Поведение животных и психика взаимосвязь и особенности. О психике животных


Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы – человеческому сознанию .

Как отмечает А.В.Петровский, сознание обладает рядом специфических характеристик:

  • сознание - система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);
  • в структуру сознания входят все познавательные психические процессы;
  • сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;
  • сознание носит общественно-исторический характер. Сознание не является врожденным, оно формируется при условии жизни человека в обществе (у детей-маугли сознание отсутствует);
  • сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен выделить себя из окружающего мира (деление на «Я» и «не Я»), т.е. в сознании четко разделено различие субъекта и объектов;
  • сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной деятельности, оно обеспечивает постановку цели, выбор средств в достижении результата, контроль и корректировку действий, планирование и прогнозирование;
  • сознание включает в себя определенную систему отношений человека к окружающей действительности и к самому себе (мир чувств).

Существующий характер различий психики животных и сознания человека можно свести к следующему (см. таблицу 1)

Таблица 1

Сравнение психики животных и сознания человека

Психика животных Сознание человека
Животные подчиняются биологическим законам. Их активность является непосредственно биологической, связанной с удовлетворением биологических потребностей. При этом активность животных носит индивидуальных характер. Человек живет по социальным законам. Его деятельность связана не только с биологическими потребностями, напротив, иногда она даже вступает в конфликт с ними (героизм). Деятельность человека носит коллективный характер, у человека существует разделение труда, в процессе которого участники выполняют различные операции, сами по себе выглядящие бессмысленными.
Активность на уровне приспособления к окружающей среде Активность в форме деятельности, связанной не только с приспособлением, но и преобразованием действительности.
Условия развития психики: - коллективный врожденный опыт (наследуемые инстинкты); - индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни. Условия развития психики: - коллективный врожденный опыт; - индивидуальный прижизненный опыт; - социальный опыт (культурное наследование – присвоение опыта предшествующих поколений через общение и обучение).
Животным доступны элементарные эмоции. У человека наряду с эмоциями появляются высшие чувства (дружба, любовь, чувство долга, чувство юмора, критичность и самокритичность и т.д.)
Ориентировка и действия в пределах I сигнальной системы Ориентировка и действия в пределах I и II сигнальной системы. Для человека характерно речевое общение, посредством которого он становится сопричастным общественному опыту.
Животные используют мир случайных вещей, употребляют орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Человек живет в мире постоянных предметов. Сам создает орудия труда по заранее намеченному плану и сохраняет их.
В целом поведение животных определяется наличной ситуацией, непосредственными впечатлениями, при этом животные не дают отчет в своих действиях впечатлениях. Для человека характерно абстрагирование от непосредственной ситуации и впечатлений. У него существует опережающее отражение, прогноз и контроль, образное и абстрактно-логическое мышление, воображение. Человек способен давать отчет в своих действиях, чувствах, поступках.

Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт). Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями («Внешние воздействия преломляются через внутренние условия» - С Л. Рубинштейн). Сознание – тема, до сих пор интересующая исследователей, однако психологи открыли множество удивительных явлений сознания.

В процессе возникновения человеческого сознания отечественные психологи (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский) особую роль отводят труду и языку.

Не все психические процессы и состояния человек осознает, то есть не отдает себе отчет о своих действиях, поступках, мыслях. Это бессознательные процессы.

Бессознательное 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Можно выделить три класса бессознательных процессов:

1) надсознательные процессы. В процессе сознательной работы (решения задач) попутно может идти неосознаваемая работа мысли. В определенный момент эта неосознаваемая работа включается в сознательный процесс, и возникает внезапное интуитивное решение - инсайт. Решение найдено, но объяснить, как это произошло, человек не может. Только речевой отчет позволит осознать решение. Аналогично могут происходить воспоминания, возникать образы воображения и пр.;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки). Роль установки (готовности организма к совершению определенных действий) была изучена Д.Н. Узнадзе. В процессе жизни у человека формируется неосознаваемая готовность, например, брать маленькие предметы тремя пальцами, большой предмет воспринимать как более тяжелый и т.д. Могут быть и социальные установки: эффект ложного согласия (все так говорят), тенденция положительно оценивать друзей и пр. Эту форму бессознательного пытался объяснить 3. Фрейд, понимая под бессознательным нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

3) неосознаваемые регуляторы выполнения деятельности (автоматизмы - ходьба, умения, навыки, привычки, способы действий (например, решения задач и пр.).

Таким образом, бессознательное помогает человеку чувствовать тождественность самому себе, берет на себя управление поведением, когда сознание справилось с трудностями и решение принято. Бессознательное - специфически человеческое явление и не является низшим уровнем психики. Оно детерминировано общественными условиями сознания и связано с ним.

Материалы, использованные для лекции, дополнительная литература по теме:

1. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с. (Раздел 1. Введение в общую психологию Тема 2. Развитие психики в филогенезе)

3. Семенова Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Нижний Новгород.


Филогенез (греч. phyle - племя, род, вид; генез - происхождение, история рода) - происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история.

Онтогенез (греч. ontos - сущее; genesis - происходящее, рождение) - происхождение и развитие отдельного организма, биологическое развитие организма от момента рождения до окончания жизни.

Раздражимость – свойство живого организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, как полезные, так и вредные, но не нейтральные.

Чувствительность – свойство реагирований не только на биологически значимые воздействия, но и на нейтральные (абиотические)

Сознание - ключевой и самый многозначный термин психологии и многих других наук. Сознание - самое запутанное слово в словаре. Как теоретический термин сознание - высший уровень развития психики и саморегуляции, присущий только человеку.

  • выяснилось, что мозг воспринимает и хранит информацию, которая поступает в таких больших количествах, или с такой громадной скоростью, или столь малой интенсивности, что человек почти ничего из этого не осознает;
  • обнаружено, что мозг почти мгновенно осуществляет вычислительные, логические и смысловые преобразования информации такой сложности, которые человек вообще не способен выполнить сознательно;
  • видимо, существует специальный механизм, принимающий решения, что из воспринятой и переработанной мозгом информации следует осознавать, а что - нет. Этот механизм имеет тенденцию повторять как свои решения об осознании чего-либо, так и свои решения о неосознании этого;
  • показано, что любое случайное явление осознается как закономерное, сознание приписывает ему какие-то причины;
  • сознание не может не контролировать результаты своей деятельности. Стоит перед человеком поставить задачу не осознавать какую-либо информацию, как сознание тут же начинает проверять, удачно ли оно решает задачу игнорирования и тем самым автоматически обращает внимание на то, что должно игнорироваться;
  • сознание неразрывно связано с деятельностью, так как оно контролирует ее;
  • если сознание сталкивается с рассогласованием собственных построений и реальности, то оно защищает прежде всего собственные догадки. Поэтому сознание больше времени тратит на работу с неожиданными стимулами, а ожидаемые быстро перестают осознаваться. Информация, с которой ничего не надо делать, а только помнить, забывается вопреки сознательному желанию удерживать ее;
  • сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструирует его - потому мир его и называется субъективным;
  • направленность сознания на конструирование догадок, как устроен мир (которые могут быть и ошибочными), позволяет выйти за пределы той весьма ограниченной информации о реальности, которую человек получает от органов чувств, и создавать представления о том, о чем напрямую нет никаких непосредственных данных: о космосе и микромире, о добре и зле, о своем «Я» или о сознании других людей.

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group:В - 12

Пән/ Предмет/ Subject: Психология

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Психика животных

Сабақтың үлгісі / Тип занятия / Type of the lesson : Лекция

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson : Лекция беседа

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives:

білімдік / образовательная/ educational: формировать знания учащихся о развитии и функционировании психики животных

дамытушылық/ развивающая/ developing : развивать стремление учащихся получать новые знания

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: воспитывать желание к саморазвитию при получении новых знаний

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: лекция, презентация

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

    Организационный момент

    Контроль исходного уровня знаний

    Изложение нового материала

    Закрепление

    Объяснение домашнего задания

Ход занятия

    Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning.

Организационный момент. Кто дежурный? Назовите отсутствующих. Какое сегодня число? Бүгiн нешесi? What date is it today? Кто сегодня отсутствует? Бүгін кім жоқ?

    Контроль знаний в форме тестирования.

    Целеполагание: видео ролик «Паук».

Во время просмотра этого видеоролика вы выдели как охотиться используя различные приспособления, питается паук. Как вы думаете, поведение паука инстинктивно или сознательно? (мнение обучающихся)

На этот вопрос и другие мы найдем ответ в течение лекции.

    Сообщение темы цели и плана занятия. Лекция.

    Жаңа сабақты түсіндіру

План:

    Чувствительность. Инстинктивное поведение животных.

    Навыки. Интеллектуальное поведение животных.

    Бекіту

1.Что такое инстинктивное поведение?

2.Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.

3.Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.

    Рефлексия «ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ »

«+»

« - «

«П»

«Н»

«О»

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил

    Үй тапсырмасы

1.Знать содержание лекции

Әдебиет/ Литература/ Literature :

1.Маклакова А.Г. «Общая психология»

2.Интернет ресурсы

Лекция.

План:

1.Чувствительность. Инстинктивное поведение животных.

3.Навыки. Интеллектуальное поведение животных.

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.

Инстинктивное поведение - это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.

1.Чувствительность

Характерным признаком психической реакции является чувствительность организма к индифферентным раздражителям, которые при определённых условиях (совпадение их с биологически важными раздражителями) сигнализируют о возможности или необходимости удовлетворения биологических потребностей организма.

Чувствительность возникает на основе раздражимости . Чувствительность, считает А. Леонтьев, генетически есть не что иное, как раздражительность на воздействия, которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию.

Раздражительность присущая органической природе вообще. Благодаря ей в растительном мире происходят врожденные реакции, которые называют тропизмами.

Тропизм - это автоматические движения в определенном направлении растений и простейших организмов, которые предопределяются неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях организма, которые вызываются односторонними влияниями раздражителей на организм.

Теорию тропизмов о животных разработал Ж. Леб. Однако эти реакции животных не механические, как считал Ж. Леб, - под влиянием опыта они набирают пластичности и изменчивости.

Согласно видам энергии, которые действуют на организмы в условиях их существования, различают фототропизмы, хемотропизмы, гелиотропизмы, гальванотропизмы и др. Например, подсолнечник движется под влиянием фото и термотропизмов; в направлении прорастания корней и стебля, в поведении червей и некоторых насекомых, которые зарываются в землю или ползут до верхушек растений, оказывается действие гео-, фото-или термо-тропизмов.

Различают следующие основные стадии развития психики животных :

    Элементарная сенсорная психика;

    Перцептивная психика;

    Интеллект.

Стадия элементарной сенсорной психики

Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые обитают в воде, земноводные и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязанию, запахам, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой.

Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от особенностей условий жизни живых существ. Да, у пауков, насекомых хорошо развита касательная чувствительность (на щупальцах, крылышках). Химическая чувствительность развита у пауков и других беспозвоночных. Она дифференцируется в них на обонятельную и вкусовую чувствительность.

У хруща насчитывают 50 тысяч органов обоняния, а у трутня - свыше 30 тысяч. Насекомые чувствительны к очень незначительным запахам. Пчела отличает запах оранжевой кожуры от 43 эфирных запахов. Пчелы реагируют на запах, не принимают чужих пчел.

Насекомые - это топохимические существа, то есть такие, которые имеют в организме зоны, чувствительные к химическим раздражений.

Общеизвестна чувствительность насекомых к температурным изменениям, зрительная чувствительность. Пчелы различают цвета и формы цветов, но не геометрические фигуры. Большинство насекомых являются глухими. Лишь те из них имеют слух, которые собственными движениями (крылышками) вызывают достаточно интенсивные колебания звуковых волн.

Например: как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Что вызывает это поведение паука? В специальных опытах было установлено, что подобное поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибрация паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: вибрирующий камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставляет паука обратиться в бегство. Значит, действительно, движение паука к жертве обусловлено вибрацией паутины.

Невольно возникает несколько вопросов. Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи - насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.

Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комочек мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы теперь приобрели для нее смысл пищи.

Стадия перцептивной психики

На ее основе развивается перцептивная стадия деятельности животных.

Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики .

Например, если самца оградить от пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорном этапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает.

Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры.

Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения. Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных. Так, при однократном возбуждении образная память действует: у крысы - по 10-20 секунд, у собаки - до 10 минут, у обезьяны - до 16 - 48 часов.

Продолжительность хранения образов памяти - ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуального поведения животных.

На стадии перцептивной психики происходят сложные изменения в процессах различения и обобщения представлений. Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения - не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных на данном этапе психического развития.

Успешность дифференциации и обобщения зависит не столько от степени сходства, как от биологической роли того, что влияет на животное. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связано с развитием интегративной зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения в целостный образ (сенсорные поля).

3.Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но у антропоидов - человекоподобных обезьян - отражательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития. Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или "ручного мышления" (А. Леонтьев).

Как показали исследования, обезьянам, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующего мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения.

И. Павлов отмечал, что аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга собаки - это конкретное, элементарное мышление. Однако умственная деятельность, интеллекта животных - это совсем не то, что разум человека. Между ними существуют очень большие различия.

Для стадии интеллекта характерно решение задач. Обезьяна (шимпанзе) в экспериментальных условиях не могла непосредственно достать пищу (банан, апельсин и т.п.). В клетке, где она находилась, лежала палка, с помощью которой можно было получить еду.

Ставилась задача: "догадается" ли обезьяна использовать палку, чтобы овладеть едой. Сначала шимпанзе пытается достать еду рукой, но терпит неудачу. Неудача на некоторое время отвлекает обезьяну от пищи. Она, увидев палку, манипулирует ею. Если палка и пища попадают в одно поле зрения, обезьяна направляет посох на еду и овладевает ею, подсовывая ее к себе.

Такие исследования проводились в разных вариациях. Обезьяны успешно решали поставленные перед ней в эксперименте задачи. Самые сложные из них были двухфазные задания, которые состояли в том, что пищу можно было достать длинной палкой, но вначале эту длинную палку нужно было достать короткой, которая была в пределах непосредственной досягаемости. Это задание обезьяны так же решали. Обезьяны способны объединять в один акт два действия последовательной операции, из которых первая является подготовительной для осуществления второй, решающей операции (двухфазные задания).

В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной сложности. С их помощью животные сигнализируют об опасности, пище, гневе, страхе, передают ту или иную информацию. Но эти разновидности отношений, это "язык" животных носит инстинктивный характер, является выявлением эмоциональных состояний. В отличие от человеческого языка "язык" животных не является средством трансляции индивидуального опыта другим животным.

Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий головного мозга, особенно лобных долей и при фронтальных их зон. Если у обезьяны уничтожить часть этих зон, то решение ими двухфазных задач становится невозможным.

Стадия интеллекта, свойственна высшим млекопитающим и достигла самого высокого уровня развития у человекоподобных обезьян, является предысторией возникновения и развития человеческого сознания.

Для всех стадий психического развития животных характерны фиксированность и индивидуальная изменчивость поведения. Фиксированными формами поведения, которые передаются наследственно, являются инстинктивные формы поведения.

Инстинкты

- это акты взаимодействия организма со средой, механизмом которых является система безусловных рефлексов.

Инстинктивно деятельность часто охватывает и механизмы тропизмов. Научное объяснение происхождения инстинктов дал Ч. Дарвин (1809 -1882), доказав, что строение поведения животных представляет собой органическое единство и становится результатом естественного отбора, тех изменений в физической организации и поведении, которые были вызваны внешними условиями и закрепились в организме в результате целесообразности их для жизнедеятельности организмов. Различают инстинкты питания, размножения, самосохранения и другие формы родового или видового приспособления к окружающей среде.

Инстинктивные формы поведения

- это большой силы мотив для организма . В зависимости от условий жизни и состояния организма возникают, чередуясь, те или другие акты поведения, размножения, защиты, акты связанные с питанием, и т.д.

В индивидуальном приспособлении животных к условиям жизни инстинкты кажутся осмысленными действиями, однако если нарушить такую цепь инстинктивных действий, животные все равно продолжают осуществлять следующие акты, в цепи инстинктивно действуя, хотя успеха это действие не обеспечивает.

Так, курица продолжает сидеть на залежах, даже если убрать из-под нее яйца, а пчела, начав опылять наполненные медом соты, будет продолжать это делать и тогда, если выпустить из сот мед. Итак, инстинктивные действия - это бессознательные, механические действия.

Инстинктивные действия в индивидуальной жизни животных могут изменяться. Например, можно добиться "мирного" сосуществования лисы и курицы, кошки и мыши. Однако такое индивидуальное изменение инстинкта наследственно не передается.

Изменчивость в фиксированных формах поведения проявляется в приобретении новых навыков и способов действий, которые возникают в результате многократного природного целесообразного выполнения движений и действий или в процессе дрессировки.


Подготовила

Студентка II курса гр.92063/1

Науменко Марина Александровна

Введение. 3

История развития представлений об интеллекте животных. 5

Сравнение психики животных и человека. 6

Заключение. 10

Список используемой литературы. 11

Введение.

Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.

Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным.

Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает".

Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.

Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А иинстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.

История развития представлений об интеллекте животных.

Способность животных к мышлению была предметом споров ещё с античных времён. Аристотель ещё в 5 веке до нашей эры обнаружил у животных способность к научению и даже допускал наличие у животных разума. Начало научному исследованию интеллектуальных способностей животных, как и их психики вообще, положил Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов и естественный отбор».

Первым обратился к этой задаче друг и сподвижник Дарвина Джон Романес (1848-1894), чье сочинение "Интеллект животных" (1882) приобрело большую популярность. Идеалистическая критика стремилась использовать уязвимые места этой книги для обвинения автора в том, что он антропоморфизирует душевную жизнь животных и культивирует "метод анекдотов".

Слабость позиции Романеса в его подходе к психике животных была обусловлена ненадежностью представлений о психике человека, отразивших влияние интроспективной концепции. Если Дарвин ушел из-под этого влияния благодаря тому, что сосредоточился на объективном изучении телесных реакций при эмоциях, то Романесу этого избежать не удалось. Объективных критериев интеллектуальности не существовало. Оставалось ориентироваться на ее традиционную трактовку в психологии (в Англии – ассоциативной психологии).

Романес, отбиваясь от критиков, в своих последующих работах "Умственная эволюция у животных" (1883) и "Умственная эволюция у человека" (1887) обвинял их в недопустимом приеме: они исходят из сознания современного, цивилизованного человека и, сопоставляя его с психикой животных, немедленно находят множество отличительных признаков, создающих впечатление качественного несходства. Однако если спуститься "вниз", сравнив животных – предков человека (человекообразных обезьян) и детей, то обнаружится, что различие между детской психикой и более примитивными явлениями у животных существует "по степени, но не по роду".

В целом Романес выступал как натуралист, стремившийся утвердить преемственность и единство психики на протяжении всего эволюционного процесса и вовсе не игнорировавший различия между отдельными циклами и вариантами этого процесса. Он остро ощущал нужду в объяснении ступенчатости фило- и онтогенетического развития сознания. Однако его собственные гипотезы носили умозрительный характер. Они касались интеллекта как комбинирования идей – простых и сложных, конкретных и абстрактных. Лишь в сознании человека возникают абстрактные "понятийные" идеи, которых нет ни у одного другого живого существа. Историческая ограниченность взглядов Романеса состояла именно в том, что он применительно к психике защищал эволюцию без дарвинизма. Он представлял работу интеллекта по-локковски, а не по-дарвиновски, видя в ней усложнение элементов сознания, а не регуляцию поведения в проблемных жизненных ситуациях.

Волна работ по сравнительной психологии, поднятая дарвиновским учением, непрерывно возрастала. Особенный интерес начиная с 80-х годов вызывают "социальные" формы поведения беспозвоночных, в которых видели прототип человеческих отношений. Сюда относят труд Д.Леббона "Муравьи, осы и пчелы", энтомологические работы Ж.А.Фабра, исследования Августа Фореля, в особенности его "Опыты и критические замечания об ощущениях насекомых" и др.

Сравнение психики животных и человека.

Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т. е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни. Она может осуществляться лишь по отношению к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. В силу этого возможности психического отражения окружающей действительности ограничены кругом биологических потребностей.

Поведение же человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости, сознательно.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшее отличие заключается в отсутствии семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения – они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Другим отличием языка животных является генетическая фиксированность, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов. Язык человека – открытая система, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет»: им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек, как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности – труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничто из перечисленного не свойственно животным. Они используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материально закрепленной форме.

Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Всякий труд предполагает употребление и изготовление орудий, а также разделение труда. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, при этом одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, а другие такого результата не дают, т. е. являются биологически бессмысленными. Происходит разделение предмета деятельности и ее мотива, объединяющим фактором при этом выступают совместная деятельность и складывающиеся в ней отношения между людьми. Таким образом, основу деятельности человека составляют социальные связи и закономерности.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • в каких ситуациях необходимо использовать генетически заданные способы поведения, а в каких искать их самостоятельно;
  • чему должны обучаться животные;
  • каковы преимущества жизни в сообществе;
  • как общаются животные;

уметь

Различать способы поведения животных, установившиеся в ходе эволюции, взятые из прошлого опыта или найденные в ходе поведения;

владеть

Навыками анализа поведения животных.

Как не укрепляй вертикаль, все равно тянет стать на четвереньки. А старые обезьяны все еще вспоминают, как они жили до эволюции.

Ф. Кривин

Врожденное или генетически заданное поведение

В этой главе мы проанализируем организацию и психическую регуляцию поведения животных. Подробнее об этом можно узнать при изучении таких дисциплин, как зоопсихология и сравнительная психология. Задача же этой главы – показать принципы построения поведения и возможности психики живых существ до человека, чтобы мы увидели общее и различия в организации деятельности животных и человека.

Начнем анализ с самых простых форм поведения, так называемого врожденного поведения. На самом деле речь пойдет о поведении живых существ, которое они осуществляют без предварительного обучения. Речь идет о генетически обусловленном поведении, которое может осуществляться не только сразу после рождения, но и спустя месяцы и годы после рождения.

К генетически заданному поведению относятся четыре разные поведенческие ситуации:

  • 1) внешний раздражитель (стимул) без предварительного обучения вызывает адекватное поведение. Например, раздражение губ новорожденного млекопитающего приводит к сосательной реакции детеныша; теплый предмет вызывает движение новорожденного к нему; болевой раздражитель вызывает реакцию ухода от него; вибрация паутины приводит к нападению паука на запутывающуюся в паутине жертву и т.д.;
  • 2) поведение возникает спонтанно без внешнего стимула из среды, заготовка корма на зиму у многих грызунов; строительство гнезда; сексуальное напряжение, перелетное беспокойство у птиц и т.д.;
  • 3) многие животные без предварительного обучения выполняют нужные двигательные акты. Например, новорожденный олененок, который должен следовать за матерью, через несколько десятков минут после рождения начинает ходить; птенцы водоплавающих птиц умеют плавать, многие птицы без обучения вьют гнезда и т.д.;
  • 4) многие живые существа без предварительного обучения правильно ориентируются в своей среде проживания. Например, инфузории при высокой концентрации в воде вредных веществ перемещаются к свету; некоторые мухи при опасности взлетают по направлению к солнцу; гусеницы ряда бабочек при падении с кустарника или дерева ползут вверх против гравитации и к свету; самка комара откладывает яички на блестящую при солнце поверхность воды и т.д.

Нетрудно заметить по описанным выше ситуациям, что на самом деле генетически определена либо причина поведения (генетически заданная детерминация), либо ориентировка и координация двигательных актов (ходьба, полет, плавание). Такое поведение описывается в понятиях "инстинкт", "рефлекс", "тропизмы", "таксисы". Если оно широко представлено у всех видов живых существ (у каких-то больше, у каких-то меньше), то возникает вопрос о преимуществах и возможностях такого поведения. Что делает такое поведение выгодным или даже необходимым и что дает возможность иметь такое поведение?

Начнем с выгоды и необходимости. Генетически заданное поведение включается самим изменением среды (или опосредованно, например, через изменение гормонального состояния) и тем самым позволяет сразу отвечать на возникшую угрозу или появление пищи. Оно также позволяет правильно ориентироваться при передвижениях в пространстве и адекватно отвечать на важные для жизни стимулы (раздражители от объектов). Для многих видов, особенно для насекомых, такое поведение как один из способов адаптации к среде проживания является просто необходимым.

Жизнь бабочек состоит из нескольких стадий (яйцо – личинка – куколка – имаго), и жизнь в каждой стадии занимает небольшое время, при котором некогда учиться новому поведению. При этом опыт одной стадии жизни (например, гусеницы) совершенно не нужен другой стадии (например, имаго, т.е. взрослому насекомому), поэтому не нужна и сама память. Очень часто задачи насекомых чрезвычайно просты и их мало. Например, у гусеницы – это питание и защита; у некоторых бабочек это только размножение (у них даже нет органов питания). При этом бабочки часто имеют маленькие размеры (большинство видов имеет размер 3–30 мм) и очень небольшое число нейронов нервной системы – от 250 до 900. Такие объемы нервной системы не позволяют иметь сложно устроенные механизмы. В этих условиях гораздо выгоднее иметь стандартно работающие управляющие устройства, обеспечивающие автоматические шаблонные ответы на ситуацию.

Естественно, возникает вопрос: почему эти шаблонные автоматические ответные реакции или ориентировки оказываются успешными ?

Такое поведение оказывается успешным только тогда, когда условия жизни данного вида остаются постоянными или меняются строго по определенному закону. Эти условия позволяют иметь рецепторы, настроенные именно па них, и механизм нужной ответной реакции. Отмеченное постоянство выявляется с помощью различных сенсорных модальностей: зрительной, слуховой, обонятельной, температурной, гравитационной, вибрационной и т.д.

Например, длина светового дня в течение года в средних широтах изменяется по синусоиде: от минимальной в декабре до максимальной в июне, что служит ориентиром для периода размножения многих видов, отлетного беспокойства птиц-мигрантов или времени их отлета и т.д. Практически параллельность солнечных лучей на Земле позволяет пчелам ориентироваться по углам направления полета к солнечным лучам. Положение Солнца на небосклоне Земли служит ориентиром для некоторых видов муравьев и пчел (туда – Солнце справа, а обратно – слева).

Наличие тени от непрозрачных предметов служит пусковым сигналом для ягненка в поиске молока матери (при кормлении мать становится над ягненком, создавая тень от света). Наседка подает сигналы тревоги для цыплят или другими звуками подзывает их к себе. Каждая семья пчел имеет свой запах, и стоящие на входе в улей сторожа по запаху определяют чужаков, а пчелы-санитары выносят мертвых пчел из улья, ориентируясь на их запах. Муравьи, уходя из гнезда, метят свой путь пахучим веществом и по нему возвращаются назад. Запах добычи ориентирует хищника в преследовании жертвы. Дождевые черви всегда затаскивают опавшие листья в нору, острым концом вперед, что позволяет листу закручиваться в трубочку. Ориентируются они при этом по химизму (вкусу) разных частей листа. Если из листа вырезать подобие листика с острым концом из основания черенка листа, то червь тянет лист не за острый конец (как выгодно), а за тупой, где сохранен химизм верхушки исходного листа.

Таких примеров великое множество, и всегда за ними стоит повторение ситуаций, представленных каким-то раздражителем. Но если живое существо вынуждено учитывать в своей жизни меняющиеся условия среды, то поведение перестает быть шаблонным.

Долгое время казалось, что у многих видов задана жесткая неменяющаяся программа поведения и определены объекты, которые однозначно вызывают нужное поведение.

Натуралист Жан Фабр считал, что у пчел существует жесткая программа поведенческих актов, которая не реагирует на изменение ситуации. Он помещал готовую к выходу из ячейки пчелу в стеклянную пробирку, заклеенную воском и дополнительно закрытую сверху бумажным конусом. Пчела быстро прогрызала восковую затычку, но бумажный конус оставался целым. Фабр объяснял это тем, что у пчелы "записано" в памяти, что необходимо прогрызать при выходе из ячейки только одно препятствие – крышечку ячейки. Поэтому вторая преграда оставалась всегда целой. При внимательном анализе выяснилось, что это была ошибка в эксперименте, чем часто грешит психология. Устройство челюстей пчел (жвал) не позволяет им захватывать гладкую поверхность бумаги, а если пробирку заклеить двумя или тремя перегородками из воска, то все они оказываются разрушенными, и пчела выходит на свободу.

Было выявлено, что часто записывается нс сам по себе двигательный акт, а конечный результат, который должен быть достигнут. Вспомните этот вывод И. М. Сеченова при анализе рефлексов. Сам конечный результат может быть достигнут разными способами. Так, оса, чтобы обездвижить кузнечика, должна ужалить его в нервный узел (ганглий). Но это происходит во время борьбы с кузнечиком, и оса наносит удары с разных сторон и в разных положениях, что никак нельзя записать в генотипе.

Оказалось также, что у многих видов предмет потребности не задан от рождения, как не задано узнавание матери. Этому детеныши учатся при жизни, запоминая после рождения запах, цвет, форму и размеры матери. (Об импринтинге мы говорили ранее, см. параграф 3.3.2.)

Э. Торндайк в конце XIX в. убедительно в экспериментах показал, что многие животные (начиная с грызунов – мышей, крыс) могут находить новые способы поведения, т.е. формировать поведение, которое не могло быть задано генетически.

Постепенно становилось понятным, что говорить только о генетически заданном поведении или только о приобретенном при жизни нельзя – поведение чаще всего включает в себя и врожденные элементы, и приобретенные при жизни. Поэтому напрашивается вопрос о том, что может и должно быть генетически заданным, а что надо устанавливать при жизни.

Врождены ли поводы, определяющие начало поведения ? Ответ на этот вопрос неоднозначен. На физические непредметные воздействия (энергетические потоки) и на постоянные неменяющиеся признаки объектов (цвет, запах) могут быть врожденные реакции. На объекты, которые меняются во времени (форма, цвет, размеры), нельзя иметь врожденные реакции. Закрепить генетически совокупность меняющихся признаков объекта (например, матери или пищевого объекта) невозможно, поэтому природа предусмотрела установление биологического смысла объекта при жизни детеныша (примеры импринтинга).

Что можно сказать про ориентировку поведения ? Мы уже говорили, что на постоянные неменяющиеся условия ориентировка может быть задана генетически, но для меняющихся условий среды требуется исследовательское поведение, выделяющее ориентиры "здесь и теперь" на основе образа ситуации. Способы поведения могут быть генетически заданы как умение некоторых видов птиц строить гнезда, по в новых необычных условиях или при нарушении естественных средств деятельности живых существ (клюва, конечностей и пр.) необходимо искать новые способы достижения нужного результата. Аналогична и ситуация с исполнением двигательных актов (бег, ходьба, полет и пр.). Сама координация работы разных мышц может быть генетически заданной в той части, где их работа не учитывает внешних условий. Но те стороны (параметры) движений, которые зависят от внешних условий, подлежат обучению. Например, голубь начинает летать без обучения, но он учится учитывать направление и силу ветра в полете, и свою скорость при посадке.

Изложенные факты позволяют сделать заключение о том, что генетически заданное поведение становится неэффективным, если живое существо сталкивается с новыми для себя обстоятельствами, где имеющиеся в его арсенале способы поведения неадекватны этим обстоятельствам и ему необходимо искать (создавать) новые способы поведения. Генетически заданное поведение также становится неэффективным в постоянно меняющихся условиях поведения, где ориентиры все время меняются и их значение необходимо устанавливать заново при осуществлении поведения.

  • Фабр Ж. (1823–1915) – французский энтомолог и писатель, член многих научных обществ, автор классического десятитомного труда "Энтомологические воспоминания" (в русском переводе "Жизнь насекомых").

Психика животных - внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.
Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. Психика животных с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать психику животных, которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о психике животных вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали психику животных недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование психики животных за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение психики животных превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема Психика животных рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане.

Возможно, что поведение и психика животных связаны так же, как психика и поведение человека. В пользу правомерности такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, человек и животные являются ступенями единой эволюционной системы, то есть имеют общее происхождение. Во-вторых, у человека и животных имеется много общего в строении организма и центральной нервной системы. В-третьих, весьма похожи физические и физиологические процессы, происходящие в нервной системе человека и животных. Именно на эти соображения обычно опираются ученые, судя о психике животных по объективным признакам, аналогичным тем, которые используются при изучении психики человека. Однако далеко не все объективные признаки, подходящие для характеристики свойств психики человека, годятся для анализа психики животных: ведь кроме общего в строении организма человека и животных есть и различное. Это касается, например, строения головного мозга. У человека новая часть коры головного мозга представлена гораздо больше, чем у всех животных, включая высших, человекообразных обезьян. Да и органы чувств человека, например его орган зрения и орган слуха, отличаются по строению от аналогичных органов животных. Следовательно, уверенно судить о психике животных можно только по тем объективным признакам, которые связаны с идентичными для человека и животных телесными органами. Если говорить более конкретно, то в научных исследованиях и в жизненных практических наблюдениях за животными мы можем судить об их психике в основном по следующим объективным признакам:



1. По двигательным реакциям на те или иные внешние воздействия, которые вызывают соответствующие психические явления. К примеру, вывод о том, что у животного есть образ некоторого предмета, мы можем сделать на основании того, что животное вполне определенным образом реагирует на данный предмет, причем его реакция на этот предмет отличается от реакции на другой предмет.

2. Мы можем подключить к телу животного приборы, которые зафиксируют определенные органические реакции, аналогичные реакциям человека, сопровождающим психические явления: изменение давления крови, частоты пульса, частоты дыхания, электрической активности мозга.

Однако такой подход годится только для высших животных, которые по поведению и по строению тела имеют много общего с человеком. Он мало подходит для изучения психики низших животных, и здесь мы можем только с известной долей вероятности предполагать, имеют ли место те или иные психические явления. Тем не менее ученых давно уже интересует не только вопрос о том, есть ли психика у животных, но и вопрос о том, чем психологически отличаются друг от друга животные, находящиеся на разных ступенях эволюционного развития.

Поделиться