История создания поэмы «Мцыри. "Мцыри": история создания поэмы Мцыри краткое изложение

Мцыри — горский юноша, получивший воспитание в монастыре, должен был получить постриг. Но он помнит о родном Кавказе и не может смириться с монашеской жизнью. Юноша делает попытку убежать, но она не удается и тогда он погибает от тоски. Перед смертью, Мцыри исповедуется и в исповеди он дает выход своим чувствам.

Другие герои

  1. Генерал — именно он привез мальчика в монастырь и оставил его там.
  2. Старик-монах — вылечил и дал воспитание Мцыри, позже выслушивает его исповедь.
  3. Девушка-грузинка — ее встречает юноша во время своего странствования и он влюбляется в нее.

Знакомство с историей Мцыри

Там, где сливаются две речки, Арагва и Кура, стоит монастырь, который уже разрушен. Там остался только монах-сторож, который обметает пыль с его плит. Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез с собой мальчика-горца. Но мальчик был болен и его пришлось оставить в монастыре.

Маленький горец растет замкнутым, сторонится людей. Один из монахов берет на себя заботу о нем, дает ему воспитание. Мцыри нужно готовиться к принятию пострига, но незадолго до этого юноша исчезает. Его возвращают в монастырь спустя три дня. Мцыри умирает и воспитавший его старец приходит исповедать его.

Воспоминания о Кавказе

Свою исповедь Мцыри начинает с упреков. Он упрекает монаха за его заботу, воспитание. Юноша молод, ему хочется жить полной жизнью. Старец тоже был когда-то молод, но в отличие от воспитанника, он жил, а Мцыри — нет.

Юноша рассказывает о виденном им на воле, и особое место в его рассказе занимает Кавказ. Он напоминает ему о его семье, доме, песнях, которые пели ему сестры, речке, у которой он играл на песке. Вспоминает Мцыри и свой аул, старцев и отца, облаченного в кольчугу и держащего в ружье. Это видение вызывает тоску по своему дому.

Восхищение природой и встреча с девушкой

Мцыри дал себе обещание, что он непременно сбежит, чтобы посмотреть на жизнь своими глазами. Когда до пострига оставалось три дня, он уходит из монастыря. Первое, что увидел юноша, была гроза. Это природное явление его заворожило, он почувствовал, что ему по душе буйство стихий, ведь он чувствовал то же самое. Мцыри хочет поймать молнию, но на этом месте прерывает свое повествование: он задает монаху вопрос о том, смог ли он увидеть все это в монастыре?

Когда гроза закончилась, Мцыри продолжил свое странствование. Он не знает куда податься: ведь общество людей ему чуждо, и он решает отправиться подойти к ручью. Ведь природа всегда была ему близка, он понимал о чем переговаривались птицы, шептались камни и деревья. Небо было настолько голубым и чистым, что юноша представлял полет ангела на небосводе. Мцыри наслаждался волшебными звуками, но он не может передать все те чувства, которые в нем пробудила природа. Юноша мог бесконечно наслаждаться окрестностями, но он начал ощущать жажду и решил спуститься к потоку, несмотря на опасность.

У ручья юноша слышит прекрасный голос — это пела девушка-грузинка. Она двигалась легко, иногда поскальзывалась на камнях и смеялась над своей неловкостью. Мцыри видел всю ее красоту, но больше всего его восхитили ее глаза. В них он нашел отражение любовных тайн. Юноша покорен. Но он ненадолго прерывает свой рассказ: ведь старец не поймет любовных переживаний.

Сражение с барсом

Проснувшись ночью, Мцыри продолжает свой путь. Он хочет добраться до родных краев. Ориентиром ему служат горы, но все-таки сбивается с пути. Юноша понимает, что заблудился в лесу. Потому что воспитываясь в монастыре, Мцыри потерял природное чутье, которое свойственно горцам.

В лесу юноша встречает барса. Мцыри решает напасть на него. Он почувствовал вкус битвы, у него возникла мысль, что он мог бы быть храбрецом среди горцев. Схватка была долгой, Мцыри получил раны, которые еще были видны на его груди. Но юноша смог одолеть барса.

Возвращение в монастырь

Наконец, юноша выбрался из леса, но не может понять, где он находится. Постепенно к нему приходит осознание того, что Мцыри вернулся в монастырь. Он с ужасом понимает, что ему не суждено добраться до родных краев. Юноша винит себя в том, что он вернулся в монастырь. Отчаяние сменяется предсмертным бредом. Ему кажется, что он находится на дне реки, а вокруг него плавают золотые рыбки. Они начинают разговаривать с юношей, и слушая их речи, Мцыри забывается. Там его находят монахи.

Исповедь подошла к концу. Юноша делится со своим воспитателем тем, что с раннего возраста у него внутри бушует пламя, которое и погубило его. Мцыри огорчает только одна вещь: его тело будет покоится не в родной земле. И что его рассказ о всех его переживаниях останется неведом людям.

Мцыри просит монахов перед смертью вынести его в сад, чтобы он смог в последний раз полюбоваться видом цветущей природы, горами Кавказа. Легкий ветерок напомнит ему заботливую руку родных или друзей, шум ветра споет ему о его родном крае. Воспоминания о родных краях принесут Мцыри успокоение.

Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» входит в обязательную школьную программу, поэтому краткое содержание данной поэмы будет крайне полезно школьникам, готовящимся к урокам литературы.

Главы 1-5

Развалины монастыря на месте слияния рек Арагвы и Куры. Седой старец – сторож рассказывает о временах, когда Грузия склонила голову перед Российской державой. Он вспоминает также историю молодого человека Мцыри, произошедшую несколько лет тому назад.

Когда-то мимо стен монастыря ехал русский офицер, направлявшийся в Тифлис. С ним был пленник – больной шестилетний мальчик, дикий и пугливый. Монахи пожалели его и оставили ребенка в монастыре.

Поначалу мальчик был молчалив, все чаще бродил один, сторонился общества. Но постепенно выучил язык и был окрещен. В юношестве его ожидала судьба монаха. Уже был назначен день пострига, когда Мцыри неожиданно исчез.

Его искали три дня и обнаружили посреди степи, умирающего, обессиленного. Перед смертью юноша исповедуется перед монахом, спасшим его когда-то, рассказывает о днях, проведенных «на воле».

Мцыри пытается передать свою душевную боль. Всю жизнь он жил в плену, не видел свободы. Его душа рвалась к тревогам и битвам. Жажда вольной жизни победила в нем Бога, но юноша не сожалеет об этом.

Мцыри жалеет лишь о том, что монахи спасли его в детстве. Жизнь в монастыре оказалась для него невыносимой. Он мечтал о семье, как любой ребенок. Его лишили всего – родных, отчизны, даже памяти о прошлом. Дитя гор дал себе клятву, что хоть на миг прижмется грудью к родному человеку, но мечтам не суждено было сбыться.

Герой не боится смерти, ему жаль своей потерянной юности. Он спрашивает монаха о любви, о ненависти, о красотах природы – испытывал ли он их когда-нибудь? Монах вынужден вспомнить свою молодость, свои мечты.

Главы 6-10

Юноша восхищается тем, что видел на свободе – горными хребтами, заснеженными вершинами, ранней зарей, щебетом птиц, прозрачностью и высотой небес – величественной природой Кавказа.

На воле Мцыри вспомнил аул, где жил с отцом и матерью, где сестры пели ему колыбельные. Вспомнил речку, где играл ребенком, жителей аула с дорогими кинжалами и другим оружием. Он словно видит своего отца, одетого в военную броню. И душа его еще сильнее тоскует о том, что утрачено навсегда.

Он давно задумал побег, чтобы узнать, для чего же рождаются люди – для тюрьмы или воли. По его словам, за эти трое суток скитаний он увидел и познал больше, чем за всю жизнь. Когда он сбежал, монахи молились, боясь страшной грозы. Он же чувствовал единство со стихией, готов был ловить молнии рукой, «как брат обняться с бурей был бы рад».

Мцыри бесцельно и долго бежал. Небо казалось ему настолько чистым, что можно было увидеть полет ангела. Поняв, что за ним нет погони, он упал лицом в траву, желая прочувствовать единение с природой. Его не пугали ни змеи, ни другие животные. Он сам был как высвободившийся из плена зверь.

Утром молодой человек очнулся на краю обрыва. Ему кажется, что он понимает язык горного ручья.

Главы 11-15

Наступает жаркий полдень. Герой испытывает жажду. Он спускается к ручью, чтобы напиться, и видит у бурного потока молодую девушку – грузинку. Она, откинув чадру, спускалась к воде. Спотыкаясь, смеялась своей же неуклюжести. Герой восхищался ее лицом и грудью, но особенно его заворожили ее глаза, полные тайн любви. Она пела, и ее вольная песня восхитила юношу. Тут Мцыри умолкает, говоря, что монаху не понять, что чувствовал он в тот момент.

Явление девушки так взбудоражило Мцыри, что он уже не понимал, где реальность, а где сон. Он проследил за ней. Увидев, как она вошла в дом, юноша еще сильнее ощутил тоску по родине.

Настала ночь. Мцыри снится молодая грузинка. Проснувшись, он видит огонек в ее сакле. Душа его звала войти внутрь, но он не решился на это. Он отправляется в поисках родной земли, но постепенно сбивается с пути, оказавшись в лесу.

Беглец заблудился. Юноша признается монаху, что, если бы тогда крик о помощи вырвался из его уст, он вырвал бы свой язык. Он ощущал себя степным зверем.

Главы 16-20

Впервые в жизни Мцыри заплакал. Неожиданно перед ним возникает дикий барс, молодой человек готовится к бою.

Зверь почуял человека и бросился на противника. Мцыри сумел ранить барса, но тот набрался сил и напал снова. Эта схватка могла закончиться только смертью.

Мцыри вонзил в горло зверю сук, когда тот кинулся ему на грудь. Юноша одержал победу, но проигравшего он считал истинным бойцом.

Глубокие раны, полученные в схватке с барсом, не заживают. Беглец с трудом продолжает свой путь.

На рассвете Мцыри выходит из леса. Он слышит человеческие голоса и думает, что рядом аул. Оглядевшись, он видит знакомую местность. Прислушавшись, слышит колокольный звон и с ужасом понимает, что вернулся к монастырю. Его надежды вернуться на родину рушатся окончательно.

Главы 21-26

Мцыри чувствует себя «темничным цветком», который, оказавшись на солнце, был жестоко обожжен им. Мир для героя словно остановился. Он не понимает, что происходит вокруг.

Голова юноши одурманена предсмертным бредом. Ему чудится, что он распростерся на дне холодной реки, и это доставляет ему наслаждение. Он видит косяки рыбок над собой. Одна из рыбок зовет его остаться с ней в реке, где всегда воля и покой. Монахи находят беглеца в бреду.

Мцыри сожалеет о том, что его похоронят вдали от родной земли. Мцыри протягивает руку монаху – рука горяча. Он верит, что это жар души, живущий в нем с рождения, но так и не нашедший пищи. Юноша хотел бы оказаться в раю после смерти, но с удовольствием променял бы рай на несколько минут нахождения в Грузии.

Перед смертью герой просит вынести его в сад, где цветут акации и откуда виден Кавказ. Прикосновения ветра напоминает ему прикосновения друга, убирающего пот со лба. Шум листвы кажется ему песней о милой родине.

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.

Главные герои

Мцыри – главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша. С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.
Старый монах – безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди.

Глава первая: живое прошлое.

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».

Глава вторая: пленный ребёнок.

«Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.


Глава третья: без сожаления.

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.

Глава четвертая: мечта.

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!

Глава шестая: родной Кавказ.

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом.

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.


Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.

Глава девятая: гроза утихла.

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.

Глава десятая: на краю бездны.

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.

Глава одиннадцатая: волшебное утро.

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»

Глава двенадцатая: грузинка.

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.

Глава тринадцатая: тоска юноши.

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.


Глава четырнадцатая: судьба.

«Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи.

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.

Глава шестнадцатая: голос крови.

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка.

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».

И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.

Глава двадцатая: возвращение

Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил.
« И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».

Глава двадцать первая: цветок.

Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.

Глава двадцать вторая: безжизненная тишина.

Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.

Глава двадцать третья: иной мир.

Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.

Глава двадцать четвертая: не забывайте!

В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.

Глава двадцать пятая: минуты блаженства.

Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.

Глава двадцать шестая: завещание.

Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.

Ехавший раз мимо Тифлиса (Тбилиси) русский генерал вёз с собой из гор пленного ребёнка лет шести, который был почти при смерти от трудностей дороги. Этот маленький мальчик проявлял сильный дух и умирал гордо, без жалоб. В стоявшем у слияния Арагвы и Куры монастыре генерал отдал ребёнка одному иноку.

Тот выходил мальчика, который потом рос одиноким и замкнутым, но был окрещён и научился чужому языку. Став юношей, этот послушник (по-грузински, «мцыри») уже готовился принять полный обет монашества, но вдруг исчез из обители. Его нашли лишь через три дня, в степи, раненым и слабым. Было ясно, что смерть его близка. Перед кончиной мцыри поведал некогда спасшему его чернецу историю своей души. (См. Образ Мцыри в поэме Лермонтова .)

Монастырь Джвари. Считается, что Лермонтов упоминает в поэме «Мцыри» именно его

Живя у чужеземцев, почти в плену, он горячо желал вернуться на далёкую родину, в чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы. Лишённый отца и матери, он всю свою короткую жизнь мечтал прижать свою тоскующую грудь к другой родной груди.

В монастырском уединении мцыри вспоминал отцовский дом в горах, гул табунов, шедших по вечерам с пастьбы, смуглых, важных стариков с кинжалами. Он давно мечтал бежать – и отыскать сохранённую в детских грёзах родину.

Когда однажды испуганные монахи попрятались от страшной грозы, ему удалось исполнить план бегства. Выбравшись из обители, мцыри много часов бежал в беззвёздной ночи – и оказался у незнакомого ущелья. Он лежал на его обрыве, слыша лишь вой шакалов, видя лишь скольженье змеи меж камней.

Настало утро, и мцыри увидел вокруг живописные заросли, а сверху – знойную синеву неба. На дне ущелья шумел глухой поток. Он спустился к нему со страшной высоты по скалам, держась за кусты и едва не срываясь. Внизу жадно припал к воде, но вдруг услышал пение молодой грузинки. Держа над головой кувшин, она подошла, не заметив его, стройная, как тополь. Женщина набрала воды и скрылась в одной из двух стоявших поодаль саклей. Вид её возбудил в душе мцыри томительную тоску. Изнурённый, он заснул на земле.

Проснувшись в темноте, он вновь двинулся вдаль, но вскоре зашёл в лес, потерял из виду горы – и сбился с пути. Лес простирался во все стороны, до самого горизонта. Не зная, куда идти, мцыри в отчаянии упал на землю с рыданиями.

Лермонтов. Мцыри. Аудиокнига

Вдруг на поляне рядом с ним мелькнули тень зверя и искры двух светящихся глаз. Это был могучий барс, который играл в траве, догрызая свежую кость. Мцыри схватил рогатый сук и приготовился к битве. Сердце его зажглось жаждой борьбы.

Барс почуял человека, стал беспокойно рыть песок лапой, а потом прыгнул. Но мцыри успел быстрым ударом сука рассечь ему череп. Барс застонал, как человек, и прыгнул опять – из последних сил. В смертельном бою мцыри воткнул сук зверю в горло и дважды повернул там. Сплетясь, как два обнявшихся друга, они повалились на землю. Барс стал изнемогать. Глаза его грозно блеснули – и закрылись навек.

С глубокими следами когтей на груди мцыри едва двинулся дальше. Он вышел из лесу, когда уже занимался день – и увидел перед собой знакомый вид мест рядом с монастырём, откуда он бежал. Весь его трудный побег оказался бесполезным. Раненый, без сил идти дальше, он стоял у ворот своей же тюрьмы и слышал, как в монастыре звонил колокол, как будто ударяя ему железом в грудь.

Его голова закружилась в бреду. Мцыри казалось, что он лежит на дне глубокой реки, что над ним теснятся друг к другу волны и играют стада рыбок. Одна рыбка, с золотой чешуёй и грустными зелёными глазами, ласкалась к нему, а потом запела песню, уговаривая юношу остаться тут, на мягкой постели речного дна.

В творчестве русского поэта и прозаика М.Ю. Лермонтова поэма как жанр, а также тема Кавказа всегда занимали особое место. «Мцыри» - это произведение, написанное уже в зрелом возрасте и воплотившее в себе лучший опыт автора-романтика, не раз воспевавшего величественную природу гор и создававшего образ неукротимого и свободолюбивого героя.

Непростая история создания поэмы «Мцыри» Лермонтова всегда вызывала интерес у читателей. Тем более что ее сюжет помогает понять идеалы и нравственные убеждения самого автора. В какой-то мере можно считать исповедь героя способом выражения помыслов и надежд, томивших поэта в сложное для России время.

Как возник замысел поэмы «Мцыри»

История создания произведения уходит корнями еще в юношеские годы Лермонтова. В семнадцатилетнем возрасте он оставил запись, в которой отмечал, что хотел бы посвятить одно из своих творений ровеснику, томившемуся в монастыре (он ассоциировался у поэта с тюрьмой) и мечтающему обрести свободу. Сам Лермонтов писал, что самым трудным для него в тот момент стал выбор идеалов. Пока они были непонятны в полной мере страстной натуре автора, произведение не удавалось. Все, что получалось написать (это поэмы 30-х годов «Исповедь» и «Боярин Орша»), являлось не тем, о чем мечтал молодой человек.

История создания поэмы «Мцыри» Лермонтова: хронология

Герой-послушник имел родственные образы в более ранних произведениях поэта. В 1830 году была написана поэма «Исповедь». Ее основу составлял монолог молодого испанца-отшельника, попавшего в монастырь-тюрьму. Герой, приговоренный к смерти, ничуть не жалеет о своей участи. Напротив, он бунтует против жестоких законов и проявляет готовность к борьбе за человеческую любовь. О своих нереализованных мечтах и стремлениях он поведал старому монаху - в этом уже угадывается сюжетная основа «Мцыри».

Чуть позже история создания рассказа «Мцыри» получает свое развитие. В середине 30-х годов Лермонтов пишет другую поэму - «Боярин Орша». Действие в ней происходит в страшные годы правления Ивана Грозного. История жизни главного героя Арсения напрямую перекликается с судьбой испанца, а некоторые строки их пламенных речей практически полностью повторяются. В новой поэме сюжет становится более сложным и включает историю несчатной любви простого холопа и дочери знатного боярина. Позже основные идеи этих произведений (кстати, Лермонтов их так и не опубликовал) найдут воплощение в рассказе о Мцыри, что позволяет говорить об их прямой взаимосвязи.

Таким образом, прошли годы, прежде чем юношеская идея М.Ю. Лермонтова нашла воплощение в сюжете известной романтической поэмы. Так история создания произведения «Мцыри» охватила несколько лет работы автора.

Путешествие по Военно-Грузинской дороге

Очередным толчком к реализации задуманного для поэта стала первая ссылка. В 1837 году М.Ю. Лермонтов, следуя к месту «заточения», проезжал мимо одного из кавказских монастырей в Мцхете (так называлась в старые времена столица Грузии). Здесь и произошла его встреча с уже пожилым монахом, с образом которого сейчас и связывается история создания «Мцыри». Лермонтов, по свидетельству П. Висковатова, после состоявшейся беседы вспомнил о своей давней мечте.

Бэри (так в Грузии называли служителя монастыря) поведал грустную историю собственной жизни. Когда-то давно, еще шестилетним мальчиком, он попал в плен и был привезен русским генералом (по версии Лермонтова - Ермоловым) в эти края. Один из послушников монастыря Джавари отнесся к ребенку с сочувствием и оставил его у себя. Пленник сначала пытался протестовать, даже предпринимал побег, едва не закончившийся его гибелью. Однако со временем он полностью смирился со своей судьбой и навсегда остался жить среди монахов. Именно этот рассказ вдохновил Лермонтова на написание новой истории о вольнолюбивом и мятежном герое. Так судьба старого бэри и история создания поэмы «Мцыри» превратились в одно целое.

Работа над произведением

Вернувшись с Кавказа, поэт вернулся к своему давнему замыслу и органически объединил его с услышанным рассказом. Дикая и прекрасная кавказская природа, а точнее окрестности монастыря Джавари, расположенного рядом с местом слияния двух могучих и Арагвы, более всего подходила в качестве фона (особенность романтических поэм) для разворачивавшихся событий. Вспомнились и грузинские фольклорные произведения (например, легенда о диком барсе), услышанные Лермонтовым в предыдущие поездки на Кавказ. Они-то и повлияли существенным образом на характер Мцыри. История создания поэмы, таким образом, все больше привязывалась к хорошо знакомым особенностям жизни на Кавказе и личным впечатлениям, оставшимся от многократных посещений этих мест. В результате довольно скоро родился текст романтической поэмы: на ее рукописи сохранилась пометка автора, указывавшая на день завершения работы: 5 августа 1839 года. А на следующий год произведение было напечатано в сборнике со стихотворениями поэта.

Выход в свет

История создания поэмы «Мцыри» включает и рассказ С. Аксакова о том, как в мае 1840 года поэт лично читал главу «Бой с барсом» на именинах писателя Н.В. Гоголя. Писатель сам не присутствовал на вечере, но общался с бывшими там гостями. По его словам, новое «детище» Лермонтова было встречено с восторгом и вызвало живой отклик.

Другие воспоминания о знакомстве с поэмой оставил Он писал, что в 1839 году посетил Царское Село, где в тот момент находился поэт. В один из вечеров он навестил Лермонтова, который пребывал в возбужденном состоянии и прочитал ему от начала до конца новую «великолепную» поэму под названием «Мцыри».

Формирование сюжетной основы

Обработка услышанного рассказа и соотнесение его с идейным замыслом произведения - это тоже история создания «Мцыри». Лермонтов не сразу придумал такое название. В черновом варианте поэма именовалась «Бэри». По мере работы и воплощения творческого замысла заголовок произведения изменился. Слово «бэри» в переводе на русский язык означает «монах». Но герой Лермонтова еще не прошел обряд пострига, поэтому для его названия больше подходило «мцыри». Кроме того, в грузинском языке это слово имело еще одно значение - чужеземец, человек одинокий, без родни и друзей. Это в полной мере характеризует главного героя поэмы.

Зов страстной души

Судьбы у старца из Джавари, беседовавшего с поэтом, и юноши из поэмы сложились по-разному - это был принципиально авторский подход. Первый смирился со своей участью и дожил в монастыре до старости. Второй желает любым способом обрести свободу. В своем стремлении он не боится выступить против незнакомого, но такого близкого ему мира природы. Она является символом вольной жизни для Мцыри.

История создания поэмы включает и подобную трансформацию жизни юного пленника - образ старца в большей мере определил дух героя, родившегося на Кавказе.

Почему Мцыри погибает

Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя.

Идейный замысел «Мцыри», история создания поэмы свидетельствуют о бунтарском духе самого поэта, задыхавшегося в атмосфере бездушия, царившего в России в 30-е годы 19 века. Это его мечта об «исполинской натуре», стремящейся к борьбе и готовой идти в своем стремлении до конца.

Поделиться