Классификация подвижных игр. Министерство образования рф Игры с элементами соревнования

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви-жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо-гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Классификация подвижных игр

Вариативность подвижных игр

Определение и значение подвижной игры

Чем же характеризуются подвижные игры? Приведите примеры. Подумайте, какое определение можно дать подвижной игре? Что это такое?

Подвижная игра – это сложная, двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами.

Какое значение имеют подвижные игры? Докажите на конкретных примерах.

Подвижные игры имеют неоценимое значение во всестороннем развитии личности:

1. Подвижная игра оказывает большое оздоровительное влияние на организм ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена веществ, повышает жизненный тонус. Оздоровительный эффект подвижных игр объясняется также положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Ребенок испытывает в игре чувство мышечной радости, удовлетворяет потребность в движении.

2. В процессе подвижных игр совершенствуются двигательные навыки. Дети учатся применять двигательные навыки в изменяющихся условиях и ситуациях.

В игре ребенок действует по собственной инициативе, выбирает нужный темп, движения чередует с отдыхом, поэтому он может многократно повторить движение, не утомляясь.

В игре ребенок выполняет разнообразные движения в комплексе, поэтому расширяется его двигательный опыт.

3. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки» надо проявить ловкость, а спасаясь от него, надо бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут много раз выполнить движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Выдающийся русский ученый, педагог А. Аркин отмечал, что «подвижная игра – основной рычаг физического развития детей».

В высказываниях Н.К. Крупской, подчеркивалось также значение игры для физического развития.



«Есть масса игр, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, укрепляют меткость глаза, развивают ловкость…».

Игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Как вы это понимаете? Приведите примеры.

Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива, воспитываются нравственные качества.

Игровая деятельность всегда радует ребенка, влияет на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике – великая воспитательная сила.

О большом значении игры во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорила Н.К. Крупская:

«Для ребят игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Большая роль в воспитании организованного поведения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий.

Подчиняясь правилу игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли, например: «волк» может ловить «гусей» только после слов «ну летите, как хотите, только крылья берегите», как бы не хотелось быстрее сорваться с места. Подчинение своих действий сигналам в игре воспитывает у детей выдержку, сознательную дисциплину. Преодоление неизбежных в игре препятствий воспитывает смелость, решительность, т.е. воспитывается воля.

В коллективных играх, часто от поведения одного играющего зависит положение товарища, успех группки играющих. Например, в игре «Чье звено скорее» каждый старается ни подвести товарища, таким образом, формируется чувство коллективизма. «Бездомный заяц» - смелость (перебежки), честность (закрыть глаза, признаться, что он пойман).

Во многих подвижных играх старших дошкольников (с мячом, скакалками) правила игры устанавливаются самими детьми (например, договариваются, что считать ошибкой, что нет). Уговор превращается в правило. Эти традиции имеют большое воспитательное значение. Они дисциплинируют поведение детей, воспитывают самостоятельность, умение считаться с мнением других.

Таким образом, подвижные игры являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности.

5. Подвижные игры также способствуют умственному развитию ребенка.

Обоснуйте.

В игре создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия понятий, ориентировок; игры способствуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мышления.

Исследования психологов показывает, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство (понятия: далеко, близко, развивает глазомер: впереди, сзади, налево, направо). В этих играх ребенок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности.

Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий - сначала, затем, после этого, перед этим, все, одновременно и т. п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, например: «Пока я считаю до пяти, вы Все должны сложить из флажков какой-нибудь узор», «Кто скорей построится на три удара в бубен» и др.

Интеллектуальному развитию детей содействуют как содержание игр, так и задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игры и ее правила, действия детей - персонажей.

По данным Э. Я. Степаненковой, самостоятельное объяснение детьми содержания подвижной игры, ее правил, действий играющих, указание местоположения детей, игровых атрибутов и направление движений, связанных с пространственными обозначениями (терминологией), а также анализ проведенной игры служат активизации умственной деятельности.

Интеллектуальному развитию способствуют как содержание игр: о повадках животных, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике, так и задания: самостоятельно объяснить правила игры. Развивает речь (словарь).

6. Подвижные игры способствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.


В чем это проявляется?

(придумывают варианты игр, усложняют содержание), сообразительности, инициативы (самому принять нужное решение).

Какое значение подвижных игр в эстетическом воспитании детей?

7.Подвижные игры по содержанию и форме являются эстетической деятельностью (точность, слаженность, ловкость, выразительность движений). У детей появляется чувство удовольствия от самого двигательного процесса (от четкого построения).

Эстетическая характеристика обогащается игровыми зачинами диалогами, считалками.

Катился горох по верблюду,

Ты води, а я не буду;

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка как лягушка

Ускакала от меня.

(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)

7. Подвижные игры являются формой организации жизни детей. Часто в эти игры дети играют группкой.

В какие формы работы можно включать подвижные игры?

Таким образом, являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры позволяют эффективно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи.

Появление игры относят ко времени первобытного общества, которое отличалось синкретичностью народного искусства, то есть слитным неразвитым состоянием пения, пляски, музыки. Игры являлись в то время частью нарождающегося искусства человеческого общества, в котором отражалась специфика бытовых и трудовых действий человека.

В период становления теории подвижных игр в результате огромного и постоянного внимания к ней педагогов и ученых многих стран с различными системами сформировались две точки зрения на сущность игры. Условно эти точки зрения можно обозначить как западную и отечественную.

Западная теория характерна оценкой игры как таковой с биологической точки зрения и основана на сравнении игры человека и животного. Считалось, что осуществляется механический перенос природного проявления игры животного на социальную природу игры человека. При этом не принимались во внимание качественные проявления человека в процессе занятий игрой. Данный взгляд насущность игры основывался и на том, что социальные преобразования, вызванные научным и техническим прогрессом, не могут изменять природу человека. В основе взглядов западных теоретиков лежало стремление обосновать теорию игры, руководствуясь результатами изучения самопроизвольно возникающих игр, рассматривая их только как вызванное внутренними причинами природное проявление. Игра, таким образом, как явление обосновывалась так называемым таинственным биологическим «инстинктом игры», что отождествляло игру животного и человека. Эта позиция отрицала единство биологического

и социального в стремлении человека посредством игры отразить на эмоционально-двигательном уровне различные стороны своей жизнедеятельности. Таким образом, западная теория игры практически отрицала высокую организацию игры человека посредством его мышления, внесения в сущность игры ее смысла, решения определенных задач, достижения цели. Следует предположить, что подобные взгляды на сущность игры основывались западными специалистами на познании особенностей игры ребенка раннего возраста, который в силу своих возрастных особенностей еще не приступил к осознанию собственного «я» как наделенного мышлением, своим личностным местом в обществе и в силу этого во многом подобного в игре животному. Эта теория так называемой «свободной игры» предполагала, да и отражает в наши дни, свободу «самовыражения» ребенка, что, в свою очередь, отрицает, прежде всего, педагогическое значение игры, целенаправленную организацию и управление игровой деятельностью детей. Такой подход порождает игры, если их можно так называть, основанные на проявлении инстинкта агрессии, разрушения, что очень явно проявляется во времена перемен, в период перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Отмеченное, безусловно, не отрицает важность биологических предпосылок в ребенке для осуществления игровой деятельности. Этой предпосылкой, прежде всего, является человеческая функция мозга как основа формирования в игре важнейших телесно-двигательных и социальных качеств растущего ребенка.

К основоположникам российской национальной теории игры относят Г. В. Плеханова, крупнейшего философа начала XX столетия. Он впервые подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывая, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности человека, общества. Это в полной мере можно относить и к игре, в которой человек проявляет искусство телесных движений и мышления. Г. В. Плеханов в свое время подверг критике положения западной теории игры и ее идеологов Калоцца, Гросса, утверждавших, что в основе игры лежит лишь врожденное стремление человека к деятельности, т.е. условие подготовки к жизни, взгляды на игру Торндайка, рассматривающего игру как проявление

наследственного инстинкта человека, с ограничением воспитательных возможностей. В своих работах Г. В. Плеханов критикует Спенсера и Бюхера, которые считали игру способом и формой выхода избыточной энергии человека, а также Шиллера, для которого игра направлена лишь на получение от нее удовольствия.

Г. В. Плеханов доказывал с философских позиций, что инстинкты человека, обусловленные наследственностью, в процессе его воспитания играют значительно меньшую роль, чем те же инстинкты в жизни животного. Он отмечал, что человек не рождается охотником или землепашцем, он становится тем или другим под влиянием окружающих его условий. В процессе развития человеческого рода первичной была охота, а затем уж появились игры в охоту, олицетворяющие удовлетворение этой потребности в ходе игры. Генезис игры — как исторический процесс ее возникновения, становления и развития по Г. В. Плеханову определяет в жизни общества первичным труд и вторичной игру. Безусловно, разделяя эту позицию, следует учитывать и то обстоятельство, что в истории человеческого общества игра человека в возрасте ребенка, конечно же, предшествует его трудовой деятельности. При этом широчайший спектр ценностей подвижных игр, разносторонность воздействия дают основания считать их важнейшим средством физического воспитания детей различного возраста.

Выдающиеся педагоги, мыслители России Н. Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В. Г. Белинский своими воззрениями на игру внесли существенный вклад в развитие теории и методики игры, считали ее мощным средством нравственного воспитания. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов подчеркивали значимость подвижных игр в интеграции физического, умственного и нравственного воздействия на ребенка. Н. Г. Чернышевский считал игру для взрослых средством их отдыха, то есть средством психофизической реабилитации. Замечательный педагог России К. Д. Ушинский одним из первых определил образовательную ценность игры в ее сочетании с обучением как таковым. Подвижную игру К. Д. Ушинский представил своеобразным зеркалом действий и переживаний ребенка. Игровая действительность более интересна ребенку, чем реальная, поскольку она ему более понятна. По мнению К. Д. Ушинского, игра есть «отчасти собственное создание ребенка», продукт его детской деятельности. В собственно реальную жизнедеятельность ребенок не может войти в силу своего малого возраста и относительной сложности жизни. Игра же позволяет ребенку постепенно знакомиться с окружающей действительностью путем простейшего игрового моделирования участия в ней, попыток принятия обстановочных решений. Игры оказывают положительное влияние на формирование и развитие воображения ребенка, который, как показал К. Д. Ушинский, целенаправленно пытается влиять на окружение, изменять его в рамках доступного мышления и действия.

Приоритет теоретического обоснования игры, средства и метода физического воспитания, принадлежит выдающемуся ученому, педагогу П. Ф. Лесгафту. По его мнению, ценность игры заключается, прежде всего, в том, что она как упражнение готовит ребенка к жизни. П. Ф. Лесгафт первым выделил следующие важнейшие ценности игры: осознанность, интеллектуальность действий, блестящую возможность обучения детей управлению своими движениями; вероятность формирования личностных качеств. Таким образом, ценность игры по П. Ф. Лесгафту — в неповторимой возможности формирования в ребенке телесной и духовной гармонии, его творческом познавательном отношении к себе и к окружению.

Фундаментальность вклада П. Ф. Лесгафта в создание теории и методики игр определяется временем. Более одного века взгляды выдающегося педагога являются основополагающими и востребованными в современном физическом воспитании, в подготовке педагогических кадров. «Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем — это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения», — так пророчески определил П.Ф. Лесгафт роль педагога в подвижной игре.

В подтверждение теории игр П. Ф. Лесгафта великий ученый И. М. Сеченов своими исследованиями показал наличие развивающего влияния игровых действий ребенка на формирование его мыслительных процессов, на активизацию посредством игр органического вхождения взрослеющего человека в мир общества.

Плодотворным изучением и определением места подвижных игр в современном физическом воспитании, создании их теории и методики занимались В. В. Гориневский — как один из создателей науки о физическом воспитании, В. Г. Марц, Л. В. Былеева, Л. И. Гурович, В. Г. Яковлев. Усилиями этих ученых подвижные игры получили статус важнейшего элемента государственной системы физического воспитания, средства гармонического развития личности.

Важным и ценным наследием познания социальной сущности подвижной игры является опыт известного педагога-новатора А. С. Макаренко. В своей практической педагогической деятельности, в разработке теоретических аспектов подвижных игр А. С. Макаренко особое внимание уделял применению игр с целью воспитательной работы с детьми. Усилиями этого педагога-ученого игровая деятельность ребенка определена, наряду с учебной, трудовой и общественной деятельностью, ценнейшим средством и методом формирования культуры личности ребенка. Система применения подвижных игр, общедоступных спортивных и военизированных, разработанная А. С. Макаренко, является и в настоящее время важнейшим педагогическим методом воспитания подрастающего поколения. Игра, по мнению А. С. Макаренко, приучает ребенка к таким психофизическим условиям жизнедеятельности, в которые он непременно попадет, но уже более подготовленным к ним посредством разнообразной игры.

Благодаря целенаправленному познанию подвижных игр российскими учеными была создана, развивается и совершенствуется национальная теория и система применения подвижных игр в воспитании подрастающего поколения. Исследования современных российских ученых, педагогов-новаторов способствуют расширению представлений о социальной значимости игры — системного явления, средства и метода физического развития и совершенствования, психологической реабилитации, формирования в ребенке личностных качеств гражданина нового демократического общества.

Министерство образования РФ

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Оренбургский государственный педагогический университет

Факультет повышения квалификации

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО ПРЕДМЕТУ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:старший преподаватель

Е. В. Михеева

2007

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ,

ИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ

План:

  1. Истоки и теоретические основы подвижных игр.
  2. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей.
  3. Классификации подвижных игр.
  4. Подвижные игры как средство формирования самооценки.

Основные понятия: подвижная игра, функции игры, оздоровительный компонент.

Тезаурус:

Понятие

Определение

Подвижная игра

Одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка.

Функции игры

Социокультурная;

Коммуникативная;

Диагностическая;

Игротерапевтическая и коррекционная;

Развлекательная.

Оздоровительный компонент

Основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

1.

Истоки и теоретические основы подвижных игр

Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима до школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», замечает Е.А. Покровский.

У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела... Игры бесспорно составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений...

Не забудем далее, что « подвижные игры по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах. <...> Посмотрим, кроме того, сколько гигиена выигрывает от того одушевления и веселья детей, какие наблюдаются во время игр, и чего совсем недостает никакому другому виду физических упражнений».

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама ( 1657 г .) называет семь основных условий подвижной игры :

Движение,

Физическая раскованность и свобода,

Общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

Состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

Наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

- легкость, которую приобретает каждый ее участник,

- ограниченность во времени ,

- «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Традиции использования подвижных игр в России имеют свою длительную историю.Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIII-XIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.

С.Я. Эйнгорн « р азумно построенными» играми призывал педагогов бороться против двух важнейших недостатков времени «чрезмерной впечатлительности ребенка и ослабления его воли». Он считал, что «для детского возраста не существует гимнастики, которая могла бы по своей ценности превосходить игру; последняя соответствует физической организации ребенка и его умственным потребностям, так как она в одно и то же время приятна и полезна».

П.Ф. Лесгафт, считая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий» и к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей «владеть собой, ...сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», – убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность, он относил:

1) «свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4) чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе)».

«Маленькие дети, опираясь... на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной активности в игре. Не надо мешать ребенку играть, резвиться...

Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке, сколько крутить скакалку... это заложено в его природе... Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь», – подчеркивает уже в наше время И.А. Аршавский, сожалея, что именно в начальной школе обрывается нить «игровых университетов». Ребенок насильно иммобилизуется, его двигательная активность резко уменьшается, а игра перестает носить столь важный для развития детей характер физиологического стресса, который заставлял активно действовать все их органы и системы, но и одновременно позволял соблюдать «разумный дефицит покоя». В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта,который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.

Ружена Будинска говорила, что подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевною благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.

Социокультурная функция

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. В то же время игра - своеобразная «школа морали», по выражению Д.Б. Эльконина. С.Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – фзическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости » – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Коммуникативная функция

Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, дети играют в «салки». Ребенок убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен рассалить товарища. Иногда сделать это бывает страшно: ребенка ведь могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, то тот потом сможет рассалить его самого.

Диагностическая функция

Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

Игротерапевтическая и коррекционная функции

В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

Развлекательная функция

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм.Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей , – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.

Непринужденная веселая атмосфера увеличивает совместное общение между детьми, подводит ребенка к пониманию того, что действия не являются лишь его индивидуальным делом, ибо они включаются, прямо или косвенно, в сложные человеческие взаимоотношения.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Ученые установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления (как одного из основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности. Главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры,запоминают
правила,обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества. 3.М. Истомина
подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти
в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача
нечто припомнить и запомнить,появились предпосылки для развития
произвольного запоминанияиприпоминания.Исследование показало
также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно
включено в игру, чем если проводится в виде специально организованных занятий.

3.В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала,что сознательныйконтроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

А.В. Запорожцем и Я.3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми
зачинами,что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат
детей самостоятельно декламировать и петь,способствуют преодолению
застенчивости.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает решения.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнениеих формирует волю,развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.Играя и
реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

А. С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.

Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют, характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства.

Подвижные игры широко используются в психологических тренингах.
Зачастую онипредставляют собой наиболее заметную,эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия.

Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения. Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Группа - наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра, в свою очередь, приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.

Как уже отмечалось, характерной особенностью контингента детей является конфликтное общение с окружающими. При этом речь идет прежде всего о формах общения. Так, стремление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но то, как оно осуществляется, может приводить к конфликтам со сверстниками. В этом случае коррекции подлежит именно форма реализации этого стремления. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы, открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми. Взрослые в группе - психологи - исходят из интересов детей, обходятся без оценок и не сравнивают детей между собой.

Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника.

Первый - семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочки, скопированные у мамы, вызывают смех и непонимание в кругу сверстников.

Второй источник дезадаптации особенности темперамента, точнее неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Ребенок с низкой адаптивностью, высокой интенсивностью реакций и с преобладающим негативным фоном настроения труден для коллектива, вызывает много агрессивных реакций, дети его избегают, что, в свою очередь, обижает и злит ребенка. Коллективная жизнь таких детей насыщена стереотипно повторяющимися конфликтами, обиды становятся привычными, возникают отгороженность, чувство невозможности дружбы и понимания.

Третий источник дезадаптации внутренние конфликты самого ребенка. Например, ребенок со страхом автономии, не решивший в свое время дилемму «самостоятельность нерешительность», во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, может проявлять пассивность, двигательную заторможенность, нерешительность. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним, не желают играть, и он оказывается в изоляции.

От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Общее снижение интереса начальной школы к детской игре в определенной мере нивелировало значение подвижных и спортивных игр в режиме жизнедеятельности младшего школьника. Хотя именно эти игры являются эффективным средством физической рекреации и поддержания высокой работоспособности,успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной патологии.

2.

Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка , – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний .

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с до школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях,в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они являются хорошей тренировкой в быстром – в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом – переключении внимания и развитии его гибкости.

Особого внимания с позиций практики коррекционно-развивающего образования заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учеников. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств,как переключение, распределение и устойчивость.

Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению ими утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды.

Название игры

Ожидаемый результат тренировки

Примерный перечень заболеваний и состояний, при которых рекомендуется игра

«Найди и промолчи»

Развитие зрительной памяти, внимания, умения ориентироваться в пространстве, улучшение тормозных реакций.

При заболеваниях ЦНС, ДЦП, вегето-сосудистой дистонии , при ослаблении эмоционально-волевой сферы.

«Жмурки в кругу»

Воспитание умения сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве и на местности, быстроты реакции и внимания, развитие функций слухового анализатора.

При заболеваниях, сопровождающихся вялостью, заторможенностью. При изменениях в слуховом аппарате у глухих детей.

«Мышеловка»

Тренировка быстроты реакции, скорости и ловкости движений и ориентировка в пространстве.

Задержка умственного развития, заболевания с вялостью, рассеянностью, медлительностью. Заболевания опорно-двигательного аппарата.

3.

Классификация подвижных игр

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский.

«Маленькие дети... играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место,– отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.

Все игры детей принято делить на две большие группы:

Игры с готовыми«жесткими» правилами (спортивные, подвижные,
интеллектуальные);

Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий.

М. Лацерус предлагает классификацию игр:

Игры, связанные с физической деятельностью;

Влечения к различным видам зрелищ;

Игры интеллектуальные;

● Игры азартные.

Д.Б. Эльконин делит подвижные игры на четыре группы:

Имитационно-процессуальные, в которых действия детей сводятся
к простому подражанию известным действиям по образцу;

Драматические игры по определенному сюжету;

Игры с несложными по сюжету правилами;

Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.

Заслуживает внимания классификация игр как отражение разнообразных типов человеческой деятельности:

Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые); технические, конструкторские; электронные,компьютерные,игры-автоматы; игровые методы обучения.

Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые(подражательные,
режиссерские,игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровителъные) игры.

К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.

Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.

В методике физического воспитания и развития детей принято делить игры на :

1. Элементарные игры с правилами:

а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки , игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).

2. Сложные игры с правилами:

а) спортивные (футбол, элементы баскетбола на 7-ом году жизни);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы ).

Также все подвижные игры по программе детского сада делятся по двигательному составу.

1. Игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Мы веселые ребята», «Ловишки », «У медведя во бору», «Волк во рву»);

2. Игры средней подвижности, с лазаньем, хороводы с ходьбой и с бегом («Мышеловка», «Ровным кругом», «Карусели», «Пузырь», «Обезьянки», «Медведь и пчелы»);

3. Игры малой подвижности с ходьбой в средне-медленном темпе, с упражнениями для определенных частей тела, с метанием («Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Море волнуется»).

4.

Подвижные игры как средство формирования самооценки

Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший». Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного развития, так как самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности.

В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.

Действия в сюжетной игре не требуют реального результата и жёсткой регламентации. Для подвижной игры с правилами характерны чётко определённые границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (настоящей и будущей), и для полноценной жизни в коллективе.

Педагогические условия организации и проведения подвижных игр

Учёт индивидуальных особенностей детей

В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

С детьми этой группы можно организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия («Черепаха-путешественница») либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат игры («Водонос», «Городки»). При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сна чала они держатся напряжённо, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребёнка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбак и рыбки»), от внимания («Водяной»).

Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в...» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений каждого ребёнка).

В результате детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь»; «Я попробую – вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробовать ещё раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё получится!».

Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своём самоощущении перешёл от мысли «Я хочу, но боюсь к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».

Игры «Белочка с орехами», «Каракатица» «Городки» – наиболее подходящие для дошкольников данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

Беседа о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.

В своём стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведёт к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побеждённый, завтра – победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.

Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение, что подтверждают многие педагоги. «Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы... обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» (Ю.Е. Лукоянов).

Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат

Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки».

Цель второго этапа - функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, разви тием ловкости и скорости движений. Очень важно вначале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры либо организовывать командные соревнования (игры типа «Водонос»), в которых поражение не воспринимается как личная неудача.

Цель третьего этапа - соревновательная: ребёнок должен добиться положительных результатов. После того как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

Различные игры могут стать частью командных или индивидуальных соревнований. Например, комбинация игр «Водяной» и «Водонос» составит этапы «Водяной эстафеты», а игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «Городки» (метание), «Каракатица» (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) войдут в «Весёлые старты».

Соблюдение правил игры

Чтобы помочь каждому ребёнку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;

ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);

дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;

все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;

как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

Оценивая вместе со взрослым действия сверстников и их ошибки в игре, ребенок не только лучше усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчеты. Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоёвывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Педагогически грамотное распределение ролей

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть командные роли. Игровая практика накопила немало демократических примеров распределения ролей, таких, как жеребьёвка, считалки, бросание кубика с цифрами и т.п.

Что важно для педагога при распределении ролей?

- Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет; неактивным - проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, – сдружиться со всеми.

- Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.

- Предусмотреть активное участие детей в игре: ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать.

- Не использовать в игре отрицательные роли.

Оборудование и оснащение игровой площадки

Место для игры должно соответствовать её содержанию, количеству играющих и быть безопасным для детей.

В подвижной игре, как и в большом спорте, результат иногда зависит не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, погодных условий. Если ребёнок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за вмешательства посторонних людей, луж, ямок и других помех воспринимается им как трагедия и может нанести вред его эмоциональному состоянию. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем значимее для ребёнка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее следует продумать условия для проведения игры и подобрать спортивный инвентарь.

Сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьёзной на то причины.

Таким образом, п одвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Всё дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.

Перечисленные качества помогут ребёнку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Тема: «Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка»

Форма занятия: работа творческих микрогрупп.

Задачи:

Предварительная работа:

составление списка научной литературы по использованию современных диагностических методик физического развития детей;

определение спектра вопросов круглого стола;

изучение научной и методической литературы по проблеме.

Спектр обсуждаемых вопросов:

1. Диагностика психофизического развития и физической подготовленности детей.

2. Методика проведения диагностических срезов.

3. Показатели развития общих и специфических двигательных навыков у детей разных возрастных групп.

4. Оценка возможностей ребенка (паспортный возраст, биологический возраст).

5. Критерии биологического возраста.

6. Понятие «двигательный возраст», его оценочный результат.

7. Оценка сенсомоторного развития ребенка.

Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.

Списоклитературы

  1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина , Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти , 2000.

2. Велитченко , В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт , 2000.

  1. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С.10-14.
  2. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С.29-33.
  3. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос , 2001.

6. Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. п особие для студ. высш . и сред. пед . учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.

7. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) – М: Просвещение, 2003.

  1. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольниковв образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.
  2. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления /дошкольный возраст/. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  3. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Дидактика , 2003.
  4. Мартынов, С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. - М.: Владос , 2002.

12. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

  1. Ноткина, Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.

14. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Младший и средний дошкольный возраст. – М., 2000.

15. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Старший дошкольный возраст. – М., 2000.

16. Потопчук, А.А., Овчинникова, Т.С. Двигательныйигротренинг для дошкольников. - С.-Пб.: Речь, 2002.

1. Специфика подвижной игры.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

2. Значение подвижных игр.

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав.

Итак, подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

3. Виды подвижной игры.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы . Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

4. Структура проведения подвижных игр.

Структура проведения подвижных игр:

Сбор детей на игру

Создание интереса к игре

Организация играющих, объяснение игры

Определение ведущего

Проведение игры

Окончание игры и подведение итогов

Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, новая считалочка и т. д. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.

В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).

Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки, поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными "пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или упражнений.

5. Особенности руководства подвижной игрой.

Ая младшая группа

Кругозор детей этого возраста мал, внимание не устойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простыми и доступными правилами и сюжетом. Действующие лица хорошо знакомы детям, встречаемы в повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку. Правила очень просты и тесно связаны с сюжетом.

Большое место в этом возрасте занимают игровые упражнения, в них включены простейшие двигательные задания (принеси флажок, догони мяч).

Ая младшая группа

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, н. развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку»), большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

Средняя группа

Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили»), от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна,но при усложнении игры можно вводить второго водящего н. «У медведя во бору» два медведя.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в течении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.

Старшая группа

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы»). Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Поделиться