Неуспеваемость, как педагогическая проблема. Спряжение глаголов, I и II спряжения глаголов

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

    общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

    частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

    неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

Пути устранения школьной неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

    Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

    Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

    Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле».

Литература

    Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ‑ Издательство: Рассказов А.И., 2002. – 304 с.

    Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. – Изд-во: КАРО, 2008. – 144 с.

    Колисниченко Н.В. Тестовый контроль знаний. ‑ Издательство: РАГС, 2008. – 44 с.

    Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. /Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Рстов н/Д, 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)

    Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. – Издательство: Академия, 2008. – 208 с.

Оборудование: доска, мел, компьютер, ММ-проектор, экран.

Технологии: мини-проект, технология группового обучения.

Учебный проект создается студентами с целью выработки обоснованной авторской системы диагностического комплекса (технологии контроля) по управлению образовательным процессом. По окончании работы демонстрируются фрагменты диагностических комплексов и педагогически обоснованных управленческих решений оптимизации образовательного процесса.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи ‑ решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Технология группового обучения (работа в статических и динамических парах, взаимообмен заданиями, взаимопроверка и контроль и др.). Подобное организационно-методическое решение позволяет детально проработать ситуацию педагогического контроля в малых группах, а также закрепит знания и опыт применения технологии сотрудничества.

В данном случае преподавателю следует выступать в роли куратора. Куратор (от лат. curator) ‑ тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

Вопросы для обсуждения

    Какие методики оценки образовательного процесса наиболее значимы: качественные или количественные? (в сравнении с другими производственными процессами).

    Насколько возможно оценить все (абсолютно все!) компоненты, стороны образовательного процесса при помощи технологий контроля?

    Насколько педагог может предупредить причины неуспеваемости?

    Каков инструментарий коррекционной работы для преодоления неуспеваемости учащихся по вашему предмету?

    Что важнее для человека отметка или оценка на этапах учебной деятельности (в школе), учебно-профессиональной деятельности (в профессиональном учебном заведении), профессиональной деятельности (на производстве)?

    В чем состоит основание мнения, что троечники успешнее на производстве, чем отличники? и т.д.

Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.

Как правило, в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые не проявляют повышенного интереса к тому, насколько успешно ребенок справляется с теми или иными заданиями. Отношение к нему, оценка его как "хорошего" или "плохого" определяется совсем другими критериями — тем, хорошо ли он себя ведет, слушается ли родителей и воспитательницу и т. п.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже, в начале школьного обучения, отношение взрослых к успехам и неудачам ребенка изменяется. "Хорошим" оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.

Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте. Тот же эффект возможен и при завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, начинающих учить его читать и писать в три года и недовольных его недостаточно быстрыми успехами.

Реакция социального окружения, специфичная для хронической неуспешности, — это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога.

В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Таковы основные особенности психологического профиля при этом синдроме.

Естественные следствия высокого уровня тревоги — это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, "как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку", отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.

Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как она все равно не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше (перфекционизм) в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) — это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.

Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической". Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.

Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это — достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка может повышаться уровень тревоги, но по другим причинам.

О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго он сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В психологическом обследовании проявляется подчеркнутая направленность ребенка на точное выполнение требований проверяющего, а также стремление к уходу от непривычных и неоднозначно определенных заданий, которые оцениваются ребенком как особо трудные.

Ане Б. 9 лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет "двоечницей", но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в для умственно отсталых.

Психологическое обследование показало, что у Ани невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена . Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, чего требует школьная программа.

Главная психологическая особенность Ани — очень высокий уровень тревожности, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.

Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, "пропускает мимо ушей" задания и указания учителя.

Нередко причиной первых неудач становится нарушение обучаемости (задержка психического развития), несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка. В дальнейшем на этой основе складывается хроническая неуспешность, и, даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревоги. При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.

В некоторых случаях "слабым звеном", запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали "вундеркиндом", воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.

Возможен вариант, когда повышенный уровень тревоги первоначально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносятся позже и на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный синдром хронической неуспешности, и даже при нормализации семейных отношений тревожность не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.

Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия (что мы видели на примере Ани). Это повышает астенизацию и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.

Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит "тревожная" дезорганизация деятельности (то есть нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). "Тревожную" дезорганизацию следует отличать от исходной несформированности организации действий. Одним из характерных показателей того, что дезорганизация вызвана именно повышением тревоги, является ухудшение результатов при повышении мотивации. На "тревожный" распад деятельности (в отличие от исходно низкого уровня ее организации) указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющиеся в тестах.

Если тревога высока, но выраженные нарушения организации деятельности отсутствуют, то можно говорить лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребенок находится в зоне повышенного риска, а не о сложившемся психологическом синдроме. Хроническая неуспешность — невротизирующий психологический синдром. В ходе его развития к первичной психологической симптоматике очень часто присоединяется невротическая: тики, навязчивые движения и мысли, энурез, нарушения сна и т. п. Иногда (но, разумеется, отнюдь не всегда) появление невротической симптоматики парадоксальным образом способствует преодолению исходного синдрома. Родители, озабоченные болезнью ребенка, перестают уделять столь большое внимание, как раньше, его школьным неудачам. Это изменение реакции социального окружения размыкает порочный круг, поддерживавший хроническую неуспешность. Из категории "неуспевающих" ребенок попадает в категорию "больных".

Другим нередким следствием длительно развивающейся хронической неуспешности является падение учебной мотивации, появление негативного отношения к школе и учению. В этом случае первоначальная высокая социализированность ребенка к концу младшего школьного возраста может смениться асоциальной установкой.

У многих детей постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы и знаменуют собой формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Этот синдром подробно описан ниже.

Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс

В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение "отворачивается" от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая "тяжелый рок". В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он "всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком". В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он "попал в дурную компанию", но вскоре поняли, что никакой компании — ни "дурной", ни хорошей — у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.

Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.

Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.

Тотальный регресс — невротизирующий и психопатизирующий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями в формировании личности.

Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка

Главное, что должны сделать взрослые при таком "диагнозе ", — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще "хвост" накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха — школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности — тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани: имеет ли смысл оставлять ребенка с хронической неуспешностью на второй год или переводить во вспомогательную школу? Ответ на этот вопрос, безусловно, отрицателен. Способности девочки вполне достаточны для того, чтобы усвоить учебный материал. Надо только сделать занятия более живыми и интересными и перестать непрерывно ее ругать, вызывая у нее примерно то состояние, которое возникает у кролика при виде удава. Тогда она, безусловно, сумеет выбраться на уровень "троечницы", что уже вполне неплохо. Оставление же на второй год лишь еще понизит ее уверенность в себе (хотя понижать ее почти некуда), еще углубит хроническую неуспешность.

Тем более не следует отдавать Аню в школу для умственно отсталых (или для детей с задержкой развития). Эти школы предназначены не для детей с резко повышенной тревожностью, а для тех, у кого понижен уровень умственного развития.

У некоторых детей к хронической неуспешности приводит именно нарушение обучаемости. В этом случае специальная школа будет полезна и, возможно, перевода в такую школу окажется достаточно для преодоления возникших трудностей. Но у Ани причина трудностей другая, а значит, и меры должны приниматься другие.

При этом психологическом синдроме мало что можно сделать "домашними средствами". Чрезвычайно желательно направить ребенка на психотерапию. Чаще всего при этом синдроме отношения в семье в целом нарушены настолько серьезно, что бывает нужна семейная психотерапия. Если у ребенка сильно выражена депрессивная симптоматика, то необходима консультация у врача-психиатра.

В любом случае нужно постараться убедить родителей относиться к подростку как можно более терпимо и доброжелательно, понимая, что его состояние не является нормальным с психологической (а возможно, и медицинской) точки зрения.

13.10.2013 15:54:20, Елка45

У моего ребенка нет тотальной неуспешности в учебе. Есть неуспешность по математике. Особое узкое место - устный счет. Причины - тормозит, забывает первое действие, когда делает второе и т.п.. В итоге - 2 и 3 за устный счет, 4 за остальные работы, в итоге твердейшая 3 в четверти. И ребенок оказывается троечником. Очень переживает по этому поводу. Занималась сама до умопомрачения почти, в прошлом году нанимала репетитора, результата практически не было. Что посоветуете, как ему помочь?

МОУ «Мийнальская Средняя Общеобразовательная Школа»

Исследовательская работа на тему:

Выполнил: Мельцов Максим,

ученик пятого класса

п. Мийнала, 2008г.

Введение.

Глава 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны.

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

§2. Типы школьных неудач.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ».

§2. Результаты опроса школьников.

§3. Результаты опроса преподавателей.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Современные дети проводят в школе большую часть своего времени, в школе испытывают первые радости успеха и первые разочарования от неудач. Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям,- но больше всех страдает ребенок.

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания, и неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители и учителя должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его.

К сожалению, большинство детей в школе плохо учится. Для многих из них неуспеваемость предопределена и абсолютна. По статистике, около 40% учащихся средних школ из-за неуспеваемости выбывают до окончания обучения. Детей, которых педагоги согласились «продвигать» из класса в класс больше, чем сообщают официальные данные. Многие специалисты полагают, что школьные неудачи и неуспеваемость – синонимы. Правоту этого мнения мы намерены выяснить в данной работе.

Существует мнение, что в сельских школах неуспеваемость школьников, а, следовательно, неудачи, выше, а качество знаний в целом ниже. В данной работе мы намерены выяснить, что подразумевают средние и старшие школьники, а также преподаватели нашей школы под школьными неудачами. А также выяснить, часто ли школьники Мийнальской школы сталкиваются с неудачами в школе, как к ним относятся и с чем их связывают. На основании полученных данных мы намерены дать практические рекомендации как избежать школьных неудач. Учитывая все вышесказанное, работа кажется нам актуальной.

Программа исследования

Цель исследования – выяснить, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать.

Задачи исследования:

· Собрать теоретическую информацию по теме;

· Опросить учащихся 3-5, 10-11 классов и преподавателей Мийнальской школы;

· Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним.

Объект исследования: учащиеся 3-5, 10-11 классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ».

Методы исследования:

· Анализ и синтез информации;

· Беседа.

Гипотеза исследования:

Часть 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

Толковый словарь Ушакова дает следующее определение неудачи: «Неудача – отсутствие удачи, неуспех». Что такое неуспех для школьника? Как показывают социологические исследования , большинство детей и подростков связывают свои удачи или неудачи с успехами в обучении, поскольку школа – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, а учеба является основной его деятельностью. И именно успех или неуспех в этой деятельности определяет его социальный статус.

Итак, исследователи считают, что для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.

Почему же дети так плохо учатся?

· Одни отстают, потому что боятся. Боятся сделать ошибку, или боятся выступать с ответами пред классом, не говоря уже о больших аудиториях. Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых, чьи безграничные надежды висят над ними подобно туче; а также боятся показаться глупыми.

· Другие – потому что испытывают скуку. Детям скучно, потому что школьные предметы преподаются им серо и обыденно. Преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных требований на широкий спектр ума и способностей школьников, найти к каждому индивидуальный подход;

· Третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Дети сбиты с толку, потому что в обрушивающихся на них в школе словах мало смысла и практического толка. Высказывания нередко противоречат друг другу, и знания, полученные в школе, вряд ли могут что-то добавить к пониманию окружающей их жизни.

· Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Проще говоря, современные школьники не умеют учиться, не могут правильно организовать свое время;

Какие бы результаты ни показывали школьные оценки, совершенно очевидно, что ученики усваивают очень мало из того, чему их учат. Они усваивают, запоминают и используют только то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 7 до 12 лет, к пятнадцатилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит уверенность в том, что он не в состоянии решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся меньше.

Школьные трудности имеют свойство накапливаться. Ребенок, привыкший быть неуспевающим, автоматически переносит свой неуспех с действительно трудного предмета на все остальные.

Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время.

§2. Типы школьных неудач.

Обычно рассматривают 3 основных типа школьных неудач:
1) Знаниевый. Это неуспешность в обучении по школьным программам, то есть хроническая неуспеваемость. При этом типе неудач у школьника отсутствуют прочные знания и учебные навыки.

2) Личностный. Этот тип неудач связан с негативным отношением ребенка к школе в целом, или к отдельным предметам. Большую роль здесь также играют отношения с учителем. Как правило, если ребенку не нравится учитель (или учителю – ребенок), то по этому предмету школьник успевает хуже, чем по остальным, или не успевает вообще.

3) Поведенческий. Этот тип неудачи тесно связан с постоянными нарушениями дисциплины в школе. Вспомним, почти все школьные хулиганы плохо учатся.

Как уже говорилось, школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента. Преобладание того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и развития ученика, а с другой – от причин, которые вызвали неудачу.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

В школе неудачи возникают как в связи с задачами, встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителями и ровесниками.

1. Трудные задания и требования, предъявляемые к ученикам . В процессе школьного обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. В норме, при получении трудного задания, ученик несколько раз прочитывает его, долго анализирует, становится более внимательным и осторожным. В этом случае решение трудной задачи возможно.

Но когда задачи слишком трудны для данного ученика, и его усилия не приводят к цели, ребенок испытывает отчаяние, следствием которого будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности и чувство вины.

Несмотря на одинаковые требования, задачи, предлагаемые ученикам, не являются для них одинаково трудными – вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Это зависит от их способностей, уровня развития и т. д.

Следовательно, при постановке ребенку задач и требований следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям. Слишком легкие задания не вызывают интереса, а слишком трудные - ставят в тупик. Часто повторяющийся неуспех вызывает отрицательное отношение к учебным предметам. Как показывают исследования, это часто приводит к понижению уровня умственной деятельности и даже к замедлению развития в данной области. В случае если ученик подвергается еще и многостороннему социальному давлению (со стороны учителя, родителей, товарищей и т. д.), невозможность преодолеть это отставание может стать причиной психического срыва.

2. Наказания, выговоры и конфликты с учителями . В школе используются различные оценки - позитивные (награды, похвалы и т. п.), когда необходимо закрепить необходимое поведение или отношение, и негативные (наказания, упреки, замечания), если нужно устранить нежелательные формы поведения. Эмоциональные реакции учеников на наказания и выговоры существенно различаются. В основе этих различий лежат многие причины, и одной из них может быть индивидуальный уровень чувствительности.

Ситуация наказания - это, как правило, трудная ситуация, на которую ребенок отвечает негативными эмоциями (страхом, стыдом, обидой, гневом). Слишком частое и строгое наказание неизбежно приводит к тому, что школьник перестает верить в свои силы и неудачи появляются снова и снова.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что в школьных неудачах виновато само общество и существующая система образования, которая неспособна предоставить каждому ребенку возможность развиваться своим собственным путем. Большинство преподавателей не имеют возможности (а зачастую и желания) найти индивидуальный подход к каждому.

В ходе нашего исследования мы намерены выяснить, что понимают под школьными неудачами школьники и преподаватели нашей школы, узнать, с чем они связывают эти неудачи, и считают ли, что их можно избежать, или снизить.

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ»

Как уже говорилось в предыдущей главе, проблема школьных неудач является очень актуальной. Большинство исследователей сходится во мнении, что школьные неудачи и школьная неуспеваемость – одно и то же.

Мы предположили следующее:

1. Для учащихся 3-5 и 10-11 классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же;

2. Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти гипотезы, нам нужно выяснить: что понимают под школьными неудачами учащиеся и преподаватели нашей школы, и как они к ним относятся. С целью выяснить это, нами был проведен опрос учащихся 3-5 и 10-11 классов и преподавателей школы.

Всего в опросе принимали участие 37 школьников, что составляет 48% от общего количества учащихся.

Мы сделали именно такой выбор опрошенных школьников (3-5 и 10-11 классы) для того, чтобы сравнить мнение младших и средних школьников по этому вопросу и мнение старшеклассников.

Школьникам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что для тебя неудача?

2. Часто ли ты сталкиваешься с неудачами в школе?

3. Как родители относятся к твоим неудачам?

4. Как ты сам относишься к своим неудачам?

5. Кто виноват в твоих неудачах?

6. Как ты думаешь, можно ли избежать неудач? Если да, то как?

По нашему мнению, такие вопросы помогут подтвердить или опровергнуть наши предположения, а также выяснить, что или кто служит причиной неудач и можно ли их избежать.

Также нам было интересно сравнить, отличается ли взгляд преподавателей на школьные неудачи от взгляда школьников. В опросе принимали участие 15 преподавателей (78%). Вопросы, предложенные преподавателям, звучали так:

1. Что, по-вашему, детская неудача?

2. Как вы относитесь к неудачам своих учеников?

3. Вы помогаете ученикам избежать неудач? Если да, то как?

4. Как вы думаете, кто виноват в детских неудачах?

§2. Результаты опроса школьников.

На вопрос «Что для тебя неудача?», у школьников 3-5 классов мы получили следующие ответы:

75% опрошенных школьников считают неудачей неуспеваемость в школе;

15% - проблемы с родителями и учителями;

10% опрошенных школьников затрудняются с ответом.

Таким образом, большая часть опрошенных школьников этого возраста действительно считают, что школьная неудача и неуспеваемость – одно и тоже. У 15% неудачи связаны именно с конфликтами в школе, это то, о чем мы упоминали в §3 Главы 1. 10% школьников, которые затруднились с ответом, возможно, никогда над такими вопросами не задумывались.

На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных этого возраста ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Интересным является то, что 50% опрошенных сказали, что сталкиваются с неудачами в обучении часто, в то время как по школьным данным, в этих классах не успевает только 4,7% школьников. Возможно, такие ответы связаны с тем, что, говоря о трудностях в учебе, школьники не имеют в виду двойки.

Интересно, что 100% опрошенных в 3-5 классах в своих неудачах в школе винят только себя. Здесь возможно два варианта: во-первых, в этом возрасте для школьников очень важно мнение учителя, они не сомневаются в его словах; во-вторых, возможно при опросе школьники не захотели называть настоящих причин.

Положительным является тот факт, что 100% опрошенных в 3-5 классах считают, что неудач в учебе можно избежать.

Мы также опросили старшеклассников, чтобы сравнить их мнение с мнением более младших школьников. И получили следующие результаты:

50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками;

31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой;

И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость.

Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками.

56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко.

И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени.

Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.

На вопрос «Кто виноват в твоих неудачах?» 87,5% учеников 10-11 классов ответили, что они сами, поскольку сами несут за себя ответственность. И 12,5% затруднились с ответом. Если ученики 3-5 классов, возможно, не хотят называть истинные причины, то учащиеся 10-11 классов винят себя, поскольку более сознательны и хотят сами за все отвечать.

87,5% старшеклассников считают, что неудач можно избежать, 12,5% считают, что неудачи неизбежны.

Таблица 1. Отношение к детским неудачам

Школьники

3-5 классов

Школьники

10-11 классов

Родители

(со слов учеников)

60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить;

40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;

· Помогать школьникам ладить друг с другом.

· Осуществлять поддержку плохо успевающих школьников;

Поскольку практически все учащиеся и преподаватели нашей школы уверены, что детских неудач можно избежать, проблема школьных неудач кажется нам вполне решаемой.

Результаты нашего исследования показали, что большинство опрошенных учеников нашей школы связывают школьные неудачи с неуспеваемостью. Поскольку все опрошенные школьники и преподаватели полагают, что школьных неудач можно избежать, проблема низкой школьной успеваемости кажется нам решаемой.

Мы изучили литературу по теме и на ее основании можем дать следующие рекомендации, как избежать, или хотя бы снизить школьные неудачи:

1. Наш опрос показал, что целых 50% учеников 3-5 классов сталкиваются с неудачами в школе. Это значит, что самое важное – как можно раньше понять, что ребенок столкнулся с неудачей и помочь ему. Чтобы ребенок рассказал о своей неудаче, с ним нужно наладить добрые отношения.

2. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен ребенок решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...». Следовательно, таких детей нужно подбадривать и поддерживать, подбирать задания, в которых они могут проявить себя.

3. Многие школьники просто не умеют учиться, то есть не знают, как лучше выполнять то, или иное задание. Значит, перед каждым новым заданием детям нужно четко объяснять, что нужно сделать, чтобы его решить.

5. Поскольку 90% родителей готовы поддержать своего ребенка и 100% учителей тоже готовы сделать это, школа должна наладить тесный контакт с семьями учеников, чтобы удвоить усилия.

Мы уже упоминали, что каждый плохо успевающий ученик затрудняется по-своему, и двух абсолютно одинаковых проблем не существует, то самая главная рекомендация состоит в том, что каждому в школе нужен индивидуальный подход, основанный на особенностях именно данного ученика.

Заключение

В этой работе мы рассматривали очень актуальную проблему для современных школьников – проблему школьных неудач. Об этой проблеме много говорят и пишут, большинство исследователей сходятся во мнении, что школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же.

Нам было интересно узнать, что думают по этому поводу учащиеся и учителя нашей школы. Для того, чтобы это выяснить, мы провели опрос, в котором участвовало около половины учеников нашей школы. В ходе опроса мы выяснили, что действительно 75% учеников 3-5 классов считают школьной неудачей неуспеваемость. Нас беспокоит тот факт, что 50% школьников в этих классах сталкиваются со школьными неудачами часто. 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками, 31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой. Таким образом, наши гипотезы частично подтвердились.

Обнадеживает тот факт, что практически все опрошенные школьники и преподаватели считают, что школьных неудач можно избежать. Главная рекомендация в этом случае – найти индивидуальный подход к каждому школьнику, а для этого – наладить доверительные отношения с каждым. И тогда школа без неудачников станет реальностью.

Список использованной литературы

1. Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г.

3. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г.

5. www. truant. *****

6. www. tspu. *****

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План. 1. Причины неудач школьников 2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе 2.1 Педагогическая профилактика 2.2 Педагогическая диагностика 2.3 Педагогическая терапия 3. Литература

3 слайд

Описание слайда:

Ц Е Л Ь: -усвоить ведущие понятия: школьные неудачи, педагогическая профилактика, диагностика, терапия; -рассмотреть возможные причины неуспеваемости школьников; -определить основные пути и средства борьбы с неудачами в учебе. Неудачи в школьной учебе могут иметь скрытый или явный характер. Скрытые неудачи наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в знаниях, умениях и навыках учеников. Эти дефекты чаще всего касаются материала, проработанного в предшествующих классах. Таким образом, исходным пунктом слабых результатов учащихся в учебе являются скрытые неудачи, очень мелкие пробелы в знаниях или умениях в области только одного предмета или даже темы урока. Эти пробелы, если учитель их вовремя не выявит и не устранит, могут привести к возникновению явных неудач. Последние, в свою очередь, сначала носят временный характер, а затем, - после относительно устойчивых неудач - непосредственно ведут к второгодничеству и отсеву.

4 слайд

Описание слайда:

1. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ ШКОЛЬНИКОВ Школьные неудачи возникают по разным причинам, которые почти никогда не выступают изолированно. Комплексы причин в основном охватывают социально-экономические, биолого-психологические и педагогические, в том числе и дидактические, условия. Исследования, проведенные Е.Радлинской (Польша), Р.Галем (Франция) говорят о том, что среди комплекса социально-экономических причин частой причиной неуспеваемости являются плохие материальные условия жизни детей. Большая часть второгодников - это недоедающие дети, не имеющие соответствующей одежды, учебников и т.п.. Большинство из них не могут рассчитывать на помощь со стороны родителей при выполнении домашних заданий, низкий культурный уровень родителей, их неприязненное отношение к школе, неблагоприятные семейные обстоятельства, чрезмерная загруженность детей домашней работой и т.д. - все это дополнительные причины неуспеваемости детей.

5 слайд

Описание слайда:

Большинство исследователей, сосредоточивших внимание на изучении зависимости между уровнем умственного развития детей, детерминированным в значительной мере задатками наследственности и неудачами в учебе, пришли к выводу, что они могут быть следствием физических недостатков, различного рода нервных нарушений и т.д.. Авторы выделяют такие причины биопсихологического характера, как общая ослабленность организма, слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, нарушения в эмоционально-волевой сфере, низкий уровень развития познавательных способностей, неустойчивость внимания и т.д.. В целом же, современные авторы далеки от переоценки роли врожденных задатков в процессе роста и развития человека. Основные источники школьных неудач они видят не столько в неблагоприятных врожденных задатках, сколько в неверном развитии этих задатков.

6 слайд

Описание слайда:

Многие исследователи обращают внимание на то значительное влияние, которое оказывают на успеваемость некоторые черты характера, а также такие эмоциональные факторы, как поощрение и наказание. Позитивное влияние похвалы, чувства успеха, уверенности в себе было установлено уже в 20-е годы благодаря исследованиям американки Е.Б.Хурмок и подтверждено советским психологом С.Л.Рубинштейном. Сильное влияние характера учащихся на их школьные судьбы отмечают в своих работах французские исследователи. Так, Андрэ Ле Галь доказывает, например, что учащиеся, относящиеся к типу "оживленный-рефлексивный", обычно проявляют незаурядные способности к языкам, в области естественно-математических наук и в фолософии. Флегматичный тип - к техническим наукам и одновременно отсутствие способностей к наукам абстрактного плана. В общем, все исследователи приходят к единому мнению, что врожденные задатки в определенной мере обусловливают школьные судьбы учеников, но более существенную роль играют при этом другие причины психического происхождения, возникновение которых зависит от работы школы, влияния условий, в которых живет ученик.

7 слайд

Описание слайда:

Современные педагоги и психологи в целом не согласны с переоценкой влияния общественно-экономических и биопсихологических причин на успехи или неудачи учеников в учебе. По их мнению, решающую роль в судьбах учеников играют учебно-воспитательная работа, сознательные и целенаправленные усилия учителя. Одной из основных педагогических причин неуспеваемости является слишком жесткая, униформная система обучения. Эта система затрудняет индивидуализацию учебно-воспитательной работы и во многих случаях делает невозможным соединение школьной учебы с жизнью, потребностями детей и молодежи, обрекая на неудачи слабых, да и лучшим не создавая условий, обеспечивающих их полное развитие. Часто причиной недостаточных успехов учеников оказывается неудовлетворительная с точки зрения дидактики работа учителя.

8 слайд

Описание слайда:

Почти все исследователи считают, что эффект учебно-воспитательной работы в школе зависит прежде всего от учителя. Об этом свидетельствуют следующие факты: - в одной и той же школе, с одними и теми же учениками и в одинаковых условиях одни учителя достигают хороших результатов, а другие - удовлетворительных или неудовлетворительных; - стиль работы учителя, используемые им методы, его отношение к ученикам играют значительно большую роль, чем условия и содержание работы в различных классах и на уроках по разным предметам; - несмотря на худшие условия (недостаток помещений, объединенные классы), некоторые учителя добиваются хороших результатов. Многочисленные группы исследователей усматривают причины школьных неудач в различных дефектах, заключенных в таких средствах, как учебники, учебные пособия, в несовершенстве учебных планов и программ, в перегрузке учеников занятиями. Наблюдается также зависимость между отношением детей к учебе и к школе и результатами учебы. В свою очередь, отношение ребенка к учебе зависит главным образом от интереса к учебе, а также от объективности оценки его работы.

9 слайд

Описание слайда:

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЕБЕ На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны семьи, неблагоприятные материальные условия и т.д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние и его возможности в этом отношении ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются в нем самом и средствах его работы. Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести: - педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение; - педагогическую диагностику как прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика; - педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также организуемых школой дополнительных занятий.

10 слайд

Описание слайда:

2.1 Педагогическая профилактика Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы. К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится проблемное обучение. Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т.д.. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами.

11 слайд

Описание слайда:

2.2 Педагогическая диагностика Основой педагогической диагностики являются беседы учителя с учениками и их родителями, наблюдение за учениками, посещение учителем семья ученика, тестовые исследования, собрания учителей. Классный руководитель должен также сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями, с остальными учителями, чтобы знать интересы ученика, склонности, оптимальный для него темп работы и т.п.. Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы в овладении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы. На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе.

12 слайд

Описание слайда:

2.3 Педагогическая терапия Зная пробелы в знаниях отдельных учащихся, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполнение индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т.д.. Если же все эти формы индивидуальной работы не приведут к нужным результатам, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу. Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний учителей. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах.

13 слайд

Описание слайда:

Состав этих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят пробелы. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух или даже в трех выравнивающих группах. Очень полезным в работе по устранению пробелов в знаниях учащихся оказываются программированнные тексты. Они позволяют учащимся работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов. Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно зависящие от учителя. в числе последних можно выделить следующие группы: - различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения; - недостаточное знание учеников учителем; - отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы. Охарактеризованные выше профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин.

15 слайд

Описание слайда:

Средства предупреждения, касающиеся педагогических причин неудач: методические ошибки <------> педагогическая профилактика незнание учеников <------> педагогическая диагностика отсутствие помощи со стороны школы <------> педагогическая отстающим терапия Из схемы следует, что, хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально - экономического и биопсихилогического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно.

16 слайд

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА: Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников.// Сов. педагогика. 1972, 1. 2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978, с. 41-44. 3. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М: знание, 1982. 4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986, с.283-307. 5. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М: Знание, 1980, с.42- 46, 50-51, 62-65, 68-73. 6. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: 1976, с.51-64. 7. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989. 8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: 1979.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных мето­дов и форм обучения, новых педагогических технологий, про­блемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимиза­ции учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический конт­роль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются методы диагностики: беседы учите­ля с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допу­щенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический конси­лиум - совет учителей по анализу и решению дидактических, педагогических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, на Западе группы выравнивания. Преимущества последних в том, что

занятия в них проводятся по результатам серьезной диагности­ки, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспита­тельная работа, которая включает и работу с семьей школьника, она является частью социально-педагогической, психологической работы с трудными учащимися.

Задания на усвоение и проверку

1. Допишите предложения.

Контроль знаний имеет такие виды: текущий, ... , ... . К методам контроля относятся наблюдение, ... , ... , дидак­тические... , метод... работ. См. текст 16.1.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактиче­ский тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запу­щенность. См. текст 16.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспе­ваемости: - педагогическая профилактика,

Педагогическая терапия,

- .......................... . См. текст 16.2.3.

Слова для вставки: периодический, итоговый; устный, пись­менный контроль, тесты, практических; педагогическая диагно­стика, воспитательное воздействие.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

17. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

17.1. Принципы образовательной политики

Под системой образования понимается совокупность образо­вательных программ и стандартов, сеть образовательных учреж­дений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-эконо­мическим, политическим строем, культурно-историческими, на­циональными особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В насто­ящее время в РФ действуют такие принципы:

Гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

общедоступность образования и адаптивность системы обра­зования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учрежде­ниях;

свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учрежде­ний. См. Закон РФ об образовании, ст.2.

Эти принципы определяют основные направления, приори­теты образовательной политики и, следовательно, характер обра­зования и учебных учреждений в стране.

17.2. Образовательные учреждения

Образовательным называется учреждение, которое ведет учебно-воспитатательный процесс по определенной образователь­ной программе (о программе см. текст 10.3.2). Существуют следующие типы образовательных учреждений.

Дошкольное: ясли, детский сад.

Общеобразовательное, со ступенями (начальное, основное, среднее общее): школы, лицеи, гимназии и пр.

Профессиональное (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.

Специальные (коррекционные) для обучения детей с откло­нениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.

Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.

Другие учреждения: курсы, институты повышения квалифи­кации, переподготовки и пр.

По организационно-правовым формам образовательные учреж­дения могут быть государственными, муниципальными, негосудар­ственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Граждане могут использовать разные формы получения об­разования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат.

17.3. Органы управления образованием

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая сту­пень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление - процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирова­ния и контроля за деятельностью образовательных служб. Важ­нейшими функциями федеральных органов являются разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и атте­стация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Напомним, что государственные образовательные стандарты - это обязательный минимум содержания каждой

основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.

Кроме того, органы управления руководят выпуском учебни­ков, учебных пособий и средств, организуют подготовку и перепод­готовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Поделиться