Примеры деловых игр по менеджменту. Примеры деловых игр

ИЗ ИСТОРИИ ДЕЛОВЫХ ИГР

Впервые игры как средство обучения практическому действию начали применяться в военных организациях. Руководство перед началом боевых действий проводило своего рода игры, на которых отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В зависимости от анализа конкретных условий (рекогносцировка, оценка обстановки, силы противника, свои силы и средства, цели и задачи, согласование действий с другими под­разделениями) принималось решение.

Концентрация и централизация производства и капитала, мас­совое производство, массовые армии, возросшая роль различного рода штабов породили новые условия для имитационных игр. Начали проводиться командно-штабные учения (КШУ) в армиях европейских и азиатских стран, особенно активно в 20-30-е годы перед Второй мировой войной. В США этот процесс развернулся лишь в ходе Второй мировой войны и усилился в послевоенное время, разросшись в современных условиях до гигантских и доро­гостоящих учений блока НАТО.

В народном хозяйстве метод имитационных игр впервые был применен в 1932 г. в России. Деловая игра была проведена в Ленинградском инженерно-техническом институте, ее автор М.М. Бирштейн. Результаты этой игры стали основой проведения экономических экспериментов на одной ткацкой фабрике и в последующей деловой практике.

Первая машинная игра была организована в 1955 г. так называ­емой бесприбыльной американской корпорации «РЭНД корпо­рейшн». Ее участники - офицеры тыла ВВС США. Целью игры явилась оптимизация затрат и организация снабжения ВВС США в стране и на многочисленных военных базах за ее пределами. С применением ЭВМ деловые игры были впервые организованы Американской ассоциацией управления в 1956 г., а в следующем 1957 г.- 20 президентов крупнейших фирм США приняли участие в такой игре.

В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах:

В процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях;



В процессе производства и реализации продукции на предпри­ятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, а также при проектировании новых и реконструкции старых предприятий:

В ходе НИОКР;

В министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сфе­ры производства, торговли, финансовой сфере, сфере услуг, в военной экономике и вооруженных силах.

В данном практикуме деловые игры разработаны только в учебных целях для обучения основам менеджмента после прохож­дения студентами производственной практики на предприятиях.

При подготовке к играм необходимо учитывать:

1) производственный опыт обучаемых, наличие производствен­ной практики (работу в промышленных, торговых, финансовых сферах, в непроизводственной сфере) и в зависимости от этого ставить цели, задачи, условия игры и определять ее сценарий;

2) интересы обучаемых, предрасположенность их к определен­ным видам управленческой деятельности при распределении ролей в игре;

3) количество времени, выделяемого тематическими планами на проведение практических занятий и деловых игр;

4) возможности обучаемых получать информацию, необходимую для принятия решений по хозяйственным (производственным, фи­нансовым, сбытовым и др.) вопросам. В случаях ограничений информации необходимо давать «типовые» данные, подготовлен­ные самими преподавателями (справочники, нормативы, положе­ния, указы и распоряжения, типовые формы деловой документации и т. д.);

5) условный характер учебных игр, упрощение ситуаций, сокра­щение действительно необходимых сроков на выполнение работ.

Практическое задание

Для участия в деловых играх продумайте и заполните анкету.

Анкета

Фамилия, Имя, Отчество

Факультет, курс, группа.

Практический опыт работы, стаж, специальность (имеющаяся по факультативу).

К какой сфере трудовой деятельности проявляете наибольший интерес: промышленность, строительство, транспорт, связь, сель­ское хозяйство, финансы, торговля, сфера обслуживания и др. (необходимое подчеркнуть или дописать)?

В какой должности намерены принять участие в игре?

С кем из сокурсников Вы намерены сотрудничать в деловой игре и в каком качестве?

Какой литературой по менеджменту Вы располагаете?

Будете ли Вы готовить курсовую или дипломную работу по менеджменту?

Участвовали ли Вы в деловых играх по другим учебным дисцип­линам, если участвовали, то в качестве кого?

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАЧAЛA»

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Подготовка игры.

Руководитель игры:

1) готовит исходные данные, характеризующие финансово-эко­номическое состояние предприятия, которым предстоит руководить обучаемым;

2) анализирует анкетные данные участников игры и предвари­тельно планирует распределение игровых ролей;

3) разрабатывает сценарий игры и проводит краткий инструктаж с участниками;

4) определяет регламент и выход игры.

Участники игры:

1) изучают необходимую литературу по теме;

2) предварительно определяют, в какой должности они хотели бы принять участие в игре;

3) составляют краткий примерный перечень прав и обязанностей по этим должностям;

4) готовят для обсуждения в группе организационную структуру предприятия и служб, характер выпускаемой продукции (услуг), название и фирменный знак.

Цель игры.

Привитие практических навыков в проведении собраний и совещаний, коллективном обсуждении организационных вопросов и принятии решений, ознакомление и усвоение порядка работы с финансово-экономическими показателями.

Условия игры.

Предприятие условно создано и работает несколько лет в круп­ном промышленном центре. Имеет здания, сооружения, машины, инструменты, оборудование, сырье и материалы. Сбыт и поставки осуществляются беспрепятственно. Укомплектовано кадрами, кро­ме руководящего состава.

Данная организация является предприятием акционерного типа, приватизированным в 1994 г., и относится ко второй группе пред­приятий (см. Экономический вестник России. 1994. № 2. С. 21-23) с балансовой стоимостью основных фондов более 1,5 млн. руб. В пересчете на 1.01.1997 г. с учетом коэффициента стоимость фондов составляла 10,5 млрд. руб. Списочная численность работающих 10 001 чел.

Вакантные должности: генеральный директор, его заместитель, главный инженер, главный бухгалтер, начальник управления кад­рами, начальник планово-финансового отдела, начальник произ­водственно-технического отдела, начальник отдела снабжения и сбыта, начальник отдела контроля качества и сертификации, юрисконсульт. Если позволяет количество участников игры, то на каждую должность назначаются по два человека, или предусматри­ваются вакантные должности начальников корпусов, цехов и участков.

Выпущенные акции распределены по Варианту 1 Государствен­ной программы приватизации: 25 % от уставного капитала именных привилегированных акций - членам трудового коллектива (него­лосующие акции), 10 % обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от их номинальной стоимости - членам трудового коллектива, 51 % обыкновенных акций - фонду имущества, 5 % обыкновенных акций - администрации предприятия, 9 % акций проданы на аукционе по коммерческому курсу.

Предприятие выпускает продукцию производственного назна­чения (по выбору и интересам большинства студентов группы: черные или цветные металлы, литье или штамповка деталей, сборка двигателей, динамомашин, производство подшипников, сельскохо­зяйственные машины и оборудование, минеральные удобрения, лесоматериалы и др.).

Сценарий игры.

Преподаватель назначает инициативную группу из состава уча­стников игры и ставит перед ними задачу - подготовить и провести собрание коллектива предприятия с повесткой дня «Выборы вы­сшего звена руководства предприятия». Далее игра идет по сцена­рию, определяемому действиями инициативной группы и ходом проведения собрания, в котором участвуют все обучаемые. После выборов и назначения участников игры на должности они должны ознакомиться со своими правами и ответственностью по занятым ими должностям (несмотря на все условности учебного занятия).

При успешном решении «кадровых вопросов» руководитель даст ряд вводных заданий всем участникам игры и контролирует их выполнение:

1. Генеральному директору распределить 5 % обыкновенных акций (100 шт.) между администрацией предприятия.

2. Каждому руководителю составить схему организационной структуры своего подразделения и определить вертикальные и горизонтальные коммуникации.

3. Продумать численный состав своих подразделений по профессиям, специальностям и квалификациям.

4. Дать участникам игры исходные данные по следующим показателям:

Численность предприятия ………………………………………………

Стоимость основных фондов (производственных)…………………….

Стоимость оборотных фондов (скорость оборота - 4 оборота в год)…

Годовой объем продукции (в действующих ценах) без налога на

добавленную стоимость………………………………………………….

Затраты на производство продукции

В том числе:

материальные затраты ………………………………………………….

затраты на оплату труда………………………………………………..

амортизация основных фондов………………………………………..

отчисления на социальные нужды……………………………………

прочие расходы………………………………………………………….

прибыль, подлежащая налогообложению……………………………..

После завершения работы с вводными заданиями руководитель игры заслушивает доклады всех руководителей, разбирает возник­шие разногласия между высшим и средним звеньями руководства и предоставляет время для оформления принятых решений в письменном виде.

Практические иллюстрации: тренинги, ролевые, имитационные, деловые игры

Тренинг «Аукцион»

Цель — заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы.
Содержание. Все участники делятся на группы потри человека, каждая тройка по очереди называет одну причину, вызывающую стресс педагога в школе (высказывания должны быть краткими, не более 3 — 4 слов). После очередного высказывания преподаватель-тренер считает до трех, и если команда, которая должна была называть причину, молчит, вместо нее за секунду до того, как ведущий произнесет «три», выступает любая другая тройка. Побеждает команда, последней назвавшая причину стресса в школе.
Обсуждение. Преподаватель-тренер просит участников вспомнить о причинах, не названных во время «аукциона», и задает вопрос: «Могло ли данное упражнение спровоцировать стрессовую ситуацию у участников занятия? Почему?»

Тренинг «Музыкальный ансамбль»

Тренер приносит различные музыкальные инструменты или предметы, которые можно использовать для шумовых эффектов (деревянные, металлические, пластмассовые и др.).
Задание участникам тренинга: «Вы — члены музыкального ансамбля, нужно сыграть что-нибудь всем вместе, используя имеющиеся музыкальные инструменты».
После выполнения упражнения всех спрашивают о переживаниях и впечатлениях. Обращают внимание на то, получилась ли общая музыка, слушали ли друг друга, пытались ли подстроиться. Кто был лидером?
Обсуждаются поведение дирижера, его стиль, способы управления ансамблем. Хотелось ли делать то, что он велел? Давал ли он возможность проявить спонтанность, импровизировать?

Тренинг «Ущемленные амбиции»

Информация для менеджера. Вы регулярно беседуете со всеми вашими сотрудниками. Недавно в ходе такой беседы вы затронули вопрос о возможном повышении одного молодого сотрудника по службе. Он работает у вас всего 6 месяцев, но уже проявил себя как очень усердный и амбициозный человек. Вы уже размышляли о различных возможностях для него, учитывая тот факт, что вскоре появится вакансия на место помощника менеджера. Вы ничего не обещали и, кажется, не подавали ему надежд на получение этой должности, а просто привели пример того, на что он может рассчитывать когда-нибудь в будущем. Вакансия образовалась, но вы отдали ее другому, более опытному сотруднику вашей организации. Скоро будет официально объявлено об этом назначении. Сегодня ваш молодой сотрудник попросил принять его, а секретарша сказала, что он очень расстроен из-за того, что, по его мнению, хорошая возможность ушла сквозь пальцы. Он многообещающий молодой человек, поэюму не хотелось бы, чтобы он решил, что его карьера погибла.
Информация для сотрудника. Вы работаете в данной организации 6 месяцев. В недавней беседе начальник дал вам понять, что думает о вашем повышении на должность помощника менеджера, которая скоро должна освободиться. Он также отметил, что у него нет оснований жаловаться на вашу работу, и даже сказал, что очень вами доволен.
Вчера одна из секретарш другого отдела сказала вам, что на эту вакансию уже нашли человека в ее отделе. Вас это просто шокировало. Было такое чувство, что вас предали. Почему он вам ничего не сказал? Может, еще не слишком поздно, ведь о назначении не объявили официально? А чем вы хуже? Вы считали, чю работа уже ваша. Кто знает, когда еще представится такая возможность. Сейчас вы пойдете к начальнику, чтобы все выяснить.

Тренинг «Групповой коллаж»

В тренинге участвуют несколько групп по 5 — 7 человек.
Содержание. «Групповой коллаж» предполагает коллективное выполнение участниками игры творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 2 — 3 м2 с использованием всего комплекса изобразительных материалов.
Путем групповой дискуссии выбирается тематика, отражающая актуальные для участников источники межличностных переживаний (например, «Работа в моей жизни»).
Длительность работы над коллажем — 30 мин. На этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Когда коллаж будет готов, следует сфотограф и ровть его, чтобы сохранить, и затем обсудить полученный результат.
По итогам работы каждый участник делает презентацию своего проекта, раскрывает вложенный в него смысл и делится общими впечатлениями от процесса коллективной работы и восприятия ее результата.

Тренинг «Объединяемся»

Цели — расширение знаний участников тренинга друг о друге; улучшение коммуникации, обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи.
Процедура проведения. Члены группы делятся на пары. Каждая пара должна найти для себя какую-то совместную цель (продажа чего-либо, представление проекта, решение проблемы и т.п.).
Далее каждая из пар должна для себя ответить на вопрос: «Что мы можем придумать, чтобы другая пара захотела вместе с нами развивать нашу деятельность, работать на нашу цель?»
После того как каждая пара ответила для себя на этот вопрос, парам предлагается пообщаться друг с другом и выбрать тех, кто готов с ними объединиться. Если какая-то из пар не хочет объединяться, то она должна обосновать свой отказ. Привлекать к себе в объединение можно любое количество пар. Выигрывает то объединение, которое собрало под свою цель самое большое количество участников группы.
Анализ результатов тренинга. Следует ответить на следующие вопросы.
1. Как происходило общение внутри каждой пары?
2. Какую цель каждая пара выбрала для себя и почему?
3. Каким образом уговаривали другие пары примкнуть к себе?
4. Какие доводы приводились во время отказа?
5. Почему большинство приняли именно эту цель?
6. Какое настроение сейчас?

Ролевая игра «Гостиница»

Ситуация. Три члена группы оказались в командировке в другом городе, где самолет сделал незапланированную посадку из-за непогоды. Рейс перенесен на сутки. Люди незнакомы между собой. Они отправились в ближайшую от аэропорта гостиницу, испытывая лишь одно желание — как можно быстрее устроиться.
Действующие лица: администратор гостиницы, дама 54 лет и три педагога из разных городов 38, 33 и 42 лет.
Инструкция администратору гостиницы. У вас только одно свободное место, вам нужно поговорить с каждым приезжим, а потом решить, кому вы отдадите номер. Свое решение нужно записать на листочке и молча отдать ведущему тренинг.
Инструкция приехавшим в командировку педагогам. Для того чтобы получить номер, нужно поговорить с администратором гостиницы. Вы подозреваете, что свободных номеров может не быть. Используйте при разговоре все конструктивные приемы, которыми вы владеете (техники установления контакта, активного слушания, аргументации). «Грязные технологии» запрещены.
Инструкция ведущему тренинг. Организуйте видеозапись игры. Помогите администратору организовать его рабочее место. Выведите всех участии ков игры в коридор (приезжих) и пригласите в комнату по очереди. Тот педагог, который поговорил с администратором, остается в комнате и слушает вместе с остальными членами группы.
После игры просматривается видеозапись и проводится обсуждение. Администратор объявляет о своем первоначальном решении, а также о последнем, если его мнение изменилось после просмотра видеозаписи. Во время обсуждения администратору задают ряд вопросов о том, что понравилось и не понравилось в поведении командировочных.

Командный тренинг «Башни»

Цель — отработка навыков взаимодействия в команде.
Необходимые материалы. Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников (одну и ту же инструкцию можно использовать для более чем одной карточки).
Инструкции, которые следует написать на каждой карточке, — один из вариантов, приведенных ниже:
1) башня должна иметь высоту в 10 уровней;
2) башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту;
3) башня должна быть не больше 15 уровней;
4) в строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики»;
5) башня должна быть построена только из белых и желтых кирпичиков;
6) каждый уровень должен быть единым по цвету;
7) шестой уровень башни должен быть желтым;
8) башню должны построить именно вы. Если за кирпичи возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.
Время — 30 мин.
Участвуют 12 — 30 человек.
Процедура проведения.
1. Участники делятся на группы по 5 — 7 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.
2. Каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает инструкцию на карточке, которую нельзя показывать другим.

Командное упражнение «Товары от А до Я»

Цель — продемонстрировать важность групповой синергии в выполнении совместных заданий.
Процедура проведения. Студенты разделяются на группы по 5 — 7 человек. Каждая группа составляет список вещей, принадлежащих участникам, на все буквы алфавита — от А до Я. Список следует составлять как можно быстрее.
Подведение итогов. С помощью бланка подведения итогов оцените проведенную вашей командой работу.
Общее время — 30 мин (подготовка — 5 мин, выполнение задания — 15 мин, подведение итогов — 10 мин).

Тренинг «Живая картина»

Цель — эффективное погружение в игру.
Содержание. Команды, состоящие из семи или восьми участников, просят определить тему для своей картины (например, «возвращение домой», «век техники», «время для развлечений») и затем создать живую картину, в которой они исполняли бы роли ключевых элементов. Затем каждая команда по очереди «предсталяет свою картину» другим командам и обсуждает, каким образом они выполнили это задание.
Участники получат большее удовольствие, если сделать фотоснимки их работы.
Не проводите это упражнение с теми людьми, которые не хотят, чтобы к ним прикасались.

Имитационная игра «Идеальный образ преподавателя-игротехника»

Задание. Вы должны создать идеальный образ преподавателя-иг- ротехника. Ознакомившись с предложенной ниже формой, отметьте характеристики, наиболее полезные, по вашему мнению, для принятия правильного решения с учетом деятельности, на которую вы отбираете преподавателя.
Инструкция 1. Ваша задача — применительно к каждому играющему индивидуально проранжировать перечисленные ниже 20 характеристик. Критерием для оценки качеств и способностей является их значение для игротехнической деятельности. Качество или способность 1, 2 и т.д. являются наименее важными, низкий рейтинг, 20 — самый высокий рейтинг; 9, 18 и т.д. — наиболее значимые для данной деятельности. Помните: ни одна цифра не должна повториться!

Инструкция 2. После того как все проранжируют характеристики и запишут результаты в графе «Индивидуальный идеальный образ», вся группа делится на подгруппы по 3 — 7 человек (в зависимости от численного состава группы) и обсуждают в командах коллективное решение, т.е. создают коллективный идеальный образ преподавателя.
Правила обсуждения:
1) принимать решение путем голосования нельзя;
2) высчитывать процент нельзя;
3) давить на партнеров по типу: «Я сказал!» — нельзя;
4) идти на компромисс нежелательно.
Цель — путем переговоров и коллективного обсуждения на основе аргументации позиции каждого выработать совместное консенсусное решение.
Инструкция 3. Провести межгрупповую дискуссию, в ходе которой определить правильность выбранных характеристик, соизмеряя их с функциями преподавателя-игротехника.
Дебрифинг. По итогам игры в командах составить «Памятку» преподавателю-и гротехни ку по последовательности шагов подготовки и проведения занятия с использованием интенсивной интерактивной технологии. Затем провести презентацию и оценку «Памяток», подвести итоги игры.

Ролевые игры

Ситуация 1. Педагог испытывает затруднения при работе со студентами, которые не боятся резко отвечать или даже хамить. Он может достойно противостоять грубости или вместо этого «зарывается головой в песок».
Действующие лица: молодой преподаватель и студент курса, на котором педагог читает лекции.
Задание студенту. Вести себя уверенно, даже нагловато.
Задание молодому педагогу. Поставить студента на место, используя техники установления контакта, аргументации.
Ситуация 2. Педагог работает в данной школе 12 лет, имеет двоих детей, школьного и дошкольного возраста. На работе зарекомендовала себя с хорошей стороны, является ветераном труда. Она обратилась к администрации школы с просьбой предоставить ей дополнительно к летнему отпуску 2 недели за свой счет, поскольку по состоянию здоровья она может выехать с детьми на море только в сентябре.
Руководитель школы не подписал заявление, заявив, что в сентябре начинается учебный процесс и заменить ее некому. Однако отказ не был категорическим, поскольку этот педагог, если возникала такая необходимость, по первой просьбе директора оставалась после работы для выполнения срочных заданий или заменяла заболевших коллег.
Получив отказ, педагог подала директору два заявления: 1) с просьбой об отпуске; 2) в случае отказа — на увольнение, прося еще раз подписать первое, а если нет — второе. Говоря это, педагог обливалась слезами.
Действующие лица: педагог и директор школы.
Задание педагогу. Продемонстрировать страдание, невразумительную речь, изложить просьбу и ее причину.
Задание директору. Успокоить педагога, разобраться в случившемся, принять правильное решение.
Ситуация 3. Директор школы оповестил персонал о том, что в ближайшее время ожидается проверка представителей вышестоящего руководства, к которой следует должным образом подготовиться: от этого зависит будущее данной организации.
Рабочего времени на оформление документации не хватало, и сотрудникам ежедневно приходилось на несколько часов оставаться после работы. Когда же большинство документов были приведены в порядок, ведущие преподаватели (председатели цикловых комиссий) и завуч по воспитательной работе отказались оставаться после рабочего дня, ссылаясь на то, что постоянное отсутствие дома разрушает их семьи, дети брошены и вообще они устали.
Действующие лица: директор, завуч по воспитательной работе, два педагога.
Задание директору ш кол ы. Нужно поговорить с работниками, снять их эмоциональное напряжение и убедить в необходимости дополнительной работы еще несколько дней.
Инструкция педагогам и завучу. Реагировать бурно, отказываться выходить на сверхурочную работу; в процессе беседы вести себя по ситуации, в зависимости от того, как будет вести себя директор.
Ситуация 4. Рабочий контакт пожилого и молодого педагогов. Старший, более опытный, не принимает современных технологий обучения: игры, тренинги, анализ кейсов.
Действующие лица: молодой педагог (председатель цикловой комиссии); педагог в зрелом возрасте (пенсионер), считающий традиционные методы обучения достаточно эффективными и не собирающийся перестраиваться, считающий все новое быстро проходящим веянием.
Задание. Смоделировать ситуацию, опираясь на опыт педагогического общения, и разыграть ее, используя техники и приемы установления контакта. Молодой педагог стремится привлечь пожилого педагога к внедрению в учебный процесс инновационных технологий, с этой целью пытается установить эмоциональный контакт, провести беседу с опытным, но несговорчивым педагогом.
Ситуация 5. Управление подчиненным, который раньше был хорошим другом, коллегой.
После получения диплома о втором высшем образовании по специальности менеджера вас назначили на должность директора той же школы, в которой вы работали раньше. Ваша подруга Валентина Петровна теперь стала вашей подчиненной и старалась при всех публично продемонстрировать свои близкие с вами отношения. На днях она заявила при всех, что власть быстро портит человека. С каждым днем вам становится все труднее отдавать приказы, контролировать их выполнение, оценивать результаты работы. На любое ваше замечание реакция у Валентины Петровны неадекватная, она пытается все время демонстрировать окружающим степень своей дружественности с вами и влияния на вас.
Вам это надоело. Вы решили изменить ситуацию.
Действующие лица: директор школы, ее бывшая подруга.
Задание. Установите хороший рабочий контакт со своей подчиненной. Объясните бывшей подруге, что ситуация изменилась и ей придется перестроить отношения с вами.

Имитационная игра «Воздушная катастрофа в пустыне»

Ситуация. Августовское утро. Самолет, на котором вы вылетели, только что произвел вынужденную посадку в пустыне Сахара. Самолет полностью разрушен и обгорел. Погиб весь экипаж самолета. Спаслась только ваша группа. Непосредственно перед катастрофой штурман самолета сказал, что ближайшее поселение находится к северо-востоку на расстоянии 115 км.
Вокруг только песок и единичные пустынные кусты, но и те совершенно высохли. Последняя метеосводка обещала на ближайшие дни температуру воздуха 45—50°С. Это означает, что на поверхности земли температура выше на 10 °С. Вы одеты легко — короткая рубашка, шорты, носки, уличная обувь. У каждого в кармане немного денег, расческа, носовой платок, пачка сигарет и ручка. После воздушной катастрофы вы спасли 15 предметов. Останетесь ли вы в живых, зависит от того, удастся ли вам дойти до ближайшего поселения.
Ваша задача — расположить по порядку перечисленные ниже 15 предметов. Критерием для оценки является значение предметов в поддержании вашей жизни. Предмет 1 является наиболее важным, предмет 15 — наименее важным.
При оценке учтите следующее:
- число оставшихся в живых равняется числу членов вашей группы;
- вы сами участвуете в ситуации;
- группа решила в предпринимаемом походе остаться вместе;
- все предметы в хорошем состоянии и годны к употреблению.

Процедуры:
1) принятие индивидуальных решений;
2) выработка коллективного решения в группах;
3) экспертное решение и подсчет индивидуальных ошибок;
4) межгрупповое взаимодействие: дискуссия, подсчет групповых ошибок;
5) анализ результатов и подведение итогов игры.

Имитационная игра «Авиакатастрофа в тундре»

Инструкция. Вы летите на рейсовом самолете в городок, расположенный на севере канадской провинции Квебек в субарктической области. Самолет терпит аварию и падает в озеро. Летчик погиб. Самолет некоторое время держится на плаву, и вы успеваете выйти из него и вынести некоторые вещи, затем самолет тонет. Вы одеты в теплое шерстяное белье, толстые шерстяные брюки, в свитер, сверху кожаная куртка. На голове вязаная шапочка, на руках шерстяные перчатки, на ногах охотничьи ботинки из толстой кожи.
Местность в этой области представляет собой тундру — в основном это болото с разной степенью проходимости, множество озер, соединенных между собой сетью речек и ручейков. На редких холмах растут карликовые деревья 10 — 15 см в диаметре. Время: 17 октября, 14.30. В городке, в который вы летели, вас ждут не позднее 20 октября.
Вам необходимо расположить по степени значимости спасенные вами предметы.

Примечание: студенты получают бланки без экспертной оценки и без комментариев значимости перечисленных предметов.
В подобной ситуации МЧС РФ рекомендует остаться на месте и ждать спасателей.
Обработка результатов. Участники должны: 1) подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами;
2) просуммировать все разницы в индивидуальном задании;
3) вычислить средний балл, для чего сложить все индивидуальные баллы и разделить на число человек в группе;
4) подсчитать абсолютную разницу в баллах между групповыми ответами и правильными ответами;
5) просуммировать все разницы в групповом задании;
6) сравнить индивидуальный и групповой счет и попытаться объяснить, почему некоторые из наиболее правильных индивидуальных ответов не были учтены в групповых ответах (если это имело место);
7) выявить трех победителей в индивидуальном соревновании.

Имитационная игра «Утро на даче»

Цели игры — осуществить поиск возможностей для высвобождения времени; научиться работать в команде; научиться принимать решения на основе анализа.
Инструкция. Отец, сын (14 лет), дочь (6 лет) вместе сдрузьями собрались в поход, друзья будут ждать на платформе электрички. От дома до платформы — 500 м предстоит пройти пешком. Утром до выезда нужно приготовить завтрак: бифштекс и вареный картофель, отцу — черный кофе, детям — кофе с молоком. Электричка отправляется в 8.00.
Задание. Следует определить, на какое время нужно поставить будильник.
Обеспечение:
1) в доме нет воды, за ней нужно идти;
2) плитка электрическая двухкомфорочная;
3) рукомойник наливной на 6 л;
4) туалет уличный в 6 м от дома;
5) ведро для воды одно — на 12 л;
6) в сковородку помещается только два бифштекса;
7) чайник рассчитан на 3 л.

Ограничения:
необходимо выполнить все действия (нельзя выкидывать ни один пункт из того, что нужно сделать);
нельзя прерывать выполнение начатого действия.
Решение команды отобразите на сетевом графике.

В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.

Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

В интернете сегодня много материала по тренингам и деловым играм на разные темы. Однако, как ни странно, найти , направленных на тему качества передачи информации и постановки задач, не так просто. Особенно, если это не выдуманные тренерами игры, часть из которых вообще не применялась на практике.

Я это выяснил, когда один знакомый руководитель попросил посоветовать интересные коммуникативные игры на передачу информации. Они собрались на новогодние праздники всей компанией за город на целых три дня: и Новый год встретить, и спортом позаниматься, и команду сплотить. Чтобы было и полезно, и весело.

Идея мне понравилась (хотя, признаться, не уверен, что это уместно для новогоднего корпоратива, все же какой-никакой, а тренинг ).

Так вот, покопавшись в интернете, ничего нового не нашел (удивлен). Если кто знает, подскажите! В результате решил вспомнить все самое интересное, что приходилось встречать на тренингах по коммуникациям при своем участии и собрать в одном месте. Раз я проделал такую работу, будет здорово, если кому-то еще поможет.

В большинстве игр я принимал участие сам, за некоторыми наблюдал со стороны. Собрать получилось не так много, но зато испытано на практике. Некоторые моменты я заодно немного усовершенствовал и сопроводил комментариями. Итак, начнем!

Я выделил из собранных игр три группы:

  • Игры, направленные на умение передавать информацию.
  • Игры, направленные на постановку задач.
  • Игры, направленные на организацию командной работы с задачами.

Игры, направленные на качество передачи информации

Это самые простые и распространенные игры, довольно часто применяемые на тренингах по коммуникациям, консалтингу, продажам и другим, где требуются навыки четко передавать информацию от одного человека другому.

Существует множество вариаций игр на данную тему, но условно можно их сгруппировать в две группы: «что-нибудь нарисовать или собрать» и «передать информацию устно». Собирают обычно либо из бумаги, либо из прямых линий, например спичек (зубочисток, счетных палочек, что будет под руками). Ну а рисуют, чем нравится.

№ 1 – Собрать геометрическую фигуру

Суть игры: заранее готовится некая фигура, разрезанная на части так, чтобы получилось несколько простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.п.). Два человека располагаются таким образом, чтобы не видеть друг друга (например, садятся спиной к спине, или по разные стороны доски). Один человек видит перед собой собранную фигуру (нарисованную). Второму дают разрезанные части.

Задача заключается в том, чтобы словами передать информацию так, чтобы собрать нужную фигуру. Результат сравнивается с образцом. Чем сложнее выбранная фигура, тем интереснее (но и сложнее). Можно засекать время для разных пар, используя при этом одинаковую фигуру. Как показывает практика, лучше всего результат у того, кто умеет понятно излагать информацию (это доказанный факт). Цвета тоже можно использовать. Для фигур хорошо подходят образцы детских аппликаций, которые можно найти в интернете в большом количестве. Например, такие:

Или менее очевидные и не совсем логичные, как этот слон:

Кому просто, можно порезать на более мелкие части.

Ну а если картинок не оказалось, то можно…

№ 2 – Собрать фигуру из спичек

Все аналогично предыдущему варианту с фигурами, но фигура складывается из спичек (или других прямых палочек). На первый взгляд это проще, но далеко не всегда. Надо стремиться к точному совпадению картинки.

Если человек не имеет терпения или не может последовательно излагать информацию, задачу выполнить будет сложно. Иногда со стороны странно наблюдать, как люди мучаются с простейшей фигурой. Время также имеет значение. Ведь результативность в подобных упражнениях заключается не только в «смогут или нет» - смогут. А вот как быстро – это и есть цель упражнения. Пример возможных схем:

№ 3 – Нарисовать фигуру

Опять все аналогично, только вместо складывания фигуры, надо ее нарисовать на бумаге. Это задача более сложная, так как фигуры можно переложить, если что-то пошло не так, а рисунок есть рисунок. Рисовать можно все, что угодно. Главное, чтобы это не требовало навыков рисования, т.е. тоже простыми геометрическими фигурами.

№ 4 – Испорченный телефон

Испорченный телефон – классическая всем известная игра еще с детства. Только «по- взрослому» выглядит чуть сложнее.

Задача в следующем: необходимо донести по цепочке наиболее значимую информацию, и желательно как можно точнее. Для передаваемой информации желательно использовать запутанную историю объемом строк на 10. Конечно же, не надо рассказывать друг другу в ухо, чтобы никто не услышал. Процесс организуется так: все выходят за дверь (кроме ведущего и первого участника). Ведущий читает по бумажке историю первому участнику. Зовут второго. Первый рассказывает ему. И. т.д. Все, кто рассказал, садятся, слушают и записывают свои наблюдения, на каком участке и насколько важная информация потерялась.

Затем делают выводы. В этом упражнении важна не только краткосрочная память, но и умение выделять главное из потока информации. Надо отметить, что когда слушаешь в первый раз, сложно схватить, что именно важно, ведь неизвестно, о чем эта история, и важной может оказаться какая-нибудь единственная мелочь.

В процессе передачи информации можно переспрашивать, уточнять. Но время в этом случае надо лимитировать.

В качестве текста может быть использован какой-нибудь малоизвестный исторический факт, занимательная история из жизни животных или просто текст делового письма с фактами, цифрами и инструкциями.

Существуют «расширения» игры:

Самым сложным является вариант, когда в качестве текста выбирается логическая задача, которую надо отгадать последнему участнику. Ведь если утеряны важные детали, догадаться будет очень трудно.

Если возникли трудности с подготовкой текста, существует другой вариант испорченного телефона. Берут картинку, на которой изображено много деталей (любую, хоть произведение искусства, хоть коллаж). Первый внимательно изучает картинку, затем начинают передавать по цепочке по той же схеме. В конце сравнивают, обмениваются мнениями.

Игра на постановку задач

№ 5 – Спешащий руководитель

Суть игры в следующем. Директор ставит срочную задачу руководителю отдела. Поскольку он спешит (неважно куда: на самолет, экстренное совещание, главное – директор будет недоступен для повторного уточнения информации), задачу передает через своего секретаря. Руководитель в свою очередь перепоручает задачу своему подчиненному. (То есть цепочка Директор – секретарь – начальник отдела - сотрудник). При желании можно цепочку сократить на одного человека, но это сильно упростит задачу.

Игру можно проводить в двух вариантах: только устное общение или с фиксацией на бумаге (это разные задачи и результат будет разный).

Уточнять задачу можно только у того, кто ее передал. Сама задача должна быть сформулирована просто и понятно, но содержать множество мелких деталей, важных для ее точного исполнения. Может быть, даже в чем-то запутанная.

Например: «Мария, передайте Сергею Викторовичу, руководителю финансового отдела, чтобы он зашел в бухгалтерию и на стеллаже справа от дверей на третьей сверху полке нашел красную папку. На полке стоит три красных папки, и они не подписаны. Ему нужна только одна, та, которая слева. В папке надо найти отчет об аудите компании «Бизнес-финанс». Там рядом будет отчет компании «Бизнес-формула», он мне не нужен, нужен только «Бизнес-Финанс». Пусть он этот отчет перечитает, сделает пометки, отсканирует и пришлет мне по электронной почте. Отчет нужен мне буквально через час, я хочу ознакомиться с ним в самолете».

Это короткий и легкий пример, пофантазируйте!

Эффект более наглядный, если конечному исполнителю передается описание обстановки, которую он наблюдает при выполнении задачи.

В конце делается вывод: смог ли конечный исполнитель выполнить задачу? Что ему помешало?

Игры, направленные на организацию командной работы с задачами

№ 6 – Собрать карты

Пожалуй, самая сильная игра на постановку задач, которую мне приходилось встречать в тренингах по коммуникациям. Если вам попадались более эффективные, расскажите, пожалуйста.

Задача сама по себе простая и с ней справятся все, вопрос, за сколько итераций.

Данная игра направлена как на четкую постановку задачи руководителем верхнего уровня, так и на способность организовать работу руководителями подразделений, а также навыки коммуникаций между подразделениями.

Необходимо достаточно большое количество участников (желательно кратное количеству карт, без учета руководителей, лучше использовать колоду 54 карты). Например, у нас четыре отдела по три сотрудника, итого 12 человек. Если раздать им по четыре карты, получится 48, оставшиеся можно раздать как угодно. У руководителей карт нет.

Главное условие – разговаривать нельзя. Никому нельзя. Все общение только письменно. Директор ставит задачу руководителям отдела. Руководители отдела ставят задачу своим сотрудникам.

Для организации коммуникаций потребуется бумага. Я рекомендую использовать цветную бумагу для записей (которая квадратными блоками). Еще стоит раздать по пачке скрепок. Удачно, если у каждого отдела свой цвет – потом можно посчитать количество итераций.

Цель: выполнить задачу, поставленную директором наиболее эффективным образом (за меньшее количество коммуникаций).

Директор ставит задачу руководителям (конечно же, письменно). Задача заключается в сборе одинаковых по некоторому признаку карт. Например, все карты одной масти (все пики), все карты одного значения (все десятки) и пр. У каждого руководителя отдела своя задача. В простейшем случае задачи не конфликтны, то есть каждый может выполнить задачу, не нарушая интересов другого отдела. В случае посложнее, задачи могут пересекаться.

Например, если одному отделу надо собрать все крести, то второй отдел не сможет собрать всех королей. Комбинации могут быть разными, что делает игру интереснее – можно регулировать сложность. Разнообразить игру можно и изъятием нужной карты (никто из участников знать не должен).

Цепочка коммуникаций такая:

  • Директор общается только с руководителями отделов.
  • Руководители отдела могут общаться только с сотрудниками своего отдела или руководителями других отделов. Соответственно, сотрудник может обращаться только к своему руководителю. Если ему надо обратиться в другой отдел, делает это через своего начальника.

Все запросы выполняются только на бумаге. Помним, что говорить нельзя. Скрепки используются для скрепления связанных запросов (вопрос-ответ), а также прикрепления карты к запросу.

По результату считается количество итераций, которые пришлось сделать каждому отделу. Но это не все. Стоит проанализировать и некоторые способы решения. Например, как поступили руководители, обнаружив, что они не смогут выполнить свои задачи одновременно? Кто-то попытается «потянуть одеяло на себя», кто-то решит помочь другому, а кто-то предложит принять решение директору.

Игра весьма забавная, даже для наблюдающих. Чтобы это прочувствовать, надо попробовать. Особенно интересно, когда интересы отделов пересекаются. Думаю, будет, что обсудить.

№ 7 – Пазлы

Новогоднее повествование об играх на коммуникации завершу простой игрой «пазлы». Несмотря на простоту, она тоже интересна. Идея в том, что пазлы должны собираться коллективно, а сама игра направлена на самоорганизацию команды , то есть, руководителя тут нет.

Суть такая: картинку видит только ведущий. Он рассказывает, что видит, отвечает на вопросы, если их задают участники. Команда собирает картинку.

Цель: собрать как можно быстрее.

Желательно, чтобы элементов пазл было достаточно много, а то коллективно будет неудобно. Команда должна сама решить, как они будут собирать пазл. Встречаются различные варианты:

  • Начинает собирать один, все ему только помогают.
  • Разделяют задачу по объектам картины между разными людьми, потом быстро состыковывают вместе.
  • Возможны и другие сценарии, это зависит от команды, наличия лидера в команде и ее слаженности.

Совет: не используйте сильно распространенные известные картинки. Бывают случаи, когда пазл собирается одним человеком мгновенно просто потому, что он его со своим ребенком уже 50 раз собирал:). Так просто неинтересно получится.

Тип урока: сквозная деловая игра.

Вид: урок с применением современных информационных технологий.

Технология: проблемно-исследовательская технология.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства, выход в Интернет.

Программное обеспечение: ОС – Windows 98х, пакет Microsoft Office.

  • демонстрация тесной связи многих предметных областей: компьютерного делопроизводства, информатики и экономики, а также применение знаний из этих областей во многих профессиональных сферах нашей жизни;
  • обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, телекоммуникаций);
  • повышение интереса к изучению: информационных технологий, менеджмента, экономики.
  • Воспитательная: Развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
  • Учебная: Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК.
  • Познавательная: Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.

Что такое деловая игра

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Деловые игры – дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой.

Нужно ли это все в школе? Нашей школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современной школы – человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

Структурными основными компонентами деловой игры являются:

  • правила;
  • индивидуальная работа;
  • групповое обсуждение;
  • результат игры.

При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.

При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила игры должны быть простыми.
  • Формулировка заданий – доступна пониманию школьников.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры.
  • Учет результатов соревнования должен быть открытым.
  • Игру нужно закончить на уроке, получить результат.

Деловые игры приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе рабочее настроение

Что даёт деловая игра её участникам?

  • Игра дает свободу деятельности.
  • Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
  • Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
  • Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.
  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
  • Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
  • Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
  • Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
  • Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
  • Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
  • Игра дает радость общения с единомышленниками.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.

К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:

  • Способность сотрудничества и взаимодействия;
  • Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
  • Умение работать в составе малой группы;
  • Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
  • Способность эффективно разрешать конфликты;
  • Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
  • Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д.

Использование ДИ в ходе учебных занятий позволяет:

  • Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;
  • Овладеть социально-коммуникативными способностями;
  • Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента;
  • Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;

Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

  • приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
  • развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
  • создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

Деловую игру можно проводить перед лекционными занятиями, после прочтения цикла лекций или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму “существования”, поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

Деловые игры достаточно широко используются в курсе “Основы менеджмента”, “Основы социологии и политологии”. Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:

  • Деловая игра как источник экономии учебного времени.
  • Деловая игра как форма контроля.
  • Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями.

Деловая игра “Моделирование экономики и менеджмента”

В случае сквозной деловой игры динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и игровых форм проведения занятий. Примером такой сквозной деловой игры является компьютерная игра МЭМ (моделирование экономики и менеджмент). МЭМ предоставляет студентам уникальную возможность управлять собственной компанией в условиях конкурентного окружения, т.е, смоделирован мир реального бизнеса. МЭМ позволяет учащимся применять знания в ситуации реальной деловой конкуренции.

МЭМ иллюстрирует также возможность развития успешной стратегии через взаимосвязь принимаемых решений. Ученик должен досконально понимать и тщательно планировать каждый элемент стратегии своей компании: цену, величину производства, затраты на маркетинг, научные исследования, совершенствование продукции и капиталовложения. Важнейшим моментом является то, что решение по каждому параметру принимается в русле общей стратегии. Деловая игра МЭМ предполагает практическое использование знаний по различным темам, например, “Начало бизнеса”, “Финансирование предпринимательства” и др.

Деловая игра МЭМ позволяет формировать следующие социально-коммуникативные способности:

  • способность сотрудничества и взаимодействия;
  • умение организовать работу малой группы и работать в ней;
  • способность эффективно разрешать (возможные) конфликты;
  • умение пользоваться различными средствами коммуникации;
  • умение выступать публично.

МЭМ предполагает выполнение и игровых ролей “директор фирмы, компании”, “секретарь”, “зав. отделом маркетинга”, “начальник производства” и т.д. Следующими в списке офисных работников идет самая многочисленная прослойка - менеджеры. Сначала необходимо определить, кто они такие. Не секрет, что эта должность в современном деловом пространстве имеет очень расплывчатые формы. Об этом свидетельствует и современный сленг - люди часто называют их “манагерами”, а известный анекдот гласит, что уборщица - это менеджер по дезинфекции, гигиене и очистке. Мы же примем более узкое определение, учитывая, что все-таки наиболее многочисленная часть этих сотрудников - менеджеры по работе с мелкими и крупными клиентами. Для эффективной работы менеджеру необходимо иметь под рукой полную контактную и рабочую информацию по клиентам и фирмам, с которыми налажено сотрудничество.

Ход игры:

Объявить учащимся, что с сегодняшнего дня уроки пойдут в форме деловой игры.

Задание формулируется следующим образом:

  • Открывается фирма N.
  • Имеются вакантные места на должность менеджеров фирмы.
  • Объявляется конкурс. Для этого в специальном помещении офиса фирмы (классе), где есть всё (компьютеры, мультимедийные устройства, выход в Интернет), чтобы показать все свои деловые качества, проводятся квалификационные испытания, имитирующие деятельность менеджера, которые длятся несколько дней.
  • Директором фирмы (учителем) разработан план, с которым должен справиться каждый сотрудник или весь коллектив в целом.

Примерный план на неделю:

  1. Спланировать своё рабочее время на семь дней. Для этого организовать каждому личную информационную систему (органайзер). Занести необходимые сведения в календарь, сделать заметки и сформулировать задачи (MS Outlook).
  2. Создать визитную карточку (MS Publisher, MS Word), как специалиста фирмы, с указанием возможной должности, e-mail (предварительно узнав у учителя почтовый адрес в классе или создав ящик); распечатать карточки и обменяться с будущими коллегами в конце рабочего дня. Сохранять все создаваемые документы в личной папке сотрудника на его ПК.
  3. С помощью цифрового фотоаппарата сфотографировать рабочие моменты, коллег фирмы и использовать фотографии при создании рекламы, сайта и т.д.
  1. Создать резюме (MS Publisher, MS Word). Сохранить в папке и распечатать.
  2. Внести в конце рабочего дня коррективы в планирование.
  1. Сделать памятку (MS Publisher, MS Word) для начинающего менеджера, используя сайт Уральского политехнического колледжа (г. Екатеринбург) www.urpc.ru Распечатать памятку и поместить на стенд в офисе фирмы (классе).
  2. Используя услуги Интернет, послать SMS-сообщение директору фирмы (учителю) о выполненном задании.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В контакты (MS Outlook) занести сведения о новых коллегах, используя визитки коллег, резюме и (или) чат в классе.
  3. По почте (MS Outlook, Outlook Express) послать резюме директору фирмы.
  4. Оформить и распечатать альманах – календарь на новый год.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Используя материалы портала Сотовик, рассмотреть рынок сотовых телефонов, оформить и распечатать рекомендацию для сотрудников фирмы о сотовом телефоне (MS Publisher, MS Word). Вывесить на стенд фирмы.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Создать рекламу фирмы (MS Publisher, MS Word, MS Power Point) в форме буклетов, проспектов, слайд-фильмов. Провести презентацию созданных работ.
  3. Оформить поздравление-гороскоп каждому сотруднику. Необходимую информацию найти в Интернет.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В качестве подарка к приближающемуся празднику “заказать” каждому сотруднику фирмы косметическую продукцию (например, Oriflame), ознакомившись с сайтом этой фирмы.
  3. Создать сайт фирмы N (используя фотографии и материалы всех сделанных ранее работ) и представить на конкурс-презентацию сайтов, который нагляднее провести, используя мультимедийный проектор.

Подведение итогов

.

После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются решения, принятые в ходе игры. На разборе дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной целей и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.

Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Обычно на уроке ученик потребляет информацию молча. Он находится в монологической, а не в диалогической позиции, как и педагог. Это одна из основных причин того, что речь обучающегося не развивается. Деловые игры моделируют профессиональную деятельность, которая невозможна без общения с коллегами. Такое положение дел "вынуждает" учащихся общаться друг с другом. Во время защиты принятого решения им приходится выражать свои мысли, правильно строя фразы, что способствует развитию речи. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни.

Поделиться