История развития мирового туризма кратко. Краткая история туризма

Федеральное Агентство по образованию и науки РФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине :

«История туризма и курортография »

по теме : «История развития туризма в России: основные этапы»


Введение

1.Значение туризма. История развития

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

2.2 Основные этапы развития туризма в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.

Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности.

Развитие индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского бизнеса.

Туризм можно рассматривать как фактор совершенствования качества жизни. В данном случае туристическая деятельность связана не только с прямым экономическим эффектом в виде дополнительных доходов, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, но и с влиянием туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья и уровня благосостояния.

Выделяются в основном следующие периоды: 1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма. а) туризм в древности; б) туризм во времена средневековья и Возрождения; в) туризм в XVII и XVIII вв. 2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству туристских услуг. 3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма 4. Туризм после второй мировой войны – современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

1.Значение туризма. История развития

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн,по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд человек.

Такое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта. Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:

1. раннеисторическая фаза - до 1850 г.;

2. начальная фаза - с 1850 по 1914 г.;

3. фаза развития - с 1914 по 1945 г.;

4. фаза массового туризма - после 1945 г.

На мой взгляд, все подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм - многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы - религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация).

Таким образом, история туризма - это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой - без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития.

К числу базовых элементов развития туризма следует отнести: великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах эволюцию средств размещения;эволюцию средств транспорта.

Социально-экономические факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая совершала поездки с лечебными, спортивными, образовав тельными целями. В эпоху Средневековья мощным фактором стимулирующим путешествия, была религия. Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие географические открытия, буржуазно-демократическая революция и промышленная революция подготовили почву для развития туризма в новое время. Эру современного туризма отсчитывают с 1841 г., когда легендарный Томас Кук, организовал массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек.

Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.

В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.

Вероятно, сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей.

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.

До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.

Туризм и гостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII-XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

В специальной литературе встречается много предложений относительно деления развития туризма по этапам, например, у Унцикера, Мариотги, Пжеславского и др. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века:

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

2. Туризм в XIX и XX вв. - до начала второй мировой войны.

3. Туризм современный.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиоз­ного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в четвертом тысячелетии до нашей эры. Одним из самых пер­вых путешествий следует считать морскую экспедицию (1501-1484 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний - Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут (Шаповал Г.Ф. История международного туризма. Мн.: "Экоперспектива", М., 1998, С.18-53). За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, опи­сав его на папирусе под названием "Приключения Синухита". В VI веке до н.э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки. В после­дующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями по городам, искусственным озерам, наконец, значительный интерес пробуждали строящиеся все в большем количестве пирамиды. Однако недостаток соответственно гу­стой сети качественных дорог, мест ночлега и питания, кото­рые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли путешествия. Туризм в то время не составлял источника дохо­дов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные рим­ские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали так называемые королевские дороги (длиной 3 тыс. км.), связы­вавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с их окрестностями. Каж­дые 30 миль на этих дорогах находились устройства, делаю­щие возможным отдых путешествующих (корчмы, пункты питания, отдыха и т.п.). За оказываемые услуги полагалась плата согласно ставкам, одинаковом как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма связан был, однако, главным образом с древней Грецией и Римом. В обоих этих государ­ствах большой вес придавался экономической стороне турис­тских путешествий. Еще 2300 лет назад Ксенофонт обращал внимание на необходимость постройки в греческом порту Пирей торговых залов и государственных домов, которые по его мнению могли бы явиться важным источником доходов. Как греки, так и римляне часто предпринимали путешествия весьма далекие, при этом греки - из-за слабого развития до­рожной сети - совершали их главным образом морским пу­тем.

Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали участие в античных олимпиадах в качестве зрите­лей или участников. Но даже в те времена данный мотив пу­тешествий являлся не единственным. Географ и историк Ге­родот путешествовал в V веке до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современников.

Римляне построили широкую сеть дорог, которые служи­ли первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древ­ние римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, пред­почитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселен­ном Риме, а за пределами города, в загородных домах. Это явление популярно и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными домами, расположенными в живо­писной местности. Известно также, что для оздоровления рим­ляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Сент Моритц в Швейцарии пользовался у них особой попу­лярностью.

В первое время богатые греки и римляне, проживавшие в городах, выезжали в близлежащие пригородные поселения, затем диапазон географии этих выездов постепенно расширялся. При минеральных источниках либо вблизи святых мест воз­водились объекты наподобие современных санаториев, а ле­чебные места славились большим комфортом услуг и различ­ных развлечений. Кроме мест лечения, римляне охотно про­водили лето в горах и у моря, при этом наибольшей популяр­ностью всегда пользовались места, расположенные у Неапо­литанского залива. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не име­ли такого массового характера, как летние.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешествен­ников - пилигримы. Эти путешествия в религиозных целях носили в те времена массовый характер. К наиболее извест­ным из них принадлежали путешествия в греческую Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходи­ли каждые четыре года, начиная с VII в. до нашей эры. Внача­ле в них участвовали только греки, позднее стали приезжать также и римляне.

Уже в Древнем мире появляются не только первые группы туристов, т.е. путешествующих к лечебным источникам, мес­там поклонения, спортивных и развлекательных зрелищ и т.д., так и людей, занятых их обслуживанием. Так, например, в Древней Греции на Олимпийские игры прибывало большое количество людей спорта и почитателей искусств. Для их раз­мещения сооружались специальные здания, в которых разме­щались спортсмены и зрители. В Римской империи для раз­мещения путешествующих с целью посещения минеральных источников, получения образования, развлечения и т.д., со­оружались государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. По­степенно складывался закон гостеприимства для путешествен­ников при поездках их в чужеземные страны, они пользова­лись неприкосновенностью во время путешествия по террито­рии соседних государств.

Падение Римской империи привело к сокращению поез­док и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в дальний путь, так как велика была опасность физической рас­правы или ограбления.

Средневековье отличалось значительным замедлением ту­ристского движения. Возникновение множества новых госу­дарств с нестабильной внутренней обстановкой вызывало со­здание политических барьеров, незнакомых ранее. Связанный с феодализмом хозяйственный упадок многих регионов Европы, почти полное разрушение сети давних дорог и находящихся на них домов ночлега, снижение степени безопасности ^путешествующих, а также уничтожение многих городов - все 1,это повлияло на продолжавшийся относительно долго застой в развитии туристских путешествий. Только в VII и VIII вв. ей эры снова были возобновлены путешествия в религиозных целях, которые, согласно А.Мариотти, являлись формой туризма, "связывающей религию с интересами культурными, а набожность с жаждой познания". Участниками этих ^путешествий были жители разных европейских стран, которые путешествовали к святым местам, прежде всего в Италии (главным образом в Рим), в Испании (Сантьяго де Компостела) ив Палестине. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре тогдашнего туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно пред­принимаемых официальными посланниками государей. Раз­витие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путеше­ствий студентов, направлявшихся главным образом в италь­янские университеты.

Постепенно передвижение людей в Европе приняло мас­совый характер: крестовые походы, вызвавшие движение вои­нов, священников, паломников, торговцев; путешествия с познавательными, развлекательными, медицинскими и т.п. целями, все это расширяло географические познания, созда­вало предпосылки для великих географических открытий, которые, в первую очередь, раздвигая рамки известного, обус­ловили дальнейшее увеличение подвижности населения и рас­ширения торговых и культурных связей. Последующее разви­тие торговли, необходимость постоянного поиска внешнего рынка и сфер приложения промышленного и финансового капитала, передвижение масс населения создавали условия дальнейшего развития туризма.

В XVII веке в Европе появляется форма "чистого туриз­ма", которая, согласно К.Либере, охватывала людей, путеше­ствующих с целью познания, лечения либо отдыха. Кроме того, конечно, развивались и миграции, связанные с религиозным культом, путешествия купцов и др.

Зарождение туризма как социального явления относится к концу в XVII - началу XVIII вв., когда учащиеся школ неко­торых европейских государств стали совершать пешеходные прогулки на природу. Известный "Великий тур", который совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В ХVlll1-ХlХ вв. к таким турам ста­ли проявлять интерес и гражданские слои населения. Среди молодежи считалось модным отправляться в длительную по­ездку по Европе. Станциями "Великого тура" первоначально считались культурные центры Европы, преимущественно го­рода и достопримечательности Испании, Франции, Италии и Греции. В "Великий тур" отправлялись молодые представите­ли верхних сословий, которые получили образование и чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. "Великий тур" длился два-три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.

Первое массовое туристское путешествие состоялось более 150 лет тому назад в Англии, когда в 1841 году предпринима­тель Томас Кук осуществил перевозку 600 человек с целью прогулки на железнодорожном транспорте от Лейстера до Лафборо и обратно. Он убедил при этом железнодорожную компанию Англии в том, что перевозить большое число лю­дей по недорогим билетам выгоднее, чем малое число пасса­жиров за более высокую стоимость билета. В 1845 г. Томас Кук организовал путешествие в Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. им было организовано туристское обще­ство, которое стало распространять билеты (путевки) не толь­ко в Англии, но и за ее пределами. В 1863 году Кук организо­вал первую туристскую фирму, создав группу, которая совер­шила поездку в Швейцарию. В 1865 году Томас Кук посетил США с целью организации поездок как англичан в США, так и американцев в Европу. В 1867 году пятимесячное путеше­ствие парохода "Квейкер-сити" положило начало морским туристским поездкам. Среди 60 туристов, принимавших учас­тие в этом путешествии, был знаменитый писатель Марк Твен. В 1882 году состоялось первое в мире "кругосветное путе­шествие Кука". Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельца­ми гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршрут поездок и программ пребывания. В настоящее время международная туристская компания, но­сящая имя Томаса Кука, является крупнейшей в мире и осуще­ствляет туристскую деятельность на всех континентах, и на ее примере можно проследить этапы развития туризма на про­тяжении почти двух веков.

Томас Кук впервые создал специфический туристский про­дукт - тур, заключая договора с железнодорожными и паро­ходными компаниями, гостиницами и ресторанами на обслу­живание туристов. Он же впервые стал систематически изу­чать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского I маркетинга, да и, собственно, туристского менеджмента. Считается, что Томас Кук был первым менеджером туризма.

В связи с развитием международных курортов в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Чехии - эти страны, наряду с Англией, становятся международными центрами туризма в Европе. В конце XVIII века людей, путешествующих с различными целями, посещавших другие страны, стали называть туристами". Лишь немногим молодым представителям дво­рянского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус туристов, так как, наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

Развитие туризма совпадает с периодом активизации ми­рохозяйственных связей. Рост подвижности населения, реали­зующий стремление людей к взаимному общению, приводит к формированию национального и международного туризма.

Расширение туристских потоков потребовало, в свою оче­редь, развития средств размещения и средств передвижения. Инициаторами строительства гостиниц в тех местах, где их либо не было вообще, либо они не отвечали туристским по­требностям, являлись зачастую железнодорожные компании, использовавшие для этого свой капитал. Они же брали на себя финансирование рекламы и других мероприятий, связанных с дальнейшим развитием туризма.

Туризм приносил прибыль в тех регионах, где получал наи­большее развитие, при заинтересованном участии властей, справедливо усматривающих в нем средство стимулирования развития экономики.

Однако, своеобразие туристского комплекса проблем оказалось слишком сложным для местных органов власти. Это обусловило необходимость создания самостоятельных специ­ализированных организаций в области туризма. Функции и деятельность их соответствовали нашим современным турист­ским обществам и союзам. Первоначально эти организации назывались по-разному: "общество благоустройства", "обще­ство приема иностранцев" и т.д. Начало основания подобных организаций приходится на середину XIX века, но более ши­рокое развитие они получают после 70-х годов XIX века, глав­ным образом в странах Западной Европы (Германия, Швейца­рия, Австрия и др.).

Местные органы власти были заинтересованы в деятельно­сти подобных обществ и оказывали им поддержку. Вместе с ростом интенсификацией туристской жизни возрастала роль туристских обществ. Туристские организации создавали так­же любители туристского отдыха и путешествий, любители природы (например, общество альпинистов, общество друзей природы, общество велосипедистов и т.д.). Все эти организа­ции принимали участие в различной деятельности по разви­тию туризма. Первое в мире объединение любителей путеше­ствий в горах - Английский альпийский клуб, возникает в Лондоне в 1857 году. Вслед за ним в 1862 году появляется Австрийский альпийский клуб и клуб в Турине, позже пре­образованный в Итальянский; в 1863 году утверждается Швей­царский клуб. Европейские альпийские клубы, взаимодействуя друг с другом способствовали организации путешествий в гор­ных районах, а также занимались изучением туристских ре­сурсов этих районов.

В каждой стране процесс создания туристских обществ и организаций имел свои специфические черты: и пути разви­тия. Именно в этом состоит одна из причин существующей в мире в настоящее время большой пестроты в организацион­ных формах туризма.

В первой половине XX века международный и нацио­нальный туризм продолжают развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему экскурсии и ту­ризм доступны только незначительному слою населения, ко­торое совершает дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. Для обслуживания туристских потребностей этих групп населения формируются национальные и между­народные курорты и центры туризма в различных регионах.

Таким образом, туризм становится особой формой пере­движения людей, развиваясь на основе путешествий и откры­тий, осуществляемых географами, историками, мореплавате­лями, исследователями, представителями делового мира, ко­торые накопили и сделали достоянием современности много­численные научные изыскания, отчеты и дневники.

В период между первой и второй мировыми войнами тури­стские поездки как внутри стран, так и зарубежные постепен­но приобретали качественно новый характер. Они носят уже не только развлекательный характер, но и несут элементы познавательности. В маршруты все чаще включаются истори­ческие места и памятники культуры. Подавляющая часть меж­дународного туристского движения приходится в этот период на Европу.

Вторая мировая война резко сократила объем международ­ного туризма. После ее окончания шло восстановление разру­шенной туристской инфраструктуры, в том числе дорог, гос­тиниц и мест рекреации, в условиях острого недостатка де­нежных средств, продовольствия, квалифицированных кадров. Довоенный уровень туризма был достигнут только в конце 40-х годов. В этот период туристскиепутешествия получили широкое распространение в США и Канаде. В июле 1948 года были официально разрешены поездки иностранных туристов в Японию.

Туристские связи все больше расширялись. Этому способствовало заключение специальных соглашений между евро­пейскими странами. Они предусматривали обмен на условиях взаимности большими группами туристов в период отпусков или праздников. На смену туризму индивидуалов приходит туризм массо­вый, в который вовлекаются представители среднего класса, молодежь, учащиеся, научная интеллигенция и т.п.

Возникновение туризма на обширной территории России уходит корням в древние времена и средневековье и касается главным образом Черноморского региона. На XVIII з. приходится первый период развития лечебных учреждений в царской России. Начало их строительству положил Петр I который в 1713 г. указал публично на необходимость поис­ков источников минеральных вод. В 1719 г. был обнародо­ван специальный указ о строительстве лечебных мест и по­этому этот год считается началом развития курортного хозяй­ства России. К старейшим русским курортам принадлежат курорты Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисло­водск, Ессентуки, Железноводск), которым уже в 1803 г. был присвоен ранг общероссийского значения. Позднее появля­ются такие известные курорты, как Липецк (1805), Старая Русса (1815), Сергеевские Минеральные Воды (1833), Юрма­ла (Кемери, 1838).

Развитие Крыма как туристско-оздоровительного региона начинается в XIX в., точнее во второй его половине. Это прежде всего относится к Алупке, Ялте и Ливадии «Мода» на Крым, которая связывалась со строительством царской резиденции Романовых в Ливадии (1861) привела к тому, что русская ари­стократия начала строить здесь многочисленные дворцы (преимущественно в Ялте), используемые главным образом летом. Важную роль при этом сыграло строительство в 1874 г. железной дороги, связавшей Крым с центром России.

Наряду с Крымом и Кавказскими Минеральными Водами, большую популярность завоевывает и Сочи, где первый пан­сионат был построен в 1909 г.

Одновременно с развитием лечебного туризма, в XIX в. в России все больше возрастает роль горного туризма. Начало его приходится на 20-е годы прошлого столетия и связывается с кавказскими вершинами Эльбрус и Казбек. Особенно резко возрастает число горных туристов в 80-е годы XIX века, после окончания русско-турецкой войны 1877-78 гг. В это время здесь начинают строиться объекты ночлега для туристов. К концу XIX века среди городов России, отличавшихся наиболее раз­витым туристским хозяйством, выделяются Тифлис (Тбили­си), Баку, Ереван, Владикавказ, Пятигорск, Кисловодск, Ба­туми и Кутаиси. На 70-е годы XIX столетия приходится, начало развития организованного туризма в России, В 1877 году в Тифлисе при кавказском обществе естествознания организуется первый аль­пийский клуб (по примеру ранее созданных горных клубов в Западной Европе). В 1890 г. создается Крымский горный клуб в Одессе, переименованный позднее в Крымско-Кавказский, который открывает свои отделения и в других городах – Ялте, Севастополе. В это же время в школьном обучении в России стали ис­пользоваться переходные прогулки. К числу первых учебных заведений, применивших их в своей педагогической практи­ке, относятся Александровская учительская школа Тифлиса. Киево-Печерская гимназия, Петербургское лесное коммерчес­кое училище, другие учебные заведения.

На рубеже XIX и XX столетий в России возникли предпо­сылки для объединения любителей путешествий в единую централизованную организацию. Так были созданы Российс­кое горное общество и Российское общество туристов. После­днее было организовано в 1901 г. на базе Русского Туринг-клуба, появившегося в 1855 г. и объединявшего велосипедис­тов-туристов. Клуб этот имел своей задачей "распростране­ние в России циклизма и применения велосипеда к практи­ческим целям, содействие туризму вообще и туризму велоси­педному в частности".

Российское общество туристов имело свои отделения в Петербурге, Москве, Владикавказе, Пятигорске, Сочи, Вер­ном (Алма-Ата). Создателями его были всемирно известные ученые Д.НАнучин, В.И.Вернадский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, в работе общества принимал активное участие писатель В.А.Гиляровский. Общество, объединившее в основном пере­довых людей того времени, ставило целью "развитие туризма в России с задачей пробуждения интереса к нашему Отече­ству как внутри страны, так и за ее границей".

Около полувека составила история отечественного туриз­ма дореволюционной России. Но, как и в годы своего зарож­дения, туристское движение оставалось малочисленным вслед­ствие того, что путешествия были недоступными для много­миллионных масс трудящихся.

Важное значение для развития массового туризма в Совет­ской России имели подписанные В.И.Лениным декреты, в частности, о введении восьмичасового рабочего дня, о плат­ных отпусках, об организации здравоохранения и сети госу­дарственных 3 курортов (март, 1919), а также о домах отдыха (май, 1921).

Возникла принципиально новая форма управления туризмом, в ее основе были туристские ячейки предприятий, уч­реждений, учебных заведений, других трудовых коллективов.

У истоков туристского движения в России в 20-30-е годы стояли такие энтузиасты туризма и альпинизма, как И.Е.Тамле, Н.Н.Аделунг, А.Н. Фрулекин, В.В.Немыцкий, Н.К.Барн, ГАА.Летавет, ставшие потом крупными учеными, деятелями науки и культуры.

Учитывая необходимость организационного материального и кадрового укрепления туризма, его роль в организации массового отдыха трудящихся и их приобщение к ценностям культуры, ЦИК СССР в 1936 году принял постановление о передаче туристско-экскурспонного дела в ведение Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), а организацию массового самодеятельного (спортивного) туризма - Высшего совета физической культуры (ВСФК). Для осуществления этого постановления при ВЦСПС было создано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ). а при ВСФК - Всесоюзная секция туризма. В ведение ЦТЭУ перешли марш­руты союзного и местного значения, а также туристско-экскурсионные базы.

Постановление ЦИК СССР положило начало новому эта­пу в развитии туристско-экскурсионного движения, которое возглавила самая массовая организация трудящихся - советс­кие профсоюзы. Отныне туризм стал одним из важных на­правлений в их деятельности, что, несомненно, способствова­ло повышению его массовости. Интенсивно стали строиться новые туристские базы в Крыму, на Кавказе, Украине и в других местах. Накануне войны на территории Советского Союза действовало 165 палаточных туристских баз и лагерей, которые обслуживали 200 тыс. человек в год.

В период Великой Отечественной войны туристские орга­низации прекратили свою деятельность, и лишь в апреле 1945 г. ВЦСПС принял решение о возобновлении деятельности ЦТЭУ, которое начало работы по восстановлению туристских баз и лагерей и организации путешествий и экскурсий. В том же году туристско-экскурсионные управления (ТЭУ) были со­зданы в Москве, Ленинграде, в Крыму, на Северном Кавказе, в Красноярском крае, Грузинской ССР, а затем и в других союзных республиках, краях и областях.

Еще в межвоенные годы в СССР, наряду с традиционным отдыхом на курортах, появились новые формы туризма, свя­занные главным образом с домами отдыха и отдыхом в сво­бодное от работы время. Большой популярностью начали пользоваться пионерские лагеря, первый из них - Артек -был создан в 1925 году. Заметим, что в 30-е годы в Советском Союзе туристским движением было охвачено более 2 млн. человек в год, причем чаще всего посещались Крым и Кавказ.

На межвоенные же годы приходится и начало районирова­ния территорий и туристских местностей, особенно курортов. К наиболее известным относятся планы освоения южного по­бережья Крыма (1932-1935 гг.), района Сочи - Мацеста (1933-1936гг.) группы курортов Кавказских Минеральных Вод (1936)

В послевоенный период шел активный процесс восстановления разрушенных в ходе войны и строительства новых туриско-экскурсионных объектов. Но наиболее интенсивное развитие туризма началось лишь с 60-х годов (с укрепленном базы для размещения отдыхающих 1! путешествующих). Кро­ме того, в летний период около 5-30% (а в крупных городах 40-50%) всех городских жителе проводили свободное время и праздничные дни в пригородной зоне.

В 1956 году СССР стал действительным членом Междуна­родного союза официальных туристских организаций, осно­ванного в Париже и действующего в рамках ООН.

20 июля 1962 года Президиум ВЦСПС принял постановле­ние "О дальнейшем развитии туризма". В нем были подведе­ны итоги большой, многолетней работы туристско-экскурсионных управлений и добровольных спортивных обществ проф­союзов и определены меры, направленные на укрепление ма­териальной базы и расширение массовости туризма.

Именно в 60-е годы в стране сложились предпосылки для превращения туризма в крупную отрасль обслуживания насе­ления. Туризм сейчас - это один из тех верных и мощных рычагов, при помощи которых решается важнейшая задача укрепления здоровья, творческого долголетия и бодрости мил­лионов людей.

В последние годы наблюдается бурное развитие дачного отдыха. Дачные кооперативы и садоводческие товарищества - это форма организации отдыха, которая сочетает в себе воз­можности совмещения организации как кратковременного, так и длительного отдыха для семей, в особенности включающих в свой состав несколько поколений. Это наиболее перспек­тивная в настоящее время форма "второго жилища", которая тесно связана с проблемами развития сельского хозяйства в пригородных зонах. Дачи размещаются главным образом вок­руг крупных городов и скопления населенных пунктов - аг­ломераций. Уже сейчас видно, а в будущем это будет еще за­метнее, что они формируют огромные территориальные мас­сивы, образующие своеобразные урбанизированные кольца вокруг городов, причем размеры этих колец пропорциональ­ны величине городов и агломераций. Наиболее быстрыми тем­пами развитие этой формы организации отдыха идет в райо­нах с быстро развивающейся промышленностью и относительно слабо развитым сельским хозяйством.

Если рассматривать основные вехи развития и становле­ния туризма в бывшем СССР, то весь ход исторического его развития можно условно разделить на четыре больших эта­па: - первый - зарождение и формирование организационной" структуры (начало 20-х годов 1936 г.); второй - переда­ча туризма и экскурсий в ведение профсоюзов и создание пред­посылок для формирования индустрии туризма (1936-1969 гг.); третий в период интенсивного развития туризма, превраще­ние его фактически в крупную отрасль обслуживания населе­ния (1969-1991 гг.); четвертый - (1991 - настоящее время) - постсоветский период развития туризма в СНГ.

Так же бурно, как и в других районах СССР развивается туризм и в Казахстане. Еще в начале XX века в г. Верном было образовано отделение Русского горного общества, про­существовавшего до 1927 г. В 1929 году энтузиасты горного туризма Г.И.Белоглазов, Ф.Л.Савин, В.М.Зимин организова­ли несколько туристских походов по тропам Заилийского Алатау и, в частности, летом этого же года провели первый туристский поход на озеро Иссык. В нем участвовали 17 учителей школ Алма-Аты.

В 1930 году под руководством Ф.Л.Савина коллектив ра­ботников Алма-атинской городской почты и телеграфа в со­ставе, 16 человек отправился по несложному маршруту: Алма-Ата- Медео - Кокджайляу - Большое Алма-атинское озеро. Сейчас такие походы совершают и школьники, и пожилые домохозяйки. В январе 1931 года В.М.Зимин провел первый зимний лыжный поход туристов по маршруту: Алма-Ата - Узунагач - Курдайский перевал. Восемь лыжников отправи­лись из Алма-Аты в сопровождении восьми всадников нацио­нального кавалерийского полка с эстафетой труда и оборо­ны", которую они вручили на Курдайском перевале команде братской Киргизии.

В том же 1931 году в столице республики при Джетысуйс-ком губернском музее была организована первая ячейка Все­союзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсии.- ОПТЭ, в ее состав вошли 10 человек. Активиста­ми ее стали Г.И.Белоглазов, В.Д.Городецкий, Н.Н.Дублицкий и др., по их инициативе был создан Казахстанский краевой совет ОПТЭ. Силами туристского актива в урочище Горельник, близ Алма-Аты, была сооружена горная хижина для туристов, в, 1936 г. преобразованная в туристскую базу "Горельник" на 50 спальных мест.

В 1938 году состоялось первое массовое туристское мероп­риятие - слет в урочище Кокджайляу, собравший около 200 участников.

С началом Великой Отечественной войны Казахстанский совет ОПТЭ прекратил свою деятельность, поскольку его ра­ботники и актив ушли на фронт. В помещениях туристской базы "Горельник" в начале 1943 г. разместилась. Всесоюзная школа по подготовке инструкторов для горнострелковых частей Советской Армии. За 2 года школа выпустила 1500 инст­рукторов и около 12 тыс. горных стрелков, воевавших на мно­гих фронтах Великой Отечественной войны. После войны здесь стали готовить спортивные кадры альпинистов и горнолыж­ников для республики, а в 1953 г. база снова стала принимать туристов. В 1955 году в строй действующих вступила турбаза "Иссык", расположенная у берегов одноименного озера. Зна­чительно позже из-за селевой опасности эти турбазы были закрыты.

В 1952 году ВЦСПС открыл в Казахстане туристско-экскурсионное управление (ТЭУ). С 1958 года оно стало имено­ваться Среднеазиатское ТЭУ. В 1960 г. создано Республикан­ское управление по туризму при Казсовпрофе. В 1962 г. су­ществовавшие ранее ТЭУ реорганизовались в советы по ту­ризму и экскурсиям. В 1965 году были организованы Казахс­кий республиканский совет по туризму и экскурсиям в Алма-Ате и 5 областных советов: Алма-атинский, Восточно-Казах­станский, Карагандинский, Уральский и Чимкентский, а также экскурсионные бюро в этих областях.

Мощный толчок развитию туризма придало постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). В Казахстане стали возникать новые област­ные советы по туризму и экскурсиям, экскурсионные бюро, бюро путешествий и экскурсий. Особое внимание уделено укреплению материальной базы туризма в республике - стро­ительству и оснащению новых туристских баз и гостиниц с ресторанами, кинотеатрами и другими культурными и быто­выми службами. Открывались пункты проката туристского инвентаря и снаряжения, моторно-лодочные станции, специ­ализированные автобазы.

В наиболее живописных местах республики строились новые туристские базы: "Баянаул" на берегу озера Жасыбай в Павлодарской области, "Каркаралинская" в одноименном горно-лесном оазисе в Карагандинской области, "Алтайская бухта" : на берегу Бухтарминского водохранилища в Восточно-Казахстанской области, "Уральская" близ Уральска на бере­гу;реки Урал, "Лесная" недалеко от Кустаная, "Южная" в долине Бадамского ущелья в Чимкентской области, "Золотой бор" в районе Кокчетавских гор, туристская база "Казахстан" на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии и др.

Каждая турбаза по своему интересна и привлекательна - "Золотой бор" - в хвойных лесах, "Южная" - среди альпий­ских лугов и буйных садов, "Уральская" - на берегу вели­чественной реки, "Каркаралинская" - примечательна вело­сипедными маршрутами, которые пролегли по проселочным дорогам, горно-лесного оазиса, с турбазы "Алтайская бухта"

начинаются увлекательные маршруты по алтайской тайге к озеру, Маркаколь, к знаменитым Рахмановским ключам.

В большинстве областных центров республики действуют туристские комплексы, готовые гостеприимно принять тури­стов-жителей городов и сел Казахстана, гостей из братских республик.

Организуют маршруты выходного дня, когда трудящиеся и члены их семей совершают походы в окрестные зоны отдыха, к их услугам "Поезда здоровья".

Надо признать, что еще недостаточными темпами развива­ется туризм в бывшей столице республики - Алма-Ате, рас­кинувшейся у подножья живописных гор Заилийского Ала­тау, а также в одноименной области. Хотя необходимо отме­тить, что Алма-Ата является достаточно крупным центром и такого популярного вида спортивного туризма, как альпинизм. Еще в 1936 г. здесь был создан республиканский клуб альпинистов при лагере "Горельник". Активными организаторами и пропагандистами альпинизма являлись ветераны войны и спорта Г.Белоглазов, В.Зимин, Е. Колокольников, П.Попков, М.Погребецкий, У.Усенов и др.

С 1935 г. альпинисты проводили массовые восхождения, с 1954 г. - первенства клуба. С 1960 г. клуб участвовал в чемпи­онатах Казахстана по альпинизму. Скалолазание практикова­лось с 1948 г., а с 1952 г. проводились традиционные товари­щеские соревнования с командами республик Средней Азии и Красноярского края.

Клуб организовывал также экспедиции, имеющие научно-практическое значение. Еще в 20-30 годы альпинисты Алма-Аты совершили множество восхождений на малоизвестные вершины Тянь-Шаня и значительно уточнили географичес­кую карту района: покорили Талгарский пик (1935, В.Зимин), Хан-Тенгри (1936, Е.Колокольников). Затем воспитанниками клуба были взяты многие высочайшие горные вершины СССР: семитысячники - пик Ленина, Коммунизма, Победы, Е.Корженевской. Появились в республике свои "снежней барсы" (покорители всех семитысячников). В 1982 году в состав пер­вой советской Гималайской экспедиции на вершину Эвереста (Джомолунгмы, 8848 м) вошли алмаатинцы К.Валйев, Ю.Го­лодов, Е.Ильинский, В.Хрищатый, С.Чепчев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Начало развития туризма - античный период. История развития туризма в средние века. Эпоха Возрождения. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. Международный туризм.

    реферат , добавлен 13.04.2004

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Социокультурные условия и основные предпосылки активизации путешествий в эпоху Античности. Становление Страбона как путешественника, географа и страноведа. Общая характеристика путешествий Страбона и их влияние на развитие туризма в эпоху античности.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие делового туризма, история зарождения и формирования. Разновидности MICE туризма. Анализ крупнейших выставок, организуемых международными выставочными компаниями ITE и "Экспоцентр" с точки зрения формирования туристических потоков в страну.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2011

    Массовый туризм как феномен XX века. История развития туризма в Древнем Китае. Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Туризм в XXI веке. Стремительное развитие рынков туриндустрии. Китайско-Российский туристический обмен.

    реферат , добавлен 26.03.2009

    Теоретические основы делового туризма, его история, цели, классификация. Основные центры, их туристическое развитие и потенциал, популярность и ресурсы. Особенности инсентив-туров, бизнес-путешествий. Туристические районы делового туризма в США.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Туризм термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.

С экономической точки зрения туризм это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Путешествие термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий туризма.

Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.

Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах. Туризм имеет свою историю развития.

История туризма это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА.

Предыстория туризма период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии до н.э. В последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания, которые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника доходов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные римские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма был связан главным образом с древней Грецией и Римом. В этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как греки, так и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки из-за слабого развития дорожной сети совершали их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПУТЕШЕСТВИЙ.

Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями,нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них.

Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени, когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по г

История международного туризма

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.

Поделиться