Повесть «Бедная Лиза. Н.М


Симбирская губерния

Родовитая, но небогатая

дворянская семья

Светское образование

Знание иностранных

языков

Н.М.Карамзин

Путешествие

по Европе

Военная служба

Увлечение масонством

Занятие литературой

Изучение истории

Смерть отца

Отставка

Симбирск


Сентиментализм

  • Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.
  • От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
  • «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Сравнительная таблица

Классицизм

Линия сравнения

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Сентиментализм

Гражданская, общественная

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Основная тематика

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Любовная

Герои и

Вспомогательная, условная

характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Роль пейзажа

Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира

Основные жанры

Средство психологической характеристики героев

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия


История создания повести

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.

Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.


Эпигонство

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности - подражание писателям.


Заочная экскурсия

по окрестностям Москвы

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»


Симонов монастырь

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».


Москва-река

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».




Село Коломенское

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».


Роль пейзажа в повести

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.


Образ повествователя в повести

  • Рассказчик является полноценным героем повести.
  • Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
  • Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.

Социальный статус героини

бедная

небогатая, живущая в бедности

несчастная, горемычная, её жалко


Сопоставление героев

Лиза

Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.

Имя Эраст означает «возлюбленный»

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.


Мотив белизны, чистоты и свежести

В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Художник Кипренский

«Бедная Лиза»


Первая встреча

«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»


Мотив денег

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».


Герои повести

Эраст

мать Лизы

подружка Анюта

богатая вдова


Лиза

кормилица

милая

трудолюбивая

отрада старости

Божеская милость

нежная

любезная


трудолюбивая

любила матушку

прелестная

Лиза

робкая

чистая

услужливая

радостная душа

самоотверженная


Сцена расставания героев

«Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».


Причины самоубийства Лизы

Любовь к Эрасту

Обманутое доверие

Легкомыслие Эраста

Потеря смысла жизни

Измена Эраста



Итоги

  • Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  • Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ?
  • Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
  • Как проявляются в повести черты сентиментализма?
  • Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
  • В чем смысл заглавия?
  • Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
  • Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

Слайд 2

Николай Карамзин

Родился (1 (12) декабря1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным - с. Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) - 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) - русский историк-историограф, писатель, поэт. Почётный членИмператорской Академии наук (1818), действительный членИмператорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Слайд 3

История создания

Слайд 4

Сюжет

После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые,когда спит Лизина мать, проводят вместе все вечера, пока однажды Лиза не сообщает, что ее хотят выдать замуж за крестьянина. Эраст подспудно обещает жениться на ней,хоть он и дворянин, и Лиза решается разделить с ним постель.После того, как героиня теряет невинность, Эрасту уже мало каждый вечер только видеть ее, он хочет большего, а она перестает ему нравиться. Кроме того, он сообщает, что собирается уехать в полк. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд.

Слайд 5

Художественное своеобразие

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле») и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».

Слайд 6

Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены надписями - трогательными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!») и едкими («Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!») Однако несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль:

Слайд 7

«Бедная Лиза» Орест Кипренский

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Критика о повести

    «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

    Слайд 13

    Язык повести

    Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов, высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

    Слайд 14

    Анализ текста

    Каков жанр произведения?– От какого лица идет повествование?– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?– Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как назвал ее Эраст? Какое значение слова «бедная» для нее больше подходит?– Обратите внимание. Что общего между героиней картины и героиней повести?– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?– Как вы понимаете слова героя: «Натура призывает меня в свои объятия….»?

    Слайд 15

    Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?– Как понимать финальную фразу повести?– Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»).– Какое отношение к повести имеют следующие предметы: ландыш, стакан (нектар из рук Гебы), клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей, свеча, розовая вода, карты, образ богоматери? (Учитель показывает предметы, учащиеся отвечают на вопросы.)– Почему так часто употребляется слово «слезы»? Какая антитеза употребляется писателем? (Деревня – город).– Какие темы развивает автор?– Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

    Слайд 16

    Формируем итоговый вопрос творчески – исследовательского характера

    Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

    Слайд 17

    Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?

    Слайд 18

    Повести о любви

  • Слайд 19

    Работа в группах

    1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризующий душевное состояние героини.3-я группа. Рассказать о губительной силе денег.4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести.5-я группа. Мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герой не находит личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

    Слайд 20

    Ландыши

    Латинское название ландыша а дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.

    Избранный нами мотив («Лучи солнца») может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе главную героиню, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние Лизы. 3. Если цветы и лучи солнца являются символом чистоты, света, то деньги – это символ богатства, власти, алчности и корысти.В связи с этим вспоминается еще одно пушкинское произведение – «Пиковая дама». Бедная Лиза надеется на любовь и счастье. Главный герой Герман расчетлив, играет в карты, ради денег идет на компромисс с совестью.

    Слайд 24

    Дерзость и новаторство Карамзина

    Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги.

    Слайд 25

    Карамзин:

    «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

    Посмотреть все слайды

    И нежная улыбка пробежала
    Красавицы на пламенных устах,
    И вот она с томлением в глазах
    К любезному в объятия упала...
    "Будь счастлива!" - Эрот ей
    прошептал,
    Рассудок что ж? Рассудок уж
    молчал.
    А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

    Теоретический аспект

    Род литературы
    Жанр
    Композиция
    *Кольцевая, «рассказ в рассказе»
    - В каких произведениях встречали?
    * Наличие рассказчика. Для чего?

    СЮЖЕТ

    Любовь Лизы и Эраста.
    Рассказать содержание коротко, сжать
    текст до нескольких предложений.
    - Какой герой является главным.
    Почему?
    - Докажите, что это произведение
    сентиментализма.

    Сентиментализм

    Основная идея
    Стремление представить человеческую личность
    вдвижениях души
    Основная тематика
    Любовная
    Герои и характеры
    Отказ от прямолинейности
    простым людям
    в оценке характеров, внимание к
    Роль пейзажа
    Средство психологической характеристики героев
    Основные жанры
    Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание,
    идиллия

    Проблематика повести

    Проблема любви
    Проблема рока и
    обстоятельств
    Проблема природы и
    человека

    Значение Симонова монастыря в
    повести «Бедная Лиза»
    Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её
    окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию
    достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством:
    обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые
    читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию
    современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил
    название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний.
    Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В
    струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий,
    воздохни!»).
    «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще
    привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной
    судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»

    Герои повести
    Эраст
    Лиза
    мать Лизы
    автор
    подружка
    Анюта
    богатая вдова

    Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои?

    КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ?
    КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДАЮТ ЕМУ
    ДРУГИЕ ГЕРОИ?
    ЛИЗА
    милая
    трудолюбивая
    отрада
    старости
    Божеская
    милость
    кормилица
    нежная
    любезная

    Какую характеристику герою дает автор?

    КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ
    ГЕРОЮ ДАЕТ АВТОР?
    трудолюбивая
    любила
    матушку
    прелестная
    ЛИЗА
    робкая
    чистая
    услужливая
    радостная душа
    самоотверженная

    Каков Эраст? Как его характеризует автор?

    КАКОВ ЭРАСТ? КАК ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЕТ
    АВТОР?
    Эраст
    Доброе
    лицо
    Эгоизм,
    легкомыслие
    Богатый
    дворянин
    Доброе
    сердце
    Жизнь из
    удовольствий
    Слабый и
    ветреный
    Ищет
    счастье в
    забавах

    Первая встреча

    ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
    …. Лиза пришла в Москву с
    ландышами. Молодой,
    хорошо одетый человек,
    приятного вида, встретился
    ей на улице. Она показала
    ему цветы – и
    закраснелась. «Ты
    продаешь их, девушка?» –
    спросил он с улыбкою. –
    «Продаю», - отвечала она.
    – «А что тебе надобно?» –
    «Пять копеек».- «Это
    слишком дешево…….»

    Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств

    АВТОР НАБЛЮДАЕТ ЗА
    СМЕНОЙ ЛИЗИНЫХ ЧУВСТВ
    Смущение
    Грусть
    Безумная радость
    Печальное раздумье
    Восторг
    Страх
    Величайшее беспокойство
    Отчаяние
    Потрясение
    САМОУБИЙСТВО

    ЛЮБОВЬ – НРАВСТВЕННАЯ
    ПРОВЕРКА ГЕРОЕВ
    Лиза
    Эраст

    Любовь – нравственная проверка героев

    ЛЮБОВЬ – НРАВСТВЕННАЯ
    ПРОВЕРКА ГЕРОЕВ
    Лиза
    Сила характера,
    способность к
    глубокому чувству,
    Нежность,
    самоотверженность, НО
    БЕЗРАССУДНОСТЬ
    Эраст
    Двойственность натуры,
    пагубность среды,
    легкомыслие, эгоизм.
    Ему кажется, что он
    воскрес для новых
    чувств, но их глубины
    нет. Победу одерживают
    не высокие, а низкие,
    привычные чувства.
    Душа не очистилась от
    зла, обманывает Лизу.

    Выводы:

    1. Карамзин показывает, что любовь
    играет большую роль в
    человеческой жизни.
    2. Но он предупреждает, что
    исполнение всех желаний есть
    самое опасное искушение в любви,
    так как это ведет если не к гибели,
    то к самым роковым изменениям.
    3. По его мнению, необходим
    рассудок
    ВЫВОДЫ:

    Тема разума, рассудка

    ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА
    ЭРАСТ.
    Ни о чем не думает, плывет по течению, строит
    идиллические планы о жизни с Лизой как с
    сестрой
    ЛИЗА
    Задумывается о своей судьбе, но ее разуму не
    дано восторжествовать.
    РАССКАЗЧИК
    Постоянно в напряжении, он рядом с героями,
    но ничем не может им помочь.
    «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок
    есть царь твоих чувств?»

    Тема разума, рассудка.

    ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА.
    Что преобладает в отношениях Лизы и
    Эраста?
    Чувства, а не рассудок, в этом причина их
    бед. Если людьми управляют страсти, то
    за счастьем, удовольствием последует
    расплата – наказание.
    «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель
    твой?»
    Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься

    Проблема рока и обстоятельств

    ПРОБЛЕМА РОКА И
    ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
    Обстоятельства –
    Сумма реальных причин, в них нет той
    безысходности, как у рока.
    Эраст вынужден идти в армию; жениться на
    богатой вдове, чтобы поправить свое
    материальное положение.
    РОК - ?
    НО, по Карамзину, существуют высшие,
    фатальные силы, которые выносят
    человеку свой приговор.

    Итог бездумности

    ИТОГ БЕЗДУМНОСТИ
    ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно,
    безоглядно любила, на гибель
    ФИЗИЧЕСКУЮ.
    ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть
    всегда с Лизой, обрек себя на гибель
    МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей
    жизни несчастен».
    АВТОР не обвиняет героев, а объясняет
    причины их бед, предупреждает читателя о
    возможных бедах, если они забудут о
    разуме.

    Проблема человек и природа

    ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕК И
    ПРИРОДА
    Высшие силы представлены в образе природы:
    ОНА 1. Воплощение красоты.
    2. Чувствующий разум (сочувствует,
    одобряет, порицает, предупреждает, становится
    врагом).
    ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с
    природой, и он же может превратиться в игрушку
    страшных роковых сил.

    Образ природы

    1. Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках
    ландыши.
    2. Ландыши потом она бросит в речку.
    3. Природа предупреждает: Лиза не спала всю
    ночь в самом начале возникновения любви.
    Утром туман – символ неясности. (вещий туман
    – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для
    нее).
    4. Во время Лизиного заблуждения природа
    бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из
    черных облаков…натура сетовала о потерянной
    Лизиной невинности» Найти в тексте описание
    природы.
    ОБРАЗ ПРИРОДЫ

    Образ природы

    ОБРАЗ ПРИРОДЫ
    5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает
    в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица
    соединила свой жалобный голос с ее
    стенаниями».
    6. В произведении природа сочувствует
    Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не
    осуждает.
    7. Лизу сопровождает свет, солнце.
    8. Эраст всегда появляется вечером., даже
    свет луны освещает волос Лизы, но не
    касается Эраста. Все, к чему прикасается
    этот герой, гибнет и морально, и духовно.

    Выводы

    ВЫВОДЫ
    1. Миг любви, когда весь отдаешься
    чувству, прекрасен, но долгую жизнь и
    прочность чувствам дает РАЗУМ.
    2. Существуют высшие, фатальные
    силы, которые выносят человеку свой
    приговор.
    3. Человек может находиться в гармонии
    с природой, и он же может превратиться
    в игрушку страшных роковых сил.
    4. Природа наделена разумом, и не
    считаться с ее оценками неразумно.
    Какие выводы сделали для себя?

    ДОМА

    1.Устно – а)Тема любви;
    б) Тема разума, рассудка;
    в) Проблема рока и
    обстоятельств;
    г) Человек и природа.
    2.Карточки:
    *Сентиментализм.
    *Теория литературы по повести.
    *Выдержала ли Лиза проверку
    любовью?

    Слайд 2

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

    Слайд 3

    Задачи:

    образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

    Слайд 4

    Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

    Слайд 5

    Сентиментализм

    Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

    Слайд 6

    Работа с полотном

    Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» В. Боровиковский «Екатерина II»

    Слайд 7

    Сравнительная таблица

    Слайд 8

    История создания повести

    Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

    Слайд 9

    Эпигонство (от древнегреческого– «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливоеповторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов,мотивов, в частности - подражание писателям. Эпигонство

    Слайд 10

    «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

    Слайд 11

    «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

    Слайд 12

    «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

    Слайд 14

    Слайд 15

    «… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

    Слайд 16

    Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

    Слайд 17

    Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

    Слайд 18

    «Золушка» «Повесть о Петре и ФевронииМуромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

    Слайд 19

    бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

    Слайд 20

    Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

    Слайд 21

    Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышамив руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

    Слайд 22

    Первая встреча

    «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

    Слайд 23

    При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

    Слайд 24

    Слайд 25

    Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

    Слайд 26

    Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

    Слайд 27

    «Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

    Слайд 28

    Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

    Слайд 29

    «…Теперь, может быть, они уже примирились!»

  • Слайд 30

    Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги

    Слайд 31

    Домашнее задание

    Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

    Слайд 32

    Источники

    Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю). Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе». Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002. rusedu.ru›detail_2259.html power-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya… рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/ ps.1september.ru

    Посмотреть все слайды




    Н.М.Карамзин Светское воспитание Московский пансион Военная служба, Преображенский полк И.П.Тургенев – масон, писатель и переводчик Симбирская губерния, 1766 год Родовитая, но небогатая дворянская семья Путешествие по Европе г.


    Н. М.Карамзин – журналист, писатель, историк «Московский журнал» «Московский журнал» «История государства Российского» «История государства Российского» «Письма русского путешественника» «Письма русского путешественника» «Наталья, дочь боярская» «Наталья, дочь боярская» «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин. Худ. А.Г.Венецианов. 1828












    О.Кипренский. Бедная Лиза. Поэтический образ Лизы нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная дочь, нежно заботящаяся о матери. Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.









    Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.направление От франц. SENTIMENTAL – чувствительный. От франц. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.) «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.)


    Классицизм Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская, общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия



  • Поделиться