Презентация «Высшая нервная деятельность. Презентация по биологии " Особенности высшей нервной деятельности человека

Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад

Слайд 2

  • Первая и вторая сигнальная система
  • Формирование динамического стереотипа
  • Сознание как специфическое свойство человека.
  • Особенности бессознательных подсознательных процессов.
  • Слайд 3

    Цель

    • Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека.
    • Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека.
    • Формировать умения сравнивать.
  • Слайд 4

    • Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
    • Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
  • Слайд 5

    Социальные факторы антропогенеза

    • Коллективная трудовая деятельность
    • Общение – Речь
    • Сознание
  • Слайд 6

    Первая сигнальная система

    • Ощущение – воздействие на рецептор
    • Восприятие – основа представлений
    • Образ
  • Слайд 7

    «Рефлексы головного мозга» 1863 г.

    Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы

    Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.

  • Слайд 8

    Принципы рефлекторной теории

    • Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины
    • Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы
    • Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
  • Слайд 9

    Сеченов утверждал:

    Что рефлексы головного мозга включают три звена:

    • Возбуждение в органах чувств
    • Процессы возбуждения и торможения в мозгу
    • Движения и действия человека, т.е. поведение
  • Слайд 10

    Павлов И. П. -основоположник физиологии поведения.

    Павлов И. П. 1849-1936 г.г.

    • Открыл вторую сигнальную систему
    • Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов
    • Создал учение о безусловных и условных рефлексах
  • Слайд 11

    Образование условных рефлексов.

    • Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный).
    • Условный рефлекс – временная связь на время действия условий.
    • Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
  • Слайд 12

    Запечатление

    Связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения

    Значение:

    • Запоминание родителей;
    • Перенимают навыки поведения;
    • Формирование личности человека;
  • Слайд 13

    Вторая сигнальная система:

    • Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов.
    • Слова формируются в процессе общения
    • Слово – мышление – познание.
  • Слайд 14

    Динамический стереотип

    • Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов.
    • Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.
    • Основа поведения человека
    • Препятствует преодолению вредных привычек.
  • Слайд 15

    Сознание – высший уровень развития психики.

    Сознательная деятельность:

    • Составляет план.
    • Обдумывает способы осуществления плана.
    • Опирается на опыт других людей (или советуется).
    • Добивается поставленной цели.
  • Слайд 16

    Процессы сознания

    • У человека
    • Память.
    • Воображение
    • Мышление
    • У животных
    • Рассудочная деятельность
    • Конкретное мышление

  • Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Иван Петрович Павлов (). Иван Михайлович Сеченов ()


    Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.


    И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. Рефлексы врожденные (безусловные)(условные) приобретенные




    Виды инстинктов Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи) Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе» Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)


    Условные рефлексы Условные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо- бительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временнōй связи между условным (сигнальным) раздражи-телем и безусловно-рефлекторным актом


    Основные характеристики условного рефлекса (по И.П.Павлову) 1) Приобретаемость условных рефлексов (врожденность безусловных рефлексов) 2) Индивидуальность условного рефлекса (видовой характер безусловного рефлекса) 3) Изменчивость и возможность отмены (торможения) условного рефлекса 4) Сигнальный характер и принцип опережающего отражения в условном рефлексе


    Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2.


    Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 3.


    Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 4.


    Классификация условных рефлексов По происхождению - натуральные и искусственные По характеру безусловного подкрепления - пищевые, оборонительные, половые, исследовательские По характеру условного сигнала - световые, звуковые, тактильные, обонятельные, температурные и др. По характеру рецепторов - экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные По соотношению раздражителей во времени - наличные (совпадающие, отставленные), следовые, запаздывающие По степени сложности - 1, 2, порядка


    Условия выработки условных рефлексов Условие времени - предварительность или одновременность действия условного и безусловного раздражителей Условие силы - безусловный раздражитель должен быть сильнее (жизненно значимее) условного Условие индифферентности - условный раздражитель должен быть индифферентным Условие сенсорного ограничения - отсутствие посторонних раздражителей Условие мозговой активности - деятельное состояние центральной нервной системы


    Безусловное торможение - это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. Условное торможение – возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Условное торможение требует для выработки определенное время. Иван Петрович Павлов



    кафедра нормальной физиологии им Н.Ю. Беленкова НижГМА

    доцент к.б.н.

    Продиус Петр Анатольевич

    План лекции

    1. Учение о высшей нервной деятельности.

    2. Классификация безусловных и условных рефлексов.

    3.Условия выработки условного рефлекса. Стадии образования условного рефлекса.

    4. Механизм образования временной связи.

    5. Динамический стереотип.

    6.Торможение условных рефлексов.

    7. Понятие о сигнальных системах.

    8. Типы высшей нервной деятельности.

    Учение о высшей нервной деятельности

    И.П.Павлов разделил поведение на низшую(ННД) и высшую нервную деятельность(ВНД).

    ННД - совокупность безусловных рефлексов, обеспечивающую координированную деятельность всех его систем и направленную на поддержание гомеостаза

    ВНД - интегративная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенчес- кое приспособление человека и животных к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

    Для изучения ВНД И.П.Павлов разработал метод условных рефлексов.

    И.П. Павлов ввел термин ВНД, как эквивалент психи-

    ческой деятельности.

    Безусловный и условный рефлекс

    Безусловный рефлекс – постоянная, видоспеци- фичная, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внешние или внутренние изменения, осуществляемые при участии ЦНС.

    Пример - Слюноотделение на раздражение пищей ротовой полости.

    Условный рефлекс – выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.

    Пример - Слюноотделение на вид и запах пищи.

    По принципу биологической значимости:

    Пищевые - слюноотделение;

    Оборонительные – отдергивание конечности;

    Половые - выбор партнера;

    Родительские - кормление потомства;

    Игровые - ;

    Ориентировочные – ориентировочный рефлекс;

    Классификация безусловных рефлексов по И.П.Павлову

    По принципу уровня замыкания в ЦНС:

    Простые (спинномозговые) – коленный рефлекс;

    Усложнённые (бульбарные) - слюноотделитель-

    ный рефлекс;

    Сложные(мезенцефальные) - зрачковый рефлекс;

    Сложнейшие (субкортикально-кортикальные) – пищедобывательный инсинкт

    Условия выработки условного рефлекса

    1 . Сочетание индифферентного, в будущем

    условного сигнала, с безусловным подкреп- лением.

    Поджелудочная железа. Строение и расположение в коже разных типов рецепторов. Эпидермис. Тельца Руффини. Цель работы. Чувствствительные нервные окончания. Концевые колбы Краузе. Терморецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Строение нервной клетки. Общие принципы организации нервной системы. Крупный нейрон. Тельца Месснера. Рецепторы делятся на свободные нервные окончания и инкапсулированные.

    «Автономная вегетативная нервная система» - Парасимпатические ядра лежат в среднем и продолговатом мозге. Эффекты парасимпатической системы. Отходящие от ядер волокна, вегетативные узлы. Вегетативная (автономная) нервная система. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Строение вегетативной нервной системы. Преганглионарные нейроны симпатической системы. Симпатическая НС. Возбуждение симпатической системы. Строение ВНС. Регуляция работы внутренних органов.

    «Нервная ткань» - Поперечный срез нерва. Классификация нейронов по количеству отростков. Образование безмиелинового волокна. Скорость роста. Моторная бляшка. Осязательное тельце Мейснера. Развитие нервной ткани. Перехват Ранвье (границы соседних леммоцитов). Нервные окончания. Проведение нервного импульса. Тигроидное вещество в нейроплазме. Возбуждающий синапс. Строение нейрона. Серое вещество. Конвергентные связи.

    «Высшая нервная деятельность» - Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Цепочка врожденных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов. Доминантный очаг. Доминанта. Поведение. Ответьте на вопрос. Торможение условного рефлекса. Рассудочная деятельность. Приобретенные формы поведения. Приспособительные реакции животных. Разные формы торможения. Рефлексы. Основные способы научения. Виды условного (приобретенного) торможения.

    «Вегетативный отдел нервной системы» - Сакральный отдел. Глазосердечный рефлекс. Лимбическая система. Проба с пилокарпином. Функции внутренних органов. Холодовая проба. Слюноотделение. Пиломоторный рефлекс. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Дермографизм. Парасимпатотонические кризы. Поражение вегетативных ганглиев лица. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Болезнь Рейно. Бульбарный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения.

    «Основы высшей нервной деятельности» - Сон. Действие безразличного раздражителя. Типы темперамента. Холерический темперамент. ВНД человека и животных. Внутреннее торможение. Инсайт. Нервная связь. Краткие ответы. Последовательность элементов рефлекторной дуги. Врожденные рефлексы. Импритинг. Человеческие дети. Внешнее торможение. Верные суждения. Рефлексы. Парадоксальный сон. Бодрствование. Сангвинистический темперамент. Приобретаются организмом в течение жизни.

    2 слайд

    3 слайд

    4 слайд

    Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Ива н Петро вич Па влов (1849-1936)

    5 слайд

    Отличие ВНД человека от ВНД животных У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система. Сигнальная система - система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

    6 слайд

    Первая сигнальная система условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием через рецепторы непосредственных конкретных раздражителей (сигналов) внешнего мира (свет, цвет, звук, t°…).

    7 слайд

    И. П. Павлов писал: Это 1-ая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

    8 слайд

    9 слайд

    10 слайд

    вторая сигнальная система (сигнал сигналов). условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием сигналов любого свойства (речь, жесты), причём каждый из этих сигналов имеет соответствие в I сигнальной системе и способен замкнуть рефлекс. По И. П. Павлову, чрезвычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности является II сигнальная система, которая возникла в результате трудовой деятельности человека и появления речи.

    11 слайд

    Деятельность II сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Слово слышимое, произносимое (речь), видимое (письмо, азбука глухонемых), осязаемое (азбука слепых) является условным раздражителем, сигналом о конкретных раздражителях среды, т. е. «сигналом сигналов».

    12 слайд

    «Слово, - пишет И. П. Павлов, - составило 2-ую, специальную нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом 1-ых сигналов».

    13 слайд

    14 слайд

    15 слайд

    В образовании рефлексов II сигнальной системы участвуют лобные доли и мозговые центры речи.

    16 слайд

    Со II сигнальной системой связана специальная человеческая особенность ВНД – способность отвлечения и обобщения сигналов, поступающих через 1-ую сигнальную систему. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием. II сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде умозаключений, понятий, суждений.

    17 слайд

    Особенности II сигнальной системы. 1) Имеется только у человека. 2) Образование условных рефлексов на базе I сигнальной системы на основе речевой деятельности. 3) Обеспечивает восприятие информации в виде символов (слов, знаков, формул, жестов). 4) В образовании речевых рефлексов участвуют лобные доли. 5) Обеспечивает абстрактное мышление человека.

    18 слайд

    У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: мыслительный художественный средний (смешанный).

    19 слайд

    К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

    Поделиться