Неф - это что такое? Значение слова "неф". Неф в архитектуре

Страница 1 из 2

БАЗИЛИКА христианская (от греч. – царский дом, «царский портик») – ранний тип христианского храма, который представляет собой здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы), образующими архитектурное пространство. Средний, или центральный (главный), неф при этом был выше боковых и оканчивался алтарным выступом (апсидой). Вход в храм располагался строго на западе, а на востоке, в апсиде, находился алтарь. Около алтарной части здание пересекалось поперечным нефом-трансептом (или несколькими), что придавало базилике форму креста. Первоначально базилика в Древнем Риме и Римской империи представляла собой здание гражданского общественного назначения (место торговых сделок, судебных заседаний и политических собраний). Базиликами называют не только наиболее важные храмы в Риме, но и другие значительные для истории христианства храмовые постройки. В дальнейшем базилика – широко распространенный тип композиции христианских храмов. После легализации христианства в базилике стали устраивать собрания христиане. Самые распространенные базилики – трехнефные. В боковых нефах иногда располагались хоры (трибуны, эмпоры). В крупных базиликах основному помещению предшествовал атриум (открытый двор с колоннадой по периметру или без нее), в котором иногда размещался фонтан (фиал) для омовения. Пресвитерий, предназначенный для духовенства, занимал апсиду с прилегающим к ней пространством. Во многих базиликах, преимущественно в Западном Средиземноморье, перед апсидой находился поперечный неф (трансепт), образуя крестовидный план восточной части, которая служила для проведения Евхаристической литургии. Интерьеру базилики уделялось первостепенное значение: он украшался мрамором, фресками, настенными и напольными мозаиками; особо подчеркивалась при этом наиболее священная часть храма – алтарь. На наружных фасадах декор практически отсутствует. Массовое строительство базилик началось после подписания Миланского эдикта (313 г.) и официального признания христианства. В V–VII вв. базилика была наиболее распространенной формой церковных построек. В западных областях Византийской империи перекрытие базилик было деревянным. Восточные, в частности сирийские базилики, строились из камня, каменными бывали и перекрытия (для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича или смешанной кладки). Нефы в восточных базиликах разделялись столбами, между которыми перекидывались более широкие арки. Постепенно всё большее значение стили приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке – в Сирии (например, в Эзре и Босре, VI в.), в Малой Азии, в Закавказье строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадратного основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.). Венцом византийского зодчества времени императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) является константинопольская София. В основу здания зодчими был положен план базилики. Центральный неф был перекрыт куполом, который лежал на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, опирающихся на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола опирается с восточной и западной сторон на два полукупола, а с боков его сдерживают мощные контрфорсы, пристроенные к центральным столбам и скрытые от взора продольными аркадами между столбами и боковыми арками. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Содержание статьи

БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.

В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах . В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений.Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.

Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).

Базилика Максенция – Константина

Базилика Максенция – Константина на Римском форуме (306–312) – трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Наружные стены прорезаны ярусами арочных пролетов. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта (1063–1118). Храм был построен в ознаменование морской победы г.Пизы над г.Палермо. В начале 12 в. его расширили и завершили декорировку фасада. Пятинефный собор, план которого представляет собой форму латинского креста, прорезан трансептом. Апсида украшена двухъярусной колоннадой, а также бронзовыми рельефными вратами Сан Раньери, которые ведут в капеллу.

Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

Собор Санта-Мария дель Фьоре

Собор Санта-Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио (1265–1302) и продолжались зодчими Джотто (1267–1337), Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. По размерам собор занимает четвертое место в мире (длина – 153 м, ширина – 38 м, ширина в месте трансепта – 90 м).

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но вновь возобновлена в 1506 при папе Юлии II (1503–1513). По плану Донато Браманте (1444–1514) новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланировать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.

Нина Байор


- (греч. basilike, от basileus царь). 1) у римлян, крытые общественные здания, предназначенные для суда и торговли и служившие, вообще, гражданам местом собрания для совещаний об общественных делах. 2) теперь храм, построенный в виде продолговатого … Словарь иностранных слов русского языка

Базилика. Базиликами в древнем языческом Риме называлисьобщественный здания, предназначенные для суда и торговли, а вхристианский период церкви. Слово Б. латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: отbasileuV, basilikoV царь,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (от греч. basilika царский дом; в Афинах портик, где заседал архонт басилей), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество) частей… … Художественная энциклопедия

Базилика - (Казань,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Сары Садыковой 49, Казань … Каталог отелей

базилика - и, ж. basilique f., лат. basilica <гр. basilke царский дом. Прямоугольное (общественное, культовое и т. д.) здание, разделенное рядами колонн. Византийские базилики. БАС 2. От нечего делать мы бродили по окрестностям, осмотрели три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от греч. basilike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики судебные и… … Большой Энциклопедический словарь

Толковый словарь Ожегова

БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

Мартирий, храм Словарь русских синонимов. базилика сущ., кол во синонимов: 2 мартирий (5) храм … Словарь синонимов

- (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.… … Энциклопедия культурологии

базилика - и устаревающее базилика … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Базилика Сан Марко (набор из 15 открыток) , В набор открыток вошли литографии фрагментов фасада и интерьеров собора, являющиеся частью монументального труда "Базилика Сан Марко в Венеции" редактора и издателя иллюстрированных книг… Категория: Наборы открыток и репродукций Издатель: Печатная слобода, Воскресный день ,
  • Базилика , Монтальбано Уильям , В Риме - новый папа, молодой, энергичный выходец из Латинской Америки, в прошлом - неутомимый борец с наркомафией, "Кокаиновый Кардинал" ... В соборе Святого Петра гибнет священник. Затем… Категория: Триллер Серия: Издатель:
Бази́лика (греч. – царский дом ) – в Риме , согласно Плутарху , являлась общественным зданием для служебных заседаний, торговых операций и т.д. В Афинах название «базилика» было присвоено месту заседания первого архонта - базилея.

Самой древней римской базиликой считается Порциева базилика, построенная ок. 184 до н.э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву базилику (179 до н.э.), Юлиеву базилику (12 н.э.), Ульпиеву базилику (113 н.э.) и Максенциеву базилику (окончена Константином в н.э.).

С распространением христианства по всей территории Римской империи базилика стала одним из мест коллективной молитвы христиан и одним из главных типов христианского храма .

Христианская базилика представляет собой продолговатое здание прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри оно по всей длине украшено колоннами в два или четыре ряда, разделяя внутренне пространство базилики на продольные части – нефы . В раннехристианской базилике чаще встречалось два ряда колонн, и, соответственно, три нефа, средний из которых (главный) включал в себя апсиду , где размещался алтарь ; существовали базилики и с пятью нефами. Внутренние помещения базилики освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы базилики, одной из них была крестообразная базилика, образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе .

Православные храмы такой формы встречаются и поныне, однако базилика более характерна для западной церковной архитектуры.

Литература

  • Н. С. Мовлева. Малый православный толковый словарь. – М.: Рус. яз.–Медиа, 2005, С.34.
Поделиться