Кыпчакское ханство: происхождение и история. Кыпчакское ханство: происхождение и история Происхождение кипчаков


Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.


В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.


Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.


Как выглядели сами половцы?



На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.


Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).


По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.


Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».


Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.


В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.


Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах


Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.


Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Ещё один загадочный древний народ, который расселился по всему миру - это цыгане. О том, можно узнать в одном из наших предыдущих обзоров.

Фарид Алекперли,
доктор исторических наук

Как известно, тюркский мир разделяется на две основные этноязыковые общности – огузов и кипчаков (кыпчаков). Причем как огузы, так и кипчаки сыграли существенную роль в истории Азербайджана. На огузских тюркских языках говорят турки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, хорасанские и хорезмские тюрки, а также часть крымских татар. В настоящее время огузы численно преобладают в тюркском мире над кипчаками. Самые крупные огузские народы – это турки, которых около 70 миллионов человек, и азербайджанцы, численность которых превышает 50 миллионов (вместе с иранскими азербайджанцами).

На языках кипчакской ветви говорят татары, башкиры, казахи, ногайцы, киргизы, каракалпаки и др. Самый многочисленный кипчакский народ – казахи, общая численность которых приближается к 14 миллионам. Узбекский и уйгурский языки относятся к карлукской, а чувашский – к наиболее архаичной булгарской ветви тюркских языков.

Кто же такие кипчаки? Прототипом слова “кипчак”, возможно, является термин “кюеше” или “цзюеше”, упомянутый в 201 г. до н. э. в китайских письменных источниках. Более достоверным и доказанным считается упоминание этого народа под именем “кибчак” в наскальной надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.).

Этнонимы “кыпчак” и“кыфчак” часто приводят в своих трудах такие средневековые авторы, как Ибн Хордадбех (IX в.), Гардизи, Махмуд Кашгари (XI в.), Ибн аль-Асир (XIII в.), Рашид ад-Дин, аль-Умари, Ибн Халдун (XIV в.) и т.д.

В средневековых русских летописях XI-XIII вв. кипчаки упомянуты под названиями “половцы” и “сорочины”. В Венгрии они были известны как “палоцы” и “куны” (этнографическая группа “куманы” до сих пор проживает в Венгрии). Этим же термином (“куманы” или “команы”) называют их средневековые византийские и западноевропейские источники XIII в.

Булгары и кипчаки в Азербайджане

Тюркская история Азербайджана связана не только с огузами. Согласно историческим источникам, в Азербайджане с древних времен проживали также булгары и кипчаки, причем булгары представляют собой один из древнейших тюркских пластов.

Так, еще в III-VI вв. н.э. территорию Кавказской Албании населяли гунно-булгарские племена – гунны, савиры, хазары и т.д. В 552 г. савиры (сувары) вторглись в Кавказскую Албанию. В 562 г. тюркские племена савир и хазар заселяли области вокруг г. Габала – столицы Кавказской Албании. В 626-630 гг. Кавказская Албания была подчинена Хазарскому Каганату, административный центр которого временами находился в г. Габала.

Со временем в Азербайджане усилились огузский и кипчакский элементы, ассимилировав более древнюю булгарскую (гуннскую, савирскую и хазарскую) прослойку. Язык древних тюрок гуннского и булгарского происхождения, некогда населявших Азербайджан, считается вымершим. Его единственным “живым” наследником является современный чувашский язык, обладающий очень архаичными признаками и резко отличающийся от всех других ныне использующихся тюркских языков.

Азербайджанцев принято считать тюрками – огузами, а азербайджанский язык справедливо относят к огузской ветви тюркских языков. Это совершенно верно, однако при этом часто не учитывается то, какой существенный вклад внесли кипчаки в формирование азербайджанского народа и его языка.

Впрочем, лингвисты знают, что хотя азербайджанский язык в целом и относится к огузской ветви тюркских языков, в нем отчетливо просматриваются и кипчакские элементы. В частности, кипчакское происхождение имеет одно из наиболее употребительных азербайджанских слов – “яхши” (“хорошо”, “хороший”), которое родственно казахскому слову “жаксы” (казахи и киргизы произносят звуки “ж” и “с” там, где азербайджанцы используют “й” и “ш”).

Сами древние огузы, в отличие от кипчаков, вместо “яхши” чаще использовали слово “ийи” (“иги”). Слово “ийи” (“хорошо”, “хороший”) до сих пор используется в современном турецком языке, но оно постепенно вышло из употребления в Азербайджане, будучи вытеснено кипчакским “яхши”.

Кипчаки в древних рукописях

В отличие от гуннов и булгар, кипчаки оставили более ощутимый след в азербайджанском огузском языке. Так, кипчаками по происхождению были правители государства Атабеков Азербайджана (1145 – 1225 гг.) – Эльденизиды (Эльдегизиды, Ильдегизиды) атабек Шамсаддин Эльдениз и его потомки Джахан Пехлеван, Кызыл Арслан, Абубекр и Узбек.

Хотя их ополчения Эльденизидов состояли в большей степени из представителей огузских племен, тем не менее, и кипчаки в то время компактно проживали во многих областях Азербайджана и представляли собой грозную военную силу. Временами они служили ширваншахам и царям Грузии, а временами воевали с ними.

Известный средневековый летописец Ибн аль-Асир (1160-1233 гг.) в своей книге “Тарих аль-камиль” (“Полный свод истории”) описывает участие кипчаков в политической жизни средневекового Азербайджана: “В ша’бане этого, 587 [август 1191] года, был убит Кызыл Арслан, имя которого – Осман Илдегиз. Мы уже упомянули, что он овладел странами после своего брата Пехлевана, царя Аррана, Азербайджана, Хамадана, Исфахана, Рея и того, что между ними… После того как монголы заняли землю кипчаков, последние рассеялись: одна часть ушла в страну русов, другая рассеялась по своим горам, большинство же их, собравшись, направились к Дербенду Ширвана. Они послали к его владетелю по имени Рашид и сказали ему: “Монголы захватили нашу страну и разграбили наше имущество; мы пришли к тебе, чтобы расположиться в твоей стране. Мы твои рабы, и мы тебе завоюем области, и ты наш султан”… Он удовлетворил их просьбу… Они двинулись дальше и подошли к окрестностям Гянджи в провинции Аррана, которая (Гянджа) принадлежала мусульманам, и здесь кипчаки расположились. И послал против них эмир Гянджи – это был раб падишаха Узбека, владетеля Азербайджана, по имени Кушхара, – войска и помешал им приблизиться к его области… И выступил один из кипчакских предводителей во главе большого полчища против гурджей (т.е. грузин) и неожиданно напал на них, перебил многих из них, обратил их в бегство, взял, что было с ними, и захватил много пленников. После этого кипчаки вернулись на гору Килькун и расположились на ней, как было до этого”.

Кипчаки в эпосе «Деде Горгуд»

Кипчаки описаны и в выдающемся средневековом литературном памятнике тюрок огузов – эпосе “Китаби Деде Горгуд”. В то время между кипчаками и огузами происходила ожесточенная межплеменная война, поэтому кипчаки описаны в эпосе в негативном свете. Поскольку в то время (XII-XIII вв.) огузы уже приняли ислам, а большинство кипчаков оставались язычниками и тенгрианцами, в эпосе кипчаки именуются словами “гяуры”, “кафиры”, т.е. “неверные”.

Главным отрицательным персонажем в эпосе выступает коварный и жестокий предводитель кипчаков по имени Шекли Мелик, или Кыпчак Мелик. Кипчаки, согласно эпосу, неожиданно нападают на станы огузов и, пользуясь временным отсутствием в них воинов, убивают и угоняют в рабство женщин, стариков и детей.

Приведем отрывок из эпоса “Деде Горгуд” в переводе В.В.Бартольда: “Семь тысяч черноволосых гяуров нечистой веры, врагов (истинной) веры, в кафтанах, разорванных сзади до половины, сели на своих пегих коней, совершили набег; в полночь они пришли и к орде Казан бека. Его златоверхие жилища гяуры разрубили, его дочь-невесту, подобную гусю, заставили кричать, на табуны его быстрых коней вскочили, ряды его красных верблюдов угнали, его богатую казну, его обильные деньги разграбили. Рослая Бурла-хатун и с ней сорок стройных дев были уведены в плен; престарелая мать Казанбека была уведена, привешенная к шее черного верблюда; сын хана Казана Уруз-бек с тремястами джигитов были уведены со связанными руками и связанной шеей; сын Илик Коджи Сары-Калмаш пал в бою за дом Казан-бека; у Казана об этих делах вести не было”.

Впрочем, по одной из версий, под словом “гяуры” в эпосе имеются в виду вовсе не кипчаки, а грузины. Тем более что “гяуры” одеты в черное, а это традиционный цвет одежды у грузин. Кроме того, в одном месте в отношении “гяура” употреблен термин “азнавур”. Возможно, тут имеет место смешанный грузино-кипчакский вариант, так как в XII в. десятки тысяч кипчаков-тенгрианцев поселились на юге Грузии и, заключив союз с грузинскими царями, участвовали в их военных походах, в том числе против мусульман.

Так, царь Грузии Давид IV, опасаясь вторжения сельджуков, в 1118 году заключил союз с кипчаками и женился на Гурандухт (возможно, Турандухт – “дочь Турана”), дочери царя (мелика) кипчаков Атрака. После этого 40 000 воинов Атрака, не считая женщин и детей, поселились на юге Грузии, а 5000 отборных кипчакских воинов вошли в царскую гвардию.

Колоритно представлен Кыпчак Мелик в кинофильме “Деде Горгуд” (“Свет погасших костров”, Азербайджанфильм, 1975 г.): “Трон Кыпчак Мелика помещался на высоком помосте. Помост был очень широкий. Здесь был и трон Кыпчак Мелика, и его ложе. На этом помосте, кроме самого Кыпчак Мелика, было еще девять черноглазых, светлолицых, длиннокосых красавиц. Руки их до запястий были выкрашены хной, пальцы тонкие, шеи длинные. Кыпчак Мелик веселился с ними. Девушки подавали ему вино в золотых кубках. Кыпчак Мелик никогда не сходил с помоста. Когда надо было куда-то отлучиться, коня подводили к помосту, и он прямо с трона спрыгивал коню на спину. Сидящие внизу воины стелились под ноги коню Кыпчак Мелика, и, пока вождь не проезжал по их спинам, они не поднимали лиц от земли. Помост был богато изукрашен. Столбы были отделаны дорогими каменьями, края – павлиньими перьями. Всюду висели змеиные шкуры. Племя поклонялось змеям. Возвращаясь после набегов, Кыпчак Мелик ел и пил с девятью наложницами, развлекался и наслаждался на глазах у всех воинов племени”.

На самом деле, кипчаки вовсе не были более жестокими и коварными, чем огузы. Просто между двумя родственными тюркскими племенами шла война, а во время войны противоборствующие стороны, как известно, рисуют отрицательные образы друг друга, что естественно и в современное время называется идеологической или информационной войной.

В итоге в противоборстве огузов и кипчаков на территории Азербайджана, Ирана и Малой Азии (современной Турции) одержали победу численно преобладавшие огузы, создавшие в дальнейшем Сельджукскую и Османскую империи, государства Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов. Кипчаки попали в подчиненное положение, но вовсе не исчезли с территории Азербайджана.

Они ассимилировались в языковом отношении и перешли на огузский тюркский язык. Однако это влияние не было односторонним – многие кипчакские слова, некоторые грамматические конструкции и особенности фонетики перешли в азербайджанский язык, относящийся в целом к огузской ветви тюркских языков.

В настоящее время наиболее сильно кипчакские элементы в азербайджанской культуре проявляются в северо-западных областях страны – в Гянджа-казахской зоне, а также среди азербайджанцев, живущих в Грузии. Именно в этих областях кипчаки оседали массово и здесь живут их прямые потомки, смешавшиеся в средние века с огузами. Так, в Гахском районе Азербайджана до сих пор существует селение под названием Гыпчаг.

Казаки, казахи и казахцы

Как известно, казахи являются одним из крупнейших современных кипчакских народов. Весьма примечательно, что в северо-западной части современного Азербайджана расположен город Газах (Казах) и названный его именем Газахский район. Хотя население Газахского района Азербайджана состоит не из казахов, а из этнических азербайджанцев, в древности эти территории были населены кипчаками, которые, возможно, и дали местности это название.

Г.А.Гейбуллаев в книге “К этногенезу азербайджанцев” (Баку, “Элм”, 1991, с.141, 356), пишет следующее: “Интерес представляет топоним Казах в Азербайджане. Существует мнение, что этноним казах среди кыпчаков возник не раньше XI в. Однако населенный пункт Казах в Аране упомянут уже в IX в. арабскими авторами в связи с событиями, происходившими в VII веке: у ал Куфи – Касак; у Ибн-Хордадбеха – Кисал. По сообщению ал-Балазури, Касал был построен арабским наместником Марваном ибн Мухаммедом (732-744) примерно в середине 30-х годов VIII в. и служил военным лагерем в ходе борьбы с хазарами и местными племенами”.

Далее Г.А.Гейбуллаев отмечает, что: “Различное написание (Касал и Касак), как правильно отметила Н.Велиханлы, объясняется схожестью арабских рукописных букв “к” и “л”. Это свидетельствует о том, что казахи обитали здесь, во всяком случае, до VII века…

В комментарии к этому топониму З.М.Буниятов на основе сведений Йакута ал-Хамави пишет, что она принадлежала Бабеку. По всей вероятности, этот топоним является искаженным по вине переписчиков “Казах”, исходя из похожести арабских букв “х” и “дж”… Можно связать топоним Казах на юге с топонимом Казах на севере (нынешний Казах в Азербайджанской ССР), который упоминается арабским автором. Оба эти топонима, несомненно, связаны с тюркским этнонимом касак, казак, казах”.

В Центральной Азии слово “казак” как этноним (название народа) появилось примерно в 1460 г. Его основу заложили ханы Жанибек и Керей, которые перекочевали со своими племенами от берегов реки Сырдарья на восток в Семиречье, Чуйскую долину и основали там в 1465 г. Казакское ханство. Его население стали называть “свободным людом”, т.е. “казаками” (“казахами”).

Таким образом, более древним и правильным вариантом слова “казах” является “казак” или “газаг”. Русские казаки именовались “казаками” по причине своего частично тюркского (в прошлом) происхождения. Среднеазиатская республика Казахстан также первоначально носила название Казакская АССР и лишь в 1936 г. была переименована в Казахскую ССР. Это было сделано для того, чтобы предотвратить путаницу казахов с казаками, а также затруднить проведение аналогий между этими двумя этническими общностями в целях недопущения отождествления предков русских казаков с тюрками и казахами, в частности.

В азербайджанском языке слово “газаг” превратилось в “газах” по другой причине. Азербайджанскому языку, особенно разговорному, свойственно видоизменение “г” на “х” или“гх”. Например, “булаг” (родник) часто произносится как “булах”, “аяг” (нога), как “аях” и т.д. Само слово “газаг” (“казак”, “казах”) древнетюркского происхождения и означает “свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений”.

Татарский конный полк

В годы Российской империи мусульмане Кавказа не подлежали воинскому призыву. Однако в 1914 г. была создана добровольческая Кавказская туземная конная дивизия, более известная как “Дикая дивизия”, под командованием младшего брата царя, свиты его величества генерал-майора, великого князя Михаила Александровича. В составе дивизии существовал азербайджанский (в то время он назывался “татарским”) конный полк, две трети личного состава которого комплектовалась в Гянджа-Газахской зоне Азербайджана и в Борчалинской зоне Грузии, населенной азербайджанцами, в том числе потомками кипчаков.

Николай II во время пребывания в Тифлисе в ноябре 1914 г. обратился к депутации мусульман со следующими словами: “Выражаю мою сердечную благодарность всем представителям мусульманского населения Тифлисской и Елизаветпольской губерний, отнесшегося так искренно в переживаемое трудное время, доказательством чему служит снаряжение мусульманским населением Кавказа шести конных полков в состав дивизии, которая под командою моего брата отправилась для борьбы с общим нашим врагом. Передайте мою сердечную благодарность всему мусульманскому населению за любовь и преданность России”.

После провозглашения независимости Азербайджана в 1918 году, костяк формировавшейся азербайджанской армии составили тот самый Татарский конный полк и новобранцы из Гянджа-Газахской зоны Азербайджана во главе с уроженцем Газаха генералом Али Ага Шихлинским, ранее, до октябрьской революции, служившим в российской армии и прозванным “Богом русской артиллерии”.

(кыпчаки, в древнерусских летописях – половцы, в европейских источниках – куманы), тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами. Предки кипчаков сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между vонгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные». В 10 в. жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с монголоязычными кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами; распадались на ряд племен. В условиях распада Хазарского каганата кипчаки стали переходить с середины 10 в. Волгу вслед за турками-огузами и расселяться в степях Северного Причерноморья и Кавказа. В 11 в. восточные кипчаки находились под властью кимаков, а позднее кипчакским племенам пришлось под натиском киданей все дальше уходить на запад. К 1030-м они заняли степные пространства от Иртыша до Волги, а затем – и восточно-европейскими степи.

С 11 в. обширное пространство от Дуная до западных отрогов Тянь-Шаня было известно как Половецкая земля (Дешт-и-Кыпчак). Основная масса кочевий кипчаков была в 12 в. сосредоточена на левом берегу Днепра, по берегам Сиваша, на Донце и его притоках. Северная граница их почти вплотную подходила к территории Руси, южная шла по берегу Азовского моря. С середины 11 в. кипчаки проникли в предкавказские степи, изгнав из района Кубани и современного Ставрополья печенегов. На р.Сунже утвердилась ставка половецких ханов. В Дагестане поселились т.наз. дербентские кипчаки. Каменные статуи, возведенные половцами («бабы») в большом количестве встречаются на Нижнем Дону, в Приднепровье, Крыму, Приазовье, Подонье, Поволжье и Предкавказье.

Кипчаки находились на стадии разложения родового строя и образования феодального общества. Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами. В 12 в. в половецкой земле появились города с многонациональным населением (кипчаки, аланы, булгары, русы). Восточные, заволжские кипчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где кипчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные половцы находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией.

Кипчаки обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками.

Половцы вели почти беспрерывные войны с соседями. Главной целью их набегов было приобретение добычи и грабеж населения. В 1054–1055 кипчаки впервые появились у границ Переяславского княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Нередко они вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с половецкими ханами. К началу 12 в. в причерноморских степях стали складываться два крупных кипчакских объединения – приднепровское и донское. См.также ДРЕВНЕРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА.

В 1103–1107 Святополк Ярославич и Владимир Мономах в ходе нескольких походов разгромили днепровских половцев. В крупном сражении на р.Сутени (Молочной) погибло до 20 представителей кипчакской родовой знати. Кипчаки покинули кочевья в Побужье. В 1109, 111 и 1116 русские князья разбили донских половцев, захватили города Шарукань, Сугров и Балин и вытеснили орду хана Отрока в степи северного Кавказа. Хан Сырчан остался кочевать на Дону.

Отошедшие на северный Кавказ и в Грузию кипчаки в 1117 разрушили Саркел (Белую Вежу), принудив жителей города, а также племена печенегов и торков уйти на Русь. На северном Кавказе половцы потеснили аланов, адыгов и вайнахов, но в начале 12 в. границы между ними стабилизировались по р.Кубань, Нижняя Малка и Терек. Примирению между аланами и кипчаками способствовал в 1118 грузинский царь Давид IV Строитель. Отрак перешел к нему на службу и отдал за правителя Грузии свою дочь. Грузинское государство использовало 40-тысячное половецкое войско для борьбы с турками-сельджуками, а 5 тыс. кипчаков были включены в личную гвардию царя. После смерти Владимира Мономаха в 1125 Отрак и часть его орды по приглашению хана Сырчана вернулись на Дон, но многие остались в Грузии. Во времена царствования царя Георгия III (1152–1184) в Грузию переселилось еще несколько десятков тысяч кипчаков и аланов.

Сын Владимира Мономаха, князь Мстислав Владимирович оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик (Урал). Несколько десятилетий кипчаки почти не тревожили Русь набегами. Зато в 1130–1150-х русские князья активно приглашали их для участия в своих междоусобных войнах. В этот период формировались устойчивые половецкие орды (Бурчевичей, Токсобичей и др.). Во второй половине 12 в. снова оформились два крупных племенных союза: приднепровско-лукоморский (ханы Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк) и донской-предкавказский (во главе с сыном Отрака – Кончаком). С 1170-х кипчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить половцев и взять в плен Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185 оказался неудачным, и в 1185–1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.

К середине 1190-х самостоятельные набеги кипчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей. В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.

В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэтэя, кипчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кипчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название кипчаки.

Pыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники . М., 1971
Аджи М. Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи . М., 1999
Аджи М. Полынь Половецкого поля . М., 2000
Аджи М. Кипчаки, огузы . М., 2001

КИПЧАКИ (кыпчаки, в древнерусских летописях – половцы, в европейских источниках – куманы), тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами. Предки кипчаков сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные». В 10 в. жили на территории современного северо-западного Казахстана , гранича на востоке с монголоязычными кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами; распадались на ряд племен. В условиях распада Хазарского каганата кипчаки стали переходить с середины 10 в. Волгу вслед за турками-огузами и расселяться в степях Северного Причерноморья и Кавказа. В 11 в. восточные кипчаки находились под властью кимаков, а позднее кипчакским племенам пришлось под натиском киданей все дальше уходить на запад. К 1030-м они заняли степные пространства от Иртыша до Волги, а затем – и восточно-европейскими степи.

С 11 в. обширное пространство от Дуная до западных отрогов Тянь-Шаня было известно как Половецкая земля (Дешт-и-Кыпчак). Основная масса кочевий кипчаков была в 12 в. сосредоточена на левом берегу Днепра, по берегам Сиваша, на Донце и его притоках. Северная граница их почти вплотную подходила к территории Руси, южная шла по берегу Азовского моря. С середины 11 в. кипчаки проникли в предкавказские степи, изгнав из района Кубани и современного Ставрополья печенегов. На р.Сунже утвердилась ставка половецких ханов. В Дагестане поселились т.наз. дербентские кипчаки. Каменные статуи, возведенные половцами («бабы») в большом количестве встречаются на Нижнем Дону, в Приднепровье, Крыму, Приазовье, Подонье, Поволжье и Предкавказье.

Кипчаки находились на стадии разложения родового строя и образования феодального общества. Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами. В 12 в. в половецкой земле появились города с многонациональным населением (кипчаки, аланы, булгары, русы). Восточные, заволжские кипчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где кипчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные половцы находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией.

Кипчаки обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками.

Половцы вели почти беспрерывные войны с соседями. Главной целью их набегов было приобретение добычи и грабеж населения. В 1054–1055 кипчаки впервые появились у границ Переяславского княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Нередко они вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с половецкими ханами. К началу 12 в. в причерноморских степях стали складываться два крупных кипчакских объединения – приднепровское и донское. .

В 1103–1107 Святополк Ярославич и Владимир Мономах в ходе нескольких походов разгромили днепровских половцев. В крупном сражении на р.Сутени (Молочной) погибло до 20 представителей кипчакской родовой знати. Кипчаки покинули кочевья в Побужье. В 1109, 111 и 1116 русские князья разбили донских половцев, захватили города Шарукань, Сугров и Балин и вытеснили орду хана Отрока в степи северного Кавказа. Хан Сырчан остался кочевать на Дону.

Отошедшие на северный Кавказ и в Грузию кипчаки в 1117 разрушили Саркел (Белую Вежу), принудив жителей города, а также племена печенегов и торков уйти на Русь. На северном Кавказе половцы потеснили аланов, адыгов и вайнахов, но в начале 12 в. границы между ними стабилизировались по р.Кубань, Нижняя Малка и Терек. Примирению между аланами и кипчаками способствовал в 1118 грузинский царь Давид IV Строитель. Отрак перешел к нему на службу и отдал за правителя Грузии свою дочь. Грузинское государство использовало 40-тысячное половецкое войско для борьбы с турками-сельджуками, а 5 тыс. кипчаков были включены в личную гвардию царя. После смерти Владимира Мономаха в 1125 Отрак и часть его орды по приглашению хана Сырчана вернулись на Дон, но многие остались в Грузии. Во времена царствования царя Георгия III (1152–1184) в Грузию переселилось еще несколько десятков тысяч кипчаков и аланов.

Сын Владимира Мономаха, князь Мстислав Владимирович оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик (Урал). Несколько десятилетий кипчаки почти не тревожили Русь набегами. Зато в 1130–1150-х русские князья активно приглашали их для участия в своих междоусобных войнах. В этот период формировались устойчивые половецкие орды (Бурчевичей, Токсобичей и др.). Во второй половине 12 в. снова оформились два крупных племенных союза: приднепровско-лукоморский (ханы Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк) и донской-предкавказский (во главе с сыном Отрака – Кончаком). С 1170-х кипчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить половцев и взять в плен Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185 оказался неудачным, и в 1185–1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.

К середине 1190-х самостоятельные набеги кипчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей. В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.

В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэтэя, кипчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кипчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название кипчаки.

В восьмом веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Руси - половцами, в Центральной Европе - команами, а на Востоке - кипчаками. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь. Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759 г.). Иранский аристократ Ибн Хордадбек в Книге путей и провинций, написанной 846 - 847 гг., приводит название карлуков и кипчаков. Так, впервые в мусульманских источниках появились упоминания о двух крупнейших племенных союзах, едва ли не самых значительных для последующей этнической истории казахских степей. В 8-10 вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе. Крушение государства кимаков в начале XI в. и смещение части кипчаков к западу в Приаралье и Поволожье составили основное содержание новой фазы кимакско-кипчакского расселения. В этот период окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен:- алтайско-сибирская; - казахстанско-приуральская (включая т.н. «саксинскую», т.е. итиль-яикскую группу); - подонская (включая предкавказскую подгруппу); - днепровская (включая крымскую подгруппу); - дунайская (включая балканскую подгруппу);Войны степей Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашгарии. Рассматриваемый период, по мысли академика М. Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племен. Применительно к казахской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха. В 10 веке из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает вышеуказанный автор, в это время в Великой Степи формируется кипчакский народ. Нам известно высказывание Л. Гумилева о том, что в 11 в. тюрки, как суперэтнос, приходят к своему закату. Именно в этот момент на историческую арену вступают кипчаки. Вот что пишет по этому поводу Машхур Жусип Копеев в своей летописи: «На Западе - Сырдарья, на Востоке - Иртыш, на Юге - Семиречье, на Севере - Волга. Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешти Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков». Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в супер-этнос, в стержень других тюркских племен.Войны степей Знаменитый персидский поэт, путешественник, проповедник Насири Хосров в 1045 г. первым и на века назвал земли от Алтая до Итиля (р. Волга) Дешти Кипчак «Степью кипчаков». Прошло полстолетия, и причерноморские степи стали Полем половецким русских летописей, а в начале 14 в. персидский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кипчаков. В 12 веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. В 1055 г. до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий этнополитический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары «желтый», «половый», и отсюда все новые пришельцы получили название половцев, а степь стали называть Полем половецким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. В 1071 г. кипчаки, достигнув Малой Азии, завоевали г.Анатоли, тем самым они заложили основу османских тюрков. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушел за Дунай, венгры называли их именем кунами, но одновременно появилось другое их название команы.Половецкий всадник. 12 век Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей 9-13 вв. В частности, известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные - Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя кпотомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др. Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак - это не название какого-то одного рода. Кипчак, это название народов, которые вошли в состав государства Дешти Кипчак. Великий поэт Магжан Жумабаев в произведении «Пламя» пишет о том, что после гуннов Альпийские и Балканские горы достигли наши предки - кипчаки. Как доказывает Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в этот племенной союз, говорили на удивительно чистом тюркском языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племен, входивших в Кипчакский союз.Половцы в захваченном русском городе. 12 век. О.В.Федоров В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (протоказах). Однако академик М. Козыбаев считает данное понимание недостаточно глубоким. Он придерживается мнения, что в 11-12 вв. формировался кипчакский народ. Основой этому, по мысли автора, может служить единая территория расселения, развивающиеся вместе тюркские племена, общий язык, формированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия - все это рождает общее мировоззрение и основные качества народа. По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы. Тем не менее проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. Очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт. Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на территории Казахстана. Несомненно, генетическая связь средневекового населения Казахстана - от тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, караханидов, карахытаев до кипчаков, найманов, киреитов, усуней и других, ставших этническими компонентами казахской народности.Поход Мономаха на половцев в 1111 г. Половцы (кипчаки, куманы), русское название тюркоязычного кочевого народа монголоидного происхождения, пришедшего в 11 веке из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. К 12 веку у них начинают выделяться ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 веке половцы находились на стадии разложения первобытного строя. У них вычленялись отдельные семейные кланы, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя во главе с ханом. У половцев существовало право кровной мести. Важным элементом общественной жизни были грабительские набеги на земли соседних народов. Половецкое войско состояло из легкой и тяжелой конницы и отличалось большой подвижностью. Нередко в сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году русские впервые столкнулись с половцами, которые многократно нападали на русские земли, нанося тяжелые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096). Половцы совершали походы на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 году они помогли византийскому императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине реки Гебр. В начале 12 века киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против половцев (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116), в результате которых в Подонье осталась кочевать только небольшая орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тысячами половцев ушел на Кавказ к грузинскому царю Давиду Строителю, который использовал их в борьбе против сельджуков. Поход половцев на Волжско-Камскую Булгарию в 1117 году успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вноь консолидируются на Дону. Многие русские князья женились на знатных половчанках, поселяли половцев в пределах Руси и использовали как военную силу. В 1170-1180-х годах натиск половцев на Русь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали их военную мощь. В 1223 году половцы были дважды разгромлены монголами - на Северном Кавказе и в битве на реке Калке, где половцы были союзниками русских князей. В результате монголо-татарского нашествия часть половцев вошла в состав Золотой Орды, часть переселилась в Венгрию. Борьба русского народа с половцами отражена в летописях и в «Слове о полку Игореве».Абдижапар Абдакимов, Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Поделиться