К кардинальный ч столюбивый загран ждать симпатичный. Зачетная работа по русскому языку


II вариант.

^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

1. Отметьте правильные утверждения.

1) В русском языке 10 гласных букв.

2) Суффикс всегда стоит после корня.

3) Наречия имеют окончания.

4) Главная функция языка - быть средством общения.

ФОНЕТИКА

2. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

2) гигантский

3. В каких словах только глухие согласные?

4) стружка

^ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СОСТАВ СЛОВА

4. В каких словах содержится одна приставка, один корень, один суффикс и одно окончание?

1) проблемный

2) фотосъемка

3) международный

4) издавна

5. Какие слова образованы суффиксальным способом?

1) подоконник

2) учебник

3) возвращаясь

4) докрасна

6. Какие из подчеркнутых слов употреблены в переносном значении?

1) белый голубь

2) мелкая тема

3) нудный дождь

4) город спит

7. Какие слова не имеют синонимов?

1) языкознание

4) обескуражить

МОРФОЛОГИЯ

8. Какие существительные относятся к женскому роду?

3) шампунь

9. Какие глаголы относятся к I спряжению?

3) удержаться

10. В каких предложениях есть наречия?

1) Никто не знал ответа.

2) Приготовьте мне кофе по-турецки.

3) Впоследствии он стал хорошим музыкантом.

4) Сегодня мне некогда.

ОРФОГРАФИЯ

11. В каких словах пишется буква А?

1) тяжело дыш_щий

2) дружеская к_мпания

3) ч_столюбивый человек

4) прир_внять величины

12. В каких словах пишется буква И?

1) электр_фикация

2) песс_мист

3) вследстви_ засухи

4) ун_кальный случай

13. В каких словах пишется буква О?

1) п_лисадник

2) мясной буль_н

3) ноч_вка

4) возмущ_нный

14. В каких словах пишется буква Е?

2) ид_ология

3) просв_щение

4) изв_нение

15. В каких словах пишется буква З?

1) и_чезнуть

2) бе_застенчивый

3) _борник

4) огорчаться бе_ причины

16. В каких словах пишется мягкий знак?

1) уйти проч_

2) суб_ективный

3) намаж_те хлеб маслом

4) стая туч_

17. В каких словах пишется двойная согласная?

1) и_юминация

2) тетради провере_ы

3) прогре_

4) мирово_рение

18. Какие слова пишутся через дефис?

1) (то)же самое

2) (древне)русский

3) (пол)августа

4) (по)немецки

19. В каких словах пропущена буква?

1) эф_ективный

2) пирож_ное с кремом

3) медная провод_ка

4) квашен_ая капуста

СИНТАКСИС

20. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

1) Люблю я бешеную младость и тесноту, и блеск, и радость.

2) Лес рубят: щепки летят.

3) Гостю кажется надоело ждать.

4) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

5) Если человек попадет в Литву, дорога его обязательно приведет сюда в Тракай.

6) «Мы слыхали, - осторожно начали мы, - у вас тут русалки и ведьмы водятся?»

7) По добыче нефти или черного золота наша страна стоит на одном из первых мест в мире.

8) К вечеру ветер разогнал тучи и дождь стих.

9) Инверсия - одна из самых распространенных стилистических фигур, суть которой в особом расположения слов нарушающем обычный порядок.

10) Мы поднялись на бугор: внизу мелькали белые головы ребятишек и слышались их голоса.

^ РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ

21. В каких словах ударение падает на первый слог?

22. В каких предложениях есть речевые ошибки?

1) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.

2) Особое значение мы уделяем работе над подготовкой к экзаменам.

3) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более триста метров.

4) Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.

5) Несколько студентов кафедр факультетов вузов страны стали победителями всероссийского конкурса.

6) Ученик подготовил доклад об одном из ученых-лингвистах.

7) Борьба с ликвидацией преступности идет успешно.

8) В романе «Герой нашего времени» сопоставляются двое героинь: Бэла и княжна Мэри.

9) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

10) Спускаться с обрыва еще труднее, нежели чем взбираться наверх.

11) Взвесьте, пожалуйста, пять килограммов картошки.
^ Ключ к тесту
I вариант:

1) 1, 2; 2) 4; 3) 2, 3, 4; 4) 2, 3, 4; 5) 1, 2, 4; 6) 1, 2, 3; 7) 1; 8) 3; 9) 1, 2; 10) 1, 3, 4; 11) 2, 3, 4; 12) 2, 3; 13) 1, 2; 14) 2, 4; 15) 3, 4; 16) 2, 3; 17) 2, 4; 18) 1, 2, 3; 19) 2, 3; 20) 1, 2, 5, 6, 8; 21) 1, 2; 22) 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11.
^ II вариант:

1) 1, 4; 2) 3; 3) 1, 3; 4) 3; 5) 2, 3; 6) 2, 3, 4; 7) 2; 8) 1; 9) 1, 2, 4; 10) 2, 3, 4; 11) 1, 4; 12) 1, 2, 4; 13) 2; 14) 2, 3; 15) 2, 4; 16) 1, 3; 17) 1, 3, 4; 18) 3, 4; 19) 1, 3; 20) 1, 2, 3, 5, 7, 9; 21) 2, 3, 4; 22) 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ V
ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТОВ
А. КОНТРОЛЬНЫЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Задание : определите виды связи в словосочетаниях.

Участвовать в акции, прочувствованная речь, точный расчет, артиллерийский снаряд, интеллигентный человек, обаятельная актриса, рассчитанный прием, искусство архитектуры, возлагать обязанности, воплощать замысел, притворно восхищаться, сократить пребывание, бескорыстная помощь, безымянный палец, претворять в жизнь, чересчур циничный, беспринципное поведение, змеиный язык, ловко притворяться, очарованный странник, рокочущий двигатель, бледнолицый брат.
2. Задание : определите части речи в словосочетаниях.

В рыбачьей лодке; кое с кем встретишься; надо добраться в течение суток; пройдешь ли то же расстояние; о народном просвещении; искусный дирижер; неисправимый карьерист; деревья в инее; выжженная земля; драматический театр; девятибалльное землетрясение; изысканные яства; отрежьте пол-лимона; блеснуть вдали; обессилел от усталости; беспроигрышный вариант; стелющиеся растения; правленый текст; распахнуть настежь; пройти пол-улицы; подравняться в строю; веско аргументировать.
3. Задание : подчеркнуть глаголы и их формы; сделать фонетический разбор глаголов.

Предмет наподобие пирамиды; избирательная кампания; разрядить ружье; выпишите мне рецепт, пожалуйста; настроена оптимистически; напряженные тренировки; приготовьте праздничный ужин; неисследованная местность; расспрашивая старожилов; вычитание чисел; в волчьей стае; единичный случай; о развевающемся знамени; примерив одежду; умаляющий чьи-то достоинства; увядающая природа; детективный сериал; аккомпанемент гитары; багровое пятно; объективное мировоззрение; движение навстречу; бормочущий извинения.
4. Задание : выполнить словообразовательный разбор и разбор по составу причастий (I вариант - полных, II - кратких).

Пренеприятнейшее известие; масляная краска; учиться с ровесниками; обклеена моющимися обоями; чуть-чуть приукрасить; пригласить в гостиную; профессиональная фотосъемка; добросовестно выполненная работа; расколота надвое; клеящее вещество; оставьте пререкания; иллюзии развеяны; относиться философски; перегнать сверстников; кристальная чистота; настаивать на апелляции; вследствие засухи; масленые блины; парчовый наряд; разредить растения в палисаднике, трехэтажное здание.

(I вариант: моющимися, выполненная, клеящее; II - обклеена, расколота, развеяны.)
5. Задание : выполнить морфологический разбор наречий.

Колоссальный успех; опрокинуться навзничь; искусственно обезводили болото; нерастворимые в воде кристаллы; сплошь покрытый зеленью; дружная сплоченность; граненный ювелиром алмаз; смышлёный ребенок; принести извинения; удивительно пахуч; внезапное озарение; несклоняемые существительные; матросская бескозырка; забраться в глубь тайги; подстреленный заяц; неутомимый труженик; неприступная крепость; электрификация района; говорить по-французски; кроенный по мерке костюм, поравняться с прохожим.
^ Б. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. ЖЕЛЕЗЯКА
Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.

С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница - дощатый сарай, древний, закопченный, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.

Рано я выхожу на рыбалку. Темно еще, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.

Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушенный. Такого цвета бывает калина, когда ее ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведет, может быть, и внутрь земли.

Из нее выскакивает на берег маленький человек. В руках - длинные клещи, а в них зажата раскаленная драконья кость. Он сует ее в воду - раздается шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.

Здравствуй, Волошин, - говорю я.

В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришел за гвоздями, кто лошадь подковать.

Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха - выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь ее от огня.

Длинными клещами Волошин выхватывает ее, ставит на наковальню. Шурка бьет по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает ее по ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжелые, как гири. Он силач, а Волошин - мастер.

(^ Ю. Коваль )

(233 слова.)
Грамматические задания : 1) сделать морфологический разбор слов заросший, закопченный
2. ДУБ
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, ехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил ею. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами...

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

(^ Л. Н. Толстой )

(165 слов)
Грамматические задания : 1) сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов раскинувшись, беспричинное ; 2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.
^ 3. ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всею эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватало бы времени.

Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение: он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

О Пришвине писать трудно. Сказанное им нужно выписывать в заветные тетрадки, перечитывать, открывая все новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заветным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Книги Пришвина - это «бесконечная радость постоянных открытий». Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу одни и те же слова: «Это настоящее колдовство».

(^ К. Г. Паустовский )

(183 слова)
Грамматические задания : 1) сделать синтаксический разбор первых двух предложений; 2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.
4. СКВОРЦЫ
Все его знают. И каждый с самого детства, когда в апреле возле скворечника появляется неутомимый и жизнерадостный певец в черной одежке. Говорят, что весну делают ласточки. Нет, ласточки «делают лето», а весну на крыльях в наши края приносят грачи, скворцы, жаворонки, чибисы, зяблики, трясогузки. Скворцы из них - самые заметные. Появляясь, они вытряхивают из скворечников воробьев и с песнями справляют новоселье. «Нет птицы живее, веселее, бодрее скворца», - написал Брем. Откуда скворец, становясь соседом нашим с ранней весны до поздней осени, прилетает?

Четыре года назад, путешествуя в Южной Африке, на мысе Игольном мы увидели наших знакомых и поразились: так далеко долетают! Я написал об этом. И ошибся. Дальше северной каемки африканского континента, где скворцы на зимовку собираются миллионными стаями, они не летят. В нижнюю часть материка завезли любимую птицу европейские поселенцы, и она великолепно тут прижилась рядом с антилопами, страусами и многочисленными ткачиками. Завезли скворцов из-за любви к ним также в Америку, Австралию, Новую Зеландию. К нам скворцы прилетают, конечно, не из этих стран. Наши зимуют в западной и южной Европе. Не так уж далеко. И все-таки как не удивляться способности скворцов находить, скажем, Московскую область, какую-то деревеньку в ней и родимый скворечник. «Здравствуйте, я прилетел!» - заявляют скворцы о себе незатейливой жизнерадостной песней.

(^ В. М. Песков .)

(205 слов.)
Грамматические задания: 1) подчеркнуть фрагменты с парцелляцией (не обычным членением предложений); 2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.
^ 5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК
Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал: по какому мосту идти - по Каменному или Москворецкому?

Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашевскую набережную примерно в ее середине, и от этого места расстояние одно - что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого.

Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. Я подумал, что если я пойду по Москворецкому, то Кремль будет как бы выплывать на меня… Да, это похоже на то, как будто на вас выплывает гигантский белый лебедь, чья шея - колокольня Ивана Великого, а спина - соборы с золотыми перьями куполов. Я уже готов был выбрать Москворецкий мост, как вдруг мне представилось чрезвычайно заманчивым увидеть этого лебедя, уплывающего вдаль из таинственного полумрака сада, картина, которая открывается перед нами, когда мы идем по Каменному мосту.

(Ю. Олеша .)

(145 слов.)
Грамматические задания : 1) сделать фонетический разбор слов: гигантский; перьями ; 2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.
^ 6. ЧЕБАЧИНСКОЕ ОЗЕРО

С Каменухи открывался вид на все семь озёр округи. За ней - смешанный лес, в нем сумрачно, у подножия сосен смыкаются зонтики папоротников. Сосны в таком лесу кряжистые, с мощными уже с середины ветками. Царство корабельной, мачтовой сосны, совершенного творенья природы, начиналось ближе к озеру.

С берега в озеро спускались ступенями огромные плоские валуны, площадью в половину хорошей комнаты, выше шли кучи небольших, как будто кем-то набросанных острых камней. Попадались скалы, сложенные из гигантских плоских плит.

Встававшие из озера и поросшие лесом горы поражали цветовой палитрой: ближние, с зубчатым верхом, были зеленые, дальние - синие, совсем далекие - серо-голубые. В дождь тучи, как серая вата, почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями. В тихие июльские предвечерние часы воздух становился так прозрачен, что были видны дремлющие на воде в версте от берега чайки.

Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась черная точка лодки, возникала ниоткуда и потом не двигалась никуда.

Озеро было чистое: с гор сбегали родниковые ручьи, дно просматривалось на десять метров. Считалось, что по прозрачности оно занимает третье место - после Байкала и еще какого-то озера в Швейцарии.

Озеро было рыбное: от местного названья плотвы - чебак - оно и получило свое имя. Но чебак, как и ерш, считался рыбой сорной, его скармливали кошкам. За серьезную добычу признавались щуки (попадались по аршину), язь, линь и, конечно, красноперый полосатый красавец-окунь.

Озеро было холодное: со дна били ключи. Взрослые начинали купальный сезон лишь в начале июля - мальчишки купались уже в мае.

Дождь не смущал, купаться в хороший ливень было особенно приятно. Мы вели счет: кто сколько раз искупался в лето. После восьмого класса я искупался двести семьдесят семь раз.

(По ^ А. Чудакову .)

(270 слов.)
7.
В детстве счастлив потому, что думаешь так, вспоминал его. Вообще счастье - это воспоминание. Когда ты был маленький, тебя выпускали гулять на целый день, и можно было ходить по всем коридорам, заглядывать куда угодно и забредать в такие места, где ты мог оказаться первым человеком после строителей. Сейчас это стало тщательно охраняемым воспоминанием, а тогда - всего-то: идешь по коридору и тоскуешь, что опять начинается зима и за окном будет почти все время темно. Сворачиваешь, на всякий случай ждешь, пока по примыкающему коридору прогромыхают две фигуры в овчинных тулупах, и еще раз сворачиваешь в дверь, которая всегда закрыта, а сегодня вдруг нараспашку.

Что-то светится в конце коридора. Оказывается, вдоль стены здесь идут две толстенные трубы, покрытые штукатуркой и даже побеленные. А в конце, там, где виден свет и откинут железный люк, видишь огромный агрегат синего цвета, который мелко-мелко сотрясается и гудит, а за ним - еще два таких же, и никого вокруг: можно хоть сейчас спуститься по лестнице и оказаться в этом магическом объеме, содрогающемся от собранной в нем силы. Не делаешь этого только потому, что за спиной могут запереть дверь, - и идешь назад, мечтая попасть сюда когда-нибудь еще.

Потом, когда начинаешь попадать сюда каждый день, когда уход за этими никогда не засылающими металлическими черепахами становится обычной целью твоей жизни, часто тянет вспомнить, как увидел их в первый раз: Но воспоминания стираются, если пользоваться ими часто, поэтому держишь это - о счастье - про запас.

(По ^ В. Пелевину .)

(231 слово.)
Примечание .

Тексты отдельных контрольных диктантов можно использовать как тексты для изложений.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой





1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) елочные укр...шения, ск...кать на лошади, высокое загр...ждение 2) погл...щение влаги, бл...стательный успех, пос...деть от горя 3) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить 4) прик...сновение, несг...раемый, м...тодика


2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) пл...вучий, гарм...нировать, ч...стота помещения 2) уд...вляться, отв...рить картошку, посв...тить фонариком 3) р...скошный, подр...внять волосы, распол...жение 4) р...систый, прин...мать лекарство, обн...влённый


3. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная? 1) опл...тить штраф, запр...щённый приём, откл...нение 2) ср...внение, плащ пром...кает, бл...стящий 3) настр...ение, подн...мать, обж...гание 4) созревает оз...мь, оп...реться, выд...рнуть из земли


4. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная? 1) усл...жнять, к...сить траву, выр...щенные огурцы 2) укр...титель, посв...тить стихи другу, пок...яние 3) зал...зать рану, зан...жать самооценку, сп...шите данные 4) проб...раться, обск...кать, соч...тание


5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, НЕ проверяемая ударением? 1) разд...валка, сф...рмулированный вопрос, зал...зать на дерево 2) эст...када, прец...дент, ф...номен 3) аб...немент, нагр...вание, настр...ение 4) ч...стота посещений, кл...ёнка, р...сточек


6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная? 1) возр...стной барьер, попл...вок, заг...релый 2) ум...лчание, ср...щение, прик...сновение 3) благотв...рительность, з...рницы, к...нституция 4) раств...римый, поб...лить, в...трина


7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная? 1) отр...сль промышленности, заж...гательный танец, выск...чка 2) покл...нение, т...рада, р...сстояние 3) т...рраса, г...ризонт, прекр...тить ссору 4) м...нсарда, оз...рять, прив...легия


8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) к...мплимент, обог...щение, д...льновидный 2) настр...чить, м...ксимальный, проц...дура 3) зав...зировать документ, пол...скать бельё, устр...шать врага 4) к...вычки, воскл...цательный, ск...лолаз


9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) зан...мательный рассказ, водор...сли, об...жаться 2) ур...вень, нав...вать печаль, непредск...зуемый 3) к...лючий крыжовник, не на кого оп...реться, ад...птация 4) ут...пический, м...рцающий цвет, л...вушка



учени____ класса 9-___ _____________________________ II вариант

1. Вставьте пропущенные буквы:

иску…ный ж…нглер

г…ряч… че…твовать тв…рца

беспр…ц…дентное прои…шествие

при…ётся изв…ниться

ч…столюбивая девч…нка

ш…кирован инц…дентом

бес…ч…тное ко…ичество

работа д…л…танта

попл…вок с д…фектом

уча…твовать в сост…зании пл…вцов

при…ти на встречу со сверс…никами

к…рдинировать действия

д…л…катная ми….ия

к…рдинальное решение

покл…няться иску…тву

обм…кнуть в сгущ…нку

выр…сти в трущ…бах

удачная …ранж…ровка

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1. обл…денение, р…птать, заг…релый, исп…рения, озн…меновать

2. гр…мадный, огл…вление, покл…ниться, погл…щать, уд…вительный

3. зач…рстветь, л…ловый, выт…рать, увл…кать, угр…жать

4. пот…плевший, л…петать, поб…дитель, одр…хлеть, оч…рование

3. В каком ряду во всех словах написание зависит от контекста?

1. изморо…ь, разв…ваться, за(то), об…няние

2. прим…рять, осв…тить, отр…сль, стриж…м

3. то(же), обв…вать, ож…г, ст…рожил

4. так(же), впереме…ку, д…фект, магн…тизм

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. заст…лить, выб…решь, отп…рать, зам…реть, бл…снуть

2. разлуч…н, расч…ска, туш…ный, ноч…вка, ш…пот

3. прик…сновение, подг…рел, притв…риться, оз…рение, предпол…жить

4. обр…мление, обл…скать, сож…ление, оп…здать, ув…жать

5. В каком ряду в каждом слове пропущена согласная?

1. прои…шествие, злос…ный, рес…ницы, влас…ный

2. ус…ный, по…черк, бессловес…ный, ужас…ный

3. извес…ный, учас…ник, аген…ство, горес…ный

4. ярос…ный, блес…нуть, беспристрас…ный, опас…ный

6. В каком ряду слово однако является союзом? (есть пропущенные знаки препинания)

1. Утро было солнечное, безветренное однако не жаркое.

2. В настоящую глушь однако забирается только белка да пестрый дятел.

3. Неуклюжий, неповоротливый, медведь бежит однако легко и проворно.

7. В каком ряду все союзы разделительные ?

1. или, то – то, иль, не то – не то 2. ни – ни, либо, зато, же

3. однако, тоже, а, да

8. Запишите четыре простых или составных подчинительных союза____________________________________________________________

9. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Мы понимали, что отцу не хочется разговаривать, Галина то(же) молчала.

1. тоже всегда пишется слитно

2. то же всегда пишется раздельно

3. тоже здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

4. то же здесь местоимение то с частицей же , поэтому пишется раздельно.

10. Замените словосочетание говорил улыбаясь, построенное на основе примыкания , на синонимичное со связью управление _______________________________________________

11. Из данного предложения выпишите словосочетание со связью согласование

Дом стоял на холме и был хорошо виден с любой стороны. _______________________________________________

12. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1. спешил проститься 2. угодить другу

3. смеющийся ребенок 4. все спокойны

13. Выделите грамматическую основу в предложениях

1. В автобус помещается сорок восемь пассажиров.

2. Осенью сыро и холодно.

3. Учиться – серьёзный труд.

4. Почему открыли окна?

14. Выделите сказуемое в каждом предложении и укажите его тип.

1. Была долгая суровая зима._____________________________________

2. Язык – всем знаниям и всей природе ключ.________________________

3. Каждый старался доказать свою правоту.__________________________

4. Особенно красивы поздней осенью ярко-желтые хризантемы. ______________________________________________________________

15. Укажите тип односоставных предложений.

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.___________________________

2. Все темней и темней над землёю.__________________________________

3. Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья._____________________

4. Хорошо бегать босиком по зеленому душистому лугу! ________________

16. Какое из следующих утверждений неверно?

1. Между частями сложносочиненного предложения всегда ставится запятая.

2. Сложносочиненное – это такое предложение, части которого являются равноправными синтаксическими единицами.

3. Средствами связи частей сложноподчиненного предложения являются союзы, союзные слова и указательные слова.

17. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Пахло разнотравьем и было душно.

1. Это сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

2. Это простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

3. Это сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

4. Это простое предложение, перед союзом и нужна запятая.

18. Дайте характеристику предложения (знаки препинания не расставлены).

Встаньте лицом к волнам и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

1. Простое 2. Сложносочиненное

3. Сложноподчиненное 4. Сложное бессоюзное

19. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.__________________

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице, (1) и от удара и чашки, (2) и хлеб, (3) и солоница подпрыгнули и с грохотом и треском попадали на пол, (4) а я застыл от страха и не смел поднять глаз.

20. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения_________________

Софья, (1) характеризуя Чацкого, (2) говорит, (3) что «он в друзьях особенно счастлив».

21. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Весна входила в горы с робким звоном ручейков шелестом прошлогодней травы да журавлиным криком в небе.

2. Он сиял здоровьем и свежестью и с удивительной легкостью взбежал на мостик.

3. Старайся исполнить свой долг и ты тотчас поверишь в свои силы.

4. Очень хотелось увидеть горный хребет и солнце но их все не было и мне стало невыносимо горько.

5. Губы у Кати не улыбались и темные глаза выражали неудовольствие.

6. Старый дом давно пустовавший весь утонул в зелени и заглянув через забор можно было увидеть дорожку заросшую густой зеленой травой.

7. Лермонтов поэт поражающий силой своего таланта и грустно думать о его ранней гибели прервавшей творчество в самом расцвете.

8. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены рыли песок и камни и убегая назад увлекали спутанные водоросли или гравий гремящий в их влажном шуме.

9. Маячат впереди далекие горы да однообразно желтеют на горизонте уже освободившиеся от снега холмы.

10. Стукнул мороз распушил инеем макушки деревьев и одел их в белоснежный наряд и лесная палитра приобрела кристальную яркость.

11. В воздухе уже не чувствовалось той пронизывающей свежести которая заметна в первую весеннюю пору когда реки в разливе.

12. Весной 1823 года Грибоедову который служил чиновником по дипломатической части разрешили приехать из Персии в Москву.

13.Туча пролилась и ушла и солнце вновь засияло над нашим маленьким садом.

14. Ветра не было и волнующий аромат разнотравья плотной пеленой держался над лугом.

15. Чтобы рыба не сорвалась её надо вытаскивать осторожно.

22. Укажите номера простых предложений _____________________

23. Укажите номер предложения, соответствующего схеме

[б/л], и [двус.].______________

24. Укажите номер предложения с общим второстепенным членом ____

25. Укажите номера сложноподчиненных предложений______________

26. Укажите номера предложений, состоящих более чем из двух простых


Оба предложения состоят из двух смысловых частей; в первом между частями - сочинительная связь, во втором - бессоюзная.
1) Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. (Гонч.) 2) Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными у Сабурова, от них вдруг защемило сердце. (Сим.)3) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском, когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело. (Бун.) 4) Я с трепетом ждал ответа Грушницкого;
холодная злость овладела мной при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. (Л.) 5) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей. (М.-Мак.) 6) Занавес поднялся, и как только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (Купр..) 7) И когда он вернулся в избу, то его лицо, волосы, и одежда были мокры, точно они насквозь пропитались едким болотным туманом. (Купр.) 8) Самолеты гудели уже где-то над самой головой, и, хотя их не было видно, точно чёрная тень от их крыльев прошла по лицам девушек. (Фад.) 9) Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль: передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы... (Л.)
1) [ 2) [ 5) [

161. 1)По вечерам я приходил к сестрёнке и мы подолгу играли. (Кор.) 2) Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку. (Кор.) 3) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.) 4) Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (Ч.)
Если в сложносочиненном предложении есть общий для обоих простых предложений, связанных союзом «и», второстепенный член или общее придаточное предложение, то запятая перед сочинительным союзом «и» не ставится.
163. 1) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. (Пришв.) 2) С первыми лучами солнца, когда по полю ещё тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолёты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. (Пол.) 3)Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. (Л.) 4) Мы его [Ву- лича] не понимали, но, когда он взвёл курок и насыпал на пилку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. (Л.) 5) При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звёзды исчезли, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же мес- тах.(Л. Т.) когда?
(Как толькод и (V), [ ІТИ.
когда?
[..., (КОГДА), ".!.], И[ , I 1, -].КОГДА?
5) [не только ©, но и © ©, но, (как только), ..., как -
I. Туман (какой?) волнистый - прилаг. II. Н. ф. - волнистый.
Пост.: относит. Непост.: в форме им. пад., ед. ч., м. р.
III.В предложении - определение.
Эскадрилья (какая? которая?) вторая - числит.
Н. ф. - второй.
Пост.: порядковое.
Непост.: в форме им. пад., ед. ч., ж. р.
В предложении - определение.
Теснились (как? что делая?) теряясь - деепричастие, особая форма глагола.
Сов. вид.
В предложении - обстоятельство.
Облака (какие?) набежавшие - причастие, особая форма глагола.
Н. ф. - набежавший. Пост.: действ., прош. вр., сов. в.
Непост.: в форме им. пад., мн. ч.
В предложении - определение.
164. I. Храбрость - понятие очень сложное. Часто один и тот же поступок расценивается по-разному: одни считают поступок храбрым, другие находят, что человек не сделал ничего особенного.
В храбрости большую роль играет самовнушение. Если человек внушит себе, что ему страшно, то потом очень трудно отделаться от этой мысли.
Возьмём простой пример. Каждый может пройти в комнате по одной половице. Никому и в голову не придёт, что сделать это страшно. А представьте себе, что такая же узкая доска перекинута через пропасть и по ней нужно пройти. Страшно?! Конечно, страшно. Далеко не всякий решится перейти таким образом пропасть, и того, кто перешёл, будут считать храбрым. А между тем он не сделал ничего особенного: доска такая же самая, как половица в комнате.
II. Когда человек видит и сам внушает себе, что пройти над пропастью по одной доске опасно, то руки и ноги перестают ему повиноваться. Делается страшно.
Человек думает: «Сделаю я это или нет?» И, чтобы всё-таки сделать, нужно твердо сказать самому себе: «Да, я это сделаю! Я должен это сделать во что бы то ни стало, несмотря на опасность. Нужно внушить самому себе мысль, что ты должен сделать, и тогда сделаешь.
Не нужно думать, что храбрость - нечто особенное, присущее только отдельным, каким-то необыкновенным людям. Стать храбрым может каждый. Нужно только долгое время систематически воспитывать себя в таком духе, приучить себя слушаться своих приказов, твердо выполнять то, что решил сделать.
(М. Громов.)
II

пояснение
Тип речи - рассуждение. Автор доносит до читателя мысль, что храбрость - качество, которое можно в себе воспитать, и доказывает это на простом примере, приводит «упражнение» на храбрость.
I. Играет (в чем?) в храбрости - сущ. II. Н. ф. - храбрость.
Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 3 скл.
Непост.: в форме предл. пад., ед. ч.
III. Играет роль (где?) в храбрости - обстоятельство.
165. I. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью... Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится тревожный крик не уснувшей птицы, или раздаётся неопределён-ный звук, похожий на чей-то голос вроде удивлённого «а-а!», и дремота опускает веки.
(А. П. Чехов.)
II. Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Был уже весенний месяц, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная, она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках стоят люди, и где-то за лесом воютсобаки. (А. П. Чехов.)
общ. член 4 "
1) [ ° ^П!?IQ], , , НО [-@ И @ ].
2) [ЕДВА] И (),|[ ЇТ], И
Воют - 2 слога. в [в] - согл., звонк., тв. о [о] - гласн., уд.
ю [й] - согл., звонк., мягк.; [у] - гласн., безуд. т [т] - согл., глух., тв. В слове 4 буквы, 5 звуков. Трескотня - треск (суффиксальный). ^УДІВЛЄННОГО- удивить (суффиксальный).
Не обидел (что сделал?) - глагол.
Н. ф. - обидеть.
Пост.: несов. вид., перех., 2 спр.
Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., м.р.
В предложении - сказуемое.
Не обидел (кого?) волчат - сущ.
Н. ф. - волчата.
Пост.: нариц., одуш., имеет форму только мн. ч. Непост.: в форме вин. пад.
В предложении - дополнение.
166. Отец любил делать бумажные змеи. В субботу он приезжал на дачу, мы сидели до позднего вечера, строгали планки, резали бумагу, клеили, рисовали на бумаге страшные рожи. 1) Рано утром выходили через задние ворота на луг, который тянулся до самой реки; но реки не было видно, а был виден только высокий противоположный берег, желтый песчаный откос, сосны, избы, колокольня Троицко-Лыковской церкви, торчавшая из сосен на самом высоком месте берега. 2) Я бежал по мокрому лугу, разматывая бечевку, страшась того, что отец сделал что-нибудь не так и змей не поднимется; и змей действительно поднимался не сразу: некоторое время он волочился по траве, неудачно пытался взлететь и опускался, трепыхался, как курица, и вдруг медленно и чудесно всплывал за моей спиной, и я бежал изо всех сил дальше.
, на какой? I II (Ю Трифонов.)
[ І----І, I--HJ,ЧТО (V) И (*);|
[СУЩГНПІНО| , А [еое,е,е,е,
III ], и [
[©,© и©, ©, I-"I, и 1 Каждый человек должен избрать профессию - ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как го-ворится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выпол-няться лучше, отдача, как говорят, будет больше. Но молодой специалист не может быть односторонним в своём развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим своё дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт. (В. А. Обручев.)
Основная мысль: важно не только отдавать все силы любимой работе, но и расширять свой кругозор, быть разносторонним человеком.
Как выбирать профессию?
Сочинение. Моя будущая профессия.
Мы становимся взрослее и неизбежно оказываемся перед выбором: какую профессию избрать? Какому делу посвятить себя?
Выбирая профессию, надо обязательно учитывать свои способности и увлечения. Тогда работа будет не тяжелым грузом, а радостью, тогда ты сможешь полностью реализовать себя в любимом деле.
В современном обществе немало профессий, которые привлекают меня. Я люблю общаться с людьми, помогать им в чем-то, мне нравится каждый день видеть все новые и новые лица. Поэтому я всерьез задумываюсь о работе в сфере торговли. Поступив в торговый техникум, я смогу стать не просто продавцом, а менеджером по продажам.
Но меня немало интересует и техническая сфера. Так увлекательно разбираться в устройстве разнообразных сложных приборов, самому уметь собрать или починить компьютер, телевизор! Конечно, для этого нужно хорошо знать физику и математику, овладеть многими современными технологиями. Возможно, я смогу совместить оба своих желания, став продавцом- консультантом в магазине компьютерной или радиотехники.
В любом случае, кем бы ты ни стал, необходимо относиться к работе ответственно и серьезно, всегда учитывать интересы коллектива. Только тогда ты завоюешь уважение коллег, станешь настоящим специалистом.
Мы услышали по радио прогноз погоды. Газета прогнозирует результаты будущих выборов.
Строят новую железнодорожную магистраль, подвозят цемент и бетон, не зависят от климатических условий, слышат отдаленную канонаду, правильно используют трудовые резервы, смотрят по телевизору трансляцию спектакля, сеют яровую пшеницу.
На стройку каждый день подвозят цемент и бетон. Жители осажденного города слышат отдаленную канонаду. Мои родите-ли смотрят по телевизору трансляцию спектакля, в котором я иг-раю главную роль.
Мужское население станицы живёт в походах и кордонах, или постах, как называют казаки...
Лукашка, стоявший на вышке, был высокий, красивый малый лет двадцати, очень похожий на мать. Лицо и всё сложение его, несмотря на угловатость молодости, выражали большую физиче-скую и нравственную силу. Несмотря на то, что он недавно был собран в строевые, по широкому выражению его лица и спокой-ной уверенности позы видно было, что он уже успел принять свойственную казакам и вообще людям, постоянно носящим оружие, воинственную и несколько гордую осанку, что он казак и знает себе цену не ниже настоящей.
несмотря на что? что? №Н.Толстой.)
(Несмотря НХ то, что), те, (чтоХ, I 1, (что ©и©).
Тип текста - описание.
Очень - 2 слога.
о [о] - гласн.,уд.
ч [ч] - согл., глух., мягк.
е [э] - гласн., безуд.
н [н] - согл., звонк., мягк.
Ь /-/
В слове 5 букв, 4 звука.

Поделиться