Экономика китая. Основные тенденции развития экономики китая Отраслевая структура экономики в развитых странах китай

Всего лишь четыре десятка лет назад такая страна, как Китай, имела довольно слабую, отстающую экономику. Произошедшие за эти годы экономические реформы, сделавшие экономику страны более либеральной, принято считать китайским экономическим чудом. Темпы роста экономики за последние 30 лет невероятны и поразительны: в среднем на 10% в год повышался ВВП страны, и на 9% рос ВВП на душу населения. Сегодня Китай занимает лидирующие позиции среди мировых экономик. Рассмотрим, как удалось этой стране достичь таких показателей, как происходило экономическое чудо, каковы его причины и какая обстановка предшествовала ему.

КНР в середине ХХ века

После окончания Второй мировой войны Китай стоял на распутье и не знал, что выбрать: либеральный капиталистический или, по примеру великой державы СССР, социалистический путь развития. Сотрясавшая страну до 1949 года гражданская война привела к отделению острова Тайвань и созданию Китайской Народной Республики во главе с Мао Цзедуном.

С приходом коммунистической партии начинается болезненная стройка социализма: национализация собственности и проведение аграрной реформы, осуществление пятилетних планов развития хозяйства... Принимая помощь от СССР и ориентируясь на политический и экономический строй своего социалистического соседа, Китай проводит индустриализацию экономики. Порой приходилось прибегать к жестким и бескомпромиссным методам.

«Большой скачок» в никуда

Однако после 1957 года отношения Китая и СССР остыли, и не разделявший взглядов тогдашнего советского руководства Мао Цзедун принимает решение о реализации новой программы, получившей название «Большого скачка». Целью амбициозной программы было резкое развитие экономики, но новое направление оказалось неудачным и имело трагические последствия как для народа, так и для экономики Китая в целом.

В 60-е страна переживает сильный голод, культурную революцию и массовые репрессии. Многие государственные инструменты перестали действовать, разваливалась коммунистическая партийная система. Но в начале 70-х правительство берет курс на восстановление партийных организаций и улучшение отношений с США. После кончины «Великого кормчего» Мао Цзедуна в 1976 году страна оказалась в тяжелом экономическом положении, возросла безработица, была введена карточная система.

С конца 1976 года во главе Китая становится Хуа Гофэн. Но фактические бразды правления берет на себя Дэн Сяопин - политический деятель, попавший в жернова культурной революции и восстановившийся в должности вице-премьера Китая в 1977 году.

Решающий пленум

Считая во многом ошибочной программу «Большого скачка», Дэн Сяопин, опираясь на поддержку коммунистической партии, начинает осуществление программы по модернизации экономики. В 1978 году на очередном пленуме компартии официально провозглашается курс на социалистическую рыночную экономику, в которой будут сочетаться две экономические системы: планово-распределительная и рыночная.

Новый правительственный путь называют курсом реформ и открытости. Либеральные реформы Сяопина основываются на постепенном переходе экономических структур на рыночные рельсы и сохранении коммунистического строя. заверил что все преобразования будут проходить под руководством компартии, а диктатура пролетариата будет укрепляться.

Основные моменты преобразований и реформ

Если говорить о новых реформах кратко, то экономика Китая должна быть ориентирована на экспортное производство и массовое привлечение инвестиций. С этого момента Поднебесная провозглашает себя страной, открытой для расширения связей с другими государствами, что привлекло иностранных инвесторов. А либерализация внешней торговли и создание территорий особых экономических зон для иностранных предпринимателей привели к невиданному росту экспортных показателей.

Первым делом Сяопин снижает государственный контроль над многими секторами экономики и расширяет управленческие функции руководителей предприятий. Всячески поощрялось развитие частного сектора, появляются фондовые рынки. Серьезные преобразования коснулись аграрного сектора и промышленности.

Четыре этапа

В ходе всего реформирования экономики Китая можно выделить четыре временных этапа, проводившихся под определенным лозунгом. Первый (с 1978 по 1984) этап, подразумевающий преобразования в сельской местности, создание специальных экономических зон, имел такой лозунг: «Основа - плановая экономика. Дополнение - рыночное регулирование».

Второй (с 1984 по 1991) этап - это перемещение внимания с аграрного сектора на городские предприятия, расширение их поля деятельности и самостоятельности. Вводится рыночное ценообразование, реформам подвергаются социальная сфера, наука, образование. Этот этап носит название «Плановая товарная экономика».

Третий (с 1992 по 2002) этап проходил под лозунгом «Социалистическая рыночная экономика». В это время формируется новая экономическая система, подразумевающая дальнейшее развитие рынка и определяющая инструменты макрорегулирования государственного контроля на новой основе.

Четвертый (с 2003 года и по сей день) обозначен как «Этап совершенствования социалистической рыночной экономики».

Преобразования в аграрной сфере

Китайское экономическое чудо началось с преобразования Сутью аграрной реформы было упразднение существовавших тогда народных коммун и переход к семейному подряду с единой коллективной собственностью. Это означало передачу земли китайским крестьянам в собственность на срок до пятидесяти лет, часть полученной продукции с этой земли отдавалась государству. Также было введено свободное ценообразование на крестьянскую продукцию, разрешалась рыночная торговля сельхозтоварами.

В результате таких преобразований сельское хозяйство получило толчок к развитию и вышло из застоя. Новая сложившаяся система коллективной собственности и семейного подряда качественно повысила уровень жизни крестьян и помогла решить продовольственную проблему.

Преобразования в промышленности

Хозяйственная система промышленных предприятий была почти освобождена от директивного планирования, их предполагалось превратить в самоокупаемые предприятия с возможностью самостоятельного сбыта продукции. Крупные предприятия стратегического назначения остаются под контролем государства, а средним и мелким дается право не только на управление хозяйствованием, но и на смену формы собственности. Все это способствовало тому, что государство сосредоточилось на улучшении положения дел в крупных госпредприятиях и не мешало развитию частного сектора.

Постепенно происходит уменьшение дисбаланса в производстве тяжелой промышленности и товаров народного потребления. Начинается поворот экономики в сторону роста производства товаров для внутреннего потребления, тем более что большая численность населения Китая этому способствует.

Особые экономические зоны, налоговая и банковская системы

К 1982 году в качестве эксперимента некоторые приморские регионы Китая объявили себя особыми экономическими зонами, а после пленума 1984 года в качестве специальных экономических зон утверждены 14 городов в общей сложности. Целью формирования этих зон стало привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая и освоение новых технологий, ускорение экономического развития этих регионов, выход экономики страны на международную арену.

Реформы коснулись и налоговой, банковской и валютной системы. Вводятся налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для организаций. В центральные бюджеты стала поступать большая часть доходов благодаря новой системе распределения между местными администрациями и центральным правительством.

Банковская система страны разделилась на государственные банки, проводящие экономическую политику правительства, и остальные кредитно-финансовые организации на коммерческой основе. Курсы иностранных валют теперь пустились в «свободное плавание», которое регулировалось лишь рынком.

Плоды реформ

Китайское экономическое чудо начинает проявляться уже в конце 80-х. Результаты преобразований качественно отразились на жизни обычных граждан. Снижаются показатели безработицы в 3 раза, удваивается розничный товарооборот. Объемы внешней торговли к 1987 году увеличились в 4 раза по сравнению с 1978 годом. Были привлечены миллиарды долларов иностранных инвестиций, и к 1989 году насчитывалось 19 000 совместных предприятий.

Если говорить Китая проявилось в уменьшение доли тяжелой промышленности и увеличении производства предметов народного потребления и легкой промышленности. Значительно расширяется сфера услуг.

Поражал небывалыми темпами роста: 12-14% в начале 90-х. Многие эксперты в эти годы говорили о феномене китайского экономического чуда и предрекали Китаю роль экономической сверхдержавы 21 века.

Отрицательные последствия реформ

Как и у всякой медали, у китайских реформ было две стороны - положительная и отрицательная. Одним из таких отрицательных моментов стала угроза инфляции, последовавшей как побочный эффект роста производительности труда после реформ в аграрном секторе. Также в результате ценовой реформы усугубилось положение в индустриальном секторе. Начались волнения, вылившиеся в студенческие демонстрации, в результате которых в отставку отправляется генсек Ху Яобан.

Только в начале 90-х предложенный Дэн Сяопином курс ускорения и оздоровления экономической среды помог преодолеть перегрев экономики, создать системы контроля за инфляцией и развитием страны.

Китайское экономическое чудо и его причины

Итак, теперь о причинах. Изучая феномен экономического чуда Китая, многие экспертами выдвигаются следующие причины экономического подъема:

  1. Эффективная роль государства в экономических преобразованиях. На всех этапах проведения реформ управленческий аппарат страны адекватно отвечал задачам экономической модернизации.
  2. Значительные трудовые ресурсы. Спрос на рынке труда Китая всегда больше предложения. Это позволяет сохранять низкие зарплаты при высокой производительности.
  3. Привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая, а также в высокотехнологичные отрасли.
  4. Экспортоориентированная модель развития, позволявшая за счет валютной выручки повысить наукоемкость экономики и освоение новейших технологий.

Однако главный экономический прогресс Китая состоял в отказе от «шоковой терапии» и в постепенном формировании рыночного механизма, который оздоровил экономику благодаря эффективному рыночному регулированию.

Китай сегодня

К чему привели четыре десятилетия мудрых реформ Китая? Рассмотрим основные показатели экономики далее. Сегодняшний Китай - это мощная ядерная и космическая держава, имеющая современную промышленность и развитую инфраструктуру.

Немного цифр

За три квартала 2017 ВВП Китая достиг около 60 триллионов юаней. Это составляет 6,9% в годовом выражении. Увеличение ВВП Китая в 2017 году составляет 0,2% к периоду прошлого года. Увеличивается доля в ВВП аграрного, промышленного секторов, сферы услуг в среднем на 5-7 %. В 2017 году сохраняется тенденция роста инновационных и высокотехнологичных секторов экономики.

В целом, несмотря на небольшое замедление темпов роста, экономика Китая (кратко рассказать об этом феномене довольно сложно) сегодня сохраняет потенциал длительного роста и продолжает структурные реформы.

Прогнозы развития китайской экономики

Создав рыночный механизм в экономике, правительство Китая планирует и дальше ее совершенствовать, показывая при этом преимущества социализма. Однако специалисты делают как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы развития китайской экономики. Одни уверены, что сложно будет противостоять нарастающим экономическим, политическим и социальным проблемам, сохраняя коммунистическую власть. Растущая эмиграция в развитые страны, пропасть между бедными и богатыми может снизить эффективность государственной власти и роль партии. Им в противовес другие эксперты утверждают, что все-таки гибрид социализма и капиталистического рынка возможен в силу самобытности китайской нации и менталитета, только ей свойственного. Остается только сказать, что время расставит все на свои места.

В 2002 году исполняется 50 лет развития экономики КНР на основе народно-хозяйственных планов. В это период выполнены девять пятилеток (в настоящее время осуществляется десятая). В 50 - 70-е годы в Китае произошел переход к плановой экономике, в 80 - 90-е годы в условиях реформ и открытости экономическое развитие ускорилось и КНР более 20 лет является мировым лидером по устойчивости темпов роста ВВП.

В 1991 - 2001 годах ВВП Китая возрос более чем в 5 раз (в текущих ценах) и в 2002 году, по оценке, превысит 10 трлн. юаней (рост в текущих ценах в 30 раз по сравнению с 1978 годом). Высокие темпы роста ВВП достигнуты за счет эффективного сочетания принципов планового регулирования с рыночными методами на основе социалистической плановой экономики, в том числе централизованного определения темпов и пропорций развития народного хозяйства.

В 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Согласно плану на 10-ю пятилетку (2001- 2005 гг.) среднегодовые темпы роста экономики КНР составят около 7% (в ценах 2000 г.). Объем ВВП в 2005 г. достигнет 12,5 трлн. юаней (9,4 тыс. на душу населения).

Население Китая

По оценке, численность населения КНР в настоящее время превышает 1,3 млрд. человек и, по прогнозу, к концу 2010 г. возрастет до 1,4 млрд. (в 1950 - 2002 гг. оно возросло в 2,4 раза, его доля в населении мира превышает 1/5).

Предполагается, что в 2005 г. уровень безработицы в городах и поселках не превысит 5%. В 2001 - 2005 гг. будут трудоустроены в городах и поселках около 40 млн. мигрантов из сельской местности.

По действующему обменному курсу, в 2000 г. валовое производство на душу населения в КНР превысило 800 долларов. В 1978 - 2001 гг. в городах и поселках доходы на душу населения возрастали в среднем на 6,4% в год и увеличились с 343 до 6860 юаней, или в 20 раз и сельских жителей - с 134 до 2366 юаней (в 17,6 раза). По X пятилетнему плану доходы на душу населения в городах и поселках, а также чистый среднедушевой доход в сельской местности возрастут в 2001 - 2005 гг. на 5%.

Доля расходов на питание в сумме расходов населения составляла в 1978 г. 57,5% и 2001 г. - 37,9%; сельских жителей, соответственно 67,7 и 47,7%. В структуре потребления населения в 1979 - 2002 гг. возросла доля расходов на жилье, транспорт, связь, медицинские услуги, удовлетворение культурных потребностей.

О природных особенностях Китая

В последние годы площадь обрабатываемых земель в Китае составляла 130 млн. га (около 7% площади пахотных земель мира), естественных пастбищ - около 400 млн. га.

Леса в КНР занимают лишь 160 млн. га, они находятся в основном на северо-востоке (кедр, дуб, лиственница, береза и др.) и также юго-западе (ель, сосна, пихта, сандаловое дерево и др.).

Пустыни занимают 27% территории КНР, и их площадь продолжает увеличиваться. Согласно программе Управления лесного хозяйства, к 2030 г. процесс опустынивания будет остановлен и в 2050 г. площади под лесом значительно расширятся.

В последние годы в КНР резко сократились лесозаготовки и расширились лесовосстановительные работы.

Сельскохозяйственное производство Китая

В 1996-2000 гг. среднегодовой темп прироста сельскохозяйственного производства составил 3,5%. КНР по производству зерна, мяса, овощей, хлопка, табака, морепродуктов и рыбы занимает первое место в мире.

Производство зерна в 1995 г. составляло 467 млн. т., в 2001 г. - 452,6 млн. Урожайность зерновых в 1950 г. составляла 1,16 т. и в 2001 г. - 4,82 т. с га (рост в 4 раза). В 2001 г. производство зерна на душу населения составляло 356 кг, мяса - 50 кг, рыбы и морепродуктов - более 34 кг.

В сельской местности в последние десятилетия активно развивались перерабатывающие отрасли. В 2000 г. действовали более 20 млн. поселково-волостных предприятий, на которых было занято около 130 млн. человек; добавочная стоимость этих предприятий превышала 2,7 трлн. юаней. Данные предприятия являются основным источником роста доходов крестьян и развития сельского хозяйства КНР.

Промышленность Китая

В 1979 - 2000 гг. добавленная стоимость в промышленности (в сопоставимых ценах) ежегодно возрастала в среднем на 11,6%. В 2001 г. она увеличилась на 8,9% и достигла 4,26 трлн. юаней. В 1996 г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений, телевизоров Китай вышел на первое место в мире.

В 1978 - 2001 гг. производство электроэнергии возросло в 5,8 раза, стали (разы) - в 4,8, цемента - в 9,8, серной кислоты - в 4,1, химических удобрений - в 3,9, автомобилей - в 15,7.

Доля нефти и природного газа в потреблении энергоресурсов составляла в 1995 г. 17,5 и 1,8%, в 2000 г. соответственно 23,6 и 25%. В 2001 г. в Китае было добыто 165 млн. тонн нефти, т.е. на 11,5% больше, чем в 2000 г. Однако потребности внутреннего рынка в нефти и особенно в природном газе значительно превышают уровень добычи в стране.

КНР занимает третье место в мире по мощностям нефтепереработки, первое - по производству синтетических волокон и четвертое - синтетического каучука, пятое - по производству этилена и синтетических смол.

В 1990 - 2001 гг. мощности энергоблоков возросли со 100 до 315 млн. кВт, выработка электроэнергии в 2001 г. составила 1,48 трлн. кВт. Темп роста выработки электроэнергии в этот период составлял в среднем 9% в год. Китай производит газовые турбины, энергоблоки для атомных станций, комплектное оборудование для производства химических удобрений, нефтехимической промышленности, целлюлозно-бумажной и текстильной отраслей и др.

Ускоренными темпами в 80 - 90-е годы развивалась автомобильная промышленность. В 1995 - 2000 гг. производство автомобилей возросло с 1,45 до 2,07 млн., в том числе легковых - с 323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество частных автомобилей в 2000 г. достигло 6,26 млн. (темп роста в среднем 20% в год). В 2001 г. по сравнению с 2000 г. производство автомобилей в КНР возросло до 2,33 млн., или на 12,8%.

Привлечение инвестиций в Китайскую экономику

Китай использует несколько каналов и форм привлечения инвестиций, в том числе внешние займы, включая кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных коммерческих банков, экспортные ссуды, облигации внешнего займа; прямые иностранные инвестиции, включая предприятия смешанного капитала, совместного хозяйствования и со 100%-ным иностранным капиталом; другие зарубежные инвестиции (международный лизинг, компенсационная торговля, создание мощностей по переработке сырья и сборочных производств, а также эмиссию акций на внешнем рынке).

В 1979 - 2001 гг. Китай использовал 394 млрд. долл. иностранных инвестиций. По сумме привлеченных зарубежных инвестиций КНР занимает второе место в мире после США. В 1990 г. в КНР было использовано 3,5 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, в 1995 г. - 37,5 млрд., 2000 г. - 40,7 млрд., 2001 г. - 46,9 млрд.

На начало 2002 г. в Китае были накоплены инвестиции, поступившие из более 170 стран (и территорий мира); количество предприятий с иностранными инвестициями достигло 390 тыс. Из 500 ведущих ТНК мира более 400 инвестировали капитал в экономику КНР.

Внешняя торговля Китая

Современный Китай играет важную роль в мировой экономике. В 1979 - 1999 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем на 15,3%. В 2000 г. объем экспорта составлял около 250 млрд. долл., импорта - 225 млрд. В 2001 г. товарооборот Китая достиг 510 млрд. долл., в том числе экспорт - 266 млрд. и импорт - 244 млрд.

КНР поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в объеме достигает 30%. В 2001 г. было экспортировано наукоемкой продукции более чем на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2001 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).

Таможенно-тарифная политика Китая

В 1990 - 2001 гг. правительство КНР снижало тарифы несколько раз. Так, с 1 апреля 1996 г. были снижены импортные тарифы почти на 5 тыс. наименований товаров, и уровень пошлин снизился в среднем с 35 до 23%. 1 октября 1997 г. были снижены импортные тарифы на 4,9 тыс. наименований товаров и уровень пошлин снизился в среднем с 23 до 17%. С 1 января 2001 г. уровень таможенных пошлин был снижен в среднем до 15,3% (на 3,5 тыс. наименований товаров, на которые приходится около 50% всех налогов и сборов). К 2005 г. средний уровень ставок импортных пошлин на промышленную продукцию снизится до 10%.

О валютно-финансовой системе Китая

Официальным средством денежного обращения в КНР является юань, эмитируемый Народным банком Китая. В конце 2001 г. сумма вкладов в финансовой системе КНР превышала 11 трлн. юаней.

В 1994 г. Торгово-промышленный банк КНР, Банк Китая, а также Строительный и Сельскохозяйственный банки были преобразованы в государственные коммерческие банки; были также учреждены три банка - Государственный банк развития, Импортно-экспортный банк, Сельскохозяйственный банк развития. В 1995 г. вступил в силу Закон о коммерческих банках. В 1996 г. были учреждены первые акционерные коммерческие банки и сфера банковских услуг значительно расширилась. В 1998 г. Народный банк КНР создал систему контроля за банковскими операциями, финансовыми потоками, страхованием, операциями с акциями. Были созданы 9 межпровинциальных филиалов этого банка.

Обменный курс юаня устанавливается Народным банком КНР и публикуется Главным государственным управлением валютного контроля.

В 1994 г. в КНР проведена реформа валютной системы; были введены единые курсы основных валют к юаню, создана система валютных расчетов, продаж и переводов, на основе которой организован межбанковский валютный рынок. В 1996 г. операции по купле-продаже валюты предприятиями на зарубежном рынке были включены в банковскую систему конвертации. В конце 1996 г. в КНР была официально введена в действие ст. 8 соглашения с МВФ и введен обмен юаня на зарубежные валюты.

В 2001 г. валютные резервы КНР превысили 212 млрд. долларов. В 80 - 90-е годы расширялась деятельность зарубежных финансовых структур на китайском рынке. В настоящее время в 23 городах КНР и провинции Хайнань действуют 190 финансовых структур с иностранным капиталом. В 1999 г. банки с зарубежным капиталом получили право открывать филиалы в городах центрального подчинения. В 2001 г. более 30 банков с иностранным капиталом осуществляли операции в юанях, и в ближайшие годы все банки с иностранным капиталом получат право на проведение таких операций в провинциях.

Китай является членом МБРР и МВФ. В 1985 г. КНР вступила в Африканский банк развития и в 1986 г. стала членом Азиатского банка развития.

Биржевой рынок КНР оценивается в 4,35 трлн. юаней, в нем участвуют 1,16 тыс. компаний и 66,5 млн. инвесторов. Данный рынок способствовал переходу государственных предприятий к деятельности в рыночных условиях, а также акционированию малых и средних государственных предприятий. В настоящее время ведущими в КНР являются Шанхайская и Шэньчженьская биржи.

В 2001 г. были эмитированы 84 вида акций А и 126 видов дополнительных акций, и аккумулировано около 110 млрд. юаней. Кроме того, эмитировано 9 видов акций B, H, а также акций серии "красные фишки" на сумму 7 млрд. юаней.

Страхование в Китае

В страховом бизнесе КНР ведущие позиции занимают государственные компании. В 2001 г. в КНР было зарегистрировано около 600 государственных страховых учреждений, в том числе более 300 компаний страхования имущества. Действуют также компании со смешанным капиталом конкурирующие между собой.

В конце XIX - начале XX вв. уровень экономического развития Китая был низким. Долгое время власти пытались выбрать наиболее выгодный путь модернизации. 50-70-е годы характеризовались политикой индустриализации на основе централизованного планирования. В 50-е годы индустриализация проводилась на основе государственной собственности и централизованного распределения производственных средств. Были национализированы предприятия, принадлежащие иностранному капиталу и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В то время возникли новые отрасли промышленности, в создании которых оказал помощь Советский Союз.

В конце 50-х годов в руководстве компартии и государства возобладали взгляды о возможности в короткий срок догнать по объему производства ведущие западные страны - теории «большого скачка», народных коммун. Стимулировалось развитие кустарной промышленности, включая производства тяжелых отраслей. В сельском хозяйстве была проведена быстрая коллективизация с обобществлением сельхозугодий и организацией производства по фабричному принципу. Оно ограничило имущественное неравенство в сельской местности, создало предпосылки для накопления капитала, развития инфраструктуры, обеспечило существование огромного растущего сельского населения, но не привело к росту производительности труда и повышению жизненного уровня. Китайское хозяйство пережило скачки неравномерности - пик подъема в 1958 г. (21,3%) и пик падения в 1961 г. (27,3%).

В 80-х годах экономическое развитие КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Выработанная в конце 1978 г. стратегия экономических реформ и политики открытости помогли Китаю занять лидирующие позиции на мировой арене. Накануне реформирования сельское население составляло 82%, сельское хозяйство занимало 28% в структуре экономики, при этом использовало 70% рабочей силы.

Историю реформ в Китае принято делить на три больших периода.

Первый охватывает 1978-1991 гг. и включает в себя 2 этапа:

  • 1. На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.
  • 2. 1984-1991 гг. - эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон.

Целью второго периода (1992-2002) является создание системы социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунг: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий».

Третий период начался в 2003 г. характеризует поворот страны к ресурсосберегающему и экологически щадящему экономическому росту в интересах гармоничного развития регионов, повышения качества жизни людей. Реализация нового курса - основная задача 11-й пятилетки, главная идея которой гармонизация - выравнивание регионального развития, уменьшение неравенства между городом и деревней, между регионами, решение социальных проблем, энергосбережение и решение экологических проблем на базе научной концепции развития.

Одной из причин, приведших Китай к отсталости экономики - закрытость от внешнего мира и отказ от международных связей и сотрудничества. Основываясь на опыте восточноазиатского региона по развитию внешней торговли, правительство Китая приняло решение следовать курсу внешней открытости. Реформа началась с утверждения ЦК КПК в январе 1979 г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь, выбранных для начала эксперимента «открытости». Затем, с 1980 г. начинается последовательное создание специальных экономических зон (СЭЗ), предназначенных для увеличения экспортного потенциала страны. Первой полностью открытой провинцией Китая стал Хайнань в 1988 году. Благодаря созданию СЭЗ сформировалась структура внешней экономики, где главным звеном была промышленность.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

  • - самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования;
  • - опора на иностранные капиталовложения;
  • - главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ);
  • - экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья;
  • - включение обширных национальных регионов;
  • - активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
  • - налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ.

Основные цели создания СЭЗ:

  • - привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  • - увеличение экспортной валютной выручки;
  • - стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
  • - эффективное использование природных ресурсов;
  • - стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  • - создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
  • - мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  • - обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

Проведенная правительством модернизация способствовала подъему экономики Китая. За годы реформ ВВП Китая вырос в несколько десятков раз. При этом продолжался устойчивый рост производства практически всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В 2011 году размер ВВП Китая составил 7298,1 долларов, уступив первое место только США. Однако по размеру ВВП на душу населения Китай заметно отстает от ведущих мировых держав и занимает лишь 94 место.

Если считать с 1978 года, то средний прирост ВВП составил примерно 9,8%. В 2011 году прирост ВВП составил 9,2%, что больше среднемирового прироста ВВП примерно на 5 процентных пунктов и больше среднего по АТР примерно на 2 процентных пункта. В дальнейшем, по данным МВФ, данная тенденция будет сохраняться, но в среднем прирост ВВП будет изменяться около значения 8,5%.

В структуре экономики Китая уже долгое время преобладает промышленность. Однако, роль сектора сферы услуг постепенно возрастает. В 2009 году на сельскохозяйственный сектор экономики приходилось 11%, на промышленность - 48,0%, а на сферу услуг - 41,0%. Исходя из этих данных, можно судить о том, что Китай приближается к тому, чтобы стать индустриальной страной.

Внешняя торговля - один из способов сотрудничества Китая с другими странами. По общему объему торговли, Китай находится на лидирующих позициях. В 1980 году объем внешней торговли составлял всего 381 млн. долларов США. По этому показателю Китай находился на 32 месте, а его доля в общемировой товарной торговле не достигала и 1%. По данным статистики главного таможенного управления Китая к 2011 году внешнеторговый оборот составил 36420,6 млн. долларов, при этом доля импорта составила 52,1%. В целом темпы прироста импорта и экспорта уменьшаются. Причину этого вице-министр Главного таможенного управления Лу Пейжун видит в том, что спрос во всем мире падает, а внутренние издержки возрастают.

Доли экспорта и импорта Китая в суммарных объемах мирового товарного экспорта и импорта выросли до 10,4% и 9,1% соответственно; на протяжении трех лет подряд Китай являлся самым крупным экспортером и вторым по объему импортером в мире.

В товарной структуре импорта с 1995 г. на протяжении десятилетия доли сырья, готовой продукции и машин отличались стабильностью. Доля сырья находится на уровне 20% (увеличившись до 23,6% в 2006 г.), готовой продукции - 80%, из них машин и оборудования - 45%. Доля продукции машиностроения в 2005-2009 гг. в среднем составила 73,1% в основном благодаря импорту новейшего оборудования из-за рубежа. Доля сырья в последние годы имеет тенденцию к увеличению, что необходимо Китаю для поддержания темпов производства и потребления на высоком уровне. Это в первую очередь касается импорта нефтегазовых ресурсов для развития химического производства и транспорта, высококачественного каменного угля для энергетической отрасли и железной руды для металлургии и автомобильной промышленности.

Большая часть экспорта Китая приходится на продукцию машино- и приборостроения, в среднем 70,6% за период с 2005 по 2009 гг. На втором месте продукция легкой промышленности, в среднем за тот же период 13,2%. Если анализировать экспорт по товарным позициям внутри каждой из отраслей, то в вывозе текстильных товаров преобладает одежда, в продукции металлургии основная доля приходится на чугун, сталь и продукцию из них (5,4%). В категории транспортных средств большое значение имеет экспорт автомобилей и запчастей к ним (2,3%). Для китайского машиностроения в целом характерна высокая динамика развития. Это касается производства как некоторых видов машин для тяжелой промышленности, так и бытовой техники и электроники.

После начала проведения политики реформ и открытости Китай стал всесторонне развивать торговлю с иностранными государствами и установил торговые отношения с подавляющим большинством стран и районов мира. Количество торговых партнеров Китая возросло за это время с нескольких десятков до 231 страны и района.

Другой формой экономического сотрудничества является привлечение иностранных инвестиций. По объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций Китай является лидером среди развивающихся стран с 1993 г. В 2010 г. прямые иностранные инвестиции составили 106 млрд. долларов, это на 17,4% больше, чем в предыдущем году. Этого оказалось более чем достаточно для того, чтобы перекрыть падение в 2,3%, которое было зафиксировано в 2009 году в результате всемирного экономического кризиса. Более одной пятой всех вложенных средств поступило в частный сектор.

В связи с тем, что Китай перешел от экстенсивного к интенсивному типу развития, большую роль играет доля расходов на НИОКР, которая в Китае растет быстрыми темпами. Если в 2006 году расходы на НИОКР составляли примерно 1,3%, то в 2011 уже 1,7%. Ожидается, что в будущем десятилетии Китай догонит США по относительным показателям расходов на развитие науки и техники, однако по абсолютным показателям достичь этого в короткое время не представляется возможным.

В Китае большое внимание уделяется развитию новых отраслей промышленности, таких как: автомобилестроение, текстильная промышленность, производство оборудования, судостроение, электронная информация, цветная металлургия, легкая промышленность, нефтехимическая промышленность и логистика. Данные отрасли имеют следующие специфики: во-первых, в основном, они относятся к категории ведущих отраслей народного хозяйства и ведущих стимуляторов для увеличения объема ВВП. Во-вторых, они характеризуются высокой трудоемкостью и могут трудоустроить многих работников. В-третьих, по ним наносит большой удар мировой финансовый кризис, так как экспорт играет важную роль в данных отраслях. В-четвертых, в последние годы производительность в данных отраслях стремительно повышается, что приводит к избытку предложения.

Длительное время Китай являлся загадочной страной и лишь несколько десятилетий назад о нем всерьез заговорили. КНР - это страна, имеющая огромную площадь. По своим размерам территории Китай занимает третье место. Государство имеет прямой выход к Тихому океану, что позволяет ему успешно экспортировать свою продукцию по всему миру. На его территории находятся пустыня и горы. Ему принадлежит 3400 островов разных размеров. Он известен во всем мире своей культурой, кухней, промышленностью.

Население

На протяжении длительного времени население Китайской Народной Республики стремительно растет. Сегодня численность страны составляет более одного миллиарда трехсот тысяч жителей. Возрастная категория страны - это люди среднего возраста. Такая тенденция обусловлена Законом страны, который гласит, что в одной семье должен быть лишь один ребенок. Китай - это страна, где лидирует урбанизация. За последнее время существенно расширились территории городов, в то время как сельское население сократилось в несколько раз. Такая тенденция обусловлена стремительным развитием промышленных объектов в больших городах, в которых необходимы рабочие руки.

Руководство страны обеспокоено большими темпами увеличения количества населения, именно поэтому уже несколько десятилетий подряд действует правило, что полноценная семья может иметь только одного малыша. Исключением является сельская местность. Не касается этот закон и этнических меньшинств страны. Но как бы ни старались чиновники Китая стабилизировать рождаемость, статданные свидетельствуют о росте населения. Такая тенденция сохранится и в будущем. Китайцы - религиозный народ. Большая их часть исповедуют буддизм. Но официальные данные свидетельствуют, что в КНР более 20 млн мусульман, 10 млн католиков, 12 млн протестантов. Разговаривают китайцы на многих языках, но все владеют так называемым стандартным китайским языком.

Промышленность Китая

Китай имеет самое большее в мире количество промышленных предприятий. Это предприятия тяжёлой промышленности, на которых трудится более 3/5 работающего населения страны. Китайская Народная республика обширно внедряет в промышленности новейшие в мировые технологии. Страна особое внимание отдает именно новинкам. Это помогает ей быть одной из самых развитых стран мира. С особым вниманием здесь относятся к сбережению энергетических ресурсов.

Большая часть промышленности, которую контролирует государство, находится в самых крупных городах. Именно это и способствует процессу урбанизации. Жители стремятся к новым технологиям, меняя сельскую местность на шумный город.

Основные отрасли промышленности

В Китае особо развита энергетическая промышленность. Добыча угля и производство нефти разного качества занимают лидирующие позиции. Страна на своем балансе имеет более 100 крупных угледобывающих предприятий. Газ добывается в небольшом количестве.

Металлургическая промышленность работает на полную силу, но обеспечить потребности отрасли собственная добыча не может. В Китае имеются залежи вольфрама, марганца и иного сырья, используемого для изготовления сортовой стали.

Машиностроение также развито на особом уровне. Страна специализируется на производстве станков и различного оборудования, тяжелых автомобилей. Особое значение имеют предприятия, которые специализируются на производстве именно автомобилей. Такой тип машиностроения наращивается стремительными темпами.

Передовое место в нише микроэлектроники и электронных технологийза последние десятилетия занял Китай за счет огромного количества, как мелких, так и крупных предприятий по сборке самых различных электронных устройств, экспортируемые по всему миру.

Продукция предприятий химической промышленности пользуется спросом во всем мире. Китай производит минеральные удобрения для всего мира.

Но самой популярной промышленностью в КНР считается легкая. Именно на ней занято основное количество работающих. Это самая экономически выгодная отрасль в стране. Здесь развиты абсолютно все направления, но в особенности - текстильная и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство Китая

В Китайской Народной республике сельское хозяйство имеет большое значение, особенно выращивание самых разных культур. Страна занимает лидирующие позиции в мире в количестве выращиваемых видов культур: 50 видов полевых, 80 - огородных и 60 - садовых. На сельскохозяйственных работах занято более половины населения страны.

Специализируется КНР на выращивании зерновых культур, в особенности риса. Эту культуру растят на всей территории страны. Но не отстает и выращивание пшеницы. Китай расположен в разных климатических поясах, благодаря чему и выращиваются самые разнообразные культуры сельского хозяйства. Очень развито выращивание чая и табака, хлопка, сахарного тростника. Страна также в больших объемах выращивает плодовые культуры и овощи.

Разведение животных, птиц и рыб

Животноводческое направление в стране зависит от кормовой базы, а это пастбища. Именно поэтому здесь развито скотоводство и свиноводство. Выращивают животных кочевым способом. Разведение крупного рогатого скота, домашних птиц также занимает особое место в сельском хозяйстве.

КНР является мировым лидером продукции водного промысла. Для разведения рыб страна использует рисовые поля. Уникальная технология и благотворный климат позволяют в одном месте заниматься разными видами сельского хозяйства. Но в последнее время Китай начал использовать и природные морские отмели, которые преобразовались в «фермы» для выращивания различных морских жителей.

Китай - это очень интересная страна с богатой культурой и своими традициями. Население Китайской Народной республики очень трудолюбиво. Грамотная политика, огромное количество трудовых ресурсов позволили государству во многих отраслях стать лидером в мире.

Несмотря на размеры Китая, богатство ресурсов, а так же тот факт, что около одной пятой населения мира живет в пределах его границ, роль страны в мировой экономике была относительно небольшой до конца 20-го века. Однако с 70-х годов прошлого века Китай значительно расширил свое взаимодействие с международной экономикой и стал доминирующей фигурой в мировой торговле.

Внешняя торговля и валовый национальный продукт (ВНП) страны показывают устойчивый и быстрый рост, особенно с тех пор, как иностранные фирмы начали использовать Китай в качестве платформы для экспорта товаров, производимых там.

По сути, китайская экономика находится в переходном состоянии с конца 1970-х годов, когда страна отошла от экономической системы советского типа. Китайцы отказались от коллективной модели в сельском хозяйстве (коммун), частный несельскохозяйственный сектор стремительно вырос, а приоритеты правительства сместились в сторону легкой и высокотехнологичной, а не тяжелой промышленности.

Основные проблемы

Тем не менее некоторые моменты долгое время продолжали сдерживать рост экономики. Доступной энергии было недостаточно для запуска всех промышленных мощностей страны, транспортная система не справлялась с требуемыми объемами перемещения таких критически важных товаров, как уголь, а система связи и логистики была не в состоянии удовлетворить потребности централизованно планируемой экономики масштаба и сложности Китая.

Неразвитая транспортная система Китая — в сочетании с существенными различиями в доступности природных и людских ресурсов в промышленной инфраструктуре — привела к значительной разнице в региональной экономике. Три самых богатых региона расположены вдоль юго-восточного побережья, в центре которого находится дельта реки Чжуцзян, вдоль восточного побережья с центром в нижнем течении реки Янцзы, и возле внутреннего моря Бо Хай. Последний район включает в себя Пекин, Тяньцзинь, провинцию Ляонин и др.

Именно стремительное развитие этих областей оказывает наиболее значительное влияние на азиатскую региональную экономику в целом, и политика правительства Китая направлена на максимальное устранение препятствий для ускорения роста в этих и так богатых регионах. В то же время, основным приоритетом правительства является экономическое развитие внутренних районов страны, чтобы помочь им догнать более процветающие прибрежные регионы.

Китай является крупнейшим в мире производителем риса и входит в число основных поставщиков пшеницы, кукурузы, табака, соевых бобов, арахиса и хлопка. Страна стала одним из крупнейших в мире производителей ряда промышленных и минеральных продуктов, в том числе хлопчатобумажной ткани, вольфрама, сурьмы. Помимо этого в Китае производятся значительные объемы хлопчатобумажной пряжи, угля, сырой нефти и других товаров.

Страна обладает величайшими запасами полезных ископаемых, занимая по этому показателю первые строчки мирового рейтинга, но разработаны природные богатства лишь частично. В течение последних десятилетий Китай приобрел некоторые высокотехнологичные производственные мощности благодаря иностранным инвестициям и совместным предприятиям с иностранными партнерами. Технологический уровень и стандарты качества во многих отраслях промышленности быстро и резко улучшились.

Рабочая сила и система ценообразования все еще вызывают озабоченность правительства. Неполная занятость распространена как в городских, так и в сельских районах, и существует серьезный страх перед разрушительными последствиями, которые может вызвать широко распространенная безработица.

Цены на некоторые ключевые позиции, особенно промышленное сырье и основные промышленные товары, все еще определяются государством. Тем не менее доля товаров находящихся под его контролем, продолжает снижаться. Основным исключением является производство энергии – сфера, которую правительство продолжает контролировать полностью.

Роль правительства

В 1949 году, после серии затяжных военных конфликтов, Китай объявил себя социалистическим государством. Практически весь последующий период правительство играло доминирующую роль в экономике. Например, в промышленном секторе государство долгое время владело практически всеми предприятиями. Доля общих производственных мощностей, контролируемых правительством, постепенно снижается, хотя тяжелая промышленность остается в основном государственной.

В городах правительство устанавливало цены на основные товары, определяло уровень и общее распределение инвестиционных фондов, устанавливало целевые показатели для крупных предприятий и отраслей, распределяло энергоресурсы, устанавливало уровни заработной платы и целевые показатели занятости, запускало оптовую и розничную сеть, контролировало финансовую политику и банковскую систему. В сельской местности с середины 1950-х годов правительство предписывало структуру посева, устанавливало уровень цен и целевые показатели по всем основным культурам.

К началу 21-го века большая часть вышеуказанной системы находилась в процессе изменения, поскольку роль центрального правительства в управлении экономикой уменьшилась, а роль частной инициативы и рыночных сил возросла. Тем не менее правительство продолжает играть доминирующую роль в городской экономике, и его политика по таким вопросам, как закупки сельскохозяйственной продукции, по-прежнему оказывает значительное влияние на показатели в сельском секторе.

Эффективное осуществление контроля над экономикой требует целой армии бюрократов и сложной структурной иерархии, простирающейся сверху вниз до уровня отдельного предприятия. Коммунистическая партия Китая оставляет за собой право на решения по экономическим приоритетам и политике. Аппарат правительства во главе с Государственным советом несет основное бремя управления экономикой. Госплан и Министерство финансов также занимаются вопросами функционирования практически всей экономики.

Процесс планирования включает в себя масштабные консультации и переговоры. Основным преимуществом включения проекта в годовой план является то, что сырье, трудовые и финансовые ресурсы, а так же рынки сбыта гарантированы директивами, имеющими силу закона. В действительности, однако, значительная часть экономической деятельности выходит за рамки подробного плана, и существует тенденция к его сужению, а не расширению.

Классификация экономической деятельности

Всю экономическую деятельность в Китае можно разделить на три группы:

  • с обязательным планированием;
  • с индикативным планированием (в котором централизованное планирование экономических результатов осуществляется косвенно);
  • с регулированием рыночными силами.

Вторая и третья категории постепенно выросли из первой, но товары общегосударственного значения и почти все крупномасштабное строительство остались под системой обязательного планирования. Рыночная экономика, как правило, регулирует мелкие или скоропортящиеся товары в пределах местных рынков.

Оперативный надзор за экономическими проектами возложен в основном на провинциальные, муниципальные и окружные правительства. Кроме того, сами предприятия приобретают все большую самостоятельность в сфере деятельности. Таким образом, в целом китайская промышленная система представляет сложную структуру взаимосвязей. В целом, Государственный совет осуществляет относительно жесткий контроль над ресурсами, которые имеют решающее значение для работы всей экономики. Менее важные аспекты системы передаются на более низкие уровни для принятия детальных решений и управления.

Хотя в 1950-х-60-х годах сельское хозяйство контролировалось государством, в конце 1970-х годов в систему были внесены изменения. Народные коммуны и подчиненные им команды и бригады были либо упразднены, либо значительно ослаблены. У крестьянства появились материальные стимулы, как за счет повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством, так и за счет разрешения продажи излишков на свободном рынке.

Дается определенная свобода выбора в принятии решения, какие именно культуры выращивать. Система квот на закупки (фиксированная в форме контрактов) постепенно сокращается, хотя государство все еще может закупать сельскохозяйственную продукцию и контролировать излишки, чтобы влиять на рыночные условия.

Экономическая политика

Первая пятилетка (1953–57 гг.) сделала акцент на быстрое промышленное развитие, частично за счет других секторов экономики. Основная часть инвестиций государства направлялась в промышленный сектор, в то время как сельское хозяйство, в котором было занято более 4/5 экономически активного населения, вынужденно полагалось на собственные скудные ресурсы для обеспечения своих потребностей в средствах.

В промышленности первостепенная роль была отведена металлургии, электроэнергетике, тяжелому машиностроению и т.п. В соответствии с советской практикой основной стратегической целью определялось строительство крупных сложных и дорогостоящих заводов. Огромное количество таких заводов было построено с технической и финансовой помощью СССР, и доля тяжелой промышленности быстро росла.

«Большой скачок» — влияние на экономику

В 1958 году началась вторая пятилетка, вошедшая в историю как «Большой скачок». В сельском хозяйстве были сформированы коммуны и упразднены индивидуальные участки. Предполагалось увеличение объемов производства за счет более тесного сотрудничества и больших физических усилий жителей таких коммун. Крестьяне должны были не только заниматься сельским хозяйством, но и развивать промышленное производство, самостоятельно изготавливая для нужд коммуны различный сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства.

В промышленности продолжалось строительство крупных заводов, но помимо этого был объявлен курс на кустарную металлургию — повсеместно при коммунах строились небольшие печи для выплавки стали. Однако в результате отсутствия элементарных знаний и должного оборудования на выходе получался лишь низкокачественный чугун.

Разнообразные эксперименты, порой не имеющие под собой разумного научного обоснования (как, например, кампания по уничтожению воробьев) привели к впечатляющему падению сельскохозяйственного производства и появлению большого количества дорогостоящих некачественных товаров. Трудности еще больше усугубились после прекращения технической и материальной помощи со стороны СССР вследствие разрыва отношений между странами в 1959 году. К концу 1960 года страна столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом.

В результате голода, причиной которого помимо неурожая стала недальновидная агропромышленная политика, в течение нескольких лет погибли по разным оценкам более 36 млн. человек.

Неудачи заставили правительство приостановить начатые реформы и частично вернуться к индивидуальному хозяйству. Крестьянам были возвращены частные участки, размер коммун уменьшился, а производство получило большую независимость. Произошел также массовый перевод безработных промышленных рабочих в сельскую местность, а инвестиции в промышленность временно сократились, чтобы освободить ресурсы для сельскохозяйственного сектора, что практически мгновенно улучшило ситуацию.

Культурная революция и экономика

В 1966 году началась Великая пролетарская культурная революция, в отличие от Большого скачка, не имевшая явной экономической философии. Однако последующее десятилетие растерянности и раздоров среди правящей верхушки сильно повлияло на промышленное производство, что привело к трудным последствиям для китайской экономики.

В промышленности произошла заморозка заработной платы и отмена премий. В сочетании с политикой раздутости штатов для устранения безработицы это действие по существу лишило рабочих стимула трудиться. В сельском же хозяйстве объем производства на душу населения в 1977 году был не выше, чем в 1957 году.

Политика реформ и открытости

После смерти Мао Цзэдуна, долгие годы возглавлявшего правительство КНР, коммунистическая партия объявила о новой «политике реформ и открытости». Сельская экономическая реформа 1979 года началась со значительного повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. К 1981 году акцент сместился на дробление пахотных полей на участки, арендовавшиеся частниками. К тому времени размер индивидуальных участков (земли, фактически принадлежащей частным лицам) был увеличен, и большинство ограничений на продажу сельскохозяйственной продукции на свободных рынках снято.

В 1984 году стали поощряться все более долгосрочные контракты на землю (как правило, 15 лет и более), и концентрация земли путем субаренды участков была признана законной. В 1985 году правительство объявило о ликвидации системы плановых закупок с выделенными государством квотами производства в сельском хозяйстве. Крестьянам, которые перестали обрабатывать землю, предлагалось искать работу у частников в сельской местности или в небольших городах.

Основные направления городской экономической реформы заключались в более полной интеграции Китая в мировую экономику, возложении на предприятия ответственности за свои прибыли и убытки, снижении роли государства в управлении и распределении ресурсов. Из металлургической и машиностроительной отраслей инвестиции были перенесены в легкую и высокотехнологичную промышленность, но при этом сохранялся акцент на устранение узких мест в энергетике, транспорте и связи.

Одновременно государство разрешило развиваться частному сектору и позволило ему конкурировать с государственными фирмами в ряде областей обслуживания и, все чаще, в таких масштабных проектах, как строительство.

Был разработан ряд связанных с этим мер, направленных на усиление стимулов для руководителей предприятий в целях повышения эффективности их фирм. Замена системы освобождения от уплаты налогов системами налогообложения и заключения контрактов, разработанными для поощрения менеджеров, позволила предприятиям значительно нарастить производство. Премиальная система была восстановлена, а управленческий авторитет менеджеров внутри фирм вырос. Менеджеры также получили расширенные полномочия нанимать, увольнять и продвигать работников.

Сокращение планирования центрального правительства сопровождалось разрешением предприятиям покупать и продавать излишки товаров по существу на основе свободного рынка, и полученные таким образом цены часто были намного выше, чем на товары, произведенные для удовлетворения плановых квот. Часть ресурсов была перенаправлена в сектор легкой промышленности. Государство, например, отдает приоритет в энергопотреблении некоторым предприятиям легкой промышленности, которые производят товары высокого качества.

Сокращение объема обязательного планирования основалось на предположении, что рыночные силы могут более эффективно распределять большинство ресурсов. Это предположение, в свою очередь, потребовало рациональной системы ценообразования, учитывающей существующие технологии и недостатки. Однако, поскольку в экономическую систему были встроены значительные субсидии, реформа ценообразования стала чрезвычайно деликатным вопросом.

Страх инфляции также послужил сдерживающим фактором. Тем не менее тот факт, что продукты, произведенные сверх плана, могут продаваться в большинстве случаев по ценам свободного рынка, создал двухуровневую систему цен, предназначенную для того, чтобы отучить экономику от административно фиксированных цен более ранней эпохи.

Усилия по созданию более свободного рынка труда также явились частью общего курса на достижение большей эффективности. Как и в случае с ценовой реформой, вмешательство в систему, которая позволяет многим гражданам жить более комфортно и безопасно, чем экономически более рациональная система, могли привести к напряженности в отношениях с общественностью.

Политика открытых дверей

В 1978 году было принято решение разрешить прямые иностранные инвестиции в нескольких небольших «особых экономических зонах» вдоль побережья. Позднее эти зоны были увеличены до 14 прибрежных городов и трех районов. В этих местах обеспечили благоприятный налоговый режим и другие преимущества для иностранного инвестора.

Были также приняты законы о контрактах, патентах и ​​других вопросах, представляющих интерес для иностранных предприятий, с целью привлечения международного капитала для содействия развитию Китая. В значительной степени бюрократический характер экономики поставил трудноразрешимые проблемы для иностранных фирм, желающих работать на китайской территории, и правительству постепенно пришлось вводить все больше стимулов для привлечения иностранного капитала.

В результате Китай получил кредиты от Всемирного банка, по ряду программ ООН, а также от некоторых стран (в частности, Японии) и коммерческих банков. Гонконг и Тайвань основными источниками инвестиций. Фондовые биржи работают в Шанхае и Шеньчжэне с 1990 года, а в 2003 году правительство дало разрешение первым иностранным фирмам торговать на рынке.

Изменения в экономическом мышлении и стратегии Китая с 1978 года были настолько значительными, с потенциальными последствиями для важных корпоративных интересов, и настолько сильными, что фактическая практика неизбежно значительно отставала от декларативной политики. В течение этого периода были заметны колебания в экономической политике между упором на рыночные реформы и возвращением хотя бы частичной зависимости от централизованного планирования.

В 2015 году экономика Китая вступила в кризисный период. Обвал фондового рынка вследствие «перегрева» экономики привел к панике, отразившейся, в том числе, и на мировых фондовых биржах. До сегодняшнего дня относительные периоды затишья и стабилизации чередуются с очередными обвалами фондового рынка страны.

Поделиться