Распутин пожар аргументы. Распутин пожар проблемы

Сочинение

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле».

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

«Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!» - горячится в споре Иван Петрович.

Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжа-. лостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились «архаровцы» (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: «… люди разбрелись всяк по себе еще раньше…»

Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что «было не положено, не принято, стало положено и принято.

В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло наконец на верную дорогу».

В повести все происходящее освещено с точки зрения главного героя Ивана Петровича Егорова. Символический смысл предан пожару, случившемуся в леспромхозовском хозяйстве: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка. Повесть отмечена взаимным проникновением различных начал. Описаны трагические страницы жизни поселка: сгорели склады. Спасшие поселок от огня окровавлены и изранены.

«Горечь, боль, угар» - в каждой детали картины, оставшейся после страшной ночи. Но утром встает солнце, принося с собой яркий спасительный свет: «Весна отыскала и эту землю - и просыпалась земля… Разогреется солнышко - и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету, представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной».

Сколько горечи в этих словах, сколько любви автора к природе и родной земле прослеживается в них!

Любви и обиды за нее, страдающую от человеческого хищнического безрассудства, и за людей, не понимающих, что, уничтожая природу, они губят сами себя, губят и духовно, и физически. «Весна собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу», а люди не заботятся о сохранении этого богатства. Очевиден выход автора к экологическим проблемам, но они не главные в повести.

Герой повести - скромный сельский житель, не обладающий выдающимися способностями. Он не находит магических средств воздействия на окружающих. Но мудрость его «и долгих, и мучительных раздумий», цельность и искренность чувств создают ясное представление о подлинной содержательной жизни.

На своем опыте Егоров понимает, что четыре силы помогают человеку: «дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Одним из страшных итогов этой повести является горькое раздумье писателя над тем, что люди низкие и подлые организуются легче, быстрее и надежнее, нежели люди настоящие. Благодаря этой организации низкие люди начинают диктовать условия жизни людям порядочным.

В известной степени итоговым произведением Распутина явилась повесть «Прощание с Матерой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины, под предлогом великого преобразования. Распутин отнюдь не протестует против возведения великих гидростанций, но когда преобразования природы осуществляются в ущерб и за счет духовных богатств народа, неотвратимо возникает конфликт. Позиция Распутина предполагает необходимость создания новых национальных богатств при обязательном сохранении уже накопленного. Нация должна приобретать, а не заменять проверенные ценности чем-то новым, потому что неизвестно, будет ли это новое лучше старого. Великие стройки ценой великих разрушений не могут считаться состоятельными.

Матерую можно сравнить с легендарной Атлантидой, ушедшей на дно моря, только море это является рукотворным. Вместе с Матерой под воду уходит святость патриархальных отношений, национальных традиций. Мир на острове гармоничен, люди являются его частью, они не обособлены от природы и земли. Остров является как бы святым местом среди агрессивного окружающего мира. На нем остался жить царственный листвень, где обитают старухи-праведницы.

По ночам остров обходит «хозяин» - добрый дух леса. Это вымышленное существо переживает вместе с Матерой тревожные минуты, он уже знает, что произойдет, но ничего не может изменить.

Все герои повести, прежде всего Дарья, живут в ожидании конца. Это время тревог, время прощания, начертания пророческих заветов. Автор раскрывает глубину чувств героев, их искреннюю любовь к тому месту, где они выросли. Особенно ярко это проявляется у людей старшего поколения. Молодежь же рада перебраться на «большую землю». Это тоже свидетельствует о разрушении нравственных устоев, об отдалении человека не только от того места, где он родился и вырос, но и от природы в целом. А в это время старики ездят прощаться со своей землей и не могут сдержать горючих слез. Им страшно перебираться на новое место, где другая земля, другие законы, другая жизнь.

А Матерая, со своей гармоничностью, добротой и любовью, со своей непохожестью на все окружающее, навсегда скрывается под речными водами, чтобы уже никогда не вернуться. Под волнами скрывается островок «обетованной» жизни. Так и людская чистота душевная гибнет в руках неумелого «мастера».

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве. Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может. Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада. Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает. Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем. Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился. В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу. Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести , изображающей историю о вынужденном переселении из деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства дамбы.

В повести показано отношение старых людей к смерти, как к естественному и ожидаемому событию, завершающему этапу земного пути и переходу в вечность.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

В 1985 году написал Валентин Распутин "Пожар". Краткое содержание этой повести представлено в данной статье.

Начало пожара

Иван Петрович, усталый, возвращался домой. Он еще никогда так не уставал, хотя сегодня не надрывался, обошлось даже без крика, без нервотрепки. Просто открылся "край". Иван Петрович, наконец, добрался до дому, и услышал вдруг крики: "Склады горят!", "Пожар!". Краткое содержание первой главы на этом заканчивается.

Сначала он огня не увидел, но потом заметил, что горят складские постройки. Еще не бывало столь серьезного пожара в истории поселка.

Склады так были построены, и загорелось именно в таком месте, что все сгорело без остатка. На стороны расходились здания: промышленные и продовольственные. Огонь пошел по крыше в продовольственный край, однако основное пекло было в промышленном.

Иван Петрович помогает на крыше

Когда по двору складов шел Иван Петрович, группы начали сколачиваться лишь в двух местах. Одна скатывала мотоциклы с подтоварника, другая разбирала крышу для того, чтобы прервать огонь. Главный герой полез на крышу, где командовал Афоня Бронников, который поставил его на край, выходящий на двор. Иван Петрович стал отдирать доски. Парень, посланный за ломом, вернулся и вместо лома принес новость о том, что выкатили "Урал", обгоревший мотоцикл.

Главный герой огляделся, выбив последнюю тесину. Ребятишки носились ошалело по двору, вскрикивали и метались фигуры у промтоварных складов. Но уже набегало и начальство. Подошли леспромхоза, начальник участка. Об этом рассказывается в третьей главе. Весь поселок сбежался, однако никого пока не нашлось, кто смог бы организовать его в единую разумную силу, которая способна была остановить огонь.

Встреча с Борисом Тимофеичем

Главный герой спрыгнул вниз и направился к месту, где видел только что Бориса Тимофеича, начальника участка. Он его отыскал в толпе по крику, у продовольственного склада. Тот просил открыть двери склада Валю-кладовщицу. Об этом рассказывает в пятой главе Распутин ("Пожар"). Содержание произведения представлено кратко - мы отмечаем лишь основные события. Валя не согласилась. Борис Тимофеич тогда крикнул архаровцам, чтобы те ломали двери. И они принялись с удовольствием ломать. Главный герой предложил Борису Тимофеичу поставить Мишу Хампо в воротах, чтобы тот охранял. Начальник участка так и сделал.

Воспоминания о Егоровке

Шестая глава описывает воспоминания о Егоровке, старой деревне, которые нахлынули на Ивана Петровича. Он выезжал из своей деревни надолго лишь однажды - во время войны. Главный герой воевал два года, и еще год после того, как русские победили, держал оборону Германии. Он воротился домой осенью 1946 года. И своей деревни не узнал - она ему показалась обделенной и невзрачной. Здесь все оставалось без перемен и как будто остановилось навсегда. Вскоре он встретил Алену в соседней деревне. Когда новую машину получил колхоз, оказалось, что, кроме него, за нее некого сажать. И Иван Петрович начал работать. Вскоре слегла его мать в долгой и тяжелой немочи. Младший брат главного героя отправился на стройку и спился с больших денег. Иван Петрович решил остаться в Егоровке. Когда ее затопило, в новый поселок свезли всех жителей. Сюда привезли еще шесть таких же, как его родная деревня. Утвердился здесь сразу же леспромхоз, который был назван Сосновкой.

Иван Петрович вошел в продовольственный склад

Продолжается краткое содержание. Пожар Распутин по главам описывает в произведении, прерывая его воспоминаниями главного героя и его размышлениями. Седьмая глава рассказывает нам о следующем. Когда в крайний продовольственный склад заскочил Иван Петрович, здесь уже вовсю полыхало. Страшно гудело над щелястым потолком. Возле стены сорвало несколько потолочных плах, и огонь рвался в проем. Внутри складов никогда не бывал Иван Петрович, и он поразился изобилию: немалой горой на полу были навалены пельмени. Колбасные круги валялись рядом. Масло стояло в тяжелых кубах, а красная рыба - в ящиках. Иван Петрович задумался о том, куда все это уходило. Приплясывая от жара и запахиваясь телогрейкой, главный герой выбрасывал круги колбасы к двери. Здесь, во дворе, кто-то их подхватывал и относил куда-то. Переходим к восьмой главе, описывая краткое содержание ("Пожар"). Распутин в ней описывает, как огонь становился все сильнее.

Взаимоотношения с Борисом Тимофеичем

Все нестерпимей становился жар. Похоже, никто не тушил больше - отступились. Лишь вытаскивали то, что можно было еще вынести. Главный герой подумал о том, что склады спасти нельзя, но можно отстоять магазин. Вдруг он увидел Бориса Тимофеича. Тот ругался с архаровцем. Он помешал потасовке.

Иван Петрович однажды разговаривал с начальником участка. Об этом рассказывает в девятой главе повести "Пожар" Распутин. Краткое содержание этого разговора следующее. Борис Тимофеич завел речь о плане. И тут главный герой не выдержал: "Лучше бы мы без него жили!". По его мнению, лучше было бы завести другой план - не на одни лишь кубометры, "а и на души!", то есть учитывалось бы, сколько душ при этом потеряно. С ним не согласился начальник участка. Однако главный герой по-другому был устроен. В нем как будто под ежедневным давлением сжималась пружина и доходила до такой степени упругости, что ее становилось невмоготу выдерживать. И тогда Иван Петрович начинал говорить, ненавидя себя и страшно нервничая, понимая, что все это напрасно.

Иван Петрович помогает выносить масло и муку

Продолжается пожар. Краткое содержание по главам интересующего нас произведения подошло уже к десятой главе. Полностью вытеснили огонь из первого продовольственного склада. Теперь перешли уже во второй. Когда сюда впервые заскочил Иван Петрович, здесь было уже дымно и накалено, но все-таки сносно, без огня. Было здесь и людно. Ящики с водкой передавались по цепочке. Крики Вали-кладовщицы доносились откуда-то. Она умоляла вынести из здания растительное масло, которое находилось в железной бочке. Ее повалил с трудом Иван Петрович, однако выкатить не сумел. Тогда он выхватил из цепочки кого-то, и вместе они выкатили бочку.

За второй возвратился Иван Петрович, однако напарник его вернулся в цепочку. Главный герой заметил, пытаясь его отыскать, что не только ящики передаются по цепи, но также и раскупоренные бутылки. И вновь Иван Петрович выкатил бочку с помощью кого-то, но оказалось, когда ее выкатили, что она была без пробки. Извивающийся след масла уходил в склад. Ивану Петровичу сказал Афоня Бронников, что необходимо спасать муку. В низкой постройке за третьим складом держали сахар. Здесь же была и мука, которая свалена была в бесформенную кучу. Первый попавшийся мешок взвалил на себя Иван Петрович и вынес его. Вместе с Сашкой Девятым он свалил связь забора и по откосу положил на дорогу. Так получился мост. После этого оторвали еще одну и уложили рядом. Отыскать Алену решил главный герой повести "Пожар" (Распутин). Краткое содержание произведения продолжается размышлениями главного героя о семейной жизни.

Иван Петрович думает о семье

В тринадцатой главе он вспоминает, как они с Аленой два года назад справляли 30-летие совместной жизни. Поехали по детям, взяв отпуск. В Иркутске жила старшая дочь. Она лежала в больнице, где они не задержались долго. В Хабаровске жил сын Борис. Он женился. Сын с невесткой попросили родителей переехать к ним, и Иван Петрович согласился. Совсем невмочь стало в последнем году, когда утвердилась в леспромхозе новая бригада архаровцев. Когда те разворотили перед избой палисадник, Иван Петрович решил написать заявление об увольнении. Лишь одно спасение было: уехать.

Миша Хампо

Событиями пятнадцатой главы продолжается краткое содержание ("Пожар" Распутина состоит из 19 глав). Главный герой стягивал мешок и относил его. Сначала было около десяти человек, выносивших муку. Но затем их осталось лишь четверо: Иван Петрович, Савелий, Афоня и какой-то малознакомый парень. Через некоторое время подстроился также Борис Тимофеич. Главный герой решил поочередно брать: то крупу, то муку. Когда не осталось сил, он остановился возле постройки, которая была баней Савелия. Он таскал в нее мешки с мукой. Еще главный герой заметил старуху, подбиравшую бутылки со двора - конечно, не пустые. Иван Петрович на середине двора увидел Мишу Хампо. Мы лишь в нескольких словах описали этого героя, составляя краткое содержание. "Пожар" Распутина - произведение, в котором этот персонаж играет далеко не последнюю роль. Он с детства был парализован и таскал плетью правую руку. Единственное, что мог выговорить этот человек: "Хампо-о!". Он жил один, похоронив давно свою жену. На Север уехал его племянник. Миша Хампо был могучей силы и привык одной левой делать все, что угодно. Этот человек был прирожденным сторожем.

Размышления Ивана Петровича

Шестнадцатая глава начинается с размышления Ивана Петровича, который стал раздумывать все дотошней и чаще, решившись на переезд: что необходимо человеку для того, чтобы спокойно жить? И решил он: работа, достаток, дом. Афоня его уговаривает остаться, однако Иван Петрович не слушает его.

Смерть Хампо и Сони

За дверь выбрасывали мешки, и он их оттаскивал к забору. Ивана Петровича позвал кто-то пьяным голосом, но он не отозвался. Об этом в 17 главе пишет Валентин Распутин ("Пожар"). Краткое содержание ее продолжается тем, что мужики начали задерживаться все чаще - для того, чтобы глотнуть воздуха. Главный герой стоял, не чувствуя при этом ни рук, ни ног.

Из последнего склада успели все вытащить. Дядя Миша заметил, как в мяч из цветных тряпок играли двое. И тут же удар обрушился на него. Это был Соня. Несколько архаровцев били его. Когда главный герой увидел, что в обнимку на снегу лежат Хампо и Соня, они были уже оба мертвы. Колотушка валялась в пяти метрах.

Финал

Две последние главы (18 и 19) завершают краткое содержание. "Пожар" Распутина заканчивается тем, что главный герой, вернувшись с пожара, даже не прилег. Он только посидел, посмотрев в окно, видя, как дым несет с берега. На следующий день главный герой покинул поселок. Ему казалось, что он входит в одиночество, что молчит земля, то ли встречая, то ли провожая его. Так завершается повесть "Пожар", краткое содержание которой было представлено в этой статье.

«Пожар» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар » (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя — остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, — сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь — водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» — явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки — это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» — Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь — образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», — это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой — символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» — это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».

Тема: Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения:

словесные (эвристическая беседа),

наглядные (презентация),

проблемный.

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.

Цели урока:

На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.

Разграничить понятия бездушный и бездуховный.

Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.

Практика работы со словарными статьями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).

2. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Дочитав до конца повесть В.Г. Распутина «Пожар», я закрыла последнюю страницу и задумалась над властью слова. Благодаря книге мы узнали мысли мастера. Его тревога и боль за судьбу человека и земли, на которой мы живём, передались и мне, читательнице. И я подумала о том, какое счастье, что были такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как Валентин Распутин. Жаль, что 15 марта 2015 года его не стало. Какое счастье читать его книги - глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. Книги писателя - не развлечение, это - шок, потрясение. Книги писателя - зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, как есть.

Презентация учащихся о жизни и творчестве В. Распутина.

Слово учителя:

Валентин Распутин любил свою Родину. Он не представлял себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца, без любимой Ангары, без её красивейших закатов и рассветов. Всю свою сознательную жизнь Распутин вел борьбу за сохранение неповторимой красоты Байкала.

Слайд: «Горит село, горит родное…»

Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни, а то и вся деревня. И сейчас пожары случаются часто. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем.

Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом? Не дай Бог видеть это страшное зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Огонь пожирает всё. Что годами и десятилетиями было близким, дорогим, памятным.

Сообщения учащихся об истории создания произведения, о герое повести.

Повесть «Пожар» вышла из повести «Прощание с Матёрой». Не было бы порыва переделать природу, что повлекло за собой гибель острова – не возникло бы беспощадной вырубки леса, превратившей берега Ангары в огромную свалку гниющих деревьев. Одно влечёт за собой другое.

Впрочем, вот как сказал в одном интервью сам Валентин Распутин.

Как создавалась повесть? Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича?

«Здесь прежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матёрой». Я сам из утопленников, так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни ушли под воду от строительства гигантских плотин. Не миновала этой судьбы и моя Аталанка, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни другое занятие. А занятия были – лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение «Матёры». Сказав «а», следовало говорить «б».

Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был, только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском»

Учитель - Каков сюжет произведения?

Сюжет прост. В посёлке Сосновка на берегу Ангары в одну ночь дотла сгорели продовольственный и промтоварный склады. Эта повесть и том, как гибли в огне, растаскивались, а то и просто затаптывались в грязь многие и многие ценности, о которых жители посёлка до пожара и не знали, - а ведь именно для них, для удовлетворения их нужд и были сооружены эти орсовские склады, заботой о лесозаготовителях оправдывало местное начальство их существование в Сосновке, упорно сопротивляясь переводу базы в райцентр. И о том, как погибли – не в огне, около огня – два совсем разных человека: добровольный рачитель народного добра, парализованный с детства старик дядя Миша Хампо, и «лёгкий человек» с женским именем Соня, мародёр не только на пожаре, но по внутренней убеждённости, - кажется, сама смерть соединила их в страшном объятии…

Вопрос о смысле жизни, о роли и месте человека среди людей звучит на протяжении всей повести, и встал он перед её главным героем, Иваном Петровичем Егоровым, задолго до этой ночи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.

В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора повести “Пожар” Валентина Распутина.

(эпиграф появляется на слайде 1)

Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В. Распутин)

Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.

Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ?

(Могут быть различные варианты ответов.)

Слово учителя:

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.

Скажите, где можно найти определение данных слов?

(В толковом словаре.)

Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

Задание 2-м ученикам:

Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.

Задание классу:

Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.

Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.

Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.

Бездушный –

1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.

2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.

Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности?

(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим.)

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”. (слайд 1)

Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.

Вопрос открывается на доске.

Запишите тему урока

Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.

3. Основная часть.

I. Современная литература.

Слово учителя:

Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:

Что с нами происходит? (Поставил Шукшин.)

Что делать?

Кто виноват?

Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на третий ответа серьезного нет.

Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни, состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску. Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.

Также в современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.

Все это прослеживается и в повести “Пожар”.

II. Работа с текстом.

Обратим внимание на название повести.

Что такое пожар?

(Уничтожение, превращение в пепел.)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом).

“Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

Что стало причиной пожара?

(Безответственность, бесхозяйственность.)

Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские жители, люди земли.

Обратим внимание на главного героя повести. Кто он? Что вы узнали о нем?

1 ученик. Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки. Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку

“Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.

Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.

(Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д.)

2 ученик. Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут. Появилось отчуждение между людьми.

Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен техникой (нет будущего). Уничтожают люди и сами себя:

“…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью – это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное время!”

Каково душевное состояние центрального персонажа повести, Ивана Петровича, накануне трагедии? (Глава 1).

Силы на исходе, "край да и только”, не несут ноги, работа в тягость, усталость, желание покоя, бесконечной ночи, ничего не хотелось, как в могиле. И когда услышал крики о пожаре, до того было "муторно и угарно на душе”, что почудилось, будто крики идут из него.

Почему для Ивана Петровича жизнь стала тяжёлой? (Слайд 6,7)

Из-за конфликта с архаровцами, сезонными работниками леспромхоза.

Учитель. Живут в поселке и архаровцы. Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:

1 уч. В толковом словаре читаем: "Архаровец - буян, озорник, беспутный человек”.

Учитель После публикации «Пожара» это слово вошло в обиход - как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо” я со всеми сделаю что угодно. Архаровцев в повести несколько - от предводителя Сашки Девятого до Сони. Обратимся к тексту книги.

Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и старшинством”.

Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?

1 уч. (Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и понимать, что делается вокруг.)

Люди становятся бездушными или бездуховными?

(Бездушными.)

Учитель. На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь

Распутин выводит свою формулу жизни.

Презентация. Слайд 2.

(Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле.)

И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.

Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70-х годов, жизнь в Сосновке – это метафора) теряют свою душу?

5 уч. Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли.

Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший человек – это не душевный, то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не мешает.

Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему?

(Не может смириться с бездушием.)

1 уч. Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.

Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и исчезнет навсегда.

И неизвестно, вернется ли он в поселок.

Скорее всего нет.

Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?

6 уч. Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.

4. Выводы.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?

(Различные варианты ответов.)

5. Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.

Тема: В.П. Распутин. «Пожар»

1) Ввести учащихся в духовный и нравственный мир героев повести.

2) Формировать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности.

3)Познакомить учащихся с творческой манерой самобытного художника.

Выяснить те нравственные законы, определяющие отношение человека и мира, в котором он живет.

Оборудование:

Произведение В.П. Распутина, портрет художника.

Ход урока.

1.Слово учителя о В.П. Распутине.

2. Представление (презентация) книг В.П. Распутина. Заранее подготовленные учащиеся в течение 3-5 минут представляют книгу Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «В ту же землю» и др.), дают краткую информацию:

a.можно краткий сюжет.

b.или пересказ самого интересного эпизода.

c.или просто о проблемах, поднятые в данном произведении.

Класс делится на 5 групп, у каждой своё задание (Можно и лучше дать задания заранее)

1.В чём заключается смысл названия повести? Почему на пожар сбежались все жители посёлка, но люди оказались бессильны перед стихией (выразительное чтение о поведение людей из 8, 15, 18 глав). Дайте оценку их поступкам.

2.Почему «Петрович» (Иван Петрович) каждый день вспоминает родную Егоровку, хотя уже 20 лет живёт в Сосновке? Чем Егоровка близка ему? А что привлекает его у сына в Сырниках? (главы 6,13,15)

3.Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? С чего начался «разлад» Егорова с сосновцами и приезжими? Как он относится к работе, к людям и как люди относятся к своим обязанностям?

Две позиции: Егорова и Боронникова. Кто прав? (глава 4,9,13) (чтение или пересказ)

4.Почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой? В чем он видит «беспорядок внутри себя» и что приводит его навстречу кризису. (глава 11,13)

5.Нашел ли Иван Петрович выход из тупика? Его выжила родная Сосновка: убит дядя Хампо. Что это? Торжество зла? Как на этот вопрос отвечает автор? Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроениие Ивана Петровича и сосновцев? Какую философскую нагрузку несёт пейзаж?

Перед началом работы в группе ставлю главный вопрос повести:

«Мы почему, Иван, такие-то? - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре,- Почему мы такие нравственно разобщённые?»

Этот вопрос из повести есть начало поиска решения центральной проблемы. Итак, осмысливаем более частные вопросы:

Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь сбежался весь посёлок?

(читаем и анализируем текст: во-первых, потому что посёлок строили наспех, все средства тушения пожара негодны, во-вторых, пожар кому-то на руку, … но главное – пожар окончательно выявил, кто есть кто и высветил их гражданскую позицию: на пожаре совсем мало людей, которые спасают других, добро (это: пожилой Водников Б.Т., «отчаянная душа» Афоня, «человек надёжный» Семён, Хампо, Иван Петрович).

Учитель: Здесь же показаны те, кто пришёл на пожар «погреть руки». С первого взгляда «архаровцы» работают с азартом, но работают там, где можно поживиться (ведь горят склад, магазин) и до тех пор, пока не дошли до «наиходового товара». А потом уже и сами гибнут и убивают других «из-за цветных тряпок». Поэтому «пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят души честных тружеников, горят души пьяниц и бездельников.

С чего же в Сосновке начался нравственный разлад? Почему Иван Петрович вспоминает Егоровку? (Егоровцы жили по своим неписанным законам нравственности, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением нравственного духа является дядя Хампо, для которого один закон – «чужого не трожь». У всех егоровцев благородная привычка – труд.)

А чем же жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? (Беспорядок в Сосновке начинается с того, что нормой жизни здесь является воровство, люди живут без корней, временно, жизнь обретая на обмане…) Отсутствие забот о духовной пище, хищническое отношение к природе – всё это развращает людей, делает их безнравственными, приучает к лёгкой жизни.

Учитель: Автор предостерегает нас, что такая жизнь может привести нас к страшным потерям, которые сказываются на грядущих поколениях. Произошла переоценка нравственных ценностей: сосновцы смотрят косо на тех, кто твердит «о совести», другие (типа архаровцев) давят, притесняют тех, кто идёт против, устанавливают свои порядки!

А как получилось, что они завладели посёлком? (- А люди разбрелись всяк по своему, по одиночке…). Разобщённость, борьба в одиночку не даёт результатов. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу.

Мысли о том, почему и как это произошло не дают Ивану Петровичу покоя: наступил внутренний разлад. Выход из тупика автор видит в нравственном начале, нашедшем в повести своё конкретное воплощение в рассуждениях о четырёх порядках жизни:

В чувстве дома с семьёй

В чувстве общения с людьми

В чувстве работы

В чувстве отечества, земли, дома

И если это всё есть – человек счастлив.

Сосновка выжила своего лучшего представителя Ивана Петровича, убит Хамно. Что это? Торжество зла? Да нет же. Поставлен диагноз. Сосновка больна /людьми/. Просвечена пожаром, как рентгеном, теперь дело за лечением и исцелением. А оно будет. В этом все убедились на пожаре.

Как природа помогает понять идею повести? Пейзаж полон глубокого смысла: вначале земля в оцепенении, не верит в возрождение, то в конце «… и просыпалась земля».

Какие художественные особенности в повести (хочется подчеркнуть публицистический накал повествования, слияние авторского восприятия с оценкой героев: внутренние монологи автора неотделимы от голосов героев- всё это позволяет говорить об образе автора - нашего современника, гражданина).

Во имя чего написана повесть? (Зачитать финал: «Пожар, условно говоря …»). Эта повесть заставила нас задуматься о том, как мы живём, как следует жить ЧЕЛОВЕКУ. Спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, в том, чтобы передавать духовно-нравственные традиции из поколения в поколение, формировать позицию гражданина.

Поделиться