Консультация для воспитателей "формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников" методическая разработка по развитию речи на тему. Сафонова О.В

В статье освещаются некоторые аспекты развития речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь является важной и неотъемлемой частью человеческой жизни, и ее формирование – одно из значимых условий психического развития в дошкольном возрасте. В последнее время наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей – 40% от всего количества речевых патологий .

ОНР проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи (у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом). При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение.

Кроме того, у детей с недоразвитием речи на фоне речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков, т. е. снижена речевая активность. (Р.Е. Левина (1968), Б.М. Гриншпун (1968), О.Е. Грибова (1995), О.С. Павлова (1998), Л.Ф. Спирова (1980), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1990), Л.Б. Халилова (1990), С.Н. Шаховская (1997), и др.).

В последнее время проблема повышения речевой активности дошкольников стала одной из наиболее актуальных в педагогике. С одной стороны, это объясняется осознанием ее значимости для развития речи в целом, с другой – замеченной тенденцией к снижению данной функции, обусловленной рядом негативных факторов современной действительности. А именно:

  • значительным ухудшением состояния здоровья детей, влекущее за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе);
  • снижением общего уровня речевой культуры в обществе;
  • существенным уменьшением объема «живого» общения родителей с детьми;
  • недостаточным вниманием педагогов к формированию речевой активности ребенка;
  • увеличением числа детей, развивающихся в условиях социальной депривации.

Становиться очевидно, что проблема речевой активности детей с ОНР требует пристального внимания, поиска новых средств и направлений развития.

Одним из таких направлений может стать коммуникативно-деятельностный подход .

Коммуникативный компонент коммуникативно-деятельностного подхода состоит в учете, использовании и развитии потребности, мотивации общения, в побуждении дошкольников с общим недоразвитием речи к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной деятельности. Реализуется коммуникативная направленность в условиях коррекционно-педагогической работы, когда создается необходимость согласовывать действия, договариваться о способах их выполнения.

Деятельностный компонент коммуникативно-деятельностного подхода позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой деятельности, включающую три этапа: побудительно-мотивационный, ориентировочный, исполнительский .

Начальным и наиболее значимым механизмом возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие мотивационного компонента. Мотив выступает пусковым, основополагающим моментом в порождении речевой деятельности, который находит свое отражение в замысле и реализуется с помощью внутренней речи, переходя во внешнюю. В этот механизм входит: «включение» потребности общения, встреча потребности с предметом говорения – мыслью говорящего, эмоциональное переживание этой потребности, т. е. интерес, волевая его регуляция и поддержание интереса

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход к развитию речевой активности дошкольников базируется на мотивационном компоненте и основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации, для общения и познания (и указывает на практическую направленность данного). Его реализация предполагает развитие речевой активности у детей «как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности» .

Данный подход определяет стратегию всей работы по развитию речевой активности у старших дошкольников с ОНР и должен стать основополагающим при выборе методического инструментария, подборе языкового материала, определении основных направлений работы с детьми.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2. Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. — 2006. — № 3. — С. 141-142.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с., с241

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2002.-384с.

Наумова Л. В.,
учитель-логопед

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ Детский сад №31 Презентация Развитие речевой активности старших дошкольников Выполнила воспитатель Ковшова Н.Н. Бийск 2017

Развитие желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний; - необходимость создания эффективной речевой среды; - приобщение дошкольников к важнейшим сферам деятельности. Актуальность

Задачи: - Изучить данную тему в литературе. - Проанализировать особенности речи детей старшего дошкольного возраста. - Подобрать методы и приемы, которые способствуют проявлению интереса к художественной литературе.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: - практическое овладение детьми нормами речи; - обогащение, уточнение и активизация словаря детей; - совершенствование фонематического восприятия; - развитие связной речи (диалогической и монологической форм); - формирование интереса к детской литературе; - закрепление умения правильного произношения звуков, отчетливой и ясной речи.

По развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте ставятся задачи: - развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни; - учить соблюдать логику развития сюжета; - совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы; - учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; - развивать интонационную выразительность речи; - развивать умение последовательно и грамматически правильно излагать мысль.

Принципы развития речи: - взаимосвязь над различными сторонами речи; - формирование элементарного осознания явлений языка; - коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; - развитие языкового чутья; - обеспечение активной языковой практики; - обогащение мотивации речевой деятельности; - взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.

Средства развития речи: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; - художественная литература; - театр, музыка, изобразительное искусство.

Методы речевого развития: Наглядные (экскурсии, наблюдения на прогулке; рассматривание игрушек и картин, рассказывание по ним)

Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа)

Практические (драматизация, инсценирование, дидактические игры)

Приемы развития речи: Словесные (вопрос, речевой образец, объяснение, повторное проговаривание, оценка детской речи) Наглядные (показ органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ иллюстрированного материала) Игровые (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые проблемы - практические ситуации)

Список использованной литературы: Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 2013 г. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 2015 г. Комарова С.В. Речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников Содействие 2014 г. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями Литур 2015 г. Картинки https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности. Понятие «речевая активность» достаточно новое.

Речь - способность говорить.

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, от простого к сложному.

Известный психолог и лингвист Ф.А.Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного механизма развития речи, овладения языком.

Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

  • - общении взрослых и детей;
  • - культурная языковая среда, речь воспитателя;
  • - обучение родной речи на занятиях;
  • - художественная литература;
  • - различные виды искусства.

Изучение и развитие речи дошкольников должно происходить прежде всего в контексте игры. Именно ее характером определяются функции, содержание и средства общения дошкольников с окружающими.

При решении задач повышения речевой активности воспитатель использует в своей работе специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению.

В процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка.

В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова.

По мнению М.С.Каган, игра - это системообразующая сила, обеспечивающая своеобразие и целостность культуры детства.

Для повышения речевой активности используются также театрализованные игры. Использование театральных приемов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника.

Также для развития речевой активности используются потешки, прибаутки, сказки, главная их роль - в овладении речью. Ритм потешек и колыбельных заставляют прислушиваться детей, а это залог того, что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво.

Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи.

Дидактическая игра тоже может служить формой обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможности использования ее в речевом развитии детей дошкольного возраста. [ 2.50]

Полезны и интересны детям младшего возраста всевозможные игры со словом. Применение таких игр способствует развитию речи, формированию словарного запаса.

Развитию речи также способствует бытовая деятельность. Ее преимущество в естественности обстановки, при которой дети легче вступают в общение. У воспитателя есть возможность поговорить со многими детьми, разнообразить тематику разговоров с ними. В процессе бытовой деятельности (одевания, гимнастики, прогулки, питания, приготовления ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки диалогической речи.

Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и говорить с ними так, чтобы им было все понятно, чтобы речь педагога доходила до совершенства.

Развитию речевой активности также помогают пальчиковые игры, которые дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Персонажи пальчиковых игр - нравятся малышам, они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Объединение художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщать малышей к простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом, играм-забавам, играм-хороводам. Все эти игры помогают развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Общение - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина).

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.

В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей.

Для детей 3-4 лет характерно расширение функций речи, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. Характерна общая речевая активность малышей: они повторяют, то что слышат, воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова, рифмуют слова. Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисование, конструирование).

Для повышения речевой активности очень важна речевая среда.

Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций, возникновению новых форм. В ролевой игре возникает потребность в контекстной, монологической речи, здесь же совершенствуется диалог.

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, сопереживания, содействия.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по - настоящему чувствуют себя равными, свободными. Здесь они учатся самоорганизации, самоконтролю, умению договариваться в процессе игры. Диалогу со сверстником нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству.

Новые потребности общения и ведущей деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая его манипулирования с предметами, игрушками: ребенок баюкает куклу, обращается к мишке, которого кормит и т.п. Постепенно на основе общения со взрослым речь ребенка начинает выполнять функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент.

Характер, формы и средства общения дошкольников в игре зависят прежде всего от ее содержания. Только содержательные игры создают условия для разнообразной речевой практики детей.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться.

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения.

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильной речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Вывод: развитие речевой активности происходит в игровой деятельности. Цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. Существуют средства и методы повышения речевой активности, воспитатель использует в своей работе специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, подвижные игры, пальчиковые, использует театральные приемы. Речь развивается в общении со взрослыми и сверстниками. Особое значение в речевом развитии имеет диалог. В игровой деятельности обогащается словарь ребенка. Все это ведет к повышению речевой активности.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста

Слайд 1

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Что такое речевая активность? (ответы команд)

Слайд 2

Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.

Речевая активность – это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Слайд 3

Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи .

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Так какие же это интегративные качества?

Слайд 4

  • Физически развит
  • Любознателен, активен
  • Эмоционально отзывчив
  • владеет средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
  • Владеет необходимыми умениями и навыками
  • Способен управлять своим поведением и планировать свои действия
  • Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  • Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе
  • владеет универсальными предпосылками учебной деятельности

Для того чтобы ребенок смог овладеть данными качествами его речь должна быть достаточно хорошо развита. Лучший период развития речи – дошкольное детство.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

Слайд 5

Перечислите причины снижения речевой активности детей.

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Слайд 6

С чего начинать речевое воспитание ребенка?

Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.

Основной метод обследования , как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать, как общается с другими:

  • умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;
  • выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;
  • установить, каков уровень его речевого развития;
  • обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.

Нужно понаблюдать за детьми, попробовать определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у детей.

Обязательно сравнить, как отличается речь ребенка, если он обращается к нам, взрослым, и сверстникам.

Если мы определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы.

Но не надо торопиться – надо верить и стимулировать, поступать так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого мы ждем. Надо создать для него ситуации успеха. Ни в коем случае не «зацикливать» малыша на его речевых несовершенствах, неудачах

Слайд 7

Стимулирование речи детей раннего возраста

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.
Какие приемы вы знаете? (ответы команд)
Разговор с самим собой . Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко"
Параллельный разговор . Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка . Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку.

Приговоры. Использование игровых песенок , потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности . Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Например: "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что..." - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок, а коробка из-под обуви - печь.. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Слайд 8

Условия успешного речевого развития.

1 . В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

Задания для команд.

Что такое диалог, диалогическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый. Необходимо «провоцировать» ребенка на высказывание, на ответ.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, вопросы, театрализованная деятельность:

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

(чистоговорки)

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Слайд 9

Формула речевого этикета:

Думай,

  • кому говоришь,
  • что говоришь,
  • где говоришь,
  • зачем говоришь,
  • какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Игра «Вежливые слова»

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Какие разделы по развитию речи вы знаете? (ответы команд)

(звуковая культура речи, словарный строй, грамматический строй, связная речь)

Раздача листков с разделами речи. Придумайте одну – две игры на развитие этого раздела речи

Слайд 10

3 . Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики для группы: средней, старшей, подготовительной (по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки).


4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Слайд 11

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Слайд 12

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Слайд 13

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры

Игра " увеличение - уменьшение".

Представьте, что у вас есть волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели у увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. (Ответы взрослых).

А вот как отвечали дети:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

Листки с заданиями.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы педагогов 2 команды)

11. Сотрудники создают речевые центры в группе.

12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

Слайд 14

  1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.
  2. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность
  3. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  4. Труд: трудовые и речевые действия.
  5. Досуг. Пение.Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Слайд 15

  • Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Почему? (ответы команд)
  • Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования
  • Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности
  • Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний
  • В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает!
  • Игры и игровые упражнения активизируют речь детей
  • Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

Слайд 16

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Назовите виды игр. (ответы команд)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Слайд 17

. Типичные ошибки в работе педагога:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей;

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей;

Очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.

  • педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы.

Слайд 18

А для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Слайд 19

Перечислите функции речи старшего дошкольника.

■ Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

■ Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

■ Речь - как область объективных отношений, которые позна​ет ребенок.

■ Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

А теперь небольшой кроссворд на тему «образовательная область коммуникация»

Слайд 20

Слайд 21

Как говорил Гегель: РЕЧЬ – удивительно сильное средство, но
нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Юмористическая минутка:

Переведи пословицы на русский язык.

Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/

1 команда

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

2 команда

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/


Татьяна Черкашина
Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст , как известно, период интенсивного развития ребенка , а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею , является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка , формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

«Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью . При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности .

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи - Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения , расширению словаря, обучение пересказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение , овладение на определенном уровне системой языка.

Овладение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Предметно-развивающая среда группы должна способствовать развитию речи детей : книжный, театральный, речевой уголки , сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого можно оформить речевую коробочку , где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети смогут самостоятельно составлять загадки-описания, рассказы по картинкам.

Следует чаще использовать в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами (Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру): «Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз,

Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают.

Шляпками накрою я, пальцы - все мои друзья.

Повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки , практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической) происходит на занятиях с играми следующего содержания :

«Найди (придумай) слова со звуком…»

(соберём слова в корзинку,

«Лови слова, если услышишь в них звук…» или Хлопушка

«Помоги найти место в слове звуку» , (звуковые дорожки,

«Кто победит - гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?»,

«Сколько звуков ты слышишь в слове….?»

, «Определи последовательность звуков в слове» ,

«Придумай слово на звук (слог….».

«Волшебные превращения» или рифмы (упражнения на словообразование и словоизменение) .

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (Снег.) С неба всё скользят пушинки – Серебристые… (Снежинки.) На посёлки, на лужок Всё снижается… (Снежок.) Вот веселье для ребят – Все сильнее… (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился… (Снеговик.) Рядом снежная фигурка – Это девочка – (Снегурка.) На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (Снег.) «Подбери родственное слово» : Стрекоза – стрекозы, стрекозка; Зима –зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик. «Придумай предложение с заданным словом или по картинкам» ,

«Закончи предложение» : На улице стало сухо, потому что…

Ночью темно, потому что…

Начался дождь, поэтому…

Реки и озёра замерзают ночью, так как…

Дети поливают морковь для того, чтобы…

Мы пойдём гулять, если…

«Чтобы слова не потерялись» (составление схем предложений,

«Паровозик» (распространение предложений,

«А дело было так!» (составление рассказов по серии сюжетных картинок) . «Однажды….» (составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке) «Давай раскрашивать слова!» (подбор эпитетов)

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем! «Найди похожее!» (подбор синонимов,

«Упрямый ослик» (подбор антонимов,

«Если буква заблудилась…» (подбор паронимов) и т. д.

Загадывание загадок :

Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет – тепло нам даёт.

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (тополиный пух)

У этого крошки Столбики – ножки. У этого крошки. Глаза поварёшки А ушки покуда С кухонное блюдо (слонёнок) . Рассказ «Для чего руки нужны?» Е. Пермяк Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука : - А для чего, Петенька, людям руки нужны? - А чтобы в мячик играть, - ответил Петя. - А ещё для чего? – спросил дед - Чтобы ложку держать - А ещё? - Чтобы кошку гладить. - А ещё? - Чтобы камешки в речку бросать. А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Дети любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Также, детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами.

Заучивание стихов - это утомительный процесс, поэтому полезно использование таких приемов, как : «расскажите парами» , «нарисуй стихотворение» , «пропой» .

Зарисовка стихов - это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

К. Д. Ушинский писал : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Упражнения для развития речевого творчества у детей : 1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям. 2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам. 3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине. 4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине. 5. Составлять рассказ по памяти. 6. Составлять рассказ по символам. 7. Составлять рассказ по схемам. 8. Составлять рассказ по натуральным предметам. 9. Составлять рассказ по предметным картинкам. 10. Составлять рассказ по заданным словам. 11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода. 12. Составлять конец рассказа, начатый воспитателем 13. Составлять рассказ на заданную тему. 14. Сочинение сказок.

Полезно проводить игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь , но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Можно изготовить интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В них нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей. Они расширяют кругозор детей , помогают лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка - это цветочек, а пословица - ягодка. В свободное время можно поиграть в отгадывание пословиц, инсценирование их, в игру «Закончи пословицу» .

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, иногда – по десятку и более значений. Существует закономерность : чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи , умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры .

Особое значение имеют литературно-речевые праздники , посвященные творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников -дарить радость от встречи с любимыми произведениями, и при этом, решаются речевые задачи .

Заучивание стихов, оформление книжек-малышек, проведение речевых викторин , конкурсов, турниров помогают развивать мышление у детей , учат отражать основные эмоциональные состояния.

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности : на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Вывод : Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Поделиться