Методы обучения. Методы и средства обучения

Методы в педагогике. План лекции.1.
2.
3.
Введение: сообщение плана
Основная часть (6 разделов)
Заключение: выводы по
каждому из разделов.

Методы в педагогике. План основной части

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понятие педагогического метода.
Традиционная модель: Метод как система
средств
Общее понятие о педагогической
технологии
Инновационная модель метода
Параметры времени в системе метода
Традиционные методы высшей школы

1. Понятие педагогического метода.

Определение понятия
Отличие от близких категорий –
средство, инструмент, прием
Метод как система: общее
определение.
Метод как элемент системы
педагогического взаимодействия

Метод (от греч. metodos)

способ познания, средство решения
познавательных задач
Способ, инструмент исследования
явлений природы и общественной
жизни,
прием, способ или образ действия;
путь продвижения к истине

Определение: методы обучения

- это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса
задач учебного процесса

Определение: методы обучения

совокупность путей и способов
достижения целей, решения задач
образования

Определение: методы обучения

способ упорядоченной деятельности
субъекта и объекта учебного
процесса, направленный на
достижение поставленных целей
обучения, развития, воспитания.

СИСТЕМНОСТЬ МЕТОДА

метод обучения - это опробованная и
систематически функционирующая
структура деятельности учителей и
учащихся, сознательно реализуемая с
целью осуществления
запрограммированных изменений в
личности учащихся

2. Традиционная модель: Метод как система средств

словесные
методы
методы работы с книгой
наглядные методы
практические методы
методы контроля

словесные методы

рассказ, описание
объяснение, доказательство
беседа
лекция
вводная (организующая);
сообщения новых знаний;
закрепляющая;
контрольно-коррекционная;

МЕТОДЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ

методы работы с
различными типами
литературы
методы формирования
различных способов работы с
литературой

Типы учебной литературы

Учебники
Первоисточники
Историография
Справочники
Словари
Обзоры
Реферативные сборники
Научные труды

СПОСОБЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ

чтение, пересказ, цитирование
конспектирование, выписки
анализ, реферирование
сбор материала по теме
определение концепции, проблемы
сопоставление, постановка вопросов,
формулирование тезисов….

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ЭКСКУРСИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МЕТОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Упражнение (выполнение учебных
заданий)
Лабораторные (моделирование
исследовательской деятельности)
Практической работы (моделирование
продуктивной практики)
Игровые

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
ОБУЧАЮЩИЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ(САМООЦЕНКА)
ПОБУЖДАЮЩИЕ
СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ
ОРГАНИЗУЮЩИЕ
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

3. Общее понятие о педагогической технологии

программирование
учебных
действий от результата
(целевое)
контроль результатов
(система тестов)

Алгоритм педагогической технологии:

Формулировка набора правил
Заучивание правил
Предъявление набора типических ситуаций
применения правил
Получение опыта действия в типических
ситуациях по правилам
Тренировка
Контроль

4. Инновационная модель метода: Метод в системе педагогического взаимодействия

общая логика инновационных
методов: ориентация на развитие
личности
графическое представление модели
анализ внешних элементов метода
характеристика внутренних
элементов метода

личностно-коммуникативные и событийнодеятельностные (как возможность актуализации диалога с
источниками субъективной реальности).

Методы обучения в школе

Слайдов: 15 Слов: 1111 Звуков: 0 Эффектов: 5

Содержание. Определение понятия «метод обучения». Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Классификация методов обучения в высшей школе. Средства обучения. Методы обучения. Термин «метод» от греч. «методос» - путь способ продвижения к истине. Классификация м\о по источнику знаний (словесные, наглядные, практические). Современная классификация м\о в высшей школе. Выделяются 2 группы методов: Методы первой группы делятся на 2 подгруппы: Информационно-развивающие Проблемно-поисковые. Репродуктивные методы: Пересказ учебного материала. Выполнение упражнения по образцу Лабораторная работа по инструкции. - Методы обучения в школе.ppt

Формы и методы обучения

Слайдов: 18 Слов: 1588 Звуков: 0 Эффектов: 0

Понятие методов, приемов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения. Понятие методов обучения. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Понятие приемов обучения. Словесные методы (методы изложения). Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания. Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом. Продолжительность рассказа не более 10-15 мин. в начальных классах, 30-40 мин.- для старших. Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. - Формы и методы обучения.ppt

Технологии и методы обучения

Слайдов: 61 Слов: 3577 Звуков: 0 Эффектов: 0

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ Начальник отдела развития и качества образования к.т.н. Тарануха С.Н. Необходимость использования: Критерий показателя госаккредитации «Методическая работа» «Использование инновационных методов в образовательном процессе». ФГОС ВПО, установивший компетентностный подход, закрепил требование по использованию интерактивных методов в образовательном процессе. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. таким образом, Зависимость технологий обучения от целей образования. - Технологии и методы обучения.ppt

Методы обучения

Слайдов: 18 Слов: 1171 Звуков: 0 Эффектов: 94

Методы обучения. Способы совместной деятельности педагога и учащихся. Классификация методов обучения. Классификация методов по “источнику знаний”. Классификация по возрастанию степени самостоятельности учащихся. Три основные группы методов. Оргдеятельностные методы. Требования к эффективности методов. Словесные методы. Демонстрация. Упражнения. Самостоятельная работа. Методы контроля. Практические методы. Дидактический практикум. Основания для классификации методов обучения. - Методы обучения.ppt

Способы обучения

Слайдов: 46 Слов: 2155 Звуков: 0 Эффектов: 52

Активные формы работы с педагогами. Великое благо. Развитие эмпатии педагогов. Сильные и слабые стороны. Вступление руководителя тренинга. Категория участников. Глоссарий. Методы обучения. Активные и интерактивные методы обучения. Формы интерактивного обучения. Бинарный урок. Выбор метода и формы обучения. Что отличает современный урок от традиционного. Средства обучения. Процесс обучения. Результаты обучения. Камин, доверху набитый дровами. Информация к размышлению. Механизмы организации учебного процесса. Объяснительный способ обучения. Этапы творческого урока. Проблемное обучение. - Способы обучения.ppt

Подходы в образовании

Слайдов: 59 Слов: 2442 Звуков: 0 Эффектов: 18

Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО. Компетентностный подход в образовании. Сущность компетентностного подхода. Усвоение суммы сведений. Компетентностный подход. Знания. Уровень образованности. Компетенция и компетентность. Компетенция. Индивидуально-психологическая особенность. Компетентность. Компетентность образовательная. Образовательные компетенции. Системно-деятельностный подход в образовании. Концептуальные положения. Параметры личностного развития. Социально-профессиональные особенности личности. Сотрудничество педагогов и обучающихся. Развитие происходит в деятельности. - Подходы в образовании.ppt

Дифференциация и индивидуализация обучения

Слайдов: 12 Слов: 1123 Звуков: 0 Эффектов: 164

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: проблемы методологии и технологии. Differentiation and Individualization of Learning Process in Modern High School. Новые смыслы дифференциации и индивидуализации New Philosophy of Differentiation and Individualization. Differentiation of Learning – Part of the Educational Management. Дифференциация как часть образовательного менеджмента. Дифференциация как принцип упорядочения множества Differentiation as a Principle. По уровню актуального развития (IQ, специальные способности). По целям обучения (по конечным задачам, которые будут решать). - Дифференциация и индивидуализация обучения.ppt

Стратегии преподавания

Слайдов: 46 Слов: 1666 Звуков: 0 Эффектов: 84

Стратегии преподавания в новых условиях. Лекция. Понятийный аппарат. Основные понятия. Пассивные стратегии. Способы коммуникации. Формы воплощения. Условия выбора. Экономия времени. Активные стратегии. Совместное обсуждение. Индивидуальные вопросы и комментарии. Повышенный общественный интерес. Возможность предотвращать уклонение от темы. Интерактивные стратегии. Организатор. Работа в группе. Подготовленность к обсуждаемой теме. Расширение ресурсной базы. Стратегии работы с информацией. Системные подходы. Креативные подходы. Подчинение. Позиции сравнения стратегий. Факторы выбора стратегии. - Стратегии преподавания.ppt

Активное обучение

Слайдов: 15 Слов: 410 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология активного обучения. История возникновения. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Взгляды сторонников активности ученика. Сократ (399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Настаивал, что обучение должно научить мыслить. В. А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Дидактические предпосылки. Технология активного обучения включает: В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания. Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения. - Активное обучение.ppt

Методы обучения и воспитания

Слайдов: 33 Слов: 721 Звуков: 0 Эффектов: 2

Методы обучения Методы воспитания Методы исследования. Шесть фигур мышления. Цель – фигура треугольник. Точность – фигура круг. Точка зрения – фигура квадрат. Интерес – фигура сердце. Ценность – фигура бриллиант. Результат – фигура прямоугольник. Методы обучения. Метод (от греч. method – способ, путь к чему-либо) - способ реализации деятельности как системы. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Классификация методов обучения по Бабанскому. - Методы обучения и воспитания.pptx

Индивидуальный образовательный маршрут

Слайдов: 16 Слов: 568 Звуков: 0 Эффектов: 0

Индивидуальный образовательный маршрут. Нормативно-правовые основы организации ИОМ. Организационно-педагогический документ. Гуманитарный и системно-деятельностный подходы. Индивидуальная образовательная траектория. Дифференцированная образовательная программа. Образовательная программа. Принципы проектирования ИОМ. Тьюторское сопровождение. Этапы технологии реализации ИОМ. Организационно-педагогические условия. Содержательная основа ИОМ. Временная структура ИОМ. Формы реализации. Контролирующая структура. Возможные риски и меры профилактики. - Индивидуальный образовательный маршрут.ppt

Формы обучения в ВУЗе

Слайдов: 46 Слов: 879 Звуков: 0 Эффектов: 0

Формы организации обучения в ВУЗе. Лекция. Основная форма организации обучения в ВУЗе. Требования к лекции. Анализ разных точек зрения. Виды лекций. Вводная лекция. Лекция-информация. Обзорная лекция. Проблемная лекция. Лекция-визуализация. Бинарная лекция. Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-конференция. Лекция-консультация. Разнообразие видов говорит о творчестве и мастерстве преподавателей. Функции лекций. Лекция информирует студента о достижениях науки. Лектор разъясняет и объясняет суть теории. Лекция осуществляется через доказательность утверждений лектора. - Формы обучения в ВУЗе.ppt

Исследовательский семинар

Слайдов: 14 Слов: 947 Звуков: 0 Эффектов: 0

Исследовательский семинар. История российской повседневности. Овладение первичными навыками. Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками. Овладение первичными навыками академической работы. Компетенции обучающегося. Жанры исторического письма. История повседневности. Поиски информационных ресурсов. Библиографический поиск. Информационные ресурсы. Исследовательский проект. Составление библиографии. - Исследовательский семинар.ppt

Системный подход

Слайдов: 29 Слов: 2208 Звуков: 0 Эффектов: 0

Системный подход. Основная миссия образования. Достижения «Образования для всех». Доступ к дошкольному образованию. Достижение цели образования. Проблемы качества образования. Показатели. Международные мониторинги. Часть школьников. Качество образования. Текст. Текст уровня второго класса. Влияние плохого качества образования на развитие. Нехватка ресурсов. Непрерывное воспроизведение глобального неравенства. Основные отправные позиции. Неадекватные технические инструменты. Полноценный анализ. Низкий ‘абсолютный’ заданный критерий. Ответ ЮНЕСКО. Исходные условия для КДКОО. Качественная образовательная система. - Системный подход.ppt

Активные методы обучения в начальной школе

Слайдов: 12 Слов: 456 Звуков: 0 Эффектов: 0

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе. Свойства бумаги. Метод. Работа над загадками. Проблемная ситуация. Знакомство со свойствами бумаги. Интерактивная технология. Активный метод. Отношение участника к собственному действию. Особенности. Выход из сложившейся проблемной ситуации. - Активные методы обучения в начальной школе.ppt

Активные формы обучения

Слайдов: 13 Слов: 405 Звуков: 0 Эффектов: 0

Активные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Цели: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника. Задачи: - освоение знаний о здоровом образе жизни; - возможные причины возникновения опасных ситуаций различного характера; меры и правила безопасности; правила поведения в опасной ситуации; использование средств спасения. Формы работы, повышающие уровень активности обучения. Нетрадиционные формы проведения уроков (деловая игра, соревнование, семинар, экскурсия, интегрированный урок); Нетрадиционные формы учебных занятий (интегрированные, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные, творческие мастерские и др.); Игровые формы; Диалогическое взаимодействие; Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.). - Активные формы обучения.ppsx

Интерактивное обучение

Слайдов: 31 Слов: 1293 Звуков: 0 Эффектов: 0

Инновационные технологии в профессиональном образовании. Классификация инновационных технологий обучения. Обучение, основывающееся на психологии. Интерактивный метод. Пассивный метод обучения. Активный метод обучения. Интерактивный метод обучения. Интерактивные технологии обучения. Роль педагога в реализации интерактивного метода. Классификация интерактивных технологий. Неимитационные технологии. Имитационные технологии. Формы интерактивного обучения. Проблемная лекция. Семинар - диспут. Учебная дискуссия. Мозговой штурм. Дидактическая игра. Формы работы. Стажировка. Технологии проектного обучения. - Интерактивное обучение.ppt

Активные методы обучения

Слайдов: 14 Слов: 1374 Звуков: 0 Эффектов: 0

Активные методы обучения. Признаки методов активного обучения. Признаки методов активного обучения Проблемность. Взаимообучение. Индивидуализация. Исследование изучаемых проблем и явлений. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Мотивация. Творческий характер учебно-познавательной деятельности. Состязательность, игровой характер проведения занятий. Эмоциональное воздействие. Классификация методов активного обучения в ВУЗе (А.М.Смолкин). Неимитационные. Имитационные. Игровые. Неигровые. Активные методы обучения: лекции и доклады. - Активные методы обучения.ppt

Интерактивные формы обучения

Слайдов: 17 Слов: 680 Звуков: 0 Эффектов: 0

Методика использования интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Основные принципы интерактивной стратегии. Виды интерактивных методов обучения. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии. Какие ассоциации у Вас вызывает слово «Игра». Игра (в образовании). Собственное определение понятия «Игра». Потенциал игровых подходов в преподавании. Задачи учебных игр. Опасности и трудности. Элементы и характеристики игры. Классификация игр. - Интерактивные формы обучения.ppt

Личностно-ориентированные технологии обучения

Слайдов: 29 Слов: 3219 Звуков: 0 Эффектов: 101

Семинар. Знакомство с сущностью личностно ориентированной технологии. Метод «Ассоциации». Роль психолого-педагогической диагностики. Разработка системы знаний. Личностно-ориентированные технологии. Технология ЛОРО. Технология полного усвоения знаний. Технология разноуровневого обучения. Технология коллективного взаимообучения. Преимущества КСО. Технология модульного обучения. Модуль обучения. Принципы учебного процесса. Результаты психолого-педагогического обследования. Планирование и технология проведения. Схема комплексного анализа урока. Обобщенный механизм технологии обучения. - Личностно-ориентированные технологии обучения.ppt

Традиционное и личностно-ориентированное обучение

Слайдов: 64 Слов: 1564 Звуков: 0 Эффектов: 53

Организация учебно-воспитательного процесса. План проведения педсовета. Факторы, определяющие систему УВП. Педагогические концепции. Черты современного массового человека. Становление образа человека. Тенденции современного общества. Образование. Становление человека. Тенденции развития современных теоретических основ педагогики. Отношение к ученику. Результаты исследований психологических механизмов развития личности. Положительные аспекты традиционного обучения. Основные образовательные процессы традиционного обучения. Основные образовательные процессы ЛОО обучения. - Традиционное и личностно-ориентированное обучение.ppt

Модульная система обучения

Слайдов: 14 Слов: 411 Звуков: 0 Эффектов: 82

Страшная опасность. Понятие «модуль». Состав модуля. Отличия модульного обучения. Цель модульного обучения. Исходные научные идеи. Последовательность действий учителя. Технологическая карта. Создание модульной программы. Частные дидактические цели. Последовательность действий учителя при составлении модуля. Форма учебного элемента. - Модульная система обучения.ppt

Модульное обучение в школе

Слайдов: 17 Слов: 644 Звуков: 0 Эффектов: 0

Модульное обучение в начальной школе. Исследование и открытие метода. Развитие учебного процесса. Модуль. МО – самостоятельная дидактическая система. Основные принципы модульной технологии П.Я. Юцявичене. Традиционная система обучения. Отличие модульной системы Т.И. Шамова. Алгоритм составления модуля. Достоинства МО. Цели и задачи работы группы. План работы. Формы и методы работы. - Модульное обучение в школе.ppt

Разноуровневое обучение

Слайдов: 33 Слов: 2958 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология разноуровневого обучения. Разноуровневое обучение. Активность. Соответствующий уровень. Психолого-педагогическая диагностика. Научные идеи. Результаты тестирования. Индивидуальность каждого ученика. Разделение учащихся. Необходимость проектирования целей. Принципы технологии. Создание педагогических условий. Работа с учащимися. Действия учителя и учащихся. Подготовка учебного материала. Методика уровневого обучения. Ученики. Факт. Объём материала. Уровень обязательной подготовки. Успех в обучении. Разноуровневый подход. Уроки закрепления и обобщения. Формы работы. - Разноуровневое обучение.pptx

Программируемое обучение

Слайдов: 27 Слов: 795 Звуков: 0 Эффектов: 2

Программируемое обучение. Обучение считается плохо управляемым. Усредненный общий темп изучения материала. Незнание учителем хода усвоения учащимися сообщаемых знаний. Затрудненность самостоятельной работы учащихся. Возникновение программированного обучения. Оптимизация выстраивания и управления образовательным процессом. Создать оптимальную среду для изучения математики. Основные формы программирования обучения. Линейная программа. Характеристика линейной программы. Вопросы или пробелы. Рамки программы. Разветвленная программа. Ответ. Уяснение причины. Цель разветвленного алгоритма. - Программируемое обучение.ppt

Дифференцированное обучение

Слайдов: 21 Слов: 893 Звуков: 0 Эффектов: 0

Китайская притча. Технология дифференцированного обучения. Структура педагогической технологии. Критерии технологичности. История вопроса. Цели дифференцированного обучения. Понятие дифференциации. Дифференцированное обучение. Виды внутриклассной дифференциации. Система совместной деятельности учителя и учащегося. Этапы организации дифференцированного обучения. Критерии. Особенности групп. Учащиеся с пониженной обучаемостью. Направления дифференциации обучения. Дифференциация учебных заданий. Технологическая схема. Исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей. - Дифференцированное обучение.ppt

Технология педагогических мастерских

Слайдов: 14 Слов: 395 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология педагогических мастерских. Сущность технологии. Принципы построения мастерских. Этапы мастерских. Индукция. Самоконструкция. Социоконструкция. Социализация. Разрыв. Анализ успеха. Дорогая техника. Ограничения на применение технологии. Недостаточная готовность. Ограничения не являются непреодолимыми. - Технология педагогических мастерских.ppt

Интерактивные методы обучения

Слайдов: 12 Слов: 355 Звуков: 0 Эффектов: 0

Интерактивные методы обучения. Деятельностный метод. Слово «интерактив» (англ.). Интерактивное обучение – обучение через опыт. Переживания участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация) Осмысление полученного опыта Обобщение Применение на практике. Решает три главные задачи: Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Основные особенности интерактива: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Мозговой штурм Два, четыре – вместе Мозаика Микрофон Аквариум Живая линия Большой круг Кто больше? - Интерактивные методы обучения.ppt

Личностно-ориентированное обучение

Слайдов: 16 Слов: 583 Звуков: 0 Эффектов: 7

Личностно-ориентированное обучение. Целью российского образования в настоящее время. Задача школы. Личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъктивно-личностный. Особенность личностно-ориентированного подхода. Образовательный процесс должен быть направлен на. Усвоение знаний. Развитие познавательных сил. Способы усвоения и процессы мышления. Развитие творческих способностей. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Технология индивидуального обучения Коллективный способ обучения. - Личностно-ориентированное обучение.ppt

Личностно-ориентированные технологии

Слайдов: 19 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основные концептуальные идеи технологии личностно-ориентированного воспитания. Тенденции развития современных основ педагогики: Система отношений «педагог-ребенок». Концептуальные положения. 1. Центр концепции - Человек. 2. Переход в сферу субъект- субъектных отношений. 3.Создание условий для раскрытия личностного потенциала. 4. Самовоспитание. Ценности личностно-ориентированного воспитания. Человек. Культура. Творчество. Модель личностно-ориентированного воспитания. Развитие личности. Учет особенностей. Выделение групп. Однородные группы. Ребенок- уникальная индивидуальность. - Личностно-ориентированные технологии.ppt

Модульное обучение

Слайдов: 33 Слов: 1337 Звуков: 0 Эффектов: 0

Организация модульного обучения. Программа проекта. Задачи: Программа. Состав группы. Особенности модульного обучения (МО). Отличительные черты МО. Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах. Формы общения учителя с учащимися меняются. Отношения становятся более паритетными. Задачи МО. Развитие интеллекта, памяти и речи учащихся. Формирование коммуникативных навыков. Формирование навыков самопознания на основе рефлексии. Теоретические основы МО. Деятельностный подход к обучению (исследования А.Н.Леонтьева). Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский). - Модульное обучение.ppt

Технология модульного обучения

Слайдов: 17 Слов: 1032 Звуков: 0 Эффектов: 0

Модульная технология обучения. Понятие педагогической технологии. Важность модульного обучения. Модульное обучение. Сущность модульного обучения. Направления реализации модульного обучения. Поуровневая дифференциация обучения. Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. Организация индивидуального контроля. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. Разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Требование к модульному обучению. Основы технологии модульного обучения. - Технология модульного обучения.ppt

Педагогическая мастерская

Слайдов: 14 Слов: 921 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования. Что такое педагогическая мастерская? Проблемное поле педагогической мастерской. Педагогическая мастерская как творческий процесс. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей творческого процесса (рефлексия). Педагогическая мастерская - форма самосознания (рефлексия). Рефлексия. В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Педагогическая мастерская как озарение. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. - Педагогическая мастерская.ppt

Самостоятельная работа на уроке

Слайдов: 68 Слов: 1952 Звуков: 0 Эффектов: 41

Требования к самостоятельной работе. Наличие конкретной цели. Наличие конкретного задания. Чёткая форма выражения результата ср. Определение формы проверки ср. Обязательность выполнения ср каждым учеником, получившим задание. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения ср. Пять групп. Анкета для учащихся. Наши учителя при обучении применяют принципы управления. Таблица для сбора данных, характеризующих постановку самостоятельной работы на уроке. Была ли на уроке самостоятельная работа? -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы и формы обучения

XXI век - век глобализации, информатизации, высоких технологий и открытого общества. Цель: подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий

« Обучение должно быть построено таким образом, чтобы в его процессе учащийся, получая знания удивлялся и восхищался мудростью тех, кто принёс людям эти знания, чтобы он по существу оценивал смысл и значение приобретаемых знаний». Л.Д.Кудрявцев

Устный счёт Работа в группах Исследовательская работа Индивидуальные самостоятельные и домашние контрольные работы Лабораторные работы Дидактические игры традиционные модели обучения

Устный счёт У стные упражнения важны тем, что они активируют мыслительную деятельность учащегося; при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Как показывает опыт, при умелом использовании устных упражнений они могут играть немаловажную роль в повышении эффекта урока.

Работа в группах и её плюсы Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. В-четвёртых, способствует улучшению психологического климата, в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения

“ Минусы” и трудности организации групповой работы Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех.

Виды групповой работы на уроке Уроки-конференции Урок-КВН Урок-семинар Урок «За круглым столом» Урок –деловая игра Урок «Что? Где? Когда?»

Исследовательская работа Цель - развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит "обмен желаниями". Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности. Эта форма работы - возможный путь вхождения подростка в пространство культуры, при котором он: 1) присваивает нормы и ценности мира взрослых; 2) формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе

Индивидуальные самостоятельные и домашние контрольные работы Самостоятельная работа учащихся –это такая работа, которая выполняется ими по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Дифференцируемый подход Задания в этих работах распределены по трем уровням сложности. Уровень 1 соответствует обязательным программным требованиям; Уровень 2 – среднему уровню сложности; Уровень 3 предназначен для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.

Примеры Вариант 1 (уровень 1) Для заданного закона движения точки S (t) = 3 t – 1 вычислите среднюю скорость на отрезке времени . Вариант 1 (уровень 2) Точка движется прямолинейно по закону S (t) = 3 t + 2. Найдите мгновенную скорость при t = 2. Вариант 1 (уровень 3) Для заданного закона движения точки вычислите, в какой момент времени скорость равна 5.

Лабораторные работы Цель: Экспериментальная проверка основ математики. Например, связь между тригонометрическими функциями одного аргумента. Задача: доказать экспериментально справедливость формул.

Дидактические игры Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье. Математические игры объединяют ученье и игру, труд и отдых.

Применение ИКТ можно выделить ряд преимуществ: повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Например, при выполнении упражнений, тестов ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экран вариантами и при этом, пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, продолжить поиск верного решения позволяет учителю работать с учеником индивидуально (с помощью программы MS Word можно подготовить различные дидактические материалы, предложить ученику найти нужную информацию в сети Интернета)

ИКТ позволяют: эффективно использовать сочетание ИКТ с групповой работой; - применять дифференцированный подход при изучении нового материала; - формировать коммуникативные и учебно-познавательные компетентности учащихся; - развивать вычислительные навыки учащихся, рациональную вычислительную культуру; - формировать навыки само- и взаимоконтроля; - реализовывать межпредметные связи.

ДИСКУССИИ О МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ Модели обучения с применением ИКТ Традиционные модели обучения Оптимальное решение – модель, объединяющая в себе лучшие стороны этих подходов.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы педагогического исследования

План Понятие «Методология педагогического исследования» Классификация методов исследования Теоретические методы Эмпирические методы Математические методы

Понятие «Методология педагогического исследования» Метод (греч. – способ познания) – «путь к чему-либо», способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме. Методология – от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Наличие методологии – признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации. Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

Классификация методов исследования Методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).

Теоретические методы Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ - это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков. Синтез - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Это не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез осуществляется в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляются их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение - это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки, сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами. В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений: - сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения); - сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т.д.); - сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).

Абстрагирование - одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния изучаемого объекта в чистом виде. Этот метод лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане —в абстракции. Например, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т. е. подведение итогов исследования. Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный - от общего к частному выводу.

Конкретизация - это мыслительный процесс, предусматривающий предоставление предмета конкретного выражения. При конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, поскольку этот метод направлен на освещение развития предмета как целостной системы. Сравнение. Как метод педагогического исследования сравнения заключается в сопоставлении полученных результатов исследования с намеченными целями В процессе исследования получены результаты сравнивают не только с целями, но и с с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого явления. Классификация. Задачей ее является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов с присущей для группы признаком.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности. Признаки научной модели: 1) идеальная система, оптимизированная для изучения; 2) адекватно отражает объект исследования; 3) способна замещать моделируемый объект; 4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования. Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

Эмпирические методы К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование и другие. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным наблюдением за ходом педагогического явления практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость, зафиксированная в формах оценок, темпов усвоения учебной информации, объемов усвоенного материала. Сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно. Различают несколько видов наблюдений. Наряду с непосредственным и опосредованным выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Сплошными наблюдениями охватываются процессы в целостном виде от начала и до конца. Дискретные наблюдения представляют собой пунктирную, выборочную фиксацию тех или иных изучаемых явлений, процессов. Наблюдение может быть нейтральным, когда исследователь ведет его, не включаясь в реальную деятельность. Наблюдение с позиции руководителя педагогического процесса предполагает, что исследователь сам участвует в процессе, сочетая практические задачи с исследовательскими. И наконец, включенное наблюдение предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних. К разновидностям научных наблюдений в педагогике также относят открытое и конспиративное наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает скрытое отслеживание действий испытуемых.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы. Основные виды анкет: - открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно); - закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов); - смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа. Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. В зависимости от цели анкетированию могут подвергаться педагоги, учащиеся, их родители, представители ближайшего социального окружения. Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, установки, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами.

Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов. Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.

Математические методы Эти методы применяются в педагогике для обработки полученных методами наблюдения и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми феноменами Сущность математического политических методов заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания.

К методам установления количественных зависимостей относятся регистрация, ранжирование и шкалирование (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Метод регистрации состоит в том, что выявленные при изучении предмета исследования некоторые установленные факты регистрируются: фиксируется определённым образом. Это позволяет накапливать информацию и переводить её в числовые показатели, выявлять не только наличие, но и количество тех или иных явлений, событий, определять их частоту (количество за единицу времени). Например, могут регистрироваться опоздания, пропуски занятий, различные достижения учащихся и педагогов и т.д. При ранжировании рассматриваемые объекты и явления выстраиваются в определённой последовательности, например: наиболее важным присваивается 1-й ранг, менее важным – 2-й и т.д. Данный метод необходим, когда не существует готовой научно обоснованной методики оценивания изучаемого свойства, так как практически всегда можно использовать ранжирование по скорости выполнения заданий, по количеству допущенных ошибок, по частоте ответов и т.д. Шкалирование предполагает «введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). При шкалировании каждому из выявляемых показателей приписывается определённое количество баллов, и на основе этого составляются шкалы оценивания изучаемого явления по каждому оценочному критерию. Как метод познания управляемого объекта шкалирование позволяет формализовать полученные данные, переводя их в числовые показатели, сравнивать их с существующими нормативами и выявлять отклонения, что существенно облегчает обработку больших массивов информации.

Метод вычисления элементарных статистик позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели. К методам статистического выявления связей относятся графопостроение, сравнение элементарных статистик, метод корреляций, факторный анализ и др.

Список используемой литературы Сластенин Виталий Александрович, Исаев Илья Федорович, Шиянов Евгений Николаевич. Педагогика 2007 год, Москва «Академия». В.В. Краевский МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с. http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_2.htm


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Әдіс - грек. зерттеу жолы, оқу Метод – греч. сл. - путь исследования, познание, учение. Метод – способ построения и обоснования знаний, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

3 слайд

Описание слайда:

Оқыту әдістемесі Методика обучения система различных путей и процессов, которые применяются во время занятий и инструктажа для достижения ожидаемой цели с использованием обучающих и учебных средств

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

По признаку источника получения знаний учащимися Словесные объяснение; рассказ; лекция; семинар; вводная беседа; беседа-сообщение; индивидуальная и фронтальная беседа; собеседование; учебная дискуссия; конспектирование; составление плана текста, тезисов; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; звукозапись

6 слайд

Описание слайда:

Наглядные методы рисунок; плакат; макет; схема; графоиллюстрация; динамические модели; слайд; видеофильм; самостоятельные наблюдения; раздаточный материал; демонстрация приборов, опытов, технических установок, компьютерных программ; творческие работы учащихся; ЛПР; графические упражнения; курсовые проекты

7 слайд

Описание слайда:

Классификация методов обучения по ступеням познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; проблемный метод; исследовательский метод; частично-поисковый (эвристический) метод

8 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Объяснительно-иллюстративный Цель: организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материла и обеспечения его успешного восприятия. Экономный способ передачи обобщенного и систематизированного опыта. Преподаватель, сообщая учебную информацию, использует дидактические средства. Учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают информацию, наблюдают за демонстрациями, записывают основные сведения, зарисовывают схемы. Результат: понимание сути явлений, понятий определений, закономерностей, работы механизмов, систем; формирование компетенций использовать полученные знания

9 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Репродуктивный метод Цель: формирование компетенций по использованию и применению полученных знаний. Преподаватель разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует различные инструкции (алгоритмы). Учащиеся овладевают приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладевают алгоритмом практических действий Результат: конкретная деятельность учащихся по заданному алгоритму

10 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Индуктивный Цель: изучение учебного материала последовательно, от частного к общему, от созерцания к научному познанию. Преподаватель разделяет материал на части по сложности, логической последовательности, устанавливает взаимосвязь и делает обобщение. Учащиеся понимают суть структурных составляющих, добиваются глубины познания малого с установлением последующих связей малых частей в целое. Результат: формирование компетенций по умению выводить закономерности синтезировать умозаключения

11 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Дедуктивный Цель: изучение объекта, начиная с общей характеристики, с последующим разделением на составные части, изучаемые отдельно. В конце необходим возврат к обзору целого с целью конкретизации и углубления знаний. Преподаватель дает теоретическое сообщение, объясняет закономерности демонстрации принципов действия. В заключительной фазе рассматривается взаимодействие всех элементов в целом. Учащиеся понимают общее назначение изучаемого объекта, его структуры и назначения отдельных элементов, выясняют принципиальные основы действия отдельных узлов, деталей. Результат: формирование умений разбивать объект на составляющие

12 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Проблемный метод Цель: раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения на известном материале. Преподаватель выявляет и классифицирует проблемы, форм, показывает, как можно их проверить, ставит проблемы в процессе проведения опыта, наблюдений, логического умозаключения. Учащиеся осмысливают и запоминают готовые научные выводы, прослеживают за логикой доказательства, движением мысли, формируются компетенции научного мышления, познания, культуры развертывания познавательных действий. Результат: формирование компетенций понимать суть проблемы и способы ее решения, развитие логического мышления

13 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Эвристический метод Цель: подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем в неизвестной ситуации. Развитие высокой мыслительной активности учащихся, содействие развитию логического мышления, интерес к изучаемому материалу. Опора на имеющиеся у учащихся понятия. Преподаватель ведет учащихся к постановке проблемы путем разделения проблемной задачи на подпроблемы, показывает им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из фактов, строить план проверки фактов; использует эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Учащиеся активно участвуют в эвристической беседе, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения через творческую деятельность. Целостное решение проблемы пока отсутствует. Результат: формирование самостоятельности в определении проблемы, поиска путей решения отдельных элементов, аналитического мышления.

14 слайд

Описание слайда:

Бинарный урок Цели: Изучение предметов на четвертом уровне системности знаний (Ю.А.Самарин). Развитие сотрудничества педагогов. Формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей. Часто эта технология используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных предметов.

15 слайд

Описание слайда:

Взаимоконтроль Цели: Проверка знаний учащихся. Предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам. Снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными. Развитие речи учащихся. Интенсификация опроса. Воспитание Я-концепции.

16 слайд

Описание слайда:

Выступление Цели: Инсценировка проводится с целью развития умений выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по предложенной теме или в какой-нибудь предлагаемой ситуации. Формируются умения анализировать и оценивать выступления, вырабатываются критерии оценки выступающих. Педагогам или другим ведущим сообщается тема, цели и развивается интерес. Назначаются эксперты и секретарь. Дается исходная информация, по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий, по каким показателям и как оценивает выступление. Дается время на подготовку. Каждый готовит свое выступление индивидуально. Каждый может быть вызван. Затем слово дается 4-5 участникам подряд. Выступление длится не более 3 минут. Остальные учащиеся слушают выступающих. После выступления все оценивают выступившего по определенным критериям.

17 слайд

Описание слайда:

Анализ выступлений трехступенчатый. Каждый учащийся проверяет соответствие оценок и распределяет места среди выступающих. Затем по своей инициативе вступает в контакт с соседями. Вносит коррективы в свои оценки. Проводится общегрупповая дискуссия. Анализируется содержание выступлений, конкретизируются позитивные и негативные стороны в манере поведения выступающих. При оценивании учащиеся находят в выступлении положительное. Акцентировать внимание на выискивание неудачных моментов нежелательно. Технический эксперт сообщает о распределении мест. Этого момента может не быть. Распределение мест может проводиться в том случае, когда технология применяется уже длительное время и учащиеся не испытывают страха перед публичными выступлениями. Этот недостаток исчезает, если в оценках присутствуют только положительные моменты. Ведущий подводит итоги и обобщает.

18 слайд

Описание слайда:

Диспут Цели: Развитие логического мышления Я. Формирование умений задавать вопросы. Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке. Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения. Диспут или научная полемика – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). В различных исследованиях установлено, что мышление в спор интенсивно развивается (Д.Болдуин, Э.Риньяно, Ж.Пиаже и др.). Поэтому данная технология должна иметь свое место в педагогическом процессе.

19 слайд

Описание слайда:

Коноп (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов) Цели: Данная технология предназначена для проверки знаний, умений на этапе итогового контроля. Развивает у учащихся менеджерские умения. Может применяться для развития интереса к предмету. Эта технология активного контроля знаний позволяет за 1-2 часа провести устный опрос 25-30 учащихся, способствует развитию логического мышления, быстрой и правильной формулировке ответов на поставленные вопросы, улучшает подготовку к обязательной контрольной работе, защите курсовой работы, сдачи экзаменов. Введение игровых элементов повышает заинтересованность учащихся при опросе, а элементы соревнования стимулируют хорошую подготовку по пройденному материалу.

20 слайд

Описание слайда:

Лекция –беседа Педагог ставит перед учащимся проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но, не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывание и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Преподаватель - ведущий беседы, представление о лекторе здесь исчезает. Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблем. Время выступления педагога зависит от ситуации, он должен избегать ухода в сторону от темы лекции. Данную форму можно использовать в молодежной или небольшой аудиториях, при положительном отношении учащихся к педагогу. Это подход можно использовать при обучении речетворчеству. Поставив задачу, педагог стимулирующими вопросами активизирует учащихся.

21 слайд

Описание слайда:

Конспект-лекция Цели: Развитие у учащихся умений самостоятельной работы. Сокращение времени аудиторной работы. Предоставление возможностей медленно обучающимся ученикам не отставать от общего темпа.

22 слайд

Описание слайда:

Лекция У учащихся тезисы лекций, они ведут записи вопросов к лекциям. Преподаватель оценку ставит за интересный вопрос. Преподаватель при чтении лекции допускает 10 ошибок. Учащиеся должны обнаружить их. Оценку ставят за находчивость. В лекциях пропущены понятия, принципы, устройство, действия. Учащиеся читают текст и правильно вставляют их. Группы учащихся ведут поиск интересного материала к предстоящим лекциям преподавателя. Учащиеся должны отметить в лекции преподавателя интересные моменты. Учащиеся составляют краткие тезисы к лекциям. После лекции преподавателя учащиеся формулируют домашнее задание, темы, вопросы.

23 слайд

Описание слайда:

Лекция-дискуссия Цели: Развитие критического мышления. Активизация процесса принятия материала. Более глубокое понимание изучаемого материала. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляется лектором в зависимости от контингента слушателей. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность слушателей и, что очень важно, позволяет лектору управлять коллективным мнением группы.

24 слайд

Описание слайда:

Магнитофонный опрос Цели: Проверка знаний, умение учащихся. Активизация обучающей функции контроля. Развитие речевых умений (грамотности, точности, понятности, краткости выражения мысли). Стимулирование учащихся совершенствовать речевые умения. Магнитофонный опрос широко практиковался В.Ф.Шаталовым для решения одной из важнейших проблем школы – увеличения времени говорения учащихся на уроке при проверке предметного материала. Магнитофонный опрос имеет и стрессовые стороны. Учащиеся, не подготовленные к его введению, испытывают дискомфорт. Поэтому использование этой формы должно быть тщательно продумано. Начинать его нужно с сильных, уверенных учащихся. Первое время учащиеся отвечают на магнитофон по желанию.

25 слайд

Описание слайда:

Определение понятий Цели: Научить учащихся понимать каждое слово в предложении. Помочь учащимся осознать необходимость более внимательного отношения к каждому слову в предложении. Формирование умений сотрудничать в группе при выполнении учебного задания. Учитель начинает объяснение с того, что понимание слова – это представление (видение, слышание, осязание и т.п.) учащимися образов тех предметов и явлений.

26 слайд

Описание слайда:

Подготовка к экзамену (технология Шаталова-Границкой) Цели: Подготовка к экзамену или зачету посредством воспроизведения всего пройденного материала; развитие функции памяти-воспроизведения, речи учащихся; формирование отношений сотрудничества; позитивной адекватной Я- концепции. Учитель сообщает учащимся, что на следующем уроке (или через несколько уроков) будет предварительная проверка знаний перед экзаменами. Ученики задают учителю вопрос по пройденной теме. Преподаватель отвечает на них. Такая процедура может проходить весь урок. Сообщается ученикам, что к следующему уроку необходимо подготовиться к ответу на несколько вопросов. На следующем уроке 8-10 желающих готовят у доски записи ответов и отвечают перед всем классом на свой вопрос. Отлично ответившие на вопросы могут экзаменовать других по этим вопросам. Каждый ученик может экзаменовать только по тому вопросу, на который он ответил. Экзаменатор сам отвечает другим ученикам по другим вопросам. Таким образом, ученик опрашивает других по тому, что сдал, и сдает то, что еще не сделал. Так каждый ученик должен получить оценку по всем вопросам.

27 слайд

Описание слайда:

На стене вывешивается ведомость, в которой по вертикали расположены фамилии ребят, а по горизонтали - № вопросов. Напротив фамилии экзаменатора под тем вопросом, по которому он принимает зачет, клеточка окрашивается в яркий цвет. Это делается для того, чтобы все видели, кому можно сдавать зачет и по какому вопросу. Сдавший зачет может получить право от учителя принимать зачет у других. Ученики могут принимать зачет не по одному, а по нескольким вопросам. Таким образом, у ребят есть выбор, кому сдавать зачет. Желательно, чтобы каждый ученик был экзаменатором хотя бы по 1 вопросу. В какой-то момент успешный ученик сдает зачет менее успешному. Это имеет большое воспитательное значение для менее успешного. Идет коррекция Я- концепции в позитивную сторону. Отметки «три» и «четыре» в ведомость выставляются карандашом и, если пожелает учащийся, «пять» выставляется фломастером или пастой.

28 слайд

Описание слайда:

Проблемное изучение материала Цели: Активизация мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу. Один из методов активизации деятельности учащихся - подготовка проблем во время лекции. «Проблемный метод» или озадачивание. Сводится он к следующему: педагог ставит перед учащимся проблему. Это можно сделать с помощью 1 вопроса, системы вопросов, касаемых какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.п.). Если учащиеся не могут дать ответ, они ждут объяснения педагога. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков, фотографий и т.п. Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Учащиеся помнят саму реакцию на проблему.

29 слайд

Описание слайда:

Работа над проблемой успешна тогда, когда возникает проблемная ситуация (психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, мыслительная деятельность направлена на решение проблемы). В проблемной ситуации учащегося либо недостаточно знаний, либо он владеет способами действия для решения данной проблемы. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для учащегося, если они не связаны с его жизнью, имеют общий характер. Не возникает проблемная ситуация и тогда, когда у учащегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений. Существуют различные варианты постановки и решения проблемы. Проблему решает педагог Педагог ставит проблему или проблемы, сам их решает, излагает лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Этот подход применяется чаще, чем другие. Ответ самим лектором на поставленный вопрос наиболее приемлем в больших аудиториях, где затруднена обратная связь.

30 слайд

Описание слайда:

Малые группы (альтернативы) Педагог излагает проблему, учащиеся высказываются, фиксируется внимание на двух-трех часто встречаемых подходах к проблеме. Учащимся делятся на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал лекции. Малые группы (ваше решение проблемы). Следующий вариант лекции - с использованием малых групп: формируются малые группы по пять-семь человек. В этих группах выбираются руководители дискуссии. Каждой из групп педагог раздает заранее отпечатанный лист, где описаны проблемы. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения. Если решения проблемы неполные или неправильные, то педагог пытается в своей лекции подробно на них остановиться.

31 слайд

Описание слайда:

Тест с закрытыми ответами Цели: Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания. Формирование мнения учащихся в объективности контроля и достижение большей объективности оценивания. Увеличение числа учащихся, охваченных контролем.

32 слайд

Описание слайда:

Презентация Преподаватель стоит перед учебной группой и предлагает реальные объекты, модели, рабочие приемы и аудиовизуальные средства информации – фильмы, слайды, м/медиа и т.д. Знания передаются наглядно, живо и близко к практике

33 слайд

Описание слайда:

Демонстрация Преподаватель стоит перед учебной группой и демонстрирует, как нужно обращаться с инструментом или обслуживать машину, справляться с определенными ситуациями

34 слайд

Описание слайда:

Исследование Самый главный метод для активизации учащихся. Исследование может быть краткосрочным и долгосрочным.

35 слайд

Описание слайда:

Точка зрения Цель: развитие умений ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. В конце урока за 3-4 мин. преподаватель предлагает учащимся подумать над услышанным во время занятий. Учащиеся должны на карточках или небольшом листке быстро и кратко ответить на вопросы: Что является основным из всего материала, изученного сегодня? - Какую информацию по этому вопросу Вы хотели бы получить дополнительно?

36 слайд

Описание слайда:

Обсуждение проблемных ситуаций Цель: развитие критического мышления, навыков решения проблемной ситуации. Преподаватель выбирает тему, требующую анализа, синтеза, мышления; сообщает учащимся необходимую информацию и данные по некоторой проблемной ситуации, формулирует вопросы; просит учащихся быстро обсудить проблему, используя полученные на уроке знания. Учащиеся, работая в группах (4-5 чел.), обсуждают проблему и отвечают на данные вопросы по данной ситуации, подготовленной преподавателем

37 слайд

Описание слайда:

Письменное задание Цель: развитие навыков самостоятельного выделения главных идей, их анализа, оценки результатов работы в соответствии с предложенными критериями оценки. Преподаватель формулирует и раздает по группам задания по определенной теме. Для выполнения задания требуется: самостоятельно выделить главную идею (факт), о котором идет речь в предложенном материале; дать анализ этого явления (факта), выбирая необходимую информацию из учебника и дополнительной лит-ры. После выполнения задания каждая группа учащихся информирует о результатах. Другие учащиеся слушают, делают критические замечания и оценивают работу с разных точек зрения. Критерии оценки: соответствие содержания мат-ла поставленной задаче; правильное определение главной идеи, фактов и понятий в соответствии с этой идеей; понятность и общая грамотность изложения.

Поделиться