Методика подготовки экскурсии. Методика подготовки и проведения экскурсий Подбор тем для проведения экскурсий

Учебная экскурсия в природу - сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  • 1. Подготовка к ней учителя и учащихся
  • 2. Проведение экскурсии
  • 3. Оформление полученного материала

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

  • 1. Формулировку цели и задачи экскурсии
  • 2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
  • 3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
  • 4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
  • 5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем .

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:

  • 1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся
  • 2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
  • 3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся).

В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.

Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки .

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. Так Лярский П.А. в число таких требований включает:

  • 1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
  • 2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
  • 3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов - индивидуальных и всей бригады (звена) .

Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа - общество - природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению .

Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально - групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и организации учебной краеведческой экскурсии. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии - это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер .

Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.

Задания могут быть следующие:

Задание №1

  • 1. В каком направлении местность от тебя открытая, в каком закрытая?
  • 2. В каком направлении от тебя находится школа?

Задание №2

  • 1. Какие формы поверхности различаются на земном шаре?
  • 2. На какой форме поверхности расположен район?
  • 3. Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: холмистой или плоской?
  • 4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой равнины?

Задание №3

1. Какими породами сложена данная равнина?

Задание №4

1. Определить на глаз расстояние до отдельно растущего дерева и проверить себя, измерив его расстояние шагами или рулеткой.

Задание №5

  • 1. В каком направлении течёт река в районе экскурсии?
  • 2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы находимся?

Задание №6

1. Измерить высоту холма (склона) самодельным нивелиром.

Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть работ, например, измеряет высоту холма, другая - измеряет ширину и глубину речки с моста, третья - определяет скорость поверхностного течения. Затем группы меняются местами, и таким образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии .

В плане экскурсии следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.

а) Определить тему и цель экскурсии.

б) Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).

в) Предварительная экскурсия учителя (воспитателя) по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).

Объекты.

Схема составления плана-маршрута экскурсии.

г) Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.

д) Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.

Учащиеся разбиваются на звенья, учитель (воспитатель) назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.

е) Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см.ниже образец).

д) Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т.д.

2. Методика проведения экскурсии.

А). Вводная беседа – включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:

Отличительные особенности времени года, погоды;

Состояние растительности;

Характеристика местности.

Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.

Б). Основная часть экскурсии – работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдение и их запись, 2) сбор растений.

Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.

В). Подведение итогов.

Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель (воспитатель) дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.

Задача учителя (воспитателя) – подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.

2.Обработка материалов экскурсии.

Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.

Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.

Правила гербаризации растений:

1 .Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития, наилучшая фаза развития растения для сбора-- - фаза цветения.

2 .Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.

3. Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.

4 .Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.

5 .У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.

6. Наилучшее время сбора – сухая, ясная погода.

7. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:

* номер растения;

* название растения (русское или латинское);

* название семейства;

* местонахождение (географический пункт);

* местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);

* дата сбора;

* фамилия собравшего.

Правила сушки растений:

1 .Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывести его в хорошо проветриваемое помещение.

2 .Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.

3. Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.

4. При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка еладется на пол, а на нее накладывается груз 15-20 кг.

5 .Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.

6 .Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.

7 .При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть

8. Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.

Слово «экскурсия» произошло от латинского слова «excursio» - поездка, в русском языке оно появилось в XIX веке. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона. Экскурсия в современном понимании - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Сущность экскурсии можно определить так: экскурсия -- сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. Функция в переводе с латинского означает: исполнение, круг деятельности, обязанность, роль. Функционировать - значит действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главное свойство. Диапазон достаточно широк. Почти в каждой экскурсии присутствуют познавательные, образовательные, информационные, воспитательные функции, функции научной пропаганды, организации культурного досуга и формирования интересов, расширение культурного кругозора и др.

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения - от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствием хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

а) у автобусных - показ объектов при замедленном движении автобуса, показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него, показ объектов с выходом экскурсантов из него;

б) у музейных - знакомство материалами, расположенными на стендах;

в) у производственных - демонстрация действующих объектов.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином "гидизм". "Гидизм"" следует рассматривать как отрицательное явление, как результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в информационном обеспечении туристов.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснения, помогает экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, в процессе экскурсии экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения экскурсантов, а сообщаемые сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.

Классификация экскурсий

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристических услуг. В настоящее время экскурсии классифицируются по:

2. Составу и количеству участников

3. Месту проведения

4. Способу передвижения

5. Продолжительности

6. Форме проведения

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

Обзорные экскурсии еще называют многоплановыми. В них используется исторический или современный материал. Строиться такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменитых событий и т.д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, стране в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. В отличии от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде по своей структуре. В тоже время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в истории развитии, которые присущи определенному городу или стране. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей и поэтов и т.д.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой. Если экскурсия на архитектурную тему, то предметом показа могут быть старинные архитектурные сооружения, ансамбли.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, архитектурно-градостроительные.

2. По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых, студентов, школьников, пенсионеров и т.д. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание экскурсий, методику и технику их проведения, а также их продолжительность.

3. По месту проведения экскурсии могут быть: городские, загородные, производственные, музейные.

По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

По продолжительности экскурсии бывают от одного академического часа (45 мин.) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 2 дней) часто называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено нескольких экскурсий разной продолжительности.

6. По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие виды: экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха. Проводятся в лесу, в парке, в горах и.т.д. Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения.

Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификаций. Экскурсия учебная является формой обучения и повышения квалификаций экскурсионных работников.

Городская обзорная экскурсия представляет наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время (обычно три часа) получить общее представление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития и т.д. Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных - сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие.

При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства. Определение тематике - один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определенные трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающий различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной темы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии в единое целое.

Структура городской обзорной экскурсии обычно начинается с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и ответы на вопросы. Городская обзорная экскурсия - экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими приемами ее проведения. При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Городские обзорные экскурсии - самые посещаемые и в структуре экскурсионного обслуживания занимают большой удельный вес. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории.

Экскурсии на исторические темы - из тематических экскурсий представляют наиболее многочисленную группу.

В тексте и методической разработке экскурсий на исторические темы должна быть отражена историческая эпоха путем краткой характеристики социально-экономических формаций, производительных сил и отношений, правильно освещены такие вопросы, как роль личности в истории, исторические события и явления в их причинно-следственной связи. Объектами исторических экскурсий могут быть памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни страны, деятельностью исторических личностей и т.д.

В каждой исторической экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности. Экскурсовод обязан освещать исторические факты и события с позиций новейших достижений науки, делать экскурсию актуальной и современной.

Литературные экскурсии - обогащают человека духовно, доставляют ему эстетическое наслаждение. По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными и по литературным заповедникам. Литературная экскурсия создается в том случае, если в городе достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. В этом случае необходимо обращаться к справочникам, архивным материалам.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ памятников имеет свои особенности: важно раскрыть существенные стороны творчества писателя, т.е. показ памятника следует вести только в литературном плане. Объектами для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работали писатели, издавались их произведения. Экскурсовод должен так показать эти памятные места, чтоб экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. При этом нельзя обойтись без наглядного материала, в частности фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, сыгравших в его жизни определенную роль, иллюстрации к произведениям писателя.

Искусствоведческие экскурсии - в основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Они знакомят с произведениями изобразительного искусства, делятся на экскурсии с показом произведений живописи и т. д. Экскурсии с показом произведений живописи проводятся по картинным галереям и историко-художественным музеям. Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь все важно: и правильное расположение группы и положение экскурсовода, и отточенность и четкость его жестов.

Экскурсионные группы создаются с учетом возрастных особенностей экскурсантов - для детей, молодежи и т.д. Экскурсии для детей школьного возраста делятся на две группы - школьные и внешкольные. Школьные экскурсии носят учебный характер, проводятся с целью углубленного изучения школьной программы. Внешкольные экскурсии организуются экскурсионными учреждениями и направлены на расширение кругозора детей и подростков. При показе объектов для школьной аудитории не следует давать искусствоведческий анализ и рассказать об особенностях стиля памятника, но необходимо подчеркнуть его красоту и величие. В экскурсиях для детей обязательно используются наглядные пособия. Они должны быть четкими, большого размера аккуратно оформлены. В ходе экскурсии предусматривается отдых, во время которого проводятся игры, викторины, исполняются песни. Экскурсии для детей выполняют не только познавательную, но и воспитательную функцию, причем воспитательных элементов в этих экскурсиях должно быть больше, чем в любых других. Особое значение имеют элементы ритуала: возложение цветов, минута молчания. При подготовке экскурсии для молодежи большое значение имеет вопрос об объеме экскурсионного материала. По объему этот материал должен быть меньше, чем для взрослых, но более живой, интересный, с элементами романтики. В экскурсиях необходимо использовать большое количество иллюстраций, выдержек из исторических документов и произведений художественной литературы.

Экскурсионный материал

Средствами, формами и методами экскурсионной деятельности экскурсоводы информируют, просвещают, помогают людям на практике удовлетворить их насущные потребности в знаниях. Структурными компонентами экскурсий являются: экскурсовод - экскурсионный объект -экскурсант. Проведение экскурсий не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и их донесению до экскурсантов, а предполагает их слияние с имеющимися у экскурсантов знаниями, с их собственным жизненным опытом, формированием у них определенных убеждений. Преимущество и сила методики экскурсионного воздействия заключатся в том, что полученная экскурсантами во время экскурсии информация в процессе усвоения корректируется, становится их собственностью.

Существует много различных видов информации: политическая, научная, художественная, техническая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека. Если информация национально окрашена - она может воздействовать на сознание человека более эффективно. Широкое использование примеров ораторского мастерства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяют усилить смысловое содержание информации. «Живое слово» является более оперативным путем донесения до экскурсантов фактов, комментариев, сообщений.

Работа экскурсовода также тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Это взаимодействие и определяет специфику методики деятельности. Изучение мотивов посещения людьми экскурсий позволяет полнее использовать потенциальные возможности экскурсовода. Исследования показывают, что чем выше заинтересованность экскурсанта, тем активнее он воспринимает информацию. Использование в экскурсиях неизвестной, но интересующей человека информации повышает к ней интерес. Непосредственное общение с экскурсантами, прямой контакт, возможность оценки реакции в общении с ними, квалифицированная подача материала, а также создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности - непременные условия успеха проведения экскурсии.

Другим условием эффективности экскурсии является достоверность информации. Любое искажение правды травмирует людей, приводит к утрате доверия, поэтому при подготовке и проведении экскурсии необходимо опираться на достоверность источников получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения. Таким образом, экскурсия одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Каждая экскурсия имеет свою четко определенную тему на основе существующей классификации экскурсий. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Тема тесно связана с целью экскурсии. Цель - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного осознания определенной тематики экскурсий. Тема экскурсии задается изначально, а к идее, как к общему главному выводу, автор экскурсии должны постепенно подвести экскурсантов путем активного побуждения у них восприятия действия, необходимо заставить каждого из них стать как бы участником события и самому осмыслить идею. В данном случае задача осознания экскурсантами идеи подчинена развитию действия.

Одной из специфических особенностей экскурсии являются зрительная и документальная основы. Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами - в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсий. Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала.

Вступление состоит из двух частей: организационной (представление экскурсовода, водителя - в автобусной экскурсии; фирмы, от которой экскурсия проводится; краткого инструктажа экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяженности и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени вступление рассчитано на 5-7 минут.

Основная часть экскурсии предполагает основное действие во время проведения экскурсии, поэтому она должна содержать введение в тему, завязку, развитие (нарастание) действия, кульминацию и развязку. Введение в тему - это ввод в действие, краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях. Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственно начало действия. Введение в тему и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Основная часть строиться на конкретных экскурсионных объектах, на сочетаниях показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, объединенных темой. Количество подтем экскурсий в среднем составляет от 5 до 12. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определенной дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной полтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определенным путем.

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал необходимо подбирать с учетом развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми « мостиками » (логическими переходами) с предыдущим и последующим.

Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке. Не следует идти от эмоционально сильного построения подтем и показ более значимых объектов к менее значимым. В развитии действия надо стремиться к соучастию - это наивысший эмоциональный момент, требующий психологической готовности. Законченность каждой подтемы предлагает законченность композиции каждого отдельного вопроса, каждого эпизода. Развитие действия необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражает идея замысла экскурсии.

Кульминация - это точка, момент наивысшего напряжения фабульного (фабула - это цепь событий, о которых повествует экскурсия) действия. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект. Если исходное событие в завязке и собственный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей экскурсии. Экскурсия же на маршруте должна подготовить экскурсантов к встрече с данным объектом. Кульминацией в экскурсии часто является финал. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как представляет собой наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Особенности технологии, творческий характер работы увеличивают значение монтажа подтем при создании экскурсии. Для того чтобы экскурсия не распалась на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, соответствующий данной экскурсионной теме. Заданный ход не только устанавливает динамику, направление развития сюжета экскурсии, но и является связующим моментом при соединении, т. е. при монтаже отдельных подтем. Удачно подобранные логические переходы в данном случае могут выполнять не только связующую роль, создающую ощущение целостности двух совершенно разных подтем, но и в отдельных случаях несут смысловое значение.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно занимает по времени в среднем 3-5 минут и состоит из двух частей:

1) итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии;

2) информация о других экскурсиях, расширяющих и углубляющих данную тему.

Экскурсия - результат двух важнейших процессов: ее разработки и ее исполнения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Создание экскурсионного продукта - сложный процесс, требующий активного участия менеджеров и экскурсоводов. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от их знаний, компетентности, степени практического опыта, усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов.

Этапы разработки экскурсий:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники проведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуального текста.

14. Прием (сдача) экскурсии на маршруте.

15. Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристкой фирмы.

К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, когда будут подготовлены все необходимые документы.

Таблица 1.1. Документация, необходимая для экскурсионной темы

Название документа

Список литературы по теме

Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии

Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут

Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид объекта, его наименование, событие, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники

Контрольный текст экскурсии

Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой для индивидуальных текстов

Индивидуальные тексты экскурсоводов

Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом, на основе контрольного текста. Дает характеристику объектов и событий. Содержит вступление, основную часть, заключение, логические переходы

Схема (карта) маршрута

На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам

«Портфель» экскурсовода

Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, другие наглядные пособия

Методическая разработка на тему

Рекомендации по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам

Материалы экскурсии

Материалы по теме: рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений

Список экскурсоводов, которые допущены к проведению экскурсии по теме

Этот список пополняется по мере допуска к проведению экскурсии новых экскурсоводов

Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к такой форме и методу приобретения знаний, как экскурсия, а также совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп. Экскурсионная методика - это и умение производить определенную работу в соответствии с утвержденными правилами и требованиями.

Работники туристско-экскурсионных учреждений в своей деятельности должны исходить из того, что методика экскурсионной работы является частной методикой, т.к. она связана лишь с одной из форм распространения информации и знаний. Назначения экскурсионной методики состоит в том, чтобы помочь экскурсантам лучше усвоить содержание экскурсионного материала. Основой экскурсии является показ объектов. При неправильном отборе объектов и неумелом использовании методики показа может быть утеряно главное преимущество экскурсии перед другими формами воспитания - зрительные впечатления. Нельзя успешно провести экскурсию, подготовленную без учета методической оправданности использования конкретных приемов показа и рассказа.

Профессиональное мастерство экскурсовода находит свое выражение в отборе и практическом использовании объектов во время показа их экскурсантам. На экскурсионный показ может быть распространенно толкование, принятое в педагогике по вопросам эффективности и целесообразности демонстрации наглядных пособий. Эффективность демонстрации зависит: от правильного выбора демонстрируемых объектов, от того, что показывается и как показывается, а также от умения преподавателя сочетать свое словесное пояснение с демонстрируемым наглядным объектом.

Педагогическая наука считает целесообразным проводить демонстрацию наглядных пособий при наличии следующих четырех условий:

1. Когда наглядные пособия служат объектами непосредственного изучения и это дает возможность зрителям извлекать необходимые знания об их формах, свойствах и отношениях.

2. Когда наблюдаемый объект в сочетании с личным опытом зрителей помогает объяснить внутренние связи в явлениях, недоступных восприятию в момент наблюдения.

3. Когда демонстрируемый объект служит подтверждением (иллюстрацией) к рассказу.

4. Когда объект наблюдения является отправным пунктом для характеристики тех явлений и связей, которые до этого момента не были известны участникам наблюдения.

Названные условия имеют прямое отношение к экскурсионной практике в части организации показа объектов, их наблюдения, изучения и исследования под руководством экскурсовода. Необходимо иметь в виду, что экскурсионный процесс, его содержание и сама методика преподнесения материала по теме находится в зависимости от объектов. Экскурсоводу важно правильно организовать показ объектов, включенных в маршрут. Ему нужно исходить из того, что каким бы интересным ни был объект, его главная задача - достаточно полно раскрывать зрительно и подтверждать одно из положений темы. Неопытный экскурсовод может так расположить группу для наблюдения объектов, что выдвинутое им положение практически становится недоказуемым. Например, не стоит рассказывать группе об охране природы и показывать природные объекты (рощу, сад, зеленый бульвар) на фоне фабричной трубы, из которой идет густой дым и т.д. Каждый раздел экскурсионной методики имеет свои особенности, свое содержание. Умелое использование экскурсионной методики при наличии хорошего контрольного текста - это один из эффективных путей повышения действенности экскурсионной формы преподнесения информации, что должен учитывать в своей работе каждый методист и экскурсовод.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами, одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно измениться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным. Основные причины этих различий - в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в характере демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объеме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Показ - это процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта. Показ объектов является действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста. Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

Самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;

Ознакомления экскурсантов с экспонатами « портфеля экскурсовода » с целью дополнения зрительного ряда;

Показа под руководством экскурсовода (с применением определенных методических приемов показа).

Условия для показа:

Правильно выбранные точки показа;

Время, сезон, более выгодные для показа;

Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;

Возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приема при показа объекта с разных точек обзора;

Умения и навыки экскурсовода;

Подготовленность экскурсантов к наблюдению объекта.

Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию - слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объекта, и пояснениями экскурсовода.

Рассказ - это условно принятое в экскурсионной деятельности название устной речи экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе (например: объект - историческое событие, с которым он связан; характеристика и анализ объекта; деятельность конкретных исторических лиц).

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи:

1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;

2) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монолога. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам.

Требования к рассказу: тематичность, сюжетность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Экскурсия - это та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и о событиях, с ними связанных. Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приемы показа и рассказа. Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

Особенности показа в экскурсии: Активность осмотра. Целенаправленность изучение объектов - памятников истории и культуры, зданий, сооружений, памятных мест. Логическая последовательность. Показ каждого последующего объекта служит как бы ступенькой в раскрытии темы. Отсюда его строго определенное место в ряде показываемых объектов, в самом маршруте. Опережающая роль осмотра объектов. Показ в экскурсии в подавляющем большинстве случаев, как правило, предшествует рассказу. Зрительные впечатления рассказа служат как бы вступлением к нему.

Особенности рассказа в экскурсии: Зависимость от движения экскурсионной группы. Рассказ в экскурсии всегда подчинен ритму движения экскурсионной группы, маршруту этого движения. Поэтому текст, подготовленный для пешеходной экскурсии, не может быть использован на автобусной и наоборот. Подчиненность показу. Рассказ связан с объектами, расположенными на пути следования группы. Вне объектов нет экскурсионного рассказа, рассказ без показа является нарушением экскурсионного метода сообщения знаний, снижает качество экскурсии. Использование зрительных доказательств. Экскурсант при рассказе должен видеть сам объект или представлять его в реконструкции виде, при помощи материалов « портфеля» экскурсовода. В разных экскурсиях в зависимости от их характера, тематики и т.д. используются различные методические приемы показа и рассказа.

Показ и его основные приемы.

Предварительный осмотр. Используется, когда экскурсанты находятся у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет памятник. Он как бы приглашает экскурсантов быстро окинуть взглядом объект, познакомиться с его общим видом, выявить наиболее запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятник впервые, прием предварительного осмотра дает возможность совместить свое представление о памятнике, составленное на основе изображений его иллюстрациях в книгах или на открытках, с тем, что он наблюдает перед собой в данный момент. Предварительный осмотр даже в тех случаях, когда это природный объект, занимающий значительную площадь, продолжается не более полутора-двух минут. Перед его началом экскурсантам могут быть даны советы, которые направят их внимание на те или иные детали объекта.

Экскурсионный анализ. Дается анализ того объекта, который экскурсант видит перед собой в данный момент путем мысленного расчленения его на образующие элементы и изучения свойств. Анализ в экскурсии является одним из наиболее действенных приемов получения познавательных результатов. Существуют различные виды экскурсионного анализа. Среди них можно назвать: искусствоведческий - как прием показа произведений изобразительного искусства и архитектуры; исторический - как прием показа объекта (здания, сооружения), где происходили исторические события; естественнонаучный - как прием показа объектов природы. Одной из задач экскурсионного анализа является выработка у экскурсантов навыков самостоятельного анализа, умения расчленить объект на составные части, выявить наиболее важные признаки и в конечном счете правильно воспринять его сущность.

Зрительная реконструкция. Используется при показе памятных мест, где проходили военные действия, забастовки, митинг и т.д., а также мест, связанных с жизнью и деятельностью известных писателей, ученых, композиторов, художников. Этот прием может быть широко использован в экскурсиях, в которых ведется показ памятников архитектуры сооружений далекого прошлого. Прием реконструкции, или, как его еще называют прием восстановления, дает возможность мысленно восстановить памятное место, здание, сооружение в его первоначальном виде. Использования реконструкции предлагает наличие у экскурсовода точных знаний об объекте. И не только знания - экскурсовода должен зрительно четко представлять памятник в его первоначальном виде.

Локализация событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, получили ли экскурсанты представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет прием локализации. Он дает возможность ограничить внимание человека, приковав его к данной конкретной территории, именно к тому месту где это событие произошло.

Сравнение. Этот прием построен на сопоставлении различных событий, фактов, предметов или сопоставлении качеств, сторон одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: зрительное, словесное, сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем, но находится, в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии. Этот прием дает возможность экскурсантам конкретно представить, величину объекта.

Рассказ и его основные приемы

Экскурсионная справка. Дается в связи с показом памятника и чаще всего при осмотре дополнительных объектов, когда выход из автобуса для детального ознакомления сними методической разработкой не предусмотрено. В экскурсионной справке излагаются основные данные объекте: его размеры, дата возведения, авторы и др. Экскурсионная справка напоминает по своей форме экскурсионную путевую информацию.

Описание объекта. В сжатой форме дается характеристика объекта, фактический материал основные события, связанные с ним, - несколько подробней. Используется этот прием при показе объекта на остановке из автобуса, без выхода экскурсантов. Время, отведенное на описание объектов на остановке из окна автобуса, без выхода экскурсантов. Время, отведенное на описание объекта, обычно не превышает двух-трех минут.

Объяснение. Представляет собой подробный рассказ об объекте. События, имеющие отношение к объекту, только излагается, но и объясняются. К примеру, рассказ о памятнике в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне экскурсовод, показывая памятник дает его характеристику, говорит о победе над фашизмом, ее значении. Этот прием наиболее часто используется в архитектурно-градостроительных, производственных и природоведческих экскурсиях.

Этапы подготовки экскурсии могут быть представлены следующим образом.

Первый соотносится со сферой деятельности музейного педагога как научного работника, который, готовя экскурсию, должен сформулировать ее название и определить целевую направленность, изучить источники и литературу, сделать необходимые выписки, составить библиографию и картотеку.

На втором этапе выявляется музейная специфика труда специалиста, которому необходимо изучить экспозицию и отобрать объекты показа (как основные, так и дополнительные), познакомиться с научными описаниями и паспортами на отобранные экспонаты, наметить маршрут (с учетом времени показа каждого объекта), определить оптимальные приемы показа, продумать логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная работа находит выражение в тексте экскурсии (его называют индивидуальным, тезисным и пр.). Но помимо него рекомендуется составить еще два методических документа. Первый - это план экскурсии (чаще всего он называется развернутым), в котором в сжатом виде фиксируются цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, демонстрируемые экспонаты, время их показа. Этот план отрабатывается на практике в процессе общения с аудиторией, после чего составляется второй итоговый документ, который получил название методическая разработка экскурсии . Она строится в основном по той же графической схеме, что и первый документ, но уже с подробным перечнем используемых методических приемов.

В последние годы музеи, однако, все чаще отказываются от жесткого способа фиксации результата труда экскурсовода, например, в методической разработке, заменяя ее более свободным способом изложения содержания экскурсии и методики ее проведения. Но так или иначе обычно составляется некий итоговый документ, который утверждается методическим советом. Он становится основой индивидуального творчества для тех, кто занимается проведением экскурсий.

Кто же занимается в музее экскурсионной деятельностью? Кто берет на себя функцию экскурсовода?

В роли экскурсовода, особенно в небольших по штату музеях, часто выступают все сотрудники. Долгие годы в отечественных музеях существовали так называемые нормы экскурсионной нагрузки для хранителей фонда, научных сотрудников различных отделов, методистов и экскурсоводов. Постепенно практика нормирования изжила себя, но экскурсоведение осталось функцией самых разных музейных специалистов.

В крупных музеях одновременно с этим проведением экскурсий занимаются сотрудники экскурсионных отделов (или бюро), для которых эта работа является главной. Таким образом, для определенного круга музейных работников экскурсоведение является основной специальностью.

Наряду с экскурсоводом профессионально занимается экскурсионной деятельностью методист, на должность которого назначается человек, обладающий, как правило, значительным опытом экскурсионной работы. В функции такого специалиста входит определение экскурсионной тематики с учетом специфики музея и запросов аудитории, разработка экскурсий и проведение самых различных мероприятий по их освоению другими сотрудниками: консультации, прослушивания, обмен опытом. Методист собирает и систематизирует всю документацию, связанную с подготовкой экскурсий. Методист, таким образом, - это своеобразный арбитр в области экскурсоведения. А вот А.З. Крейн хотел бы видеть в нем еще и "музейного режиссера", который помогает экскурсоводу в освоении им своей роли - "вести экскурсию так, чтобы выявить себя в ней" (Крейн А.З., 1979, с.171).

Инструкция

Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется , группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.

Если планируется экскурсия по с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и маршрут экскурсионного автобуса, выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации на дорогах.

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.

В то же время помните, что текст должен быть не только информативным, но и не скучным, удерживающим внимание слушателей.

Видео по теме

Полезный совет

Чтобы экскурсия получилась интересной, важно соблюсти баланс между показом объектов и рассказом о них.
Не придерживайтесь «сухого» информативного стиля: вставляйте в свой рассказ истории из жизни знаменитых людей, с именами которых связаны эти места, добавьте немного юмора. Это поможет удержать на себе внимание экскурсионной группы и не дать слушателям заскучать.

Инструкция

Прежде чем брать группу или одного посетителя, подготовьтесь к проведению экскурсии. Недостаточно просто пройтись по этажам здания и посмотреть, что представлено в экспозициях. Почитайте источники, узнайте историю каждого экспоната. Это необходимо для того, чтобы выявить, о чем важнее всего рассказать посетителям. Составьте примерный текст своего повествования, запишите его на листы бумаги или напечатайте на компьютере.

Когда ваша индивидуальная экскурсия будет готова, пройдитесь еще раз по музею, представьте, что вы уже ведете группу и рассказываете людям вашу историю. Не обязательно останавливаться возле каждого экспоната или . Расскажите наиболее интересные . Послушайте сами себя и представьте, что это вы пришли в . Интересно ли вам ?

Когда дело дойдет до настоящей экскурсии, постарайтесь узнать заранее, с какой группой вам предстоит работать. Если это дети или – рассказ может быть менее официальным. Но и заинтересовать такую аудиторию сложнее. Так как чаще всего дети приходят в музеи по инициативе родителей или учителей. Со взрослыми людьми проще, так как они целенаправленно шли в музей услышать вашу историю.

Обязательно поздоровайтесь с группой, представьтесь. Подсказывайте посетителям, как пройти в тот или иной зал. Во время экскурсии будьте готовы к вопросам обо всех экспонатах, так как вы удивитесь, на какие мелочи может обратить внимание любитель искусства. По окончании экскурсии поблагодарите ваших слушателей и пригласите их в ваш музей на другие выставки. Главное в работе экскурсовода – доброжелательность и умение заинтересовать посетителей.

Видео по теме

Полезный совет

Помните, что вы хозяин в этом "доме" и встречаете гостей. Будьте внимательны к своим посетителям, и они ответят вам взаимным вниманием и уважением.

Экскурсовод должен уметь увлечь экскурсантов и на протяжении всего рассказа удерживать их внимание. Этому способствует и личность экскурсовода, и его манера изложения, профессионализм и кругозор, но самое главное - грамотно составленный текст экскурсии.

Поделиться