Кто такие весталки. Весталки

Гораздо благоговейнее, чем греки её соответствие – Гестию . В римском храме Весты священный огонь, который олицетворял объединяющий дух как семьи, так и государства, поддерживался необычайно уважаемыми жрицами – весталками .

Их всегда было шесть; они выбирались среди девочек не моложе шести и не старше десяти лет; родители этих девочек должны были быть свободными гражданами и пользоваться доброю славою. Весталки обязывались в продолжение тридцати лет исполнять обязанности жриц при храме Весты. В продолжение десяти лет они были послушницами, следующие десять лет – жрицами, исполнявшими все священные обрядности и обязанности, и, наконец, последние десять лет занимались обучением новых весталок. Они давали обет в продолжение тридцати лет оставаться девственницами; если же они нарушали эту клятву, их закапывали живыми в могилу, а мужчину, оскорбившего весталку, избивали розгами до смерти.

Посвящение в весталки. Картина А. Маркезини, 1710-е

Одиннадцать веков просуществовала эта каста жриц, и за все это время только двадцать весталок обвинялись в нарушении клятвы и только тринадцать были осуждены на казнь.

Весталки были обязаны наблюдать за тем, чтобы огонь на алтаре храма их богини не потух, что считалось величайшим несчастьем для государства; когда же это случалось, то огонь добывали вновь посредством зажигательного (увеличительного) стекла или трения одного куска дерева о другой, так как всякий другой огонь, кроме небесного, считался нечистым.

Церемония казни виновной весталки происходила следующим образом: на особом месте, называемом полем преступников (Campus Sceleratus), выкапывалась глубокая и широкая могила, куда ставились кровать, зажженная лампа, хлеб, вода, сосуд с молоком и немного масла. Виновную весталку несли через весь город в закрытых носилках, причем на улицах толпа должна была сохранять глубокое молчание. Прибыв на место казни, ликторы (стражники) открывали носилки, главный жрец читал молитвы, и весталка, покрытая длинным покрывалом, спускалась в могилу, которую тотчас же закладывали.

Окончив свою тридцатилетнюю службу, весталки могли выходить замуж. Пока они служили в храме жрицами, их кормили и одевали на счет города. Они носили длинные белые одежды, повязку на голове и покрывало.

Эти жрицы пользовались большим почетом, им всегда верили на слово, не требуя клятвенных подтверждений. Когда они выходили на улицу, им предшествовали ликторы со связками прутьев (фасками) на плечах. Если весталкам попадались по дороге осужденные на казнь, они могли им даровать жизнь. Повсюду, где бы ни появлялись весталки, им отводили самые почетные места.

Во времена, когда римские женщины не имели никаких прав, кроме определенных семейным кодексом, существовала группа представительниц прекрасного пола, которым даже консулы уступали дорогу, которые активно участвовали в жизни родного города. То были жрицы богини Весты.

Луис Гектор Леру. Весталка Туккия собирает воду в решето

В пантеоне многочисленных богов Веста отвечала за священный очаг общины, курии и каждого жилища. Римляне очень почитали богиню, ее очаг горел в каждом доме; шесть жриц, являвшихся живым олицетворением Весты, наделялись огромными правами и пользовались великим почетом, их имена часто появляются в произведениях античных авторов.

История возникновения культа Весты

Поль Гиро вполне логично объясняет появление культа Весты. «Во времена доисторические огонь можно было добыть только трением двух кусков сухого дерева или от искры, которая получается при ударе о булыжник. Ввиду этого в каждой деревне поддерживался общественный огонь: в особо предназначенной для этого хижине он горел непрерывно и день и ночь и был предоставлен во всеобщее пользование. Обязанность поддерживать его возлагалась на молодых девушек, так как только они не уходили в поле. С течением времени этот обычай превратился в священное учреждение, как это было в Альбалонге, метрополии Рима; когда же был основан Рим, то и этот город учредил у себя свой очаг Весты и своих весталок.»

Весталка

Институт весталок в Риме был официально учрежден вторым царем Нумой Помпилием (715 — 673/672 гг. до н.э.). «Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а, отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее уважение и неприкосновенность.» (Ливий, I, 20).

Более подробно об этом событии повествует Плутарх в биографии Нумы Помпилия. «Нума посвятил в весталки сперва двух дев, Геганию и Верению, а затем Канулею и Тарпею. Сервий прибавил к ним впоследствии еще двух, и это число остается без изменения до настоящего времени. Царь определил девам сохранять свое девство до тридцати лет. В первые десять лет их учат тому, что они должны делать; в другие десять лет они применяют к делу свои познания; в последние десять лет — сами учат других. После этого они могут делать, что желают, и даже выходить замуж или избирать себе новый образ жизни, не имеющий ничего общего с жизнью жрицы. Но этою свободой воспользовались, говорят, немногие, да и те, которые сделали это, не принесли себе никакой пользы, большинство же провело остаток своих дней в раскаянии и унынии, причем навели на других такой религиозный ужас, что они предпочли до старости, до самой смерти девство супружеству.» (Плутарх, Нума, X).

Жан Раух . Весталка 1690.
Девочки не должны были иметь даже самого маленького изъяна. Из большого
числа претенденток бесстрастных жребий определял двадцать. Весталкой
же становилась та из претенденток, кого император брал за руку и
препровождал в храм Весты. Там новоявленной жрице отрезали косу,
которая отныне становилась украшением священного древа, одевали в белое
и посвящали в ее новые обязанности. Так начиналось 30-летнее служение
богине Весте.
Весталка. Фрагмент гравюры Фредерика Лейтона 1880
Когда волосы отрастали, весталки должны были носить особую прическу - шесть одинаково заплетенных кос, как у невест в день свадьбы.
В первые десять лет жриц обучали, как служить Весте, следующие десять лет они применяли свои познания в деле, а последние десять лет учили молодую смену. Они были очень богаты: император баловал красавиц щедрыми подарками. Отслужив Весте и Риму положенные тридцать лет, жрица имела право вернуться домой и даже выйти замуж, но обычно оставалась жить при храме.

Маркезини, Алессандро "Жертвоприношение весталки"

Хотявесталкам в это время не было и сорока, они продолжали жить в безбрачии: не смотря на красоту и богатство мужчины не стремились брать их в жены - считалось, что брак с весталкой приносит несчастье. До нас дошли сведения о весталке Аквиле Севеле, которая стала женой императора Марка Аврелия. Но то император, а то просто мужчины…
История сохранила немало имен несчастных, погибших от любовного соблазна: Эмилия, Лициния, Марция, Попилия, Опия…
А однажды в годы правления Юлия Цезаря, молодой Клодий, изнемогавший от тайной любви к жрице, в платье сестры проник в дом императора на праздник весталок, но был опознан. Чтобы избежать казни, патриций «признался», что пришел к … императрице. Юлий Цезарь, не вникая в дело, тотчас развелся с супругой. И как ни оправдывалась самая знатная римлянка, как ни заступались за нее сенаторы, великий полководец был непреклонен: «Жена Цезаря - вне подозрений!»
"Казнь весталки" Paul Baudry
Судьба весталок, не сумевших сохранить девственность, была ужасна. У городской стены, где хоронили преступников, выкапывалась землянка. В ней, проявляя уважение к Весте, а не к павшей весталке, ставили постель, зажженный светильник и небольшой запас воды и пищи. После обряда, совершенного Верховным жрецом, весталка спускалась по лестнице в землянку, и это место сравнивали с землей. Закапывали заживо потому, что кровь весталки проливать было нельзя.

Но были и такие, кто смог оправдать себя. В списке имен жриц, погибших от любовного соблазна, имена Туккии и Квинты Клавдии стоят особняком. Когда их обвинили в нарушении целомудрия, весталки присягнули богам, что докажут свою непорочность. Туккия взяла решето и в нем принесла воду из Тибра. Другая весталка, Квинта Клавдия, убедила всех в своей безгрешности, когда сдвинула вросший в ил корабль, чуть потянув за трос.
Увы! Римских весталок какая-то сила обрекала на пожизненное монашество, хотя, когда заканчивался срок обязательного служения Весте, им не было сорока лет. Они были сказочно богаты, их имена знал весь Рим, но мужчин не прельщала столь выгодная партия. Существовало поверье, что брак с бывшей весталкой приносит только несчастье.

Далее Плутарх рассказывает о привилегиях и наказаниях для весталок. Более подробного описания нет ни об одном римском культе ни у самого Плутарха, ни у прочих античных авторов — уже только по этому факту можно оценить значимость культа Весты в жизни римлян.

«Царь дал им большие преимущества — они могли, например, делать завещания еще при жизни отца и располагать всею остальной своей собственностью, не прибегая к помощи попечителей, как и матери троих детей. Когда они выходят, их сопровождает ликтор. Если они встречаются случайно с преступником, которого ведут на казнь, ему оставляют жизнь. Весталка должна только поклясться, что встреча была случайной, невольной, не преднамеренной. Кто проходил под их носилками, когда они сидели на них, подвергался смертной казни.


Наказывают весталок за различные проступки розгами, причем наказывает их верховный понтифик. В некоторых случаях виновную даже раздевают донага в темном месте и накидывают на нее одно покрывало из тонкого полотна. Нарушившую обет девства зарывают живьем в яму у Коллинских ворот. Возле этого места, в черте города, тянется длинный земляной вал… Здесь, под землею, устраивали маленькое помещение, с входом сверху, куда ставили постель, лампу с огнем, небольшое количество съестных припасов, например, хлеба, кувшин воды, молока и масла, — считалось как бы преступлением уморить голодом лицо, посвященное в высшие таинства религии. Виновную сажали в наглухо закрытые и перевязанные ремнями носилки так, что не слышно было даже ее голоса, и несли через форум. Все молча давали ей дорогу и провожали ее, не говоря ни слова, в глубоком горе. Для города нет ужаснее зрелища, нет печального этого дня. Когда носилки приносят на назначенное место, рабы развязывают ремни. Верховный жрец читает таинственную молитву, воздевает перед казнью руки к небу, приказывает подвести преступницу, с густым покрывалом на лице, ставит на лестницу, ведущую в подземелье, и удаляется затем вместе с другими жрецами. Когда весталка сойдет, лестница отнимается, отверстие засыпают сверху массой земли, и место казни становится так же ровно, как и остальное. Вот как наказывают весталок, преступивших свои обязанности жриц!

По преданию, Нума построил также храм Весты для хранения неугасаемого огня. Он дал ему круглую форму; но она представляла не фигурку Земли, — он не отождествлял с нею Весту, — а вообще, вселенную, в центре которой, по верованию пифагорейцев, горит огонь, называемый Гестией-Монадой. По их мнению, земля не неподвижна и не находится в центре вселенной, но вертится вокруг огня и не может считаться лучшею, первою частью вселенной.» (Плутарх, Нума, X, XI). Вот какими знаниями обладали древние и использовали их при постройке храма главного «очага государства»! Спустя тысячелетия вещи, известные римлянам и грекам, снова будут открывать лучшие умы человечества, и будут гении страдать за свои открытия, отстаивать их на кострах и в тюрьмах. Множество сведений о самом почитаемом в Риме культе и его жрицах можно найти у других античных авторов.

Казнь весталки . Художник: Фюгер, Генрих Фридрих.
«Как только девочка становилась жрицей Весты, ей остригали волосы, складывая их под старую финиковую пальму, которая поэтому так и называлась: „дерево волос“ (Плиний Старший. Естественная история, XVI, 235). Когда волосы отрастали, весталка обязана была делать себе особую прическу, разделяя волосы острым гребнем на шесть прядей и заплетая каждую в отдельности, точно так же как поступали невесты перед свадьбой. О том, как девочек готовили к служению богине, рассказывает, пользуясь самыми разными источниками, Авл Геллий (Аттические ночи, I, 12). Стать весталкой могла девочка в возрасте от 6 до 10 лет, у которой оба родителя были живы. Девочки, имевшие хотя бы малейшие затруднения в речи или пониженный слух, не подлежали избранию; любой другой физический порок также оказывался непреодолимым препятствием. Не допускались и те, что были вольноотпущенницами или имели отца-вольноотпущенника, а также те, у кого хотя бы один из родителей был рабом или занимался чем-либо не подобающим свободному человеку. Наконец, разрешалось освободить от обязанностей жрицы Весты ту девочку, у которой сестра уже была избрана жрицей или отец был фламином, или авгуром, или членом какой-либо иной жреческой коллегии. Девочка, помолвленная с кем-нибудь из жрецов, также не годилась для служения богине. Впоследствии отбор стал еще более строгим: отклонялись дочери граждан, постоянно проживавших за пределами Италии или имевших троих детей...» (Винничук, с. 138 — 139). «Обряд избрания и увода девочки от отца совершался, вероятнее всего, так, как это описывает Авл Геллий: верховный понтифик брал девочку за руку и отводил от отца, что юридически было эквивалентно взятию ее в плен на войне» (Винничук, с.339).

Весталки походили на будущих христианских монашек и одеждой: они заворачивались до пят в длинную, белого цвета ткань, именовавшуюся палой; пользовались головным покрывалом; талию весталки перетягивала веревка, на груди имелся медальон, а заплетенные волосы поддерживались повязкой.

Весталки не стеснялись использовать свои огромные привилегии в личных, узкосемейных целях; причем, делали это достаточно нагло и открыто, и никто не смел им возразить.

Консул 143 г. д.э. Аппий Клавдий Пульхр решил справить триумф после победы над альпийскими салассами. Однако победа его никак не тянула на высшую награду, а честолюбивому консулу страстно хотелось проследовать по улицам Рима в триумфальной колеснице. И вот, весталка Клавдия, «когда ее брат справлял триумф против воли народа, взошла к нему на колесницу и сопровождала его до самого Капитолия, чтобы никто из трибунов не мог вмешаться или наложить запрет» (Светоний, Тиб., 2, 4).

Главной обязанностью весталок являлось поддержание священного огня на алтаре богини. Гасили пламя Весты лишь один раз в году — в первый день нового года; затем вновь зажигали древнейшим способом — с помощью трения дерево о дерево.

Иногда происходило незапланированное угасание священного огня из-за оплошности зазевавшейся весталки. То было одно из двух самых страшных преступлений жриц почитаемой римлянами богини — ибо угасание очага Весты считалось дурным предзнаменованием. Виновную собственноручно наказывал розгами верховный понтифик.

Постоянно горевший огонь довольно часто приводил к пожарам. Такое бедствие случилось около 241 г. до н.э.: «Пожар храма Весты, — сообщает Тит Ливий (Периохи, XIX), — великий понтифик Цецилий Метелл сам спасает из огня его святыни».

И спасать было что; помимо священного огня в храме Весты находились многие реликвии, сохранность которых была для римлян залогом благополучия и процветания города. Цицерон утверждает, что в храме была «статуя, упавшая с неба». Скорее всего, речь идет о метеорите.

Естественно, и враги понимали: что значит для римлян храм Весты. В 210 г. кампанцы (во 2-ю Пуническую войну они сражались на стороне Ганнибала) устроили пожар на римском форуме. «Одновременно загорелись семь лавок… и те лавки менял, что теперь называют „Новыми“. Затем занялись частные постройки...; занялись и темница, и рыбный рынок, и Царский атрий. Храм Весты едва отстояли — особенно старались тринадцать рабов, они были выкуплены на государственный счет и отпущены на свободу». (Ливий, XXVI, 27, 3).

Консул особенно возмущался тем, что кампанцы «посягнули на храм Весты, где горит вечный огонь, а во внутреннем покое хранится залог римской власти» (Ливий, XXVI, 27, 14).

Блудливые весталки

Ге Николай. Любовь весталки. 1857-1858 гг.
Гораздо более страшным событием, чем потухший очаг Весты, была потеря невинности весталкой; античные авторы рассказывают о подобных случаях, как о национальном бедствии.

Увы! Такое случалось. Первые римские монашки в несознательном возрасте становились весталками. Гораздо позже они понимали, что за почет, привилегии, обеспеченную жизнь они заплатили достаточно высокую цену; позже бывшие 6 — 10 -летние девочки почувствуют, что обет непорочности вступает в противоречие с их разумом, страстями. А наказание за потерю девственности было чрезвычайно жестоким.

Иногда забывали и о наказании: здоровая плоть (больных в весталки не брали) не могла противостоять соблазнам. Такова человеческая натура: ей всегда всего мало, а самый сладкий плод — запретный.

Римляне все понимали и пытались оградить жриц любимой богини от соблазнов. «Для сохранения их чистоты принимались самые тщательные меры предосторожности. Ни один мужчина не мог приблизиться ночью к их дому; ни один мужчина, даже врач, не мог ни под каким предлогом войти в их атриум. Если весталка заболевала, ее отправляли к родителям или к какой-нибудь почтенной матроне, и здесь также ни на шаг не отставали от врача, который ее лечил. Чтобы удалить от них всякое искушение, им не позволяли присутствовать на атлетических состязаниях. Их начальник — великий понтифик не спускал с них глаз и заставлял шпионить за ними их служанок.» (Гиро).

Но… одна за другой в античных источниках появляются вести о жрицах, нарушивших обет девственности.

«Весталка Попилия за преступный блуд погребена заживо», — пишет Тит Ливий о событиях 509 — 468 гг. до н.э.

483 г. до н.э. «К общему беспокойству добавились грозные небесные знамения, почти ежедневные в городе и округе; прорицатели, гадая по внутренностям животных, то по полету птиц, возвещали государству и частным лицам, что единственная причина такого беспокойства богов — нарушение порядка в священнодействиях. Страхи эти разрешились тем, что весталку Оппию осудили за блуд и казнили.» (Ливий, II, 42, 9).

«Весталка Секстилия, осужденная за преступный блуд, закапана заживо» (Ливий, периохи, кн.14 (278 — 272 г. до н.э.).

В 216 г. до н.э. римляне потерпели поражение под Каннами и фактически лишились войска. «Люди напуганы великими бедами, а тут еще и страшные знамения: в этом году две весталки, Отилия и Флорония, были уличены в блуде: одну, по обычаю, уморили под землей у Коллинских ворот, другая сама покончила с собой. Луция Кантилия, писца при понтификах, который блудил с Флоронией, по приказу великого понтифика засекли до смерти розгами в Комиции. Кощунственное блудодеяние сочли, как водится, недобрым предзнаменованием, децемвирам было приказано справиться в Книгах. А Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец таким бедствиям; пока что, повинуясь указаниям Книг, принесли необычные жертвы; между прочими галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями; здесь и прежде уже свершались человеческие жертвоприношения, совершенно чуждые римским священнодействиям.» (Ливий, XXII, 57).

В 114 г. до н.э. римлян ожидал новый страшный удар: в преступном блуде уличили сразу трех весталок — Эмилию, Лицинию и Марцию.

Обвинение весталки в прелюбодеянии не всегда заканчивалось смертью последней; иногда жрицам удавалось оправдаться.

В 418 г. до н.э. «от обвинения в нарушении целомудрия защищалась неповинная в этом преступлении весталка Постумия, сильное подозрение против которой внушили изысканность нарядов и слишком независимый для девушки нрав. Оправданная после отсрочки в рассмотрении дела, она получила от великого понтифика предписание воздержаться от развлечений, выглядеть не миловидной, но благочестивой.» (Ливий, IV, 45).

И совсем фантастическим способом избавилась от наказания весталка Клавдия.

Дело было в 204 г. до н.э. Еще шла тяжелая война с Ганнибалом, и римляне всеми способами стремились приблизить победу. К их счастью в Сивиллиных книгах нашлось предсказание: «Когда бы какой бы чужеземец-враг ни вступил на италийскую землю, его изгонят и победят, если привезут из Пессинунта в Рим Идейскую Матерь (Кибелу)» (Ливий, XXIX, 10, 4).

Богиня была весьма непривычной для Рима и довольно жестокой. Кибела требовала от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в бездумном восторге и экстазе. Кибеле нравилось, когда жрецы «наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини» (Гладкий, с. 326).

Видимо, такую жестокую богиню и нужно было у себя завести, чтобы победить Ганнибала. Кроме того, римляне исправно следовали указаниям Сивиллиных книг, а они всегда требовали большие жертвы.

Каким-то образом был решен вопрос с Атталом, царем Пергама, который до сих пор владел Идейской Матерью; и вот корабль с богиней в виде черного метеоритного камня вошел в устье Тибра.

Неожиданно римляне столкнулись с проблемой у самых ворот родного города: капризная богиня, которая покорно следовала из Малой Азии до Италии, не желала войти в Рим.

«Сил не щадя, за причальный канат потянули мужчины,
Лишь чужеземный корабль против теченья пошел
И на болотистом дне крепко застряла ладья.
Люди приказа не ждут, усердно работает каждый,
И помогают рукам, громко и бодро крича.
Точно бы остров, засел корабль посредине залива:
Чудом изумлены, люди от страха дрожат.»
(Овидий. Фасты, IV, 295 — 300).
Весталка. Художник Жан Рау.
Среди встречающих святыню была и весталка Клавдия, на которую пали подозрения в распутстве. Собственно, она своим поведением дала пищу для сплетен, которые могли закончится известным погребом у Коллинских ворот.

«Клавдия Квинт свой род выводила от древнего Клавса,
Был ее облик и вид знатности рода под стать.
И непорочна была, хоть порочной слыла: оскорбляли
Сплетни ее и во всех мнимых винили грехах.
Ее и наряд, и прическа, какую она все меняла,
Были вредны, и язык вечных придир — стариков.
Чистая совесть ее потешалась над вздорами сплетен, —
Но ведь к дурному всегда больше доверия в нас!»
(Овидий. Указ. соч., 305 — 310).

Чтобы отвести от себя подозрения, Клавдия решилась на отчаянный поступок; но прежде она помолилась богине. Когда читаешь этот момент у Овидия, кажется, что весталка молилась Деве Марии. Молитва, как следует из текста, непривычна даже для римлян.


«Вот появилась она меж достойнейших в шествии женщин,
Вот зачерпнула рукой чистой воды из реки,
Голову трижды кропит, трижды к небу возносит ладони
(Думали все, кто смотрел, что помешалась она),
Пав на колени, глядит неотрывно на образ богини
И, волоса распустив, так обращается к ней;
»О небожителей мать плодоносная, внемли, благая,
Внемли моим ты мольбам, коль доверяешь ты мне!
Я не чиста, говорят. Коль клянешь ты меня, я сознаюсь:
Смертью своей пред тобой вины свои искуплю.
Но коль невинна я, будь мне порукою в том предо всеми:
Чистая, следуй за мной, чистой покорна руке."
Так говоря, за канат она только слегка потянула
(Чудо! Но память о нем даже театр сохранил):
Двинулась Матерь Богов, отвечая движеньем моленью, —
Громкий и радостный крик к звездам небесным летит."
(Овидий. Указ. соч., 310 — 325).

Да! Что не сделаешь, чтобы спасти жизнь. После такого подвига никто не посмел даже усомниться в целомудренности Клавдии.

«Клавдия всех впереди выступает с радостным ликом, Зная, что честь ее днесь подтверждена божеством.»
(Овидий. Указ. соч., 340).

Потрясенные римляне установили статую Клавдии Квинты в храме Матери Богов. Дважды (в 111 г. до н.э. и во 2 г.) храм подвергался опустошительным пожарам, и только изображение весталки оставалось невредимым.

Пожар в храме Весты. В храм Весты могли входить только женщины. И служили там тоже женщины - весталки, жрицы Весты. Конечно, ни один мужчина не имел доступа в священное хранилище. Говорят, однажды в храме Весты случился страшный пожар. Весталки в ужасе метались по двору храма, не зная, как бороться с огнем, страх отнял у них все силы. Верховный жрец (Великий понтифик) Метелл, случившийся при этом, напрасно призывал их спасать святыни — девы только плакали все громче, да, упав на колени, горестно заламывали руки. Тогда Метелл понял, что спасать святыни должен он, но при этом ему придется совершить запретный поступок и войти в храм. «Так пусть же на одного меня обрушится кара богов, но Риму мое преступление будет спасением!» — воскликнул он и бросился в горящий храм. Ему удалось спасти святыни, но сам он ослеп — то ли от жара бушующего пламени, то ли из-за гнева богини на то, что он видел запретные предметы. Однако затем зрение к нему вернулось — богиня простила его грех, потому что он спасал от гибели то, что находилось в ее храме. Римляне тоже не забыли подвиг и самопожертвование Метелла. Ему, единственному в Риме, было дано право приезжать на заседания сената в повозке, а не приходить, как это делали другие сенаторы.

Подготовка весталок. Огонь в храме Весты должны были поддерживать шесть жриц, которых, как уже говорилось, называли весталками. К такому важному занятию их начинали готовить с детства. Шестерых девочек в возрасте от 6 до 10 лет выбирали из самых знатных семей. Избранницы не должны были иметь никаких физических недостатков, их родители должны были быть живы и не замешаны ни в каких постыдных делах. Затем совершался обряд посвящения богине: девочкам обрезали волосы и помещали локоны в качестве дара (жертвы) на священное дерево, которое так и называлось — «древо волос», самих девочек одевали в белые одежды, которые символизировали невинность и безбрачие, а к их имени прибавлялось второе — Амата.

Весталка

В течение 10 лет девочки обучались у старших весталок, затем 10 лет служили богине, еще 10 лет они должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Весталки не имели права выходить замуж, нарушать строгие правила поведения — ведь своевольным поступком они могли навлечь гнев богини на все государство. Самыми тяжелыми проступками весталки были два: если по ее небрежности погас священный огонь и если она нарушила свой обет девственности.

Наказания весталок. За погасший огонь весталку подвергали порке розгами, причем наказание осуществлял сам верховный понтифик — глава римской религии. Наказание это было жестоким, пороли до крови, а могли запороть и до смерти, но куда более жестоким было наказание за нарушение обета! Сама Веста, как и греческая Гестия, считалась богиней-девой, богиней безбрачной. Именно поэтому такой обет давался и ее служительницами. Нарушить его — значило страшно оскорбить богиню. Если все-таки такое случалось, то мужчина, с которым весталка согрешила, наказывался смертью, а ее в закрытых носилках доставляли на «поле преступников», где помещали в подземный склеп. Ей оставляли немного воды и хлеба, а потом склеп запирали и засыпали землей. Согрешившая весталка оказывалась погребенной заживо!

Почет весталкам. Страшные наказания ждали провинившуюся весталку, зато и почет тем жрицам, которые честно исполняли свой долг, был велик! Все должны были уступать весталкам дорогу; человека, посмевшего оскорбить служительницу Весты, карали смертью. Было у весталок и право помилования: если на казнь вели преступника, и на пути встречалась весталка, ему сохраняли жизнь (правда, весталка должна была поклясться, что встретила его случайно). В театре и на зрелищах весталкам принадлежали лучшие места, а кроме того, только они из всех римских жрецов получали от государства нечто вроде жалования — деньги за свою службу.

Весталка Эмилия. Так как от служения весталок зависело благополучие Рима, контроль за ними был строгий, и бывали случаи, когда на них падали ложные обвинения. Но тут, верили римляне, на помощь им приходила сама богиня, являя чудеса, доказывавшие их невиновность. Рассказывали, например, что весталка Эмилия, служившая в храме тридцать лет и бывшая в то время старшей весталкой, поручила наблюдение за огнем молодой неопытной жрице, по небрежности которой огонь погас. Римляне испугались, что все это произошло из-за какого-то греха Эмилии и она была бы приговорена к смерти, если бы строгая богиня не услышала ее мольбу. Эмилия, перед всей коллегией понтификов и остальными девами, взмолилась: «О Веста, охраняющая город римлян! Если я честно служила тебе почти тридцать лет и сохранила душу чистой, а тело нетронутым, приди ко мне на помощь! Не дай погибнуть своей жрице! Если же я в чем-либо виновата, накажи меня одну, а город избавь от позора!» С этими словами она бросила на потухший очаг полоску ткани, оторванную от ее одежды. И произошло чудо! Угли, в которых давно не было огня, вспыхнули ярким пламенем, и всем стало ясно, что подозрения были напрасными.

Тукция. Другую весталку, по имени Тукция, некий римлянин ложно обвинил в утрате целомудрия. Все было очень убедительно, нашлись даже какие-то свидетели, и, казалось, девушка обречена на смерть. Но она, будучи сильной духом, не отчаялась, а вместе с великим понтификом пошла вниз к Тибру. Там она перед всем народом зачерпнула решетом из его волн и пронесла воду в этом решете вверх до самого Форума, не пролив из решета ни капли. Так сама Веста показала, что Тукция невиновна. Ее обвинитель понес бы наказание за эту клевету, но он скрылся, и никто его больше не видел.

Клавдия Квинта. И уж совсем чудесной была помощь, оказанная Вестой своей жрице Клавдии Квинте. Ее тоже подозревали в нарушении обета целомудрия. Как раз в это время с Востока в Рим была вывезена статуя Матери богов и корабль, везший эту статую, застрял, направляясь вверх по течению Тибра. Сдвинуть с места его никому не удавалось, но, опять из священных Сивиллиных книг, узнали, что его может свести только рука чистейшей женщины. Именно тогда весталка Клавдия взмолилась богине, чтобы она, если считает ее чистой, помогла ей. Привязав свой пояс к кораблю, она сдвинула его и повезла изображение Матери богов, а римляне удивлялись одновременно и обнаружению воли богини и непорочности девушки. Так рука слабой, но непорочной весталки при помощи богини сделала то, что были не в состоянии сделать тысячи мужчин.

Священной стихией люди издавна считали огонь. Это свет, тепло, пища, то есть основа жизни. С почитанием огня связана у древних богиня Веста и ее культ. В храме Весты в Древнем Риме горел вечный огонь как символ семьи и государства. У других индоевропейских народов неугасимый огонь тоже поддерживался в храмах огня, перед идолами, и в священных очагах домов.

По легенде она родилась от бога времени и богини пространства, то есть возникла первой в мире, предназначенном для жизни, и, наполнив энергией пространство и время, дала старт эволюции. В отличие от других божеств римского пантеона, богиня Веста не имела человеческого облика, она была олицетворением светоносного и животворного пламени, в ее храме не было статуи или иного изображения этого божества. Считая огонь единственной чистой стихией, римляне представляли Весту девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный бог Юпитер наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний бога плодородия Приапа. Пасущийся неподалеку осел громким ревом разбудил задремавшую богиню и тем спас ее от бесчестия.

С тех пор в день празднования Весталий ослов было запрещено запрягать в работу, а на светильнике богини была изображена голова этого животного.

Очаги Весты

Ее пламя означало величие, процветание и устойчивость Римской империи и не должно было погаснуть ни при каких обстоятельствах. Самым священным местом в римском городе был храм богини Весты.

Считается, что обычай зажигать вечный огонь в честь защитников своей родины берет начало из традиции почитания этой богини. Поскольку римская богиня Веста была покровительницей государства, храмы или алтари ее возводились в каждом городе. Если его жители уезжали из города, они увозили с собой пламя с алтаря Весты, чтобы зажечь его там, куда прибудут. Вечный огонь Весты поддерживался не только в ее храмах, но и в других публичных зданиях. Здесь устраивали встречи заграничных послов, пиры в их честь.

Весталки

Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Девочек на эту роль отбирали тщательно. Они должны были быть представительницами самых знатных домов, обладать несравненной красотой, нравственной чистотой и целомудрием. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Почет и уважение к ним были такими сильными, что в силах весталок было даже отменить казнь приговоренному, если он во время их шествия встречался им на пути.

Весталки должны были свято хранить и оберегать свою девственность, поскольку нарушение этого правила было сродни падению Рима. Также бедствиями государству грозило угасшее пламя на алтаре богини. Если то или другое происходило, весталку карали жестокой смертью.

История, семья и государство

История и судьба империи была в сознании людей так тесно связана с культом Весты, что падение Рима напрямую связывали с тем, что правитель Флавий Грациан в 382 году от Рождества Христова погасил огонь в храме Весты и упразднил институт весталок.

Понятия семьи и государства в Древнем Риме были наравне, одно считалось средством укрепления другого. Поэтому богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага. Исследователи считают, что в древности верховным жрецом Весты был сам царь, подобно тому, как глава семейства был жрецом домашнего очага. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Пламя отчего очага представители рода поддерживали с той же щепетильностью, что и весталки в храме, так как считалось, что этот огонь означает крепость родственных уз и благо всей семьи. Если пламя вдруг гасло, в этом усматривали дурное предзнаменование, а ошибка тотчас исправлялась: при помощи увеличительного стекла, солнечного луча и двух деревянных палочек, которые терли друг о друга, огонь разжигали вновь.

Под пристальным и благожелательным оком богини Весты проводились брачные церемонии, в ее очаге пекли свадебный ритуальный хлеб. Здесь заключались семейные договоры, узнавали волю предков. Ничего дурного и недостойного не должно было происходить перед священным огнем хранимого богиней очага.

В Древней Греции

Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу. Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом — Зевс. Греки не отказывались видеть в ней женщину и изображали ее в виде стройной величественной красавицы в накидке. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Главным очагом богини огня считалась гора Олимп с ее небесным пламенем. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».

Славянское божество

Была ли своя богиня Веста у славян? Некоторые источники говорят о том, что так звалась у них богиня весны. Она олицетворяла пробуждение от зимнего сна и начало цветения. Животворный огонь в данном случае воспринимался нашими предками как могучая сила, являющая магическое воздействие на обновление природы и плодородие. Не исключено, что языческие обычаи, в которых задействован огонь, связаны с обожествлением этой богини.

Пригласить в свой дом славянскую богиню весны было не трудно. Достаточно восемь раз обойти жилище по часовой стрелке, приговаривая «Удача, счастье, изобилие». Женщины, которые весной умывались талой водой, имели, по поверьям, шанс долго оставаться молодыми и привлекательными, как сама Веста. Славянская богиня символизировала также и победу света над тьмой. Поэтому ее особо превозносили в первый день нового года.

Кто такие весты у славян

Так называли девушек, знающих премудрости ведения хозяйства и ублажения супруга. Их можно было без боязни выдавать замуж: из вест получались добрые хозяйки, мудрые жены и заботливые матери. В противоположность этому, невестами звали как раз тех молодых особ, которые были не готовы к замужеству и семейной жизни.

Боги и звезды

В марте 1807 года немецкий астроном Генрих Ольберс открыл астероид, который назвал именем древнеримской богини Весты. В 1857 году английский ученый Норман Погсон дал открытому им астероиду имя древнегреческой ее ипостаси — Гестии.

В Древнем Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Древнего Рима, занимавшие это положение, пользовались безотлагательными привилегиями в обществе, личной неприкосновенностью и получали высокое жалованье. В средствах массовой информации основной упор в описании их образа жизни ставится на непременное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не раскрывает большинства её специфических черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

Как было отмечено выше, весталки - это жрицы богини Весты, происхождение культа которой теряется в веках. Известно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старыми девами.

Предполагается, что институт весталок создал упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и частных сокровищ, а также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Непрерывно культ обслуживали шесть весталок, выбиравшихся по мере жизненной ротации посредством жеребьёвки из двадцати здоровых девочек возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и постоянно проживавших с семьями на территории Италии.

В процессе обряда посвящения юная весталка проходила через атриум Весты, где подвергалась процедуре обрезания волос как подношению священному дереву, на которое волосы затем вешались. Возраст священного дерева в Риме в эпоху Плиния Старшего уже перешёл за половину тысячелетия. После этого посвящённая весталка, одетая во всё белое, получала второе имя «Возлюбленная», прибавлявшееся к её римскому имени, и начинала своё обучение в святилище.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей сложности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили только в первый день нового года, его затухание считалось катастрофой, подобной имперскому краху. В этом случае огонь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Поэтому весталки Древнего Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за процветание империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по своему личному усмотрению. Они владели огромными имениями, приносившими им большой доход; императоры подносили им щедрые подарки. Кроме того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки - даже на уровне бытового хамства - каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки - это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.

Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение непорочной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огонь. Весталки это осознавали в полной мере, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было крайне сурово - оно каралось погребением заживо. Однако в Риме казнь весталки считалась тяжелейшим грехом, поэтому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сидению, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось небольшое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молча спускалась в тоннель, где затем и замуровывалась с однодневным запасом пищи и воды.

Надо сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний вид и манеры.

Ежедневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок вместе с храмом Весты составлял единый функциональный комплекс. Известно, что он представлял собой атриум, окружённый двухэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от простого римского жилого дома. Однако наличие огромного просторного зала для торжественных приёмов говорит о том, что здание также использовалось в административных целях.

Весталки были желанными и обязательными гостями на главных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам города впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По некоторым случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из них позировали скульпторам, а их готовые статуи устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

Весталки - и слуги богини, поэтому они носили одинаковую одежду, которой являлись белого цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком одеянии их часто изображали на полотнах художники.

В литературе также был запечатлён преданный своим идеалам образ весталки. Верность своему культу и народу Рима в полной мере раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошлого века. Романом "Весталка" Николай Никонов охватывал по действию почти четверть века; он первым написал книгу, касающуюся жизни жриц в лоне героической эпохи. Данная книга, написанная в двух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её "мрачность" сюжета и прямолинейность повествования. Однако символом прошедшей милитаристической эпохи всё-таки стал Никонов, "Весталка" которого подняла одну из самых трагичных проблем в истории человечества - противостояние женщины и войны.

Поделиться