Полный разбор существительного как часть речи. Морфологический разбор всех частей речи

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Вконтакте

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

Причастие

Морфологический разбор причастия :

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия :

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

На вопрос Как разобрать имя существительное - как чать речи? Помогите, Заранее спасибо! заданный автором храбрость лучший ответ это По образцу разбирайте.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как разобрать имя существительное - как чать речи? Помогите, Заранее спасибо!

Ответ от Ўлия Куликова [новичек]
Вот так


Ответ от Кособокий [новичек]
777


Ответ от Аватария Аватария [новичек]
1.Часть речи.

3.Род. *
4.Склонение.
5.Число.
6.Падеж.


Ответ от Невропатолог [новичек]
речи.
2.Начальная форма (именительный падеж единственного числа) .
3.Род. *
4.Склонение.
5.Число.
6.Падеж.
7.Синтаксическая роль в предложении (член предложения) .t.imgsmail.ru/download/033dd73981e782e5f178d33622204ecd_h-12061.jpg


Ответ от Ђатьяна Зубчук (Целых) [активный]
1.начальная форма
2. Постояные признаки нарицательное м. р ж. р ср. р2 е скл
Не постояные признаки в кокомто подеже в ед. ч мн. ч
3.летает (где?) над лугом


Ответ от Гульсем абдуллина [новичек]
.Часть речи. Что обозначает, на кокой вопрос отвечает.
2.Начальная форма. (именительный падеж единственного числа).
3.Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
4.Род. Склонение.
5. Падеж. Число.
6. Роль в предложении.


Ответ от Доченька Мамина [новичек]
1. сущ. 2. н. ф. (что?, кто?,) 3.род 4. склонение 5. число (ед. ч., м. ч.) и т. д...


Ответ от Влад Оверченко [новичек]
спасибо


Ответ от Ўлия Чибисова [новичек]
Пример: получил на почте (на чём?) сущ., н. ф. почта., ж. р., 1-ое склонение., ед. ч., Творительный падеж., главный член предложения..


Ответ от Алинка Старосельская [новичек]
1.Часть речи.
2.Начальная форма (именительный падеж единственного числа) .
3.Род. *
4.Склонение.
5.Число.
6.Падеж.
7.Синтаксическая роль в предложении (член предложения) .


Ответ от Алиса Донникова [новичек]
1.Чтобы начать разбор, выпишите нужное существительное из текста. При этом не изменяйте число и падеж, в котором стоит данное слово. Если существительное употреблено с предлогом, то этот предлог тоже следует выписать, поставив его перед существительным и взяв в круглые скобки. Здесь же укажите принадлежность к определенной части речи (существительное) , общее грамматическое значение (предмет) и вопрос, на который отвечает данное слово.
2.Первый пункт морфологического разбора – определение начальной формы слова. Для существительных это именительный падеж единственного числа. Исключение составляют слова, которые не употребляются в единственном числе. Для них начальной будет являться форма именительного падежа множественного числа. 3.Второй пункт разбора – определение морфологических признаков. Сначала определяют постоянные признаки: имя собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, какого рода и какого склонения.
4.Следующая часть второго пункта – определение непостоянных признаков. У существительных это число и падеж. 5.Третий пункт – определение синтаксической роли слова в предложении. Обычно существительное является подлежащим, дополнением или обстоятельством.


Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

Учитель: Шуринова О.М.

Класс: 3 Г

Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».

Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.

Познавательные умения:

Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;

Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники

ХОД УРОКА

1 ЭТАП Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

    Мотивировать учащихся к изучению темы.

Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1):

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

В третьем классе учимся,

У нас всё получится!

На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла.

Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели.

(СЛАЙД3)

Личностные умения:

    проявлять интерес к изу­чению темы

Регулятивные умения:

    формулировать тему урока

    ставить цель

Коммуникативные умения:

    формулировать

понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Цели:

    Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи.

Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной?

Информационный стол

Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4)

Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?

Предметные умения:

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5):

Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор:

Мы остановились около школы.

(около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

На что нам нужно обратить внимание при разборе?

(СЛАЙД 6)

Работа по зонам.

А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений».

Зона «сомнений»:

(вместо) носа-

(на) голове-

(с) метлой-

Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой.

(из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п.

улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п.

красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

Самопроверка: Какие ошибки вы допустили?

Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

Адекватно использовать речь для представления результата.

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе)

Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки.

На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

(на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.

дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п.

гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.

Какое существительное разобрали правильно?

Какой совет вы бы дали ребятам?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

Учить:

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе)

Проверка. (СЛАЙД 7)

Предметные умения:

Знать алгоритм разбора имени существительного

Регулятивные умения:

Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

3 этап Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Учить:

    соотносить получен­ный результат с постав­ленной целью;

    оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ (СЛАЙД 8)

«Закончите предложения»:

1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9)

2. Чтобы разобрать имя существительное, надо...

(СЛАЙД 10)

Самооценка

«Закончите предложение»:

Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

    оценивать результат

собственной деятельно­сти.

    Регулятивные умения:

соотносить поставлен­ную цель и полученный результат деятельности.

Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.

Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.

Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.

Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:

  • характеристика как части речи;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • взаимосвязь с другими членами предложения.

Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.

Поэтому перед анализом следует:

  1. Выделить контекст, в котором употребляется слово;
  2. Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
  3. Отдельно разобрать каждый признак.

И лишь потом можно переходить к плану.

Последовательность разбора существительных

План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:

  1. Выявляем начальную форму;
  2. Определяем постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • неодушевлённое или одушевлённое;
  • склонение и род.
  • Выясняем непостоянные черты:
    • множественное или единственное число;
    • падеж.
  • Характеризуем роль в предложении.
  • Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:

    «В автобусе ехала приятная на вид дама».

    1. Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
    2. Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
    3. Выявляем начальную форму: «автобус»;
    4. Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
    5. Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
    6. Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.

    Анализ должен проводиться в строгой последовательности.

    Основные правила, которым необходимо следовать

    Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.

    Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.

    Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.

    Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.

    Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?

    Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.

    Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:

    1. Его позиция в предложении;
    2. Его внутренняя структура.

    Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.

    Морфология - раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

    Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

    1. общее грамматическое значение;
    2. морфологические признаки (или грамматические значения);
    3. синтаксическую роль.

    Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

    Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

    Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

    Общая схема разбора частей речи

    План морфологического разбора слова следующий:

    1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
    2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. - для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. - для прилагательных, неопределенная форма - для глаголов (что (с)делать?).
    3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
    4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных - степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов - наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
    5. Роль в предложении - показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

    Образец морфологического разбора имени существительного:

    На столе стоял кувшин с молоком.

    1. С молоком - сущ., с чем?; предм.
    2. Начальная форма - молоко.
    3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
    4. В единственном числе, в творительном падеже
    5. Дополнение.

    Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

    Основные правила морфологического разбора

    Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо - в настоящем и будущем времени.

    Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

    Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

    Поделиться