Что такое элита определение. Определение понятия элита

Начиная с XIX века термин «элита» перестает употребляться исключительно для определения «качества» товара, семян или воинских частей. А закрепляется в политологических и социологических словарях для обозначения высших слоёв общества в системе социальной иерархии. Тем не менее, широкое общественное употребление данного термина начинается только в XX веке благодаря, почти вековой исследовательской работе социально-политических систем, такими учеными, как В.Парето, Г.Моска, Р. Михельс, X. Ортега-и-Гассет, Г. Лассуэлл и др., в чьих определениях наблюдались существенные методологические различия, обусловленные их социальным положением и сложностью исследуемого объекта. Назовем их элитаристами и посмотрим, что же такое элита по их мнению:

  • Элита по В. Парето (первым ввел понятие «элита») - лица, получившие наивысший индекс в своей области деятельности, достигшие высшего уровня компетентности; - люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества, составляющие "аристократию" (большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами - неважно, хорошими или дурными, - которые обеспечивают власть);
  • Элита по Г. Моске - наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством;
  • Элита по X. Ортега-и-Гассету - люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу, наивысшим чувством ответственности;
  • Элита по Г. Лассуэллу - "высший господствующий класс"; лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством; лица, обладающие наибольшим статусом и властью.

Что же такое элита? Выше отмечалось, что в построениях элитаристов нет единодушия, напротив, их суждения порой опровергают друг друга. Они сходятся лишь на том, что противопоставляют элиту массе и отмечают её важность для правильного функционирования общества.

Для полноты картины, стоит привести современное определение понятия «элита», предложенное социологами А. Сванном, Дж. Мэнором, Э. Куинни, Э. Райсом:

Элита - люди, которые контролируют большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества, чем любая другая страта общества; занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно или ресептивно (в некоторых обществах элиты резко отделены от других граждан).

На базе проведенного историко-элитологического исследования мы выяснили, что данные выше определения, приветствующиеся в научном сообществе в рамках той или иной парадигмы, потеряли свой смысл, поскольку нет той страты, которую было принято считать «элитой». Привычное понятие «элита» - анахронизм, т.к. новая элита, а, соответственно и новое её понимание, датируется уже 50-60 гг. XX столетия и не имеет никакого отношения к предлагаемым до сегодняшнего дня определениям (см. п.1«Общественная дискуссия об элитах: предпосылки возникновения и основные вехи развития»).

Поэтому мы предлагаем отойти от одностороннего рассмотрения понятия «элиты» и применить к нему двоякий подход – нормативный и позитивный и на основе логики этих подходов получить иное определение термина «элита», актуальное для современного общества.

Первым рассмотрим нормативный подход .

В рамках этого подхода мы должны дать определение того, что такое «истинная» элита, и если нам удастся это сделать, то тогда мы сможем соотносить группы, претендующие на наличие у них элитного статуса, с заданным эталоном. Но у этого подхода есть несколько проблем.

Первая из них заключается в том, что не существует объективных оснований для того, чтобы дать определение «истинной» элиты. Более того, не очень понятно, в чем эти «объективные» основания могли бы заключаться.

Этот тезис необходимо пояснить более подробно.

Предположим, что у нас есть некоторые базовые понятия, в объективности которых у исследователей нет сомнений. Если на основе этих базовых понятий можно было бы сформулировать определение элиты, не противоречащее этим базовым понятиям, то такое объяснение также можно было бы считать объективным и «истинным».

Однако понятие элиты в сегодняшней структуре научного знания само по себе является базовым, неразложимым на понятия более общего уровня. Поэтому объективистский подход к понятию элиты сводится, как правило, к выявлению семантических корней самого этого слова (термин "элита" ведет свое происхождение от латинского eligere: «выбирать»; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite: «лучший, отборный, избранный»). Между прочим, учитывая, что в каждом языке этот термин, даже если он заимствован, связан со своими собственными, присущими только данному языку, коннотациями, то на этой почве возникают самые разнообразные искусственные проблемы, наличие которых позволяет многократно увеличивать объем публикаций по теме.

На самом же деле мы, как правило, имеем дело с субъективными определениями элиты, сколько бы ни уверял нас автор в обратном.

Под предлогом объективного определения элиты нам всегда пытаются дать описание того, какой автор хотел бы видеть элиту: какими она должна обладать свойствами и как действовать в тех или иных ситуациях. Очень часто, хотя и не всегда, речь идет о свойствах, которые автор сам себе предписывает, и о действиях, которые он сам предпринял бы, если бы оказался на том или ином месте. Например, Николай Бердяев, происходивший из дворянской семьи, в своих работах пишет про культурную элиту. В его понимании настоящая элита - это аристократия духа (причем аристократизм определяется происхождением, а не достижениями). А Джованни Сартори в своей работе «Пересматривая теорию демократии» (1987г.) рассматривает политическую элиту в связи с неверной, по его мнению, трактовкой термина «элита» по отношению к политике и власти. Согласно Сартори элита является одной из инстанций власти не в силу того, что она находится на верхушке общества, а потому, что люди, входящие в элиту, обладают определенными качествами, которые обеспечивают власть.

Здесь всегда очень трудно спорить. Редко кто скажет о себе плохо. Наоборот, каждый будет сам себя выставлять хорошим и пытаться понравиться. Конечно, оценки того, «что такое хорошо и что такое плохо» у людей могут очень сильно различаться, особенно при анализе конкретных ситуаций и действий. При повышении уровня абстрактности требований к элитам расхождения могут быть сняты. Например, определение «элиты - это те, кто за все хорошее против всего плохого» особо много возражений не вызовет.

Обсуждать эти темы можно бесконечно долго – у каждого человека свои субъективные предпочтения, однако едва ли возможно из этих обсуждений извлечь что-то полезное для понимания социального устройства.

Но главная проблема нормативного подхода заключена в сфере прагматики: в чем состоит цель рассуждений о том, какими элиты должны быть? В сравнении действующей элиты с идеалом и построении вывода, что эти элиты на самом деле таковыми не являются? Вывод, конечно, важный, но бесперспективный, потому что под воздействием рассуждений едва ли изменятся сами «элиты». (Бердяев выдвигал следующее требование к элите: учет и соответствие культурно-исторической ситуации, процессам, происходящим в обществе, ответственность перед народом). Маловероятно и то, что люди сами свергнут так называемые элиты и вручат власть «настоящей» элите. Даже если это и так, то вызывает сомнения одно обстоятельство: следует ли в целях агитации прибегать к понятию элита. С одной стороны, большинство населения в таких терминах о власти не думает и скорее настроено принципиально антиэлитарно, поэтому попытка заменить одну элиту, пусть и не годную, другой, годной, может вызвать отторжение (что мы часто и наблюдаем). Для этих целей надо не адекватную теорию элит строить, а продумывать, как хоть какую-то элитную теорию продать населению – это совсем другая задача.

При такой постановке задачи все равно сохраняется множество вопросов. Допустим, что известно какой должна быть идеальная элита, но как сделать так, чтобы реальная элита соответствовала идеальной? О таком соответствии может говорить только автор идеальной модели о самом себе, если он войдет в элиту, а еще лучше, если он ее возглавит. При этом все равно не понятно, как убедить других представителей элиты соответствовать этой идеальной модели.

Возможное возражение состоит в предположении, что в истории были периоды, когда национальные элиты в гораздо большей степени соответствовали идеалам (какие бы они не были), чем нынешние. Или посмотреть на зарубежную историю, где тоже есть примеры более дееспособных элит.

На это можно было ответить следующее – давайте попробуем более подробно изучить, почему элиты другого времени или других стран вели себя иначе, чем сегодняшние. Что такого было в условиях их существования, из-за чего они вели себя не так, как это обычно делают элиты.

Но это уже не нормативная, а позитивная программа исследований.

Таким образом, от нормативного подхода к исследованию мы переходим к позитивному подходу (в гносеологическом смысле).

Позитивный подход не занимается выдумыванием «идеальной» элиты, поэтому объектом его исследования является реальная, «формальная» элита. Мы понимает, что семантика слова «элита» во многих случаях не позволяет употреблять этот термин применительно к реальным правителям, но другого термина у нас нет.

С точки зрения позитивного подхода формируется наиболее универсальное понятие элиты:

Элита – это группа лиц, занимающих высшие позиции в общественной иерархии и преследующих цели:

  • по отношению к неэлите – сохранение своего главенствующего положения;
  • внутри элиты – повышение своего статуса относительно других членов элиты.

Основная проблема в рамках позитивного подхода формулируется следующим образом: как условия функционирования элиты меняют ее поведение и как это отражается в идеологических концепциях, формулируемых элитой.

На практике мы видим совершенно различные типы поведения элиты, что могло бы показаться странным, учитывая, что исходные цели у всех элит одинаковы. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы выделить факторы, определяющие то, какие стратегии выбирают элиты для реализации имманентно присущих им целей.

Эти факторы мы группируем следующим образом:

  • - давление неэлитных слоев (этот фактор работает крайне редко, но, тем важнее понять, когда именно и почему);
  • - давление внешних элит (международная конкуренция);
  • - внутриэлитная конкуренция.

Этот последний фактор представляется нам наиболее важным. Как правило, большинство исследователей рассматривает элиту как однородную среду, что, на наш взгляд, является настолько высоким уровнем абстракции, что подобрать хотя бы немного близкий к однородной элите аналог в реальности можно только в теории. То есть, элиты всегда неоднородны и в реальных условиях внутри них существуют конфликты между высшими и более низкими слоями элиты. Кроме того, обычно элита представляет собой смесь нескольких иерархий, которые в силу тех или иных обстоятельств складываются в единую элитную иерархию – как правило, неустойчивую, насыщенную внутренними конфликтами.

Одним из способов разрешения внутриэлитных конфликтов является привлечение частью элиты на свою сторону неэлитных слоев, за счет чего состав элиты видоизменяется и переформатируется.

Таким образом, позитивная программа изучения элит заключается в выявлении закономерностей внутриэлитных, межэлитных и элитно-неэлитных взаимодействий на широком историческом материале.

Одним из важных элементов проводимого исследования является выявление форм и методов идеологического обеспечения такого взаимодействия и последующего влияния идеологических конструкций на характер разворачивания элитных конфликтов.

В данном случае возможное возражение состоит в том, что позитивный подход рассматривает пассивное приспособление элит к условиям своего функционирования, но это неправильный взгляд на реальность, поскольку известно, что в определенные моменты времени элиты реализовывали долгосрочные проекты.

На самом деле, утверждение о том, что элиты реализуют какие-то проекты, является широко распространенной логической ошибкой, основанной на том, что в истории все время происходят различные (крупные, мелкие) события, и, если известно, что произошло какое-то значимое событие, то с помощью ретроанализа можно воспроизвести цепочку событий, приведших к нему.

Эту цепочку можно назвать «проектом», потому что с внешней точки зрения любой проект, который строится на перспективу, выглядит точно так же: итоговое событие (цель) и цепочка действий, которые мы должны предварительно выполнить.

Но то, что верно в отношении перспективы, абсолютно неверно в отношении ретроспективы.

Достаточно условного примера. Предположим, что цепочку событий можно довести до сколь угодно отдаленного времени, например, до первобытного человека. Это всегда можно сделать, поскольку любому событию предшествует какое-то другое, тому тоже что-то предшествует и так далее.

Но это не значит, что любое происходящее сейчас событие является реализацией проекта первобытного человека. Тогда непонятно на основании чего (по каким мотивам) на каком-то периоде исследователь (ученый) обрывает ретроцепочку в определенный период времени. Связано ли это с нехваткой информации или же с тем, что так удобнее самому исследователю.

Традиционно логика ретроспективного анализа выглядит следующим образом: в прошлом ищутся события, которые на взгляд исследователя связаны с произошедшим впоследствии событием, именуемы проектом. На основании наличия таких событий и делается вывод о том, что этот ряд событий и есть воплощение в жизнь проекта. На самом же деле, некие события и высказывания объединяются в единый проект только потому, что известно том, что итоговое событие уже произошло. Для современников же это были просто события и высказывания на фоне других равнозначных им событий и высказываний.

Исследователь же выстраивает ретроспективную логику событий и высказываний под тот проект, который есть в его голове, но что не было каким-то проектом для реальных участников событий.

Постфактум, когда событие уже произошло и кто-то объявил его проектом, даже многие из участников событий будут склонны считать, что это действительно был заранее продуманный проект, активными участниками реализации которого они сами и были. Несогласных же с тем, что это был проект, будет меньшинство и их едва ли услышат.

Доподлинно известно, сколько трудов (и крови) стоило написание канонической истории КПСС. Но, очевидно, что если бы не произошла октябрьская революция, то о большевиках знал бы, в лучшем случае, узкий круг историков, специализирующихся на том периоде.

Исторические проекты существуют только в головах тех, кто уже знает, что то или иное событие произошло в истории. Но это знание является ничем иным, как ложным знанием, которое мешает пониманию действительного значения истории.

Оксфордский словарь 1823 года.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский инженер, экономист, социолог, и философ; Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский юрист и социолог. Наряду с Парето известен как создатель теории элит; Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий историк, экономист и социолог; Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) - испанский философ, социальный мыслитель, публицист и общественный деятель; Лассуэлл Гарольд (1902-1978) - американский политолог.

В этимологическом значении слова: aristos - лучший.

De Swaan A., Manor J., Oyen E., Reis E.P. Elite Perceptions of the Poor: Reflections for a Comparative Research Project // Current Sociology vol.48, 2000.

По предписанному статусу/благодаря собственным заслугам.

У этой операции есть свои сложные методологические и логические проблемы, описание которых занимает слишком много места и не является темой данной работы.

В экономической теории примером является длительная и до сих пор не завершенная дискуссия о неправильном переводе Маркса и о необходимости замены термина «стоимость» термином «ценность».

Николай Александрович Бердяев (1874 -1948) - русский религиозный философ XX века.

Джованни Сартори (р. 1924) - итальянский и американский философ и социолог.

ЭЛИТА ЭЛИТА (в социологии и политологии), высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий функции управления, развития науки и культуры. Элиту выделяют по различным основаниям - политическим, экономическим, интеллектуальным и др. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм).

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭЛИТА" в других словарях:

    элита - ы, ж. élite < élire выбирать, отбирать. 1. устар. мн. Элиты. Во французских войсках храбрейшие солдаты. Толль 1864. Из подобных сборщиков подобной контрибуции, из рассказов оставшихся в Москве жителей, едва ли не состояли и все войска… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аристократия, дворянство; соль земли, сливки, накипь, избранные, лучшие из лучших, сливки общества, лучшие люди, истеблишмент, верхушка, лучшие, суперэлита Словарь русских синонимов. элита см. лучшие Словарь синонимов русского языка. Практический … Словарь синонимов

    Элита - Элита ♦ Élite Этимологически – совокупность избранных, но избранных благодаря случаю или в результате собственных усилий, а не Богом и не народом. Своего рода светская и меритократическая (т. е. получившая власть за счет собственных… … Философский словарь Спонвиля

    - [фр. elite] 1) биол. отборные семена, растения или животные, наиболее подходящие для воспроизводства; 2) наиболее видные представители какой л. части общества, группировки; верхний слой населения или отдельных его групп. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. elite лучший, избранный) 1) руководящая верхушка официальных руководителей государственной власти, высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающиеся на поддержку средств массовой информации и силовые структуры;… … Экономический словарь

    - (от франц. elite лучшее отборное),..1) (в социологии и политологии) высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты политической (В. Парето, Р. Михельс) … Большой Энциклопедический словарь

    Элита, 1) в растениеводстве высококачественные семена с. х. культур, получаемые от урожая суперэлиты и являющиеся исходными при размножении районированных сортов. 2) В животноводстве наиболее ценные по экстерьеру, конституции, наследственным… … Большая советская энциклопедия

    ЭЛИТА, элиты, мн. нет, жен. (франц. élite). 1. Избранное общество (книжн. редк.). 2. собир. Лучшие, отборные экземпляры каких нибудь растений или животных, отличающиеся такими качествами, которые обеспечивают богатое воспроизводство (с. х.).… … Толковый словарь Ушакова

    ЭЛИТА, ы, ж. собир. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (франц. elite – лучшее, избранное) понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. Теория элиты развивалась еще Платоном, Карлейлем, Ницше, но как система… … Философская энциклопедия

Книги

  • Элита , Касс К.. Сначала их было тридцать пять. Теперь их осталось всего шесть. Это Элита. И битва за сердце принца Максона разгорается с еще большей силой. Но чем ближе Америка Сингер к тому, чтобы завоевать…

Элита: история термина

Элита представляет собой группу, совершенно отличную от других. Ее даже едва ли можно назвать классом. Элита - это качество, воля, мораль. История термина "элита", его значение, применение и смысл, который вкладывали в него различные поколения.

Геннадий Константинович Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии МГИМО, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ.

В XX веке понятие элиты прочно вошло в социологические и политологические словари. Вошло, несмотря на многочисленные возражения со стороны целого ряда социологов, целого ряда направлений социально-политической и социологической мысли. Мнение о том, что термин "элита", введенный в социологию В. Парето, неудачен, что элитаристы, считая элиту субъектом политического процесса, принижают роль народных масс, что он противоречит идеалам демократии, неоднократно высказывалось в литературе, причем авторами, придерживающимися самых различных политических ориентации - от коммунистов до либералов.

Один из основоположников современных концепций элиты Г. Моска в большинстве своих работ старался обходиться без этого термина. Против него возражает и ряд сторонников теории политического плюрализма, полагающих, что термин "элита", годный для характеристики примитивных политических систем, неприменим при анализе современных демократических структур. Правда, и они, рассматривая современные политические системы, считают возможным использование этого термина при анализе тоталитаризма, когда дихотомия элита - массы может оказаться эвристической. Так, в частности, полагают английские политологи С. Мор и Б. Хендри, не без основания утверждающие, что теории элиты приложимы к коммунистическим политсистемам, где власть сосредоточена в руках руководства компартий, образующих авторитарную элиту, контролирующую все стороны социальной жизни.

Наконец, против этого термина высказываются радикальные демократы, считающие, что наличие в обществе элиты означает узурпацию ею власти у народа (или хотя бы части этой власти); они полагают, что уже само делегирование народом власти лишает его части суверенитета (собственно, эту мысль высказывал еще Руссо, считавший, что делегируя суверенитет, народ лишается его). Но тут неминуемо возникает вопрос о технической возможности управлять обществом без элиты. Известно, что Р. Михельс, а за ним большинство современных элитологов дают отрицательный ответ на этот вопрос.

Есть и чисто терминологические возражения, касающиеся того, что неправильно и даже аморально применять термин "элита", этимология которого не допускает сомнений в том, что имеются в виду лучшие, наиболее достойные люди, по отношению к власть имущим, среди которых мы чаще видим людей циничных, неразборчивых в средствах, жестоких; недаром Ф. Хайек писал в "Дороге к рабству", что «у власти оказываются худшие». Возникает вопрос: можно ли применять термин "элита" по отношению к власть предержащим, среди которых слишком часто оказываются наиболее изворотливые, честолюбивые люди, готовые ради своего властолюбия к любым, самым беспринципным компромиссам.

Но хотя все эти возражения имеют основания, отказ от термина, который отражает определенную социально-политическую реальность, определенное социальное отношение, сам по себе неконструктивен. Раз существует определенное явление - особая роль правящего меньшинства в социально-политическом процессе, значит, нужен и соответствующий термин, фиксирующий его. Иное дело, что Парето ввел не самый удачный термин, но искать ему замену на другой - "правящая верхушка", "господствующий класс", "правящее меньшинство", "господствующие слои" "контролирующее меньшинство" и т.д. мало что дает - ведь это будет спором о словах. В этой связи вспоминается позиция Б. Рассела, который ссылаясь на Ф. Бэкона, говорил о том, что достаточно уточнить термины, чтобы элиминировать большинство споров, которые и ведутся из-за разного понимания слов. Итак, бессмысленно вести спор о словах, гораздо плодотворнее дискуссии не терминологические, а содержательные, прежде всего, о месте и роли элиты в социальной структуре общества, о том, определяет ли она социальный процесс, является ли она внеклассовой социальной группой, выражающей интересы общества в целом, как настаивает ряд авторов, или же это верхушка господствующего эксплуататорского класса, осуществляющая государственное руководство во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение, позволяя эксплуатировать народные массы.

Этимология термина и его применение

Термин "Элита" ведет свое происхождение от латинского eligere -выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся (купцами, в частности) для обозначения товаров наивысшего качества. В XVIII веке его употребление расширилось, он начинает употребляться для наименования "избранных людей", прежде всего, высшей знати, а также отборных ("элитных") воинских частей. С XIX века понятие это стали использовать также в генетике, селекции, семеноводстве для обозначения лучших семян, растений, животных для их дальнейшего разведения. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 года, этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии. Тем не менее, отметим, что понятие элиты не применялось широко в общественных науках вплоть до начала XX века (т.е. до появления работ В. Парето), а в США - даже до 30-х годов нашего столетия. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что этимология может иметь сугубо вспомогательное значение при определении содержания понятия, которое выступает как момент, узловой пункт, а отчасти и результат определенной социальной концепции. Что же такое элита? Выше уже отмечалось, что при ответе на этот вопрос в построениях элитаристов мы не только не обнаружим единодушия, но, напротив, натолкнемся на суждения, порой опровергающие друг друга. Похоже на то, что элитаристы сходятся только в одном - в постулировании необходимости элиты для общества. Во всех других аспектах между ними больше разногласий, чем согласия.

Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется социологами и политологами, то получится весьма пестрая картина. Начнем с определения Парето, который, собственно, и ввел это понятие: это лица, получившие наивысший индекс в своей области деятельности, достигшие высшего уровня компетентности ("Трактат о всеобщей социологии"). В другой своей работе Парето пишет, что "люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества,... "так называемые высшие классы" и составляют элиту, "аристократию" (в этимологическом значении слова: aristos - лучший) ... большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами - неважно, хорошими или дурными, - которые обеспечивавают власть". Среди других определений отметим следующие: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством (Моска); люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс (Дюпре); "высший господствующий класс", лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусов, богатством, лица, обладающие наибольшей властью (Г. Лассуэлл); люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л. Бодэн), наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); лица, обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай); меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющее наибольший вес и влияние (С. Кёллер); "боговдохновленные" личности, которые откликнулись на "высший призыв", услышали "зов" и почувствовали себя способными к лидерству (Л. Фройнд), харизматические личности (М. Вебер), творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби); сравнительно небольшие группы, которые состоят из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элиты) - (В. Гэттсмен и другие теоретики элитного плюрализма); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма), люди, обладающие качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты); лица, осуществляющие в государстве власть, принимающие важнейшие решения и контролирующие их выполнение посредством бюрократического аппарата (Л. Санистебан), руководящий слой в любых социальных группах - профессиональных, этнических, локальных (например, элита провинциального города); лучшие, наиболее квалифицированные представители определенной социальной группы (элита летчиков, шахматистов или даже воров и проституток - Л. Боден). В любом случае дихотомия элита - масса является для элитистов ведущим методологическими принципом анализа социальной структуры.

Приведем еще одно из новейших обобщенных определений элиты, которое дают социологи А. Сванн, Дж. Мэнор, Э. Куинн, Э.Р айс: "Элиты по определению - люди, которые контролируют большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества, чем любая другая страта общества. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно (по предписанному статусу) или ресептивно (благодаря собственным заслугам). В некоторых обществах элиты резко отделены от других граждан. Элита - те люди, которые занимают высшие властные позиции, контролирует большую часть собственности и имеют наивысший престиж". Эти авторы считают, число этих людей составляет примерно около одного процента от численности населения.

Сравним эти определения. Сразу же бросается в глаза смешение терминов: некоторые под элитой имеют в виду только политическую элиту, у других трактовка элиты более широкая. Дж. Сартори справедливо пишет не только о множестве смыслов термина, но и о переизбыточности терминов: политический класс, правящий (господствующий) класс, элита (элиты), властвующая элита, правящая элита, руководящее меньшинство и т.п. А подобная переизбыточность ведет только к путанице. Прав А. Цукерман, отмечающий в этой связи: "Различными названиями пользуются для обозначения одного и того же концепта, и различные концепты обозначаются одним и тем же названием". Поэтому задача видится не в том, чтобы ввести еще один термин, а чтобы четко определить понятие, ставшее наиболее распространенным, понятие элиты, ввести его со строгим, однозначным содержанием. Отметим, что понятие элиты тесно связано с проблемой социальной стратификации: элита - это высший слой в любой системе социальной стратификации. Естественно, что при определении понятия политической элиты речь идет о политической стратификации общества.

Существующие в политологии дефиниции различаются между собой и с точки зрения широты понятия элиты. Сторонники более узкого определения относят к элите только высший эшелон государственной власти, сторонники более широкого - всю иерархию управленцев, выделяя высшее звено власти, принимающее решения, жизненно важные для всей страны, среднее звено, принимающее решения, значимые для отдельных регионов, отдельных сфер социальной деятельности, наконец, разветвленный бюрократический аппарат. Чтобы иерархизировать структурные элементы элиты, С. Кёллер вводит понятие "стратегических элит". Появился и термин "суперэлита" или элита в системе элит. По отношению к низшим структурным уровням элиты предлагается термин "субэлиты", региональные элиты и т.д. Наконец, в самой политической элите следует различать правящую элиту и оппозиционную (если это - "системная" оппозиция, борющаяся за власть в рамках данной политической системы) и контрэлиту, имеющей целью изменение всей политической системы.

Из многочисленных критериев для выделения элиты функционалисты подчеркивают один, причем действительно важнейший, Дж. Сартори называет его альтиметрическим: элитная группа является таковой потому, что располагается - по вертикальному разрезу строения общества "наверху". Итак, согласно альтиметрическому критерию, саркастически замечает Сартори, предполагается, что кто наверху, тот и властвует, - предположение, основывающееся на том мудром доводе, что власть возносит наверх, а обладающий властью потому и обладает ею, что находится наверху. Альтиметрический критерий сводит дело к оправданию фактического положения вещей. В связи с этим функциональный подход оказывается весьма уязвимым для критики с позиций тех социологов, которые отдают примат другому критерию выделения элиты - критерию достоинств, заслуг, согласно которому властвующая элита должна состоять из достойнейших, выдающихся, высокоморальных людей.

Однако ценностная интерпретация элиты страдает, на наш взгляд, еще большими недостатками, чем структурно-функциональная. На вопрос, кто правит обществом, элитарист ценностной ориентации может дать ответ: мудрые, дальновидные, достойнейшие. Однако любое эмпирическое исследование правящих групп в любых существующих ныне (и существовавших ранее) политических системах с легкостью опровергнет такое утверждение, ибо покажет, что слишком часто это - жестокие, циничные, коррумпированные, корыстолюбивые, властолюбивые, не брезгующие для достижения своей цели никакими средствами лица. Но если требования мудрости, добродетельности для элиты - норматив, который начисто опровергается действительностью, тогда - пусть нас простят за каламбур - какова ценность ценностного подхода? Обычно элитарист консервативной ориентации прокламирует в качестве своего идеала совмещение этого норматива с действительностью (таков был и идеал Платона), и, как следствие этого, совмещение формального и неформального авторитетов. Однако идеал этот с самого начала отягощен рядом предрассудков и стереотипных установок, ибо добродетельных, мудрых он почти всегда ищет в представителях господствующих классов (как это, собственно, и делал Платон). К тому же стабильность социальной системы - действительный идеал консерваторов - требует преемственности элиты, а для наиболее откровенных реакционеров это - переход элитных позиций от отцов к детям с минимальными возможностями доступа к ним "аутсайдеров".

Стремление элитаристов представить элиту в социально-психологическом плане как людей, превосходящих других по уму, наделенных определенными способностями или моральными качествами, легко оборачивается открытой апологетикой элиты. Если подобные суждения можно простить мыслителям древности, то со времени Макиавелли они не могут не звучать наивно. Это особенно относится к современным исследователям элит, которые могут достаточно ясно видеть, сколь высок среди представителей элиты процент людей лживых, лицемерных, аморальных, изворотливых, ловкачей, беспринципных искателей власти. Можно задать сторонникам ценностного подхода к элите вопрос: почему среди правящей элиты процент выходцев из имущих классов во много раз превосходит процент выходцев из неимущих? Неужели среди меньшинства населения - богатейших людей, владельцев основных средств производства - и следует искать самых достойных, мудрых, способных? Права С. Келлер, которая пишет, что подобные взгляды "близки к мистицизму". Чтобы считать, что именно представители властвующей элиты являются наиболее достойными, высокоморалъными членами общества, нужно либо впасть в мистицизм, либо допустить, что классовая ограниченность порой перерастает в полное классовое ослепление.

Сторонники "морализаторского" подхода к определению элиты - Билен-Миллерон и другие - вынуждены различать "хорошую"" и плохую" элиты. Естественно, "морализаторы" испытывают определенные неудобства от того, что правящая верхушка даже передовых демократических стран разительно отличается от рисуемого ими идеализированного портрета "благородной элиты". Недаром в свое время П. Сорокин и У. Ланден, сами не вполне свободные от подобного "морализаторского" подхода, исследуя элиты индустриального общества, сделали однозначный вывод об "аморальности верхов".

Похоже на то, что ценностный или меритократический критерий выделения элиты оказывается чисто нормативным, не коррелирующимся с социологическими данными (таким образом, «он оказывается в поле политической философии, а не политической социологии). И не случайно, что Г.Лассуэллу, взявшему у Парето термин "элита", пришлось менять акценты. Если у Парето термин носил и альтиметрический характер (элита - "высшие классы", "люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества") и вместе с тем ценностной характер (элита - "наиболее квалифицированные" люди, "обладающие качествами, которые обеспечивают им власть"), то Лассуэлл очищает термин от ценностных критериев, определяя элиту как людей, обладающих наибольшей властью. Но, избавившись, казалось бы, от одной трудности, Лассуэлл не только не избавился, а, напротив, усугубил другую трудность. Если мы ограничивается чисто альтиметрическим подходом, отвлекаясь от качеств правящих групп, то какое право мы имеем называть их элитой, т.е. лучшими, избранными? Как пишет Сартори, "почему надо говорить "элита", совершенно не имея в виду того, что этот термин значит, т.е. выражает в силу своей семантической значимости? Далее, если "элита" уже не указывает на качественные черты (способность, компетентность, талант), то какой же термин мы употребим, когда эти характеристики будут иметься в виду? Таким образом, семантическое искажение, описав круг, возвращается, чтобы породить, в свою очередь, искажение концептуальное. Если мы хотим дальнейшего усовершенствования концепции Парето с помощью Лассуэлла и, наоборот, если мы хотим подправить Лассуэлла с помощью Парето, тогда следует проводить различие как терминологически, так и концептуально, между властной структурой и элитной структурой. Не все контролирующие группы являются по определению... "элитными меньшинствами"; они могут представлять собой просто "властные меньшинства". Сам Сартори, обнаруживая недостатки и функционального, и ценностного подходов к элите и обсуждая проблему их синтеза, склоняется в целом ко второму.

Отметим при этом, что ценностной подход может вылиться не в апологетику, а, напротив, в критику элиты, в выявление несоответствия ее с нормативом и, таким образом, в программу повышения качества элиты. Поэтому многие политологи считают, что в этом - путь развития и даже путь спасения демократии. Как отмечает американский политолог В. Ки, решающим элементом, от которого зависит благополучие демократии, является компетентность политической элиты. «Если демократия проявляет неуверенность, клонится к упадку или катастрофе, то это именно идет отсюда». Близкую мысль высказал Д. Белл: "Оценка способности общества справиться со своими проблемами зависит от качества его руководства и характера народа". Заметим при этом, что если принять ценностные критерии, мы будет вынуждены различать и даже противопоставлять друг другу "элиту де-факто" и "элиту в себе", и тогда задача создания оптимальной политической системы превращается в задачу сделать "элиту в себе" "элитой де-факто". Однако сторонники функционального подхода сталкиваются с не меньшими затруднениями, ибо вынуждены допустить, что один и тот же человек, обладая капиталом и властными ресурсами, считается членом элиты, а лишившись этих ресурсов, перестает быть таковым, то есть элитен не он, а его кресло, его деньги.

Как мы убедились, аксиологический подход к проблеме (элита - совокупность индивидов, обладающих преимуществами по определенной ценностной шкале) оказывается уязвимым; сами элитисты этого направления вынуждены признать, что часто это ценности с отрицательным знаком. Поэтому ныне большая часть элитологов склонна рассматривать элиту как группу лиц, стоящих у власти, безотносительно к моральным и иным качествам самих этих лиц. Таков, в частности, подход "макиавеллиевской" школы элитаристов, отождествляющих вслед за Моской элиту с правящим классом. Но, вместо того, чтобы объяснить, как и почему экономически господствующий класс становится политически господствующим, они рассматривают политические отношения в качестве первичных, определяющих все другие общественные отношения. В результате причина и следствие у них меняются местами. Отметим также, что ряд элитаристов (Ф. Ницше, Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, Т. Адорно) в противоположность трактовки элиты как группы, находящейся у власти (это в их представлении обычно псевдоэлита или вульгарная элита - несамостоятельная, нуждающаяся в массе и потому подверженная массовым влияниям, развращенная массой), считает элиту ценностью в себе безотносительно к ее позициям власти. Более того, по их мнению, духовная, подлинная элита стремится отгородиться от масс, обособиться и тем сохранить свою независимость, уйти в своего рода "башню из слоновой кости", чтобы сохранить свои ценности от омассовления. Иллюстрацией подобных взглядов может служить известный роман Г. Гессе "Игра в бисер". Интересна позиция Ч. Миллса, который, различая властвующую и духовную элиту, искал путей к достижению подотчетности первой по отношению ко второй.

Небезынтересно продолжить рассмотрение длящихся не одно десятилетие споров элитологов относительно содержания понятия элиты. Полемика по этому вопросу велась на ряде международных социологических и философских конгрессов, конгрессов политических наук, где отмечалась произвольность иррационалистической трактовки элиты (в том числе харизматической), попыток трактовать элиту как группу индивидуумов, обладающих определенными (превосходящими) психологическими характеристиками, "комплексом превосходств по уму, характеру, способностям" (Ля Валет). На IV Всемирном социологическом конгрессе отмечалось, что дихотомическое деление элита - масса слишком поверхностно отражает структуру социально-политических систем. В докладе Ж.Ляво на этом конгрессе содержалось весьма примечательное признание: "Приходится удивляться тому, что социологическое исследование отталкивается от такого неточного, малообъективного и двусмысленного понятия, каким является понятие элиты. Добавление прилагательного "политическая" не облегчает задачу. Вызывая в представлении гипотетическую общность людей, отличных от масс, термин "элита" имплицитно отсылает нас к многочисленным социальным философиям, стремящимся оправдать и распространить весьма неточную и "морализирующую" концепцию социальный различий". Тем не менее (и это характерно), после столь уничтожающей критики докладчик призвал не отказываться все же от понятия "правящая элита", полезного, как он отметил, в качестве исследовательской гипотезы.

"Какова ценность этого мнимонаучного понятия? - задал вопрос другой докладчик, Дж. Мейсел. - Следует ли отнести теории элиты к области донаучных? Или же их следует рассматривать исключительно в духе сорелевского мифа?". Тем не менее, он защищал этот термин. Признавая консервативную ориентацию большинства элитистов, он заметил, что "понятие элиты поистине ниспослано самим господом Богом" всем тем, кто жаждет вступить в бой против гипердемократии и социализма, "этих утопий-близнецов". Дж. Кетлин в своем выступлении заметил, что "термин носит оценочный, а не научный характер". Собственно, подавляющее большинство участников дискуссии указывало на неопределенность термина "элита", но опять-таки не для того, чтобы от него отказаться, а чтобы внести необходимые уточнения. Дж. Сартори сделал это уточнение следующим образом: "В широком смысле элита - высшее руководство, то есть все занимающие высокое положение и призванные к лидерству. Элита - синоним политической элиты. Ни одно понятие лучше, чем это, не подходит для определения правящего класса". Ю. Пеннати выразил согласие сразу с двумя дефинициями: Монзела (элита - "малая группа, которая в большой социальной группе считается способной к управлению и лидерству, которая обладает внешними атрибутами власти и утверждается в результате определенного выбора или общественной оценки") и Стеммера (элита - "квалифицированное меньшинство, правящий класс в иерархически организованном общества"). Упоминавшийся выше Ж. Ляво заключил: "Строго говоря, слово "элита" может пониматься не абсолютно, а лишь относительно; это понятие означает совокупность избранных индивидуумов определенной социальной группы (например, элита дворянства). Хотя критерии этого отбора продолжают оставаться неопределенными, по-видимому, это высокие качества человека".

Как видим, критика термина "элита" выливается всего-навсего в его уточнение, которое делается опять-таки либо в ценностном, либо в функциональном плане. Большинство элитологов решительно отстаивают правомерность употребления понятия элиты. Так, французский социолог Л. Боден считает, что "слово элита сохранило весь свой престиж... Элита представляет собой группу, совершенно отличную от других. Ее даже едва ли можно назвать классом. Элита - это качество, воля, мораль. Она выдвигает проблему, которая должна решаться в условиях любых социально-экономических режимов, и будущее человечества зависит от этого решения".

Из нашего краткого обзора споров о понятии элиты можно сделать вывод о том, что как ценностная, так и функциональная интерпретации этого понятия не свободны от серьезных недостатков. Признавая это, С.Кёллер видит выход в том, чтобы примирить обе эти концепции, делая в высшей степени спорное допущение, что соединение двух неистинных концепций может дать одну истинную, во всяком случае, находящуюся ближе к истине, более полную. Кёллер предлагает "анализировать властные функции элиты независимо от того, успешно или безуспешно выполняются эти функции", отвлекаясь от качеств их носителей, то есть по существу воспроизводит в несколько модернизированном виде функциональную трактовку элиты. Напротив, Сартори, выявляя возможности синтезировать эти подходы, склоняется к ценностной, меритократической интерпретации. Он считает, что альтиметрическая (структурно-функциональная) характеристика элиты страдает недостатком "семантического свойства, искажая самый смысл первоначального понятия элиты, и если не провести разграничения терминов "властное меньшинство" и "элитное меньшинство" (первое - альтиметрическое, второе - меритократическое), то неизбежно окажутся перепутаны и оба явления".

Кто же прав? Ясно, что эклектическое соединение двух концепций оказывается нежизнеспособным паллиативом. И уж если бы пришлось выбирать одну из двух приведенных выше концепций, политолог, на наш взгляд, должен был бы предпочесть альтиметрическую модель. Попытаемся это обосновать. Будем иметь в виду, прежде всего, многозначность термина "элита", и, во-вторых, что существуют разные типы элит; причем критерии выделения этих элит могут быть различными. При выделении, например, культурной элиты "работает" ценностной критерий. Иное дело, когда мы вычленяем политическую элиту. Тут мы вынуждены обращаться к альтиметрическому критерию, ибо если мы будем руководствоваться критерием ценностным, элитология может... лишиться своего предмета! Ибо, что греха таить, реальные власть имущие - это далеко не образцы морали, далеко не всегда "лучшие". Так что если в соответствии с этимологией термина элитой считать лучших, избранных, высокоморальных, то в их состав вряд ли вообще попадут политические деятели, во всяком случае, подавляющее большинство их. Тогда в каком же смысле можно употреблять термин в политологии? По-видимому, скорее все же в альтиметрическом, функциональном.

Наконец, мы считаем, что нужно четко различать в структуре политологии политическую философию и политическую социологию (наряду с другими политологическими дисциплинами, например, политической психологией, политической историей и т.д.). Так вот в рамках политической философии, поскольку она носит нормативный характер, следовало бы предпочесть ценностной, меритократический критерий, а в рамках политической социологии мы вынуждены, увы, ориентироваться главным образом на альтиметрический критерий.

Подход политического социолога отличается от подхода культуролога. Культурологи обычно применяют термин "элита" к выдающимся деятелям культуры, к творцам новых культурных норм, иногда он выступает как синоним "аристократии духа". Для политического социолога элита - та часть общества (меньшинство его), которая имеет доступ к инструментам власти, которая осознает общность своих интересов как привилегированной социальной группы и защищает их. Поэтому суждения о том, что мы в России много десятилетий XX века жили без элиты, ибо лучшие люди были уничтожены или томились в концлагерях, находились в эмиграции или "внутренней эмиграции" - суждения, которые можно часто встретить в литературе последних лет - это суждения нравственные, аксиологические, но не политологические. Раз имел место властный процесс, он осуществлялся определенными институтами, определенными людьми, как бы мы их ни называли; именно в этом - функциональном смысле (а не морализаторском) политолог употребляет этот термин, безотносительно к моральным, интеллектуальным и иным качествам элиты.

Особо следует сказать о дискуссиях по проблемам элиты в нашей стране. В советской научной литературе термин "элита" впервые вводится во второй половине 50-х годов. Вводится, так сказать, через "черный ход", а именно - через разрешенный жанр "критики буржуазной социологии" (термин столь же нелепый, как "буржуазная физика" или "буржуазная биология").Иначе говоря, речь могла идти лишь об элитах в капиталистических странах, причем в негативном контексте. Известно, что в советское время элитологическая проблематика применительно к анализу социальных отношений в нашей стране была табуирована. Официальная идеология утверждала, что в СССР нет эксплуатации человека человеком, следовательно, нет и не может быть господствующего эксплуататорского класса, нет и не может быть элиты. Это было ложью: при советской власти существовала высшая социальная страта (а элиту можно рассматривать как высшую страту в системе социальной стратификации), выполнявшая управленческими функциями, обладавшая институциональными привилегиями, то есть всеми атрибутами элиты, пусть элиты весьма специфической. Как показал М. Джилас, особенность этой элиты, этого "нового класса" заключалась прежде всего в том, что эксплуатация им народных масс осуществлялась не посредством частной собственности на основные средства производства, а посредством коллективной собственности этого класса (причем в этой собственности находилось и само государство). И дихотомия элита-масса вполне "работала" при анализе социально-политической структуры так называемых "социалистических" стран. Не случайно цензура не допускала применения термина "элита" по отношению к странам, считавшимся социалистическими. Элитологический анализ правящих слоев социалистических стран проводился зарубежными советологами и политическими эмигрантами - А. Авторхановым, М. Джиласом, М. Восленским.

Любой господствующий класс идеологически оправдывает и обосновывает свое господство. Советская элита, этот "новый класс", пошла дальше, она, как отмечал Восленский, скрывала само свое существование, в советской идеологии этого класса не существовало. Считалось что в СССР были только два дружественных класса - рабочие и колхозники, а также прослойка интеллигенции. И особенно тщательно эта элита скрывала свои привилегии - спецраспределители, спецжилье, спецдачи, спецбольницы - все это было возведено в ранг государственной тайны.

Дискуссии об элите, о смене элит, об их качестве, о самом термине "элита" применительно к политическому руководству России, о том, является ли постсоветская элита сложившимся социальным слоем, или же она находится в начале своего формирования, широко развернулась в нашей стране в 90-е годы. Так, известный российский социолог Ж.Т. Тощенко решительно возражает против того, чтобы нынешних правителей России называли элитой. И в аргументах, подкрепляющих эту позицию, нет недостатка. Как можно называть элитой в ее истинном значении людей, чье правление привело к драматическому ухудшению жизни населения, к сокращении его численности? Тогда, может быть, это - образцы морали? Увы, это - одна из наиболее коррумпированных групп российского общества, члены которой думают более о собственном обогащении, чем о благосостоянии народа. В этом - главная причина отчуждения, существующего между народом и элитой.Свое "вхождение во власть" эти люди достаточно трезво рассматривают как временное и соответственно действуют как временщики, озабоченные прежде всего быстрым личным обогащением. Побыв во власти и выпав из нее, они оказываются обычно весьма богатыми людьми, крупными акционерами банков и корпораций, владельцами солидной недвижимости. Значительная часть их - бывшие партийные и комсомольские номенклатурщики, как правило, второго и третьего эшелонов, сумевшие использовать конъюнктуру, с легкостью поменявшие свои убеждения, часто это бывшие теневики, ныне легализовавшие себя, порой это люди с уголовным прошлым. Причем этим людям очень нравится, когда их называют "элитой". Это щекочет их самолюбие. Так правомерен ли по отношению к ним термин "элита"? Может быть, правильнее называть их правящей группой или кланом? Но тогда тот же подход следует применить и к политической элите других стран, также не отличающей высокой нравственностью. Не будет ли тогда этот спор спором о словах, спором терминологическим? Если в соответствии с этимологией термина элитой считать лучших, высокоморальных, то в их состав вряд ли вообще попадут политические деятели, во всяком случае, подавляющее большинство их. Попадут сюда А. Эйнштейн, А.Д. Сахаров, А. Швейцер, мать Тереза, но не попадут действующие политические лидеры. Тогда в каком же смысле можно употреблять этот термин в политической науке?

Ответ на интересующий нас вопрос, на наш взгляд, связан с необходимостью различать в структуре политологии политическую философию и политическую социологию (наряду с другими политологическими дисциплинами, такими как политическая психология, политическая история и т.д.). Специфика политической философии заключается не только в том, что она представляет собой наиболее высокий уровень обобщения политической жизни общества, но и в том, что она делает упор на нормативность политических процессов, тогда как политическая социология описывает и объясняет реальные политические процессы, которые порой весьма далеки от нормативных. Так вот в рамках политической философии, именно поскольку она носит нормативный характер, следовало бы предпочесть ценностной, меритократический критерий, а в рамках политической социологии мы вынуждены, увы, ориентироваться главным образом на альтиметрический критерий.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/

Элита в обществе

В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:

  • Аксиологический (ценностный) подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума.
  • Альтиметрический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием без жёсткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.

В настоящее время альтиметрический подход к трактовке термина «элита» является преобладающим, поскольку надёжных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано. Термин «элита» в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием. Применительно к такому контексту представляется предпочтительным использовать термин «начальничество», «начальники», введённый в научный оборот П. А. Кропоткиным .

Элита в спорте

См. также

Примечания

Литература

  • Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические исторические аспекты. Вып. 2 . - М .: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2012. - 266 с. - 260 экз. - ISBN 978-5-8309-0374-5

Ссылки

  • Буренко В. И. Инструментальное измерение политической элиты // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 6 - История .
  • Гуревич П. С. Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 128-138.
  • Криворученко В. К. Элита молодежных организаций: к вопросу о применимости термина // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 6 - История .
  • Ручкин Б. А. Комсомольская элита в советский и постсоветский периоды развития страны // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 6 - История .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Элита" в других словарях:

    элита - ы, ж. élite < élire выбирать, отбирать. 1. устар. мн. Элиты. Во французских войсках храбрейшие солдаты. Толль 1864. Из подобных сборщиков подобной контрибуции, из рассказов оставшихся в Москве жителей, едва ли не состояли и все войска… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аристократия, дворянство; соль земли, сливки, накипь, избранные, лучшие из лучших, сливки общества, лучшие люди, истеблишмент, верхушка, лучшие, суперэлита Словарь русских синонимов. элита см. лучшие Словарь синонимов русского языка. Практический … Словарь синонимов

    Элита - Элита ♦ Élite Этимологически – совокупность избранных, но избранных благодаря случаю или в результате собственных усилий, а не Богом и не народом. Своего рода светская и меритократическая (т. е. получившая власть за счет собственных… … Философский словарь Спонвиля

    - [фр. elite] 1) биол. отборные семена, растения или животные, наиболее подходящие для воспроизводства; 2) наиболее видные представители какой л. части общества, группировки; верхний слой населения или отдельных его групп. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. elite лучший, избранный) 1) руководящая верхушка официальных руководителей государственной власти, высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающиеся на поддержку средств массовой информации и силовые структуры;… … Экономический словарь

    - (в социологии и политологии), высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий функции управления, развития науки и культуры. Элиту выделяют по различным основаниям политическим, экономическим, интеллектуальным и др. В… … Современная энциклопедия

    - (от франц. elite лучшее отборное),..1) (в социологии и политологии) высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты политической (В. Парето, Р. Михельс) … Большой Энциклопедический словарь

Элита представляет собой группу, совершенно отличную от других. Ее даже едва ли можно назвать классом. Элита - это качество, воля, мораль. История термина "элита", его значение, применение и смысл, который вкладывали в него различные поколения.

Геннадий Константинович Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии МГИМО, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ.

В XX веке понятие элиты прочно вошло в социологические и политологические словари. Вошло, несмотря на многочисленные возражения со стороны целого ряда социологов, целого ряда направлений социально-политической и социологической мысли. Мнение о том, что термин "элита", введенный в социологию В. Парето, неудачен, что элитаристы, считая элиту субъектом политического процесса, принижают роль народных масс, что он противоречит идеалам демократии, неоднократно высказывалось в литературе, причем авторами, придерживающимися самых различных политических ориентации - от коммунистов до либералов.

Один из основоположников современных концепций элиты Г. Моска в большинстве своих работ старался обходиться без этого термина. Против него возражает и ряд сторонников теории политического плюрализма, полагающих, что термин "элита", годный для характеристики примитивных политических систем, неприменим при анализе современных демократических структур. Правда, и они, рассматривая современные политические системы, считают возможным использование этого термина при анализе тоталитаризма, когда дихотомия элита - массы может оказаться эвристической. Так, в частности, полагают английские политологи С. Мор и Б. Хендри, не без основания утверждающие, что теории элиты приложимы к коммунистическим политсистемам, где власть сосредоточена в руках руководства компартий, образующих авторитарную элиту, контролирующую все стороны социальной жизни.

Наконец, против этого термина высказываются радикальные демократы, считающие, что наличие в обществе элиты означает узурпацию ею власти у народа (или хотя бы части этой власти); они полагают, что уже само делегирование народом власти лишает его части суверенитета (собственно, эту мысль высказывал еще Руссо, считавший, что делегируя суверенитет, народ лишается его). Но тут неминуемо возникает вопрос о технической возможности управлять обществом без элиты. Известно, что Р. Михельс, а за ним большинство современных элитологов дают отрицательный ответ на этот вопрос.

Есть и чисто терминологические возражения, касающиеся того, что неправильно и даже аморально применять термин "элита", этимология которого не допускает сомнений в том, что имеются в виду лучшие, наиболее достойные люди, по отношению к власть имущим, среди которых мы чаще видим людей циничных, неразборчивых в средствах, жестоких; недаром Ф. Хайек писал в "Дороге к рабству", что «у власти оказываются худшие». Возникает вопрос: можно ли применять термин "элита" по отношению к власть предержащим, среди которых слишком часто оказываются наиболее изворотливые, честолюбивые люди, готовые ради своего властолюбия к любым, самым беспринципным компромиссам.

Но хотя все эти возражения имеют основания, отказ от термина, который отражает определенную социально-политическую реальность, определенное социальное отношение, сам по себе неконструктивен. Раз существует определенное явление - особая роль правящего меньшинства в социально-политическом процессе, значит, нужен и соответствующий термин, фиксирующий его. Иное дело, что Парето ввел не самый удачный термин, но искать ему замену на другой - "правящая верхушка", "господствующий класс", "правящее меньшинство", "господствующие слои" "контролирующее меньшинство" и т.д. мало что дает - ведь это будет спором о словах. В этой связи вспоминается позиция Б. Рассела, который ссылаясь на Ф. Бэкона, говорил о том, что достаточно уточнить термины, чтобы элиминировать большинство споров, которые и ведутся из-за разного понимания слов. Итак, бессмысленно вести спор о словах, гораздо плодотворнее дискуссии не терминологические, а содержательные, прежде всего, о месте и роли элиты в социальной структуре общества, о том, определяет ли она социальный процесс, является ли она внеклассовой социальной группой, выражающей интересы общества в целом, как настаивает ряд авторов, или же это верхушка господствующего эксплуататорского класса, осуществляющая государственное руководство во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение, позволяя эксплуатировать народные массы.

Этимология термина и его применение

Термин "Элита" ведет свое происхождение от латинского eligere -выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся (купцами, в частности) для обозначения товаров наивысшего качества. В XVIII веке его употребление расширилось, он начинает употребляться для наименования "избранных людей", прежде всего, высшей знати, а также отборных ("элитных") воинских частей. С XIX века понятие это стали использовать также в генетике, селекции, семеноводстве для обозначения лучших семян, растений, животных для их дальнейшего разведения. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 года, этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии. Тем не менее, отметим, что понятие элиты не применялось широко в общественных науках вплоть до начала XX века (т.е. до появления работ В. Парето), а в США - даже до 30-х годов нашего столетия. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что этимология может иметь сугубо вспомогательное значение при определении содержания понятия, которое выступает как момент, узловой пункт, а отчасти и результат определенной социальной концепции. Что же такое элита? Выше уже отмечалось, что при ответе на этот вопрос в построениях элитаристов мы не только не обнаружим единодушия, но, напротив, натолкнемся на суждения, порой опровергающие друг друга. Похоже на то, что элитаристы сходятся только в одном - в постулировании необходимости элиты для общества. Во всех других аспектах между ними больше разногласий, чем согласия.

Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется социологами и политологами, то получится весьма пестрая картина. Начнем с определения Парето, который, собственно, и ввел это понятие: это лица, получившие наивысший индекс в своей области деятельности, достигшие высшего уровня компетентности ("Трактат о всеобщей социологии"). В другой своей работе Парето пишет, что "люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества,... "так называемые высшие классы" и составляют элиту, "аристократию" (в этимологическом значении слова: aristos - лучший) ... большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами - неважно, хорошими или дурными, - которые обеспечивавают власть". Среди других определений отметим следующие: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством (Моска); люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс (Дюпре); "высший господствующий класс", лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусов, богатством, лица, обладающие наибольшей властью (Г. Лассуэлл); люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л. Бодэн), наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); лица, обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай); меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющее наибольший вес и влияние (С. Кёллер); "боговдохновленные" личности, которые откликнулись на "высший призыв", услышали "зов" и почувствовали себя способными к лидерству (Л. Фройнд), харизматические личности (М. Вебер), творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби); сравнительно небольшие группы, которые состоят из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элиты) - (В. Гэттсмен и другие теоретики элитного плюрализма); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма), люди, обладающие качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты); лица, осуществляющие в государстве власть, принимающие важнейшие решения и контролирующие их выполнение посредством бюрократического аппарата (Л. Санистебан), руководящий слой в любых социальных группах - профессиональных, этнических, локальных (например, элита провинциального города); лучшие, наиболее квалифицированные представители определенной социальной группы (элита летчиков, шахматистов или даже воров и проституток - Л. Боден). В любом случае дихотомия элита - масса является для элитистов ведущим методологическими принципом анализа социальной структуры.

Приведем еще одно из новейших обобщенных определений элиты, которое дают социологи А. Сванн, Дж. Мэнор, Э. Куинн, Э.Р айс: "Элиты по определению - люди, которые контролируют большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества, чем любая другая страта общества. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно (по предписанному статусу) или ресептивно (благодаря собственным заслугам). В некоторых обществах элиты резко отделены от других граждан. Элита - те люди, которые занимают высшие властные позиции, контролирует большую часть собственности и имеют наивысший престиж". Эти авторы считают, число этих людей составляет примерно около одного процента от численности населения.

Поделиться