И с тургенев русский язык. Иван Тургенев — Русский язык (Стихотворение в прозе): Стих

Изучение стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева имеет давнюю методическую традицию, которая во многом и определяет работу над ним: стихотворение выразительно читается учителем, затем идет работа над его «партитурой» (иногда с привлечением записей мастеров художественного слова), ученики отвечают на вопросы, связанные с общей идеей стихотворения и его пафосом, и затем учат его наизусть.

Но давайте задумаемся, можно ли считать такую работу над стихотворением эффективной, происходит ли подлинное постижение идеи этого художественного текста учениками или создается лишь иллюзия понимания. В большинстве случаев ответ очевиден. Дело в том, что слишком долго мы изучали художественный текст, игнорируя его поэтику или — в лучшем случае — касаясь его «художественных особенностей» лишь на заключительном этапе работы, и, как следствие, не учили главному — пониманию художественного текста. А ведь понимание, как трактует его современная герменевтика,- «это процесс познания «внутреннего содержания» жизненного факта с помощью внешних знаков, воспринимаемых нашими чувствами. Основываясь на анализе процесса понимания, герменевтика утверждает возможность универсального действенного истолкования фактов и стремится решить общую проблему — доказать способность «наук о духе» дать знание, обладающее универсальным значением»’. Интерпретируя это высказывание к методике преподавания нашего предмета, мы с определенной долей уверенности можем утверждать: понимание художественного текста дает ученику знание текста, но не знание о нем, почерпнутое из учебника или другого источника. Не будем забывать также и о том, что навык понимания текста во многом формируется на уроках литературы. И задача учителя не «транслировать» информацию о тексте и проверять ее «усвоение» учениками, а создать условия для формирования этого навыка. И здесь на помощь учителю приходят современные образовательные технологии, позволяющие освоить новые формы урока: например, урока-практикума или — в иной терминологии — урока, выстроенного в жанре лабораторной работы. Безусловно, подготовка к такому уроку — дело чрезвычайно трудоемкое для учителя, поэтому надеемся, что предлагаемые ниже материалы во многом облегчат его труд. Сразу отметим, что при подготовке заданий для урока по стихотворению в прозе «Русский язык» Тургенева мы обращались к работам Е.В.ДжанжаковоЙ и А.К.Киселёва, а сам принцип построения карточек и ход урока аналогичен тому, что предлагается в пособии «Обучающие практические работы по литературе».

Ход урока.
Вступительное слово. Последние произведения И.С.Тургенева, а именно к их числу и относится цикл «Стихотворения В прозе» (18П-188З), полны раздумий о судьбах родины, о быстротечности человеческой жизни, о связи при роды и разума. В прозаических произведениях писателя эти размышления находятся за сюжетом, за внешними событиями и редко-редко прорываются в лирические отступления: «И Я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и горести человека переживает самого человека» (<<Ася»).

«Стихотворения В прозе» — лирические произведения. Тургенев, создавая их, использовал все интонационное богатство, ритмическую гибкость, музыкальность, возможность выразить в прозе тончайшие смысловые нюансы — одним словом, все свойства русского языка, которые позволяют, не при бегая к размеру и рифме, выразить все душевные движения, напрямую обратиться к миру чувств читателя. К созданию произведений этого жанра писатель подошел как истинный художник слова: «Непритворна моя грусть, мне действительно тяжело жить, горестны и безотрадны мои чувства. И между тем я стараюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений; я округляю свою речь, тешусь звоном и созвучием слов» (из стихотворения «Кубок»),

Задание 1.
Многие стихотворения родились как результат художественной обработки «не художественного материала»: фрагментов из писем, устных рассказов, воспоминаний. Сравните предлагаемые ниже тексты и определите, что отличает художественное произведение от материала, легшего в его основу. Из воспоминаний собеседника Тургенева: «Говорили О России, об ее положении в Европе, об ее будущности, о тех, кто скептически относился к ее судьбам.
— И я бы, может быть, сомневался в них, — заметил Тургенев, — но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий язык? Поверьте, господа, народ, у которого такой язык, — народ великий». Из статьи: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Берегите чистоту языка как святыню … » Из беседы: «Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее». Из письма: « … Он <русский язык> удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе». «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»

Задание 2.
Основная мысль стихотворения выражена предельно ясно: родной язык — это то единственное, что дает автору веру в народ и его будущее. Посмотрите, с помощью каких художественных средств она выражена. Найдите метафоры и определите, по какому принципу они созданы.
Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству и контрасту. Метафоры создаются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения. Найдите эпитеты, обратившись к лексическому толкованию слов, выступающих в роли эпитетов, выясните, сколько значений включает в себя каждое из них. Подумайте, как эти значения обыгрываются в тексте. Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Великий — превышающий всякую меру, выдающийся по своим достоинствам. Могучий — очень большой, значительный, мощный; обладающий властью, силой, влиянием, могущественный. Правдивый — любящий правду, истину; содержащий в себе правду, основанный на правде. Свободный — не знающий, не терпящий ограничений, не связанный никакими обязательствами, ограничениями; проявляющийся легко, без ограничений, затруднений. Подумайте, почему автор употребляет не один эпитет, а несколько подряд. Как называется такой синтаксический прием? Каким образом достигается выделение смысла последнего из названных эпитетов?

Задание З.
Разберемся в стилистических фигурах речи, используемых автором. Фигура — обороты речи, средство художественной выразительности, способствующие восприятию образа, фигуры речи «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). Определите, какое настроение и каким образом стремится передать автор читателю. Для этого еще раз обратитесь к ряду эпитетов великий, могучий, правдивый и свободный и определите: по принципу перечисления или градации они выстроены? Перечисления — частный случай синтаксического повтора. Градация — вид перечисления, когда между членами ряда возникают отношения, усиливающие или ослабляющие тот или иной признак.

Задание 4.
Выполняя задание 1, вы уже установили, что метафоры синонимичны. Найдите в тексте стихотворения аналогичный случай повтора близких по смыслу слов. Что изменится, если оставить только одно из слов и/или заменить оба слова синонимом размышлений? Почему Тургенев использует форму во дни? Какой стилистический эффект достигается использованием повтора этой формы? (Для ответа на этот вопрос сравните два высказывания: во дни сомнений, во дни тягостных раздумий и во дни сомнений и тягостных раздумий).

Задание 5.
Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица о? Прочитайте второе предложение. В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический прием?
Дайте истолкование значению слова дома. Как называется этот троп?

Задание б.
Перечитайте еще раз первые два предложения: вы заметили, что в них тропы поддержаны фигурами, а фигуры, в свою очередь, выделяют тропы? Соблюдается ли такая закономерность в последнем предложении? Определите, как выражена его эмоциональная окраска (предложение — восклицательное). Перечитайте внимательно первое и последнее предложения. Какой эпитет повторяется? К какому слову он отнесен в первом случае, к какому — во втором? Как он помогает установить глубинную связь между этими понятиями? Если вы затрудняетесь с ответом на этот вопрос, то подумайте, в каком значении употреблено слово язык в одной из известных пушкинских строф:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Задание 7.

Исследователи творчества Тургенева отмечают, что в стихотворении «Русский язык» использован еще один художественный прием: автор не договаривает мысль до конца. Этот прием является и синтаксическим и лексическим одновременно, это прием умолчания. Определите, какая мысль «не выговорена» автором до конца. Посмотрите, как связаны между собой по смыслу первое и последнее предложения. Подумайте, чем можно считать последнюю фразу стихотворения: его последней мыслью или отправной точкой для дальнейших размышлений? Каких? Как вы думаете, можно ли считать строки из поэмы «Мертвые души»: «Выражается сильно российский народ! < … > и всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом < … > но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» — тоже созданными в русле подобных размышлений?

Подводя итоги, можно сказать, что подобная работа с текстом на уроке — это последовательное постижение смысла художественного произведения, который раскрывается в его композиции, в его поэтике: ведь, как правильно заметил однажды известный литературовед Ю.В.Манн, «смысла, отдельного от поэтики, не существует».

«Русский язык» Тургенева. Стихотворение. Анализ

4.5 (89.66%) 29 votes

Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадат
ь...

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...


И. С. Тургенев

Стихотворение в прозе «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? - Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Июнь 1882 г.

К. Бальмонт

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.

Валерий Брюсов

Родной язык

Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев - нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству,
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, - ты ответствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты - Мститель мой, ты - мой Спаситель,
Твой мир - навек моя обитель,
Твой голос - небо надо мной!

1911

И. А. Бунин

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Москва, 1915

Н. Гумилёв

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.


1919

И. Сельвинский

К вопросу о русской речи

Я говорю: «пошел», «бродил»,
А ты: «пошла», «бродила».
И вдруг как будто веяньем крыл
Меня осенило!

С тех пор прийти в себя не могу...
Всё правильно, конечно,
Но этим «ла» ты на каждом шагу
Подчеркивала: «Я — женщина!»

Мы, помню, вместе шли тогда
До самого вокзала,
И ты без малейшей краски стыда
Опять: «пошла», «сказала».

Идешь, с наивностью чистоты
По-женски всё спрягая.
И показалось мне, что ты —
Как статуя — нагая.

Ты лепетала. Рядом шла.
Смеялась и дышала.
А я... я слышал только: «ла»,
«Аяла», «ала», «яла»...

И я влюбился в глаголы твои,
А с ними в косы, плечи!
Как вы поймете без любви
Всю прелесть русской речи?

1920 г.

А. Ахматова

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!

Н. Заболоцкий
Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

1948

М. Дудин


Стареют ясные слова

От комнатного климата,

А я люблю, когда трава

Дождем весенним вымыта.

А я люблю хрустящий наст,

Когда он лыжей взрежется,

Когда всего тебя обдаст

Невыдуманной свежестью.

А я люблю, как милых рук,

Ветров прикосновение,

Когда войдет тоска разлук

Огнем в стихотворение.

А я люблю, когда пути

Курятся в снежной замяти,

А я один люблю брести

По темным тропам памяти.

За тем, что выдумать не мог,

О чем душа не грезила.

И если есть на свете бог,

То это ты - Поэзия.
1955 г.

В. Шефнер


СЛОВА


Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
1956

Б.Ахмадулина

СВЕЧА

Геннадию Шпаликову

Всего-то - чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Все чаще, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
1960

Б. Окуджава


ДВА ВЕЛИКИХ СЛОВА


Не пугайся слова "кровь" -
кровь, она всегда прекрасна,
кровь ярка, красна и страстна,
"кровь" рифмуется с "любовь".

Этой рифмы древний лад!
Разве ты не клялся ею,
самой малостью своею,
чем богат и не богат?

Жар ее неотвратим...
Разве ею ты не клялся
в миг, когда один остался
с вражьей пулей на один?

И когда упал в бою,
эти два великих слова,
словно красный лебедь,
снова
прокричали песнь твою.

И когда пропал в краю
вечных зим,
песчинка словно,
эти два великих слова
прокричали песнь твою.

Мир качнулся.
Но опять
в стуже, пламени и бездне
эти две великих песни
так слились, что не разнять.

И не верь ты докторам,
что для улучшенья крови
килограмм сырой моркови
нужно кушать по утрам.

И.Бродский


Мы незримы будем, чтоб снова

в ночь играть, а потом искать

в голубом явлении слова

ненадежную благодать.

До того ли звук осторожен?

Для того ли имен драже?

Существуем по милости Божьей

вопреки словесам ворожей.

И светлей неоржавленной стали

мимолетный овал волны.

Мы вольны различать детали,

мы речной тишины полны.

Пусть не стали старше и строже

и живем на ребре реки,

мы покорны милости Божьей

Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» было создано в 1882 г. и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 г.

Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок, который переводится с латыни как «Старческое». Вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась в этих произведениях. «Русский язык» написал стихотворение одним из последних, и оно было расположено в публикации последним.

Литературное направление и жанр

Писатель-реалист Тургенев определил жанр этих маленьких произведений, которые даже не сразу оформились в цикл, как «стихотворения без рифмы и размера». Стасюлевичу он объяснял, что такие произведения подобны эскизам или этюдам с натуры, которые пишет художник перед созданием большой картины. Но исследователи сходятся во мнении, что Тургенев лукавил и романов на эти сюжеты писать не собирался. К тому же многие стихотворения в прозе бессюжетны, как «Русский язык».

Тема, основная мысль и композиция

Если все стихотворения в прозе Тургенев в письме к Стасюлевичу назвал последними тяжкими вздохами старика, то «Русский язык» - самый горький его вздох. «Стихотворения в прозе» - прощание писателя с жизнью, родиной и творчеством. В последние годы Тургенев зимы проводил в Париже, а на лето переезжал в Буживаль под Парижем, где находилось имение Виардо. Он часто приезжал в Россию, но мог посмотреть на события, происходящие на родине, со стороны.

В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу. Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования.

Стихотворение «Русский язык» - переживания писателя по поводу событий на родине. Обращаясь к языку, Тургенев указал на ту роль языка в жизнь человека, о которой до сих пор не было сказано. Родной язык – это стержень, который помогает пережить невзгоды в тот момент, когда рядом нет никого близкого, ни семьи, ни соотечественников, когда сам ты находишься далеко от родины и не слышишь родной речи. Родной язык – это все поколения людей, на нём говорящих, все их мысли и чувства, чаянья, все произведения литературы на этом языке. Каждый русский чувствует себя частью ныне живущих и прошлых поколений. В этом надежда Тургенева.

Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – олицетворение. Язык для лирического героя, который в стихотворении близок к автору, - это живое родное существо, друг, в котором нуждаются.

В стихотворении существительные с отрицательной окраской и эпитеты при них противопоставлены положительным: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора (метафоры). Располагая эпитеты в порядке возрастания ценности лично для себя, Тургенев использует градацию. Великий и могучий – это почти синонимы. Мощь языка в том воздействии, которое он может оказывать. Эпитеты правдивый и свободный тоже связаны между собой. Свобода языка, как и человека, как раз и заключается в возможности говорить правду.

Только язык помогает лирическому герою пережить реакцию, происходящую на родине. Употребление синонима слова родина (дома) передаёт восприятие лирическим героем всей России как собственного дома, о котором печёшься. В последнем предложении эпитету великий (народ) соответствует местоимение такой (язык). Местоимение заменяет четыре эпитета, перечисленных в первом предложении.

Для создания художественного образа важен синтаксис стихотворения в прозе. Стихотворение состоит из трёх предложений, первое предложение простое распространённое, второе бессоюзное. Тургенев стремится к краткому и афористичному высказыванию. Последнее сложноподчиненное предложение своей синтаксической конструкцией приводит в недоумение современного читателя. Мысль понятна, но высказана она странно. Действительно, Тургенев использует галлицизм – конструкцию, свойственную французскому языку. В русском языке существует двойное отрицание, которого нет во французском. Для русского читателя нужно было бы добавить второе не : но нельзя не верить. Такое двойное отрицание заменяет утверждение: можно верить. Отрицание во второй части предложения: не был дан - это просто фигура речи. Последнее предложение значит следующее: можно верить, что русский язык был дан великому народу. Многочисленные не – это попытка уговорить оппонентов, тех, кто сомневается в величии народа, а значит, и языка.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

Шмаленая Александра

Творческая работа ученицы 10 кл. МОУ СОШ № 3 г. Лыткарино Шмаленой Александры заняла на городском конкурсе сочинений "Россия-Беларусь:историческая духовная общность" 2 место. Тема сочинения - высказывание писателя И.С. Тургенева о русском языке. В дальнейшем творческая работа была отправлена на областной этап конкурса и была опубликована в сборнике "Русское речевое общение" 2009 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 10 «А» класса Шмаленой А.

(2 место в городском конкурсе сочинений

«Россия и Беларусь: историческая духовная общность»)

2008 г.

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины-

ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу.» (И.С.Тургенев)

Идут века за веками. Земля меняет свой наряд: то покрываясь снегом, то резными листьями, то молодой зеленью, просыпаясь от долгого сна. Жизнь изменчива и прекрасна. Неизменным остается одно - любовь! Любовь к своей Родине, к своему народу, к своему языку. Долгие годы именно русский язык объединял народы, населяющие нашу страну. Для украинцев, белорусов, казахов он был языком межнационального общения.

Я русская! Я горжусь принадлежностью к своему народу, потому что есть чем гордиться! Велик ли русский народ? Безусловно. На всех этапах своего развития Россия доказала, что на ее земле, где бьют чистые прозрачные родники, где растут могучие кедры и нежные легкокрылые березки, мог появиться великий, открытый, сердечный народ, который говорит на самом красивом языке. Что может быть ближе и дороже, чем родной язык? Какое волшебное слово - родной! Оно согревает своим теплом все то, к чему прикасается в качестве эпитета: родная мать, родной дом, родная страна. родной язык.

« Мой язык горами ворочает»,- гласит старинная русская пословица. Именно в языке отражаются все этапы истории народа, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое народа – залог богатого и мощного развития самого языка данного народа. Богатство, выразительность, неисчерпаемые внутренние силы, красота

«великого и могучего, правдивого и свободного русского языка» всегда восхищали поэтов, ученых, философов. М.В.Ломоносов писал: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ее могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому государству не уступает».

Каких только талантов не родила русская земля! Это и художники, композиторы, полководцы и многие другие, но с особым почтением я отношусь к поэтам и прозаикам. Ведь из всех искусств самым распространенным, ходким материалом пользуется поэзия. Музыканту нужны инструменты, живопись немыслима без холста и красок, а поэзия имеет дело со словом – с тем обыкновенным словом, которое служит нам в повседневной речи. Но самое привычное, изо дня в день произносимое слово как будто перерождается, вступая в строй поэтической речи. Как часто мы слышим «грусть», «грустно». А как оживает, становится значительным и величавым это «грустно» в драгоценных строчках Пушкина:

«На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко…»

Значение слова «грустно», почти неразличимое в нашей обыденной разговорной речи, становится здесь особенно ощутимым и внятным.

В.Г. Белинский справедливо отмечал: «Из русского языка Пушкин сделал чудо». Вслушайтесь в эти поэтические строки, и вы почувствуете звучность и красоту языка, и ваша душа наполнится пониманием чувств поэта и благодарностью за эти его строки:

«… Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчества сливалось

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой».

(А. С. Пушкин «Царское село»)

Пушкин - это целое явление в русской литературе. В его стихах русский язык зазвучал, заиграл красками; поэтические сравнения поэта так хороши, необычны, музыкальны. С чего начинается познание языка маленького ребенка? Со сказок Пушкина. Они так увлекательны и красивы, что дети готовы их слушать бесконечно. С кем мы идем по жизни, познавая красоту русского языка? С Пушкиным, поэтом и прозаиком. Для читающей России А.С.Пушкин своими солнечными стихами «утеплил» ее климат. У веселого пушкинского очага мы согреваемся и сегодня, в двадцать первом веке, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» пушкинская бодрость, пушкинская мудрость вооружают нас мужеством и дают надежду, что в многовековую трагическую историю русского народа когда-нибудь войдет гармония.

Человек живет и воспитывается в сложившейся веками культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и историю своего народа. Как это ответственно: жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, впитывать впечатления, которые получили отражение в знаменитых произведениях, говорить и размышлять на языке Гоголя, Тургенева, Некрасова, Толстого! И разве может современное поколение «впадать в отчаяние», когда все творчество величайших русских поэтов и писателей проникнуто великой надеждой за русского человека, верой в духовную мощь русского характера?

Н.А. Некрасов всегда надеялся, что гордый духом русский народ сумеет скинуть тяжкое бремя рабства:

«В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать

Но ты не погибнешь, я знаю…

Сбирается с силами русский народ

И учиться быть гражданином…»

Образы, созданные Некрасовым, и все человеческие проблемы, изображенные им, современны и по сей день, потому что Некрасов – это сама Россия, где все большое: горе и счастье, память и предвидение, прошлое и будущее.

Как много дает нашей душе прекрасный русский язык, если пером по бумаге пишет гениальнейший, талантливейший человек – Л.Н.Толстой, который показал, что человек несет ответственность за все свои поступки и располагает правом выбора своего пути. Роман «Война и мир» пронизан тонкой мудростью, а описание Бородинского сражения – это высоконравственный подвиг русской армии. Это светлый и торжественный день в жизни русского народа, и описан он таким пронизывающим душу языком, что невольно понимаешь, что идеалы мира и добра украшают жизнь. Это было и всегда будет истиной для каждого русского человека, так как он

«…Готов помочь одной душе, А то и целому народу!» (С.Смирнов «Советский солдат»).

О величии, мужестве, бесстрашии русского народа написано много произведений о войне. В повести Василя Быкова «Дожить до рассвета» видно настоящее торжество русского духа и характера: «И пусть Ивановский почти умирал, он чувствовал: что-то в нем еще оставалось - если не сила, как, может, решимость».

Самоотверженность, решимость на войне – ярко характеризуют и показывают величие русского народа. Я уверена, что, идя в рукопашный бой или просто в атаку, русские кричали более хлесткие словца, чем те, которые мы можем прочитать в книгах. Но эти моменты можно оправдать: русские любят подстегивать себя хлестким словом. Но я не хочу слушать эти слова от своих сверстников, которые ничего трудного в жизни не видели, тем более что подобная брань не только корежит наш русский язык, но и оскверняет человеческую душу. Нам нельзя забывать слова И.С. Тургенева о значении и величии русского языка: «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии творить чудеса! Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык, Поверьте господа, народ, у которого такой язык, - народ великий».

Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта история живет. Живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык:

О небо! О вечность!

О трудные годы…

Народ – зодчий речи.

Речь – зодчий народа.

(А.Вознесенский)

Пусть не оставит Бог Россию и поможет ей быть великой многие лета.

Поделиться