Экологическое воспитание детей с нарушениями речи. Педразвитие

Олеся Тимошенкова
Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи

«Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи ».

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи . Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры , которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и защите.

В работе учителя – логопеда используются различные методы :

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видео и презентаций, прослушивание записей);

Словесные (беседы, речевые игры, чтение литературы, пересказ) ;

Практические (экологические игры ) .

Основная задача учителя-логопеда ДОУ – всестороннее формирование речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи . У таких детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) - основы, на которых строится речь. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте . Для повышения эффективности экологического воспитания используются дидактические эколого-речевые игры . Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности : вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда. Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темой, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики экологического содержания .

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения, использованию нетрадиционных форм работы, решая задачи развития речи , овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражая впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности с помощью цветного песка, риса, крупы, макарон, каштанов, камней, веточек и другого природного материала. И данная работа приносит свои результаты. Совместно с детьми мы участвуем в конкурсах различного уровня и имеем призовые места.

Для того чтобы ход экологического образования и воспитания имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы все основные сенсорные системы человека - слуховая, зрительная и кинестетическая. И здесь мы используем интерактивную доску для того чтобы :

1. Ясно, эффективно и динамично подать учебный материал (мы делаем коррекционно-образовательный процесс более ярким, выбираем различные стили обучения, работаем с различными приложениями и ресурсами, ориентируясь на индивидуальные особенности и потребности воспитанников )

2. Повысить мотивацию учащихся (с интерактивной доской коррекционно-образовательные процессы интересны и увлекательны)

3. Активизировать познавательную деятельность и коммуникативные навыки дошкольников .

Интерактивная доска интересна и привлекательна для детей всех возрастных групп. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если учебный материал является ярким и значимым, если ребенок может совершать различные действия с объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на них внимание. И здесь интерактивная доска просто незаменима, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Такая подача материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

«Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка»

(В. А. Сухомлинский)

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и.

Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

"Экологическое воспитание дошкольников" «Природа - это блаженство которым нельзя насладиться» Обычно под экологическим воспитанием понимают.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции ”Экологическое образование“ «Дружу с природой» – экологическое воспитание на занятиях по развитию речи Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 Павлова И.В. учитель-логопед ГБДОУ детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района г. Санкт-Петербург, РФ «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи Выделяющиеся мыслители и педагоги прошлого, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли и рассматривали природу как важный фактор воспитания детей. Красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Она полна контрастов, красочно меняется в различные времена года. Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Важно не дать угаснуть детской любознательности, помочь в познании окружающего мира. В этом ребенку должен помочь взрослый. Ведь он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценный опыт отношений к добру и злу, Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Только с помощью взрослого у ребенка можно воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. А это в свою очередь является важнейшей задачей экологического воспитания. На всех коррекционных занятиях у логопеда прослеживается тема экологического воспитания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Для них характерны нарушения пальцевой и артикуляционной моторики, внимания и памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Поэтому необходимо развивать речь детей. Выполнение наших коррекционных задач на занятиях тесно связано с темой природы. Работая над звукопроизношением, используются такие подражательные упражнения как «Дятел», «Водичка» и др. Во время работы над правильным речевым дыханием используются упражнения «Листопад», «Бабочка» и др. Во время прогулки мы наблюдаем за окружающим, задаем наводящие вопросы, побуждая детей слушать и слышать взрослых, отвечать на поставленные вопросы. Дети отмечают все прекрасное, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. А мы помогаем вводить в активный словарь детей новые слова, красивые эпитеты, определения, учим составлять сначала простые, а затем развернутые предложения. Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картине. Диалог по картине способствует закреплению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию памяти, внимания, совершенствованию словесной стороны речи, приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами, развитию понимания смысла и содержания картин. На занятиях используется множество дидактических игр: «Собери грибы», «Кто лишний?», «Узнай по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Улетают, не улетают» и другие. Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 Через ознакомление ребёнка с природой происходит развитие речи, осуществляется коррекция сложных речевых расстройств. В связи с этим логопедические занятия позволяют воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе. Литература 1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г. 2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2006 г.

Занятиях по развитию связной речи

Развитие речи детей является важным компонентом в . В наше время у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются нарушения речи разной степени сложности. Активное развитие современных технологий сильно влияет на развитие детей. Современные дети проводят больше времени за компьютером и другими средствами технического прогресса.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в дошкольных учреждениях и в окружении своих родителей, поэтому взрослые должны следить за своей речью, она должна быть четкой, внятной и понятной для детей. Развитие речи происходит во время занятий детей с воспитателями, педагогами и родителями. В то время, когда они гуляют на улице, ходят в зоопарки, музеи, цирк, на различные детские представления, обогащается лексический запас слов.

У многих детей дошкольного возраста отмечается скудный словарный запас. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. В ходе занятий и развивающих занятий с воспитателями дети изучают различные лексические темы. Воспитатель и учитель-логопед взаимодействуют друг с другом и, таким образом, материал, полученный детьми, закрепляется многократно на разных уровнях.

2017 год – стал Годом экологии в России. Взаимодействие человека с природой является важной проблемой в наши дни. Экологическое воспитание детей подразумевает формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, что включает в себя непрерывное обучение и воспитание детей, направленные на формирование его экологической культуры, которая проявляется в отношении ребенка к окружающей среде.


Лексические темы, в ходе изучения которых происходит экологическое воспитание детей: «Лес», «Грибы», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года» и другие.

На логопедических занятиях экологическое воспитание реализуется следующим образом:

    уточняются и обогащаются знания детей о растениях, животных, природных явлениях; обогащаются знания о природных изменениях в разное время года; формируется представление о живой и неживой природы; объясняются детям элементарные правила поведения в природе; развитие познавательного интереса к окружающему миру.

На логопедических занятиях по лексическим темам предполагается активное развитие связной речи ребенка. Дети с помощью мнемосхем и сюжетных картинок составляют описательные рассказы. Перед тем как составлять такие рассказы, с детьми проводится беседа о животных, птицах, растениях и об отношении человека к ним. Помимо закрепления полученных детьми знаний о животных, птицах и растениях, у детей формируется доброжелательное отношение к живым существам и окружающему миру.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями, такими как «Назови ласково», «Подбери слова», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Распредели по домикам» и многие другие, я использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

На занятиях также использую игры с развивающего портала «Мерсибо»: «Дикие животные», «Домашние животные», «Мам, я тут», «По домам», «Потерянный хвост» и другие.

Для развития речи ребенка необходим богатый опыт, получаемый детьми в ходе экскурсий, целевых прогулок, чтения . Дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.

Действительно, экологическое воспитание детей неразрывно связано с по обогащению словаря, развитию монологической речи. Чем лучше ребенок воспринимает, наблюдает и анализирует природные явления, замечает красоту окружающего мира, тем грамотнее он может выразить свои мысли в связном рассказе.

Учитель - логопед.


Бородулина Александра Николаевна,

Воспитатель

МБДОУ № 27, г. Северск

Формирование экологической культуры как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Целевые ориентиры, которые определяются документом ФГОС ДО, как «возможные достижения ребёнка»- не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире…обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Благодаря этому и формируется экологическое воспитание в дошкольном учреждении.

В нашей группе экологическое воспитание осуществляется в системе, не смотря на то, что дети заики и с нарушение речи, на протяжении всего учебного года всего учебного года через образовательные области основной образовательной программы обозначенные а ФГОС ДО.

Одной из важнейших областей «Развитие речи» учитывая трудные речевые нарушения, особое внимание отводится экологическому воспитанию. Начало экологической культуры - осознанное и правильное отношение к тем явлениям, объектам живой и неживой природы, которые окружают детей в определенный период, формируется при целенаправленном педагогическом воздействии всех участников образовательного процесса.

Так как в нашей группе дети разног возраста мы наряду с обще образовательными задачами решаем и коррекционно – воспитательные задачи с учетом психологических особенностей возраста детей.

Основная цель работы:

    Формирование у детей осознан, правильного, отношения к природе родного края, к природным явлениям и объектам.

    Развитие связной речи и познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью.

Задачи:

- развивать и активизировать словарный запас детей его обогащение и уточнение за счет расширения представлений об окружающей природе и ее явлениях;

Формировать умение правильно строить предложение разного типа;

Развивать связанную речь и формы монологической речи;

Помогая детям тесно контактировать и взаимодействовать с растительным миром, мы возможно формируем осознано-правильное отношение к природе.

Наблюдение за окружающей природой и природными явлениями всегда вызывают у детей бурю эмоциональных чувств и мыслей, которые дети выражают в процессе речевого общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно использовать природное окружение для развития и формирования речи воспитанников и в первую очередь для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи.

Учитывая тот факт, что у детей имеющих трудные нарушения речи, скуден словарный запас, который в основном состоит из существительных и глаголов, задача воспитателя заключается в том, чтобы пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей в ближайшем природном окружении. Развивать умение использовать в речи наиболее употребляемые предлоги, союзы, местоимения, наречия, имена прилогательные.

Своевременно пополняется полка речевые дидактические игры, имеющие экологическую направленность: «Чей хвост?», « Угадай про кого расскажу», «Четвертый лишний», «Когда это бывает», «Съедобное – несъедобное», «Что сначала, что потом», «С какого дерева лист» . Это способствует обогащению языка у детей начинают появляться новые лексические слова, понятия и определения, отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественной интонацией, что не мало важно для детей с заиканием.

Включение разнообразных форм в познание окружающего мира строится на речевом сопровождении (рассказы разного типа, чтение, вопросы- ответы, беседы, обсуждения). Нашим детям не всегда удается наблюдать те или иные явления природы, жизнь и обитание животных и насекомых и в силу этих обстоятельств окружающий мир и познается через наглядные образы (рассматривание картины, чтение книг о природе, просмотр телепередач, мультфильмов, посещение театра, экскурсии)практическую и исследовательскую деятельность. При этом дети учатся понимать вопросы педагога по прочитанному тексту, отвечать на них полными предложениями, слышать ответы своих товарищей, анализировать полноту ответа. Таким образом, дети упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Обсуждая факты увиденного, они высказывают свои предложения о взаимосвязи в природе, а ответы на вопросы «где», «когда», «почему считаешь так» способствуют умению выстраивать логическую причинно-следственных связей. Благодаря этому у детей формируется не только речь но и экологическое воспитание.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Но как ребёнку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения?

Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия. Их организация, структура, использование методических приёмов и речевого материала зависят от диагноза, установленного специалистами и от уровня нарушенных психомоторных функций ребёнка.

Одним их основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Использование речевого материала с экологическим содержанием , позволяет учесть все вышеперечисленные принципы и условия в работе учителя-логопеда.

Так, планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие.

При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее.

На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон.

Например:

  • Расшумелись на опушке сойки и кукушки.
  • В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.
  • Конь бежит – земля дрожит.
  • Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка.

Например, стихотворение «Март»:

«Если солнышко печёт,
Тает снег,
Ручей течёт
И грачи на горе, -
Значит, март на дворе».
(В. Мусатов)

В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает не возможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?», «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и не живой природой.

С экологическим воспитанием связаны и другие виды коррекционной деятельности учителя-логопеда:

  • Логопедическая поддержка работы по экологическому образованию детей;
  • Анализ программ, методик по экологическому образованию с точки зрения их соответствия уровню речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Присутствие на занятиях с целью выявления уровня речевого общения детей;
  • Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с другими специалистами (разработка диагностических заданий с учётом материала по экологическому образованию);
  • Составление рекомендаций для воспитателей и специалистов по учёту индивидуальных речевых особенностей детей;
  • Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями;
  • Участие в составлении диагностических карт;

Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективно коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.

Список литературы:

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст)/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004.
2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками (Текст)/ Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: пособие для логопедов (Текст)/ Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО,2006.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.

Олькова Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 19 «Сказка»,
г. Омутнинск Кировской области

Поделиться