Нарушения письменной речи. Презентация на тему "профилактика нарушений письменной речи" Презентация учителя логопеда коррекция письменной речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Письмо - это сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, т.е. слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.

3 слайд

Описание слайда:

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: ♦ слуховой дифференциации звуков, ♦ правильного их произношения, ♦ языкового анализа и синтеза, ♦ сформированности лексико-грамматической стороны речи, ♦зрительного анализа, ♦пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять.

4 слайд

Описание слайда:

Дисграфия - нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, не связанных ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Нарушение письма – что это? Учитель, беря в руки тетради некоторых учеников, горестно вздыхает, в них творится что-то невообразимое: куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Масса, на ваш взгляд, глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы заставляете переписывать задание по нескольку раз, но толку никакого. Знайте, что в бесконечных двойках и тройках, которыми пестрят его тетради, не виноват.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

таблица поможет учителю: 1. определить причины трудностей в усвоении знаний и формировании навыков грамотного письма; 2. выбрать нужные для устранения трудностей задания и упражнения, предложенные в разработанном курсе «Учись писать грамотно», интегрировать, дополнить и варьировать эти упражнения в работе.

9 слайд

Описание слайда:

Надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии -фонематического восприятия (умение различить на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря соответствующий возрасту, умение правильно пользоваться грамматическими категориями), Звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами дисграфии и дислексиию

10 слайд

Описание слайда:

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

11 слайд

Описание слайда:

Неречевая симптоматика дисграфии. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

12 слайд

Описание слайда:

Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Физический слух. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой композиторов. Речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

13 слайд

Описание слайда:

Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

14 слайд

Описание слайда:

Процесс становления чтения и письма сложен. В нём участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помогает осуществлять артикуляцию, то есть произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука); зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву); двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи)

15 слайд

Описание слайда:

Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за неправильного произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

16 слайд

Описание слайда:

Специфические ошибки при дисграфии. 1. замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит фонетико –фонематическое недоразвитие (умение слышать и различать звуки.) Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т). Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др. 2. Нарушение слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является лексико – грамматические нарушения: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.).

17 слайд

Описание слайда:

3.Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня. Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов. 4.Смешение букв сходных по начертанию- является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.

18 слайд

Описание слайда:

Виды дисграфии 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств устной речи. (ФД) Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

19 слайд

Описание слайда:

Акустическая дисграфия -ФФН проявляется в заменах букв фонетически близких звуков, в нарушении обозначения мягких согласных, это буквы обозначающие свистяшие и щипящие (с-ш,с-ц, з-ж,..), звонкие и глухие (п-б, д-т, г-к. в-ф..), аффрикаты (ч-ть, ч-щ. ц-ть. и др.) а также гласные (о-у, ё-ю, е-и, а-я. о-ё, у-ю, и-ы.

20 слайд

Описание слайда:

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях слоговой структуры слова и предложения. Наиболее сложные является искажения звуко –буквенной состава слова (фонематический анализ). Характерные ошибки: пропуски согласных при стечении (диктант – «дикат», пропуски гласных (санки –снки») перестановки букв (окно- «коно») добавление букв (январь – «янаварь») Пропуски, добавления, перестановки слогов (велосипед- «весипед»,молоток – «мотолок»)

21 слайд

Описание слайда:

Аграмматическая дисграфия (ОНР) (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

22 слайд

Описание слайда:

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов (приставка), суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

23 слайд

Описание слайда:

– обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. В чём выражается? Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками; Наиболее часто смешиваются следующие буквы: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к, о-а, Е-З; - Зеркальное изображение букв отдельных элементов. Оптическая дисграфия

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Рекомендации по коррекции дисграфии у детей. Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия? Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

27 слайд

Описание слайда:

Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минуты работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

28 слайд

Описание слайда:

Пишем вслух". "Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным ло*шка.

29 слайд

Описание слайда:

"Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только). Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

30 слайд

Описание слайда:

Ищем «случайные» ошибки. Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста с помощью карточки- памятки. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей.

Слайд 2

Письменная речь -сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.

Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей. В понятие «письменная речь» входит: Чтение Письмо. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо– владение графическими и орфографическими системами языка для записи. Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Слайд 3

Нарушения письменной речи

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе. Дислексия- проблемы, связанные с процессом овладения навыком чтения.

Слайд 4

Первичная профилактика дислексий и дисграфий

Заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

Слайд 5

Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.

Слайд 6

Вторичная профилактика дислексии

Заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.

Слайд 7

Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком - письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет.

Слайд 8

Вторичная профилактика дисграфий

Заключается в следующем: 1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей: а) с «цепочкой» перии постнатальных вредностей; б) с поздним и аномальным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.


Коррекция аккустической дисграфии Записать только гласные из слова, предложения. Записать только гласные из слова, предложения. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка).


Коррекция нарушений анализа и синтеза Последовательная запись букв из слова по цепочке. Последовательная запись букв из слова по цепочке. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись слога с заданным номером. Запись слога с заданным номером. Последовательная запись слогов. Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Работа со слоговой таблицей. Работа со слоговой таблицей.




Коррекция аграмматической дисграфии Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси». «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси».


Коррекция оптической дисграфии Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу). зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу).


Коррекционные упражнения для детей с ЗПР Буквенные примеры: Буквенные примеры: до + му - у = до + му - у = кар - ар + у + бик = го + рам – ам + ох = Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). п т ф у ляблокоПтица летит.


Литература Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи Козырева Ирина Владимировна ГБОУ школа-интернат № 31

Направления работы: диагностическая работа коррекционно-развивающая работа консультативная работа информационно-просветительская работа

Содержание направлений работы диагностическая работа: - комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР от специалистов разного профиля; - изучение специальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ТНР; - выявление симптоматики речевых нарушений и уровня речевого развития (I – IV уровни ОНР) обучающихся с ТНР; - анализ и обобщение диагностических данных.

К оррекционно-развивающая работа: 1.Развитие фонематического восприятия. 2.Коррекция звукопроизношения. 3.Развитие грамматического строя речи. 4.Развитие связной речи. 5.Профилактика дисграфии (в 1 классе) Коррекция дисграфии (во2-4 классах) 6 .Коррекция дислексии.

учитель-логопед у читель начальных классов

Логопедические приёмы на уроках: Восприятие учащимися текстов не только зрительно, но и на слух. 2. Включение упражнений по развитию речевого слуха. 3. Дифференциация понятий «слог-слово», «буква-звук». 4. Развитие мелкой моторики. 5. Речевые разминки.

Единство требований к учащимся: - всесторонне развивать личность учащегося; -учитывать возрастные особенности детей; -учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал; -осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; -предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок; -широко использовать наглядность, игровые методы и приемы.

у читель начальных классов логопед психолог м едицинская служба

Библиография: 1 . «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой, Москва, «Просвещение», 2011г. 2. «Нарушения письменной речи и их преодоление», И.Н.Садовникова, «КАРО», 2010г. 3. Методические рекомендации по коррекции дисграфии Е.В. Мазановой с приложением рабочих тетрадей для детей, «Гном», 2010г. 4 . «Коррекция нарушений письменной речи», под редакцией Н.Н. Яковлевой, СПб, « Каро », 2009г. 5. Программа коррекционной работы (АООП НОО ТНР)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Совместная работа учителя информатики с учителем начальных классов по адаптации первоклассников с использованием ИКТ»

Как помочь учителю начальных классов освоить компьютерные технологии, рекомендации по созданию презентаций, работа с интерактивной доской....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Поделиться