Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Старец Иоанн (Крестьянкин): проповеди

И рассуждение с советом

  • У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать
  • Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, - лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.
  • Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-вашему, учиться не надо?
  • Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно
  • Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью
  • Соблазны времени, ИНН, новые документы

    1. 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу
    2. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут... Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали
    3. Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле
    4. Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему
    5. Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет
    6. Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога
    7. Печать появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу

    Скорби, болезни, старость

    1. Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой надо в ножки поклониться и ручку облобызать
    2. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души
    3. С Креста, данного Богом, не сходят - с него снимают
    4. То, что скорбите, - это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте
    5. В заключении у меня была истинная молитва - и это потому, что каждый день был на краю гибели
    6. Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги
    7. Болезни - попущение Божие - споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу
    8. Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению
    9. Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь - и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь

    Бог, Его Промысл и спасение

    1. Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби
    2. Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, - благо для нас, одно благо, одна любовь
    3. Без все страшно и сама жизнь - не в жизнь
    4. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни - от Бога
    5. Важно не что делать, но как и во имя Кого . В этом спасение и есть
    6. Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель

    Семья, воспитание детей, аборты, работа и учёба

    1. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви (1 Кор. 13), то от счастья будете недалеко
    2. По велению Божию первое и самое важное благословение на создание вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением
    3. Каноны церковные надо знать: возможная разница в возрасте плюс-минус 5 лет, больше недопустимо
    4. За каждого - по воле матери нерожденного - младенца те другие, которых она родит «на радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной
    5. Если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу
    6. К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего
    7. Учиться ради того, чтобы время убить, - грех. Временем дорожить надо

    Монашество

    1. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу
    2. У Господа и спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое - крестоношение, это безусловно
    3. С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

    Старчество, духовничество, священство

    1. Тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. Потому что нет послушников, но только одни совопросники
    2. отступает, когда не принимают Божьего с первого раза, а дальше замолкает
    3. Думать за тебя во всем и вести тебя, как слепого за руку, не вижу смысла и пользы: станешь расслабленным
    4. Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих Вас вопросах у многих. И только когда поймете, что из многих один - самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему
    5. Служителю Церкви нужна спутница-помощница, а не помеха
    6. Священнику лицедействовать не подобает - это для него грех тяжкий
    7. Святейший Патриарх Алексий I (он рукополагал отца Иоанна – прим. Ред.) сказал: «Всё, что в Требнике написано, выполняй, а всё, что за сим находит, терпи. И спасешься»

    Православная Церковь , проповедь Православия

    1. Если бы насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле
    2. Другим говорить о Боге, когда у них ещё нет склонности слышать о Нем, не надо. Вы спровоцируете их на богохульство
    3. Вера придёт к супругу в ответ на ваши труды и мудрое поведение с ним во всём
    4. Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно
    5. Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!

    В каждую эпоху появлялись в России священнослужители и монахи, пользовавшиеся огромным уважением и почитанием при жизни и, вероятно, еще большим после смерти. Когда в будущем будет заходить речь о выдающихся церковных деятелях второй половины XX века, одним из первых, наверняка, вспомнят отца Иоанна (Крестьянкина).

    Начало жизненного пути Иоанна Крестьянкина

    Отец Иоанн Крестьянкин родился еще до революции, в 1910 году, и был последним ребенком в простой орловской семье. В крещении младенцу дали имя Иван. С детства он проявлял интерес к религии и церковной службе, прислуживал иподиаконом и уже в 12 лет сказал духовнику о своем желании стать монахом. Однако на дворе стояли 1920-е годы, времена для Церкви нелегкие, и до исполнения мечты Вани о монашеской жизни ему предстояло пережить еще многое.

    Иван Крестьянкин получил среднее специальное образование и служил бухгалтером. Его воцерковленность не была секретом и создавала ему немало проблем, из-за чего в конце концов он попал в разряд безработных. В начале 1930-х годов молодой человек приехал в Москву, где продолжил участвовать в церковной жизни, несмотря на постоянную опасность репрессий. Ему удалось найти постоянную работу, а позже получить и московскую прописку, без которой в те годы жить было непросто.

    Будущий инок страдал глазной болезнью, что не позволило ему в военные годы попасть на фронт. В это время случилась беда — двоюродный брат Ивана отстал от своей части и, не зная, что делать, пришел к своему родственнику. В военные годы приговор укрывателям дезертиров был однозначным и приводился в исполнение без промедления. После многодневных молитв Иван отправился в комендатуру с надеждой испросить для брата помилование. Там ему встретился генерал по имени Николай. Он не только простил Ивана с братом, но и поместил их в госпиталь и назначил паек, спасший молодых людей от голода.

    Начало служения Иоанна Крестьянкина

    В 1944 году Иван Крестьянкин был назначен псаломщиком в . Вскоре его рукоположили во диакона, и он начал свое многолетнее служение именно в Рождественском храме, под началом протоиерея Михаила Преферансова. В октябре 1945 года Иван экстерном сдал экзамены в духовной семинарии.

    В том же году Патриарх Алексий I рукоположил его во иерея. Отец Иоанн продолжал служить в Измайловском храме до начала нового десятилетия.

    Лагерь

    А в начале 1950 года измайловского священника арестовали. Несколько месяцев он пробыл в московских тюрьмах, а потом был осужден по статье «антисоветская агитация», получив семь лет лагерей.

    Отца Иоанна отправили на разъезд Черная Речка в Архангельской области. До смерти Сталина вместе с другими заключенными он работал на лесоповале. На солагерников батюшка произвел огромное впечатление. Один из них вспоминал:

    «Когда он говорил с вами его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».

    Весной 1953 года отца Иоанна перевели в Куйбышевскую область, где он смог работать бухгалтером. В феврале 1955 года священника досрочно освободили.

    Печоры

    Как бывший заключенный, отец Иоанн Крестьянкин потерял право жить в Москве. Он поступил в причт псковского Троицкого собора. Однако влияние недавнего зэка на прихожан не нравилась властям, и следующее десятилетие он провел на сельских приходах. Наконец, в 1966 году сбылась мечта двенадцатилетнего мальчика Вани — схиигумен Серафим (Романцов) совершил над ним постриг. Вскоре после этого отца Иоанна ждал очередной перевод, ставший последним в его жизни. С тех пор и до конца жизни он жил в .

    В 1973 году отца Иоанна Крестьянкина возвели в сан архимандрита. Несмотря на это, он не занимал никаких постов в обители, ведя жизнь обычного монаха. Но его необыкновенная прозорливость, доброта и красноречие постепенно снискали ему известность далеко за пределами монастыря. К отцу Иоанну за советом ехали люди со всей страны и из-за границы, особенно в последние годы жизни, когда гонения на религию прекратились. Существует немало свидетельств необыкновенных дарований архимандрита Иоанна, словно видевшего будущее обращавшегося к нему со своими проблемами человека и всегда дававшего верный совет.

    Смерть Архимандрита Иоанна Крестьянкина

    Отец Иоанн скончался в родной обители на 96-м году жизни, 5 февраля 2006 года. Его погребли, по монастырской традиции, в древних пещерах. А спустя несколько лет вышла книга архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые», ставшая бестселлером. Немало места в ней отведено рассказу о замечательном старце. В измайловском Рождественском храме сейчас, встречая гостей, первым делом называют имя отца Иоанна — как самого знаменитого из связанных с церковью людей.

    «Ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасть любящих его»,

    — эти простые слова мудреца, встречающие посетителей сайта, посвященного наследию отца Иоанна, прекрасно объясняют, почему к нему приходило столько людей.

    Иоанн Крестьянкин при жизни был очень .

    Иоанн Крестьянкин, известный также как архимандрит Иоанн, - известный служитель Русской православной церкви. В течение 40 лет был послужником в Псково-Печерском монастыре. Считается одним из самых почитаемых старцев в современной России. Ушел из жизни совсем недавно, в 2006 году.

    Детство

    Иоанн Крестьянкин родился 11 апреля 1910 года еще в Российской империи, в городе Орле. Его родители - Михаил Дмитриевич и Елисавета Иларионовна - была мещанами. В их семье было 8 детей, Иван оказался самым младшим.

    Еще маленьким мальчиком начал прислуживать у местного архиепископа Серафима (в миру Михаила Митрофановича Остроумова).

    Уже 6-летний Иоанн Крестьянкин был у Серафима пономарем, чуть позже иподиаконом - младшим церковным служащим. В 12 лет впервые выказал намерение в будущем стать монахом. Сам Крестьянкин рассказывает об этом эпизоде так.

    К богомольцам прибыл епископ Николай из Владимирской епархии. Когда уже прощался, Иоанн, так же как и остальные, пожелал получить напутствие в жизнь. И легонько прикоснулся к его руке, чтобы обратить на себя внимание. Владыка заметил его и спросил, чего он хочет. Юный Иван ответил, что желал бы стать монахом. Священник положил ему руку на голову и, казалось, крепко задумался. Только затем напутствовал, порекомендовав окончить школу, устроиться на работу и только потом принимать сан и начинать служить. Так он придет к монашеству.

    Позднее этот эпизод из жизни старца подтверждал и архиерей Серафим.

    Первый наставник

    Первый представления о жизни и православии Иоанн Крестьянкин получил от Серафима. Будущий епископ родился в Москве, окончил духовную семинарию и в 1904 году, в возрасте 24 лет, постригся в монахи. Сначала служил в Свято-Онуфриевском Яблочинском монастыре, сегодня расположенном на территории Польши.

    В год начала Первой мировой войны стал ректором Холмской духовной семинарии. Был известным в России священником. В годы правления советской власти арестован за участие в контрреволюционной деятельности. Отправлен в ссылку в Казахстан, в Караганду. Затем его дело возвратили на доследование в Смоленск. Приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в декабре 1937 года.

    В 2001 году архиепископ Серафим причислен к лику святых.

    Гражданская жизнь

    Следуя наставлениям и благословениям, Крестьянкин начал учиться. Среднюю школу окончил уже при советской власти, в 1929 году. Пошел в училище на бухгалтера. Затем получил работу по специальности в Орле.

    Работа отнимала много времени, часто приходилось засиживаться допоздна или выходить на службы в выходные, чтобы сдать отчеты. Все это сильно отвлекало и мешало посещению церкви. А как только он попытался не согласиться с такими порядками, тут же был уволен.

    В 1932 году переезжает из Орла в Москву. Устраивается на ту же должность, бухгалтером, на небольшое предприятие. Здесь работа была намного спокойнее, от регулярного посещения церкви ничего не отвлекало. Помимо служб, постоянно участвовал во встречах, на которых обсуждали актуальные вопросы церковной жизни.

    На службе церкви

    В годы Великой Отечественной войны церкви были даны послабления, жить священникам стало намного проще, государство их уже не преследовало и даже в чем-то поддерживало.

    Поэтому в 1944 году Крестьянкин становится псаломщиком в столичном храме Рождества Христова в Измайлове, сохранившемся и до наших дней. Через полгода митрополит Николай рукополагает его в диаконы. Иоанн принимает целибат, то есть отказывается от брака.

    Уже после окончания войны, в октябре 1945-го, сдает экстерном экзамены в духовную семинарию. В тот же месяц по благословению патриарха Алексия I становится иереем. При этом остается служить в Измайловском приходе.

    Молитвы Иоанна Крестьянкина вызывали отклик у прихожан, он часто читал проповеди, к нему обращались за помощью или советом. При этом он, как и большинство священников после окончания Великой Отечественной войны, находился на плохом счету у советской власти. Во многом из-за того, что отказывался сотрудничать с ними.

    В Троице-Сергиевой лавре

    Когда давление советских властей стало особенно сильным, молодой иерей обращается за помощью к патриарху. Алексий I морально поддержал его и посоветовал обратиться к Служебнику и исполнять все, что там написано, и терпеть трудности окружающего мира. Как впоследствии признавался сам Иоанн, эти напутствия сильно помогли ему.

    В 1946 году он переходит в Троице-Сергиеву лавру, расположенную в Подмосковье, в центре Сергиева Посада. Параллельно начинает учиться в Московской духовной семинарии на заочном факультете. Пишет кандидатскую работу о судьбе Серафима Саровского и его значении для религиозной и нравственной жизни того времени. Однако вскоре возвращается в Измайловскую епархию.

    Защитить кандидатскую Крестьянкин не успевает: в 1950 году его арестовывают.

    Тюремный срок

    Четыре месяца Крестьянкин провел на Лубянке и в Лефортово. В августе был переведен в Бутырскую тюрьму. Содержался в одной камере с уголовниками.

    8 октября 1950 году ему был вынесен приговор. Крестьянкин был приговорен к 7 годам лагерей строго режима за антисоветскую агитацию по популярной в то время 58-й статье. Наказание отбывал в Архангельской области, в Каргопольлаге.

    Солагерники вспоминали, что тюрьма его не сломила, он всегда передвигался легкой и непринужденной походкой. Всех заключенных стригли наголо, но ему администрация разрешила оставить длинные черные волосы, а также бороду. Его взгляд всегда был устремлен вперед и вверх.

    В лагере работал на лесоповале, в 1953 году состояние его здоровья ухудшилось. В результате был переведен на облегченный режим в лагерь в Гавриловой Поляне, под Куйбышевым, где работал бухгалтером.

    После освобождения

    Отсидев в лагерях, Крестьянкин вернулся к церковной службе. При этом в Москве ему жить было запрещено, поэтому он нашел себе место при Псковской епархии, в Троицком соборе.

    Такая активность спровоцировала новое недовольство властей. Ему снова стали угрожать преследованием. Поэтому отцу Иоанну пришлось уехать из областного центра в небольшой сельский приход в Рязанской области. Сначала в село Троица-Пеленица, затем в Летово, потом в Борец, а после - в Никольский храм в Некрасовке. В 1966-м перебрался в городок Касимов. Там в 1966 году постригся в монахи под именем Иоанн. Постриг совершил старец Серафим.

    Такая частая смена мест объяснялась тем, что отец Иоанн на новом месте постоянно начинал активно проповедовать и решать хозяйственные вопросы, что очень не нравилось советским властям.

    В 1967 году был переведен в Псково-Печерский монастырь по настоянию патриарха Алексия I. Вернувшись со встречи с владыкой, Крестьянкин узнал об очередном переводе - шестом за 10 лет. Однако он был отменен из-за его ухода в монастырь.

    На монастырской службе

    С тех пор и до самой своей смерти, то есть более 30 лет, отец Иоанн практически безвыездно жил в Псково-Печерском монастыре. В 1970 году он получил духовный сан игумена, а через три года архимандрита.

    Вскоре после его переезда в Псковскую область к нему начали съезжаться верующие православные со всех уголков страны. Многие мечтали попасть к нему на исповедь. Архимандрит Иоанн Крестьянкин всегда давал дельный совет и благословение. За высокую духовность его стали считать старцем. Обычный день его складывался так.

    С утра литургия. Сразу после нее - духовные и мирские дела. В алтаре решались вопросы со священниками из других храмов и монастырей, в храме встречи ожидали местные прихожане и приехавшие издалека верующие. Даже по пути на обед его постоянно окружало множество людей, которые пытались задать сокровенный вопрос или получить благословение.

    После обеда продолжался прием посетителей, день заканчивался общением в келье с паломниками, которым предстояло уезжать в тот же день.

    Письма архимандрита

    Состарившись, архимандрит Иоанн Крестьянкин уже не мог принимать такое количество людей, но постоянно отвечал на их письма. Позже часть из них была опубликована. Эти книги сразу стали популярными среди верующих. Одно из самых известных изданий вышло в 2002 году.

    "Письма Иоанна Крестьянкина" - это сборник ответов старца нескольким православным, которых он уже не мог принять лично. Вышли они в издательстве Псково-Печерского монастыря. Они рассказывают обо всем, что может встретиться в этом мире. О Боге, мире, человеке, церкви, необходимости следовать заповедям.

    Проповеди Иоанна Крестьянкина содержат полезные советы. В своих речах архимандрит рассуждает о том, как выбрать верный жизненный путь. Также есть наставления для прихожан.

    "Опыт построения проповеди"

    За свою жизнь оставил немало произведений, которые сегодня крайне ценятся верующими, Иоанн Крестьянкин. "Опыт построения исповеди" - одно из самых значимых.

    Основой для этой книги стали беседы Иоанна, которые он проводил в Псково-Печерском монастыре в 70-х годах во время Великого поста, сразу после чтения канона Андрея Критского. Многим запомнилось во время этих вечеров построение исповеди. Иоанн Крестьянкин буквально врачевал словом.

    Кому-то удалось записать эти разговоры, и записи эти стали передавать из рук в руки. Каждая глава посвящена отдельной заповеди, которая подробно описывается и трактуется. Помимо десяти классических христианских заповедей, приводятся заповеди блаженства. Среди них - "Блаженны нищие духом", Блаженны плачущие" и другие.

    Кампания против ИНН

    Иоанн Крестьянкин, книги которого в 2000-х годах уже стали активно издавать, имел значительный общественный вес.

    В 2001 году он выступил против кампании по отказу от ИНН. Многие священнослужители тогда утверждали, что людям пытаются присвоить безликий номер вместо христианского имени. Таким образом уничтожают в них духовность.

    Крестьянкин утверждал, что в глазах Бога человек не может потерять своего христианского имени. В качестве примера он приводит десятки и сотни священников и простых верующих, которые погибли в сталинских лагерях. Об их имени все забыли, в отчетах и документах они значились только под безликим номером, но Бог их, безусловно, принял. Ведь мирские дела и заботы Его мало волнуют. Причем многие из них стали мучениками, а некоторые даже были причислены к лику святых.

    Бога интересует только человеческая душа - утверждал Иоанн Крестьянкин. Исповедь, причастие, молитва - если человек будет соблюдать эти незамысловатые обряды, то Бог о нем ни в коем случае не забудет.

    Награды архимандрита

    В 2005 году отцу Иоанну исполнилось 95 лет. К юбилею ему был вручен церковный орден преподобного Серафима Саровского, о котором он когда-то писал кандидатскую диссертацию в духовной семинарии.

    К тому времени архимандрит был отмечен уже несколькими значимыми наградами православной церкви. В 1978 году получил Орден святого равноапостольного великого князя Владимира третьей степени, а в 1980 году - Орден преподобного Сергия Радонежского, тоже третьей степени.

    Уже после распада Советского Союза, в 2000 году, был награжден Орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

    Тогда же, в 2000 году, на встречу с архимандритом ездил Владимир Путин, несколько месяцев назад возглавивший страну. Это говорит об уважении и значении, которое придавали старцу даже первые лица государства. В память о той встрече остались фотографии.

    Память об отце Иоанне

    В самом конце жизни тяжело болел Иоанн Крестьянкин. Исповедь и другие церковные таинства самостоятельно практически не проводит. Да и вообще редко вставал с постели.

    5 февраля 2006 года он скончался в возрасте 95 лет. Старец Иоанн Крестьянкин был похоронен по православному обычаю в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря. Там же покоятся останки и других печерских монахов.

    Кстати, сам отец Иоанн не приветствовал, когда его называли старцем. Он считал, что это божие благословенные люди, которых в наше время уже нет.

    При этом и в наше время архимандрит Иоанн Крестьянкин почитается православными верующими и как всероссийский старец, и как проповедник. Сейчас в кулуарах Русской православной церкви идут разговоры о его возможной скорой канонизации.

    В 2011 году в издательстве Сретенского монастыря вышел сборник рассказов архимандрита (на тот момент, сейчас - архиерея) Русской православной церкви Тихона, в миру Георгия Шевкунова. Под названием "Несвятые святые". Большое количество произведений в сборнике посвящено жизни Псково-Печерского монастыря, а также лично Иоанну Крестьянкину. В частности, его прозорливости и рассудительности.

    Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в многодетной семье, был восьмым и последним ребёнком. С детства Ваня прислуживал в храме, уже в возрасте шести лет был пономарём, затем исполнял обязанности иподьякона. В двенадцать лет он впервые высказал желание быть монахом. В жизнеописании старца эта история изложена так.

    Елецкий епископ Николай прощался с богомольцами, уезжая на новое место службы. Прощание близилось к концу, и иподьякону Иоанну Крестьянкину тоже хотелось получить от архиерея напутствие в жизнь. Он прикоснулся к его руке, чтобы обратить на себя внимание. Владыка наклонился к мальчику с вопросом: «А тебя на что благословить?» И Ваня в волнении произнёс: «Я хочу быть монахом». Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал, вглядываясь в его будущее. И серьёзно сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в своё время непременно будешь монахом». Всё в жизни так и сложилось.

    В 1929 году Иван Крестьянкин окончил среднюю школу, а затем получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности в Орле, однако частая сверхурочная работа мешала ему ходить в храм, а когда он воспротивился таким порядкам, то сразу же был уволен. Некоторое время не мог найти работу и в 1932 году переехал в Москву, где стал главным бухгалтером на небольшом предприятии. Работа не мешала ему посещать богослужения. Вскоре Иван вошёл в круг православных молодых людей, обсуждал с ними вопросы духовной жизни, и эта дружба ещё больше укрепила его в намерении идти по духовному пути.

    В 1944 году он стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, в 1945 рукоположен на том же приходе во дьякона, а вскоре и во священника.

    Служил отец Иоанн воодушевлённо, проповедовал вдохновенно, относился к прихожанам с любовью и необыкновенным вниманием - и по этой причине вызвал подозрения и преследования властей. «Излишняя активность» священника в те времена была поводом для фабрикации уголовного дела.

    Одновременно со служением в храме отец Иоанн заочно учился в Московской духовной академии, писал кандидатскую работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Однако незадолго до защиты, в апреле 1950 года, он был арестован и находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме.

    Напористого и жёсткого следователя батюшка сразу сбил с толку своей доброжелательностью. Никак не реагируя на злобу и хамство, он держался просто и открыто и притом отвергал клевету и не брал на себя лишней вины. Когда же для очной ставки к нему привели священника, завербованного властями, отец Иоанн так искренне обрадовался ему и бросился приветствовать так сердечно, что тот не выдержал укора совести и, потеряв сознание, упал...

    С августа 1950 года отец Иоанн содержался в Бутырской тюрьме, в камере с уголовными преступниками. Здесь он особенно углубился в молитву, благодаря чему всегда сохранял доброе настроение духа и сердечное отношение к окруж ющим. Его внутренняя сосредоточенность бывала замечена, но не понята охраной, так что во время прогулок в тюремном дворе с вышки иногда слышалось: «Заключённый номер такой-то! Гуляйте без задумчивости!»

    В октябре он был осуждён за «антисоветскую агитацию» на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг. Сначала отец Иоанн работал на лесоповале. Условия жизни и работы там были тяжелейшие, но вот как вспоминал о своём тогдашнем внутреннем состоянии сам отец Иоанн:

    «Молитве лучше всего учит суровая жизнь. Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели. Молитва была той непреодолимой преградой, за которую не проникали мерзости внешней жизни. Повторить теперь, во дни благоденствия, такую молитву невозможно. Хотя опыт молитвы и живой веры, приобретённый там, сохраняется на всю жизнь».

    В лагере отец Иоанн многим запомнился внутренней силой, исходившей от него, и постоянством его добра. Один из заключённых вспоминал:

    «Я помню, как он шёл своей лёгкой стремительной походкой - не шёл, а летел - по деревянным мосткам в наш барак. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперёд и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза - глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, всё его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку...»

    Его сердечная доброта впечатляла всех, и даже уголовники относились к нему тепло, называли его «наш батя». Сам же отец Иоанн видел в них не преступников, а людей, искалеченных их собственным грехом. Он проникался жалостью к несчастным, молился о них, и большинство из них было настроено к молодому священнику доброжелательно, чувствуя в нём неведомую для них глубину его христианской любви к людям. Вспоминая то время через много лет, уже будучи старцем, отец Иоанн писал: «Я бы Вам пожелал молить и просить о даровании любви. Чтобы любовь была тем компасом, который в любой ситуации покажет верное направление и любого человека превратит в друга. Это ведь тоже мной проверено, даже и в ссылке».

    На вопрос о том, не обижался ли он на грубость и несправедливое отношение, чего в заключении было достаточно, батюшка реагировал замечательно: «Да когда же обижаться-то? Мне на любовь времени не хватает, чтобы на обиды его тратить».

    Тяжкие труды на лесоповале подорвали его здоровье, и весной 1953 года отец Иоанн без его просьбы был переведён в инвалидное лагерное подразделение. В 1955 году досрочно освобождён.

    А потом были годы трудов на разных приходах Псковской и Рязанской епархий, и всюду батюшка нёс в себе свет любви Христовой, согревавшей всех вокруг него. Нигде он долго не задерживался: частые переводы с одного прихода на другой (6 приходов за 10 лет) были связаны с отношением властей, которым, как и прежде, был нежелателен активный священник.

    В 1966 году он принял монашество с именем Иоанн и вскоре был переведён в Псково-Печерский монастырь, где и прожил последние сорок лет своей жизни. В 1970 году посвящен в сан игумена, с 1973 года - архимандрит.

    Почти сразу после того, как отец Иоанн поселился в Печорах, к нему стали приезжать за советом и духовным наставлением со всех концов страны и из-за границы. И, конечно же, к нему стремились его бывшие многочисленные прихожане.

    Каждый день сразу после Литургии он начинал приём и продолжал его, с короткими перерывами на трапезу, до позднего вечера, а иногда и за полночь. По монастырю он не ходил, а почти бегал - впрочем, задерживаясь возле каждого, кто искал его внимания, и за это его с добрым юмором называли «скорый поезд со всеми остановками». Когда батюшка спешил, не имея времени расспрашивать и беседовать долго, то он иногда сразу начинал отвечать на приготовленный, но ещё не заданный ему вопрос и тем самым невольно обнаруживал свою удивительную прозорливость.

    Архимандрит Иоанн был почитаем всей православной Россией как старец-духовник. Время его подвижнической жизни, когда он ежедневно принимал и утешал десятки человек, продолжалось более тридцати лет, почти до 90-летнего возраста.

    Бывают наставники сдержанные, бывают суровые. А батюшка, как вспоминают видевшие его хотя бы раз, был весь любовь и радость...

    С детства слабенького здоровья, часто болевший, всегда недоедавший, он никогда себя не жалел и даже просто не заботился о себе. И прожил 95 лет, причём до 90-летнего возраста был в силах и ещё служил. Божия (2 Кор. 12:9) и этим всё сказано. Сам отец Иоанн незадолго до кончины говорил так: «Божественная любовь, поселившаяся в маленьком, слабом человеческом сердце, сделает его великим, и сильным, и безбоязненным пред всем злом обезумевшего отступлением от Бога мира. И сила Божия в нас всё препобедит».

    В последние годы из-за болезней отец Иоанн почти не вёл приёма, однако получал множество писем со всего света и на многие из них отвечал - или сам, или с помощью келейников.

    Скончался старец 5 февраля 2006 года, похоронен в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

    Его называют «старцем всея Руси», вспоминая ту удивительную доброту и любовь, которые исходили от него.

    «Миром правит только Промысл Божий»

    Изречения псково-печерских старцев Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) и Алипия (Воронова)

    Старцы – об абортах

    Слово в Неделю 4-ю Великого поста о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице» и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

    Слово в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца

    Слово в праздник Архистратига Михаила

    Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

    Слово в первую годовщину смерти Святейшего Патриарха Пимена

    Paschal Homily by Archimandrite John Krestiankin, 1993

    Archimandrite John (Krestiankin)

    Опыт построения исповеди

    Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

    Слово на притчу о милосердном самарянине

    Слово на Рождество Христово

    Слово в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец

    Человек – общество. Чтение духовное

    Церковь

    Терпение

    Таинство причащения. Таинство соборования

    Таинство крещения

    Таинства Церкви

    Страсть. Суд Божий

    Поделиться