Биография оноре домье. Оноре домье картины Сообщение о оноре домье по истории

Французский художник Оноре Домье (Honoré Daumier) родился в семье стекольщика. Его первыми опытами в живописи были , выполненные в технике литографии. Но Домье довольно скоро осознал свое истинное призвание – он стал рисовать карикатуры.

Его идея состояла в том, что власть и сила есть не только у политиков, но и у великих художников, творчество которых влияет на сознания людей. Его первые работы были опубликованы в журнале «Карикатюр», уже по названию которого становится ясно, какой жанр привлёк начинающего художника.

Первые значительные произведения в жанре политической карикатуры появились, когда Домье было 33 года. И суровый мир сразу же нанёс ему удар за своеволие и дерзость. Так, за работу «Гаргантюа», которая представляла собой карикатуру на короля, художник был заключён в тюрьму на полгода. Но это не погасило его пыл. Напротив, наказание лишь подбросило дров в огонь негодования автора и принесло ему известность.

Домье очень эмоционально отреагировал на революционные события, которые взволновали его до глубины души. В 1835 году был закрыт «Карикатюр», но Домье стал работать в «Шаривари», потому что никакая цензура не могла его остановить.

В 1834 была создана работа «Улица Транснонен». Она ужасает зрителя, так как на ней изображены страшные события того года. Рабочие восстания завершились разгромом, и с бунтовщиками расправились безжалостно.



На полотне зрители видят зверски убитую семью. На первый взгляд кажется, что четыре человеческие фигуры спокойно и мирно спят, но затем приходит осознание, что лежащие на полу люди мертвы, и убили их солдаты королевской армии. Жуткие подробности картины заставляют зрителя содрогнуться: тело мужчины, фигура которого находится в центре литографии, сползло и придавило маленького ребёнка. Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе.

Тема семьи, живущей во времена революций, прошла через всё творчество Домье. В 1848 году он написал картину «Семья на баррикадах». На полотне можно увидеть четыре фигуры: мужчину в преклонных годах, пожилую женщину, юную девушку и мальчика.



Стиль работы определяют как реализм, но какой это реализм! Светотень передаёт ощущение революционного порыва, а эмоции подчёркиваются молниевидным контуром. Из-за этого картина становится более мощной, сильной и порождает сложные чувства.

Гротеск в работах Оноре Домье не вызывает отвращения. Зрители смеялись, глядя на его карикатуры, а государственные деятели негодовали.

С каждым годом уникальный стиль Домье становился всё более узнаваемым. Его творчество восхищало таких художников, как и . И имя Оноре Домье не кануло в историю: в 1992 году режиссёр-мультипликатор Джефф Данбар, основываясь на произведениях этого мастера карикатуры, снял анимационный фильм «Закон Домье».

1

Статья посвящена анализу влияния исторической действительности Франции середины XIX века на творчество Оноре Домье.

карикатура

буржуазия

литография

1. Бенджамин У. Шарль Бодлер: Лирик в эру развитого капитализма. – Лондон: Британская Национальная библиотека, 1973. – 218 с.

2. Векслер Д. Человеческая комедия: Парижская физиогномика и карикатура 19-го века. – Чикаго: изд. Чикагского университета, 1982. – 134 с.

3. Грэм Т. Физиогномика в европейском романе: лица и судьбы. Принстон: изд. Принстонского университета, 1982 г, 179 с.

4. Коллер П., Летбридж Р. Литература и изобразительное искусство во Франции 19-го века. – Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1994. – 105 с.

5. Мейн Д. Шарль Бодлер. Художник современной жизни. – Лондон: Фейдон, 1964. – 317 с.

6. Мориарти М. Структура художественного произведения во Франции 19-го века. – Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1994. – 202 с.

7. Уйат Х., Уйат С.Полотно и профессия: институциональные изменения во французском художественном мире. – Нью-Йорк: изд. Дом Джон Вилли, 1965. – 171 с.

8. Ханнуш М. Бодлер и карикатура: от комизма до современного искусства. – Юниверсити парк: ПА, 2003. – 188 с.

9. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=22023.

Исторические события и политическая ситуация середины девятнадцатого века во Франции в одинаковой степени влияли и на живопись и на литературу. Изменчивый политический климат, появление новых всё более совершенных достижений в науке и технике, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей - всё это создало условия для эксперимента, как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Под влиянием этих изменений социально-культурной среды, в творчестве Оноре Домье и его литературных современников сформировались схожие художественные взгляды и подходы к изображению французского общества, поскольку их произведения предназначались для одной и той же аудитории.

Целью исследования является анализ исторической действительности Франции середины девятнадцатого века, влияние эпохи на творчество Оноре Домье. Данная исследовательская работа опирается на корпус англоязычной искусствоведческой литературы (Бенджамин У., Коллер П., Мориарти М.). Методологически работа носит междисциплинарный характер, так как затрагивает не только область истории искусства, но и сферу политологического анализа, сочетая историческую и логическую методику.

Середина девятнадцатого века во Франции ознаменовалась чередой сменяющих друг друга монархических и республиканских правительств, т. о. буржуазия пыталась выяснить, какая форма политической власти с учётом многочисленных соперничающих политических фракций будет наилучшим образом соответствовать её интересам. В ходе политической борьбы буржуазия стремилась вытеснить старые аристократические правила и нормы и укрепить свою социально- культурную позицию во французском обществе, что в конечном итоге увенчалось успехом. Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её. В этот период романтизм с его акцентом на свободу самовыражения пришел на смену классицизму с его ограниченностью форм и связью с аристократическим прошлым. Переход к романтизму открыл возможности для появления новых художественных форм с довольно жесткими традициями, например в поэзии и живописи. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Одним из ведущих представителей французского романтизма был поэт, романист, драматург и художник, Виктор Гюго, ещё в начале своей творческой деятельности заложивший многие из основ этого направления в искусстве. Утверждая перехода к романтизму, Домье высмеивает художников и ученых, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в карикатурах на героев мифов и классической литературы. классицизма (Серии L’histoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица)).

В то время как романтизм провозгласил свободу формы выражения в литературном и художественном творчестве, многие из правительств, приходивших к власти в этот период, пытались, путем принятия законов против такой свободы или просто прибегая к помощи силы, ввести цензуру литературных и художественных произведений, авторы которых критиковали политику, направленную на ограничение свободы творчества. Появление в начале тридцатых годов карикатуры Домье на короля Луи-Филиппа, где он сравнивал телосложение короля с грушей, привело к заключению художника в тюрьму и послужило стимулом для принятия сентябрьских законов 1835, ограничивавших свободу прессы.

Рис. 1. Оноре Домье Les Poires (фр. игра слов груша - глупец), 1830, опубликована в журнале La Caricature (фр. «Карикатура»)

Сентябрьские законы заставили ряд художников и писателей, занимавшихся политической сатирой, отойти от политических тем. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. другие художники и писатели использовали свой опыт в политической сатире и начали писать физиологические очерки, бытовые нравоописательные рассказы, для периодической печати, где объектом пристального внимания стали все стороны буржуазной жизни. После принятия сентябрьских законов Домье отказался от политической сатиры и сосредоточил всю свою энергию на карикатурах типичных образов парижан. Этот резкий переход от открытой политической сатиры к более тонкой критике французского общества в результате тщательного изучения буржуазной жизни проложил путь реализму, появившемуся в середине девятнадцатого века.

Техническая революция

Новые технологии значительно изменили также и процесс создания произведений искусства и литературы. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. возникла литография - быстрый способ создания оттисков, позволивший художнику в быстрой последовательности создавать большое количество копий графических работ и быстро реагировать на текущие события. Домье одним из первых художников стал использовать литографию в качестве приоритетной техники. В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. Эти технологические нововведения в печати также способствовали резкому увеличению газет и периодики. В 1824 в Париже насчитывалось 47,000 подписчиков газет; в 1836 году их было 70,000; а в 1846 году уже 200,000. Эти газеты формировали рынок художественной литературы, который обеспечивал пополнение доходов авторов и способствовал формированию новых отношений между авторами и издателями.

Творчество - политическая трибуна

Во времена Домье создание как художественных, так и литературных произведений претерпели значительные изменения. К середине девятнадцатого века система академической салонной живописи, строго регулировавшейся вкусами и интересами аристократического двора, уже не являлась посредником между художником и публикой. Росла популярность выставок, и критики формировали художественный вкус. писатели обнаружили, что им необходимо развивать более широкие связи с читающей публики для увеличения продажи своих книг и обеспечивать себе популярность, создавая статьи для газет и журналов. В отсутствии аристократической поддержки искусства и литературы художники и писатели всё больше обращаются к широкой публике, и особенно к буржуазии, являющейся господствующим классом, чтобы среди её представителей найти почитателей своих работ. Художники и писатели пересматривают свои отношения с публикой, и нормой становятся литературно-художественные инновации, а не стремление полагаться на традиционные символы социального и культурного престижа. На протяжении всей своей творческой деятельности Домье чутко реагировал на изменения в политике, требованиях и вкусах издателей и публики. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества, и само творчество меняется со временем.

Оноре де Бальзак и Оноре Домье

именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции, изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Профессиональная деятельность Домье и Бальзака несколько раз пересекалась: Домье иллюстрировал некоторые романы Бальзака, а Бальзак проработал год в La Caricature - том же самом журнале, для которого Домье создавал свои ранние сатирические литографии. В основном же, однако, их сравнивают, потому что в своих работах они пользуются схожими стилистическими принципами. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Я убежден, что сам Бальзак поддержал бы это мнение, тем более обоснованное, что талант художника-бытописателя является талантом смешанным, поскольку в него вливается значительная литературная струя. « Оба Домье и Бальзак работали на поприще журналистики, и в своем творчестве обращались к одной и той же публике и отражали аналогичные события современной им действительности. Они проявляли повышенный интерес к социальным явлениям парижской жизни, особенно к изучению обычаев и нравов людей; их поведения и внешности. Бальзак часто характеризует героя через его манеру одеваться или в мельчайших подробностях описывает обстановку комнаты, чтобы нарисовать социальный портрет изображаемого героя. Домье выискивал карикатурные сцены французской жизни, изучал и критиковал представителей буржуазного класса. Реализм, как и карикатура, предоставляет читателю лишь общий взгляд на вещи, давая ему возможность сформировать своё суждение. В то же время, однако, любое узнавание или признание, возникшее у читателя, вовлекает его в этот процесс. Искусство Бальзака и Домье заключается в том, что они приглашают свою публику судить о характере французской жизни состоящей из их повседневного опыта, привлекая их внимание к собственной принадлежности к изображаемой социальной среде.

Рис. 2. Оноре Домье. Le Wagon de troisiéme classe («Вагон третьего класса»). 1863-1865. Холст, масло

Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а, следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.

Заключение

Как и у многих писатели его времени, приверженность идеям французской республики у Домье находит выражение не только в тематике его работ, но и в использовании прогрессивных технологий в создании произведений, призывавших народные массы к политической борьбе. Точно также как технологические усовершенствования в печати позволили совершить громадный скачок в книгопечатании, литография позволила Домье быстро печатать оттиски гравюр, в результате чего появилось огромное количество его работ. Как и его литературные современники, писавшие статьи для газет и журналов, выходивших большими тиражами, Домье искал свою публику среди широких народных масс, а не в элитном аристократическом клубе. литографии Домье, как и самые передовые литературные произведения эпохи, превращали видевших их людей в критиков существовавшего общества, призывая их бросать вызов социальным нормам, в особенности тем которые не служили интересам всей страны.

Библиографическая ссылка

Селиванов А.О., Матяр Т.И. ОНОРЕ ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-4. – С. 103-106;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5706 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

28.01.2016 08:00

Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.

В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.

Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.

Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.

Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.

Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.

После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.

Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.

В 19 веке сын стекольщика не мог рассчитывать на шикарную карьеру. Впрочем, три революции позапрошлого века и не таких людей выбрасывали на самый верх политической и культурной жизни. - великий город, который любит удачливых и упорных и отталкивает бесталанных и заносчивых.

Домье было восемь лет, когда его семья переехала с юга в столицу. У провинциального мальчишки появилось огромное количество соблазнов и интереснейших вещей в жизни. Пропадая целыми днями во дворе, Оноре научился воровать булочки в пекарне, дразнить проституток на углу квартала, часами наблюдать за жизнью парижских подворотен... Очень скоро отец Домье понял, что сына необходимо срочно учить ремеслу, иначе ничего хорошего из него не выйдет.

На удивление, Оноре оказался плохим учеником. Его абсолютно не интересовало отцовское ремесло и стекольщиком он становиться не хотел категорически. Случайное знакомство папаши Домье (он вставлял новые окна одной адвокатской конторе) позволило пристроить Оноре посыльным к адвокату. Шустрый подросток отлично справлялся, у него даже оставалось время для посещения книжной лавки, там он жадно рассматривал альбомы с репродукциями .

Постепенно времени на выполнение своих курьерских обязанностей оставалось все меньше. Адвокат не стал терпеть "выкрутасы" юного Домье - выгнал. Но будущий карикатурист не долго переживал. На следующий день он устроился приказчиком в книжную лавку. Его любимые художники стали ближе...

С детства Домье любил рисовать шаржи на всех подряд. Иногда ему попадало от старших мальчишек, но уже тогда он понимал, что злятся его "модели" потому, что изображение было слишком "реалистичным"...

Общительный, живой и немного нахальный характер Оноре позволил ему быстро найти себе друзей среди самых известных мастеров Парижа. Он познакомился с Коро, Гранвиль. Когда рисунки молодого Домье увидел Бальзак, то восторгам не было конца: "В этом парне живет !"

Живописцем Домье так и не стал. Его стихия - рисунок, гравюра, литография. А любимый жанр - карикатура. В 1832 году за карикатуру на короля, яркую, точную, едкую, Домье получает 6 месяцев тюрьмы. Выходит оттуда счастливым и известным... Теперь его приглашают сотрудничать все сатирические журналы.

Около полувека Домье рисовал карикатуры. Парижане ждали его работы, хохотали, радовались, восхищались, но... Его никто не знал. Ну кто станет читать подписи художника под карикатурой. Домье знали художники, и очень уважали его. Великий художник, он каждую работу превращал в истинное произведение искусства. Обладая острым глазом, неповторимой манерой, умением разбираться в людях, четкой гражданской традицией и бесстрашием гасконца, Оноре Домье создавал карикатуры поднимавшие парижан на революции в 1830-м, 1848-м, 1871-м годах.

Карикатуры великого мастера не требовали никаких подписей. Всякий мог узнать в персонажах художника прототипов. Худощавые нищенки становились аллегорическим изображением голода, толстые мясники - сытыми роялистами.

Революционная пора - золотое время для карикатуристов. Но революции проходят, и сатирики остаются не у дел... Так случилось и с Домье. Не сумев накопить на безбедную жизнь, Домье к старости остался совершенно один. Ко всему добавилась слепота... Жизнь могла закончиться трагически. Помогли друзья. Камиль Коро снял для Домье домик и нанял сиделку... Удивительным было то, что даже практически полностью ослепнув, Домье продолжал рисовать. По-другому он уже не мог.

Одна из самых известных работ Домье - Дон-Кихот. Испанский рыцарь Печального образа, воюющий с ветряными мельницами и свято верящий в правду... Таким и останется Оноре Домье в истории мирового искусства.

Французский живописец, скульптор, и рисовальщик, самый известный карикатурист 19-го века.

Приехав в Париж с родителями 1816 году, он познакомился в галерее Пале Рояле с художниками и писателями и стал изучать антики в Лувре. В 1822 году брал уроки рисования затем, в 1828, взялся осваивать недавно изобретенную литографию.

Живописью начал заниматься около 22 лет. В 1832 году сделался сотрудником сатирического издания Карикатюр, где публиковал политические карикатуры, направленные против короля Луи-Филлипа и правительства. За рисунок, представлявший Луи-Филлипа в виде груши, Домье был заключён в тюрьму за оскорбление королевского величества.

После ужесточения цензуры в 1835 и заперта журнала Домье с 1837 года он стал публиковать свои рисунки в газете Шаривари, с которой сотрудничал в течение 28 лет. Его карикатуры той поры были направлены не прямо против режима, но против того, кто его поддерживал – против «буржуа», ставших объектом едких насмешек.

Оноре Домье — французский художник

В 1860 он расторг договор с издательством, чтобы сделаться независимым художником, но сразу оказался без денег. Хотя Домье впоследствии вновь стал работать для газеты, он оставался полностью зависимым от финансовой поддержки друзей художников, которые сохраняли, ему верность до конца его жизни, когда к тому же он почти ослеп.

Значение Домье как рисовальщика, в первую очередь, в том, что он поднял карикатуру до уровня самостоятельной формы художественного выражения. Он пытался, опираясь на традиции английского карикатуры, а именно Хогарта, а также на опыт Гойи-граверта, придать выразительную силу самому рисунку как таковому и создать общепонятные символы и образы. Поэтому пояснительные подписи к рисункам имели для Домье второстепенное значение.

Оноре Домье — французский художник

Его карикатуры вызывали ярость у некоторых критиков; далеко не беспристрастное, они обнаруживают личную позицию художника и его чувства. Живописное творчество Домье, признанное в наше время, не было оценено его современниками. Хотя он и прежде поддерживал тесные связи с художниками Барбизонской школы, Домье в начале революции 1848 решительно обратился к живописи маслом.

Среди его друзей были такие живописцы, как Милле, Теорд Руссо, Коро и Делакруа, а также писатели, в том числе Бальзак и Бодлер. Его картины, косвенным образом и иначе, чем рисунки, также обнаруживают критическое отношение художника к обществу.

Оноре Домье — французский художник

Полностью отвергая историческую живопись своего времени, Домье черпал вдохновение в жизни простых людей, с большим реализмом раскрывая её величие и трагизм.

Его герой – это человек, задавленный работой и однообразием повседневной жизни, человек, стремление которого к освобождению, кажется, обречено на неудачу. Образ Дон Кихота у Домье стал совершенным воплощением не только политической и социальной ситуации 19 века, но и положение в обществе самого художника.

Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник

Карикатуры Крымской войны

Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Поделиться