Матушка феоктиста воронежская о чем молятся. Исследование жизнеописания блаженной Феоктисты Воронежской, история захоронений её останков

Все дальше в прошлое отходят те годы, когда на улицах Воронежа можно было встретить эту маленькую старушку с добрейшими глазами. Она шла частыми мелкими шажками, в огромных ботинках, надетых правый на левую, а левый на правую ногу, незашнурованных и неизменно разрезанных сзади, так что они спадали при ходьбе и в то же время натирали ноги. Ходила намеренно по лужам, всегда в пальто нараспашку - в любую погоду. В руке – неизменная палка с наконечником, просто сук, которым она, проходя, закрывала окна. Верующие знали, что это юродивая, а для мира она была просто дурочкой.

В Воронеже ее знали как Феоктисту Михайловну, а в Новочеркасске, где блаженная часто бывала, странствуя по городам и весям, все звали ее Анфисой.

Во многих благочестивых семьях ее радостно принимали, ее духовную мудрость ценили архиереи и священники, к ее советам прислушивались, ее молитв просили люди ученые, а уличные мальчишки дразнили и бросали в нее камнями. Блаженная со смирением все переносила, молилась за своих обидчиков.

Тайной было и имя, и происхождение блаженной. Матушка говорила, что отец ее был простым казаком, но по некоторым признакам можно было понять, что она была благородного воспитания и получила прекрасное образование. Она знала и все Евангелие и всю церковную службу, а одна старая монахиня сказала, что матушка знает такие церковные молитвы и песнопения, которые редко, иногда в году раз читаются и поются, и даже не все священники их знают.

Уже после кончины блаженной нашли документы, из которых стало известно, что она была дочерью полковника Михаила Шульгина, в крещении наречена Анфисой. Замуж Анфиса вышла за морского офицера.

После гибели мужа в русско-японскую войну она провела несколько лет странствуя по святым местам, а потом приняла монашеский постриг в Покровском девичьем монастыре г. Воронежа. В постриге Анфиса получила новое имя «Феоктиста», что значит «Богом созданная» (вместо прежнего имени, означавшего - «цветущая»), как оказалось, более соответствующее избранному ею многотрудному пути, преисполненному злостраданий, скорбей и радости о Господе.

Уже в Покровском монастыре проявились ее духовные дарования. О старице Феоктисте как о великой молитвеннице, прозорливице, духовной наставнице оставила воспоминания ее бывшая келейница Анна Петровна Козлова, известная воронежская праведница, скончавшаяся в 1980 году.

В монастыре старица прожила до самого его закрытия в 1929 г., но в последние годы пребывания в обители образ ее служения Богу изменился: она приняла на себя тяжкий подвиг юродства. По свидетельству очевидцев, это произошло вскоре после событий 1917г., в период гражданской войны и начала гонений на Церковь. Перед выходом на этот подвиг матушка ненадолго покинула обитель, чтобы у святых мест испросить у Господа благословения на новое служение…

Часто можно было видеть Феоктисту Михайловну вместе с другим воронежским блаженным – Максимом Павловичем. Был он моложе ее, ходил с неизменной палкой и множеством сумочек, меняющихся, как говорили, не случайно: то ключи носит, то замки. Одна щека подвязана платком с торчащими кверху концами, как будто зубы болят. В городе, погруженном во мрак обновленчества (к 30-м г.г. в Воронеже оставалась только одна действующая православная церковь), эти два человека, несшие подвиг юродства, были неугасавшими светильниками, поддерживающими дух благочестия.

Фроська, жизнь надо держать! Держать надо жизнь! - грозно говорил Максим Павлович, постукивая палочкой.

И держали эти два юродивых духовную жизнь многолюдного города, поддерживая благочестие, укрепляя в вере, вразумляя, обличая или утешая…

Праведной старице было открыто об испытаниях, ожидавших Русскую Церковь. Так однажды приходит блаженная в покои архиепископа Тихона (Никанорова) и ложится на его кровать в одежде и ботинках. Келейница спрашивает, что все это значит. А блаженная отвечает: «А тут все равно грязнее грязного будет!» Поднимается и уходит. Впоследствии в этой келье жил милиционер. Сам же архиепископ Тихон 9 января 1920 года (н/ст) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора Митрофановского монастыря.

В церкви блаженная иногда начинала буянить, валить наземь подсвечники - как выяснилось, было это перед засильем «живоцерковников», повлекшим отступление части священно-служителей от чистоты Православия (падение «светильников»), о чем угоднице Божией, вероятно, было открыто.

Часто можно было видеть матушку Феоктисту с руками, полными булок и батонов, которые она покупала на базаре и потом раздавала тут же, а иногда несла или везла на извозчике кому-либо из знакомых, в те дома, которые она посещала. Булочники зазывали матушку, чтобы она купила у них булки,- говорили, что у кого она купит, те распродадут весь свой товар с особой удачей. Извозчики тоже хорошо знали блаженную и просили сесть в их повозку, также веря, что это принесет им счастье. Матушка говорила: «Я народ кормлю, надо кормить», - и действительно кормила духовно и телесно, всегда отзываясь на людскую скорбь и нужду. А горя в те годы было особенно много.

Была она великой молитвенницей. Видели даже, что матушка во время молитв поднималась на воздух. В воспоминаниях очевидцев описаны многочисленные случаи исцелений по молитвам блаженной. Особенно чутко относилась она к страданиям детей, молилась о них с особой любовью.

В иных случаях, испрашивая в тайной молитве исцеление болящему, блаженная скрывала свое благодатное дарование под внешней грубостью. Так, была у нее знакомая Анисья. Она однажды заболела и собралась умирать, так как никто не мог помочь ей. Приходит к ней Феоктиста Михайловна, и Анисья говорит ей, что умирает. «Притворяется», - отвечает блаженная, подходит к ней, берет за руку действительно умирающую и говорит: «Аниська, вставай!» Та сразу встала и начала им готовить обед, и на этом кончилась вся ее болезнь.

Еще в молодые годы Феоктиста Михайловна начала странствовать– «ходить по дорогам», как она сама говорила. В своих беседах вспоминала она Москву, Киев, Почаев, Святогорский монастырь на Украине, Саров, часто бывала в Новочеркасске. В дороге блаженная Феоктиста непрестанно молилась. Ей было открыто, в каком доме нуждаются в ее помощи, - туда она и направлялась в первую очередь.

Вспоминают также, что в деревне ей подносили младенцев. Одних она целовала, а других велела унести прочь. Как выяснилось впоследствии, первых ожидала смерть, а другие выздоравливали, и блаженная духовными очами это провидела.

Господь судил блаженной Феоктисте в годы лихолетия стать сподвижницей наших новомучеников, их помощницей, сомолитвенницей, поддерживавшей их на крестном пути исповедничества.

За высоту духовной жизни блаженную Феоктисту почитал сщмч. Петр (Зверев). Блаженная постоянно навещала его в домике вблизи Алексиевского монастыря, причем проходила прямо в его келию и садилась на кровать, где ждала, пока Владыка принимал людей, во множестве приходивших к нему. Называл Владыка ее всегда почтительно, по имени и отчеству.

В письмах из Соловецкого лагеря священномученик Петр вспоминал воронежскую подвижницу, просил ее святых молитв: «За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны».

После революции в Воронеже сложилась крепкая духов­ная община, подобная московской общине праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых. Эта община была основана известным воронежским подвижником, впоследствии и новомучеником, протоиереем Митрофаном Бучневым. Отец Митрофан благоговел и считал себя ее послушником. О матушке Феоктисте он говорил: «Эта раба Божия в меру Антония Великого, я бы рад был день и ночь пребывать у ее ног».

Сохранилось воспоминание схимонахини Иоанны (Анисимовой) о событиях, связанных с судом над протоиереем Митрофаном Бучневым в октябре 1929г.: «Его в начале тридцатых судили в Воронеже. Рассказывают, что на суд пыталась пройти старица Феоктиста... Она юродствовала... Кричала: «Пустите меня поглядеть на этого нехорошего человека! Гоните его отсюда, гоните!» Все батюшки из той группы были приговорены к расстрелу, а отцу Митрофану дали ссылку - Феоктиста отмолила».

По свидетельству А.В. Анисифоровой: «Когда батюшка собирался в ссылку, мы его спросили, на кого же он нас оставляет. Он ска­зал: «На Феоктисту Михайловну и Максима Павловича».

Блаженной старице было дано провидеть духовными очами исповеднический путь молодого иеромонаха Серафима (Мякинина)- будущего старца схиигумена Митрофана. В священный сан отец Митрофан был рукоположен в Успенском Адмиралтейском храме Воронежа архиепископом Захарией (Лобовым), впоследствии священномучеником. Бывая в городе, он посещал богослужения в городских храмах, и однажды во время службы к нему подошла блаженная Феоктиста и, сильно ударив в плечо спросила: «Еще?» Потом сама же, чуть помедлив, ответила: «Довольно!» - и дала ему три сухаря. Это было в 1934 году. Вскоре после того последовала трехлетняя ссылка в карагандинский лагерь - в казахские степи.

Встреча с блаженной Феоктистой во многом определила дальнейший жизненный путь молодого врача Николая Овчинникова, жившего с нею по соседству. Он часто посещал блаженную, причем в беседах с ним она говорила: «Какой ты врач – ты поп». Через много лет Николай Овчинников действительно принял священный сан, а в конце жизни - великую схиму с именем Нектарий.

В последние годы матушка стала заметно слабеть. Ее мучили приступы сильного кашля, худенькая фигурка уменьшалась на глазах. Ходила она по–прежнему во всякую погоду, в дождь и мороз. Бывала у многих, многим помогала, многих утешала - и не имела постоянного пристанища. Зимой 1940г. матушка велела проводить ее к знакомым на Чижовку. Очевидно, ей было открыто о скорой кончине. Скончалась старица ночью с 5 на 6 марта 1940г. В гробу она лежала светлая, чудная, уснувшая вечным сном блаженных и праведных людей.

Хоронили ее в субботу, 9 марта 1940г на Придаче, в ясный, солнечный день, а в 1961г. останки блаженной старицы были перенесены на новое Левобережное кладбище («Баки»). Службу при перезахоронении совершал прот. Николай Овчинников, которому блаженная некогда предрекла священство.

16 сентября 2009г. в ожидании прославления воронежской подвижницы в лике святых ее честные останки перенесены на кладбище Алексиево-Акатова монастыря.

И ныне блаженная Феоктиста приходит к нам зримым и незримым образом, подает помощь в душевных и телесных нуждах.

Религиозное чтение: феоктиста воронежская молитва в помощь нашим читателям.

История захоронений останков местночтимой святой – блаженной Феоктисты Воронежской

В последние годы своей жизни матушка стала слабеть. А. Лихоносова вспоминала:«В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: “Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут”» . В 1940 году матушка скончалась. До погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее тела. Хоронили матушку в субботу 9 марта 1940 года на Придаченском кладбище в Воронеже.

15 июня 1966 года останки блаженной были перенесены на новое кладбище – «На баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (впоследствии принял монашество, в схиме получил имя Нектарий). Этому батюшке блаженная Феоктиста предсказала священство.

Из письма отца Николая Овчинникова: «…Поставили условие эксгумировать только ночью: в 1 час 45 минут были на кладбище… На дне могилы стоял маленький гробик… Приложившись к гробику, я начал руками с широко разведёнными пальцами перекладывать (останки) в гроб… С тёплым чувством и нежностью поставили гроб в автобус… с пением “Святый Боже…” двинулись к новому месту её упокоения. Перед открытой могилой была отслужена мною полная панихида… На новом кладбище наша панихида была первой, и окружающий воздух впервые был сотрясён могучим… заупокойным православным напевом» .

Важной и интересной оказалась для нас встреча с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня в Берёзовой Роще . Отец Виктор рассказал, что когда он служил в Спасском храме, к нему приходили родственники протоиерея Николая Овчинникова, которые говорили отцу Виктору о блаженной Феоктисте. Могилку блаженной постоянно посещают верующие люди, почти никогда здесь не бывает пусто. Такое народное почитание подтверждает, что Феоктиста Михайловна – не простой человек. Поэтому, по благословению митрополита Воронежского Сергия, в месте упокоения святой было начато облагораживание надгробья. Это важное дело отец Виктор поручил прихожанам Спасского храма. Один из этих людей – Геннадий Иванович Иванчев , отец нашего одноклассника, а другой – сейчас священник, отец Олег.

1 сентября 2009 года мы всем классом после богослужения в Успенском семинарском храме направились на Левобережное кладбище, чтобы посетить могилу блаженной Феоктисты. Сразу видно, что это место часто посещают люди: горит лампада, стоят свечи, у креста живые цветы, конфеты. Наш учитель истории А. Ю. Симончик рассказал о тяжком подвиге блаженных, юродивых ради Христа. Мы уже знали, что останки матушки Феоктисты будут в скором времени переносить на новое место, и решили обязательно присутствовать при этом событии, участвовать в крестном ходе, панихиде.

В скором времени во всех храмах города было объявлено, что 16 сентября 2009 года состоится перенесение останков блаженной Феоктисты в Алексиево-Акатов монастырь. Директор и духовник нашей гимназии протоиерей Сергий Васин благословил нас участвовать в этом событии. Мы всем классом приехали на кладбище в 10 часов утра, где уже собрались верующие люди, священники, монахини Алексиево-Акатова монастыря. К 12 часам останки переложили в маленький гробик, все приложились к нему, затем его увезли на автобусе. До 16 часов останки блаженной Феоктисты находились во Введенском храме, а затем крестным ходом были перенесены в монастырь.

Сейчас матушка Феоктиста вернулась в Алексиево-Акатову обитель, где при жизни служила Богу. Здесь же пребывают мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (в августе 2009 года его мощи были перенесены из Соловецкого монастыря в Воронеж). Матушка Феоктиста являлась сподвижницей владыки, который глубоко ее почитал. В день торжественного перезахоронения останков местночтимой святой митрополитом Сергием была совершена панихида по блаженной старице, и теперь Феоктиста Михайловна Шульгина покоится рядом с похороненными в монастыре Воронежскими архипастырями. После панихиды Владыка Сергий произнес проповедь и сказал, что блаженная Феоктиста «как голос Божий напоминала людям о Боге».

Почитание блаженной Феоктисты Воронежской как святой

Феоктисту Михайловну хорошо знают и почитают за границей, в США. Выше мы приводили воспоминания монахини Ксении (Новиковой) из монастыря Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Франциско. Жизнь воронежской блаженной стала известна за границей по воспоминаниям эмигрантов, покинувших Россию после революции. В некоторых источниках указано, что Православная Церковь Заграницей почитает старицу Феоктисту как святую. Написана её икона, составлен тропарь. Для уточнения этих сведений мы обратились к председателю Комиссии по канонизации святых Воронежской епархии протоиерею Андрею Изакару, и он нам пояснил, что когда Комиссия проверяла списки канонизированных святых Русской Православной Церкви Заграницей, то имени матушки Феоктисты в них не нашли. Но, вот, любопытный факт – в храме села Годеново Ярославской области наши паломники видели икону блаженной Феоктисты.

1. Собраны и систематизированы сведения о жизни блаженной Феоктисты Воронежской.

2. Уточнены факты из биографии Феоктисты Михайловны в Воронеже.

3. Составлена презентация по жизнеописанию святой Феоктисты, которая показана учащимся среднего звена Традиционной гимназии на День пожилых людей.

4. Подготовлен рассказ о встречах блаженной Феоктисты со священномучеником Петром (Зверевым), архиепископом Воронежским, в рамках внутришкольного мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий (для учащихся 8–9 классов гимназии).

5. Итоги проведенной учебно-исследовательской работы представлены на областной конференции «Край Воронежский православный».

6. Сделан видеофильм «История захоронений останков блаженной Феоктисты Михайловны».

7. Готовится для публикации в «Церковных ведомостях» (издание Ростовской епархии) статья «Жизнеописание Воронежской блаженной Феоктисты, история захоронений её останков».

8. Составлен отчёт о поездке в город Новочеркасск, который передан в Комиссию по канонизации святых Воронежской епархии.

Матушка Феоктиста со смирением переносила все тяготы, выпавшие на её долю. Она стяжала благодатные дары Святаго Духа, которыми служила ближним. Дар прозорливости и исцелений не всегда является необходимым признаком святости в христианстве, но если это дар Божий, то его нередко сподобляются именно юродивые.

У Феоктисты Михайловны не было детей, не осталось родственников, но её могилку в течение 70 лет сохраняли жители Воронежа, в трудные времена богоборчества они спасали её от разрушений на старом кладбище. Все эти годы не прекращался поток людей к месту упокоения блаженной, не останавливалась молитва. Люди обращались к ней как к святой с просьбой о помощи, и многие эту помощь получали. Мы верим, что Святейший Патриарх Кирилл благословит общецерковное почитание старицы Феоктисты. Она теперь так близко к Господу и молится за нас. Дай Бог, чтобы мы могли петь ей, как святой, и тропари, и кондаки, и всегда просить заступничества у Господа её молитвами .

Список литературы и источников

1. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. – Воронеж, 1994.

2. Архимандрит Митрофан Парижский. «Блаженная Феоктиста Михайловна» // Русский паломник, 1999. №19.

3. Девятова С. Блаженная Феоктиста. // Сайт «Для тебя» (www.ForU.ru).2007.

4. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Т.2. – М., 2000.

5. Ильинская А. Жены-мироносицы XX века. – М., 2005.

6. Лихоносова А.Я. «Она ушла к себе домой». // Усмань православная, 2001. № 14–19.

7. Монахиня Ксения (Новикова). «Блаженная Феоктиста» // Русский паломник, 1999. №19.

8. Орехов Д. Святые места России. – СПб., 2002.

9. Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методич. пособие. – Воронеж, 2008.

10. Перенесение честных останков блаженной Феоктисты Михайловны (Шульгиной). // www.veramolodih.ru.

11. Православные подвижницы XX столетия. – М., 2008.

12. Протоиерей Анатолий Стаднюк. // Воронежский епархиальный вестник. 1992. №3.

13. Путь исихастов. Православные старцы XX века. Блаженная Феоктиста // www.russian-inok.org. Февраль 2006 г.

14. Святые земли Воронежской и Липецкой. Сайт Воронежско–Борисоглебской епархии. // www.vob.ru. 2008.

15. Чичерина Е.В. У Бога все живы. – М.: Даниловский благовестник, 1996.

Устные источники

1. Интервью с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня (Воронеж).

2. Интервью с Г.И. Иванчевым.

3. Интервью с П.В. Новиковым.

4. Рассказ Кирилла Ивченко.

Вам удалось провести интересное и нужное исследование. Но только не ясно, кто из вас за какую часть исследования отвечал?

У вас представлена хорошая библиография по теме исследования. Но следует разделять литературу и источники. Литература дает теоретическую базу для исследования; к литературе, а не к источникам следует относить статьи и монографии, написанные до вас по теме вашего исследования. В библиографическом списке полагается сначала приводить фамилию автора, даже если он находится в священном сане или монашеском чине. Например: Новикова Ксения, монахиня; Стаднюк Анатолий, протоиерей. Также следует заметить, что когда вы делаете ссылку, необходимо указывать страницы, в вашем случае страница должна указываться в квадратных скобках. Было бы замечательно, если бы вы смогли дополнить введение историографией.

При проведении исследования вы записали рассказы тех, кто сохранил в памяти свидетельства очевидцев подвига блаженной старицы. Это то, что в научной среде называют полевыми материалами автора, сокращенно – ПМА. Когда вы используете их в тексте, следует сопровождать соответствующей ссылкой. В вашем случае, возможно, стоит указать, кто из вас двоих собирал данные полевые материалы, при этом обязательно указывается населенный пункт, где произошла беседа с информатором, год, когда она состоялась, фамилия, имя, отчество информатора и год рождения.

Работа написана хорошим языком. Однако от неудачных выражений и опечаток никто не застрахован. Так, на стр. 1 вы пишете, перечисляя задачи исследования: «Уточнить сведения, которые вносят неточности в жизнеописание блаженной Феоктисты». Мы предлагаем несколько изменить предложение: «Уточнить моменты в жизнеописании блж. Феоктисты, по которым существуют разноречивые свидетельства». В самом начале стр. 2 мы также предлагаем исправить предложение. Вот один из вариантов: «Ветхая одежда и старая обувь, в которых она всегда ходила, не могли скрыть аристократические манеры, знатное происхождение и хорошее воспитание. Она обладала … (далее по тексту)».

Вы даете краткий сравнительный анализ житий блаженных Фектисты Воронежской, Ксении Петербургской и Матроны Московской. Но тут, к сожалению, вкралась неточность. Как известно, блж. Ксения Петербургская была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем Петровым.

На стр. 5 вы приводите в кавычках цитату, внутри которой также стоят кавычки. Обычно в таких случаях, во избежание путаницы внутренние кавычки делают другими. Схематично это выглядит следующим образом: «…"…"…».

Пока блаженная Феоктиста не прославлена в Воронежской епархии как местночтимая святая, лучше ее так и не называть, несмотря на то, что Русская Православная Церковь Заграницей (а не Зарубежная Православная Церковь, как на стр. 7) почитает блаженную как святую.

Мы надеемся, что вы продолжите исследовательскую деятельность. Так, вы можете продолжить исследование о судьбах подвижников благочестия Воронежской земли, попробовать собрать материал о судьбе монахов и монахинь Воронежских монастырей, о жизни простых православных жителей Воронежа в период гонений. Пока еще живы свидетели той эпохи, важно успеть записать их воспоминания.

Феоктиста воронежская молитва

БЛАЖЕННАЯ ФЕОКТИСТА ВОРОНЕЖСКАЯ

«Эта раба Божия в меру Антония Великого »

Похоронена блаженная матушка на левобережном кладбище, в р-не "Баки", на третьем участке, в шестом ряду.

Воспоминания о блаженной Феоктисте ее современницы Агнии Лихоносовой.

Из писем протоиерея Николая Овчинникова, который совершил перезахоронение останков блаженной в 1961 г.

Блаженная Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина в 20-30-е годы ХХ столетия совершала свой подвиг в Воронеже.

В этот богоборческий период русской истории, когда все церкви в городе постепенно были захвачены обновленцами, три подвижника благочестия – протоиерей Митрофан Бучнев и Христа ради юродивые Максим Павлович и Феоктиста Михайловна укрепляли веру православную в выбитых из привычной жизненной колеи людях. Максим Павлович и матушка Феоктиста беспрерывно обходили город, поддерживая в нем дух благочестия.

Феоктисту Михайловну в городе знали все, но если верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи, то для прочих она была просто дурочка.

До 1931 года, то есть до закрытия Алексиево-Акатова монастыря блаженная жила в одной из келий обители. Потом ютилась у разных людей. Был у нее свой круг, который она постоянно навещала. Ночи матушка Феоктиста не спала, проводила их в молитве и бодрствовании.

О людях, несущих подвиг Христа ради юродства, обычно мало, что известно из доподвижнической жизни. О Феоктисте Михайловне знали, что она родом из Новочеркасска. По некоторым ее высказываниям и оборотам речи наблюдательные люди заключали, что она получила хорошее образование, хотя и говорила, что не грамотна. Позже стало известно, что матушка Феоктиста родилась в дворянской семье, отец ее был офицером.

Одним из подвигов блаженной было «ходить по дорогам». Странствовать она отправилась, как только получила паспорт, к этому времени умер ее отец. Смолоду матушка Феоктиста посетила многие святые места – от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаеве, хотя монастырь этот находился за границей. Первые семь лет своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками. Они постоянно спадали, растирая ноги. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно – Задонск. До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.

В описываемый период матушка Феоктиста была уже очень стара. Все, знавшие ее, отмечают, что она была маленькой, хотя, по словам подвижницы, в молодости она была среднего роста. Воронежские старушки вспоминали, что в прежние времена, когда они были помоложе, Феоктиста Михайловна была уже старой. Она любила закупать в лавках целые охапки разных булок и на извозчике развозила их по тюрьмам и больницам, а то и раздавала у церквей. Булочники и извозчики зазывали юродивую, по опыту зная, что чьими услугами она воспользуется, у того в этот день будет хорошая выручка. Кормить людей было частью подвига блаженной. И после революции, в 20-30-е годы, посещая опекаемые ею семейства, она часто приходила с булками и пряниками, а когда эти семьи постигала нужда, под видом юродства помогала им продуктами и деньгами.

В Воронеже тогда был известен духовным авторитетом и праведной жизнью протоиерей Митрофан Бучнев. Оставшись без прихода, он продолжал регулярно служить молебны, во время которых многим изливалось исцеление. По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. К концу 20-х годов девушки были распределены по хуторам и благочестивым городским семействам, но связь сохранялась. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты. На вопрос, почему он почитает юродивую, батюшка ответил, что «эта раба Божия в меру Антония Великого».

Высоко ценил блаженную Феоктисту Михайловну за духовный подвиг и просил ее молитв и Воронежский архиепископ Петр (Зверев).

Святостью жизни матушка Феоктиста стяжала у Господа дар прозорливости и дар исцеления, которыми не раз помогала своим подопечным. Случалось она обличала кого-нибудь из прохожих на улице. Многие ненавидели ее за то, что она пробуждала в них совесть. Над ней насмехались и даже были ее, но блаженная смиренно сносила поругания.

Врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В 1939 году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было открыто ей. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: «Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут».

Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: «Где вы меня положите сегодня спать?» Ей указали обычную кровать. «Нет, не здесь вы меня сегодня положите». Ее слова исполнились.

Скончалась блаженная Феоктиста 6 марта 1940 года, в среду, в 10 часов вечера. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.

В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище «на баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (в схиме Нектарий), которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.

Святая блаженная мати Феоктиста, моли Бога о нас.

Блаженная Феоктиста Воронежская

Верующие Воронежа, где жила блаженная в 1920-30 годы, знали, что она подвизается в подвиге Христа ради юродства, а для мира она была просто дурочкой. Ходила она в холод, распахнув пальто, на ногах башмаки обязательно не на ту ногу, и сзади сделан разрез, чтобы они давили и при этом спадали. И все это при наличии ужасных шишек на ногах.

– Мать, дай-ка мне рубашечку.

Хозяйка пошла на кухню и сказала жившей в их доме няне, присматривавшей за детьми:

– Анна, достань из комода рубашку, только не давай полотновую.

И вернулась в спальню, где оставалась блаженная. Через несколько минут Анна принесла рубашку. Разворачивая ее, блаженная Феоктиста сказала:

– А что же не полотновую?

С тех пор и стала блаженная Феоктиста их навещать. Хозяин дома на нее за это сердился, из себя выходил – боялся за свое служебное начальственное положение. Хозяйка тоже стала за мужа бояться. А блаженная как нарочно приходила через парадный вход, а дом между тем стоял на центральной улице. Хозяйка старалась ее скорей провести, чтобы ее меньше видели, а она встанет на пороге и не проходит и двери настежь раскроет. Хозяйка ей:

– Матушка, скорей проходите.

– Нет, мне здесь лучшенько, я здесь воздухом подышу.

Все испытывала терпение. Хозяина дома называла “дядя хороший”, их сына – “парнишкой”, одну из дочерей – “сестрой”, хозяйку в добром настроении – “мать”, а если разбушуется, что с ней частенько бывало, то называла – “плёха”. Так долго продолжалось. И вдруг блаженная стала вести себя как-то странно и однажды приходит печальная и говорит хозяйке:

– Мать, а ты все одна.

– Как, матушка, одна? Сейчас Дмитрий с работы придет.

– Нет, мать, одна, нет его с тобой.

Вскоре хозяина арестовали. Было это в тридцатые годы. Обвинили его в каком-то вредительстве и назвали предводителем будто бы готовившегося вооруженного восстания. Приговорили к десяти годам лагеря с конфискацией имущества. Сотрудники ОГПУ пришли к ним в дом и составили опись всех вещей. И остались дети с матерью, домработницей и няней. Хозяйка дома до этого не работала, а попробовала устроиться на работу – нигде не принимают – “жена врага народа”. А время подошло тяжелое: по сто пятьдесят граммов хлеба на иждивенца давали. Наверное бы и пропали они, если бы блаженная не стала им усердно помогать. До ареста главы семьи только одну из дочерей кормила, и то сладким. А тут стала разные фокусы выделывать, чтобы не подумали, что она вполне разумный человек. То уходя от них деньги под подушкой оставит, и хозяйка, перестилая постель, их найдет. И ждет следующего посещения блаженной.

– Матушка, вы деньги под подушкой забыли.

– Тю, что ты врешь, ничего я не забывала, это твои деньги.

Следующий раз то же самое.

– Матушка, что же мне делать с этими деньгами?

– Трать их, вот что.

А нужда все сильней прижимала – детей-то четверо было. Вот хозяйка их и потратит. Иной раз блаженная позовет няню и скажет: “Анна, птичку хочу”. Это значит лапшу с курицей. Одевается Аннушка и вскоре возвращается с курицей, купленной на деньги блаженной. Через час уже и лапша готова.

– Нет, я не хочу, я пойду.

И уйдет, а семье еды на два дня. Надо сказать, что блаженная почти ничего не ела, а на те деньги, что ей давали, она опекала многие семьи.

Вещи хозяев были властями описаны, и уже у всех, кто проходил по тому же делу, имущество конфисковали. И к ним приехали забирать вещи. А перед этим блаженная сказала, что их вещи не заберут, и они как-то немного надеялись. Но вот приехали за вещами. Подъехали две грузовые машины, вошли два человека с описью и стали проверять – всё ли на месте. Вошли шестеро грузчиков и, прислонясь к стене, стали ожидать распоряжений. “Эх, матушка, а ты-то обещала оставить нам вещи”, – в горести подумали все домашние почти в одно время. Но вот двое с описью стали о чем-то говорить между собой. Затем один из них сел в машину и уехал. Через час он вернулся и что-то сказал оставшемуся; тот недоуменно пожал плечами и сказал грузчикам: “Пошли, ребята”. Хозяйке ни слова. С тем и уехали. Ждали они их день, другой, да так все имущество и осталось у них.

Прошло некоторое время, а нужда все злее становится.

– Матушка, можно вещи продавать?

Так прошел год. Вдруг блаженная стала вести себя опять как-то странно. Приходит к ним и все спрашивает:

– Мать, а твой-то приехал?

– Нет, матушка, кто ж отпустит заключенного? Ему десять лет дали.

– Ой, мать, врешь – он приехал. Наверно, ты его под кровать спрятала?

И начнет под кровати заглядывать. Так она себя вела некоторое время. Наконец хозяйка ее спросила:

– Матушка, скажи мне прямо, что это значит?

И блаженная тогда разумно и спокойно ответила:

– Приедет, мать, он на побывку приедет.

А какая может быть побывка у заключенного? Но вот получают они телеграмму: “Буду проездом”. И приезжает отец. Он приехал с охранником и прожил у них три дня. Оказывается, его послали в Киев для отбора породистых свиней, и он упросил охранника заехать домой.

В это время к ним постоянно ходила приятельница хозяйки Агния Яковлевна со своей дочкой Ниной, и дети играли вместе. Сын хозяйки был старше Нины на шесть лет. Блаженная Феоктиста бывало говорила:

– Мать, мы парнишку-то на Нинке женим.

– Да вы что, матушка, – ведь Нине-то еще восемь лет.

Вскоре эти семьи расстались. Пришлось хозяйке с детьми уехать в Казахстан, а потом в Сибирь. Сын жил отдельно от них в другом городе и учился в институте. Вскоре он женился; брак был нецерковный, поскольку родители жены были неверующими. Началась война, он был призван на фронт. После окончания войны, возвращаясь домой в начале 1946 года, он проездом остановился у сестры в Москве. От нее он узнал, что их вторая няня, Евдокия, теперь тоже живет здесь. Они ее навестили и у нее встретили Агнию Яковлевну, которая после долгих мытарств в эвакуации жила со своим слепым мужем и дочерью Ниной в Москве. Она пригласила их к себе в гости. Так благословленные блаженной жених и невеста встретились через восемнадцать лет и полюбили друг друга. Нине было тогда двадцать шесть лет. Он оформил развод с женой, и они с Ниной обвенчались.

Прошло уже три года со дня ареста Дмитрия. Неожиданно его жена Евгения Павловна встретила Ф. Г. Смидовича, который был хорошо знаком с ее мужем. Он дал ей записку к своему брату П. Г. Смидовичу, заместителю Председателя ВЦИКа Калинина. Она поехала к нему в Москву, и благодаря этим хлопотам ее муж был освобожден.

В Центральной России был голод, Дмитрий остался работать в управлении Карагандинских лагерей вольнонаемным, и семья решила выехать к нему. А где взять денег? И тут-то блаженная сказала:

– Вот теперь продавайте вещи.

Обычно блаженная представлялась дурочкой. Часто бранилась. Бывало, она с башмаком в руках бегала за хозяйкой и кричала: “Плёха”. А в добром настроении начинала хлопать в ладоши, припевать и говорить детям: “Девки, танцуйте”. И тут же сама сочиняла стихи и читала, и очень складно. Подруга хозяйки, Агния Яковлевна, очень образованная женщина, много раз говорила: “Поверьте, Евгения Павловна, матушка Феоктиста в совершенстве владеет французским языком, это видно по оборотам ее речи”.

Одним из подвигов блаженной было “ходить по дорогам”. Из Воронежа она часто ходила в Задонск. И все пешком. Ботинки надеты обязательно не на ту ногу, сзади разрезаны, чтобы хлопать и натирать кровавые мозоли. Шуба расстегнута, чтобы мерзнуть. По дороге она всегда и беспрестанно молилась. Ее почти постоянно сопровождали в путешествиях Анна, которую она звала “красноноска-водовозка” за ее красный нос, или Анна Васильевна – “белая”, как ее называла блаженная. У Анны Васильевны было высшее образование, но из послушания она отказалась от всех благ и терпела все чудачества блаженной. Феоктиста Михайловна ее предупреждала: “Со мной ничего не бойся”. Но как было не бояться в таком, например, случае. Идет Анна Васильевна с блаженной и попадается им на пути милиционер. “Ну, – думает Анна Васильевна, – сейчас он спросит паспорт, а его у меня нет. Да тут еще иду с такой, как матушка. Хорошо еще, что она не знает, что у меня паспорта нет, а то бы сейчас выложила”. А блаженная тут как тут, и говорит милиционеру:

– Служивый, забери эту девку, у нее паспорта нет.

Анна Васильевна так и обмерла. Милиционер к ней:

“Не помню, что уж я ему тут несла, – рассказывала Анна Васильевна, – но дело молитвами блаженной как-то обошлось”.

Однажды шли они полем, никого кругом нет. Только стадо коров и бык очень грозный. Анна Васильевна попросила блаженную:

– Матушка, давай обойдем стадо, я боюсь быка.

– Тю, – говорит блаженная, – а ты не бойся.

И пошла прямо на быка. А он загудел и бросился на Анну Васильевну. Закрыла она глаза и приготовилась к смерти. И вдруг слышит – зовет ее блаженная:

– Девка, да ты чего там?

Глянула Анна Васильевна, а бык в сторону отошел.

– Простите, матушка, больше не буду бояться, – сказала она.

Блаженную во всех селениях вокруг Воронежа знали. Проходили они через одно село. Анна Васильевна предложила блаженной зайти переночевать к знакомым в избу, тем более что идти оставалось недалеко. Но блаженная решила иначе. Уже по темноте она пошла в другую сторону, и они сделали большой крюк, прежде чем остановились перед избой, хозяева которой им были незнакомы.

“Ну, – подумала Анна Васильевна, – наверное, здесь что-то случилось, раз матушка сюда спешит”. И правда, только они вошли, как хозяйка бросилась с плачем к блаженной и поведала свою печаль. Ее муж уехал, и от него давно не было никаких известий. Наверное, где-то погиб. И блаженная разумно, как бывало всегда в таких случаях, начала успокаивать женщину.

– Жив, жив, к Пасхе придет.

Через год они проходили через то же село. Анна Васильевна стала уговаривать Феоктисту Михайловну зайти к женщине. Уж очень ей хотелось узнать, правду ли сказала тогда блаженная. Но та ни в какую не соглашалась. Анна Васильевна все равно побежала в тот дом и застала хозяйку. “Слава Богу, матушка правду сказала. Как раз к Пасхе приехал”, – сказала она.

В Воронеже блаженная Феоктиста жила в одной из келий Алексеевского монастыря, а после его закрытия в 1931 году скиталась, часто проводя ночи под открытым небом.

Некоторые люди ненавидели блаженную за то, что она обличала их в злодеяниях и грехах, и за это били юродивую и насмехались над ней. Блаженная Феоктиста смиренно терпела поругания и молилась за своих обидчиков. Проводя подвижническую жизнь, она стяжала дар прозорливости. Православные жители Воронежа почитали блаженную за подвиг и святость жизни. Ее почитали как великую подвижницу архиепископ Петр (Зверев), священник Иоанн Стеблин-Каменский и многие другие священники и верующие Воронежа, которые часто прибегали к ее молитвенной помощи.

Господь открыл блаженной день ее кончины. Подвижница, готовясь ко дню преставления, увеличила свои труды. Незадолго до своей кончины, последовавшей 22 февраля 1940 года, Феоктиста Михайловна, облаченная в белые одежды, вошла на территорию одного из закрытых монастырей Воронежа, где и скончалась.

Похоронена блаженная матушка Феоктиста Михайловна на левобережном кладбище, в районе «Баки», на участке № 3, в шестом ряду.

на старом никрополе Свято-Алексеева Акатова женского монастыря Воронеж

), подвижница, Христа ради юродивая .

К концу ее земной жизни врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было ей открыто заранее. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: "Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут ." Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: "Где вы меня положите сегодня спать ?" Ей указали обычную кровать. "Нет, не здесь вы меня сегодня положите ." Так и случилось. В 10 часов вечера в тот день, в среду 6 марта года, она преставилась. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.

Данная статья содержит: феоктиста воронежской молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Блаженная Феоктиста (Воронежская)

Блаженная Феоктиста (в миру Феоктиста Михайловна Шульгина) родилась, в многодетной семье казака в селе Оськино (под Новочеркасском). Смолоду блаженная Феоктиста любила страннствовать по святым местам. Странствовать она отправилась, как только получила паспорт, к этому времени умер ее отец. Из вопоминаний блаженной старицы Феоктисты: «Смолоду я босиком ходила 7 лет». Она ходила из Новочеркасска в Воронеж, из Воронежа в Задонск, побывала на Соловецком острове и в Киеве.).(По воспоминаниям Агнии Я. Лихоносовой)

Известно, что замуж Феоктиста вышла за морского офицера. После гибели мужа, он погиб во время Русско-Японской войны 1904–1905 годов, Феоктиста Михайловна взяла на себя подвиг юродства во Христе.

Из воспоминаний духовной дочери старицы Агнии Лихоносовой: «. матушка говорила, будто она неграмотная, а сама как-то называла латинские буквы на серебряных ложках. Матушка знала и все Евангелие, и всю церковную службу, а одна старая монахиня, у которой я, будучи в Новочеркасске, ночевала, сказала, что матушка знает такие церковные молитвы и песнопения, которые редко, иногда в году раз читаются и поются, и даже не все священники их знают. »

По рассказам современников у блаженной Феоктисты была особая внешность:« Она была низкого роста, худощавая, уставшая, с особыми чертами лица и добрейшими глазами».

Блаженная Феоктиста подвизалась в Воронеже в 1920–1930 годах. В Воронеже она жила в одной из келий Алексиево-Акатова монастыря, а после его закрытия (1931г.) ей приходилось скитаться по разным местам, часто проводить ночи под открытым небом. Многие жители Воронежа высоко почитали Феоктисту Михайловну за высоту и святость жизни и желали получить от нее наставления, однако были и недоброжелатели, ненавидевшие ее за обличения. Блаженная Феоктиста, со смирением переносившая все тягости выпавшие на её долю, терпела насмешки, не уклонялась от побоев, всегда молилась за своих обидчиков. За великое смирение и терпение подвижница и удостоилась даров Святого Духа – прозорливости и дара исцеления по молитве.

Первое время во время своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Позже, надевала не на ту ногу большие ботинки, с разрезанными задниками, которые постоянно спадали, растирая ей ноги. Феоктиста Михайловна посещала Новочеркасск, села Воронежской области, Задонск. До Новочеркасска блаженная старица в последние годы жизни добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.

Блаженная Феоктиста Михайловна была в духовной дружбе с архиепископом Воронежским Петром (священномучеником Петром (Зверевым, † 1929)), который искренне уважал подвижницу за высоту духовной жизни.

Осенью 1927 года архиепископ Петр прибыл на Соловки. В своих письмах с Соловецкого лагеря к своей воронежской пастве (архиепископ Петр был сослан в Соловки осенью 1927 г.) Владыка, неизменно просил молитв блаженной Феоктисты.

Выдержки из писем священномученика Петра: «4 марта 1928 года. За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны. »

«25 декабря 1928 года. Непрестанно молю Господа нашего, да хранит Он вас всех в правой вере, в мире, в здравии и благополучии и да благословит С воим небесным благословением. Я за ваши святые молитвы пока жив и здоров и на новом своем уединенном и пустынном местожительстве. Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями.. .Н е ослабевайте в молитвах и доброделании, да сподобимся все в свое время милости Господней. Поклон и просьбы о молитвах Феоктисты Михайловны. Предаю вас всех Господу и Его Пречистой Матери. С любовью о Господе грешный архиепископ Петр».

Протоиерей Митрофан Бучнев так отзывался о старице Феоктисте: «Эта раба Божия в меру Антония Великого». Оставшись без прихода (в Воронеже), отец Митрофан продолжал регулярно служить молебны, во время которых многим изливалось исцеление. По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. К концу 20-х годов девушки были распределены по хуторам и благочестивым городским семействам, но связь сохранялась. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты.

Из воспоминаний Агнии Я. Лихоносовой: «Первые встречи мои с матушкой Феоктистой Михайловной относятся к 1928 году. Лето, больной сердцем батюшка (отец Митрофан) лежит в маленьком своем палисадничке на складной кровати. Он в белом холщовом подрясничке, как всегда бодрый духом. Около него на табуретке сидит матушка Феоктиста Михайловна и кормит его виноградом. Это маленькая сгорбленная старушечка, покрытая белым платком. Глаза у нее большие, голубые, и лицо в морщинках. Батюшку она очень любит и пришла проведать его. Батюшка отвечает ей такой же любовью. Он чтит ее и внушает глубокое уважение к ней всем своим домашним и окружающим его.

22 марта (по церковному календарю) 1930 года скончался наш батюшка. Мы осиротели, стали страшно одиноки душой, и вот тогда пришла к нам в дом матушка Феоктиста Михайловна.

Мы все привыкли к матушке и делились с ней всеми нашими горестями и радостями. Нина, как ребенок, непосредственно верила, что матушка всегда может помочь. У Нины болят зубы, она лежит и от боли плачет. Матушка у нас. Нина говорит: «Матушка, помолись, чтобы зубы скорее прошли». Матушка с большим трудом становится на колени перед образом, говоря: «Я помолюсь, помолюсь», и молится: «Спаси, Господи, Нинку, спаси, Господи, девчонку», – и, оборачивая свою седую головочку к Нине, так просто спрашивает ее: « Ну как, легче тебе?»; та сквозь слезы отвечает: «Легче».

Однажды Нина серьезно заболела с высокой температурой, а матушки не было. У соседей напротив нас болел ребенок, и к нему вызвали хорошего врача. Я попросила его зайти послушать Нину. Он, прослушав, сказал, что, очевидно, начинается воспаление легких. Прописал лекарство. После его ухода пришла матушка, мы ей все рассказали. Она осталась ночевать, обещала помолиться. Ночью Нина сильно стонала, и я слышала, что она громко молится своими словами. А матушка велела мне ночевать с нею в столовой, хотя сердце мое рвалось к Нине. Матушка спала мало. То и дело спустит ножки с кровати и сядет, потом встанет и скажет: «Я послужу», и ходит по комнате. Она молилась, и девочке нашей к утру стало лучше. Матушка ушла, а через день пришел тот же врач, послушал Нину и был очень удивлен: «Совсем непонятно: было воспаление легких, а сейчас ничего нет – никаких хрипов». Много-много раз помогала нам матушка своей молитвой.

Феоктиста Михайловна любила кормить народ. Мне рассказывали о том, что еще много лет тому назад она ходила на базар и в лавках покупала белые булки, а потом раздавала их частью здесь же, иногда около церкви, а иногда несла их своим знакомым в те дома, куда она ходила. Булочники зазывали блаженную, чтобы она у них покупала булки, так как матушку все знали и говорили, что у кого она покупала, те весь свой товар распродавали с особой удачей. И извозчики, тоже хорошо знавшие матушку, старались, чтобы она садилась в их коляску, веря, что это принесет им счастье. И вот матушка с полными руками булок или батонов едет на извозчике через весь город к кому-либо из знакомых. И к нам нередко приходила она, а иногда и приезжала, держа в руках кулек с пряниками или булку. Детям нашим это очень нравилось, но матушка давала, кому сама хотела, а иногда и не давала кому-либо, кто очень хотел от нее получить. Матушка говорила: «Я народ кормлю, надо кормить».

В январе 1931 года я собиралась поступить на службу. Матушка незадолго до этого как-то пришла к нам, стала около окна и смотрела на проходившие мимо трамваи. «Я приставлена за трамвайчиками глядеть, как они бегают», – сказала она. Скоро после этого я поступила на работу в трамвайный парк статистиком по учету трамвайных пробегов. Тогда и вспомнила слова матушки.

Великая раба Божия была матушка, и ее чтили и знали и епископы, и священники, и многие в городе из самых разнообразных слоев общества. Матушка не имела места, где бы она постоянно жила, и в последние годы своей жизни так же приходила и уходила во всякую погоду, иногда вся мокрая и обледенелая. Кашляла и болела, но только изредка перележит у близких знакомых дня два и опять пойдет.

В последние годы своей жизни матушка стала слабеть, приступы сильного кашля с мокротой не давали ей спать. Худенькая и сухонькая фигурка уменьшалась на глазах. А ходила, все ходила сама во всякую непогоду и в морозы. По-прежнему – пальто нараспашку, иногда позволит подвязать пальто пояском. В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. Придет к нам на несколько дней, полежит. Однажды матушка велела Поле проводить ее к Анне Александровне на Чижовку. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: «Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут».. .П оля проводила ее, по дороге попросила кого-то подвезти матушку на санях-розвальнях. Поля рассказала нам, когда вернулась, что по пути матушка говорила о своей скорой кончине.

В домике Анны Александровны матушка осталась до последнего дня. Мы ходили к ней туда опять с горестями, с заботами и не думали, что матушка совсем уйдет от нас.

Мне говорили хозяйка дома и Настя – девушка отца Митрофана, что в день ее кончины, к вечеру, она спрашивала: «Где вы меня положите спать?» Ей указали на кровать, где она спала в эти дни. Матушка ответила: «Нет, не здесь вы меня положите. » Слова блаженной исполнились. В эту ночь она скончалась, и ее положили на небольшую постель, а потом на стол.

Ночью с 21 на 22 февраля по церковному календарю (6 марта н.ст.) 1940 года нас разбудили: пришли от Анны Александровны сообщить, что матушка только что скончалась. Мы все вскочили.. .В ероятно, это было около часа ночи. Матушка лежала на узенькой небольшой постели. Ее уже обмыли и одели.. .М ария Алексеевна, врач, видевшая много умерших людей, сказала: «Таких покойников я еще не видала – это мощи». Матушка лежала светлая, чудная, уснувшая вечным сном блаженных и праведных людей. До рассвета мы пробыли около матушки. В эти дни до погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее драгоценного тела. Хоронили в субботу, 9 марта 1940 года. С утра положили ее в небольшой белый гроб. Когда клали в гроб, я держала ножки и вспомнила матушкины слова: «Ты меня, мать, в гроб будешь класть с девчонкой», то есть с Ниной.

День был солнечный. Матушкин гробик не поставили на сани, а так и несли на руках до самого кладбища на Придаче. Провожающих было много, всем хотелось нести гроб».

В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище «на баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (в схиме Нектарий), которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.

Блаженная мати Феоктиста, моли Бога о нас.

1.Житие блаженной Феоктисты

2.Житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

Феоктиста воронежской молитва

Как разместить платную(важную.коммерческую) тему – ИНСТРУКЦИЯ ЗДЕСЬ!

Не в сети

О Блаженной Феоктисте (Воронежской) можно почитать здесь:

Молитва Блаженной Феоктисте Воронежской

В годы неверия Ты приняла подвиг молитвенный и как Блаженная сестра Твоя Ксения из града Петра именем другим назвалася для мира умерев. Прими духовное водительство над нами недостойными и в земных нуждах помоги нам преобресть терпение и смирение, противников прощение, преодолеть насмешки непонимания и неприятие человеческое. Соделай нас духовными детьми Своими, не ищущих путей легких и славы земной, но желающих душами своими войти во Обитель Отца Небесного со Христом Господом нашим, где и Ты пребываешь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И да сойдет Благодать Христа Бога нашего в души наши под сенью крыл Твоих, Ангела Небесного во плоти исповедуем Тебя и просим молитв чистых Твоих. Аминь.

Прославление Феоктисты Воронежской

Для славы суетной и бренной

Но дух Твой как Небес Магнит

Меня притянет во Вселенной

И человеческим устам

Теперь мы волю предоставим,

И Храм – из дел Твоих Святейший Храм

Мы над Воронежем поставим

Как Ты жила, молилась Ты,

И снег и бурю пересиля.

Черты, столь милые черты

Теперь узнает вся Россия.

Твои глаза, Твоя улыбка

Небесной чистой красоты,

И Материнские морщинки.

Сквозь душу мне все смотришь Ты

Сестер имеешь Ты Духовных,

Ничуть не меньше сотворив,

И от мирского так свободных-

Матроны, Ксении мотив.

И мудрость высшая Небес,

Твоя душа – что спелый колос,

С тобой из праха я воскрес.

Людей молящих вереницы

Уж потянулись. Помоги.

Страницы судеб, словно птицы

От зла и боли сохрани

Улыбка. Даже взгляд веселый,

Ты Любишь всех – так знаю я,

Твоя судьба мирским нам школа

И веры ясная стезя.

Copyright ©2000 – 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Блаженная Феоктиста Воронежская

Верующие Воронежа, где жила блаженная в 1920-30 годы, знали, что она подвизается в подвиге Христа ради юродства, а для мира она была просто дурочкой. Ходила она в холод, распахнув пальто, на ногах башмаки обязательно не на ту ногу, и сзади сделан разрез, чтобы они давили и при этом спадали. И все это при наличии ужасных шишек на ногах.

– Мать, дай-ка мне рубашечку.

Хозяйка пошла на кухню и сказала жившей в их доме няне, присматривавшей за детьми:

– Анна, достань из комода рубашку, только не давай полотновую.

И вернулась в спальню, где оставалась блаженная. Через несколько минут Анна принесла рубашку. Разворачивая ее, блаженная Феоктиста сказала:

– А что же не полотновую?

С тех пор и стала блаженная Феоктиста их навещать. Хозяин дома на нее за это сердился, из себя выходил – боялся за свое служебное начальственное положение. Хозяйка тоже стала за мужа бояться. А блаженная как нарочно приходила через парадный вход, а дом между тем стоял на центральной улице. Хозяйка старалась ее скорей провести, чтобы ее меньше видели, а она встанет на пороге и не проходит и двери настежь раскроет. Хозяйка ей:

– Матушка, скорей проходите.

– Нет, мне здесь лучшенько, я здесь воздухом подышу.

Все испытывала терпение. Хозяина дома называла “дядя хороший”, их сына – “парнишкой”, одну из дочерей – “сестрой”, хозяйку в добром настроении – “мать”, а если разбушуется, что с ней частенько бывало, то называла – “плёха”. Так долго продолжалось. И вдруг блаженная стала вести себя как-то странно и однажды приходит печальная и говорит хозяйке:

– Мать, а ты все одна.

– Как, матушка, одна? Сейчас Дмитрий с работы придет.

– Нет, мать, одна, нет его с тобой.

Вскоре хозяина арестовали. Было это в тридцатые годы. Обвинили его в каком-то вредительстве и назвали предводителем будто бы готовившегося вооруженного восстания. Приговорили к десяти годам лагеря с конфискацией имущества. Сотрудники ОГПУ пришли к ним в дом и составили опись всех вещей. И остались дети с матерью, домработницей и няней. Хозяйка дома до этого не работала, а попробовала устроиться на работу – нигде не принимают – “жена врага народа”. А время подошло тяжелое: по сто пятьдесят граммов хлеба на иждивенца давали. Наверное бы и пропали они, если бы блаженная не стала им усердно помогать. До ареста главы семьи только одну из дочерей кормила, и то сладким. А тут стала разные фокусы выделывать, чтобы не подумали, что она вполне разумный человек. То уходя от них деньги под подушкой оставит, и хозяйка, перестилая постель, их найдет. И ждет следующего посещения блаженной.

– Матушка, вы деньги под подушкой забыли.

– Тю, что ты врешь, ничего я не забывала, это твои деньги.

Следующий раз то же самое.

– Матушка, что же мне делать с этими деньгами?

– Трать их, вот что.

А нужда все сильней прижимала – детей-то четверо было. Вот хозяйка их и потратит. Иной раз блаженная позовет няню и скажет: “Анна, птичку хочу”. Это значит лапшу с курицей. Одевается Аннушка и вскоре возвращается с курицей, купленной на деньги блаженной. Через час уже и лапша готова.

– Нет, я не хочу, я пойду.

И уйдет, а семье еды на два дня. Надо сказать, что блаженная почти ничего не ела, а на те деньги, что ей давали, она опекала многие семьи.

Вещи хозяев были властями описаны, и уже у всех, кто проходил по тому же делу, имущество конфисковали. И к ним приехали забирать вещи. А перед этим блаженная сказала, что их вещи не заберут, и они как-то немного надеялись. Но вот приехали за вещами. Подъехали две грузовые машины, вошли два человека с описью и стали проверять – всё ли на месте. Вошли шестеро грузчиков и, прислонясь к стене, стали ожидать распоряжений. “Эх, матушка, а ты-то обещала оставить нам вещи”, – в горести подумали все домашние почти в одно время. Но вот двое с описью стали о чем-то говорить между собой. Затем один из них сел в машину и уехал. Через час он вернулся и что-то сказал оставшемуся; тот недоуменно пожал плечами и сказал грузчикам: “Пошли, ребята”. Хозяйке ни слова. С тем и уехали. Ждали они их день, другой, да так все имущество и осталось у них.

Прошло некоторое время, а нужда все злее становится.

– Матушка, можно вещи продавать?

Так прошел год. Вдруг блаженная стала вести себя опять как-то странно. Приходит к ним и все спрашивает:

– Мать, а твой-то приехал?

– Нет, матушка, кто ж отпустит заключенного? Ему десять лет дали.

– Ой, мать, врешь – он приехал. Наверно, ты его под кровать спрятала?

И начнет под кровати заглядывать. Так она себя вела некоторое время. Наконец хозяйка ее спросила:

– Матушка, скажи мне прямо, что это значит?

И блаженная тогда разумно и спокойно ответила:

– Приедет, мать, он на побывку приедет.

А какая может быть побывка у заключенного? Но вот получают они телеграмму: “Буду проездом”. И приезжает отец. Он приехал с охранником и прожил у них три дня. Оказывается, его послали в Киев для отбора породистых свиней, и он упросил охранника заехать домой.

В это время к ним постоянно ходила приятельница хозяйки Агния Яковлевна со своей дочкой Ниной, и дети играли вместе. Сын хозяйки был старше Нины на шесть лет. Блаженная Феоктиста бывало говорила:

– Мать, мы парнишку-то на Нинке женим.

– Да вы что, матушка, – ведь Нине-то еще восемь лет.

Вскоре эти семьи расстались. Пришлось хозяйке с детьми уехать в Казахстан, а потом в Сибирь. Сын жил отдельно от них в другом городе и учился в институте. Вскоре он женился; брак был нецерковный, поскольку родители жены были неверующими. Началась война, он был призван на фронт. После окончания войны, возвращаясь домой в начале 1946 года, он проездом остановился у сестры в Москве. От нее он узнал, что их вторая няня, Евдокия, теперь тоже живет здесь. Они ее навестили и у нее встретили Агнию Яковлевну, которая после долгих мытарств в эвакуации жила со своим слепым мужем и дочерью Ниной в Москве. Она пригласила их к себе в гости. Так благословленные блаженной жених и невеста встретились через восемнадцать лет и полюбили друг друга. Нине было тогда двадцать шесть лет. Он оформил развод с женой, и они с Ниной обвенчались.

Прошло уже три года со дня ареста Дмитрия. Неожиданно его жена Евгения Павловна встретила Ф. Г. Смидовича, который был хорошо знаком с ее мужем. Он дал ей записку к своему брату П. Г. Смидовичу, заместителю Председателя ВЦИКа Калинина. Она поехала к нему в Москву, и благодаря этим хлопотам ее муж был освобожден.

В Центральной России был голод, Дмитрий остался работать в управлении Карагандинских лагерей вольнонаемным, и семья решила выехать к нему. А где взять денег? И тут-то блаженная сказала:

– Вот теперь продавайте вещи.

Обычно блаженная представлялась дурочкой. Часто бранилась. Бывало, она с башмаком в руках бегала за хозяйкой и кричала: “Плёха”. А в добром настроении начинала хлопать в ладоши, припевать и говорить детям: “Девки, танцуйте”. И тут же сама сочиняла стихи и читала, и очень складно. Подруга хозяйки, Агния Яковлевна, очень образованная женщина, много раз говорила: “Поверьте, Евгения Павловна, матушка Феоктиста в совершенстве владеет французским языком, это видно по оборотам ее речи”.

Одним из подвигов блаженной было “ходить по дорогам”. Из Воронежа она часто ходила в Задонск. И все пешком. Ботинки надеты обязательно не на ту ногу, сзади разрезаны, чтобы хлопать и натирать кровавые мозоли. Шуба расстегнута, чтобы мерзнуть. По дороге она всегда и беспрестанно молилась. Ее почти постоянно сопровождали в путешествиях Анна, которую она звала “красноноска-водовозка” за ее красный нос, или Анна Васильевна – “белая”, как ее называла блаженная. У Анны Васильевны было высшее образование, но из послушания она отказалась от всех благ и терпела все чудачества блаженной. Феоктиста Михайловна ее предупреждала: “Со мной ничего не бойся”. Но как было не бояться в таком, например, случае. Идет Анна Васильевна с блаженной и попадается им на пути милиционер. “Ну, – думает Анна Васильевна, – сейчас он спросит паспорт, а его у меня нет. Да тут еще иду с такой, как матушка. Хорошо еще, что она не знает, что у меня паспорта нет, а то бы сейчас выложила”. А блаженная тут как тут, и говорит милиционеру:

– Служивый, забери эту девку, у нее паспорта нет.

Анна Васильевна так и обмерла. Милиционер к ней:

“Не помню, что уж я ему тут несла, – рассказывала Анна Васильевна, – но дело молитвами блаженной как-то обошлось”.

Однажды шли они полем, никого кругом нет. Только стадо коров и бык очень грозный. Анна Васильевна попросила блаженную:

– Матушка, давай обойдем стадо, я боюсь быка.

– Тю, – говорит блаженная, – а ты не бойся.

И пошла прямо на быка. А он загудел и бросился на Анну Васильевну. Закрыла она глаза и приготовилась к смерти. И вдруг слышит – зовет ее блаженная:

– Девка, да ты чего там?

Глянула Анна Васильевна, а бык в сторону отошел.

– Простите, матушка, больше не буду бояться, – сказала она.

Блаженную во всех селениях вокруг Воронежа знали. Проходили они через одно село. Анна Васильевна предложила блаженной зайти переночевать к знакомым в избу, тем более что идти оставалось недалеко. Но блаженная решила иначе. Уже по темноте она пошла в другую сторону, и они сделали большой крюк, прежде чем остановились перед избой, хозяева которой им были незнакомы.

“Ну, – подумала Анна Васильевна, – наверное, здесь что-то случилось, раз матушка сюда спешит”. И правда, только они вошли, как хозяйка бросилась с плачем к блаженной и поведала свою печаль. Ее муж уехал, и от него давно не было никаких известий. Наверное, где-то погиб. И блаженная разумно, как бывало всегда в таких случаях, начала успокаивать женщину.

– Жив, жив, к Пасхе придет.

Через год они проходили через то же село. Анна Васильевна стала уговаривать Феоктисту Михайловну зайти к женщине. Уж очень ей хотелось узнать, правду ли сказала тогда блаженная. Но та ни в какую не соглашалась. Анна Васильевна все равно побежала в тот дом и застала хозяйку. “Слава Богу, матушка правду сказала. Как раз к Пасхе приехал”, – сказала она.

В Воронеже блаженная Феоктиста жила в одной из келий Алексеевского монастыря, а после его закрытия в 1931 году скиталась, часто проводя ночи под открытым небом.

Некоторые люди ненавидели блаженную за то, что она обличала их в злодеяниях и грехах, и за это били юродивую и насмехались над ней. Блаженная Феоктиста смиренно терпела поругания и молилась за своих обидчиков. Проводя подвижническую жизнь, она стяжала дар прозорливости. Православные жители Воронежа почитали блаженную за подвиг и святость жизни. Ее почитали как великую подвижницу архиепископ Петр (Зверев), священник Иоанн Стеблин-Каменский и многие другие священники и верующие Воронежа, которые часто прибегали к ее молитвенной помощи.

Господь открыл блаженной день ее кончины. Подвижница, готовясь ко дню преставления, увеличила свои труды. Незадолго до своей кончины, последовавшей 22 февраля 1940 года, Феоктиста Михайловна, облаченная в белые одежды, вошла на территорию одного из закрытых монастырей Воронежа, где и скончалась.

Похоронена блаженная матушка Феоктиста Михайловна на левобережном кладбище, в районе «Баки», на участке № 3, в шестом ряду.

на старом никрополе Свято-Алексеева Акатова женского монастыря Воронеж

Андрей Изакар, председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии:
- С нашей областью связаны имена многих новомучеников... Много и не прославленных пока исповедников - скажем, блаженная Феоктиста Михайловна или протоиерей Митрофан Бучнев. Девушки из благотворительной общины отца Митрофана занимали очередь для тех, кто хотел попасть в тюрьму с передачей (стоять надо было всю ночь). Или раздавали на вокзале вещи людям, отправленным в Сибирь, - причем не только православным. Это стоит помнить. Но сегодня мы имеем дело с тотальным незнанием истории своей страны.

О. Митрофанъ (Мануиловъ) былъ вдовцомъ. Его покойная жена, Надежда Митрофановна, въ дѣвичествѣ Бучнева, часто бывала въ Оптиной Пустыни и даже считалась любимой ученицей Старца Нектарія, видно, думая въ юности посвятить жизнь свою монашеству, но гоненія на вѣрующихъ и ликвидація всѣхъ монастырей на Руси отстранили ее отъ такого намѣренія. Родной отецъ ея, Протоіерей Митрофанъ Бучневъ, былъ великимъ подвижникомъ благочестія, который не только хорошо зналъ и былъ близкимъ родственникомъ нашего О. Архимандрита Митрофана Парижскаго, но смотрѣлъ на своего тестя какъ на великаго духовнаго руководителя, духовника и душевѣдца и благоговѣлъ предъ нимъ.
Самъ Протоіерей О. Митрофанъ былъ оптинскаго духа. По благословенію Оптинскихъ Старцевъ онъ принялъ на себя подвигъ духовничества и велъ глубоко сосредоточенную литургическую жизнь, т. е. былъ крайне внимательнымъ къ совершенію суточнаго богослуженія, будучи въ міру, имѣя жену и дѣтей. Имѣя уйму хлопотъ по приходскимъ обязанностямъ, онъ былъ на постоянномъ учетѣ партійныхъ агентовъ, которые подобно демонамъ постоянно слѣдили за нимъ съ цѣлью вредительства, ставя козни, чтобы помѣшать ему въ дѣлахъ христіанской добродѣтели.
О. Митрофанъ своимъ духовнымъ авторитетомъ и праведной жизнью стяжалъ любовь къ себѣ народа; особенно тѣ любили его, чья душа стремилась къ болѣе совершенному образу жизни, тѣмъ болѣе, что совѣтская безпросвѣтная жизнь не удовлетворяла людей съ подлинно русской душой.
Со временемъ вокругъ О. Митрофана образовалась полумонашеская община, которую духовно удочерила мѣстная Блаженная, Христа ради юродивая Ѳеоктиста Михайловна, передъ которой О. Митрофанъ благоговѣлъ и считалъ себя ея послушникомъ. Блаженная же въ свою очередь очень чтила О. Митрофана и была большой его помощницей въ руководствѣ молодыхъ послушницъ — «черничекъ», какъ ихъ тогда называли. Они стремились къ иному образу жизни, чѣмъ тотъ тусклый коммунистическій «рай», что на опытѣ показалъ, что онъ — преддверіе интернаціональнаго ада всего человѣчества, отступившаго отъ Христа.
Протоіерей О. Митрофанъ былъ родомъ изъ Воронежа, сынъ псаломщика. Образованіе получилъ въ семинаріи и 18-ти лѣтъ женился на дочери священника, который служилъ при Воронежскомъ училищѣ для слѣпыхъ.
Имѣя болыной музыкальный талантъ, онъ все же предпочелъ священство и былъ рукоположенъ въ іереи. Вскорѣ душа его потянулась къ высшему и онъ сталъ посѣщать Оптину Пустынь и Старцевъ тамошнихъ Іосифа и Анатолія. Это было въ самомъ началѣ 20-го вѣка. Его духовная жизнь, прочно настроенная такими мастерами, скоро начала давать плоды. По его сильной молитвѣ Господь во время бездождія и засухи посылалъ ливень, и когда одинъ разъ слишкомь дождь умножился, то, по молитвамъ О. Митрофана, Господь его и прекратилъ. Былъ и такой случай, когда уже у него была группа монашествующихъ, которые и свидѣтельствуютъ о слѣдующемъ:
«О. Митрофанъ обычно начиналъ проскомидію еще во время утрени. Въ тѣхъ мѣстахъ зимою свѣтаетъ поздно, а утреня начиналась рано, еще задолго до зари. Темно въ храмѣ. Только мерцаютъ лампадки передъ иконами. Стоящія на клиросѣ дѣвушки какъ-то замѣтили, что въ алтарѣ то и дѣло вспыхиваетъ свѣтъ. Опасаясь, не загорѣлось ли что въ алтарѣ, кто-то изъ нихъ заглянулъ внутрь алтаря. О. Митрофанъ стоялъ у жертвенника. Онъ былъ виденъ въ профиль. Рука его, державшая копіе, двигалась отъ просфоры къ дискосу, вынимая частичку, О. Митрофанъ произносилъ имя поминаемаго и при каждомъ движеніи руки изо рта его вылетало пламя, свѣтъ котораго освѣщалъ алтарь и былъ виденъ стоящимъ на клиросѣ дѣвушкамъ. Это чудо Божіе!»
Не миновать было, конечно, О. Митрофану репрессій, тѣмъ болѣе, что онъ былъ большой противникъ обновленчеству. Исполняя благословленное Оптинскими Старцами послушаніе, О. Митрофанъ стремился продолжать регулярное служеніе молебновъ «надъ имущими духа недуга», т. е. одержимыми, и многимъ изливалось изцѣленіе. Образовалась община глубоко вѣрующихъ, общая трапеза, за которой читались житія святыхъ и мучениковъ. Ему было предувѣдомленіе въ связи со Свят. Иннокентіемъ Иркутскимъ, Просвѣтителемъ Сибири, т. е. дорога въ Сибирь. «Зоветъ меня къ себѣ онъ», — говорилъ О. Митрофанъ.
О совѣтской власти говорилъ, что она послана народу и Церкви въ наказаніе: «что заслужили, то и примите съ покорностью». Въ октябрѣ 1929 года онъ былъ арестованъ ГПУ. Былъ судъ и его осудили на 5 лѣтъ ссылки въ отдаленныя мѣстности Сибири. И сбылось предчувствіе его — въ Восточную Сибирь! Ѣхали долго и такъ утомительно, что О. Митрофанъ не выдержалъ и, заболѣвъ, продиктовалъ телеграмму: «Протоіерей Митрофанъ Бучневъ скончался сего дня». Такъ оно и случилось сразу послѣ этихъ словъ. Это было 22-го Марта 1930 года (9-го по ст. ст., на 40 Мучениковъ). Его похоронили на берегу рѣки Ангары
. (Блаженная Ѳеоктиста Михайловна, Воронежская Христа ради юродива)

Хороший, значится, был поп Митрофан. В Воронеже-городе слово божие, наверняка, распространял, большевиков треклятых крестом и анафемой пужал, чем, право слово, заслужил канонизацию, мученичество и пожизенный религиозный респект и православную уважуху.
А ведь правильно говорит председатель комиссии Изакар - сегодня мы имеем дело с тотальным незнанием истории своей страны. Митрофан Бучнев, собачий нос, еще ту благотворительную общину создал

Безбожник, №6, 1930

Поделиться