок умер. Бойцы постоянно сменялись, потому что место это было спокойное, солдаты пили самогон и гуляли с местными женщинами. Федот Евграфыч требует прислать к нему непьющих и «не гулящих» - в ответ начальство присылает отряд молодых зенитчиц.

Старшина Васков не знает как себя вести с молодыми женщинами, на любое замечание они отвечают хихиканьем, «на всех фронтах» сушат белье, а то и вовсе лягут загорать в чем мать родила. Главная в первом отделении взвода Маргарита Осянина. Вышла первой замуж из класса, а вдовой осталась на второй день войны. У Риты остался маленький сын Альберт, которого за два месяца до войны она отправила к родителям в деревню.

Смерть мужа делала её какой-то особенной среди остальных девушек, она оставалась самой суровой среди них. Когда среди девушек появляется Женя Комелькова, особенность Риты исчезает. За год до того, как Женя оказалась здесь, немцы расстреляли всю ее семью. Она видела это своими глазами, из дома напротив, где ее спрятала соседка-эстонка. Несмотря на большую потерю, Женя смеется и улыбается, она очень красивая, стройная, с длинными волосами. Женя и Рита становятся подругами.

Отряд выдвигается

Через некоторое время становится ясно, что не зря Рита попросила перевести свой взвод именно сюда. Каждые три дня, Осянина самовольно убегает куда-то после ужина и возвращается с рассветом. В одно из таких путешествий, утром, Рита видит двух немцев, что идут в лес. Она будит Васкова, тот сообщает начальству и принимает решение выдвигаться, чтобы выследить неприятеля: одного из немцев убить, одного взять в плен для расспроса. С собой он берет: Женю, Риту, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Отряд выдвигается, идет по короткой тропе. Васков правильно догадывается, что немцы пойдут длинной тропой, а сам ведет девчат короткой дорогой, через топь, к озеру Вопь. Расположившиеся в засаде, старшина и девчата наконец-то дожидаются немцев. Но когда немцы выходят на берег, Федот Васков должен решать в голове большую задачу: на берег вышло не двое, а шестнадцать немцев.

Ждем подкрепления

Лизу Бричкину отправляют обратно в деревню, сообщить начальству, что срочно требуется подкрепление. Лиза, дочь лесника, бежит, думая о своей прошлой жизни, которая прошла в заботах о больной матери, и о чувстве к старшине Васкову. Она пропускает нужное место, оступается и погибает в болоте. В это время, старшина и остальные девушки, еще не знают об этом. Они должны тянуть время: прикидываясь лесорубами, они жгут костры, валят деревья.

Когда бойцы двинулись дальше, Васков обнаруживает, что забыл свой кисет с табаком. Веселая Соня решает вернуться за ним, тем более по этой тропе они проходили уже два раза. На свою беду, Соня встречает немцев, которые ее убивают. Старшина и Женя выслеживают двух немцев и мстят за Соню. Вскоре они обстреливают неприятельский отряд, но ранят только одного.

Во время обстрела Галя четвертак, бывшая студентка библиотечного техникума, попавшая на фронт из-за романтических представлений, поддается страху. Она в ужасе от смерти Сони, но Васков не видит этого. Он берет ее с собой, сажает в засаду, и когда наступает удачный момент, чтобы расстрелять неприятеля, Галя выдает себя, немцы убивают ее. Старшина уводит за собой немцев, чтобы спасти оставшихся в живых Женю и Риту. Васкова ранят в руку. Он находит избушку, стоянку врага, убивает еще одного немца. На своем пути, около болота, он замечает юбку Бричкиной и понимает, что девушка увязла в болоте, помощи не будет.

Последний бой

Выжившие Женя с Ритой встречаются с Федотом на берегу как сестры с братом. Они обнимаются, плачут, старшина рассказывает девушкам о смерти Лизы и том, что их ждет последний бой, нельзя подпустить врага к железной дороге. Девушки готовы к этому. В неравном бою немцы сначала ранят Риту, а пока Васков прячет ее, погибает Женя. Рита понимает, что не выживет и сознается Васкову, куда она бегала по ночам: недалеко от разъезда, в городе живет ее мать, с маленьким сыном Риты. Женщина просит Федота позаботиться о малыше. Не желая умирать в муках, Рита стреляет себе в висок.

Васков, оставшийся один, сначала хоронит Риту и Женю. А потом отправляется в избушку, стоянку немцев. Он убивает одного немца, а остальные четверо сдаются в плен. Неприятель просто не мог представить, что старшина был один. А сам старшина, связывая последнего немца, с горечью обещал убить каждого, за пять девочек, которых они погубили. Завершается повесть жизнеутверждающим эпилогом. Проходит много лет. Старый Федот Евграфыч и Альберт Федотыч привозят на могилу Риты мраморную плиту.

Сюжет

Основной сюжетной линией повести является разведывательный поход героев произведения. Именно во время похода происходит познание характеров героев друг другом, проявляется героизм и любовные чувства.

Действующие лица

Федот Васков

Экранизации

Повесть была экранизирована в 1972, 2005 и 2008 годах:

  • « » - фильм режиссёра Станислава Ростоцкого (СССР, 1972).
  • « » - фильм режиссёра Мао Вэйнин (Китай, Россия, 2005).
  • «А зори здесь тихие» - телесериал (Россия, 2008).

Театральные постановки

Кроме того, повесть была поставлена и в театре:

  • Московского Театра на Таганке , режиссёр Юрий Любимов (СССР, 1971);
  • «А зори здесь тихие» - опера Кирилла Молчанова (СССР, 1973).
  • «А зори здесь тихие» - спектакль Борисоглебского драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).

Издания

  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Карелия, 1975. - 112 с. - 90 000 экз.
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - ДОСААФ, Москва, 1977.
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Правда, 1979. - 496 с. - 200 000 экз.
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Советский писатель. Москва, 1977. - 144 с. - 200 000 экз.
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Дагучпедгиз, 1985. - 104 с. - 100 000 экз.
  • Георгий Березко, Борис Васильев «Ночь полководца»,«А зори здесь тихие...». - Правда, 1991. - 500000 с. - ISBN 5-253-00231-6
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - 2010. - ISBN 978-5-17-063439-2
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Эксмо, 2011. - 768 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-48101-9
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - Астрель, 2011. - 576 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-17-067279-0
  • Борис Васильев «А зори здесь тихие...». - АСТ, 2011. - 576 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-271-28118-1

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "А зори здесь тихие (повесть)" в других словарях:

    - «А зори здесь тихие» повесть Бориса Васильева (1969). «А зори здесь тихие» опера Кирилла Молчанова (1973). «А зори здесь тихие» фильм (СССР, 1972) режиссёра Станислава Ростоцкого. «А зори здесь тихие» фильм (Китай, 2005)… … Википедия

    - «А зори здесь тихие» повесть Бориса Васильева (СССР, 1969), а также: Экранизации «А зори здесь тихие» фильм режиссёра Станислава Ростоцкого (СССР, 1972). «А зори здесь тихие» фильм режиссёра Мао Вэйнин (Китай, Россия, 2005). «А… … Википедия

    - «А зори здесь тихие» повесть Бориса Васильева (1969). «А зори здесь тихие» опера Кирилла Молчанова (1973). «А зори здесь тихие» фильм (СССР, 1972) режиссёра Станислава Ростоцкого. «А зори здесь тихие» фильм (Китай, 2005) режиссёра Мао Вэйнин … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. А зори здесь тихие. А зори здесь тихие … Википедия

    А зори здесь тихие (фильм, 1972) У этого термина существуют и другие значения, см. А зори здесь тихие (значения). А зори здесь тихие … Википедия

    А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ, СССР, киностудия им. М. Горького, 1972, цв.+ч/б, 188 мин. Военная драма по одноименной повести Бориса Васильева. Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» со светлой печалью о… … Энциклопедия кино

    Жарг. шк. Шутл. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». БСПЯ, 2000 … Большой словарь русских поговорок

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильев, Борис. Борис Васильев Имя при рождении: Борис Львович Васильев Дата рождения: 21 мая 1924(1924 05 21)… … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Поделиться