Комиссия совета законодателей российской федерации. Ирина Яровая: Совет законодателей стал настоящей коллегиальной экспертной группой

Сегодня, 27 апреля, в Санкт-Петербурге на площадке Межпарламентской Ассамблеи стран Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) началась работа комиссий Совета законодателей при Федеральном Собрании России. Сегодня же состоится заседание Совета законодателей и его Президиума. Запланирована встреча членов Совета законодателей с Президентом РФ Владимиром Путиным, посвящённая обсуждению мер по реализации Послания главы государства Федеральному Собранию, сообщает http://szrf.km.duma.gov.ru/.

В мероприятиях принимают участие Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко , Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин , члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители и представители федеральных и региональных органов государственной власти.

В повестке мероприятий – законодательное обеспечение контроля качества оказания медицинской помощи, региональные аспекты цифровизации экономики, вопросы, связанные с совершенствованием законов в сфере сельскохозяйственного страхования, анализ состояния и проблем действующего законодательства и правоприменительной практики в области противодействия преступлениям экономической направленности.

Ожидается подписание ряда соглашений между законодательными органами государственной власти субъектов Федерации.

В работе Совета Законодателей участвует председатель Волгоградской областной Думы Николай Семисотов . Спикер регпарламента входит в комиссию по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению, на заседании которой планируется обсудить правоприменительную практику субъектов РФ по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» с учетом выполнения поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 г., а также вопрос совершенствования законодательства РФ в части противодействия коррупции на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне.

Для информации.

Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации – совещательный и консультативный орган при палатах Федерального Собрания Российской Федерации, учрежденный для согласованного законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершенствования механизмов реализации контрольных полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации их взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности. Первое заседание Совета законодателей состоялось 31 мая 2012 года.

В последних числах апреля в Санкт-Петербурге прошёл Совет законодателей России, посвящённый 110-летию российского парламентаризма. Время и место проведения выбраны не случайно: в 1906 году в Таврическом дворце открылась первая Государственная Дума Российской империи.


Совет законодателей России прошёл под председательством глав палат Федерального Собрания – Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина. Особый статус мероприятию придало участие в нём Президента России Владимира Путина.


О вопросах, которые обсуждались на заседании, рассказывает председатель областной Думы Евгений МАТУШКИН, который вместе со своими коллегами из регионов внимательно вслушивался в то, что сказал президент:


Большое внимание в своём выступлении Владимир Владимирович Путин уделил вопросам регионального законодательства. Мы уже привыкли, что глава государства глубоко и досконально разбирается в вопросах государственной жизни, а потому не были удивлены тем, что президент знает многие нюансы законотворческой работы субъектов Федерации. И, по его мнению, региональное законодательство не всегда оперативно реагирует на изменения, которые произошли в федеральном законодательстве, что зачастую сказывается на работе на местах. Ведь исполнительные органы власти должны работать с законодательной базой, которая учитывает все изменения.


Вместе с тем, президент высоко оценил работы Федерального Собрания, а также парламентариев на местах – на сегодняшний день качество работы законодателей зримо выросло по сравнению с 90-ми годами.


Большое внимание на заседании Совета законодателей было уделено предстоящим 18 сентября выборам в Государственную Думу и законодательные собрания 38 субъектов Федерации.


Отметив ведущую роль «Единой России» в принятии политических и экономических решений (было подчёркнуто, что партия не боится брать на себя ответственность за всё происходящее в стране и тем самым за судьбу страны), президент призвал к проведению честных, открытых и конкурентных выборов. И партия «Единая Россия» в этой избирательной кампании должна укрепить свой авторитет в глазах избирателей именно за счёт открытости. И немалую роль в этом должно сыграть предварительное голосование по отбору кандидатов в депутаты Государственной Думы и заксобраний, которое пройдёт 22 мая.


Нельзя не отметить также выступление председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая подвергла острой критике позицию Министерства финансов России в первую очередь за то, что регионы до сих пор не получили средства ни на ремонт и строительство дорог, ни на капитальное строительство, хотя было обещано направить их до 1 мая. С учётом того, что регионы должны будут провести все конкурсные процедуры, которые занимают большое количество времени, такие задержки могут привести к тому, что ремонтные работы сдвинутся с лета на позднюю осень. И тогда о каком качестве работ можно говорить?! Поэтому позиция Валентины Матвиенко нашла полный отклик у моих коллег из регионов.

Встретился с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании. Мероприятие по традиции состоялось в Таврическом дворце и приурочено ко Дню российского парламентаризма, отмечаемому в России 27 апреля.

Основные темы обсуждения – совершенствование законодательства в сферах противодействия коррупции, регулирования торговой деятельности и импортозамещения, парламентского контроля в области региональной политики.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Наша встреча проходит в преддверии Дня российского парламентаризма, и я хочу искренне поздравить вас с этим праздником.

Совет законодателей снова собрался здесь, в Таврическом дворце, историческом дворце, где 111 лет назад начала свою работу первая Государственная Дума России.

Традиция проводить заседания именно здесь символизирует историческую преемственность в парламентской деятельности. Это очень важно, потому что у органов народовластия в нашей стране был очень непростой путь становления и развития.

Сегодня создана устойчивая система, отвечающая современным критериям парламентаризма, активно работают органы законодательной и представительной власти всех уровней: от Федерального Собрания до региональных парламентов, которые вы представляете, и муниципальных советов.

И главное, что в нашем обществе утверждается уважение к парламентской деятельности, к представительному органу власти на местах, в регионах, в стране в целом.

Совет законодателей создавался прежде всего для анализа лучших региональных практик, обмена опытом и выработки эффективных законодательных решений.

Здесь обсуждаются самые разные вопросы, и вы не ограничиваетесь теми, которые актуальны только для жителей того или другого региона страны. Вы выходите на общие, общегосударственные проблемы, знаю это по опыту предыдущих встреч, предлагаете свои законодательные рекомендации и одновременно берёте на вооружение достигнутый положительный опыт своих коллег. Это очень хорошая, надёжная и востребованная площадка.

С каждым годом Совет набирает силу. Мы видим, что его работа полезна и для федеральных, и для региональных законодателей. Вы уже многое сделали для совершенствования законотворческого процесса, для повышения правотворческой культуры . Однако – и это мы с вами тоже хорошо знаем – не все проблемы ещё решены.

Пока не удалось достичь комплексного, системного подхода к созданию и к корректировке законодательной базы. Законопроекты далеко не всегда имеют глубокую всестороннюю проработку. Недостаточно учитываются научные и экспертные оценки; не изжита, к сожалению (собственно говоря, это отчасти только ваша вина, это вина и ваших коллег из исполнительных органов власти), спешка, необоснованная штурмовщина и даже суета. Почему я говорю, что это взаимная вина: это связано с тем, что жизнь преподносит всё новые и новые задачи, они очень часто возникают неожиданно.

И конечно, законодательные органы и сами хотят побыстрее сформулировать правила поведения в той или иной ситуации, которая складывается в обществе в регионе или в стране в целом, но и исполнительная власть часто подталкивает: быстрее, быстрее, быстрее. Но мы вместе рассуждаем примитивным образом: чем быстрее принять законы, тем лучше, а уже потом мы что-то добавим, скорректируем. Эти корректировки, бывает, продолжаются потом годами – и до десятка и больше всяких поправок. Отсюда немало проблем и сбоев в правоприменительной практике.

Обеспечение стабильности и предсказуемости законодательства остаётся одной из ключевых задач. Определённая сложность её решения состоит в том, что нужно постоянно учитывать запросы и потребности общества, граждан.

Власть и законодательная, и исполнительная работает для людей, служит им. И нужно обладать высоким профессионализмом, чтобы принимать законы, которые востребованы обществом и гармонично вписываются в общую систему законотворческого процесса, в законодательную базу.

Вашему Совету удаётся сдерживать многие из неуместных, ошибочных или избыточных законодательных инициатив. Но полагаю, что это направление работы должно быть многократно усилено, и не только в процессе заседаний Совета, но и на местах в повседневной деятельности.

Конечно, всем хочется выглядеть прилично, всем хочется принимать решение, от которого завтра манна небесная посыплется, но она не посыплется, этого чуда не произойдёт. Решения должны быть выверенными, они должны быть основанными на реалиях, на наших возможностях и потребностях общества.

Добавлю, что нужно как можно чаще встречаться с людьми, разговаривать с ними, понимать их позицию. Это касается любых вопросов, по которым необходимо принимать решение. На одном из них хотел бы остановиться.

2017 год – это, как известно, Год экологии в нашей стране. Напомню также, что определена и масштабная цель – поэтапный переход России к модели экологически устойчивого развития. В связи с этим в нашей повестке дня целый ряд проблем: это и кардинальное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, утилизация отходов и решение вопросов энергосбережения, благоустройства городов и сёл.

Всё это требует от законодателей регионов внимательного, самого внимательного отношения к природоохранной тематике и, конечно же, советоваться с жителями, со структурами гражданского общества, но и с деловыми сообществами тоже, с деловыми объединениями. Это, знаете, задача такая, две стороны медали: с одной стороны, и производство не хочется, нельзя придавить необоснованными требованиями; с другой стороны, вечно нельзя оставаться в рамках старых норм, которые сдерживают само производство и усугубляют окружающую среду, ухудшают среду проживания для людей. Вопросы экологии касаются всех, и решать их нужно всем миром.

В заключение хотел бы поздравить вас с приближающимся нашим главным праздником – с Днём Победы. Подготовка к нему идёт полным ходом. У регионов сейчас много задач, а самая главная из них – своевременно устранять проблемы, которые могут возникать у ветеранов. Каждый из них должен быть окружён постоянной заботой. Не сомневаюсь, что праздничные майские дни везде пройдут достойно, на самом высоком уровне.

Благодарю вас за внимание.

В.Матвиенко: Уважаемый Владимир Владимирович ! Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!

Владимир Владимирович, прежде всего хочу Вас поблагодарить за уже ставшие традицией Ваши встречи в канун Дня парламентаризма с членами Совета законодателей. Для нас это имеет огромное значение. Это возможность лидерам региональных парламентов напрямую задать вопросы, пообщаться с Вами, услышать Ваши подходы, Ваше видение.

Кроме того, такие встречи имеют и практическую составляющую. По итогам наших встреч Вы подписывает всегда перечень поручений, которые неукоснительно выполняются.

Приведу один пример. На прошлой нашей встрече Председатель парламента Камчатского края поднял вопрос о необходимости принять закон о регистрации рыбодобывающих компаний, занимающихся прибрежным ловом, на территории субъектов Российской Федерации, где они этим уловом занимаются. Это, наверное, по скорости единственный такой случай, когда 3 июля Вы уже подписали закон, который ввёл это правило. Это играет огромную роль для дальневосточных регионов, потому что это рабочие места, это налоги в бюджеты, это упорядочение всей этой деятельности под контролем субъектов. Таких примеров я могла бы сегодня привести много.

В этом году Совету законодателей исполняется пять лет. Срок небольшой, но можно уже уверенно сказать, что это очень влиятельный, очень полезный и нужный орган Федерального Собрания . Мы вместе координируем законотворческую работу между федеральными и региональными законодателями.

Мы учитываем мнение региона в нашем законотворческом процессе, это очень важно. Председатели региональных парламентов включены в эту работу активнейшим образом. Это стало хорошим системным «лифтом» для продвижения региональных законодательных инициатив в федеральную повестку.

У нас идёт постоянный диалог между федеральными и региональными законодателями, что является крайне важным для укрепления федеративных отношений. В том числе в рамках Совета законодателей у нас отлажено плотное взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации, у нас нет никаких разногласий, мы часто спорим, что-то доказываем друг другу, но всегда внимательно прислушивается к мнению друг друга и конечном итоге находим компромиссное решение, которое выражается в том или ином законе.

Сегодня очевидно, что ответственность за эффективное экономическое и социальное развитие регионов в равной степени лежит как на губернаторах, правительствах в органах исполнительной власти, так и на региональных парламентах и их председателях. Там, где это понимают, там, где налажено конструктивное взаимодействие губернатора, регионального парламента, где есть уважительное отношение к депутатам, учёт их мнений, позиций, а парламенты состоят из разных депутатов, разных партий, разных движений, – в таких регионах, как правило, и результаты существенно выше. А главное, создаётся благоприятная атмосфера и для бизнеса , и для инвесторов, и более стабильная в целом ситуация в регионах.

Пример, который Вы подаёте, регулярных встреч с руководителями региональных парламентов – я думаю, и некоторые губернаторы к этому опыту прислушаются и будут более активно взаимодействовать с региональными парламентами.

Прошлый год был, можно сказать, знаковым в плане развития региональной политики . По Вашему поручению прошло заседание Совета Безопасности, перед которым Вы провели лично сами целый ряд таких установочных совещаний. В итоге во исполнение решений Совета Безопасности, Ваших поручений утверждены новые основы государственной региональной политики до 2025 года, уже современные, адаптированные к новым реалиям.

Правительством утверждён план мероприятий по реализации этих основ, дано поручение Правительству ежегодно представляет Президенту доклад о реализации основ региональной политики, экономического и социального развития регионов и также информировать верхнюю палату, палату регионов, ежегодно о результатах экономического и социального развития для диалога в верхней палате.

Для Совета Федерации укрепление федеративных отношений, создание условий для выравнивания диспропорции регионов в экономическом и социальном развитии – это для нас главный приоритет, как для палаты регионов.

Сегодня на Совете законодателей одним из пунктов нашей повестки станет рассмотрение отчёта о состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики в Российской Федерации.

Это нам поручение Совета Безопасности. Этот отчёт подготовлен совместно обеими палатами: Советом Федерации , Государственной Думой. В нём приняли участие руководители всех региональных парламентов, региональные парламенты.

Нам кажется, что этот документ добротный, но после обсуждения сегодня на Совете законодателей мы его ещё уточним, доработаем и до 30 мая, как положено, представим Вам в плане выполнения решений Совбеза. Для нас по теме региональной политики этот документ станет такой дорожной картой на ближайшие годы. Есть что совершенствовать, есть над чем работать. Этот процесс пока в полном объёме не завершён.

Владимир Владимирович, в октябре этого года в Санкт-Петербурге состоится важное международное парламентское событие: пройдёт 137-я сессия Межпарламентского союза. Это один из самых старейших, вернее – самый старейший международный парламентский форум, в состав которого входят национальные делегации 173 государств.

Хочу ещё раз Вас поблагодарить за то, что Вы поддержали эту идею. Нам было очень приятно на сессии Межпарламентского союза убедиться, что абсолютное большинство национальных делегаций поддержали идею проведения 137-й ассамблеи в России. Это оценка и уже опыта, и поддержка парламента России , и конечно, отношение к нашей стране.

Вашим распоряжением уже создан организационный комитет. Хочу поблагодарить всех руководителей федеральных органов власти, хочу поблагодарить губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. Мы очень активно ведём уже подготовительную работу, хотим провести на самом высоком уровне это событие, принять гостеприимно наших гостей.

Мы предложили такую позитивную, созидательную, неконфронтационную, объединительную повестку. И уверена, что все национальные делегации, которые приедут, увидят своими глазами Россию, Санкт-Петербург и услышат из первых уст приоритеты нашей внешней политики , внутренней политики, то, как Россия отстаивает те или иные интересы в мире.

Кроме того, у нас возникла идея на этой ассамблее принять решение, обращение к Организации Объединённых Наций об утверждении Международного дня парламентаризма. Если открыть календарь ООН, там и День сурка есть, чего только там нет, но Международного дня парламентаризма нет. Мне кажется, что в мире, и особенно в нынешних условиях, роль органов законодательной и представительной власти очень востребована и растёт авторитет парламентов мира. И будет правильно, если Организация Объединённых Наций в свой календарь памятных почётных дат внесёт Международный день парламентаризма. Мы, Федеральное Собрание и Межпарламентская ассамблея, с такой идеей выступили и уверены, что нас поддержат.

Спасибо большое.

В.Володин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетов работы Совета законодателей при Федеральном Собрании является придание нашей законодательной базе больше стабильности и системности, повышение её качества законотворчества и эффективности правоприменения.

Важность этой работы была только что подчёркнута в выступлении Президента Российской Федерации. Для решения этих задач необходимо тесное взаимодействие Федерального Собрания с законодательными собраниями регионов, с Правительством Российской Федерации, диалог и координация.

Положение о Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
(в ред. решений Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации" от 25 апреля 2013 года;
от 15 октября 2015 года; от 29 апреля 2016 года; от 8 декабря 2016 года)
(утв. решением Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ от 31 мая 2012 г.)

I. Общие положения

1. Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Совет законодателей Российской Федерации) является совещательным и консультативным органом при палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет законодателей Российской Федерации создается для согласованного законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершенствования механизмов реализации контрольных полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации их взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности.

2. Совет законодателей Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Совета Федерации, постановлениями Государственной Думы, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Совета законодателей Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Совет законодателей Российской Федерации действует на основе принципа равноправия членов Совета законодателей Российской Федерации.

4. Настоящее Положение и внесение в него изменений утверждаются решением Совета законодателей Российской Федерации.

II. Основные задачи Совета законодателей Российской Федерации

5. Основными задачами Совета законодателей Российской Федерации являются:

определение приоритетов совершенствования и направлений развития федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики;

содействие палатам Федерального Собрания Российской Федерации и законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в решении практических вопросов законодательного обеспечения реализации государственной политики;

совершенствование взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам законодательного обеспечения реализации государственной политики;

совершенствование процедур и механизмов, обеспечивающих эффективное участие законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе рассмотрения проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

осуществление взаимодействия по основным направлениям своей деятельности с совещательными и консультативными органами при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, а также с иными заинтересованными органами и организациями;

обмен опытом работы между палатами Федерального Собрания Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

обсуждение по предложениям членов Совета законодателей Российской Федерации иных вопросов законотворческой деятельности;

повышение качества проектов федеральных законов, подготавливаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации к внесению в Государственную Думу (далее - проекты законодательных инициатив).

III. Состав и структура Совета законодателей Российской Федерации

6. В состав Совета законодателей Российской Федерации входят:

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Совета Федерации);

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Государственной Думы);

Первый заместитель или заместитель Председателя Совета Федерации;

Первый заместитель или заместитель Председателя Государственной Думы;

Председатели законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

председатели комитетов Совета Федерации и председатели комитетов Государственной Думы;

7. Совет законодателей Российской Федерации возглавляют два сопредседателя Совета законодателей Российской Федерации, которые по должности являются Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы.

8. Совет законодателей Российской Федерации в целях обеспечения непрерывности своей деятельности, подготовки и реализации принимаемых Советом законодателей Российской Федерации решений формирует Президиум Совета законодателей Российской Федерации и комиссии Совета законодателей Российской Федерации, которые являются постоянно действующими рабочими органами Совета законодателей Российской Федерации.

9. Сопредседатели Совета законодателей Российской Федерации имеют двух заместителей. Заместителями сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации являются первый заместитель или заместитель Председателя Совета Федерации, Первый заместитель или заместитель Председателя Государственной Думы, входящие в состав Совета законодателей Российской Федерации на основании распоряжения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и распоряжения Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответственно.

10. Совет законодателей Российской Федерации и Президиум Совета законодателей Российской Федерации вправе создавать временные рабочие группы.

11. Совет законодателей Российской Федерации вправе своим решением делегировать осуществление отдельных полномочий Президиуму Совета законодателей Российской Федерации.

12. Ответственными секретарями Совета законодателей Российской Федерации являются по должности Руководитель Аппарата Совета Федерации и Руководитель Аппарата Государственной Думы либо уполномоченные ими лица.

IV. Сопредседатели Совета законодателей Российской Федерации

13. Сопредседатели Совета законодателей Российской Федерации:

созывают заседания Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума, в том числе внеочередные;

формируют проект повестки заседания Совета законодателей Российской Федерации (по согласованию);

ведут заседания Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума (по согласованию);

подписывают решения Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума;

организуют работу Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума (по согласованию);

представляют на утверждение Президиума Совета законодателей Российской Федерации проект плана работы Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума;

распределяют обязанности между заместителями сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации по вопросам деятельности Совета законодателей Российской Федерации;

дают поручения ответственным секретарям Совета законодателей Российской Федерации по вопросам деятельности Совета законодателей Российской Федерации;

представляют Совет законодателей Российской Федерации во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, парламентскими ассоциациями субъектов Российской Федерации, международными парламентскими организациями, общественными объединениями;

решают иные вопросы организации деятельности Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума.

Сопредседатели Совета законодателей Российской Федерации или по их поручению один из заместителей сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации представляют Совету законодателей Российской Федерации информацию о деятельности Совета законодателей Российской Федерации за истекший период.

V. Заместители сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации

14. Заместители сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации:

замещают сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации в их отсутствие, по поручению сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации ведут заседания Совета законодателей Российской Федерации;

координируют деятельность комиссий Совета законодателей Российской Федерации, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности Совета законодателей Российской Федерации;

по поручению сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации подписывают решения Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума;

направляют внесенные в Совет законодателей Российской Федерации проекты законодательных инициатив и материалы к ним в соответствующие комиссии для рассмотрения и устанавливают срок подготовки заключений к проектам законодательных инициатив;

организуют подготовку заседаний Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума;

осуществляют взаимодействие с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, парламентскими ассоциациями субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности Совета законодателей Российской Федерации;

организуют подготовку проекта плана работы и проектов повесток заседаний Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума, подготовку информационных и других материалов к заседаниям Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума, а также подготовку проектов соответствующих решений;

осуществляют контроль за обеспечением деятельности Совета законодателей Российской Федерации и его органов;

исполняют поручения сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации;

осуществляют по поручению сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации иные полномочия по вопросам деятельности Совета законодателей Российской Федерации.

VI. Ответственные секретари Совета законодателей Российской Федерации

15. Ответственные секретари Совета законодателей Российской Федерации:

организуют работу по обеспечению деятельности Совета законодателей Российской Федерации, Президиума Совета законодателей Российской Федерации, комиссий Совета законодателей Российской Федерации и временных рабочих групп;

взаимодействуют с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам обеспечения деятельности Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума;

исполняют поручения сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации и их заместителей.

VII. Президиум Совета законодателей Российской Федерации

16. Президиум Совета законодателей Российской Федерации является постоянно действующим рабочим органом Совета законодателей Российской Федерации.

В состав Президиума Совета законодателей Российской Федерации входят:

сопредседатели Совета законодателей Российской Федерации, являющиеся сопредседателями Президиума Совета законодателей Российской Федерации;

заместители сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации;

председатели законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представляющие федеральные округа (по одному представителю от каждого федерального округа);

председатели комиссий Совета законодателей Российской Федерации;

ответственные секретари Совета законодателей Российской Федерации с правом совещательного голоса.

Кандидатуры членов Президиума Совета законодателей Российской Федерации, представляющих федеральные округа, вносятся на одобрение Совета законодателей Российской Федерации сопредседателями Совета законодателей Российской Федерации после согласования этих кандидатур с председателями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа.

17. Президиум Совета законодателей Российской Федерации:

определяет место и время проведения очередного заседания Совета законодателей Российской Федерации в случае, если Совет законодателей Российской Федерации не примет иное решение;

организует подготовку предложений по составам комиссий Совета законодателей Российской Федерации и по кандидатурам председателей и заместителей председателей комиссий Совета законодателей Российской Федерации и вносит предложения на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации;

заслушивает информацию о деятельности комиссий Совета законодателей Российской Федерации;

по предложениям комиссий Совета законодателей Российской Федерации создает временные рабочие группы;

утверждает план работы Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума;

организует консультации, семинары, конференции, проведение исследований по проблемам законотворческой деятельности, государственного строительства;

оказывает содействие проведению федеральных и региональных мероприятий по вопросам законотворческой деятельности;

рассматривает доклады комиссий Совета законодателей Российской Федерации по вопросам их ведения и принимает по указанным докладам решения;

анализирует выполнение плана работы Совета законодателей Российской Федерации;

решает вопросы, связанные с взаимодействием Совета законодателей Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

18. Заседания Президиума Совета законодателей Российской Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации правомочно, если в его работе принимает участие не менее половины членов Президиума Совета законодателей Российской Федерации. Решение Президиума Совета законодателей Российской Федерации принимается большинством голосов от числа присутствующих на его заседании членов Президиума Совета законодателей Российской Федерации.

19. В работе Президиума Совета законодателей Российской Федерации могут принимать участие представители комиссий Совета законодателей Российской Федерации по поручению председателей соответствующих комиссий.

20. Заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации ведут сопредседатели Совета законодателей Российской Федерации (по согласованию). Сопредседатели Совета законодателей Российской Федерации вправе поручить вести заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации одному из своих заместителей.

VIII. Комиссии Совета законодателей Российской Федерации

21. Комиссии Совета законодателей Российской Федерации являются постоянно действующими рабочими органами Совета законодателей Российской Федерации.

22. Комиссии Совета законодателей Российской Федерации образуются и упраздняются Советом законодателей Российской Федерации по представлению Президиума Совета законодателей Российской Федерации в соответствии с направлениями деятельности Совета законодателей Российской Федерации.

Количество комиссий Совета законодателей Российской Федерации утверждается Советом законодателей Российской Федерации по представлению Президиума Совета законодателей Российской Федерации.

23. В состав комиссий Совета законодателей Российской Федерации входят председатели законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, председатели комитетов Совета Федерации и председатели комитетов Государственной Думы. В порядке исключения в состав комиссий Совета законодателей Российской Федерации могут входить уполномоченные председателями комитетов Совета Федерации и председателями комитетов Государственной Думы соответственно члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представляющие профильные комитеты каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В заседаниях комиссии Совета законодателей Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Каждый член Совета законодателей Российской Федерации может входить в состав не более двух комиссий Совета законодателей Российской Федерации.

24. Комиссию Совета законодателей Российской Федерации возглавляет председатель, который имеет двух заместителей.

Председатель комиссии Совета законодателей Российской Федерации и заместители председателя комиссии избираются членами комиссии из своего состава.

25. Комиссии Совета законодателей Российской Федерации в рамках закрепленных за ними вопросов ведения и в соответствии с планом работы Совета законодателей Российской Федерации либо по поручению сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации, заместителей сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации или Президиума Совета законодателей Российской Федерации:

осуществляют по предложениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации предварительное рассмотрение проектов законодательных инициатив, проводят анализ концептуальных положений проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, подготавливаемых указанными органами к внесению в Государственную Думу и направленных на реализацию государственной политики;

осуществляют в сроки, установленные заместителями сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации, подготовку заключений к проектам законодательных инициатив и размещают указанные заключения в подсистеме "Эксперт" АСОЗД в установленном порядке;

рассматривают обращения межрегиональных парламентских ассоциаций в области законодательства;

осуществляют взаимодействие с комитетами Совета Федерации, комитетами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с совещательными и консультативными органами при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации и иными заинтересованными органами и организациями;

представляют предложения в проект плана работы Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума;

осуществляют иные функции в рамках полномочий Совета законодателей Российской Федерации.

IХ. Порядок деятельности Совета законодателей Российской Федерации

27. Совет законодателей Российской Федерации проводит очередные заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

28. Внеочередное заседание Совета законодателей Российской Федерации может быть созвано сопредседателями Совета законодателей Российской Федерации или его Президиумом.

29. Информация о месте и времени проведения заседания Совета законодателей Российской Федерации доводится Президиумом Совета законодателей Российской Федерации, его ответственными секретарями (по согласованию) до сведения членов Совета законодателей Российской Федерации, как правило, не позднее чем за один месяц до дня заседания.

30. Заседания Совета законодателей Российской Федерации проводятся в Совете Федерации, Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти одного из субъектов Российской Федерации, других органах государственной власти Российской Федерации по согласованию с сопредседателями Совета законодателей Российской Федерации в соответствии с планом работы Совета законодателей Российской Федерации и его Президиума.

31. Заседание Совета законодателей Российской Федерации правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов Совета законодателей Российской Федерации.

32. В заседаниях Совета законодателей Российской Федерации могут принимать участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, научных учреждений и организаций, общественных объединений и религиозных организаций.

33. Решения Совета законодателей Российской Федерации принимаются в форме рекомендаций, предложений, заявлений, обращений. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа членов Совета законодателей Российской Федерации, присутствующих на его заседании.

34. В период проведения заседаний Совета законодателей Российской Федерации, а также в периоды между заседаниями могут проводиться заседания Президиума Совета законодателей Российской Федерации, заседания комиссий Совета законодателей Российской Федерации и заседания временных рабочих групп.

35. Заседания Совета законодателей Российской Федерации являются открытыми.

36. Председательствует на заседании Совета законодателей Российской Федерации, как правило, один из сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации (по согласованию).

X. Обеспечение деятельности Совета законодателей Российской Федерации

37. Деятельность Совета законодателей Российской Федерации, Президиума Совета законодателей Российской Федерации, комиссий Совета законодателей Российской Федерации и временных рабочих групп обеспечивают Аппарат Совета Федерации и Аппарат Государственной Думы.

38. Работу по обеспечению деятельности Совета законодателей Российской Федерации, Президиума Совета законодателей Российской Федерации, комиссий Совета законодателей Российской Федерации и временных рабочих групп организуют ответственные секретари Совета законодателей Российской Федерации.

39. Порядок обеспечения деятельности Совета законодателей Российской Федерации, Президиума Совета законодателей Российской Федерации, комиссий Совета законодателей Российской Федерации и временных рабочих групп устанавливается сопредседателями Совета законодателей Российской Федерации по представлению ответственных секретарей Совета законодателей Российской Федерации (по согласованию).

Для обеспечения деятельности Совета законодателей Российской Федерации ответственные секретари Совета законодателей Российской Федерации - Руководитель Аппарата Совета Федерации и Руководитель Аппарата Государственной Думы могут создавать рабочие группы соответственно в Аппарате Совета Федерации и Аппарате Государственной Думы по оказанию содействия деятельности Совета законодателей Российской Федерации.

Мероприятия, включенные в план работы Совета законодателей Российской Федерации, учитываются при планировании деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

30 мая 2012 года в Московской областной Думе состоялось первое заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ.

Подобные структуры, объединяющие депутатов региональных заксобраний вокруг федерального парламентского центра, действовали в стране и до этого дня. Только назывались по-разному. В Совфеде, который считают палатой регионов, Совет по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ был образован десять лет назад - в мае 2002 года. А в декабре 2008 года была учреждена Ассамблея российских законодателей при Госдуме. Задачи и того, и другого объединения были в принципе одни и те же - налаживать взаимодействие законодательных органов власти субъектов Федерации, вырабатывать рекомендации по основным направлениям развития законодательства, обсуждать наиболее значимые проекты федеральных законов и анализировать правоприменительную практику уже действующих законов. Все эти и другие вопросы, имеющие важное государственное значение, будет решать и Совет законодателей, созданный при Федеральном Собрании.

Как сообщила спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, президент Владимир Путин подтвердил свои намерения и желание ежегодно встречаться с Советом законодателей. "Я думаю, что это так и будет", - сказала Матвиенко, подчеркнув при этом, что предметом таких встреч должны быть вопросы действительно президентского уровня, требующие понимания его позиции и содействия главы государства в их решении.

Как заявила 30 мая 2012 г, выступая на первом заседании Совета, спикер Совфеда Валентина Матвиенко, такой Совет нужен для организации взаимодействия палат Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов власти регионов в законодательном процессе, а также для обмена опытом парламентской деятельности. А потому среди функций Совета законодателей будет и координация федерального и регионального законодательства. Конечно же, объем такой работы несравним с тем, что региональным парламентам пришлось выполнить в начале века, когда региональные правовые нормы нередко вступали в противоречие с федеральными. Теперь нужна другая корректировка - регионы должны привести свое законодательство в соответствие с федеральным по новым законам. Матвиенко назвала в качестве примера закон о выборах губернаторов, на который региональным законодателям предстоит настроить свои правовые акты.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин считает, что одной из задач Совета должна стать борьба за качество законов. "Первый основополагающий принцип - это профессионализм как федерального парламента, так и региональных законодательных органов. Для депутатов это прежде всего качество закона", - заявил, выступая на первом заседании Совета, думский руководитель. "Независимо от членства в партии или фракции нашей общей целью является принятие эффективных качественных законов", - продолжил он, выразив надежду, что "Совет законодателей России будет развивать практику предварительного рассмотрения региональных законопроектов". По части качества они пока страдают. По словам спикера нижней палаты парламента, из тех региональных законопроектов, которые были переданы в архив Госдумы с начала текущего созыва, почти каждый седьмой был возвращен для выполнения требований Конституции и регламента Госдумы.

Одним из главных принципов взаимодействия обеих палат парламента в рамках Совета законодателей Нарышкин назвал открытость парламента: "Избиратели должны ясно видеть позицию парламента. Но открытость - это не только информация о своей работе. Это еще и открытость к взаимодействию, готовность слушать общество и учитывать поступившие предложения. Необходимо постоянно сверять свою позицию с мнением общества и его различных социальных групп".

По мнению Сергея Нарышкина, необходимо развивать новые формы участия граждан в экспертизе законопроектов и способы продвижения общественных законодательных инициатив. Кроме того, деятельность Совета законодателей должна проходить в диалоге с экспертами. "Подробная экспертиза законодательных инициатив, начиная уже с концепции законопроектов, качественное аналитическое обеспечение - все это положительно скажется на результатах законотворческого процесса", - уверен спикер Госдумы.

"Законодательные органы должны отвечать за качество принимаемых ими законов. Каждый уровень - федеральный, региональный, муниципальный - имеет свою сферу полномочий. Все проблемы граждан не могут быть решены одним федеральным парламентом и требовать четкого сбалансированного взаимодействия", - полагает Сергей Нарышкин. По его словам, законодатели на всех уровнях обязаны прогнозировать последствия принятия законопроектов еще до того, как они приняты и начнут действовать. Тут же спикер определил и две конкретные задачи, которые предстоит решать Совету, - законодательное обеспечение реформ политической системы и децентрализация власти, развитие местного самоуправления.

"Думаю, от создания действенных механизмов, стимулирующих все политические силы ответственно подходить к подбору кандидатов в губернаторы и усиление роли местного самоуправления, зависит развитие демократии на региональном уровне", - отметил Нарышкин.

В дискуссию вступили представители региональных парламентов, у которых, как выяснилось, накопились вопросы к федеральным законодателям. Один из проблемных - законопроект о выборах губернаторов, а точнее, ограничение для главы региона возможности руководить территорией двумя сроками.

Валентина Матвиенко, общаясь потом с журналистами, назвала этот вопрос дискуссионным, заметив, что "мы - федеративное государство, и мы не должны делать так, чтобы наше федеральное законодательство все больше походило на законодательство унитарного государства". "Нужно давать субъектам Федерации больше свободы правового регулирования на местах" на базе федеральных законов "с учетом специфики субъекта Федерации, национального состава, особенностей, традиций, уровня экономического и социального развития и так далее" .

В состав Совета законодателей входят (август 2012 г):

  • Председатель Совета Федерации,
  • первый заместитель Председателя Государственной Думы (по согласованию),
  • один из заместителей Председателя Совета Федерации (по решению Совета палаты),
  • руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Если в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти состоит из двух палат, то в работе Совета законодателей участвуют руководители обеих палат.

Президиум Совета законодателей Российской Федерации на август 2012 г:

  • Матвиенко Валентина Ивановна, Председатель Совета Федерации, сопредседатель Совета законодателей Российской Федерации
  • Нарышкин Сергей Евгеньевич, Председатель Государственной Думы, сопредседатель Совета законодателей Российской Федерации
  • Торшин Александр Порфирьевич, Первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель сопредседателя Совета законодателей Российской Федерации
  • Швецова Людмила Ивановна, Заместитель Председателя Государственной Думы, заместитель сопредседателя Совета законодателей Российской Федерации
  • Бабушкина Людмила Валентиновна, Председатель Законодательного Собрания Свердловской области
  • Бекетов Владимир Андреевич, Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края
  • Варнавский Владимир Алексеевич, Председатель Законодательного Собрания Омской области
  • Грачев Сергей Иванович, Председатель Законодательного Собрания Оренбургской области
  • Истиховская Марина Дмитриевна, Председатель Государственного Совета Республики Коми
  • Магомедов Магомед-Султан Байболатович, Председатель Народного Собрания Республики Дагестан
  • Раенко Валерий Федорович, Председатель Законодательного Собрания Камчатского края
Поделиться