Гайдар А. «Фронтовая полоса

Репетиционная работа по русскому языку в форме ОГЭ

Вариант 108

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения .

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Выдолжны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

Действующая армия, «Комсомольская правда»,

(1)Дети! (2)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (3)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. (4)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (5)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(6)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (7)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(8)Фронтовая полоса. (9)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрёстку села, машина останавливается. (10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. (11)Он что-то просит. (12)Что мальчишке надо? (13)Нам непонятно. (14)Хлеба? (15)Потом вдруг оказывается:

— (16)Дяденька, дайте два патрона.

— (17)На что тебе патроны?

— (18)А так... на память.

— (19)На память патронов не дают.

(20)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (21)Губы мальчишки презрительно кривятся.

— (22)Ну вот! (23)Что с них толку?

— (24)Ах, дорогой! (25)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (26)Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? (27)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (28)Лезь в машину, не ври и говори всё прямо. (29)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(30)Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперёк дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. (31)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (32)А он ещё молод, но ловок, смел. (33)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. (34)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (35)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(36)Я смотрю ему в глаза. (37)Я кладу ему в горячую руку обойму. (38)Это обойма от моей винтовки. (39)Она записана на мне. (40)Я беру на себя ответственность за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

— (41)Как тебя зовут?

— (42)Яков.

— (43)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (44)Что же ты, из пустой глиняной крынки* стрелять будешь?

(45)Грузовик трогается. (46)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (47)Он смеётся, загадочно грозит мне вдогонку пальцем и исчезает в клубах пыли.

(48)Ой, нет! (49)Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

(50)Ещё один случай. (51)Перед боем на берегу одной речки встретил я парнишку. (52)Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев. (53)Спрятавшись в кустах, он сидел в трёх шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чём-то, держа перед собой карту. (54)Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел. (55)Я у него спросил:

— Погоди! (56)Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, и понимал, что это для нас очень важно.

(57)Паренёк удивился:

— Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

— (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

(62)Он уныло и огорчённо развёл руками:

— (63)Эх, товарищ командир! (64)Кабы я про эту встречу знал раньше...

_______________

*Крынка – кувшин, горшок для молока.

(По А.П. Гайдару*)

* Гайдар Аркадий Петрович (настоящая фамилия – Голиков, 1904–1941) – детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему парнишка, подслушав разговор немецких командиров, не смог передать его содержание советским солдатам?»

1) Немецкие командиры говорили очень тихо.

2) Парнишка не понял содержание этого разговора, потому что плохо учил немецкий язык в школе.

3) Парнишка был невнимателен, торопился, он искал свою корову.

4) Парнишка не расслышал многое, потому что рисовал карту военных действий.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.

1) Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны.

2) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату?

3) Я кладу ему в горячую руку обойму.

4) Он уныло и огорчённо развёл руками.

4. Из предложений 5–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – близость к чему-либо.

5. Из предложений 2–4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

6. Замените просторечное слово «кабы» в предложении 64 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «глиняная крынка» (предложение 44), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

9. Среди предложений 27–34 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Так тебе нужна такая память,(1) с которой можно взять толку? Может быть,(2) тебе дать вот эту чёрную,(3) яйцом,(4) гранату? Может быть,(5) тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину,(6) не ври и говори всё прямо.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я видел наших детей в глубоком тылу,(1) в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела,(2) работы и даже подвига. Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота,(3) который уходит к спокойным пастбищам на восток,(4) к перекрёстку села,(5) машина останавливается.

13. Среди предложений 52–57 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 15. 1. Напишите сочинение-рассуждение, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния известного лингвиста Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го текста. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском материале. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Р. А. Будагова. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­ни­ма­е­те смысл предложений текста: «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из про­чи­тан­но­го текста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние словосочетания СИЛА ДУХА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами определение. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами определение. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) примера-аргумента, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из про­чи­тан­но­го текста, а второй — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.



Вам понадобится

  • Текст А.П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам…»

Инструкция

Сначала ученик читает текст и следит за событиями, одновременно думая над поступками людей и их характеристикой. Из событий этого текста понятно: дети активно стараются участвовать в событиях, которые происходят на их Родине.
Проблему можно сформулировать так:
«Русский писатель первой половины ХХ века А.П. Гайдар рассматривает проблему отношения подростков к событиям, происходящим на Родине».

В комментарии к проблеме надо кратко отразить конкретные события, отразив главную мысль автора – как действуют дети.
Комментарий может выглядеть так:
«Автор рассказывает о встрече с подростком Яковом, которому нужны были патроны. Хлопчик, не называя явные причины, очень хотел, чтобы ему поверили, и достал комсомольский билет. Он старался убедить проезжающего в том, что оружие ему необходимо. Яков рад тому, что ему поверили и не отказали».

О позиции автора можно написать следующее:
«Рассуждая о поведении детей во время войны, писатель считает, что они не оставались в стороне от беды, которая настигла страну. Подростки проявляли особую заботу к раненым, уважали военных и гордились их делами. Они и сами хотели участвовать в борьбе с фашизмом. А.П. Гайдар уверен в том, что воспоминания ребят о том, что они помогали взрослым, будут радовать их».

Пишущий сочинение может выразить свою позицию таким образом:
«Я так же, как и писатель, с уважением отношусь к детям военной поры. Обладать такой же ответственностью, как и взрослые, отличиться геройскими поступками, переживать за то, что происходит на Родине – такое поведение должно быть бесценным нравственным наследием для будущих поколений».

Читательский аргумент может быть таким:
«В качестве читательского аргумента можно привести события, о которых рассказывает Лев Кассиль. Произведение называется «Рассказ об отсутствующем». Эта книга о том, как воинская часть в годы Великой Отечественной войны попала в окружение и как мальчик помог ей. Об этом мальчике рассказал человек, который получал награду. Он считал, что орден заслужил в большей степени этот неизвестный мальчишка, потому что он показал ему дорогу через овраг, а потом отвлек внимание немцев – побежал в другую сторону, и немцы его пристрелили. А разведчик даже не успел спросить его имя. Когда он изложил эту историю, все военные в зале встали, чтобы почтить память героя, имени которого никто не знал».

Если приводится второй аргумент тоже читательский, вместо аргумента на основе жизненного опыта, сочинение может считаться более качественным.
Приводим пример читательского аргумента 2: «О том, как дети самостоятельно несли службу в годы войны, говорится в рассказе Льва Кассиля «Алексей Андреевич». Командиром был четырнадцатилетний мальчик Алексей Андреевич – так его называли подчиненные. Он был заведующим плотом, который они назвали «Гроб фашистам». Группа ребят действовала как настоящая группа разведчиков. Они приносили сведения о немцах, показали воинской части переправу через реку в том месте, где река делала изгиб. Ребята спасли раненых солдат и переправили их в часть. Потом они передали в воинскую часть 80 немецких винтовок. Когда командир части составлял список бойцов для награды, первым поставил имя и отчество этого мальчика».

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти

два слова.

А. Н. Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) каждая

фраза соответствовала выдвинутой идее.

Из чащи на опушку выскочил заяц, но, сделав прыжок, (ТОТ)ЧАС же бросился (НА)УТЁК.

ВРЯД(ЛИ) нам (ВО)ВРЕМЯ удастся укрыться от дождя.

(НЕ)СМОТРЯ на раздвинутые полотняные занавески, свечи всё ТАК(ЖЕ) горели ровным, немигающим светом.

Актёр вышел на площадку, устроенную (В)ВИДЕ просторного стеклянного павильона (С)ЗАДИ вагона.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Для получения бумаги высокого качества раздробле(1)ые, пропита(2)ые особе(3)ым составом, варе(4)ые при особой

температуре стволы деревьев должны быть превраще(5)ы в текучую массу.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите

номера этих предложений.

1) Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.

2) Какая- то сила вздёрнула Маргариту и поставила перед зеркалом и в волосах у неё блеснул королевский алмаз.

3) За полное скорби и гражданского негодования стихотворение «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был арестован и

сослан на Кавказ.

4) Художники рисовали карандашом и пером маслом и акварелью.

5) В жизни много бед горестей и печалей и преодолеть их порой бывает непросто.

16. -ы), на месте которой(-ых) должна( -ы) стоять запятая( -ые).

Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2) качнуло своими ветвистыми рогами

(3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой(-ых) должна( -ы) стоять запятая( -ые).

Многим теперь (1) быть может (2) покажется странным, что ещё каких- нибудь сто лет назад в России не было ни одного

в России не было вовсе любителей искусства.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой(-ых) должна( -ы) стоять запятая( -ые).

Путь экспедиции (1) в состав (2) которой (3) входило несколько местных проводников (4) начался недалеко от

побережья.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В доме было тихо (1) и (2) если бы не яркий огонь в окошке (3) то можно было бы подумать (4) что там уже все спят.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите

подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на

перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

-(4)Дяденька, дайте два патрона.

-(5)На что тебе патроны?

-(6)А так... на память.

-(7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

О том, что такое сила духа, рассуждает А.П. Гайдар, рассказывает о мальчике Якове, который выпрашивал у проезжающих солдат «на память» патроны. Выпрашивал для того, чтобы, зная «все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», вести свой партизанский бой с фашистами. Вести без боязни смерти и страха!

Силой духа обладали и героини текста «Весной 1942 года» Л.Овчинниковой. Во время войны девочки пережили тяжёлые дни блокады. Смерть матери, голод, холод – вот через что прошли Нюра и Рая. Но, несмотря на все жизненные испытания, они не пали духом: девочки занимались пением, поддерживая своими выступлениями бойцов перед боем.

Таким образом, сила духа – это несгибаемая воля человека, преодоление им своего страха, боли. Я считаю, что именно благодаря данному качеству человек становится сильным и нравственно крепким.

Текст

(1)Дети! (2)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (3)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. (4)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (5)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(6)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (7)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(8)Фронтовая полоса. (9)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрёстку села, машина останавливается. (10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. (11)Он что-то просит. (12)Что мальчишке надо? (13)Нам непонятно. (14)Хлеба? (15)Потом вдруг оказывается:

- (16)Дяденька, дайте два патрона.

- (17)На что тебе патроны?

- (18)А так... на память.

- (19)На память патронов не дают.

(20)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (21)Губы мальчишки презрительно кривятся.

- (22)Ну вот! (23)Что с них толку?

- (24)Ах, дорогой! (25)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (26)Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? (27)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (28)Лезь в машину, не ври и говори всё прямо.

(29)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно. (30)Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперёк дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. (31)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (32)А он ещё молод, но ловок, смел. (33)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. (34)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (35)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(36)Я смотрю ему в глаза. (37)Я кладу ему в горячую руку обойму. (38)Это обойма от моей винтовки. (39)Она записана на мне. (40)Я беру на себя ответственность за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (41)Как тебя зовут?

- (43)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (44)Что же ты, из пустой глиняной крынки* стрелять будешь?

(45)Грузовик трогается. (46)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (47)Он смеётся, загадочно грозит мне вдогонку пальцем и исчезает в клубах пыли.

- (48)Ой, нет! (49)Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

(50)Ещё один случай. (51)Перед боем на берегу одной речки встретил я парнишку. (52)Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев. (53)Спрятавшись в кустах, он сидел в трёх шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чём-то, держа перед собой карту. (54)Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел. (55)Я у него спросил.

Я люблю границы. Это всегда контраст. Особенно люблю границы, через которые никто не ходит, а которые представляют собой фронтовые полосы, десятилетиями храня временно замороженные конфликты. Ранее уже рассказывал про границу Израиля и Сирии на Голанских высотах, с ее бункерами, противотанковыми рвами и брошенной техникой. Сегодня речь пойдет о местах, где вот уже 17 лет друг за другом зорко следят некогда граждане одного государства: армяне и азербайджанцы. Хочу сразу заметить, что меня никто не приглашал на экскурсию по фронтовой полосе, а лазая там, я по сути нарушал требования карабахского МИДа, строго-настрого запрещающего туристам не только приближаться к границе с Азербайджаном, но даже просто останавливаться на некоторых дорогах и уже тем более не разрешали что-либо там фотографировать. Своего рода паранойя, имеющая, впрочем, определенные основания.

Для начала, когда вы въезжаете в Карабах, следует зарегистрироваться в их МИДе, что в центре Стапанакерта. Очень симпатичные и приветливые армянские девушки оформляют вам своего рода "путевой лист" с указанием тех мест, которые вам разрешается посетить. И ни шагу в сторону, предупреждают они. Например, мне сразу заявили - ни в коем случае не заезжайте в Агдам и не фотографируйте там. На мой вопрос почему не фотографировать был ответ "Там мины". Связь между наличием мин и запретам фотографировать руины города я не понял, но спорить не стал. Кроме того, девушки не разрешили мне посетить ряд мест, которые я выбрал с их же собственной карты Карабаха, выпускаемой в Ереване: руины крепости Джраберд возле Мартакерта, или Зодский перевал назад в Армению. По поводу крепости Джраберд девушки не знали вовсе, а когда я показал им на карте, то решили, что это близко к Азербайджану и посему опасно. Касательно выезда назад в Армению через Зодский перевал, они с жаром ответили, что... там азербайджанцы и они меня застрелят(!). Спорить я тоже не стал. Слишком красивые девушки. Пусть они слабы в географии родного края, а может быть перестраховываются. Ну зачем с ними спорить? В итоге получил вот такую бумагу -

Забегая вперед, замечу, что бумагу проверяли лишь один раз, в маленьком городке Мартакерт на северо-востоке Карабаха. Помнится, мы просто шли по улице, как из припаркованных "Жигулей" вышел милиционер и парень в штатском. Спросили наши документы, спросили кто мы по национальности, спросили куда едем. Записали наши данные в блокнот и отпустили. Что касается Зодского перевала, то несмотря на отказ МИДа позволить нам туда ехать, мы махнули на запреты рукой и нормально его пересекли, но об этом чуть позже.

Фронтовая полоса

Ее очень легко заметить на любой мало-мальски подробной карте региона. Если будете смотреть на советских / российских, то там бережно сохраняются прежние, азербайджанские названия. Это слегка путает в дороге, поскольку сейчас все переименовано, а спрашивать у армян Карабаха, как проехать в Агдере (Мартакерт), или в Физули (Мартуни) - это как минимум не корректно с учетом военного положения, а как максимум - чревато сильной антипатией местных жителей. Так вот, если ваша карта советская, или "лояльно-российская", то граница проходит в 3-4км восточнее автодороги Агдере - Агдам - Физули - Горадиз. Соответственно, все то, что расположено восточнее этой дороги - считается прифронтовой полосой. Все съезды в том направлении обозначены знаками на армянском и русском "Въезд запрещен". Если вас не остановит это, то, как вариант, что скажете про такие знаки -

Если же вас не остановить ничем, то с очень высокой долей вероятности очень быстро вас остановит военный патруль, либо вы упретесь в перегороженную бетонными блоками дорогу. Там вас задержат и будут долго и муторно тестировать на причастность к шпионажу в пользу Азербайджана. Встреченный нами в Степанакерте одинокий французский бэкпекер был задержан военными в Агдаме, он пешком шел к единственному сохранившемуся в мертвом городе зданию - мечети. Задержали его со словами "Тут опасно, тут мины", но допрашивали на тему того, бывал ли он когда-нибудь в Азербайджане. Как человек, много намучившийся с параноидальными военными в Израиле, мне очень не хотелось поиметь неприятное общение с армянскими людьми в погонах. В 2002-ом я обьяснял египтянам, что не являюсь израильскими шпионом, 2004-ом я объяснял уже израильтянам, что я не являюсь сирийским разведчиком, в 2008-ом объяснял сербами что я не косовский лазутчик. Знаете, это очень однообразно, неприятно и долго. А бдительные стражи порядка ни в одной из стран не блещут интеллектом, знанием географии собственных государств и пониманием что за пределами их узкой сферы проживания и госслужбы есть и еще и огромный мир, полный красок.

В Карабахе же (равно как и в любой другой части пост-Советского пространства) помимо необходимой бдительности в виду военного положения, сохраняется еще и бездарная советская система тотальной подозрительности. Очень много типично советских "низзя": нельзя фотографировать там, нельзя останавливаться здесь. Вас могут задержать за то, что вы сфотографируете руины какого-то никому не нужного сарая. Да, вот еще эпизод. Едем из Стапанакерта на восток, в сторону Аскеранской крепости. Там достраивают аэропорт, откуда с лета 2011-го начинают летать авиарейсы в Ереван. Аэропорт красивый -

Едва я сделал этот кадр, как ко мне бросились сразу двое сотрудников госбезопасности. Снимать нельзя, стратегический объект, заявили они. Задаю им вопрос "Вы хотите сказать, что люди, которые полетят в Ереван, должны будут ходить с повязками на глазах, что бы ненароком не увидеть ваши клумбы с цветами, или флаг НКР? Или вы думаете, что фотографий вашего аэропорта нет нигде в интернете и его не видно на Гугле?". Те не знают что ответить, но твердят, что снимать аэропорт нельзя, что надо срочно стереть фотографию. Хорошо, говорю я, стираю. Делаю вид, что стираю. На этом расстаемся.

Другой эпизод. Стоим на трассе Агдам - Мартакерт, снимаем заброшенный советский памятник. Вот этот -

Подъезжает какая-то машина. В ней пять мужиков, явно военной выправки. Они смотрят что мы делаем. А я, извиняюсь, как раз собрался отойти в сторонку по малой нужде. Но понимаю, что это будет выглядеть подозрительно (чего это я отвернулся и что-то встряхиваю руками - не иначе как затвор Калашникова передергиваю). Поэтому решаю терпеть, хотя хочется очень сильно. Стараюсь не смотреть на сидящих в машине, словно их нет. Вскоре те уезжают. Отлично. Делаю две вещи - облегчаюсь и фотографирую. Чувствую себя по-дурацки.

Почему нельзя снимать развалины Агдама и вовсе непонятно. Говорят, что там везде мины. Допустим. Но, во-первых, Агдам частично заселили сами же карабахцы, восстановив часть домов, во-вторых, город почти целиком за это 16 лет растащили на стройматериалы, а в третьих, на сайте организации HALO (занимающейся разминирование прифронтовой полосы) написано, что большая часть агдамского района давно очищена от мин. И все же туристов усиленно отлавливают, всячески препятствуя посещению этого места. Боятся, что снятые туристами развалины будут использоваться азербайджанской пропагандой? Но это же глупо, не стоит думать, что у азербайджанцев нет ни одной фотки этих мест. Взгляните на Google-Earth, там полсотни фотографий разрушенного Агдама, или напишите в интернете "Аgdam" и вам выдаст тысячи фотографий оттуда.

От себя могу предположить, что не стоит фотографировать азербайджанские кладбища. Их много между Аскераном и Агдамом. Там есть красивые семейные склепы 18-19 веков, но, подозреваю, людям со стороны ваш интерес к такого рода вещами может показаться подозрительным. Чего это турист полез на азербайджанское кладбище, не иначе как ищет могилу своей азербайджанской бабушки. И доказывай им потом, что моя бабушка вовсе не азербайджанка, а еврейка, причем похоронена в Свердловске, а на Кавказе с роду не бывала. И смех и грех.

Люди прифронтовой полосы

Друзья, а теперь проведите жирную черту между сказанным выше и тем, что я расскажу дальше. Забудьте про дурацкое и подозрительное карабахское ГБ, про красивых и смешных девушек из МИДа, забудьте про мины, фронтовые линии и прочее. Забыли, абстрагировались? Отлично.

Итак, люди Карабаха это нечто. Нигде не встречал настолько приятных, гостеприимных, добрых и отзывчивых людей. Хотя очень много где побывал. Везде, буквально в каждом населенном пункте, любой встреченный нами человек не ограничивался ответом на вопрос "Извините, как проехать в Тигранакерт?", а тут же звал в гости: на обед, переночевать, поговорить. Знаете, я не привык к такому. И по-началу терялся. Как-то неудобно. Люди они не богатые, ради гостя выложат последнее, а у меня даже подарка для них нет. Негоже объедать гостеприимных хозяев, а отблагодарить в ответ абсолютно нечем. Поэтому всегда извинялся и объяснял, что к сожалению, очень спешу и в гости не смогу зайти. Жали друг-другу руки и расставались до следующего раза. Тот единственный минимум, который я мог сделать для карабахцев, так это оставлять в церквях и в музеях погибшим небольшую денежку, либо подвозить голосующих. С транспортом там туго, между селами редкая маршрутка курсирует пару раз в день, идет одинокий дедушка - как не подвезти? Поразительно, для этих людей абсолютно в норме пешком идти 10-15км в соседнее село. Они никуда не спешат. Тихонько себе идут, по пути закусывают свежей сдобой и запивают чаем из термоса.

В каждом мало-мальском населенном пункте обязательно есть монумент погибшим на войне и небольшой музей с фотографиями горожан, не вернувшихся домой. Например, в Мартакерте это выглядит так -

Сами по себе малые городки и села Карабаха, в массе своей, напоминают некий апокалипсис. Везде следы войны и заброшенности. Там чисто, люди стараются по мере сил создать вокруг себя некий уют. Но уродливые следы разрушений на каждом углу, куда бы вы не пошли -


Заброшенный парк аттракционов

Признаюсь, меня интересовал вопрос, где покушать за пределами Степанакерта. Изначально полагал, что люди бедные, по ресторанам не ходят, соответственно, кушают дома. А нам останется лишь покупать в магазинах колбасу и делать бутерброды. К величайшему моему удивлению, все оказалось не так. Даже в самом малом местечке всегда есть домашняя столовая, а то и не одна. Просто квартира, обычно на первом этаже. Спросите местных жителей, они вам покажут. Там совершенно обычная тетенька готовит еду для себя и гостей. Стоит сущие копейки, зато вкусно и всегда в приятной компании с соседями и домочадцами. Выглядит это примерно так, согласитесь, более чем мило -

Покушав в Мартакерте, мы взяли путь на Армению, решив любой ценой пройти Зодский перевал. По трем причинам. Прежде всего потому, что МИД запретил туда ехать (а запретный плод сладок), во-вторых это сокращает путь к Еревану примерно вдвое, в третьих мне хотелось протестировать наш джипик Suzuki Grand Vitara в условиях грязной апрельской погоды и таяния снегов на перевале.

Путь через Зодский перевал

Я еще обязательно вернусь к Нагорному Карабаху. Отдельно расскажу про Степанакерт, Шуши, Аскеран, Тигранакерт, Ванк , монастыри Гандзасар и Дидиванк. А пока непосредственно про Зодский перевал, где я испытал целый набор острых ощущений. Для начала дорога испортиралась сразу же за Мартакертом. Вначале дорога была вполне достойная -

Потом начала портиться -

Она по-прежнему сохраняла следы советского асфальта, но больше было ям, чем собственно асфальта. Сразу же после Сарсангского водохранилища асфальт заканчивается. Это большое облегчение, ибо грунтовка кажется уже меньшим из зол -


Возле Дадиванкского монастыря


В какой-то момент нас настиг туман, пришлось сбавить скорость, а потом и вовсе остановиться. Кстати, забавный момент. Отошли немного от машины и вдруг осознаем, что мы ее не видим! Не шучу. Стояла вот тут -

А теперь ничего нет. Вы видите машину? -

Начинаем ее искать, что за наваждение? Вскоре красавица выплывает из тумана, ура -

Едем дальше, поскольку туман немного рассеялся. Еле-еле карабкаемся по серпантину, видимость метра на три вперед. Ничего не видно, под колесами жидкая грязь, благо, что полный привод. Через час выбираемся из низины и вокруг красота -


Машина еще относительно чистая, но начинается зона жидкой грязи. Буквально километр по грязи и машина выглядит так -

Еще час езды по жиже со скоростью не более 20км/ч и мы достигаем высшей точки перевала, теперь дорога идет вниз -

Да, чуть не забыл. Мы сильно переживали на тему общения с военными на выезде из Карабаха. Ведь в МИДе нам не вписали Зодский перевал в путевой лист. Более того, знатоки на туристических форумах пугали "На выезде без разрешения от МИДа вас не выпустят, придется ехать обратно в Степанакерт и выезжать через Лачин и Горис". Такая перспектива нас ничуть не радовала. Впрочем, будучи гостями самого изестного карабахца, Левона Айрапетяна в его селении Ванк (ссылка), у нас был номер его сотового телефона. Нас заверили, что ни один пограничник нас не задержит, а если будут проблемы - пусть звонят, им все объяснят. Мелочь, но приятно.

Впрочем, нас никто и не задерживал. Проехали воинский пост даже не остановившись, разве что подстроившись под военный же УАЗик, которые ехал спереди. Вероятно, солдаты решили, что мы едем все вместе. Наша же машина была настолько грязная включая стекла, что наши лица было сложно разглядеть. Так и выехали из Карабаха незамеченными. Ура! Кстати, в пути помогали водителю военного грузовичка ГАЗ-66, который застрял в грязи на серпантине и не мог выехать. Тянуть его джипом было нереально, он слишком велик, а мы слишком малы, еще и на летней резине. Зато я уговорил лейтенанта пустить меня за руль. Те долго отказывались, мол, военная машина, вы не можете ей управлять! На что я им обьяснил, что за три года в израильской армии наездился по грязи столько, что могу им дать урок вождения в стиле офф-роад. Но фотографировать их машину мне запретили. Очень жаль. Было интересно. Кто не знает, вот такая штуковина -

Смысл таков: неопытный солдатик 18-и лет заглох на подъеме, машина откатилась назад, причем криво, завязла в грязи, он пытался рвануть вверх но глох - не справлялся со сцеплением, подьем градусов в 20 как минимум. Друзья, горжусь сам собой. Буквально несколько рывков вперед-назад, скрежет корявого старого автомобиля и машина выехала из грязи. Вращая всеми колесами и разбрызгивая коричневую жижу, мы медленно заползли на горку. Там офицер поблагодарил за помощь, добавив "...от имени армии республики Армения". Было смешно. Пожали друг-другу руки, потом военные поехали дальше, а я пошел вниз к нашей машине. По пути поскользнулся и собственной задницей проехался по грязи, но это мелочи жизни, недостойные упоминания.

Итак, Зодский перевал пройдет!

Говорят, что летом там ездить существенно проще: сухая грунтовка, знай себе объезжай ямы и не падай в обрывы. Осень и весна - самое лучшее время для любителей небольшого экстрима. Местные жители исхитряются ездить там на Жигулях даже по грязи, но это не лучшая идея. Во-первых, они едут толпой и неизбежно и не раз вчетвером толкают машину, причем не раз, а во-вторых мы наблюдали с десяток увязших легковушек, рядом с которыми сидели грустные пассажиры и оживленно спорили что делать дальше. Приятного мало. Поэтому, лучше всего без полноприводного автомобиля там не показываться, причем даже летом. Если пойдет дождь с мокрым снегом (а на высоте это возможно в любой время года), то вмиг грунтовка превратится в болото - вы пропали.

Теперь, посетив линию фронта с армянской стороны, осталось перебраться в Азербайджан и посмотреть что происходит там. Забегая вперед, сразу предупреждаю, что с той стороны к границе не подобраться вовсе: дороги закрыты километров за 30, сразу южнее Гянджи. Зато увлекателельно само попадание в Азербайджан, где усиленно ищут армянские штампы в вашем паспорте и сильно переживают, а не побывали ли вы ненароком в Карабахе? Подробнее .

Просто мысли вслух

Из моего общения с карабахцами, любовь и нежные чувства к России постоянно декларировались. Люди старались вовсе обходить тему участия Москвы в этом конфликте в начале 90-ых. Как мы знаем, ситуация была двоякая. Горбачев проявлял существенно большую лояльность к Гейдару Алиеву, а "случайная" передача азербайджанцам оружейных складов Закавказского военного округа - и вовсе достойна уголовного расследования. С другой стороны, уже независимая Россия, на сегодня, является гарантом того, что Азербайджан не предпримет попытку отбить Карабах силой. Ведь важно помнить, что за эти 16 лет Алиевы здорово обогатились на нефти и их арсеналы в разы больше армянских. Что вам могут сказать карабахцы? Они лишь заложники неприятной ситуации с неясными перспективами.

Поделиться