Презентация по химии "химические и физические свойства воды". Презентация по химии на тему: "Вода-удивительное вещество в природе" Вода с точки зрения химии презентация

Тема урока. Вода - самое удивительное

вещество в природе.

(8 класс)

Учитель химии МБОУ СОШ с.Ир.

Пригородного района

Тадтаева

Фатима Ивановна.


Цели урока: рассмотреть основные сведения о воде, её строении, физические и химические свойства. Круговорот воды в природе, источники её загрязнения. Значение воды в жизни человека. Минеральные воды Осетии.Укрепить межпредметные связи,привлечь материал по краеведенью для повышения познавательной активности учащихся.

Оборудование и реактивы: пробирки, стакан, воронка, пинцет, вода, лёд, две стеклянные бутылки с водой, фенолфталеин, металлический кальций, медь, оксид бария, оксид кальция, оксид меди, оксид кремния.

На столах у учащихся: вода, медь, оксид бария, оксид кальция, оксид меди, оксид кремния,фенолфталеин,пробирки.


Вода - самое удивительное вещество в природе.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни: ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан де Сент-Экзюпери


Вода – самое необыкновенное вещество в мире.

Она есть во всех уголках вселенной. Среди планет Солнечной системы вода распространена очень неравномерно.

На Венере воды очень

мало и она находится в

газообразном состоянии .

Планета Венера

Планета Земля .

На Марсе весь небольшой

объем воды – лед.

Только на Земле царство –

жидкой воды.

Планета Марс


Вода – подлинное чудо природы .

  • Строение молекулы воды.

Она состоит из двух атомов водорода

и одного атома кислорода .

Вода в газообразном состоянии

У Земли есть сплошная

« водная » оболочка гидросфера ,

которую образует вода,

находящаяся в трех состояниях .

Вода в жидком состоянии.

Вода в твердом состоянии



Твердая вода.

  • В природных условиях Земли твердая вода встречается на огромных пространствах – это снег и лед.

Уникальные свойства воды в твердом состоянии.

Она легче, чем жидкая вода.

Может испаряться даже при

отрицательных температурах .

При замерзании она расширяется .


Твердые атмосферные осадки.

Формы снежинок

Снег – один из самых

распространенных

кристаллов на Земле

Иней

Изморозь

Ледяная крупа

Град




Лед на суше и воде

Ледник в Антарктиде

Айсберг -

это материковый лед,

сползающий в море и

образующий ледяные

плавающие остров

Ледник в Гренландии

Горные ледники


Визитная карточка воды.

Формула воды

Вещество простое или сложное

Тип химической связи

Тип кристаллической решетки

Температура кипения воды


Химические свойства воды

1. Взаимодействие воды с металлами.

Электрохимический ряд напряжений металлов

Li,K,Ba,Ca,Na,Mg,Al, Mn,Zn,Cr,Fe,Sn,Pb, H 2 , Cu,Hg,Ag,Au

Ме ( Li,K,Ba,Ca,Na,Mg,Al ) + Н 2 О = Ме(ОН) n + Н 2

Ме ( Mn,Zn,Cr,Fe,Sn,Pb ) + Н 2 О = МеО + Н 2

Ме ( Cu,Hg,Ag,Au ) + Н 2 О ≠

Запомнить!

3Fe + 4 Н 2 О = FeO∙Fe 2 O 3 (Fe 3 O 4 ) + 4H 2


Задание. Допишите уравнения

1) K + Н 2 О =

2 ) Zn + Н 2 О =

3 ) Cu + Н 2 О =


2 . щелочных и щелочноземельных металлов с образованием оснований (щелочей):

МеО + Н 2 О = Ме(ОН) n


Задание. Допишите уравнения возможных химических реакций:

1) ВаО + Н 2 О =

  • К 2 О + Н 2 О =
  • С uO + Н 2 О =
  • ZnO + Н 2 О =

3. Вода взаимодействует с оксидами неметаллов с образованием кислот: НеМеО + Н 2 О → кислота

Запомнить! Исключение SiO 2

«Кислотные дожди»


Задание. Допишите уравнения возможных химических реакций:

1) SO 3 + Н 2 О =

2) SO 2 + Н 2 О =

3) SiO 2 + Н 2 О =


4 . Вода под действием постоянного тока разлагается

Н 2 О =


Без воды человек может прожить максимум 7 дней.


Вода под микроскопом

Человеческое тело «наполнено водой». Например, в

теле человека весом 70 кг вода составляет 49 кг.


Вода име e т огромное значение для гигиены. Происхождение слова « гигиена » связано с именем древнегреческой богини Гигиеи. Ёе изображали в виде женщины кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из символов медицины - чаша со змеёй.


Использование воды человеком

  • В мире нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная, чистая вода.

В быту

Водный

транспорт

Артезианская

скважина

В пищу

Зоны отдыха

Приливные

электростанции

Орошение полей

На промышленных

предприятиях

Геотермальные

станции


Вода может приносить не только пользу но и вред Стихии гидросферы

С водами Мирового океана

также связано много опасных,

а иногда и катастрофических

для человека явлений.

Сели

(грязекаменные потоки)

Цунами

(ход волны)

Подтопления

Наводнения


Когда опасны лёд и снег

  • Вода в твердом состоянии может быть очень опасной. Это вода – проваливающаяся, падающая, плавающая, оттаивающая.

Опасны лавины из снега и льда,

низвергающиеся с крутых

горных склонов

Опасны айсберги, приводящие

к кораблекрушениям

Опасны огромные сосульки,

падающие с крыш домов

Опасны многометровые толщи

очень рыхлого снега, в

котором можно утонуть

Опасен проламывающийся

под ногами лед на водоемах

Опасны тяжелые гирлянды инея,

обрывающие электропровода



Ты понял, каким богатством владеешь?

Тогда научись защищать его. Над водой нависла угроза – загрязнение .



Берегите воду!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Свойства воды

Слайдов: 31 Слов: 746 Звуков: 0 Эффектов: 32

Вода. 22 марта - Всемирный день водных ресурсов по календарю ООН, День воды. Аквариум, Акватория, Акваланг, Акварель. Исследование свойств воды. Вид из космоса. Сколько воды на нашей планете? Вода относится к числу наиболее распространённых в природе веществ. №4 Химики-экспериментаторы Растворимость зависит от температуры? От чего еще зависит растворимость? Особые свойства воды. Химические свойства воды. Взаимодействие воды с простыми веществами. 1. Реакции воды с металлами. Кусочек лития пинцетом взят. Отметьте, что условия обычны. 2. Реакции воды с неметаллами. И неметаллы могут вытеснять Газ водород из водяного пара. - Свойства воды.ppt

Вода и её свойства

Слайдов: 25 Слов: 878 Звуков: 0 Эффектов: 86

Удивительные свойства воды. …Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы! С.Т.Аксаков. А почему именно вода? Вода - удивительное химическое соединение, изучаемое не только химиками, но и физиками. Строение молекулы воды. Самая простая принятая сегодня модель молекулы воды – тетраэдр. В действительности одиночные молекулы воды при нормальных температуре и давлении не существуют. Есть несколько гипотез, описывающих строение и свойства ассоциатов воды. Однако единое понимание пока не достигнуто. Свойства воды. Аномальные тепловые свойства воды. Распределение температур в водоёме. - Вода и её свойства.ppt

Свойства веществ вода

Слайдов: 21 Слов: 1063 Звуков: 0 Эффектов: 128

С в о й с т в а в о д ы. ВОДА имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано ВОДЕ. ВОДА - самое распространенное вещество на Земле. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве. ВОДА не имеет запаха, цвета и вкуса. ВОДУ очень трудно окислить, сжечь или разложить на составные части. ВОДА - химически стойкое вещество. ВОДА - универсальный растворитель. Вода очень необычная по своим физико-химическим свойствам. Многие свойства воды аномальны. Расположение молекул. Стройными рядами. Тесновато. Простор. Вода имеет аномальную плотность. - Свойства веществ вода.ppt

Удивительные свойства воды

Слайдов: 13 Слов: 340 Звуков: 0 Эффектов: 0

Удивительные свойства воды. Вода вокруг нас. Физические свойства воды. Температуры кипения и замерзания. Тяжёлая вода. Дейтерий. Сухая вода. Нанотрубочная вода. Поведение воды. Исследования Масару Эмото. Много тайн. - Удивительные свойства воды.ppt

Физические свойства воды

Слайдов: 20 Слов: 735 Звуков: 0 Эффектов: 0

Физические свойства воды. Введение. Что же такое вода? Все земное вещество…ею проникнуто и охвачено». Вода - самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Четыре стихии Аристотеля. Земля Огонь Воздух Вода. Зависимость плотности воды от температуры. Плотность воды в интервале от 0 до 40С повышается. Зависимость удельной теплоемкости от температуры. Но вода и здесь ведет себя особо. Зависимость температур кипения и замерзания от молекулярной массы. При какой температуре вода закипает? Вода кипит при 1000С. Вода по химическому составу может быть названа гидридом кислорода. - Физические свойства воды.ppt

Химические свойства воды

Слайдов: 16 Слов: 972 Звуков: 0 Эффектов: 56

Аномальные свойства воды. ...А вот аналога воде не знаем мы пока... Доказать уникальность воды, как химического вещества. Выяснить причины уникальности воды как химического соединения. Теоретический (анализ статей, публикаций.). Цель проекта: Методы исследования: Задачи исследования: Цель исследования: Ознакомиться со строением молекулы воды. Выяснить влияние водородных связей на физические свойства воды. Гипотеза: Основополагающий вопрос. Обычна ли обычная вода? Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Общий запас воды на Земле составляет 1359000 м3 . - Химические свойства воды.ppt

Физические и химические свойства воды

Слайдов: 15 Слов: 811 Звуков: 0 Эффектов: 0

Физические и химические свойства воды. Цели урока. Оборудование. Физический процесс происходит при очистке воды. Больше всего примесей содержится в воде. Распределите предложенные вещества. Уксус, соль, мел, ржавчина. Физические свойства воды. Оформите запись химических свойств воды в виде обобщающей таблицы. Химические свойства воды. Реакции замещения. Реакции соединения. Реакция разложения. Выполните задания самостоятельно. - Физические и химические свойства воды.ppt

Жёсткость воды

Слайдов: 20 Слов: 486 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что может натворить жесткая вода. Жесткая вода. Жесткой называют воду, содержащую избыточное количество ионов кальция. Норма. При использовании жесткой воды возникают проблемы. Толщина слоя накипи. Закон Джоуля-Ленца. Способы устранения жесткости. Ионообменный способ. Средства для предотвращения образования накипи (водоумягчающие). Средства для умягчения воды. Средства для удаления накипи. Всё связано со всем (один из четырёх законов Коммонера). - Жёсткость воды.ppt

Вода - растворитель

Слайдов: 17 Слов: 433 Звуков: 0 Эффектов: 28

Вода - растворитель. Великолепный растворитель. Растворимость. Содержание растворенного вещества. Проведем опыт. Соль растворилась в воде. Пустой стакан. Прозрачный стакан. Сахар растворился в воде. Вкус после фильтрования. Дай смеси отстояться. Цвет воды. Песок. Размешай в стакане с водой чайную ложку глины. Глина не растворилась в воде. Содержимое стакана. - Вода - растворитель.pptx

Вода при замерзании

Слайдов: 14 Слов: 752 Звуков: 0 Эффектов: 16

Аномальные свойства воды при замерзании. Изучение причин изменения плотности воды. Аномалия воды. Строение воды. Водородная связь. Кристаллическая решётка льда. Величина пустот. Результаты эксперимента. Кластеры. Изменение объема воды. Температура. Образование кластеров. Результаты исследования. - Вода при замерзании.ppt

Память воды

Слайдов: 10 Слов: 568 Звуков: 0 Эффектов: 0

Научные обоснования информационной памяти воды. В основе же всего лежит тетраэдр (простейшая пирамида в четыре угла). 1988год - Эксперименты французского иммунолога доктора Жана Бенвениста. Порядок, в котором расположены одиночные молекулы, и есть память. Передастся по всей цепочке. Гипотеза информационной памяти Зенина С. В. Два типа памяти: Первичная память появляется после одноразового информационного воздействия. Структура основного жидкокристаллического носителя информации в воде Мартина Чаплина. Гигантский икосаэдр состоит из 13 и более мелких структурных элементов – переносчиков информации. - Память воды.ppt

Волшебная сила воды

Слайдов: 14 Слов: 610 Звуков: 0 Эффектов: 51

Волшебная сила воды. Вода наделялась душой во многих культурах мира. Вода. Состав воды. Свойства воды. Максимальная плотность. Химический состав воды. Энергетика воды. Круговорот воды. Целительные свойства воды. Снятие стресса. Хранитель информации. Вода, пригодная для питья. - Волшебная сила воды.ppt

Смачивание

Слайдов: 6 Слов: 63 Звуков: 0 Эффектов: 17

Лабораторная работа. Задание. Оборудование. Жидкости: масло, вода. Тела: железо, дерево, растение, стекло. Наблюдение. Масло смачивается. Всё смачивается. Вода смачивается. Вывод. Смачивание зависит от материала тела. Масло смачивается на растении и на дереве. Вода смачивается на стекле. Вода и масло смачивается на железе. -



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, повторить ОВР, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;
  • информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
  • коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Компьютерная презентация к уроку позволяет у чащимся :

  1. Получить знания о свойствах и значении воды.
  2. Приобрести навыки работы с веществами и оборудованием.
  3. Получить представление о распространенности воды в природе.
  4. Получить знания о проблемах уменьшения количества пресной воды.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

Лабораторное оборудование: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, стаканы с водой из разных источников (водопроводная, морская, дистиллированная).

Межпредметная связь : химия, биология, география, экология, литература, русский язык, физика.

Ход урока

I. Вступление.

Эпиграф (1 слайд).

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, ее физическими свойствами, аномалиями, нахождением в природе, значением и природными запасами.

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете.»

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.

Записываем в тетрадях: Тема урока: « Вода». (2 слайд).

Цель урока: Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

(на доске написан план урока)

  1. Распространение воды.
  2. Физические свойства воды.
  3. Особенности воды.
  4. Строение молекулы воды
  5. Химические свойства воды.
  6. Круговорот воды в природе.
  7. Охрана водных ресурсов.

Учитель . Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем как воспевали воду поэты разных времён. (3 слайд).

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет - все растает,
И будет простая вода.
А. Фет

II. Распространение воды.

4 слайд, 5 слайд

Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.

Сообщение 1. «Вода на Земле»

Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км 3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км 3 , и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.

Так много или мало воды на Земле? Очень мало! От всего объема Земли на воду приходится около 2,5 млрд. км 3 .

Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км 3 , а остальная находится в глубоких слоях земной коры. Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км 3 . Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из – за рубежа. Воду надо беречь.

Учитель : Но оказывается вода есть и в космосе.

Сообщение 2. «Вода в космосе»

Первые сведения о внеземной воде были получены итальянцем Пезали в 1864 году при исследовании метеорита. В нем оказалось 13,9% воды. В хронике Венгрии за 1802 год указано падение ледяных глыб массой 0,5 т и в Голландии массой 6 кг.

При помощи телескопа РАТАН – 600 было обнаружено излучение с длиной волны 1,35 см. Такое излучение дают молекулы воды. Космические путешественники – кометы, приближаясь к Солнцу из глубин космоса, украшаются длинным шлейфом. Этот хвост состоит их газов, одним из которых является водяной пар. Исследование Венеры в шестидесятых годах космическими аппаратами показали, что там, в облаках, содержится около 1% водяного пара.

8 декабря 1900 года в телеграмме В. Пикеринг сообщил о яркой вспышке, наблюдаемой на Марсе в течение 70 минут. В атмосфере Марса обнаружен водяной шар в виде льда. Яркие вспышки объясняются отражением солнечных лучей от ледяных поверхностей. А есть ли водоемы на Марсе? Телекамеры не передали ничего похожего на площади, покрытые водой.

Из больших планет только на Юпитере предполагают наличие воды в трех состояниях. Сведения о других планетах очень скудны. О воде на Сатурне можно судить только по наличию снежных колец.

Учитель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.

Сколько воды в организме человека? (65–75%)

А известно ли вам, что мозг содержит 80% воды. 6 слайд.

Сообщение 3. «Вода в живом организме»

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором – растения, на третьем – животные, на последнем – человек.

Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль – всего лишь 0,2%.

Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.

У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.

III . Физические свойства (работа с учебником).

7 слайд .

На доске таблица «Свойства воды».

Расскажите, какими физическими свойствами обладает вода (ответ учащихся).

IV. Особенности воды.

8 слайд.

Сообщение 4. Аномалии воды.

В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее корабль, окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы – айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды.

Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды. Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусочек того же металла: он моментально утонет. Твердое состояние любого вещества имеет большую плотность, чем жидкое. Лед и вода – удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.

Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба – атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.

Вода обладает большим поверхностным натяжением. По утверждению К.С. Лосева, у абсолютно чистой воды, эта величина столь велика, что по ней можно было бы кататься на коньках, как по льду.

Температура кипения воды 100°С, плавления – 0°С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей на разрыв, которых и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании.

V. Строение молекулы воды.

9 слайд.

Учитель. Вы знаете, что связь между атомами в молекуле воды ковалентная полярная.

Куда смещаются электроны?

Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение 9демонстрация схемы).

Этим объясняется способность молекул воды объединяться в более крупные комплексы. Это называется ассоциация.

А противоположный процесс? – диссоциация

Ассоциацией молекул воды объясняется высокая температура кипения.

(проектор выключается)

В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.

По отношению к воде вещества делятся на:

  • растворимые
  • нерастворимые
  • малорастворимые

Рассмотреть таблицу растворимости веществ.

Работа по карточкам. (1ученик выполняет задание на доске)

Задание 1. Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам.

Даны вещества:

Ba(OH) 2 , KCl, BaSO 4 , CaSO 4 , NaNO 3 , CuSO 4 , HNO 3 , AgCl, FeS, Ca(OH) 2

VI. Химические свойства. Повторение.

Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ.

Из пройденного материала вам известно, что с водой взаимодействуют оксиды.

  1. Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?
  2. Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?

Работа по карточкам (2 ученика работают на доске)

Задание 2. Закончите уравнения реакций. Назовите тип реакций

  • SO 2 + H 2 O =
  • СaO + H 2 O =
  • CuO + H 2 O =
  • N 2 O 5 + H 2 O =
  • SiO 2 + H 2 O =

Дополнительные вопросы.

  1. Какие оксиды не взаимодействуют с водой?
  2. Назовите тип реакций
  3. Изменяется ли степень окисления в этих реакциях?

Есть реакции с участием воды, в которых изменяется степень окисления. Вода проявляет окислительные свойства в реакции с активными металлами, например с натрием.

Демонстрационный опыт (проводит учитель)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Молекула воды состоит из одного атома кислорода, связанного ковалентной связью с двумя атомами водорода H2O Строение молекулы воды

3 слайд

Описание слайда:

Вода – это бесцветная жидкость, без вкуса и запаха. Кипит вода при 100 градусах цельсия (при давлении 101,3 кПа) Замерзает при температуре 0 градусов. Максимальная плотность воды (при 4 градусах) равна 1 г/см3. Физические свойства

4 слайд

Описание слайда:

Вода имеет огромное значение для нормального функционирования организма человека. Все физиологические жидкости: кровь, лимфа, слюна, желудочный сок, сок поджелудочной железы, желчь, межклеточная и внутриклеточная жидкость и все остальные представляют из себя водные растворы. Все биохимические и обменные процессы, весь метаболизм человеческого организма происходит в водной среде. Установлено, что у новорожденного ребенка вода составляет до 90% массы тела, у взрослого - 70-80%. А критической считается цифра в 55% - именно столько воды содержится в организме человека, умирающего от старости. Не случайно про стариков часто говорят: высох, усох, иссохся... Оказывается, это вовсе не метафора... Роль воды в организме человека

5 слайд

Описание слайда:

Для нашего организма вредна как нехватка воды, так и ее излишек. При недостаточном потреблении воды может наступить обезвоживание организма - крайне неприятное состояние, приводящее к тяжелым нарушениям функций различных органов. Избыточное же потребление жидкости негативно сказывается на работе сердца, органов выделения, пищеварения и ряда других систем организма, перегружая их, усиливает потливость, способствует вымыванию витаминов и минеральных солей из органов. К чему приводит избыток и недостаток воды в организме человека

6 слайд

Описание слайда:

Не надо забывать, что вода содержится в значительных количествах почти во всех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Так, в большинстве овощей, фруктов и ягод содержится 75-90% воды, в мясе, яйцах, картофеле до 75%, в молоке, сливках, кефире, питьевых йогуртах - 80-88%, в хлебе различных сортов - 35-45%, конечно не в засохшем:).

7 слайд

Описание слайда:

В нашем организме имеется прекрасный индикатор нехватки воды - чувство жажды. надо различать жажду истинную и ложную. Истинная жажда вызывается действительной нехваткой воды в организме, а ложная - пересыханием слизистых оболочек дыхательных путей. Для утоления ложной жажды достаточно просто прополоскать рот или медленно выпить несколько небольших глотков воды. Нехватка воды в организме, вызывающая истинную жажду, может возникнуть либо из-за недостаточного поступления жидкости, так называемого водного голодания, либо в результате значительной потери воды (при сильной рвоте, избыточном потоотделении, при ожогах и др.). В первом случае жажду рекомендуется утолять простой водой, во втором - подсоленной или минеральной. А вот газированную воду лучше не пить: содержащийся в ней углекислый газ может усиливать жажду, да к тому же не самым благоприятным образом сказывается на работе пищеварительной системы.

8 слайд

Описание слайда:

«Мнение о том, что чай, кофе, алкоголь и искусственные напитки способны удовлетворить потребности организма в чистой натуральной воде, - элементарная ошибка, особенно в ситуации, - когда организм испытывает стресс ежедневных проблем. Все эти напитки действительно содержат воду, но в большинстве из них содержится еще и обезвоживающие вещества, такие как кофеин. Они выводят из организма воду, а также какое-то количество воды из его запасов. Другой путь выведения воды после употребления горячих напитков – это повышенное потоотделение с целью охладить организм, разогретый изнутри. «Когда человек выпивает недостаточное количество воды и его организм обезвоживается, клетки отдают накопленную в них энергию. В результате они начинают больше зависеть от энергии, поступающей с пищей, чем от энергии, которую поставляет вода. В такой ситуации организм вынужден заниматься накоплением жира и использовать свои запасы белка и крахмала - ведь эти соединения ему расщепить легче, чем накопленный жир».

9 слайд

Описание слайда:

Проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что на каждую тысячу потребляемых килокалорий нужно выпивать около литра воды. Как правило, ежедневный рацион современного человека «тянет» на 2000 ккал. Но почти литр воды человек получает с пищей - супом, фруктами и овощами. Дополнительно заливать в себя 2 литра - значит создавать экстремальные условия для работы организма. - Пить больше 1,5 литра в день нужно только в жаркую погоду или при значительных физических нагрузках, А людям, страдающим повышенным артериальным давлением, заболеваниями сердца, почек, количество потребляемой жидкости вообще следует ограничить. Организм нуждается в усиленном потреблении жидкости: при отравлениях во время авиаперелетов в жаркую погоду при мочекаменной болезни при интенсивных занятиях спортом при инфекциях мочевыводящих путей при острых инфекционных заболеваниях Сколько жидкости нужно пить?

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Замерзая, вода расширяется на 9% по отно­шению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх, и потому редкий водоем промерзает до дна. Покрывающий его сверху лед - хороший теплоизолятор: ведь теплопроводность льда, как и воды, очень мала. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно. Интересные факты о воде

12 слайд

Описание слайда:

Все вещества, когда их нагревают, расширяются, а при охлаждении сжимаются. Вода тоже сжимается от холода. Но Сжимается пока температура падает, но при +4°С наступает предел. Тут она снова начинает расширяться, хотя температура продолжает понижаться. Поэтому самой плотной и тяжелой вода бывает при +4° С. Зимой, охладившись до +4° С, она опускается на дно и здесь сохраняется в течение всей зимы. Вот почему зимой на дне пруда, озера, реки сравнительно тепло. Эта удивительная аномалия спасает жизнь всем пресноводным животным.

13 слайд

Описание слайда:

Из всех жидкостей, кроме ртути, у воды самое большое поверхностное натяжение. Поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из молекул. Чтобы разорвать ее, нужна сила, и сила немалая. По этой пленке, бегают насекомые - вертячки и водомерки. За нее цепляются, повиснув вниз головой, личинки комаров, и даже улитки с массивными раковинами ползают по ней. Они тяжелее воды, но не проваливаются: пленка поддерживает их. Бегают по воде и не тонут даже ящерицы! Физики точно рассчитали, какую гирю надо подвесить к столбику воды толщиной в 3 сантиметра, чтобы разорвать его. Гиря потребуется огромная - больше 100 тонн! Но это когда вода исключительно чистая. В природе такой воды нет. Всегда в ней что-то растворено, пусть хоть немного. Чужеродные вещества разрывают звенья в прочной цепи молекул воды, и силы сцепления между ними сильно уменьшаются. Но в лабораториях ученым удалось получить почти чистую воду, и разорвать ее было так же трудно, как сталь самого лучшего сорта. Силы поверхностного натяжения тянут вверх воду из глубин почвы, питая растения солями и влагой. Увлекаемая ими, течет она по корням и стеблям самих растений и наполняет кровью наши капилляры.

14 слайд

Описание слайда:

Вода - лучший в мире растворитель. Она растворяет очень многие вещества, но сама остается инертной, не изменяется от многих веществ, которые растворяет. Благодаря этому качеству вода смогла стать носителем жизни. Растворы всех веществ, циркулирующие в нашем теле, приготовлены на воде. Они мало изменяются в таком растворе, и сам растворитель - вода - может быть использован неоднократно.

15 слайд

Поделиться