Древние животные земли. Возникновение жизни

Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Судак

Республики Крым

Республиканский конкурс исследовательских

проектов школьников «Исследовательский старт»

Секция : «Мир животных»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ ПРОШЛОГО,

ДИНОЗАВРЫ

Работу выполнил:

Цветков Глеб Сергеевич,

учащийся 5-б класса

МБОУ «Общеобразовательная

школа № 2»

г. Судака

Руководитель работы:

Касьянова Наталья Валерьевна

учитель биологии

МБОУ «Общеобразовательная

школа № 2»

г. Судак

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ литературных данных по теме……………………………….4

1.1 Зарождение жизни на земле………………………………………………..4

1.2 Разнообразие животных доисторического периода . …………………….5

1.3 Почему динозавры вымерли……………………………………………….8

Глава 2 Исследование животных прошлого (динозавры) …………………..9

2.1 Разнообразие динозавров………………………………………………….9

2.2 Анализ проведенных исследований……………………………………..10

Вывод …….……………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………………..14

Приложение……………………………………………………………………15

Введение

Человека издавна интересовал вопрос о том: - Как зародилась жизнь на Земле? Многие ученые утверждают, что жизнь зародилась в древнем океане Земли. Под действием разрядов молний попадавших в воду из простых молекул образовывались более сложные, похожие на те которые встречаются в живых клетках. Именно из них со временем образовались первые живые клетки. Самыми древними живыми организмами являются строматолиты - скопление сине-зеленых водорослей. Они до сих пор встречаются в горячих источниках. Изучение следующего этапа развития жизни на Земле, одного из самых загадочных и неповторимых. Я предлагаю вам перенестись на много миллионов лет назад, для знакомства с животными прошлого. Мы узнаем:- Когда жили динозавры? Какие были динозавры? Мы подробно познакомимся с животными парка юрского периода.

Актуальность темы : состоит в том, что в науке о динозаврах еще многое не изучено, но она вносит огромный вклад в изучение эволюции на земле. Изучая животных прошлого мы понимаем, как развивалась земля в геологических эпохах, как животные прошлого взаимодействовали с окружающей средой, почему они вымерли, как эти знания могут помочь предотвратить вымирание современных редких животных.

Цель нашей работы : изучение животных прошлого, их особенности жизнедеятельности, способы адаптации и причины их вымирания.

Задачи : 1. Изучить научную литературу о животных прошлого.

2. Изучить разнообразие животных прошлого.

3. Сформировать понятие о динозаврах и их разнообразие.

4. Познакомить учащихся со своими достижениями по теме, провести анкетирование «Что знаешь о животных прошлого».

Глава 1. Анализ литературных данных по теме.

1.1 Зарождение жизни на земле

Ученые до сих пор не знают в точности, какой была Земля в начале существования. Вероятно, три миллиарда лет назад неглубокий океан покрывал большую часть планеты. Суша была бурой каменной равниной. Лишь кое-где возвышались остроконечные горы. Повсюду виднелись глубокие пропасти. Почти каждый час страшные землетрясения взламывали поверхность земли, повсюду громыхали вулканы, из них текли потоки раскаленной лавы. Климат был горячим и влажным. По небу мчались раскаленные коричнево-черные тучи ядовитых газов и пара. Грохотал гром, сверкали невиданно большие молнии. Днем и ночью, не переставая, шли ливни из едкого кипятка. Они размывали скалы, а ураганы с шумом обрушивали камни. Конечно, никакой жизни на Земле не могло быть. Наша планета была слишком раскаленной. Нечем было дышать - не было газа кислорода. Лишь два миллиарда лет назад затихли ураганы, ливни стали не такими страшными. Науке стало известно, что миллиарды лет назад в теплых океанах сами собою возникли комочки живого вещества, такие крохотные, что без микроскопа их не увидеть . Прошли еще миллионы лет, и из них образовались микробы, мельчайшие водоросли. Потом в морях появились медузы и черви. Все перемены заняли целый миллиард лет! Постепенно живые существа заселили сушу, с течением времени одни виды вымирали и давали начало жизни другим, многие существа вымерли, другие сохранились и живут до сих пор. Ученые предполагают, что динозавры появились 200 миллионов лет назад, произошли они от рептилий, так как сами были рептилиями, затем рептилии становились все больше, одни напоминали больших ящериц, другие черепах. В переводе с греческого динозавр обозначает –«ужасный ящер», первым ввел этот термин английский зоолог Ричард Оуэн. Динозавров было несколько видов: растительные, хищники,

морские, летающие. Травоядные питались листьями, травой, деревьям, водорослями. Хищные поедали себе подобных и других животных, обладали грозным оружием-большими когтями огромными острыми зубами.

1.2 Разнообразие животных доисторического периода . Животные далекого прошлого. Доисторические животные, обитавшие на разных континентах тысячи и миллионы лет назад. Мегалоцерос ( Megaloceros giganteus ) или Большерогий олень (рис № 1) , появился около 300 тыс. лет назад и вымер в конце ледниковой эпохи. Населял Евразию, от Британских островов до Китая, предпочитал открытые ландшафты с редкой древесной растительностью. Большерогий олень был размером с современного лося. Голову самца украшали колоссальные рога, сильно расширенные вверху в форме лопаты с несколькими отростками, с размахом от 200 до 400 см, и весом до 40 кг. У ученых нет единого мнения о том, что привело к возникновению таких огромных и, по-видимому, неудобных для владельца украшений. Вероятно, что предназначенные для турнирных боев и привлечения самок роскошные рога самцов изрядно мешали в повседневной жизни. Возможно, когда на смену тундростепи и лесостепи пришли леса, именно колоссальные рога стали причиной вымирания вида. Жить в лесах он не мог, ведь с таким «украшением» на голове ходить по лесу было невозможно. Ужасные птицы (так иногда называют фороракосов ), жившие 23 млн. лет назад (рис № 2), отличались от своих собратьев массивным черепом и клювом. Их рост доходил до трёх метров, и они были грозными хищниками. Учёные создали трёхмерную модель черепа птицы и выяснили, что кости головы были крепкими и жёсткими в вертикальном и продольно-поперечном направлениях, в поперечном же череп был довольно хрупким. Это означает, что фороракос не смог бы сцепиться с борющейся добычей. Единственный вариант – забить жертву до смерти вертикальными ударами клюва, будто топором. Единственным конкурентом ужасной птицы, скорее

всего, был сумчатый саблезубый тигр (Thylacosmilus). Учёные полагают, что два этих хищника в своё время были верхушкой пищевой цепи. Тилакосмил был более сильным животным, зато парафорнис обходил его в скорости и проворстве. Шерстистый мамонт ( Mammuthus primigenius ) появился 300 тысяч лет назад в Сибири (рис № 3), откуда распространился в Северную Америку и Европу. Мамонт был покрыт грубой шерстью, длиной до 90 см. Слой жира толщиной почти 10 см служил дополнительной теплоизоляции. Летняя шерсть была существенно короче и менее плотной. Окрашены были скорее всего, в тёмно-коричневый либо черный цвет. С маленькими ушами и коротким по сравнению с современными слонами хоботом шерстистый мамонт был хорошо приспособлен к холодному климату. Шерстистые мамонты были не столь огромные, как часто предполагается. Взрослые самцы достигали высоты от 2,8 до 4 м, что не намного больше современных слонов. Тем не менее, они были значительно массивней слонов, достигая веса до 8 тонн. Заметное отличие от ныне живущих видов хоботных заключалось в сильно изогнутых бивнях, в особом наросте на верхней части черепа, высоком горбу и круто падающей задней части спины. Найденные до наших дней бивни достигали максимальной длины 4,2 м и веса 84 кг. В среднем, они составляли, однако, 2,5 м и весили 45 кг.
Помимо шерстистых северных мамонтов существовали и южные, без шерсти. В частности колумбийский мамонт (Mammuthus columbi), который был одним из наиболее крупных представителей семейства слоновых, которые когда-либо существовали. Высота в холке у взрослых самцов достигала 4,5 м, а их вес составлял около 10 т. Состоял в близком родстве с шестистым мамонтом (Mammuthus primigenius) и соприкасался с ним северной границей ареала. Обитал на широких просторах Северной Америки.
Дипротодон ( Diprotodon ) или « сумчатый бегемот » - крупнейшее известное сумчатое, когда-либо обитавшее на земле (рис № 5). Дипротодон принадлежит к автралийской мегафауне - группе необычных видов

живших в Австралии в период приблизительно от 1,6 миллионов до 40 тысяч лет назад. Кости дипротодонов, включая полные черепа и скелеты, а также волосы и следы были найдены во многих местах Австралии. Иногда обнаруживаются скелеты самок вместе со скелетами детёнышей, когда-то находившихся в сумке. Наиболее крупные экземпляры были размером приблизительно с гиппопотама: около трёх метров в длину и около двух в холке. Ближайшие ныне живущие родичи дипротодонов - вомбаты и коала. Поэтому иногда дипротодонов называют гигантскими вомбатами. Нельзя исключать, что последние дипротодоны вымерли уже в историческое время, а также что появление на материке человека стало одной из причин их исчезновения. Халикотерий ( Chalicotherium ). Халикотериевые - семейство отряда непарнокопытных (рис № 5). Жили (40-3,5 млн лет назад). Достигали размера крупной лошади, на которую они, вероятно, были несколько похожи внешне. Обладали длинной шеей и длинными передними ногами, четырёхпалыми или трёхпалыми. Пальцы оканчивались большими расщепленными когтевыми фалангами, на которых были не копыта, а толстые когти. Аргентавис ( Argentavis magnificens ) - самая большая известная науке летающая птица за всю историю Земли (рис № 6), которая обитала 5-8 млн лет назад в Аргентине. Относился к полностью вымершему к настоящему времени семейству тераторнов, птиц, находящихся в довольно близком родстве с американскими грифами, вместе с которыми входил в отряд аистообразных (Ciconiiformes). Аргентавис весил около 60-80 кг, а размах его крыльев достигал 8 м. (Для сравнения, самым большим размахом крыльев среди существующих птиц обладает странствующий альбатрос – 3,25 м.) Череп аргентависа был длиной 45 см, а плечевая кость имела в длину более полуметра. Очевидно основу его рациона составляла падаль.
Выполнять роль гигантского орла он не мог. Дело в том, что при пикировании с высоты на большой скорости, у птицы такого размера есть большая вероятность разбиться. Помимо этого, лапы аргентависа плохо

приспособлены к хватанию добычу, и схожи с лапами американских грифов, а не соколообразных, у которых лапы отлично приспособлены для этой цели. Как и у американских грифов, когти аргентависа были скорее всего относительно слабыми, зато клюв был очень мощный, позволяя ему питаться павшими животными любого размера. Помимо этого, аргентавис наверняка нападал иногда на некрупных животных, как это делают современные стервятники.

1.3. Почему динозавры вымерли

Существуект около двух десятков гипотез почему вымерли динозавры. Основные экологические, космические, физиологические. Гипотеза1. Падение астероида. В воздух поднялось огромное количество пыли, солнечные лучи не проходили сквозь них, наступил ледниковый период. Гипотеза 2. Смерть пришла из космоса, но виновником был не метеорит, а пучок «жесткого излучения» который пересекла наша планета. Гипотеза 3. Постоянные перемещения континентов и морей привели к существенным климатическим изменениям, теплый климат без переходов изменился на суровый. Гипотеза 4. Бурный рост токсических водорослей. Повышение температуры воды, или попадание в воду пыли провоцируют рост токсических водорослей, которые могли отравить динозавров. Гипотеза 5. Усиление вулканической активности, выброс углекислого газа, в воздух попадает много пепла, изменяется освещенность земли. Изучая животных прошлого, их жизнь на земле, причины гибели, начинаешь понимать, что много современных животных находится на грани вымирания, мы должны заботиться о них, не истреблять их, как, например, птицу Додо, не уничтожать среду обитания, не загрязнять окружающую среду, и тогда современные животные никогда не станут животными прошлого.

Глава 2. Исследование животных прошлого (динозавры)

2.1 Разнообразие динозавров.

Когда-то главными жителями на земле были динозавры. Они господствовали на планете в Мезозойскую эру, 150 миллионов лет тому назад. Но 65 лет назад вместе с многими другими животными динозавры вымерли. Человек никогда не встречал динозавров (приложение 2). Мы знаем о них только из раскопок. C пинозавр имел натянутый на осистые отростки позвонков кожистый «парус» достигавший высоты 2 метров. Сам хищник был более 17 метров в длину и весил 4 тонны (рис № 1). Передвигался он на задних конечностях. Спинозавр охотился в одиночку, подкарауливая жертву. При этом он полагался на свой гигантский размер и силу челюстей, вытянутых и вооруженных острыми коническими зубами. Питался этот хищник, в основном крупной рыбой, но мог напасть и на динозавра своего размера. Также питался крокодилами и акулами. Тарбозавр это динозавр был кровожадным хищником, вел охоту абсолютно на всех завров, включая даже себе подобных (рис № 2). Для него не имели значения ни величина тела, ни мощь противника, главным для него было лишь одно – найти жертву и съесть ее. Имел прочный скелет. Кожа и ее окрас была чешуйчатой и менялась в зависимости от обстоятельств (поединок с завром либо привлечение самок). Достигал в высоту до 12 метров. Жил на территории современных Китая и Монголии. Ц ератозавр в отличие, от сородичей было наличие костяного гребня в виде рога и надбровных гребней над глазами (рис № 3). Охотился и жил в одиночку, питался травоядными заврами, падалью и рыбой, передвигался на 2х задних лапах. Основной тактикой цератозавров являлось перегрызывание и ломание шейных позвонков других завров. Жили на всей территории севера Америки, Африки и Европы. В длину самые крупные особи могли достигать 11,5м.

П теродактиль: раскопки показали, что их жизнь проходила на следующих территориях: Восточная Африка, Америка, Западная Европа, Австралия и даже России (рис № 4) . Маленькие особи вели такую же жизнь, как и нынешние птицы, т.е. питались насекомыми, сидели на ветвях деревьев и т.п. Крупные особи питались рыбой и некоторыми мелкими ящерицами. Жили в стае, спали в таком же положении, как летучие мыши, а взлететь, могли лишь упав с поверхности вниз и распустив крылья. Крылья не были покрыты шерстяным покровом, они состояли из голой кожи. Скелет был легкий, так как кости полые. Очень хорошо развита мозговая деятельность. Зрение также было отличным. Длина – 2 – 2,5м, в высоту до 1,5м. Саблезубый тигр (Смилодон) у него клыки достигали длины 28 см, были похожи на ножи и имел очень мощное телосложени (рис № 5). Нападал из засады, так как короткие ноги не позволяли ему быстро багать. Большерогий олень Красивое, сильное и полное мощи животное. Был гигантского размера рога достигали 5 метров, имели форму лопаты с отростками (рис № 6). Много скелетов было найдено на территории СССР, в том числе в Крыму. Птица додо жили на африканском острове Маврикий, были нелетающими птицами родственники голубей. Вымерли недавно, в 17 веке нашей эры Одной из версий исчезновения является то, что птицы были беззащитны перед людьми, которые без труда охотились на них (рис № 7).

2.2 Анализ проведенных исследований.

Животные прошлого являются самым интересным этапом развития живой природы. Я решил познакомить своих одноклассников с этими животными. Рассказать, как зародилась жизнь на Земле, какие животные существовали миллионы лет. Мы провели анкетирование «Что ты знаешь о животных прошлого» (приложение № 3). В анкетирование принимали участие 32 учащихся. При рассмотрение ответов я решил представить результаты в виде диаграмм.

Диаграмма № 1. Определение понятие «Динозавр».

Среди опрошенных учащихся с понятием динозавры незнакомы 55 % , 20 % знают, что относятся к животным, а 25% к рептилиям. Динозавры – «ужасные ящерицы ».

Диаграмма № 2. Причина вымирания.

Причину вымирания все учащиеся определили правильно. Как описывают ученые, главной причиной является, падение метеорита.

Диаграмма № 3. Разнообразие животных прошлого.

Следующая диаграмма представляет разнообразие животных прошлого, какие виды знают еще учащиеся. Как видно из диаграммы 52% - мамонты, 25% - саблезубый тигр, 12 % - птеродактиль, 11 % - не знают. Для дальнейшего изучения животных прошлого я предложил учащимся пятых классов конкурс «Мое путешествие в мир доисторических животных »

(приложение 4).

Подводя итоги, я бы хотел сделать выводы

Выводы

2.Динозавры жили на нашей планете, один из примеров в истории преобразования органического мира – вымирание динозавров. Когда-то широко распространившиеся по планете, гигантские ящеры вымерли около 65-70 млн. лет назад. Высказывались различные гипотезы о причинах вымирания на границе мезозойской и кайнозойской эр исполинских пресмыкающих.

3. С каждым новым открытием все новых видов ископаемых животных все отчетливей проявляется закономерность развития животного мира, которая заключается в том, что все когда-либо существовавшие на Земле животные группы возникали, развивались, достигали наивысшего процветания, а потом приходили в упадок и вымирали, уступая место более организованной группе. Земля и животные на ней изменялись в процессе эволюции .

Изучая животных прошлого, их жизнь на земле, причины гибели, начинаешь понимать, что много современных животных находится на грани вымирания, мы должны заботиться о них, не истреблять их, не уничтожать среду обитания, не загрязнять окружающую среду, и тогда современные животные никогда не станут животными прошлого.

Список литературы

1. Большая энциклопедия «Почемучек» - Москва «РОСМЭН».- 2004 .-3-18с.

2. Вилли К.В. Биология – Издательство «МИР» – Москва.- 1968 .- 639-643с.

3. Грин. Н, Стаут У, Тейлор Д. Биология - Издательство «МИР»-Москва.- 1993.- том 3, 264 – 270 с.

Интернет ресурсы

earth-chronicles.ru/news/2014-01-01-57119

Приложение 1 . Доисторические животные

Рис № 1. Доисторические животные Большерогий олень.

Рис № 2 . Ужасные птицы (так иногда называют фороракосов ).

Ри с № 3 Шерстистый мамонт

Рис № 4. Дипротодон ( Diprotodon ) « сумчатый бегемот».

Рис № 5. Халикотерий ( Chalicotherium ).

Рис № 6. Аргентавис

Приложение 2

Разнообразие динозавров

Рис № 1. Спинозавр

Рис № 2 . Тарбозавр

Рис № 4 . Цератозавр

Рис № 5. Барозавр

Рис № 6. Стегозавр

Рис № 7. Птеродактиль

Ри с № 8. Саблезубый тигр

20

Рис № 9. Большерогий олень

Рис № 10. Птица Додо

Приложение 3

Анкетирование «Что знаешь о динозаврах»

1. Смотрели ли вы фильм «Парк юрского периода».

2. Что означает слово «Динозавр».

3. Когда жили динозавры.

4. Какие виды динозавров вы знаете.

5. Почему вымерли динозавры.

22

Приложение 4 Сочинения и рисунки учащихся






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Образовательные : дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся (динозаврах), их разнообразии; познакомить детей с далёким прошлым нашей планеты; показать, как люди узнают о динозаврах.
  • Развивающие : развивать умение сравнивать и описывать животных, умение анализировать рисунки; развивать мышление и воображение учащихся, способствовать развитию коммуникативных навыков, самостоятельной, исследовательской деятельности, опираясь на учебный материал, новинки литературы, собственные выводы.
  • Воспитательные : воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных, об истории природы, воспитывать внимание, уважение друг к другу, способствовать сплочению коллектива, прививать любовь к природе и всему живому на Земле.

Планируемые результаты достижений учащихся: усвоить, что динозавры жили на Земле в далеком прошлом, когда не было людей.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, презентация “Динозавры”, выставка книг о “Динозаврах”, игрушечные динозавры, карточки (карточки-слоги), листы для рисования с изображением динозавров и цветные карандаши, мультимедиа, компьютер с програмным обеспечением MS Power Point 2010. Media Player.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день!

Ребята, у меня сегодня замечательное настроение. Вам интересно знать почему? Да потому что у нас в классе гости. Давайте поприветствуем гостей аплодисментами. Итак, у меня отличное настроение, а вы определите своё настроение, используя вот такие смайлики . А что такое смайлики? (Смайлики - это лица отражающие настроение)

  • Жёлтый - Отличное настроение.
  • Зелёный - неважное настроение.
  • Синий - плохое настроение.

2. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, а вы любите тайны и загадки? Так сегодня мы с вами отправимся очень далеко. Но расстояние у нас с вами будет длинным не по количеству км., а по количеству лет. Ребята, на уроках окр. мира мы с вами изучали время. Каким оно бывает? (прошлое, настоящее, будущее) .

Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое (Слайд №1,2) , то есть заглянем в тот период жизни Земли, когда ещё не было человека и животные были совсем другими.

А о каких животных пойдёт речь вы узнаете, ответив на вопросы:

1. Назови первый зимний месяц. Назови первую букву этого слова.

2. С какого месяца начинается лето? Назови первую букву этого слова.

3. Назови месяц, который следует за октябрём. Назови первую букву этого слова.

4. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы какого времени года? Назови первую букву этого слова.

5. Какое время года следует за осенью? Назови первую букву этого слова.

6. Назови последний месяц лета. Назови первую букву этого слова.

7. Какое время года сменится летом? Назови первую букву этого слова.

8. Какой месяц наступит после марта? Назови третью букву этого слова.

О ком же мы будем говорить на уроке? (Слайд №3)

А почему их так назвали, вы знаете?

3. Уточнение ключевых понятий. Лексическая работа. Работа со словарём.

Работа в паре

Оказывается динозавров не так просто назвали, если вы правильно соедините слоги написанные на карточках, то узнаете что означает слово “Динозавр” (Первые парты – ужасная)

(Вторые парты – ящерица)

Действительно ребята греческое слово “Динозавр” в переводе означает “ужасная ящерица или ужасный ящер”. (Слайд №4)

Это название придумано в 1842 году знаменитым учёным Ричардом Оуэном (Слайд №5).

А теперь уточним и расширим понятия “Динозавр” для этого обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова.

Ученик читает по словарю:

Динозавр это вымершее крупное пресмыкающееся (Слайд №6) .

А кого называют пресмыкающимися?

Ученик читает по словарю: пресмыкающиеся – это класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.

Вот какие интересные сведения можно почерпнуть из словаря. И не случайно! Ведь словарь , как сказал однажды Анатоль Франс, (Слайд №7) - это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

4. Работа над новым материалом.

А теперь давайте вспомним, какие пресмыкающиеся есть в современном мире, а помогут нам в этом загадки.

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Слайд №8)
(Змея)

Живу на суше и в воде.
Мой панцирь очень нужен мне.
Я этим домом дорожу,
Хоть очень медленно хожу. (Слайд №9)
(Черепаха)

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Слайд №10)
(Ящерица)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл
Всех поглотит... (Слайд №11)
(Крокодил)

А как по другому можно назвать пресмыкающихся? Кто-нибудь из вас знает? Пресмыкающихся по-другому называют рептилиями. (Слайд №12)

Итак, динозавры жили много миллионов лет назад. Они принадлежали к классу рептилий или пресмыкающихся, который включает в себя таких современных животных, как ящерицы и змеи, черепахи, крокодилы.

А сейчас посмотрим ВИДЕОСЮЖЕТ о разнообразии древних рептилий – фрагмент к/ф ВВС. (Слайд №13)

О разновидностях динозавров.

Интересно отметить, ребята, что сегодня науке известно более 600 видов динозавров. Однако учёные предполагают, что их могло быть в 2 раза больше.

В различных источниках можно найти разные, непохожие друг на друга и очень сложные классификации динозавров. А я предлагаю вам всех динозавров разделить на три основные группы: наземные или сухопутные, плавающие или летающие. (Слайд №14)

Среди динозавров выделяют хищных (Слайд №15) и растительноядных (Слайд №16).

Посмотрите на (Слайд №17) и скажите какой динозавр был хищником, а какой питался растениями. Длинные острые зубы принадлежат хищнику, так как он хватает, удерживает и разрывает ими свою добычу. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру.

А сейчас предлагаю послушать сообщения ребят.

1-й учащийся

    ТИРАННОЗАВР (Слайд №18) Тираннозавр - один из самых больших и кровожадных хищников среди динозавров. Он достигал в длину 15 метров и весил до 7 тонн! Этот ящер мог быстро бегать. Поднимаясь на задних лапах во весь рост, тираннозавр издавал оглушительный рев, приводя в трепет все живое вокруг. Не было такого соперника, которого тираннозавр не мог бы поразить в сражении. Пилообразные, 15-сантиметровые, будто кинжалы, зубы без труда разрезали самую толстую кожу растительноядных динозавров. Орудием нападения тираннозавра были только челюсти, поскольку передние лапы стали двупалыми и совсем маленькими и их при нападении ящер не использовал, а передвигался только на задних лапах, опираясь на хвост.

3-й учащийся

    ДИПЛОДОК – самый длинный, растительноядный динозавр (Слайд №19) . Длина – 27 метров. Вес – 10 тонн. По земле он бродил медленно, опираясь на 4 массивных ноги, но становился более проворным в излюбленной среде обитания – болотах и мутных речках, где он и проводил большую часть времени в поисках нежной зелени. Диплодок часто становился лёгкой добычей для свирепых хищников.

4-й учащийся

    ПЛЕЗИОЗАВР – самый крупный плавающий динозавр (Слайд №20) . Часто выныривал на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.

    Длина - до 15 метров. Вес – до 240 килограммов. У плезиозавра были чрезвычайно длинные шея и хвост и короткое, бочкообразное туловище.

    Один учёный когда-то заметил, что плезиозавр напоминает змею, продетую сквозь черепаху.

    У плезиозавра было два ряда острых зубов и четыре плавника, крепившихся к телу мощными мышцами. По подсчетам палеонтологов, вес плезиозавра почти в 14 раз превышал вес современного взрослого человека.

5-й учащийся

    ПТЕРОДАКТИЛЬ – летающий динозавр (Слайд №21) Размах крыла – от нескольких сантиметров до 8 метров.

    Питался мелкими морскими животными и рыбой.

    В своих сообщениях ребята рассказали нам лишь о некоторых рекордсменах – динозаврах. Я хочу только дополнить, что динозавры могли быть величиной с кошку или курицу, а могли быть в несколько раз больше современного слона. (Слайд №22).

ФИЗМИНУТКА

Динозаврик встал на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Оглядел он всё вокруг
И быстрей за парту – плюх.

В рамках нашего занятия обо всех не рассказать. И поэтому я хочу познакомить вас с выставкой книг. Прошу обратить внимание на особую книгу, о которой нам расскажут сейчас в стихах ребята.

1-й учащийся

Другом моим остаётся, друзья,
Детская энциклопедия!
С ней я плыву по морям-океанам,
С ней отправляюсь в далёкие страны,
В горы иду и на Марс улетаю,
Мир, мне неведомый, с ней изучаю.

2-й учащийся

Вы незнакомы с ней? Так поспешите!
Энциклопедию в руки возьмите!
Мир вам откроется яркий, волшебный,
С ней вы подружитесь всенепременно!

Хочу посоветовать вам, ребята энциклопедию “Динозавры”.

Именно из неё я почерпнула сведения о том, что динозавры стали предками современных летающих созданий. А вот что это за создания, давайте узнаем с помощью загадки.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...
(Птица)

Самый пернатый динозавр - им был археоптерикс. (Слайд №23). Он был размером с ворону и имел перьевой покров - главную особенность птиц. Однако это была очень страшная птица: с хвостом, с когтями на крыльях и большими зубами, в точности как у динозавра. Но он не был искусным летуном. Большую часть времени прадедушка птиц проводил на деревьях. Длинный хвост и тяжелый скелет не позволяли первоптице взлетать с земли. Он перепархивал с ветки на ветку или планировал вниз с дерева. По настоящему летать археоптерикс не умел.

А сейчас я предлагаю поиграть. У меня в руках шкатулка с секретом. Взяв из нее по одному динозавру, определите к какой группе динозавров его можно отнести.

Творческая работа в группах.

    Ребята ученые-палеонтологи помогают очень многое узнавать о динозаврах. Они осторожно откапывают кости, соединяют их (Слайд №24). Но окраску динозавров до сих пор не могут восстановить. Я вам предлагаю побыть учеными и попробовать восстановить окраску динозавров. Для этого возьмите цветные карандаши и раскрасьте динозавров (дети раскрашивают рисунки динозавров под музыку песни “Динозаврики”). Включ. песня Динозаврики.

Ребята, а кто-нибудь из вас был в Московском Палеонтологическом музее? Так вот в этом музее собрано огромное количество различных экспонатов найденными палеонтологами. (Слайд №25,26).

Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова освещает все этапы развития жизни на земле, начиная с возникновения простейших морских животных и заканчивая появлением человека. Он по праву считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Шесть залов музея последовательно показывают историю жизни на Земле от древнейших геологических эпох и знакомят с различными группами вымерших организмов. В музее представлены навечно законсервированные природой, в каплях янтаря насекомые, жившие на земле много тысяч лет назад и восстановленные скелеты гигантских динозавров. Представленные в музее экспонаты собирались многими поколениями палеонтологов в России и за ее пределами. Каждый имеет свою замечательную историю.

Вопрос о существовании динозавров сегодня.

А может быть динозавры все таки живут на нашей планете. (нет, их не существует в современном мире).

Вопрос о причине вымирания животных.

Отгадайте загадку и ответьте, какая из теорий, объясняющих причины вымирания динозавров, является самой популярной.

Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Метеориты) (Слайд №27).

Действительно, одна из самых популярных теорий вымирания динозавров утверждает, что в нашу планету с большой скоростью врезался гигантский метеорит и погубил древних ящеров. Произошло это примерно 65 миллионов лет назад. Большая часть растений и животных пережили эпоху вымирания. В их числе многие рептилии, которых мы перечислили в начале урока.

Стоит добавить, что ни один древний человек не встречал живого динозавра.

Но зато мы современные люди, можем предполагать о причине гибели этих удивительных животных. Итак, почему вымерли динозавры? Давайте сделаем это, опираясь на текст – куплет из песни “Динозаврики”. (Слайд №28).

Какие выводы напрашиваются? (Нужно вести здоровый образ жизни.)

А что это значит? (Правильно питаться, закаляться, заниматься спортом.)

Но не только, ребята!

Вот послушайте ещё одно стихотворение, которое подготовили для нас ребята.

Динозавры

1-й учащийся

Грозно щёлкая зубами
Очень крупного размера,
Стадо грустных динозавров
Выползало из пещеры.
Не умели звери эти
Улыбаться беззаботно
И бродили по планете,
Друг на друга скалясь злобно.

2-й учащийся

Время шло, их стало трое,
А затем - один стался.
Был всегда он недоволен,
Никогда не улыбался.

3-й учащийся

Погубили злость и ругань
Динозавров грустных этих,
И поэтому друг другу
Улыбайтесь чаще, дети!

Выходит, причиной гибели динозавров могли стать злость и ругань?

Какой же напрашивается вывод? (И люди тоже вымрут, исчезнут, если будут злиться друг на друга и ссориться.)

А поэтому улыбайтесь чаще, дети!

(Дети исполняют песню “Улыбка”)

Подарите свои улыбки, своих динозавриков нашим гостям на память. А я всем вам в качестве поощрения и подарка вручаю вот таких динозавров.

9. РЕФЛЕКСИЯ

Динозавры жили в прошлом.

Во времена динозавров на Земле не было людей.

Все динозавры были огромные.

Животные, которые питались растениями, называют хищниками.

У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.

Хищники охотились на травоядных.

Будет жить планета – будет жить человек!

Будем беречь природу!

С каким настроением уйдём с занятия, берём смайлики и прикрепляем к доске.

  • Жёлтый - Отличное настроение.
  • Зелёный - неважное настроение.
  • Синий - плохое настроение.

Всем спасибо за работу! Мне очень понравилось работать с такими умными, активными, добрыми детьми!

Древние животные Земли – это животные, которые вымерли по каким-либо естественным причинам до появления человека. Иногда их называют доисторическими животными. Некоторые из них продолжали существовать и после появления человечества и вымерли уже по нашей вине.

Дронт или додо – это крупная нелетающая птица. Её современные родственники – это птицы отряда голубиных. В свое время додо плотно заселяли остров Маврикий, питались растительной пищей, а единственное яйцо самка дронта откладывала прямо на землю. Исчезли дронты только в XVII веке по вине людей и завезенных ими на остров животных.

Самые известные древние животные на Земле – мамонты. Этот вид слонов жил на нашей планете около 1,5 миллионов лет назад. Судя по ископаемым останкам, мамонты были крупнее своих современных родственников и тело их покрывала шерсть. Питались мамонты исключительно растительной пищей и были желанной добычей для первобытных охотников. Почему вымерли мамонты, единого мнения не существует.

Смилодон или саблезубый тигр исчез с поверхности нашей планеты более 2 миллионов лет назад. Смилодоны были крупнее современных тигров, а длинный саблевидные клыки на верхней челюсти позволяли ему охотиться на толстокожих носорогов и слонов.

Гигантский наземный ленивец мегатерий жил около 2 миллионов лет назад на американском континенте. Длина его тела равнялась 6 метрам. Питался мегатерий побегами молодых деревьев, пригибая их к земле длинными передними лапами, снабженными загнутыми когтями.

Ещё одна крупная нелетающая птица древности с сильными трехметровыми задними конечностями – моа. Обитали моа на территории Новой Зеландии вплоть до XVII века и были полностью уничтожены людьми.

Птица эпиорнис, также не летающая, весила до 450 килограмм, и рост её достигал 3 метров. По предположению яйца этих птиц могли весить до 10 килограмм. Ещё в XIX веке эпиорниса можно было увидеть на Мадагаскаре, но из-за вырубки тропических лесов и безжалостного истребления сегодня эти древние птицы вымерли полностью.

Халикотерий – древнее животное Земли с лошадиной головой и когтями вместо копыт. Ученые относят его к отряду непарнокопытных. В попытках достать высоко расположенную растительную пищу, халикотерий мог на мощных задних конечностях дотянуться до 5-ти метровой высоты.

Древнее животное Земли, которому, вероятно, повезло сохраниться до наших дней – это сумчатый волк. Длину тела это древнейшее млекопитающее имеет до 1 метра, плюс длина полуметрового хвоста. Жил в Австралии, но ко времени открытия материка европейцами сохранился только на острове Тасмания (иногда волка называют тасманийским). С начала XX века сумчатого волка живьем никто не видел, но он, все-таки, занесен в Красную Книгу.

И самые загадочные и многочисленные древние животные Земли – это динозавры. Переводится их название, как «ужасные ящеры». 200 миллионов лет они почти повсеместно заселяли земную сушу и загадочно погибли 60 миллионов лет назад. Наиболее вероятная причина исчезновения динозавров – столкновение нашей планеты с астероидом, в результате которой климат Земли изменился губительным для динозавров образом.


Цели урока: Ознакомить учащихся с историческим развитием животных на Земле. Ознакомить учащихся с историческим развитием животных на Земле. Научить детей работать с дополнительной литературой и извлекать информацию из различных источников знаний. Научить детей работать с дополнительной литературой и извлекать информацию из различных источников знаний. Вырабатывать умение выполнять несложные практические задания. Вырабатывать умение выполнять несложные практические задания.


ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. II. Вступительное слово учителя. III. Проверка домашнего задания (сообщения учащихся о древних ящерах и древних млекопитающих). III. Проверка домашнего задания (сообщения учащихся о древних ящерах и древних млекопитающих). IV. Изучение нового материала: IV. Изучение нового материала: 1) самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника; 1) самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника; 2) заполнение таблицы. 2) заполнение таблицы. V. Практическая работа с коллекцией «Формы сохранности ископаемых растений и животных» V. Практическая работа с коллекцией «Формы сохранности ископаемых растений и животных» VI. Закрепление полученных на уроке знаний. VI. Закрепление полученных на уроке знаний.


II. По страницам истории животного мира Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад в океане. Постепенно живые существа заселили и сушу. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор.




ДИНОЗАВРЫ ДИНОЗАВРЫ В переводе с греч. означает «ужасная ящерица». В переводе с греч. означает «ужасная ящерица». Жили много миллионов лет назад в мезозойскую эру. Вымерли примерно 65 млн. лет назад. Жили много миллионов лет назад в мезозойскую эру. Вымерли примерно 65 млн. лет назад. Сейчас ученым известно видов этих вымерших пресмыкающихся. Сейчас ученым известно видов этих вымерших пресмыкающихся. Некоторые питались исключительно растениями, другие употребляли в пищу только мясо. Некоторые питались исключительно растениями, другие употребляли в пищу только мясо. У некоторых насчитывалось до 2000 зубов. У некоторых насчитывалось до 2000 зубов. Первый полный скелет динозавра был найден в 1878 г. в одной из угольных шахт Бельгии. Первый полный скелет динозавра был найден в 1878 г. в одной из угольных шахт Бельгии. Гипсилофодон


ХИЩНЫЕ ДИНОЗАВРЫ Обладали грозным оружием – острыми когтями и зубами. Обладали грозным оружием – острыми когтями и зубами. Некоторые крупные хищники, вроде тиранозавра, возможно, использовали свои массивные черепа в качестве боевого тарана. Некоторые крупные хищники, вроде тиранозавра, возможно, использовали свои массивные черепа в качестве боевого тарана. Спинозавр Тарбозавр Цератозавр Аллозавр



Растительноядные (травоядные) динозавры Питались только растительностью. Питались только растительностью. Часто проглатывали камни, с помощью которых поглощаемая пища лучше переваривалась в их бездонных желудках. Часто проглатывали камни, с помощью которых поглощаемая пища лучше переваривалась в их бездонных желудках. Трицератопс Стегозавр Пситтакозавр Барозавр Протоцератопс



Птерозавры (летающие ящеры) От греч. «крылоящерицы». Господствовали в воздухе около 160 млн. лет. Известно более 120 видов. Отдельные виды весили от 75 до 250 кг и имели размах крыльев около 12 метров. Самые мелкие птеродактили весили несколько десятков граммов и по величине не превосходили воробья.


МАМОНТ Млекопитающее семейства слонов, покрытое густой шерстью. Млекопитающее семейства слонов, покрытое густой шерстью. Жил на севере Евразии и в Северной Америке от 250 до 10 тысяч лет назад. Жил на севере Евразии и в Северной Америке от 250 до 10 тысяч лет назад. Был современником человека каменного века. Был современником человека каменного века. Высота – 2,5 – 3,5 метра. Высота – 2,5 – 3,5 метра. Имел длинные бивни. Имел длинные бивни. Вымер в результате изменения климата и охоты на него человека. Вымер в результате изменения климата и охоты на него человека.



БОЛЬШЕРОГИЙ ОЛЕНЬ Род большерогих оленей возник 350 тысяч лет назад. Род большерогих оленей возник 350 тысяч лет назад. Вымершее парнокопытное млекопитающее Вымершее парнокопытное млекопитающее Жил в лесах и степях Евразии. Жил в лесах и степях Евразии. Высота - более 2 метров в холке. Высота - более 2 метров в холке. Носил изумительные огромные рога, достигавшие в размахе 4 метра. Рога – это признак пола, силы, мощи животного. Носил изумительные огромные рога, достигавшие в размахе 4 метра. Рога – это признак пола, силы, мощи животного.



НОСОРОГ ХИЛОТЕРИЙ Возник более 20 миллионов лет назад. Возник более 20 миллионов лет назад. Расселился по территории Азии до Восточной Европы. Расселился по территории Азии до Восточной Европы. Приземистое животное, высотой около 1 метра, с массивной головой. Приземистое животное, высотой около 1 метра, с массивной головой. По образу жизни хилотерии были подобны бегемотам и питались прибрежной растительностью. По образу жизни хилотерии были подобны бегемотам и питались прибрежной растительностью. Для удобства захвата растительности два резца у них преобразовались в длинные бивни. Для удобства захвата растительности два резца у них преобразовались в длинные бивни. Вымерли в результате иссушения климата в Азии, что вызвало резкое сокращение приводных зарослей. Вымерли в результате иссушения климата в Азии, что вызвало резкое сокращение приводных зарослей.


ДИНОТЕРИЙ Родственники слонов. Родственники слонов. Возникли на территории Африки, затем распространились на юг Азии и всю Западную Европу. Возникли на территории Африки, затем распространились на юг Азии и всю Западную Европу. Просуществовали около 50 миллионов лет. Просуществовали около 50 миллионов лет. Рост достигал 3 метров. Рост достигал 3 метров. В отличие от других хоботных у них полностью отсутствовали верхние бивни, а нижние были отогнуты вниз, образуя своеобразную «соху». Такая двурогая «соха» помогала зверю добывать корм в густых прибрежных зарослях. В отличие от других хоботных у них полностью отсутствовали верхние бивни, а нижние были отогнуты вниз, образуя своеобразную «соху». Такая двурогая «соха» помогала зверю добывать корм в густых прибрежных зарослях. Вымерли 1,5 млн. лет назад.. Вымерли 1,5 млн. лет назад..





Жираф палеотрагус Возникли, вероятнее всего, в Африке около 20 миллионов лет назад. Затем расселились по Евразии. Возникли, вероятнее всего, в Африке около 20 миллионов лет назад. Затем расселились по Евразии. Питались древесной растительностью. Питались древесной растительностью. Высота животного – чуть более 2 метров в холке. Высота животного – чуть более 2 метров в холке. Шея была намного короче, чем у современного жирафа, а туловище длиннее. Передние и задние конечности почти такие же. Шея была намного короче, чем у современного жирафа, а туловище длиннее. Передние и задние конечности почти такие же.


III. Изучение нового материала Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника. Заполнение таблицы (первые две строчки под руководством учителя, остальные – самостоятельно). Заполнение таблицы (первые две строчки под руководством учителя, остальные – самостоятельно). п/п п/п Название динозавров Размеры МассаПища 1. Диплодок l = 27 м m = 10 т Растения 2. Трицератопс l = 9 м m = 12 т Ящерицы и насекомые





Выберите правильный ответ Развитие жизни на Земле началось: Развитие жизни на Земле началось: а) 300 млн. лет назад; б) 3,5 млрд.лет назад; в) 10 млрд. лет назад. Развитие жизни началось: Развитие жизни началось: а) в океане; б) на суше. Динозавры – это: Динозавры – это: а) древние земноводные; б) одна из групп древних пресмыкающихся; в) древние млекопитающие.


СЛОВО ОБ АВТОРЕ Чередник Евгений Сергеевич, учитель математики и природоведения. Чередник Евгений Сергеевич, учитель математики и природоведения. Выпускник Гришкинской школы. Выпускник Гришкинской школы. В 2006 году окончил Томский государственный университет и вернулся в родную школу уже в качестве педагога. В 2006 году окончил Томский государственный университет и вернулся в родную школу уже в качестве педагога. Мое жизненное кредо – верь в себя, и все получится. Мое жизненное кредо – верь в себя, и все получится.

12 августа 1983 год нашей эры - Монтокский Проект (официально - «Проект Феникс»). Одной из целей Проекта Феникс было использование Туннелей Времени для поддержки марсианских... некоторые владеющие телепатией люди смогут войти с ними в контакт. В прошлом представители их расы, обычно называемые Аннунаками, много раз влияли на... Высокоразвитые Кошачьи Существа и начнут заселять Планету, спариваясь с земными кошачьими животными , постепенно превращая их в разумных Существ и они также пройдут долгую...

https://www..html

Германия 16 электронов вращаются вокруг 16 протонов, и поэтому семья сирианцев состоит из 16 мужчин и 16 женщин. Краткий обзор Прошлого - Настоящего - Будущего 2: Приход Аннунаков, Люцифер Итак, космический корабль сирианцев через 48-ое отверстие Сириуса-А мгновенно попал на... продолжали вынашивать все новых маленьких рабов. Многие из землян ухаживали за райскими садами и красивыми животными , привезенными аннунаками из других солнечных систем. Когда люди стали интересоваться вопросами пола, то на...

https://www..html

Сделано чтобы возродить древнюю ведическую практику Посвящений и Ритуалов, благодаря чему даже закоренелые преступники, пройдя церемонию, очистились, отказались от своего прошлого и стали жить согласно ведическим предписаниям. Проект создания новой эпохи (Юг Нирман Йожна). Цели и задачи: 1. Возрождение божественного начала в человеке и создание райской атмосферы на земле. 2. Улучшение личности...

https://www..html

Проект документа о реформировании богослужебного языка

Информационном отделе первый зампредседателя учебного комитета РПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун). По его словам, проект документа составлен комиссией Межсоборного присутствия РПЦ МП по вопросам богословия и церковного искусства, президиум Межсоборного присутствия... пресс-конференции подчеркнул, что эквиваленты в сложном для понимания словам богослужебных текстов, согласно предложенному проекту , "стоит находить по преимуществу в церковнославянском языке, но это не исключает полностью возможности...

Поделиться