Периодизация истории. История

Одной из самых важных проблем исторической науки считается проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии . В основу разделения времени на этапы должны быть положены решающие факторы, одинаковые для всех стран или для большинства ведущих государств.

Со времени развития исторической науки ученые разработали множество различных вариантов периодизации развития общества. На сегодняшний день процесс периодизации мировой истории состоит из двух принципов: для начальных периодов становления человеческого общества основным параметром является материал, из которого древние люди делали основные орудия труда и технологии их изготовления. Так в историю вошли такие понятия, как "Каменный век", "Меднокаменный век", "Бронзовый век" и "Железный век".

С появлением письменности (приблизительно 5000 лет тому назад) стали возникать другие основания для периодизации. Для этого историки стали использовать время существования различных цивилизаций и государств, которые вели в свою очередь свой счет времени.

Итак, на сегодняшний день мировую историю принято разделять на четыре основных периода:

1. Древний мир (период, когда человек выделился из животного мира около 2 млн. лет тому назад и до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Исторические источники . Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого.

Под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.
Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д.

В самом общем виде источники делятся на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).


Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).

2 вопрос. Возникновение государства у восточных славян

Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. "Варяжская легенда", изложенная в летописи, рассказывает, что славяне, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус в 862 г . стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере.
Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти "на греки" и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.

На основе легенды возникла в XVIII в. норманнская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманнской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России - в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России - мирными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманнской теории почти не встречаются.

Момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Всеобщая история в вопросах и ответах Ткаченко Ирина Валерьевна

1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?

Новое время открывает важнейшую историческую эпоху в истории западной цивилизации, когда в ходе сложнейших социально-политических процессов постепенно формировался ее современный облик.

Термин «новая история» появился в общественно-политической мысли еще в эпоху Возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трехчленное деление истории (древняя, средневековая и новая). Это понятие прочно закрепилось в исторической науке. К настоящему времени под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации.

Новоисторический период имеет свою периодизацию, которая отражает изменения, происходящие в обществе в этот период времени.

Историки различных школ по-разному интерпретируют вопрос о периодизации новой истории. В отечественной историографии ее начало связывают с Английской революцией, вспыхнувшей в середине ХVII в. и ставшей ярким симптомом кризиса феодальных отношений. Эта революция стала исходной точкой более широкого процесса – модернизации английского общества, создававшего почву для промышленного переворота. Этот процесс в свою очередь создал экономический фундамент будущего индустриального общества. И то обстоятельство, что Англия раньше других вступила на этот путь, обеспечил ей безусловное и длительное лидерство в мировых делах, продолжавшееся вплоть до ХХ в. Англия превратилась в своего рода эталон, на который равнялись все остальные страны, которые находились на периферии западной цивилизации.

Безусловно, модернизация (переход общества к более развитому состоянию) – это длительный и сложный процесс, в ходе которого на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества: экономику, политику, духовную жизнь. Благодаря завершению промышленного переворота ручной труд механизируется, усложняются технологические процессы, углубляется разделение труда. В политической области модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни. Власть королей и императоров ограничивается конституциями и парламентами, а в ряде стран побеждает республиканское государственное устройство. Укрепляются принципы правового государства и гражданского общества, расширяются права личности. В области культуры процесс модернизации ведет к усилению рациональных начал жизни, дальнейшему обмирщению сознания. В ходе модернизации происходит рождение и развитие индустриального общества.

Следует подчеркнуть, что процесс разрушения традиционного общества происходил неравномерно. В Англии и Франции становление индустриального общества происходило Эволюционно в Германии, Италии, США за счет целенаправленных реформ, в странах, отдаленных от центра (Латинской Америки, Испании), процессы модернизации распространялись очень ограниченно.

Английская революция дала начало отсчета новоевропейской истории. Но в историографии не менее дискуссионным является вопрос определения ее верхней границы. В советское время господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 г., когда в России произошла социалистическая революция, открывшая новую эру в развитии человечества. Отечественные историки отталкивались от разработанной B. И. Лениным теории империализма, в которой обосновывалась неизбежность перехода к более совершенному и справедливому типу общества – социализму.

Но реальная жизнь оказалась сложнее и многообразнее, чем это представлялось в начале ХХ в. Появились новые факторы, которые оказали исключительно серьезное воздействие на развитие западной цивилизации. Выяснилось, что буржуазное общество не исчерпало в ХХ в. резервов для дальнейшего прогресса. С другой стороны, строительство социалистического общества встречало на своем пути также немало проблем.

Поэтому на современном этапе верхняя граница новой истории завершается рубежом ХIХ-ХХ в. – периодом, когда в основном завершилось вступление ведущих западных стран в фазу индустриального общества.

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные

Из книги Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] автора Маслов Алексей Александрович

Периодизация истории Японии Асука (также Суйко) (552 – 645 гг.)Нара (646 – 794 гг.)Ранний период (646 – 710 гг.)Ранний Хэйан (также Дзеган или Конин) (794 – 898 гг.)Хэйан (898 – 1185 гг.)Камакура (1185 – 1333 гг.)Муромати (1333 – 1573 гг.)Наньбокусё (Южного и Северного двора) (1333 – 1392 гг.)Сэнгоку цзидай

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИМПЕРИИ И ЕЕ ИСТОЧНИКИ Историю Империи принято делить на несколько периодов: принципат Августа (30 г. до н. э. - 14 г. н. э.), правление династии Юлиев - Клавдиев (14-68 гг.), расцвет Империи (69-161 гг.), кризис Империи (161-284 гг.), доминат Диоклециана и

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Периодизация истории Империи Историю Империи можно разделить на следующие шесть периодов. I. Принципат Августа (30 г. до н. э. - 14 г. н. э.) - период реакции и завершения организации Империи.II. Период террористического режима и его падение (14-69 гг.) - прав­ление императоров из

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории Месопотамии История Древней Месопотамии охватывает несколько тысячелетий, и в ней невозможно ориентироваться, не представляя себе заранее ее периодизации. В общей сложности, в истории Месопотамии выделяются следующие эпохи.Время VI - начало IV

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

4. Периодизация истории Беларуси (1) Древнейший период (до IX века н. э.) - складывание племен. На это ушло не менее трех тысяч лет.Наибольший интерес представляет для нас последний этап указанного периода, когда автохтонные балтские племена славянизировались в процессе

Из книги Язык в революционное время автора Харшав Бенджамин

Часть I ЕВРЕЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Очерк по истории культуры и сознания 1. Внутренние и внешние трансформации Когда мы в современной Америке оглядываемся вокруг, то видим огромное количество «евреев» или лиц еврейского происхождения (многие из которых

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Периодизация истории государства и права Важный элемент любой исторической дисциплины, периодизация по-особому значительна в истории права. История государства и права менее всего событийна, это история принципов и установлений, т. е. по преимуществу институционная

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Как представлена периодизация истории Средних веков? Средневековье, или Средние века – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. Впервые термин «Средние века» был употреблен итальянскими гуманистами для обозначения периода между классической

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ Главной особенностью периода Нового времени в Европе было становление абсолютизма в период разложения традиционного общества в конце XV–XVI вв. с достижением его расцвета в XVII в.Абсолютизм – форма

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений В учебной и научной литературе существует несколько периодизаций истории политических и правовых учений.В процессе преподавания довольно давно выявилось, что периодизация истории политических и правовых учений

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Периодизация истории Казенные средства, отпускаемые на миссионерские цели, были скудны; на них нельзя было не только строить храмы, но и подчас содержать семьи миссионеров. Начиная с основания Алтайской миссии, деятельность миссионерских учреждений (станы, школы,

Периодизация всемирной истории бывает нескольких видов. Есть общепринятое деление, на котором основываются все народы мира, - эту периодизацию называют классической. В ней выделяют такие периоды: доисторический, античный, новое время, новое время и новейшее.

Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Помогают исследовать такие смежные науки, как этнология, биология, палеонтология, геология, палинология, антропология и археоастрономия. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке, когда интерес к изучению истории вырос до профессионального уровня и преодолел историческое аматорство. В принципе, употребить этот термин можно к любому отрезку времени, в котором не существовало письменности. Неудобство введения именно этого принципа разделения в том, что письменность появляется у разных народов в разное время, поэтому нет унифицированного конца этого периода.

Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов - античный. Обычно его отождествляют с историей Греции и Рима, однако началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Именно в это время возникают первые государства, появляются экономические и дипломатические контакты, например, с Древним Востоком. Возникает письменность. В социальной сфере можно отметить преимущество родовых отношений, начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов. Периодизация истории античного периода заканчивается падением Римской империи.

Средние века начинаются со времен Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. В это время усилились варварские набеги на ослабленные государства, что привело к падению Рима в 410 году. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи. Для периода с одиннадцатого по четырнадцатое столетие характерен постепенный кризис франкского государства, последующее образование Германии и Франции. Появление Польши и

Раннее новое время - это период, длящийся с конца пятнадцатого столетия до середины семнадцатого. В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества.

Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны. В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа - Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.

В то же время представителями марксистского учения разработана иная периодизация истории, основанная на способах производства. В ее существенно дополнили историки, поэтому и периодизация стала называться советской. Согласно этой периодизации, есть первобытное время, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм.

Еще один тип периодизации, так называемый «плоскостной», основывается на развитии отдельной страны, например, есть периодизация истории России т.д. В каждом конкретном периоде выделяются те этапы, которые важны для истории именно этой страны.

Тема 11

Периодизация истории

По словам знаменитого английского мыслителя XX в. Альберта Тойнби, «история существует там и только там, где есть время». Действительно, в ходе времени происходит смена состояний человеческих обществ, а через эту смену в свою очередь проявляется содержание истории. Чтобы разобраться в этом бесконечном потоке времени и событий, их надо как-то упорядочить.

Проблема критериев периодизации. Одним из способов осмыслить историю является ее периодизация. Периодизация - это условное деление истории на отдельные хронологические периоды, которые отличаются друг от друга какими-то особенностями. Для того, чтобы выявить эти особенности, ученые разрабатывают систему критериев, на основе которых они и выделяют периоды. Такими общими критериями чаще всего выбирают культуру, религию и формы ее организации, экономику, производительные силы или иногда даже как часть производительных сил - природные условия.

Среди ученых до сих пор нет согласия в вопросе о том, какие из критериев поставить на первое место. Более того, недостаточно выделить и расставить критерии, нужно еще договориться о том, что понимать, например, под словом «культура», поскольку этот термин имеет очень много определений.

Периодизации в первую очередь подлежит общая, или гражданская, история, причем в ее разных масштабах, начиная от глобальной, всемирной и заканчивая локальной, местной. Внутри периоды делятся на подпериоды, которым дается определенное название. На периоды могут быть поделены и отдельные области общественной жизни, например, развитие экономики, науки, развитие техники, искусства. История искусств - это отдельная история, подлежащая своей периодизации, не связанной напрямую, например, с экономической историей. Выработать общенаучную периодизацию всемирной истории - задача, пожалуй, невыполнимая. В разные эпохи, в разных исторических условиях философы исходили из характерных для своего времени представлений о мире, о времени, о ходе истории, о судьбах человечества.


Образы времени и эпох прошлого. В Древней Греции была обоснована циклическая концепция развития или иначе - теория круговорота. Один из учеников Платона объяснял это так: движение времени соединяет конец с началом и это происходит бесконечное число раз. К такому выводу древнегреческие историки пришли, наблюдая круговое движение небесных тел. Определяемая движением небесных тел сменяемость времен года и соответственно сельскохозяйственных циклов вполне согласовалась с этой теорией в представлениях обывателей того времени.

С возникновением и распространением христианства появилось представление о линейности времени от сотворения Господом Богом мира до страшного суда и конца света. Концепцию линейного времени в конце I – начале V в. обосновал Блаженный Августин - один из отцов церкви, заложивший основы христианского вероучения . Средневековые ученые выделили особую частицу времени, которую назвали сакральным временем, то есть священным. Это время земной жизни и деятельности Христа и его учеников. Оно, с одной стороны, принадлежит к божественному, но поскольку жизнь Христа протекала на Земле, то она причастна к земному времени. Богослужения или литургии, в которых символически постоянно воспроизводилась жизнь Христа, тоже становились частью сакрального времени. Такие представления господствовали в Средние века во всем христианском мире, в том числе и на Руси. А распоряжалась этим сакральным временем исключительно Церковь.

В эпоху Возрождения с подъемом наук и опытного знания появились новые представления о времени. Натурфилософы - философы, изучавшие явления природы, - выдвинули концепцию объективного и абсолютного времени. Главное свойство такого времени знаменитый астроном Джордано Бруно определил как бесконечную длительность. Абсолютность времени в понимании натурфилософов означала, что оно не зависит от движения, а существует само по себе. Эту теорию впоследствии развил английский ученый Исаак Ньютон.

Такое представление о времени легло в основу восприятия времени современным человеком. Окончательно оно оформилось в XIX в., получив выражение в идее непрерывности общественного развития. На этих меняющихся воззрениях на время и его природу строилась и периодизация исторического процесса.

В Средние века очень распространенной была периодизация по возрастам мира. Согласно этой концепции возраст мира соответствовал человеческому возрасту: детству, юности, зрелости, старости. Мир, как и человек, дряхлеет и движется к своему концу. В этой теории начало и конец человеческой истории согласуется с библейской концепцией начала и конца мира. Так смотрели на мир монахи, составлявшие в монастырях хроники, которые они, как правило, начинали от Адама, независимо от того писали ли они историю франков или венгров. С этой периодизацией мировой истории прекрасно согласовалась другая периодизация по империям или монархам, династиям. В период заката Западно-римской империи философы, пытаясь осмыслить мировую историю, дали ее первую универсальную периодизацию, выделив четыре периода в истории Империи: ассиро-вавилонскую державу, мидо-персидскую, греко-македонскую и римскую, причем как последнюю, завершающую. В Средние века христианские философы придумали теорию трансляции империи. Согласно ей Римская империя не погибла, она уже как христианская империя должна была переходить от народа к народу, от государства к государству.

Некоторые монархи, например, Карл Великий пытались воплотить эту идею в жизнь, создав свои монархии, которые они возводили к римской. Теория «Москва - Третий Рим» также восходит к этой идее трансляции империи и к этой периодизации мировой истории.


Но более практично периодизация истории привязывалась к правлению какого-либо царства или династии, а в центр внимания попадал какой-либо монарх. Состояние общества при таком подходе не учитывалось, и в этом как раз и состоит важное отличие понимания истории учеными сегодня и тогдашними людьми.

Возрождение открыло новую страницу в периодизации истории и приблизило ее к нашему времени. Ученые-гуманисты, открывшие для себя и для мира греко-римскую античность, придумали термин Средние века, точнее Средний век. Этот Средний век отделял время гуманистов от Античности, а критерием для такого отделения сделали чистую латынь, на которой говорил Цезарь, писал Цицерон. Средний век с этой точки зрения был временем кухонной латыни, т. е. временем варварства и упадка культуры.

В XVII в. всемирная история была поделена на Античность, Средние века и Новое время. Эта периодизация прижилась в науке, и она принята до сих пор, хотя конечно с некоторыми изменениями, поскольку и время тоже не остановилось.

Современные представления об исторических периодах. В современной исторической науке периодизация всемирной истории выглядит так: Античность, Средние века, Новое и Новейшее время. Нередко после Средних веков особым периодом выделяют Возрождение. Но признание такой периодизации не означает, что все споры о ней закончены. Среди ученых нет согласия о границах этих периодов. Границу между Античностью и Средневековьем условно определяют падением Западной Римской империи в 476 г., а вот по поводу разграничения Средних веков и Нового времени мнения ученых сильно расходятся. Новое время начинают иногда в XIII в., когда поднимаются города и торговля, иногда во время Великих географических открытий, то есть с конца XV в., а иногда первыми буржуазными революциями, то есть с середины XVII в. В последнее десятилетие в науке ввели понятие «раннее Новое время» для обозначения переходного исторического периода между Средневековьем и Новым временем, и хронологические рамки этого периода определяют XVI– концом XVIII в.

Причины этих разногласий между учеными кроются в разном понимании ими содержания исторического процесса и, соответственно, выделением разных критериев развития исторического процесса. В современной науке под Античностью чаще всего понимается время, когда господствовал рабовладельческий строй, Средние века отождествляются с господством феодальных отношений, а Новое время - с господством капиталистических отношений. Но как понимать феодализм? Как политический строй, как особый экономический строй или как систему особых межличностных связей? Тут общего понимания у историков нет.

В XIX в. в общественных науках были разработаны и получили широкое распространение два подхода к истории, что отразилось на ее периодизации. Это формационный подход и цивилизационный подход. Первый был разработан выдающимся экономистом Карлом Марксом. Под формацией он понимал деление исторического процесса на крупные периоды на основе господствовавших внутри них отношений собственности и отношений производства. Кому принадлежало главное богатство, - допустим, земля при феодализме? Кто непосредственно трудился на этой земле? И как распределялись результаты труда между собственниками земли и работником на этой земле? Основное внимание при таком подходе сосредоточено на экономике. Маркс различал пять формаций или способов производства: первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них пережила период становления, расцвета и упадка. Исчерпав свои возможности, она уступала дорогу следующей.

Цивилизационный подход основан на территориальном разграничении человеческих обществ, которые сохраняют свое особое лицо на протяжении всего периода существования. Цивилизации обычно понимаются как замкнутые общества, которые характеризуются общими чертами, такими как природные условия, быт, нравы, религия, культура, историческая судьба. Цивилизации, хотя и представляют собой некоторую замкнутую целостность, чаще всего связаны между собою во времени и в пространстве.

В XX в. особенно в последнее его десятилетие понятие цивилизация и основанная на этом понятии периодизация получили особенно большое значение в исследованиях философов, историков, социологов и в т. ч. в нашей стране.

Формационный подход к истории строится на признании непрерывного поступательного хода развития истории. Однако в настоящем виде она не дает ответа на вопрос: какая же формация следует за коммунистической? И тогда проблема непрерывности развития ставится под вопрос.

Цивилизационный подход дает простор для различных циклических теорий развития, одни из которых признают, а другие отрицают поступательность исторического развития. В современной науке помимо деления истории на античную, средневековую и т. д. есть и другие подходы. Так, широко распространено выделение традиционных и модернизированных обществ. Под первыми понимается период исторического развития, когда господствовала аграрная экономика, основанная на ручном труде мелких работников. Это время включает в себя и античную древность и Средневековье. Социальная структура в этих обществах неподвижна, она представляется сословными группами. Такие общественные группы, которые на юридической основе пользуются определенными правами или выполняют определенные обязанности и занимают четко определенное место в обществе и переход из одного сословия в другой крайне затруднен.

Эпоха модерна и постмодерна. Проблема периодизации затрагивает и современность: ее делят на эпохи модерна и постмодерна или индустриального и постиндустриального обществ. Хронологические рамки между ними приходятся на десятилетия, которые последовали за окончанием Второй мировой войны. Эпоха модерна в общих чертах соответствует традиционным хронологическим рамкам Новой истории, то есть конец XVIII– начало XX в. и соответствует, названию модернизированное общество. С хозяйственной точки зрения она отмечена двумя промышленными революциями и превращением аграрного общества в индустриальное. В этот период была создана крупная промышленность, массовое потребление. С социальной точки зрения для эпохи модерна характерно новое деление общества преимущественно на основе экономических интересов. Социальная структура такого общества подвижна, довольно легко можно перейти из одного социального слоя в другой, причем исходя из собственных талантов и опираясь на собственные способности в отличие от, допустим, феодальной эпохи.

И, наконец, эпоха постмодерна. Она характеризуется в первую очередь результатами научно-технической революции, т. н. третьей революции. В результате этой революции резко возрастает роль потребительского сектора экономики. И индустрия, основанная на производстве машин и станков, отходит на задний план. Сейчас есть машины, при помощи которых одной кнопкой можно управлять целым производством с пульта, который удален от самого этого производства. Поэтому производство больших станков и машин отходит на задний план не по только сути, а даже в менталитете людей. Первое место занимает потребительский сектор. И интересно то, что массовое производство и потребление в этом обществе перерастают рамки национальной экономики и происходит та самая глобализация , вызывающая широкий общественный протест.

Развиваются высокие технологии, окончательно складывается общество потребителей. С социальной точки зрения это общество отличается широчайшими возможностями коммуникаций. Культурная жизнь постмодерна определяют средства массовой информации и поп-культура. Человечество получило необычайно широкий доступ к информации. В общественном движении особое место сейчас занимает защита природы и антивоенные выступления - это, пожалуй, наиболее яркие явления в общественной жизни.

Периодизация истории.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Периодизация истории.
Рубрика (тематическая категория) История

Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.

Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!

Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.

Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света͵ падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.

Новейшее время - период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).

Другие подходы разделœения истории человечества на периоды:

формационный , исходя из общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);

по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;

- по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;

по периодам правления выдающихся правителœей;

по периодам исторически-значимых войн;

С хронологической точки зрения история делится на первобытную, древнюю, средневековую, новую, новейшую. Эта периодизация, в базовых чертах принятая в 19 в., подходит только для Западной Европы.

История первобытного общества охватывает период с момента возникновения человека 2,5-1 млн. лет назад (см. ст. Антропосоциогенез) до образования первых государств в Азии и Африке (рубеж 4-3 тыс. до н. э.).
При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох: ранний (окончился ок. 100 тыс. лет назад), средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс. лет назад) и неолит (5 тыс. лет назад; в его рамках выделяют также энеолит). Далее следуют бронзовый век (до 1 тыс. до н. э.) и желœезный век, когда первобытные общества сосœедствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было чётко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй (см. ст. Род, Племя).


История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Греция Древняя, Рим Древний) с момента возникновения до 5 в. н. э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476 ᴦ.). При этом эта хронологическая грань не имеет значения для других цивилизаций (см. ст. Китайская цивилизация, Мезоамерики цивилизации). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение (см. ст. Рабство).

История Средних веков затрагивает 5-15 вв., концом европейского Средневековья считается открытие Америки X. Колумбом (1492 ᴦ.). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин ʼʼСредние векаʼʼ впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо (1392-1463) для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское Средневековье делится на Раннее (5-10 вв., т. н. Тёмные века), Высокое (11-13 вв.) и Позднее (14-15 вв.).


Новой историей называют период 16 - кон. 18 в. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни учёные считают начало Великой французской революции 1789-1799 гг, другие - окончание Первой мировой войны 1914-1918 гᴦ. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией, Контрреформацией и первой общеевропейской войной (см. ст. Тридцатилетняя война). Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.
Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 ᴦ. до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гᴦ., а по мнению других - с 1918 ᴦ. по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами, началом колониализма к колониальной системы падением. Господствовавшей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия.

Современная история ведёт свой отсчёт с окончания Второй мировой войны. Некоторые учёные считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие исследователи выделяют в самостоятельный период развития человечества - постиндустриальную цивилизацию. Стоит сказать, что для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория), ʼʼхолодная войнаʼʼ и крах социалистического лагеря, масштабное загрязнение окружающей среды, борьба с международным терроризмом.

Периодизация истории. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Периодизация истории." 2017, 2018.

  • - Периодизация истории государства и права.

    Системы права. Сравнительно-исторический метод позволил открыть в том числе некоторые устойчивые внутренние взаимосвязи юридических институтов разных народов, характеризующихся общностью цивилизационного и культурного развития. В этом состоял важный вклад истории... .


  • -
    -

    Древняя Индия. Источники знаний о государстве и праве Древней Индии. Возникновение государства. Особенности общественного строя и правового положения населения. Система варн. Основные черты индийского права. Памятник древнеиндийского права - Законы... .


  • - Тема 1. Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран

  • - Периодизация истории отечественного государства и права

    Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них – раз­витие социально-экономического уклада общества (уровень экономического, технического развития, формы собственно­сти) и государственное развитие.... .


  • - Периодизация истории государства и права Китая

    Древний Китай История Древнего Китая делится на ряд периодов, связанных с конкретными династиями и названных по их именам: Шан-Инь (ХVI-ХI в. до н. э.); Чжоу (ХI-III в. до н. э.); Цинь и Хань (III в. до н. э.- III в. н. э.). В последний период рабовладельческое государство перерастает в... .


  • - Периодизация истории отечественного государства и права.

    Изучение истории государства и права России осуществляется в хронологической последовательности. И здесь возникает необходимость в научно обоснованной периодизации государства и права России это связано с выявлением закономерных этапов развития государства и права. В... .


  • Поделиться