Клавдия шульженко жизнь и судьба. Биография шульженко клавдии ивановны

История жизни
Говорит прославленный певец Леонид Осипович Утесов: «Я не раз слышал от композиторов, пишущих для эстрады, чьи произведения исполняет Клавдия Ивановна, что она умеет открывать в песне, особенно лирической, такие стороны, о которых сами авторы прежде не подозревали. Как это делается? Рецепта нет - есть индивидуальность замечательной певицы, главное достоинство которой заключается в богатстве интонационных оттенков и актерской игры, далеко выходящих за пределы нотной страницы. Великолепно владея этими средствами, Шульженко оживляет ими мелодию, усиливает роль стихотворного текста в песне и тем самым повышает эмоциональное восприятие ее слушателями. Могу смело утверждать, что есть немало песен, которые живы в памяти народа, поются до сей поры только потому, что к ним приложила свое мастерство, свою душу Клавдия Шульженко».
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове. Вот что она сама вспоминает:
«С детства мечтала стать актрисой драматического театра. Эта мечта зародилась во мне еще до того, как я впервые побывала в настоящем театре.
Мы жили в Харькове, на Владимирской улице. Район наш назывался Москалевкой. Наша семья - отец, мать, брат Коля и я - занимала флигель, в котором жила еще и соседка.
Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг...
Тем не менее, ничто не предвещало моей песенной судьбы. В гимназии Драшковской, где я училась, любимым предметом была словесность. Я учила наизусть стихи русских поэтов, которые с восторгом декламировала и на уроках, и в пансионе подругам по комнате...
...Не скрою, к большинству предметов относилась как к обременительной нагрузке. Мне очень жаль, сегодня могу в этом сознаться, что я несерьезно отнеслась и к занятиям по музыке. Родители, заметив мои музыкальные способности, определили меня к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову, удивительному педагогу и добрейшему человеку. Он занимался со мной нотной грамотой и исподволь обучал пению. «Ты счастливая, - говорил он, - у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».
Петь я любила, но не считала пение своим призванием. Все мои мечты были о сцене драматического театра. И «виноваты» здесь были не только наши любительские спектакли. «Виноват» был кинематограф с его Верой Холодной, Иваном Мозжухиным, Владимиром Максимовым - кумирами зрителей тех лет. Они не говорили и не пели, но, тем не менее, покорили мое сердце, разжигая мечты об актерской карьере.
«Виноват» был и театр. Именно он оставил во мне самые яркие впечатления юности. Театр в нашем городе был замечательный. Его руководитель - один из крупнейших режиссеров тех лет Николай Николаевич Синельников, собрал великолепную актерскую труппу. Каждый поход с папой в театр Синельникова становился для меня праздником. И разве не естественно, что безумно хотелось, чтобы этот «праздник был всегда со мной».
И я решилась. Ранней весной 1923 года, когда мне еще не было семнадцати лет, отправилась к Синельникову «поступать в актрисы».
В то время театр этот был одним из самых интересных периферийных коллективов, славившийся и режиссурой, и репертуаром, и актерским составом. Быстрое зачисление Шульженко в столь сильную труппу говорит о ее таланте. В театре Шульженко прошла хорошую актерскую школу, но тяга к эстраде оказалась сильнее.
В 1928 году Шульженко едет в Ленинград уже в качестве эстрадной певицы. Надо сказать, что в те годы положение эстрадного артиста, как и всей эстрады в целом, было незавидно. Вскоре певица впервые выступает на сцене Мариинского театра, в концерте, посвященном Дню печати.
«Легко можно догадаться, что чувствовала молодая исполнительница, как она волновалась, - пишет И.А. Василинина. - Но все окончилось не просто хорошо, а блистательно. Ее долго не отпускали со сцены. Она пела весь свой репертуар, тот, который «сомнительный», «вчерашний день», «чепуха», - «Красный мак» и «Гренаду», «Жорж и Кэтти» и «Колонну Октябрей». Она легко переходила от шуточной песенки к гражданской, романтической. Она подчиняла себе зал, который неистово аплодировал, требуя продолжения выступления.
Буквально в один вечер имя Шульженко стало известным. И тогда... владельцы кинотеатров «рискнули» заключить с ней контракты. Она начала давать свои концерты перед демонстрацией фильмов. Для только-только начинающей певицы здесь не было ничего зазорного. Это были честь, признание, возможность стать рядом с лучшими мастерами эстрады, среди которых были такие, как Владимир Хенкин, Изабелла Юрьева, Наталия Тамара и другие. Все они участвовали в концертах, проходящих перед началом сеанса.
Очень скоро зрители стали «ходить» главным образом на Шульженко...»
После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера» в 1929 году Шульженко приглашают в Ленинградский мюзик-холл. В ее репертуаре появляются песни «Никогда», «Негритянская колыбельная», «Физкульт-ура».
Но уже тогда слушатели заставили молодую певицу сделать выбор. Наиболее благосклонный прием имели песни лирические - о любви, такие, как «Кирпичики», «Шахта номер 3». В конечном итоге уже в первый период своего творчества Шульженко стала петь о людях, которых хорошо знала, об их чувствах и настроениях.
Шульженко участвует в театральных постановках, снимается в кино. В кинокомедии Э. Иогансона «На отдыхе» певица исполняет лирическую песню героини фильма Тони. Пластинка с записью «Песни Тони» стала фонографическим дебютом Шульженко.
«В джазе Якова Скоморовского, солисткой которого она стала в 1937 году, - пишет Г. Скороходов, - запела разные по характеру песни: зажигательного «Андрюшу» (И. Жак - Г. Гридов), задумчивые «Часы» (музыка и слова А. Волкова), шуточного «Дядю Ваню» (М. Табачников - А. Галла), но возвращаться к песням, в которых «идеология» выглядела принудительным довеском, песням с «голым» лозунговым текстом не решалась, была уверена, что риторика ей противопоказана, что у нее свой «лирический голос», и его не нужно нагружать чуждой ему манерой - не выдержит».
В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. «Шульженко явилась украшением Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, - отмечает Скороходов. - Ее выступлениям сопутствовал огромный зрительский успех. Сразу же после завершения состязания последовало приглашение в Дом звукозаписи. Здесь она напела пять песен - факт, означавший выход ее пластинок на всесоюзную арену: диски, изготовленные с матриц Дома Апрелевским и Ногинским заводами, распространялись по всей стране. Ее снимают для всесоюзного киножурнала «Советское искусство» - единственную из вокалистов, участвовавших в конкурсе. Руководство ленинградской эстрады сочло нужным организовать для Шульженко джаз-оркестр, программы которого, в отличие от выступлений коллектива Я. Скоморовского, будут строиться главным образом на песнях, исполняемых Шульженко. Она же была назначена и одним из художественных руководителей нового ансамбля».
В январе 1940 года был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и В. Коралли, который решено сделать театрализованным. В своей первой программе, под названием «Скорая помощь», музыканты обыгрывали эпизоды, связанные с организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту. Вторая программа целиком строилась на «радиоконферансе». В репертуаре нового ансамбля много шуточных песен: «Нюра», «Курносый», «О любви не говори», «Упрямый медведь».
С началом Великой Отечественной войны Шульженко вступает в ряды действующей армии - становится солисткой фронтового джаз-ансамбля. Только за первый год ленинградской блокады певица дала пятьсот концертов. В конце 1941 года в репертуаре Шульженко появилась знаменитая песня «Синий платочек» - одна из самых популярных песен военного времени.
В своей книге Клавдия Ивановна пишет: «Однажды после выступления нашего ансамбля в горнострелковой бригаде ко мне подошел стройный молодой человек в форме, с двумя кубиками в петлицах.
- Лейтенант Михаил Максимов! - представился он.
Робея, заливаясь краской от смущения, симпатичный лейтенант сказал, что написал песню.
- Я долго думал о ней, но все не получалось. А вот вчера... Мелодию я взял известную - вы, наверное, знаете ее, - «Синий платочек», я ее слышал до войны, а вот слова написал новые. Ребята слушали - им нравится... - Он протянул мне тетрадный листок. - Если вам понравится тоже, может быть, вы споете...
Мелодия «Синего платочка» была знакома мне. Я ее услышала впервые в одном из концертов Белостокского джаз-оркестра - в довоенной Москве лета 1940 года. Ее автора, польского композитора Иржи Петербургского (на наших афишах его именовали то Юрием, то Георгием), одного из руководителей гастролировавшего коллектива, знали как создателя исполнявшегося в 30 х годах чуть ли не на каждом шагу танго «Утомленное солнце». Пела это танго и я - не могла устоять перед очарованием романтической мелодии, только у меня называлось оно «Песней о юге» (текст Асты Галлы).
«Синий платочек» в том, довоенном варианте мне понравился - легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс, на песни городских окраин, как их называли. Но текст его меня не заинтересовал - показался рядовым, банальным...
Лейтенант Максимов написал, по существу, новый текст, сумев сделать главное - выразить в нем то, что волновало слушателей 1942 года и продолжает волновать до сих пор как точная фотография чувств и настроений солдата тех далеких военных лет. Позже эту песню назовут «песней окопного быта», но мне думается, дело здесь не в терминах, тем более что не каждый из них может выразить суть. А суть, на мой взгляд, была в ином.
Новый «Синий платочек» в простой и доступной форме рассказывал о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том, что и в бою солдаты помнят тех, кого они оставили дома. Сам платочек стал теперь не девичьим атрибутом, что «мелькнет среди ночи», как в прежнем варианте, а символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его разлучила война, - «за них - таких желанных, любимых, родных», «за синий платочек, что был на плечах дорогих».
И произошел случай в моей исполнительской практике уникальный. В тот же день после одной-единственной репетиции отдала песню на суд слушателей. «Приговор» был единодушным - повторить! И, пожалуй, не было потом ни одного концерта, где бы ни звучало это требование.
Песня попала в точку. Думаю, что мне она далась так легко потому, что настроения и мысли, отразившиеся в ней, витали в воздухе. Я старалась выразить в «Синем платочке» то, что узнала и увидела на встречах с фронтовиками, чем жила, о чем думала. Эта простая песенка мне показалась необычайно эмоционально насыщенной, потому что она несла большие чувства - от нежности к любимым, преданности им до ненависти к врагу.
Песня полюбилась повсюду. В частях, куда мы приезжали впервые, меня встречали вопросом-просьбой: «А «Синий платочек» споете?» После концерта слушатели подходили и просили «дать им слова». С улыбкой вспоминаю, как иногда превращалась в учительницу, ведущую диктант, а солдаты - в прилежных учеников, записывающих под диктовку «Синий платочек».
С песней этой для меня связаны десятки самых дорогих воспоминаний, сотни волнующих страниц военной жизни...»
В послевоенный период певица находится на пике популярности. Многие композиторы и поэты предлагают ей свои произведения. Они понимают, что само имя Шульженко гарантирует зрительский успех. Но не всякая, даже и хорошая, песня попадала в репертуар певицы: «Я ищу песню - значит, я смотрю, слушаю десятки песен. Как же приходит ощущение, что вот эта песня - моя, эта тоже, а другие - нет, не мои? Ответить на этот вопрос легко тогда, когда я могу предъявить к произведению конкретные претензии: допустим, оно мне кажется недостаточно выразительным или глубоким, не нравится музыка, холодным и скучным представляется текст. Но ведь бывает и так: всем хороша песня, а я просто слышу, как превосходно может она прозвучать в чьем-то исполнении... Только не в моем. Мы с ней чужие друг другу».
С 1950 года артистка сотрудничает с известным композитором Исааком Дунаевским. В репертуаре певицы появляются его песни «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс». Дунаевский пишет и песни для фильма с участием Шульженко - «Веселые звезды».
В 60 е годы Клавдия Ивановна отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту. Она все чаще обращается к репертуару военных лет. В 1965 году певица выступила на Первом фестивале советской эстрадной песни.
«В эти свои вечера К.И. Шульженко пела только о любви, - пишет И.А. Василинина. - Она пела, говорила, шептала любовные признания. Была раба любви и ее госпожа. Она превозносила это великое и таинственное чувство и смеялась над ним. Была отвергнута, брошена, забыта и снова счастлива, желанна, любима. Она утверждала, что любви все возрасты покорны. И заставляла безоговорочно верить этому. Царила на сцене женщина, певица, актриса. Царила вновь.
Десять дней над входом Государственного театра эстрады висел плакат: «Все билеты проданы». Десять дней на дальних подступах к театру спрашивали: «Нет лишнего?» Десять дней счастливчики, заполнившие зрительный зал, с нетерпением ждали открытия занавеса... Так в октябре 1965 года проходил в Москве Первый фестиваль советской эстрадной песни».
С конца 70 х годов Шульженко прекращает выступления с сольными программами, но принимает участие в сборных концертах и делает новые записи на фирме «Мелодия». Одна из самых популярных песен ее репертуара того времени - песня «Вальс о вальсе» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.
«Талант этой замечательной артистки таков, что, раз спев песню, она делает ее своей, «шульженковской», - сказал Э. Колмановский. - Мы, авторы песен, не можем быть за это в обиде. Наоборот, мне кажется, что именно благодаря исполнению Клавдии Шульженко «Вальс о вальсе» получил столь долгую и счастливую жизнь».
Умерла Шульженко в 1984 году в Москве.

Клавдия Ивановна Шульженко - народная артистка СССР, певица и актриса. Она родилась 24 марта 1906 в украинском городе Харькове. Певицу любили по всему миру, до сих пор немногим удалось достичь даже сотой доли её фееричного успеха.

Много лет назад именно голос Клавдии Ивановны вселял веру и надежду в сердца миллионов солдат, даже раненые бойцы ненадолго забывали о боли, благодаря её песням. Её называли советской Эдит Пиаф. Умерла эта талантливая женщина 17 июня 1984 года в Москве, похоронили её на Новодевичьем кладбище.

Юные годы и первые исполнения песен

Члены семьи девушки имели отношение к творческой деятельности. Отец Клавдии работал бухгалтером, но в свободное время любил играть на духовом инструменте и петь соло.

Периодически он выступал с любительским оркестром перед публикой, юная Шульженко была в восторге от приятного баритона Ивана Ивановича. В их дворе собирались соседи со всех улиц, когда семья Шульженко разыгрывала спектакли и концерты.

Малышка Клава восхищалась актрисами немого кино, мечтала связать жизнь с этим видом искусства. С годами это желание только укрепилось. В гимназии девушка получала истинное удовольствие от изучения и декламации стихотворений, также отлично давался ей французский язык.

В то же время отец видел свою дочь исключительно в музыке, несмотря на её пренебрежительное отношение к собственному таланту. Неизвестно, как сложилась бы судьба Клавдии, если бы не Никита Чемизов, преподаватель Харьковской консерватории и профессор. Родители отдали её к нему на обучение, после чего музыкант тронул сердце девушки словами о том, что её голос поставлен от природы, нужно лишь развивать и совершенствовать его для достижения успеха.

Карьера в кино и театре

Весной 1923 года Шульженко начала делать первые шаги на пути к актёрской карьере. Клавдии не было и семнадцати лет, когда она пришла на прослушивание к Синельникову. Для смелости девушка взяла с собой подругу, они спели несколько песен на украинском и русском языках, затем сыграли этюд. Подруге режиссёр отказал, а Клавдию с удовольствием взял в театральную труппу. Одновременно с этим девушка пела в хоре при том же Харьковском театре драмы.

Дебютом актрисы стала роль в оперетте «Перикола», далее она принимала участие в таких постановках, как «Казнь» и «Дети Ванюшина», где играла певицу. В первом из них и состоялся музыкальный дебют девушки.

По завершении спектаклей Клавдия продолжала выступать. Она пела на летних эстрадных площадках, в рабочих клубах и дивертисментах. Её простые композиции символизировали жизнь народа, до сих пор они считаются образцами современной бытовой песни.

О характере Шульженко ходят разные слухи, но можно сказать лишь то, что женщина осознавала свои достоинства и не страдала заниженной самооценкой. Все слова, сказанные ею, достигали глубины сердца слушателей, Клавдия заслуженно считала себя символом эпохи.

Музыкальная деятельность

В 1930-х годах к певице понемногу начала приходить известность. На её концертах собирались полные залы, девушка постоянно гастролировала, первые песни были записаны на пластинки. В конце 1939 года артистка участвовала в первом всесоюзном музыкальном конкурсе и стала его безоговорочным лауреатом, благодаря композициям «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка». Эти три песни, представленные Шульженко, произвели впечатление на критиков и посетителей премии.

Во то время, когда началась война, Клавдия находилась в Ереване. Она добровольно вступила в ряды армии, дала более 500 концертов за первый год блокады. Женщина выступала перед военными, в госпиталях крутили её пластинки. В 1941 году появляется композиция «Синий платочек», которая со временем стала легендарной и узнаваемой практически всеми жителями бывшего СССР.

Через год певицу наградили медалью, а 9 мая 1945 ей присудили орден Красной Звезды. Летом девушка стала заслуженной артисткой РСФСР. Клавдия заставляла людей думать о действительно важных вещах, её меньше всего интересовало визуальное обрамление выступлений.

Семья и личная жизнь

В 1928 году Клавдия встретила одессита Владимира Коралли. Он постоянно разъезжал со звёздами эстрады, выступая в качестве конферансье и всячески развлекая публику. Остроумный и талантливый парень впечатлил девушку, но пообщаться ближе им удалось не сразу.

В 1930 году девушка вышла замуж за Владимира. В 1932 году Шульженко родила сына. Много лет они вместе гастролировали и вдохновляли друг друга, но в канун нового, 1956-го, года поссорились. Впервые за 25 лет они встречали праздник раздельно, вскоре после этого Коралли развелись. Никто из них не мог объяснить причины столь внезапного расставания. Ходили слухи, что союз этой пары был скорее творческим. Они идеально понимали друг друга, но о любви говорить было глупо.

За свою жизнь актриса получила колоссальное количество любовных посланий, поклонники относились к ней с трепетом и теплом. Она читала их все, но был человек, чьи письма особенно тронули певицу. Звали его Георгий Епифанов. Мужчина влюбился в Клавдию ещё в 1940 году. Из разных стран и городов он регулярно отправлял ей открытки, Шульженко отвечала ему благосклонно. Через много лет они, наконец, познакомились в реальной жизни, благодаря Марианне Семеновой.

Но была и одна проблема, а именно возраст Георгия. Он был младше женщины на 12 лет. Учитывая нравы того времени, люди начали шептаться за их спинами. Несмотря на это, в 1957 году пара заключила брак. Девять лет они жили счастливо, но Клавдии было трудно поверить в то, что её так сильно любят, постоянные сомнения терзали певицу. Именно поэтому ревность и недоверие разделили их пути на десять лет.

Однажды Шульженко заметила Жоржа (так она называла Епифанова) на своём концерте, он стоял в одном из первых рядов. В этот момент женщина поняла, что не любила никого сильно, и прямо со сцены попросила бывшего мужа вернуться и простить её. Пара объединилась, после этого они были счастливы вплоть до дня смерти Клавдии. Георгий пережил её на 13 лет. На год раньше произошла смерть Владимира Коралли, завещавшего похоронить его рядом с бывшей женой.

До сих пор память артистки чтят во многих городах. Родной Харьков может похвастаться музеем имени Шульженко, также ежегодно проводятся фестивали в её честь.

В 1923 году же году она дебютировала как певица, исполнив романс "Звезды на небе" в спектакле "Казнь".

Летом 1925 года также начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

С 1928 года Шульженко выступала на эстраде. В этом году она дебютировала на сцене Мариинского театра в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на концерте, посвященном Дню печати, в 1929 году — в Московском мюзик-холле.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля "Условно убитый", где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижерским пультом стоял Исаак Дунаевский.

В 1936 году были сделаны первые граммофонные записи песен в исполнении Клавдии Шульженко. Испанские и латиноамериканские песни в ее исполнении "Челита" и "Простая девчонка" воспринимались слушателями как песни о современниках.

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал популярен и просуществовал до лета 1945 года.

В годы Великой Отечественной войны Шульженко участвовала во фронтовых концертах. С 1943 года она выступала в Москве, став артисткой Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО), преобразованного позже в Москонцерт.

В ее исполнении получили известность песни "Синий платочек" Ежи Петербургского, "Давай закурим" Модеста Табачникова, "Друзья-однополчане" Владимира Соловьева-Седова и другие.

Певица стала признанным кумиром советской эстрады. Ее пластинка "Голубка" разошлась по стране рекордным тиражом в два миллиона экземпляров. С тех пор она выпустила 25 разноформатных долгоиграющих пластинок.

На телевидении Шульженко впервые исполнила песни "Когда-нибудь" Людмилы Лядовой, "Бабушкино танго" Эдуарда Колмановского в программе "Голубой огонек".

В октябре 1965 года Клавдия Шульженко приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в московском Государственном театре эстрады. В 1967 году она стала членом жюри этого фестиваля.

С конца 1970-х годов Шульженко прекратила выступления с сольными программами, принимала участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня "Вальс о вальсе" Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко.

В апреле 1976 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт Клавдии Шульженко. Одной из последних работ певицы стала запись кантаты Дариуса Мийо "Сын и мать". В 1980 году Клавдия Шульженко записала свою последнюю долгоиграющую пластинку "Портрет".

Клавдия Шульженко снималась в кино. Ее дебютом стала эпизодическая роль Веры в киноленте Михаила Авербаха "Кто твой друг?" (1933). Позже режиссер Эдуард Иогансон пригласил певицу спеть за исполнительницу главной женской роли в кинокомедии "На отдыхе" (1936). В музыкальном фильме-ревю "Веселые звезды" (1954) режиссера Веры Строевой певица исполнила одну из своих любимых своих песен "Молчание" (стихи Михаила Матусовского, музыка Исаака Дунаевского).

В 1981 году вышли ее мемуары "Когда вы спросите меня…" (литературная запись Глеба Скороходова).

17 июня 1984 года Клавдия Шульженко скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Певица была удостоена звания народная артистка СССР (1971), была награждена орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалью "За оборону Ленинграда".

В 1996 году в Харькове открылся Музей К.И. Шульженко (с 2012 года — Музей выдающихся харьковчан им. К.И. Шульженко), в котором находится уникальная коллекция личных вещей певицы.

В 1930-1955 годах Клавдия Шульженко была замужем за эстрадным певцом и куплетистом Владимиром Коралли (настоящее имя Вольф Кемпер), в 1932 году у них родился сын Игорь. Позже гражданским мужем Шульженко был кинооператор Георгий Епифанов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Последовал строгий вопрос режиссера Николая Николаевича Синельникова: "Что мы умеем?" От смущения Клава выпалила: “Все!" И более робко пояснила: "Петь, декламировать и танцевать!” Синельников остановился на первом и попросил помочь Клаве исполнить популярнейшую тогда песню Дмитрия Балацкого “Розпрягайте, хлопці, коней” концертмейстера Дуню. Дуней оказался заведующий музыкальной частью театра, начинающий композитор Исаак Дунаевский. Поговаривали, что Клавдия тут же влюбилась в Дунаевского, но он не обращал никакого внимания на молоденькую симпатичную статистку. Через пять лет, встретившись с Шульженко в Ленинграде, Дунаевский на свой комплимент похорошевшей певице получил шутливо-мстительный ответ: “Пять лет назад надо было думать, когда волос на голове было побольше”.

Но это из области околотеатрального фольклора. А вот факты, свидетельствующие о длительной творческой дружбе, связавшей этих талантливых людей. В Харькове встретились они молодыми, начинающими, поэтому сочувствовали друг другу и ценили взаимную поддержку. На несколько лет судьба развела их в разные стороны. А в 30-м году на сцене Ленинградского мюзик-холла состоялась творческая встреча известного композитора с завоевавшей популярность эстрадной певицей: Шульженко играла роль в спектакле "Условно убитый", музыку к которому написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Дунаевский.

Москва. 1939 год. В Колонном зале Дома Союзов проходит Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады. В ложе - жюри под председательством И.Дунаевского, а на сцене в числе участников - Клавдия Шульженко. Звучит лирическая песня "Записка" в её исполнении, вызвавшая восторженную, бурную реакцию публики и покорившая жюри. По условиям конкурса "бисы" запрещены, но публика не отпускает певицу. "Из-за кулисы я взглянула на Дунаевского, - вспоминает певица. - Он улыбнулся и разрешающе кивнул. В нарушение правил я спела на "бис". Излишне говорить, что Шульженко стала лауреатом этого конкурса.

Москва. 1953 год. Съёмки фильма-концерта "Весёлые звёзды" режисссёра Веры Строевой. Одной из приглашённых для участия в этом фильме звёзд эстрады была К.Шульженко. Требовательной к своему репертуару актрисе и певице нужны были новые, неизвестные зрителю, песни. И она просит помочь ей давнего друга Дунаевского. Несмотря на чрезвычайную занятость (это было время интенсиной работы над опереттой "Белая акация"), композитор откликается на просьбу и пишет новые песни. Одна из них - лирический вальс "Молчание" - вошла в репертуар не только эстрадных исполнителей, но и камерных певцов. Как сейчас говорят, она стала эстрадным "хитом". Дунаевский вначале сочинил мелодию, и Шульженко заметила, что это так хорошо, что не нужно никаких слов, нужно только слушать и молчать. Так были написаны слова песни о молчании М.Матусовским:

...Не спугни очарованья
Этих тихих вечеров -
Ведь порою и молчанье
Нам понятней всяких слов...

До ухода из жизни Дунаевскому оставалось два года...

Клавдия Шульженко - знаменитейшая советская певица с украинскими корнями, участница Великой Отечественной войны.

За действительно выдающийся вклад в развитие музыкального искусства ей было присуждено звание народной артистки СССР – один из высших символов признания профессионального мастерства артиста в Советском Союзе. Клавдия Шульженко была одной из самых популярных и любимых публикой артисток советской эстрады.

Биография

Клавдия Ивановна Шульженко появилась на свет в марте 1906 года в небольшом посёлке близ города Харькова, на Украине. Её отец работал бухгалтером. Первыми песнями, которые она начала петь, были народные украинские напевы.

Творческая биография Клавдии Шульженко началась в родном городе. На большой сцене она впервые выступила в семнадцать лет, став артисткой труппы театра города Харькова. А в 1928 году юная Шульженко начала выступать в Мариинском театре, в Ленинграде.

С начала сороковых годов Клавдия Ивановна активно продвигала в СССР мало известный и не особенно одобряемый властью джаз. Солистке пришлось быть первооткрывателем в этой сфере: самой изучать теорию зарубежного музыкального стиля и подбирать талантливых исполнителей и музыкантов для своего новаторского - первого в СССР - джазового ансамбля.

Во время войны певица постоянно ездила на фронт и выступала там со своим джазовым ансамблем. Она вошла в ряды Красной Армии. Известно, что за время Великой Отечественной войны артистка дала больше тысячи концертов, рискуя жизнью на передовой, а также в военных госпиталях и перед детьми в эвакуации. Она была первой исполнительницей быстро набравшей популярность песни «Синий платочек».

Выдающийся вклад Клавдии Шульженко в великую Победу был оценен по достоинству советским руководством: она была награждена несколькими медалями, в частности орденом «За оборону Ленинграда». После войны эта талантливейшая женщина продолжила активную концертную деятельность, снялась в нескольких фильмах.

Личная жизнь певицы, увы, не была простой и безоблачной. Она несколько раз была замужем (первый раз - за известным певцом и артистом Владимиром Коралли, второй раз - за популярным кинооператором Георгием Епифановым). От первого брака у нее был сын Игорь. Великая певица умерла в 1984 году в Москве, после долгой болезни, причём последние дни своей жизни она провела в коме.

Клавдия Шульженко неоднократно награждалась самыми престижными орденами и медалями как Советского Союза, так и ближнего и дальнего зарубежья. В частности, певица была награждена одной из важнейших наград и высших символов признания в СССР - орденом Ленина. Это говорит о сильнейшей любви к ней всего многочисленного советского народа.

Вклад в искусство

Даже в наши дни никто не решится возразить, что вклад Клавдии Шульженко в искусство по-настоящему огромен. Её песни до сих пор слушают, а некоторые - и любят безумно, а именем артистки называют музыкальные школы и целые профессиональные коллективы.

Во многих театрах и филармониях установлены мраморные бюсты этой замечательной женщины. В Харькове, на родине певицы, был открыт и до сих пор действует популярный как среди местных жителей, так и среди туристов и гостей города дом-музей Клавдии Шульженко.

В честь этой удивительной женщины даже получил своё название настоящий огромный астероид! О её жизни и творчестве на Украине был поставлен спектакль под названием «Клавдия Шульженко. Старинный вальс». Главные роли исполнили звёзды украинского театра и эстрады.

Эта певица обладала прекрасным певческим тембром - сопрано. Несмотря на то что сложно представить джазового певца с тембром «сопрано», Шульженко Клавдия Ивановна совершила невозможное. Формально её певческий голос называется «лирико-колоратурное сопрано», и этот голос глубоко запал в душу миллионам советских и российских слушателей.

Популярны песни Клавдии Ивановны также в ближнем зарубежье, среди русскоговорящего населения других стран, а также в музыкальных кругах разных государств нашей планеты.

Больше всего полюбились советским слушателям следующие песни «украинского соловушки»:

  • «Что такое любовь».
  • «Синий платочек».
  • «Забытый вальс».
  • «Московская ночь».
  • «Товарищ гитара».

Все эти произведения обладают высокой художественной ценностью и говорят о несомненном творческом таланте советской исполнительницы.

Отдельные песни Клавдии Шульженко тяготеют не столько к эстрадному, сколько даже к бардовскому (авторскому) стилю. Также большой интерес представляют её эксперименты в области джазовой музыки. Следует помнить, что Клавдия Ивановна была новатором в этой области музыки, и всё, что она делала, она делала в основном интуитивно, исключительно по своему музыкальному наитию. Тем не менее её мастерство и профессионализм даже в этом отнюдь не простом для рядового исполнителя музыкальном стиле вызывают у любого неискушенного зрителя неподдельное восхищение.

Не раз выдающейся артистке случалось петь дуэтом с советскими и зарубежными звёздами. Известна, в частности, её близкая дружба с Аллой Пугачёвой, со Львом Лещенко, а также со многими другими замечательными деятелями советского искусства того неоднозначного для нашей страны исторического периода.

Миллионы простых советских людей безумно любили певицу и её музыкальное творчество, и миллионы людей скорбели о её смерти.

Её песни несут сильный эмоциональный заряд и оказывают глубокое воздействие на слушателя. Именно поэтому её музыкальные произведения вызывали в сердцах людей такой неподдельный отклик в тяжёлые времена Великой Отечественной войны. Ее песни смягчали в сердцах бойцов боль от разлуки с родными, облегчали непосильную порой тяжесть лишений и бытовых неудобств, а также вызывали готовность к подвигу и к самопожертвованию во имя освобождения Родины от жестокого врага…

Несмотря на то что Клавдия Шульженко родилась на Украине, она была, есть и остаётся советской, отчасти - русской певицей, поскольку её песни звучали в основном на русском языке. В Википедии можно найти посвящённые ей статьи на разных языках.

Клавдию Шульженко можно по праву считать одним из нескольких людей искусства, которые в двадцатом веке воистину изменили мир. Её песни делали людей добрее и благороднее, и можно без преувеличения сказать, что эти музыкальные произведения, наряду с другими произведениями искусства той эпохи, помогли приблизить великую победу советского народа над фашистскими захватчиками.

Смерть певицы Шульженко стала невосполнимой потерей как для Советского Союза, так и для любителей музыки из всех уголков земного шара. Автор: Ирина Шумилова

Поделиться