Биография юрия мамлеева. Юрий мамлеев

Роман вызвал у меня множество смешанных чувств, в основном - отрицательных.
Может, как для советской литературы 60-х гг. это могла быть бомба. Но сегодня... Книга определенно опоздала с изданием на русском языке и не производит должного впечатления.

Критики предлагают 2 варианта трактовки произведения Ю. Мамлеева. Первый - о том, что автор описал ад на земле. Люди сами не заметили, как превратились в монстров, и создали себе арсенал пыток, извращений, чудовищных пороков и т.п. Ценители творчества Мамлеева сравнивают его персонажей с героями картин Босха. Наверное, такая точка зрения оправданна. Действующие лица в "Шатунах" подчеркнуто телесны, у них гипертрофированы отдельные черты личности, преувеличены части тела, пугающе изгажено все - от головы до пят. Вторая трактовка - о том, что даже во тьме и ужасе люди продолжают искать истину, высший смысл и Дух. Эти искания проходят в непривычной форме. Автор опровергает засушенные представления о свете знания и самоценности правды. Для него понимание как раз несет многие печали, а поиски смысла проходят в таких мрачных глубинах, где света и быть не может.

Сюжет романа абсурден. Найти в происходящем логику будет трудно. Традиционную канву романа-воспитания и даже романа об интеллектуально-творческих кружках Мамлеев разрывает, рассыпает на нитки. Он последовательно издевается над сентиментальными представлениями о дружеских объединениях энтузиастов, уютных вечерах с единомышленниками на даче, семейных узах, искренней вере и прочим. Герои-шатуны - это маньяки, садисты, убийцы и вандалы, это интеллектуалы, фанатики и подающая надежды молодежь. Их поведение напоминает механические действия, ползания насекомых. Или пожирающих друг друга пауков в том самом чулане, по Достоевскому. Бога в этом мире нет, хотя многие персонажи любят о нем поговорить. Они изобретают новую религию - поклонение собственному "Я". Доходя до экстаза в самолюбовании и самопожирании, герои обретают собственный Ад или Эдем. В сознании героев они слиты воедино.

Язык книги своеобразен. Но меня он оттолкнул своей предсказуемостью. Автор злоупотребляет уменьшительно-ласкательными формами. У толстых садистов - не лица, а "личики". У мерзких бабищ - не руки и глаза, а "рученьки", "глазыньки". И это бесконечно повторяется, из раза в раз, в каждом втором предложении. То же самое - с излюбленными авторскими эпитетами. Например, слово "извивный" по отношению к любым предметам, частям тела и персонажам стало очень напрягать со временем. Одним из недостатков романа кажется и неизменно ироническое отношение автора ко всему происходящему, ко всем персонажам. В серьезные духовные поиски на этом фоне никак не поверится. Все герои Мамлеева - слишком ничтожные, жалкие и гадкие. Если это ад на земле, то уж очень он скучный. Не пугает, даже своей серостью.

В романе чувствуется что-то не из проходной литературы, но можно ли это назвать глубоким произведением искусства? Сомневаюсь. Или я чего-то очень сильно не поняла здесь.

Биография

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11-го декабря г. в Москве. В г. закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература . Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов , Генрих Сапгир , Лев Кропивницкий , Александр Харитонов , позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе. Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США , а позже, в 1983 г., переехал в Париж , во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке). С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство » его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю. Мамлеев - Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ. Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом - в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) и «Россия Вечная» (см. «Россия Вечная», Аиф-принт, 2002). В «Судьбе бытия» Ю. Мамлеев обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю. Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе «Последняя доктрина», которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую Традицию. В книге «Россия Вечная» Ю. Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов. Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.). О Мамлееве и его творчестве можно прочесть статьи в литературных и иных энциклопедиях, словарях (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедическом словаре «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т. п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени). Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007). Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008).

Интервью

Список основных книг на русском языке

1. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена. Третья волна, Париж, 1982.

2. Юрий Мамлеев. Живая смерть (сборник рассказов). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1986.

3. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1988.

4. Юрий Мамлеев, Татьяна Горичева. Новый град Китеж (философские работы). Париж, 1988.

6. Юрий Мамлеев. Сборник рассказов. Молодежный книжный центр, Москва, 1990.

7. Юрий Мамлеев. Вечный дом (повесть и рассказы). Художественная литература, Москва, 1991.

9. Юрий Мамлеев. Избранное. Терра, Москва, 1993.

10. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Терра, Москва, 1996.

11. Юрий Мамлеев Судьба бытия. «Unio mistica», Терра, Москва, 1997.

12. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 1999.

13. Юрий Мамлеев. Бунт луны (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 2000.

14. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (переиздание). Москва, Вагриус, 2001.

15. Юрий Мамлеев. Блуждающее время (роман). Москва – С.-Петербург, Лимбус-пресс, 2001

16. Юрий Мамлеев. Россия Вечная. Аиф-принт, Москва, 2002.

17. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

18. Юрий Мамлеев. Основные тайны (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

19. Юрий Мамлеев. Основные тайны (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

20. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Ad Marginum, Москва, 2002.

21. Юрий Мамлеев. Задумчивый киллер (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

22. Юрий Мамлеев. Американские рассказы (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

23. Юрий Мамлеев. Конец века (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

24. Юрий Мамлеев. «Мир и хохот» (роман). Вагриус, Москва, 2003.

Список основных публикаций на иностранных языках

1. The sky above Hell and other stories. Taplinger, New York, 1980.

2. Iouri Mamleiev. Chatouny. Paris, Robert Laffont, 1986.

3. La derniere comedie. Paris, Robert Laffont, 1988.

4. Der Moder aus dem Nichts. Wien, Residenz Verlas, 1992.

5. The Pengnin book of new Russien writing. Russia’a Fleurs du Mal. Pengnin book, London, 1995 (Yuri Mamleyev. An individualist’s Notebook).

6. Russische Erzahler am Ende. Eine Anthologie. Berlin, Verleg, 1995.

7. Fleurs du mal. Albin Michel, Paris, 1997.

8. The Pengnin book of New Russien writing. USA, New York, 1997.

9. Эта же антология вышла в Голландии (на голландском языке).

10. Oi periqtdriakoi. Aqhna, Греция, 1993.

11. Il killer metafisico. Roma, Italy, Voland, 1997.

12. Chatouny (второе издание, paper book, карманное издание). Paris, Le Serpent a Plumes, 1998.

13. Der Tod des Erotomanen. Solzburg-Wien, Residenz Verlas, 1998.

14. Шатуны в 1998 вышли в Праге.

15. В Югославии в 90-х вышел сборник рассказов.

16. Кроме того, много публикаций в журналах в USA, France, Germany, Australia, Italy, Poland, Венгрия, Чехия.

17. Цветы зла (антология) - на итальянском. Roma, Italy, Voland, 2003.

18. В октябре 2003 года немецкое издательство «Зуркамп» выпустило роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» на немецком языке.

О нем

Роза Семыкина. О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

Ссылки

  • Собрание сочинений Мамлеева на сайте "Русская виртуальная библиотека"
  • Мамлеев, Юрий Витальевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Клуб метафизического реализма ЦДЛ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мамлеев Ю." в других словарях:

    Мамлеев русская фамилия. Известные носители: Мамлеев, Диниахмед Набиулиевич (1905 1976) Герой Социалистического Труда, Заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин Череповца. Мамлеев, Дмитрий Фёдорович (1929 2012) советский и … Википедия

    Юрий Витальевич (род. 1931), русский прозаик. В 1975 92 в эмиграции (США, Франция). Романы Московский гамбит (1985), Шатуны (1988), Вечный дом (1991) (посвящены жизни городской полубогемной интеллигенции) о деформации личности, вплоть до распада… … Русская история

    Юрий Витальевич Мамлеев (11 декабря 1931, Москва) писатель и философ, драматург и поэт. Его произведения переведены на основные европейские языки. Основатель философско патриотической доктрины (учения) «Вечная Россия» (она изложена в книге… … Википедия

    Юрий Витальевич (р. 1931, Москва), русский прозаик. Родился в семье профессора психиатрии. По окончании Московского лесотехнического ин та (1955) преподавал математику и физику в школах. С нач. 1950 х гг. изучал философию, теософию, оккультные… … Литературная энциклопедия

Юрий Витальевич Мамлеев – знаковая фигура альтернативной культуры, русский писатель с мировой известностью, основатель литературной школы «метафизического реализма» и философской доктрины «Вечная Россия». Этого мастера современной прозы критика частенько сравнивает с Гоголем, его творчество объявляет «сплавом Достоевского с Бердяевым». Книги Мамлеева населяют упыри, экстрасенсы, призраки, маньяки-убийцы и прочие странные персонажи. Читать его – всё равно, что заглядывать в адскую бездну. Самое афористичное определение прозы Мамлеева – Литература конца света.

Юрий Витальевич Мамлеев появился на свет 11 декабря 1931 года в Москве, в роддоме на Арбате. Его отец, Виталий Иванович Мамлеев, был профессором патопсихологии, занимался изучением трудов Зигмунда Фрейда. Судьба его сложилась трагически, – в 40-е годы он был репрессирован и погиб в лагерях. Мать писателя долгое время скрывала от сына этот факт, говоря, что отец отправился «в длительную командировку». Он, несомненно, оказал сильное влияние на сына, что нашло своё отражение в творчестве писателя, – разбудило особое видение человека, пробудило интерес и открыло доступ к «тёмной» стороне, изнанке жизни.

Мать Юрия Витальевича принадлежала к староверческому роду Романовых. Она получила хорошее гуманитарное образование (классическая гимназия), а затем закончила МГУ, стала специалистом по экономической географии и овладела несколькими иностранными языками, что впоследствии позволило ей работать переводчиком. После смерти отца мать с Юрием жили в Южинском переулке, – это место станет, наверное, самым знаменитым во всей «подпольной» Москве конца пятидесятых.

В 1956 г. Юрий Мамлеев закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. В 1956 году Юрий Витальевич организовал «мистический кружок» в своей квартире в уже упомянутом Южинском переулке (ныне Большой Палашевский). Дом № 3 представлял собой двухэтажный барак, Юрий Витальевич квартировал в двух смежных комнатах коммуналки. Чтобы попасть к нему, существовал условный сигнал – шесть звонков.

Квартиру посещали представители тогдашнего андеграунда – писатели, поэты, художники, музыканты. Читали свои произведения, рисовали, пели песни. Среди них были: философ Гейдар Джемаль, поэт, мистик и знаток алхимии Евгений Головин, поэты Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Игорь Холин, художники Анатолий Зверев, Оскар Рабин, Владимир Ковенацкий. Позднее стал заходить Веничка Ерофеев. Там же, в Южинском, Мамлеев познакомился со своей будущей женой Марией.

С 1953 по 1973 Мамлеев написал более ста прозаических произведений. В самиздате распространялись его тексты и магнитофонные плёнки с записью его чтений. Роман «Шатуны» (центральное произведение, о котором речь впереди) был уже создан, но обречён оставаться «в столе».

Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США. Если в Союзе над всеми тяготел творческий вакуум, то здесь, в Штатах, было нечто другое, гораздо более страшное, – здесь по полной программе царил вакуум духовный. Это нашло отражение в «Американских рассказах» Мамлеева. После выхода в США на английском языке сборника «The Sky Above Hell» (1980), названного по одному из рассказов – «Небо над адом», писатель был принят в члены ПЕН-клуба.

В 1983 г. Юрий Мамлеев переехал во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В 1986 году здесь, во Франции, наконец, увидел свет роман «Шатуны», написанный в 60-е годы. В «Шатунах» наиболее полно нашёл своё воплощение тот метод, который впоследствии получит название «метафизический реализм». Негативизм бытия в «Шатунах» настолько обнажён, настолько лишён каких бы то ни было смягчающих оттенков, что он в результате автоматически выворачивается наизнанку, в светлое измерение. Сложно сказать, как это произведение было прочитано в действительности, что увидели в нём западные читатели, однако Юрий Мамлеев добился признания. В России роман «Шатуны» вышел в 1993 году вместе с романом «Московский гамбит» (написанном в эмиграции), повестью «Крылья ужаса» и рассказами, написанными в разное время. Эти произведения объединены в книге «Избранное» (Терра, 1993).

В 1991 году Юрию Мамлееву было возвращено российское гражданство. Вернувшись на родину, он преподаёт индийскую философию в Московском Государственном университете, публикуется в журнале «Вопросы философии». Юрий Мамлеев является членом русского ПЕН-центра, Союза Писателей, Союза Драматургов и исполкома Международного общества культурных связей с Индией.

В 1997-м выходит работа Юрия Витальевича «Судьба бытия», где излагается собственное философское учение автора («Unio mistica», Терра, 1997). Последние крупные произведения писателя – романы «Блуждающее время» (2001), «Мир и хохот» (2003) и «Другой» (2008), «Империя Духа» (2010), «После конца» (2011). Особняком стоит философская книга «Россия вечная», в которой речь идёт о духовной сущности России и её судьбе в бытии. В каком-то смысле продолжением «России вечной» является вышедшая в свет в 2009 году книга «Русские походы в тонкий мир», включающая повесть «Наедине с Россией» и эссе «Метафизический образ России».

Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках.

В 2007 указом президента России награжден орденом Дружбы. Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.). Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008). Член Русского ПЕН-центра, Союза театральных деятелей России, Президент клуба метареалистов при ЦДЛ.

Писатель и философ Юрий Мамлеев, создатель "метафизического реализма", скончался в воскресенье на 84-м году жизни в Москве после продолжительной болезни. Об этом агентству ТАСС сообщил литературный критик, близко общавшийся с Мамлеевым Владимир Бондаренко, а "Интерфаксу" - друг писателя Сергей Шаргунов.

Юрий Витальевич Мамлеев (11 декабря 1931, Москва — 25 октября 2015) — российский писатель, драматург, поэт и философ. Лауреат литературной премии Андрея Белого (1991). Президент «Клуба метафизического реализма ЦДЛ», член американского, французского и российского Пен-клуба, Союза писателей, Союза Литераторов и Союза драматургов России. Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.

Родился в Москве. В 1956 г. окончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Венедикт Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.

В 1974 году вместе с женой Марией Александровной эмигрировал в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cornell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. В Парижском литературном журнале 1986 году достоевед Жак Катто, писал о Мамлееве как о достойном наследнике Гоголя и Достоевского.

После провозглашения курса на демократизацию общества одним из первых приехал в Россию. С начала 1990-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке). Являлся членом исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Был членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и писатель становится президентом Клуба метафизического реализма ЦДЛ. С 1994 г. по 1999 г. как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Главные философские работы: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом — в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997, позднее вышла отдельным изданием) и «Россия Вечная», изданная дважды, последний раз в 2011 году.

В «Судьбе бытия» обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты, но вышел за её пределы, развивая собственное учение. В книге «Россия Вечная» исследовал глубины русской культуры и духа. В результате им создана новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение.

Творчество писателя отмечалось различными литературными грантами и премиями. В 2000 году он получил Пушкинскую премию (Германия), премию имени Андрея Белого (1993 г.), премию «Словесность» Союза литераторов (2008) и др. Также он является кавалером государственного Ордена Дружбы за творчество и литературные заслуги. Статьи о писателе и его творчестве входят в литературные и другие энциклопедии, словари (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедический словарь «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т.п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени). О творчестве писателя вышло авторское исследование Розы Семыкиной «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

Произведения автора публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. В 2012 году основная философская работа автора «Судьба бытия» издана на французском языке.

Основные произведения

Шатуны (роман, 1966)
Судьба Бытия (1997) (Философская работа)
Россия Вечная (1997) (Философская работа)
Московский гамбит (роман)
Мир и хохот (роман)
Крылья ужаса (роман)
Блуждающее время (роман)
Другой (роман, 2006)
Наедине с Россией (роман, 2009)
Империя Духа (роман, 2011)
После конца (роман, 2011)
Вселенские истории (роман, 2013)

Поделиться