Конституция РФ, Статья 3
Статья 3
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Комм. Постников А.Е.
В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.
Одновременно в определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.
В ч.2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.
В Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия. Так, в соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.
Согласно ст.3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы:
1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Действие конституционной нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания норм других статей Конституции. В частности, в ч.2 ст.66 Конституции определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.
В соответствии со ст.84 Конституции порядок проведения референдумов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» устанавливает порядок назначения референдума, подготовки к его проведению, правила голосования на референдуме и определения его результатов. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст.32 Конституции).
Законодательство субъекта Российской Федерации о референдуме может включать в себя два акта: о референдуме субъекта Российской Федерации и о местном референдуме либо эти две разновидности референдумов могут регулироваться единым нормативным актом: о референдумах в субъекте Российской Федерации.
Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.
Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст.81 Конституции). Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).
В отличие от прежней Конституции Российской Федерации новая Конституция не содержит специальной главы об избирательной системе. В действующей Конституции принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) закрепляются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст.81).
В то же время есть все основания полагать, что эти принципы в равной степени обязательны для всех выборов в Российской Федерации. Это вытекает из ст.15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека (п.3 ст.21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.25) провозглашает для каждого гражданина право «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Обязательность демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В ст.3 указанного Закона определено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Аналогичная норма содержится и в ст.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
.
В ст.3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность. В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются - это задача федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством.
Статья 3 Конституции РФ в полной мере раскрывает и реализует принцип народовластия в России. Так, указанная статья определяет народ России, как единственный источник, наделенный правомочностью по распределению и реализации властных полномочий, а также как носитель суверенитета. Важно понимать, что такое признание народа, является фундаментальной особенностью демократизма, закрепляющего демократическую природу РФ.
Кроме этого, частью 2 статьи определяется механизм реализации народом России, наделенной ему власти. Так, «основной закон» предусматривает 2 формы народовластия – прямая, осуществляемая народом непосредственно и осуществляемая через органы власти и самоуправления. Нужно понимать, что эти формы вытекают одна из другой. Так, каждодневная реализация властных функций, бесспорно, требуют создания органов для их реализации. Создание их демократическим образом, а также постоянный народный контроль таких органов, будет самым эффективным механизмом реализации власти.
Часть 3 статьи определяет референдум и выборы, как высшее проявление реализации государственной власти. Правильное понимание данной нормы обусловлено пониманием того, что непосредственным носителем власти является исключительно весь многонациональный народ, а не отдельные его части. Таким образом, органы власти и самоуправления субъектов федерации, а также их действия, не могут носить суверенный характер и представлять весь народ России.
Вместе с тем Конституция не допускает захвата власти, устанавливая возможность наступления ответственности за такие действия в ч. 4 статьи.
В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти -- отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. -- М.,1998. С.150..
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления См.: Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.,1997. С.62..
Таким образом, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления См.: Шанин А.А. Политический режим: сущность, содержание и типология (теоретико-правовой аспект) / автореферат дис. канд. юрид. наук. - Волгоград. 1999. С.11..
Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.
В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия. Так, в соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы:
- 1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
- 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования);
- 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
- 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
- 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- 6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Действие конституционной нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания норм других статей Конституции. В частности, в ч. 2 ст. 66 Конституции определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.
В соответствии со ст. 84 Конституции порядок проведения референдумов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» устанавливает порядок назначения референдума, подготовки к его проведению, правила голосования на референдуме и определения его результатов. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции). Законодательство субъекта Российской Федерации о референдуме может включать в себя два акта: о референдуме субъекта Российской Федерации и о местном референдуме либо эти две разновидности референдумов могут регулироваться единым нормативным актом: о референдумах в субъекте Российской Федерации. Непосредственное осуществление власти народа путем проведения, свободных выборов -- исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции). Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).
В отличие от прежней Конституции Российской Федерации новая Конституция не содержит специальной главы об избирательной системе. В действующей Конституции принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) закрепляются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81).
В то же время есть все основания полагать, что эти принципы в равной степени обязательны для всех выборов в Российской Федерации. Это вытекает из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека См.: Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 34. (п. 3 ст. 21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Международный пакт о гражданских и политических правах См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 3 января 1976 г.) // Там же. С. 45. (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Обязательность демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» См.: Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями на 11 июня 2002 года): Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ // Российская газета, N 186, 189, 25, 30.09.97.. В ст. 3 указанного Закона определено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». М., 1995. С. 15 -- 26.. Аналогичная норма См.: Васильев В.И., Постников А.К Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М., 1995. С. 1 -- 2. содержится и в ст. 1 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации См.: О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями на 21 марта 2002 года): Федеральный закон от 24.06.99 N 121-ФЗ // Российская газета, N 122-123, 125-126, 01.07.99, 03.07.99.. В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность. В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются -- это задача федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством. Так, за фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов установлена максимальная уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.
Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Также закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народная (гражданская) инициатива на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления (внесение населением проектов правовых актов в органы государственной власти и местного самоуправления), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов государственного и местного значения.
Конституционное определение Российской Федерации как демократического государства основывается прежде всего на признании народа в качестве единственного источника власти. Демократизм государства находит выражение в обеспечении в нем народовластия. Народовластие означает принадлежность всей публичной власти народу, свободное ее осуществление в полном соответствии с суверенной волей и коренными интересами народа.
Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции РФ. В ее преамбуле говорится: «мы, многонациональный народ... принимаем Конституцию Российской Федерации». Принятие Конституции явилось результатом осуществления народом учредительной власти. Именно народ, согласно преамбуле Конституции, провозглашает цели и принципы, устанавливает основы организации государства и закрепляет их в Конституции.
«Многонациональный народ Российской Федерации» - категория, впервые использованная на практике действующей Конституцией РФ и пришедшая на смену категории «советский народ».
Вместе с тем надо учитывать, что в современной научной литературе термин «нация» употребляется в нескольких основных значениях. Одно из них, по сути, отождествляется с понятием «этнос», которое охватывает лиц одной этнической принадлежности. Другое - применяется для обозначения совокупного постоянно проживающего населения суверенного государства (отсюда - «французская нация»,
«американская нация»). Близким к данному пониманию является и употребление термина «нация» в политико-этатистском смысле, т. с", совпадающем с понятием «государство» (например, Организация ()бъединенных Наций и т. п.) 1 .
Многонациональный народ России - это совокупность всех исторически проживающих на ее современной территории наций, этнических общностей. Эта совокупность является носителем суверенитета, источником власти в стране. При этом многонациональный народ выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств.
Принцип народного суверенитета, провозглашенный в ст. 3 Конституции РФ, представляет собой верховенство, полноту и независимость власти единого многонационального народа РФ, проявляющуюся в реальной способности этого народа самостоятельно решать вопросы своего существования посредством прямых и опосредованных способов выражения своей воли.
Народный суверенитет лежит в основе суверенитета государства. «Суверенный народ самостоятельно определяет свое отношение к общественной действительности при помощи государства и права, устанавливает рамки государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни. В силу этого государство выступает социальным инструментом претворения общей суверенной воли народа, причем эта зависимость, согласно конституции имеет не только политическое, но и юридическое содержание. Отсюда конституция может рассматриваться как способ и форма ограничения государства, на которое возлагается ряд обязанностей, корреспондируемые суверенным правам народа» 2 .
Признание народа в качестве верховного носителя власти означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было сил, использует ее исключительно в своих интересах. Власть в самом общем смысле - это способность и возможность субъекта, носителя власти, осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, убеждение, принуждение и др.
Властные правомочия многонационального народа осуществляются им путем вступления в конституционно-правовые отношения. Формы их реализации определены Конституцией: это референдум и свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа.
Свою власть народ осуществляет непосредственно и опосредованно на всех территориальных уровнях управления государством: федеральном, субъекта Федерации и муниципальном.
Обладающий властью народ посредством демократических процедур делегирует право осуществлять властные функции органам публичной власти: органам государственной власти федерального уровня и субъектов федерации; органам местного самоуправления. В процессе выборов путем взаимодействия и аккумулирования индивидуального волеизъявления отдельных избирателей формируется и выражается воля народа (индивидуальное трансформируется в коллективное). Народ, поддерживая или отвергая предложенные кандидатами политические программы, принимает властные решения о представительстве в системе публичной власти носителей тех ценностей и интересов, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам на данном этапе развития, одновременно обязывает избранных лиц действовать в соответствии с поддержанными им на выборах политическими программами.
Воля народа, выражаемая на выборах, является источником властных полномочий всех органов публичной власти в государстве.
Формы народовластия
Конституция Российской Федерации (ст. 3), закрепляя основные формы осуществления власти народа, выделяет, во-первых, наряду с органами государственной власти органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это дает основания выделить в системе единой власти народа государственную власть и власть местного самоуправления (муниципальную власть).
Во-вторых, Конституция определяет, что народ осуществляет свою власть непосредственно (через референдум, свободные выборы, другие формы прямой демократии) и опосредованно - через органы публичной власти.
При этом формы прямой демократии используются и при осуществлении народом государственной власти (решение государственных вопросов), и при осуществлении им муниципальной власти (решение вопросов местного значения).
Особое место в системе прямого народовластия занимают референдум и свободные выборы - высшее непосредственное выражение власти народа. Вопрос о соотношении референдума и свободных выборов в механизме народовластия был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем постановлении от 11 июня 2003 г. № 10-П Конституционный Суд РФ констатировал, что Конституция
I пина 6. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации 137
Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предна-|ц;1чение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, |>удучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Поэтому законодатель, осуществляя правовое регулирование референдума и выборов, должен исходить из необходимости обеспечения согласованного осуществления выборов и референдума с тем, чтобы каждая из этих форм непосредственной демократии не использовалась в ущерб другой, не препятствовала ее осуществлению.
Опосредованное осуществление народом своей власти происходит через органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом имеются в виду не только законодательные и представительные органы власти, традиционно олицетворяющие представительную демократию, но и Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, а также иные органы публичной власти в государстве (исполнительные, судебные).
Непосредственное народовластие (непосредственную демократию) можно определить как прямое волеизъявление особого круга субъектов (народа, части народа) по решению вопросов государственной и общественной жизни.
К отличительным чертам непосредственной демократии можно отнести:
Круг субъектов, обусловленный особыми требованиями к ним (многонациональный народ России, народ субъекта РФ, население муниципального образования и др.);
Прямое волеизъявление, т. е. граждане непосредственно выражают свою волю или мнение по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Поэтому непосредственное народовластие обеспечивает единство воли и субъекта ее выражения, а также осуществление власти данным субъектом от своего имени;
Особые формы реализации власти народа (референдум, выборы, сходы, отзыв и др.);
Юридические последствия использования форм непосредственной демократии:
а) окончательное решение населением определенных вопросов государственной и общественной жизни. В данном случае идет речь об императивных формах непосредственного народовластия. К ним прежде всего относятся референдум и свободные выборы. Именно с помощью этих форм происходит императивное волеизъявление носителя власти - народа. К императивным формам следует также отнести формы непосредственной демократии, с помощью которых население может решатьвопросы своей жизни, организации власти на местах: сходы (принятие решения о самообложении и др.), отзыв выборных лиц и др.;
б) выражение мнения по тому или иному вопросу государственной и общественной жизни, которое должно рассматриваться компетентными органами публичной власти, их должностными лицами, принимающими окончательное решение по данным вопросам. В этом случае используются консультативные (совещательные) формы непосредственной демократии (публичные слушания, общественные обсуждения, опросы и др.);
в) инициирование гражданами принятия компетентными органами публичной власти решений, т. е. использование форм непосредственной демократии, с помощью которых граждане привлекают внимание органов публичной власти к вопросам, требующим своего разрешения. К этим формам непосредственной демократии относятся: обращения граждан, правотворческая инициатива, наказы избирателей, собрания и др.
Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия, в то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях требуют постоянно действующих органов государственной и муниципальной власти. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в России.
Особое место в системе органов публичной власти занимают представительные органы, непосредственно формируемые народом. В них находит свое материальное воплощение представительная демократия.
В широком смысле содержание народного представительства (представительной демократии) составляют отношения, связанные с формированием, функционированием и ответственностью особого вида органов, социальным назначением которых являются формирование и выражение интересов различных социальных групп и слоев общества на соответствующем уровне государственной и муниципальной власти.
Система народного представительства в узком смысле слова включает законодательные, представительные органы власти: Федеральное Собрание и законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, которые принимают законы, а также представительные органы местного самоуправления, в исключительном ведении которых находится решение важнейших местных вопросов (принятие местных бюджетов, установление местных налогов, местных общеобязательных правил и др.). К признакам этих органов от-
|ц» я гея: выборность, коллегиальность, принятие ими решений по м.шоолее важным вопросам государственной и общественной жизни "Оти органы законодательно определяются как представительные органы власти, т. е. на них прямо возлагается обеспечение предста-ип гсльной функции.
Вместе с тем некоторые авторы полагают, что в систему народного представительства можно включать и другие органы, которые получа-н н свои полномочия непосредственно от населения. В этом случае к органам народного представительства относят и Президента РФ, из-оираемого непосредственно населением, и других выборных должностных лиц.