Савицкий Евгений Яковлевич. Биография



Родился 11 (24) декабря 1910 года в городе Новороссийск (Краснодарский край). После ранней смерти отца бродяжничал, затем воспитывался в детской трудовой коммуне. Трудовую деятельность начал подручным в порту, затем на судоверфи слесарем. Окончил школу ФЗУ при цементном заводе "Пролетарий", работал механиком по ремонту автомобилей, шофёром. С ноября 1929 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков, оставлен в ней инструктором-лётчиком, временно исполнял должность командира звена. С февраля 1934 по февраль 1936 гг. - командир звена, командир авиационного отряда 18-й лёгкой штурмовой эскадрильи (в Киеве); с февраля 1936 по июль 1937 гг. - командир авиационного отряда 32-й штурмовой эскадрильи ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии; с июля 1937 по сентябрь 1938 гг. - исполняющий должность командира 61-го разведывательного авиационного отряда; с сентября 1938 по сентябрь 1940 гг. - помощник командира и командир 29-го авиационного полка 26-й авиационной бригады ВВС Дальневосточного фронта; с сентября 1940 по апрель 1941 гг. - командир 3-го истребительного авиационного полка; с апреля 1941 по февраль 1942 гг. - командир 29-й истребительной авиационной дивизии в составе ВВС Дальневосточного фронта.

С конца 1941 года майор Е. Я. Савицкий на фронтах Великой Отечественной войны. До начала 1942 года проходил боевую стажировку под Москвой (предположительно в составе 172-го ИАП). Затем занимал должности командующего ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта (февраль - май 1942 г.), командира 205-й Кировоградской истребительной авиационной дивизии (с 5 мая по ноябрь 1942 г.), командующего авиационной группой 17-й Воздушной армии (ноябрь - декабрь 1942 г.), командира 3-го истребительного авиационного корпуса (с 10 декабря 1942 года и до конца войны).

К марту 1944 года командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор авиации Е. Я. Савицкий совершил 107 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1324).

К концу войны командир 3-го истребительного Никопольского орденов Суворова и Кутузова авиационного корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, провёл 81 воздушный бой, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС и ПВО на различных командных должностях. С апреля 1980 года маршал авиации Е. Я Савицкий - военный инспектор и советник Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. Жил в Москве. Умер 6 апреля 1990 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст дважды Героя установлен в городе Новороссийск. Его именем назван Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина (11.05.1944, 02.06.1945, ...), Октябрьской Революции (23.12.1980), Красного Знамени (16.03.1942, 23.11.1942, ...), Суворова 2-й степени (19.03.1944), Кутузова 2-й степени (26.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й и 3-й степени; медалями, иностранными орденами.


* * *



Список известных воздушных побед Е. Я. Савицкого:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
28.06.1942 1 Ме-109 Гатище - Юрское ЛаГГ-3
27.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/3) севернее Воронеж
15.09.1942 1 ФВ-190 юго-восточнее Конь - Колодезь Ла-5
20.04.1943 1 Ю-87 Крымская Як-1, Як-9.
05.05.1943 1 Ме-109 севернее Крымская
29.09.1943 1 Ю-88 западнее Вишневский
27.10.1943 1 Ю-88 юго-восточнее Ново-Рубиновка
03.01.1944 1 Ме-109 Трудолюбовка
02.03.1944 1 Ме-109 Райзендорф
13.03.1944 1 Хе-111 аэродром Райзендорф (ночью)
09.04.1944 1 Ме-109 юго-западнее Тархан
01.07.1944 1 "Шторх" восточнее Минск
17.01.1945 1 Ме-109 юго-западнее Сохачев Як-3
19.01.1945 1 ФВ-190 северо-западнее Пиляшкув
03.03.1945 1 ФВ-190 севернее Пиритц
06.03.1945 1 Ю-87 восточнее Альтдамм
11.03.1945 1 ФВ-190 северо-восточнее Грайфенхаген
17.04.1945 1 ФВ-190 Берлин
23.04.1945 1 ФВ-190 Басдорф

Всего сбитых самолётов - 22 + 2 ; боевых вылетов - 216; воздушных боёв - 81.

За отсутствием полных данных из оперативных и отчётных документов частей и соединений итоговый боевой счёт лётчика
приводится на основании Представления к званию дважды Героя Советского Союза и может оказаться завышенным.

Из фотоматериалов разных лет:





Иностранные награды

Евге́ний Я́ковлевич Сави́цкий (11 (24) декабря (19101224 ) - 6 апреля ) - советский военный лётчик и военачальник . Ас-истребитель Великой Отечественной войны . Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал авиации (1961).

Биография

Евгений Яковлевич Савицкий родился в городе Новороссийск Черноморской губернии (ныне Краснодарского края) 11 (24) декабря 1910 года. В семь лет остался без отца. Окончил школу ФЗУ и несколько лет работал дизелистом на заводе «Пролетарий» в Новороссийске.

Довоенная служба

Во время Великой Отечественной войны

На фронтах Великой Отечественной войны воевал с января 1942 года . В том году занимал должности командующего ВВС 25-й армии , командира 205-й истребительной авиационной дивизии , командующего авиагруппой 17-й воздушной армии . В декабре 1942 года назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса , которым он руководил до конца войны . К марту 1944 года в воздушных боях генерал-лейтенант Савицкий сбил 15 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 11 мая 1944 года за умелое руководство корпусом и 107 боевых вылетов, в которых он сбил 15 самолётов противника.

К концу войны на счету Савицкого значилось 22 сбитых лично и 2 в группе самолётов противника. Всего им было произведено 216 боевых вылетов.

За время войны Савицкий был 22 раза упомянут в благодарственных в приказах Верховного Главнокомандующего .

Послевоенная служба

Кандидат в члены ЦК КПСС (1961-1966). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва.

Евгений Яковлевич Савицкий скончался 6 апреля 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (11.05.1944, 02.06.1945);
  • три ордена Ленина (в том числе 11.05.1944, 1954 );
  • орден Октябрьской Революции (23.12.1980);
  • пять орденов Красного Знамени (в том числе 23.11.1942, 16.03.1942, 1945 , 1955 );
  • орден Суворова 2 степени (14.02.1944);
  • орден Кутузова 2 степени (26.07.1944);
  • орден Отечественной войны 1 степении (11.03.1985);
  • два ордена Красной Звезды (в том числе 03.11.1944 );
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени;
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975);
  • лауреат Ленинской премии (1978);
  • Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965);
  • другие иностранные ордена и медали.

Память

Внешние изображения
.
.
.

Библиография

  • В небе над Малой землей. Краснодар, 1980.
  • Савицкий Е. Я. . - М .: ДОСААФ, 1985.
  • Савицкий Е. Я. . - М .: Воениздат, 1988.
  • Савицкий Е. Я. - М .: Мол. гвардия, 1988.
  • Савицкий Е. Я. . - М .: известия советов народных депутатов СССР, 1985.

См. также

Напишите отзыв о статье "Савицкий, Евгений Яковлевич"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .

Отрывок, характеризующий Савицкий, Евгений Яковлевич

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен.
Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.
В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении.
Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.
Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов.
Когда посланный вперед гайдук, чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей, встретил у заставы большую въезжавшую карету, он ужаснулся, увидав страшно бледное лицо княжны, которое высунулось ему из окна.

Родился 24 Декабря 1910 года в городе Новороссийске (Краснодарский край), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал шофёром. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Сталинградскую военную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны с Мая 1942 года. Командиру 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Генерал - Майору Е. Я. Савицкому за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к Марту 1944 года сбил 15 самолётов противника, 11 Мая 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны командир того же корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Генерал - Лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. 2 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. С 1948 года командовал авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1966 года заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1961 года - Маршал авиации. С 1980 года - в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР. Заслуженный военный лётчик СССР (1965 год). Награждён орденами Ленина (трижды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (пять), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Автор книг - "В небе над Малой землей", "Небо - для смелых", "Я - "Дракон" Атакую!..", "Полвека с небом". Умер в 1990 году.

* * *

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец, свой первый "Мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 года, а последний, лёгкий самолёт связи Fi-156 "Шторх", над самым центром Берлина 27 Апреля 1945 года. По традиции, принятой среди советских асов, этот лёгкий, часто безоружный самолёт не был записан на его личный счет: у рыцарей всех времен лёгкая добыча считалась презренной...

Евгений Савицкий родился 24 Декабря 1910 года в Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. В 12 лет, после смерти отца, он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра, рабочего цементного завода. В конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий Маршал принял боевое крещение.

В 19 лет его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в 1932 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком - инструктором, а строевую службу начал в Киеве, уже командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведён на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й истребительной авиационной дивизии, застала его война.

На фронт Майору Савицкому удалось вырваться в Ноябре 1941 года, на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на истребителе ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Ме-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. К. Жуков и приказал уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, лётчик чётко провёл результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.


Истребитель ЛаГГ-3. На такой машине Майор Е. Я. Савицкий
открыл свой личный счёт осенью 1941 года в боях под Москвой.

Лишь летом 1942 года, после настойчивых просьб и рапортов, ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии Полковник Савицкий был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии, входившей во 2-ю Воздушную армию. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "Яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став её горячим патриотом, показав не только высокое лётное, но и немалое дипломатическое искусство.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединения. С ним Е. Я. Савицкий прошёл всю войну, громя врага в боях на Кубани, иад полями Украины и в небе Крыма, при освобождении Белоруссии, Польши и далее - вплоть до Берлина.

В Марте 1943 года Полковнику Е. Я. Савицкому было присвоено первое Генеральское звание. В начале Апреля он был вызван к И. В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 Апреля в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й ИАК под командованием Генерал - Майора Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолётов противника, сбитых к Марту 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "Яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчинённых ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Федоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

Вечером 11 Мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трёх позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и Генерал - Лейтенанта авиации.


Истребитель Як-7Б из состава 3-го ИАК Генерала Е. Я. Савицкого.

Из Крыма корпус Савицкого был переведён в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион". Позднее его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го Гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло - Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооружённому на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированного аэродрома взлетел сам Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы (последнюю официально - 11 Марта 1945 года), доведя счёт до 22 самолётов противника, сбитых лично и 2 - в группе с товарищами (ещё 2 самолёта он уничтожил на земле). Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего 3-й ИАК за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолёта.

Говоря о фактическом боевом счёте Савицкого, следует помнить, что его последняя личная победа, одержанная 27 Апреля 1945 года над Берлином, на была включена в официальный список. Кроме того, на его счёт можно записать ещё одну групповую победу. Сам Евгений Яковлевич пишет об этом случае так:

"...В тот же день мне вместе с группой Майора Слизень удалось поработать с нового аэродрома Парубанок. Связавшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолёта. Одного из "Фоккеров" я мог бы записать на свой боевой счёт, но делать этого не стал. Немец, получив добрую порцию от кого - то из наших, пытался выйти из боя и уже дымил. Моя очередь, как мы это называли, лишь добила подранка..."

Генерал Савицкий был всегда там, где накалялась обстановка. Будучи лётчиком высшего класса и отличным воздушным бойцом, он обладал безграничной смелостью и отвагой и вдохновлял личным примером лётчиков корпуса на героические подвиги. Отлично разбираясь в обстановке и в вопросах применения авиации, он всегда изыскивал новые приемы боевых действий истребителей, которые обеспечивали бы победу над врагом. Наиболее полно его талант лётчика и военачальника проявился в Висло - Одерской и Берлинской операциях, где руководимый им лётный состав в ожесточённых боях нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта.

О высоком лётном мастерстве Савицкого говорит случай, который произошёл в Июне 1945 года, когда его Як-3, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашёл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...


Истребитель Як-3 из состава 3-го ИАК Генерала Е. Я. Савицкого.

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к лётной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах, блестяще воплощенная во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полёт он провёл 1 Июня 1974 года, в возрасте 63 лет. Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала лётчиком - космонавтом, совершила 2 полёта в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был Маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором многих книг, но всегда, со времени своего первого полёта в 1930 году и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался лётчиком.

Родился 24 Декабря 1910 года в городе Новороссийске (Краснодарский край), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал шофёром. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Сталинградскую военную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны с Мая 1942 года. Сражался на Воронежском, Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Был командиром авиадивизии, сводной авиагруппы, авиакорпуса.

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Генерал - Майор Е. Я. Савицкий за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к Марту 1944 года сбил 15 самолётов противника, 11 Мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир того же корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Генерал - Лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. 2 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны на ответственных должностях в ВВС Советской Армии. С 1948 года командующий авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1961 года - Маршал авиации. С 1965 года Заслуженный военный лётчик СССР. С Июня 1966 года заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года - в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР. На XXII съезде КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Награждён орденами Ленина (трижды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (пять), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Автор книг - "В небе над Малой землей", "Небо - для смелых", "Я - "Дракон" Атакую!..", "Полвека с небом". Умер в 1990 году.

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец, свой первый "Мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 года, а последний, лёгкий самолёт связи Fi-156 "Шторх", над самым центром Берлина 27 Апреля 1945 года. По традиции, принятой среди советских асов, этот лёгкий, часто безоружный самолёт не был записан на его личный счет: у рыцарей всех времен лёгкая добыча считалась презренной...

Евгений Савицкий родился 24 Декабря 1910 года в Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. В 12 лет, после смерти отца, он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра, рабочего цементного завода. В конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий Маршал принял боевое крещение.

Лучшие дня

В 19 лет его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в 1932 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком - инструктором, а строевую службу начал в Киеве, уже командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведён на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й истребительной авиационной дивизии, застала его война.

На фронт Майору Савицкому удалось вырваться в Ноябре 1941 года, на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на истребителе ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Ме-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. К. Жуков и приказал уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, лётчик чётко провёл результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.

Лишь летом 1942 года, после настойчивых просьб и рапортов, ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии Полковник Е. Я. Савицкий был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии, входившей во 2-ю Воздушную армию. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "Яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став её горячим патриотом, показав не только высокое лётное, но и немалое дипломатическое искусство.

Следует отметить тот факт, что существует несколько фотографий Савицкого на фоне именного самолёта Ла-5 - построенного на средства трудящихся Горьковской области ("Эскадрилья "Валерий Чкалов"). При этом, на одном из фото он стоит рядом со своим ведомым В. Меркуловым.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединения. С ним Е. Я. Савицкий прошёл всю войну, громя врага в боях на Кубани, иад полями Украины и в небе Крыма, при освобождении Белоруссии, Польши и далее - вплоть до Берлина.

В Марте 1943 года Полковнику Е. Я. Савицкому было присвоено первое Генеральское звание. В начале Апреля он был вызван к И. В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 Апреля в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й ИАК под командованием Генерал - Майора Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолётов противника, сбитых к Марту 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "Яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчинённых ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Федоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

Вечером 11 Мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трёх позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и Генерал - Лейтенанта авиации.

Из Крыма корпус Савицкого был переведён в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион". Позднее его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го Гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло - Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооружённому на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированного аэродрома взлетел сам Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы (последнюю официально - 11 Марта 1945 года), доведя счёт до 22 самолётов противника, сбитых лично и 2 - в группе с товарищами (ещё 2 самолёта он уничтожил на земле). Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего 3-й ИАК за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолёта.

Говоря о фактическом боевом счёте Савицкого, следует помнить, что его последняя личная победа, одержанная 27 Апреля 1945 года над Берлином, на была включена в официальный список. Кроме того, на его счёт можно записать ещё одну групповую победу. Сам Евгений Яковлевич пишет об этом случае так:

"...В тот же день мне вместе с группой Майора Слизень удалось поработать с нового аэродрома Парубанок. Связавшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолёта. Одного из "Фоккеров" я мог бы записать на свой боевой счёт, но делать этого не стал. Немец, получив добрую порцию от кого - то из наших, пытался выйти из боя и уже дымил. Моя очередь, как мы это называли, лишь добила подранка..."

Генерал Савицкий был всегда там, где накалялась обстановка. Будучи лётчиком высшего класса и отличным воздушным бойцом, он обладал безграничной смелостью и отвагой и вдохновлял личным примером лётчиков корпуса на героические подвиги. Отлично разбираясь в обстановке и в вопросах применения авиации, он всегда изыскивал новые приёмы боевых действий истребителей, которые обеспечивали бы победу над врагом. Наиболее полно его талант лётчика и военачальника проявился в Висло - Одерской и Берлинской операциях, где руководимый им лётный состав в ожесточённых боях нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта.

О высоком лётном мастерстве Савицкого говорит случай, который произошёл в Июне 1945 года, когда его Як-3, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашёл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к лётной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах, блестяще воплощённая во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полёт он провёл 1 Июня 1974 года, в возрасте 63 лет. Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала лётчиком - космонавтом, совершила 2 полёта в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был Маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором многих книг, но всегда, со времени своего первого полёта в 1930 году и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался лётчиком.

Сави́цкий Евге́ний Я́ковлевич (11 (24) декабря 1910 - 6 апреля 1990) - советский ас-истребитель Великой Отечественной войны и военачальник, дважды Герой Советского Союза , маршал авиации

Биография

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец. Свой первый "мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 г., а последний, легкий "Физлер-Шторх", над самым центром Берлина 27 апреля 1945 г. По традиции, принятой среди советских асов, этот легкий, часто безоружный самолет не был записан на личный счет: у рыцарей всех времен легкая добыча считалась презренной.

На фронт Савицкому удалось вырваться в ноябре 1941 г., на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Bf-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. Жуков и приказал майору Савицкому уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, летчик четко провел результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.

Летом 1942 г. после настойчивых просьб и рапортов ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии полковник Савицкий был назначен командиром 205-й иад, входившей во 2 ВА. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став ее горячим патриотом, показав не только высокое летное, но и немалое дипломатическое искусство.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943г. он был назначен командиром 3-го иак и приступил к формированию этого соединения. В начале апреля Савицкий был вызван к В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 апреля в составе 4 ВА летчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолетов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска.

Е. Савицкий родился 24 декабря 1910 г. в Новороссийске. В 12 лет после смерти отца он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофера. В конце 1929 г. в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий маршал принял боевое крещение. Его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в первом выпуске в 1932 г. 2 года служил в училище летчиком-инструктором, а строевую службу начал в Киеве командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведен на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й иад, застала его война.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й иак под командованием уже генерал-майора Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолетов противника, сбитых к марту 1944 г, ему было присвоено звание Героя.

Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации, предельно пиететное отношение к машинам. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчиненных ему летчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством летчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Федоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

Вечером 11 мая 1944 г. в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолет Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Bf-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трех позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и генерал-лейтенанта.

Из Крыма корпус Савицкого был переведен в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион". Позднее его летчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированною аэродрома взлетел Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы, доведя счет до 22 самолетов противника, сбитых лично. 2 самолета уничтожил в группе. Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет А всего 3-й иак за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолета.

Характерный для этого аса случай произошел в июне 1945 г., когда Як-3, пилотируемый Савицким, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам.

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к летной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенная во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полет он провел 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала летчиком-космонавтом, совершила 2 полета в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором книг ("В небе над Малой землей", "Небо - для смелых", "Я "Дракон" Атакую!..", "Полвека с небом"), но всегда, со времени своего первого полета в 1930 г и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался летчиком.

Дважды Герой Советского Союза (11.5.44; 2.6.45). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й ст., Кутузова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями, иностранными орденами.

Память

  • Бронзовый бюст Героя в Новороссийск е.
  • Похоронен на Новодевичьем кладбище
  • Памятная табличка на доме где жил Савицкий Е.Я в г. Москве
  • В честь Савицкого Е. Я. названа улица в Москве в микрорайоне Щербинка Южного Бутова, в июне 2010 года на одном из домов открыта памятная доска.
Поделиться