Специальные и вспомогательные исторические дисциплины и их роль в исторических исследованиях. Что такое вспомогательные исторические дисциплины Чем занимаются вспомогательные исторические дисциплины

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, специальные исторические дисциплины, в российской науке собирательное название ряда научных дисциплин источниковедческого цикла, изучающих определённые виды исторических источников и их внешние признаки. Цель вспомогательных исторических дисциплин - извлечь максимум информации о происхождении исторического источника и установить степень правомерности его использования в научном исследовании. Научный аппарат вспомогательных исторических дисциплин - специальные методики и технические приёмы, позволяющие установить время, место, условия создания исторических источников, определить их авторство и подлинность. Предмет исследования каждой из дисциплин и разрабатываемые теоретические вопросы определяются типом (письменный источник, монета, герб, печать и др.) и видом (летопись, акт, эпистолярий, мемуары, хроника и др.) источника, а также материалом источника, содержащего письменную информацию (береста, пергамен, бумага, камень, кость, металл, дерево).

Использование приёмов, составляющих методическую основу вспомогательных исторических дисциплин, первоначально носило практический характер. Летописцы, излагая события в хронологической последовательности, невольно развивали приёмы хронологии. Древние писцы в целях установления подлинности документов в спорных судебных делах анализировали актовый формуляр, сравнивали почерки, изучали надписи на печатях и способы прикрепления их к документам. Церковнослужители вычисляли даты пасхалий. Бытовые нужды и необходимость фискального обложения способствовали разработке метрологических единиц.

Постепенно практические знания приобретали более системный характер. В 16-17 веках развитие «практической» палеографии выразилось в составлении учебных пособий (азбук-прописей, руководств для писцов-рисовальщиков, букварей), в практике судебной экспертизы. Знания по метрологии легли в основу справочников, отразивших различные метрологические единицы («Торговая книга», 1570-е годы; «Счётные мудрости», 1-я треть 17 века). Развитие генеалогии отвечало потребностям государственной власти и знати: составлялись родословные книги (с 1540-х годы), «Государев родословец» (в 1550-е годы). В 1672 году по указу царя Алексея Михайловича составлена «Большая государственная книга или корень российских государей» (сокращённо «Титулярник»), который можно считать вершиной комплексного использования практических знаний в области палеографии, генеалогии, геральдики, сфрагистики, хронологии исторической, ономастики.

С 18 века началось формирование собственно вспомогательных исторических дисциплин. Этому, в частности, способствовали указы Петра I о присылке в Синод из монастырей и церквей древних грамот и книг, создание Герольдмейстерской конторы при Сенате (1722) и Петербургской Академии Наук (1725), возникновение больших музейных собраний (коллекции Кунсткамеры и Эрмитажа). Были накоплены разнообразные по характеру источники, начата разработка приёмов их исследования. Учёные В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, В. В. Крестинин, Н. И. Новиков, Н. Н. Бантыш-Каменский, граф А. И. Мусин-Пушкин и другие стали изучать и публиковать источники дипломатики, генеалогии, нумизматики, исторической географии.

В 1-й половине 19 века вспомогательные исторические дисциплины развивались преимущественно как описательные, однако в трудах исследователей уже предпринимались попытки по научному осмыслению, обобщению, классификации и систематизации фактического материала. Впервые в отечественной историографии о вспомогательных исторических дисциплинах в целом высказался А. Н. Оленин, употребив выражение «вспомогательные сведения» («Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Императорской библиотеки», 1809). Термины «вспомогательные науки», «вспомогательные знания» исторической науки использовались при создании библиотечно-библиографических классификаций Х. А. Шлёцера (1823), К. К. Фойгта (1834), В. Г. Анастасевича (1828), В. И. Межова (1869) и др. Деятельность митрополита Евгения (Болховитинова), К. Ф. Калайдовича, П. М. Строева и археографических экспедиций способствовала дальнейшему выявлению и собиранию исторических источников. В 19 - начале 20 века археографические комиссии внесли большой вклад в издание исторических источников. Важную роль в развитии вспомогательных исторических дисциплин сыграли труды А. Х. Востокова, П. И. Иванова, И. П. Лаптева по палеографии, П. В. Хавского - по хронологии, Ц. И. Иванова - по изданию снимков русских печатей, А. Б. Лакиера - по геральдике и сфрагистике. По мере научного изучения источников и развития исторической науки в целом появилось стремление вычленить каждую дисциплину, определить предмет её изучения и цели, усовершенствовать методические приёмы, отойти от описательности. Так, к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописных источников, а изучение надписей на камне, металлических печатях и монетах стало предметом изучения глиптики, эпиграфики, сфрагистики, нумизматики.

Во 2-й половине 19 - начале 20 века опубликованы книги, статьи, справочники в области палеографии (авторы - Е. Ф. Карский, Ф. Ф. Брандт, Н. М. Каринский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, Н. П. Лихачёв, В. Н. Щепкин), исторические хронологии (Д. И. Прозоровский, Н. В. Степанов, Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин), сфрагистики (Н. П. Лихачёв), генеалогии (князь П. В. Долгоруков, В. В. Руммель и В. В. Голубцов, князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. М. Савёлов, Г. А. Власьев), геральдики (В. К. Лукомский, В. Л. Модзалевский, П. П. фон Винклер, барон Н. А. Типольт), нумизматики (граф И. И. Толстой, А. В. Орешников, А. К. Марков). Преподавание вспомогательных исторических дисциплин было начато в Петербургском археологическом институте, а затем в Московском археологическом институте. Итог теоретико-методического осмысления вспомогательных исторических дисциплин как совокупности наук в конце 19 века подвёл В. С. Иконников («Опыт русской историографии», т. 1, кн. 1-2, 1891-92). Вспомогательные исторические дисциплины в России развивались на этом этапе в тесной связи с западноевропейской наукой. Выделялись новые дисциплины: археография, архивоведение, историческая библиография, документоведение, историческая демография, историческая картография, иконография, медальерика, текстология, униформология, филателия, филокартия, эвристика, эпистолография. Вместе с тем, предмет и задачи некоторых наук оставались нечётко выраженными: сфрагистика рассматривалась как прикладная дисциплина по отношению к дипломатике; геральдика - к генеалогии; хронология - к палеографии. Особое место в системе гуманитарных наук занимала археология, так как в это понятие включали как науку о древностях (например, славянских, восточных, античных) в широком смысле, так и большинство вспомогательных исторических дисциплин (кроме исторической географии, генеалогии и некоторых других).

В 1920-30-е годы в СССР наметился кризис в изучении многих вспомогательных исторических дисциплин, в частности генеалогии, геральдики и пр., считавшихся «дворянскими» науками. В то же время в 1930 году создан Московский государственный историко-архивный институт (до 1932 - Институт архивоведения; с 1991 - Историко-архивный институт в составе Российского государственного гуманитарного университета), в котором в 1939 году создана кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Интерес к вспомогательным историческим дисциплинам вновь начал возрастать с середины 1940-х годов. Были осуществлены факсимильные издания ряда рукописных текстов, вовлекались в научный оборот новые источники, в том числе берестяные грамоты, печати, монеты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. В работах М. Н. Тихомирова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, Л. В. Черепнина, И. Г. Спасского, Н. В. Устюгова, В. А. Никонова, Н. А. Соболевой, С. М. Каштанова, С. А. Клепикова, Г. А. Леонтьевой, П. А. Шорина, В. Б. Кобрина и др. получили развитие исторический подход, осмысление, совершенствование и углубление методических приёмов и теоретической разработки отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Более обстоятельно стали изучаться: в палеографии - скоропись 17-18 века, книжное письмо, миниатюра, бумажные клейма и штемпели, в метрологии - меры и метрологическая политика российского правительства в 18-19 века, в геральдике - городские и дворянские гербы; в хронологии были выведены более простые формулы вычисления и проверки дат. Разнообразнее стали объекты изучения вспомогательных исторических дисциплин (например, в сфрагистике - печати, сохранившиеся в отрыве от документов), по-новому изучались традиционные источники (в нумизматике - монетные клады как комплексный нумизматический источник, в геральдике - герб как источник, раскрывающий судьбу владельцев).

В 1960-80-е годы усовершенствовались методики и технические приёмы вспомогательных исторических дисциплин. Усилиями нумизматов разработана методика поштемпельного анализа монет. В области хронологии стали применяться знания по дендрохронологии, фенологии, орнитологии, помогающие установить косвенную датировку; в сфрагистике - методические приёмы работы с древнерусскими печатями, основанные на исчерпывающем привлечении сфрагистического материала. На базе традиционных исторических дисциплин появились новые: кодикология, связанная с изучением рукописных книг, выяснением состава переписчиков и путей распространения книг из центров их переписки до современных книгохранилищ. С 1968 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) издаётся сборник «Вспомогательные исторические дисциплины» (т. 1-29-).

Расширяются хронологические рамки вспомогательных исторических дисциплин, их традиционные источниковедческие функциональные задачи; выводы стали использоваться для решения проблем в области социально-экономической, политической и культурной истории. Палеографические наблюдения над эволюцией графики букв и изучение материала для письма помогают в решении вопроса об уровне развития письменности и грамотности. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, позволяют восстановить историю государственных институтов Древнерусского государства. Монетные клады используются для характеристики экономических связей, генеалогия и геральдика помогают дополнить выводы о политических и культурных связях. Ономастика даёт возможность более углублённого изучения демографических процессов, а метрология - понимания тяжести фискального обложения, объёма работ и размера её оплаты.

Существует мнение о выделении из палеографии берестологии (изучает берестяные грамоты) и филигранологии (изучает признаки бумаги), из геральдики - вексиллологии, из нумизматики - фалеристики (изучает нагрудные знаки) и бонистики. Разработано несколько вариантов классификации вспомогательных исторических дисциплин, ни один из которых не является общепризнанным.

Лит.: Большаков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины. 4-е изд. Л., 1924; Черепнин Л. В. Развитие вспомогательных исторических дисциплин за пятьдесят лет // Советские архивы. 1967. № 5; он же. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории. М., 1973. Вып. 1; Пронштейн А. П. Использование вспомогательных дисциплин при работе над историческими источниками. М., 1972; Каменцева Е. И. История вспомогательных исторических дисциплин. М., 1979; Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1979; Соболева Н. А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин: Историографический обзор // Источниковедение отечественной истории. М., 1980; Шепелев Л. Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Вып. 13; Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983; Пашков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины в отечественном архивном образовании в конце XIX - начале XX вв. М., 1984; Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. К., 1988; Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990; Специальные исторические дисциплины. СПб., 2003; Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2004; Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

1.3. История развития вспомогательных исторических дисциплин

Донаучный период становления вспомогательных исторических дисциплин был связан с чисто практическими нуждами. Древние писцы в целях установления подлинности документов сравнивали почерки, вырабатывали приемы анализа актового формуляра, следили за способом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению событий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычислений пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц.

По мере дальнейшего развития Русского государства практические знания в области вспомогательных исторических дисциплин все более часто применялись в жизни. В XV–Х VII вв. развитие практической палеографии выразилось в составлении учебных пособий:

· рукописные азбуки-прописи, задачей которых было обучение грамоте;

· руководства для писцов-рисовальщиков, в них содержались разъяснения того, как разглаживать бумажный лист, наносить на него золотой грунт, составлять и подбирать краски, пользоваться кистью, линейкой (правилом), циркулем (кружалом).

Практические знания в области палеографии нашли отражение в графике книжного шрифта и украшении печатных книг, а также в оформлении печатных азбук и букварей: «Азбуки» Ивана Федорова (1574), «Азбуки» Василия Бурцева (1634), Букваря Кариона Истомина (1694).

Практическая метрология . Развитие внутренней и внешней торговли, начало складывания всероссийского рынка, попытки усовершенствования податного обложения повысили потребность в знаниях, необходимых при подсчетах площадей, длины, веса, объема. Эта же потребность вызвала к жизни специальные руководства – справочники, содержащие обобщенные сведения из области практической метрологии. Среди них важное место занимала «Торговая книга», составленная в ХVI в. и существенно дополненная в ХVII в. Книга содержала сведения о товарах и ценах и предназначалась для обучения молодых людей торговому делу. В одной из ее статей «О мерах» был дан достаточно полный перечень и описание существовавших тогда мер, и указывалось на соотношение между ними. О мерах единого русского государства мы узнаем из еще одного сочинения ХVII в. – «Счетных мудростей», руководства по арифметике и основам алгебры. В ХV I –ХVII вв. для составителей писцовых книг было создано руководство по измерению земельной площади «Книга сошного письма».

В ХV–ХVII вв. практическая хронология развивалась по двум направлениям. Одно из них было связано с накоплением практических знаний в области астрономии и математики, необходимых для определения времени. Другое продолжало предшествующие традиции вычисления пасхалий как главных вех, к которым привязывались остальные переходящие праздники церковного календаря. Подсчет церковных праздников на Руси был доведен только до 7000 г. (по эре от сотворения мира, от РХ – 1492 г.), с наступлением которого в древности ожидался конец света и Страшный суд. Пророчество не оправдалось, и по прошествии 7000 г. были сделаны расчеты пасхалий и составлен так называемый «Круг Миротворный». В ХVI в. его дополнили информацией о високосных годах, месяцах, временах года, числах церковных праздников.

Развитие практической генеалогии в ХV–ХVII вв. было связано с деятельностью государственной власти и нуждами боярства и дворянства. В Русском государстве требовалось соблюдение строгой иерархичности назначения на службу и необходим был учет местнических порядков при получении того или иного места. Это и явилось причиной появления частных родословных книг, которые после их переработки были включены в середине XVI в. в официальный источник – «Государев родословец». Он употреблялся для справок в местнических спорах. В 1682 г., в связи с отменой местничества, была сделана попытка обновить и пополнить родословные росписи. Результатом работы явилось создание «Бархатной книги», содержащей родословия старинного русского боярства и дворянства.

В 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича в Посольском приказе была подготовлена «Большая государственная книга, или Корень российских государей» («Титулярник»). Книга содержала помещенные в хронологической последовательности портретные изображения киевских и московских великих князей и царей (от Рюрика до Алексея Михайловича включительно). В «Титулярнике» был записан полный царский титул и давались рисунки государственного герба и 33 гербов земель и княжеств, названия которых входили в царский титул.

Следующая ступень в развитии вспомогательных исторических дисциплин была связана с выявлением, публикацией и критикой исторических источников и написанием научных трудов по истории России. Первые наблюдения в области вспомогательных исторических дисциплин прослеживаются в сочинениях XVII I в. В.Н. Татищев открыл и исследовал «Русскую Правду» и «Судебник» 1550 г., а также использовал большое количество летописных и других источников. Сведения по хронологии, палеографии, генеалогии, топонимике давались в исторических трудах М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.И. Болтина, в комментариях к изданиям источников Н.И. Новиковым. В 1773–1791 гг. Н.И. Новиков осуществил многотомное издание «Древней Российской Вивлиофики» (вивлиофика – библиотека), в котором впервые опубликовал духовные и договорные грамоты князей, ханские ярлыки, родословицы («Бархатную книгу») и др. источники.

В 1722 г. по указу Петра I при Сенате была создана Герольдмейстерская контора, обязанностью которой являлось составление не только городских, но и частных гербов. С 1725 г. основные нумизматические находки начали сосредотачиваться в Академии наук. С 1755 г. сбором монет стал заниматься нумизматический кабинет Эрмитажа.

Само понятие о палеографии, метрологии, хронологии, сфрагистике, нумизматике и др. получило развитие только в ХIХ в. Именно в это время начинается научный период развития вспомогательных исторических дисциплин. На этом этапе шло выявление и накопление фактического материала, имеющее итогом появление работ, в которых давалось описание материала, делались первые шаги по его научному осмыслению, обобщению и классификации. С публикацией статей о русских мерах длины и веса, о торговых ценах на товары и хлеб началось описание материалов по русской метрологии, завершившееся книгой Ф.И. Петрушевского «Общая метрология», вышедшей в 1849 г. и обобщившей ранее собранный материал.

Практическая необходимость научной датировки публикуемых источников, в первую очередь Полного собрания русских летописей, открыла страницу жарких споров о летосчислении Древней Руси, старшинстве мартовского или сентябрьского годов. Тогда же были обобщены и популярно изложены сведения о календарях, а П.В. Хавский обратился к составлению хронологических таблиц, существенно облегчивших определение дат исторических событий (Хавский П.В. Таблицы для проверки годов в русских летописях. М., 1856).

Сводным трудом по сфрагистике и геральдике стала работа А.Б. Лакиера «Русская геральдика» (кн. 1-2, СПб., 1855). В первой книге этого труда давался исторический обзор русских печатей и делалась попытка их научной классификации. Вторая книга содержала историю дворянских гербов. В тесной связи с геральдикой развивалась генеалогия. Столкнувшись с необходимостью разобраться в чрезвычайном обилии повторяющихся имен князей в ранний период Российской истории, авторы трудов по истории России приступили к составлению княжеских родословных росписей и таблиц.

В ХIХ в. к палеографии относилось все «древлеписание» – не только рукописи, но и надписи на камне, монетах. Первая научная работа по палеографии – А.Н. Оленин «Письмо о камне Тмутараканском» (1806). В работе И.И. Срезневского «Славяно-русская палеография XI – XVI вв.» (СПб., 1885) к объекту изучения палеографии были отнесены и надписи, сделанные на твердых предметах: иконах, монетах, камнях. Только со временем к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописей. Изучение надписей на камне стало уделом эпиграфики, надписей на металлической печати – сфрагистики, на монете – нумизматики.

Возможность использования более частных палеографических приемов датировки давала работа Н.П. Лихачева, посвященная бумажным водяным знакам. Достижением историографии явился учебник по палеографии В.Н. Щепкина, вышедший в 1918 г. Работа В.Н. Щепкина и сегодня в значительной степени сохранила свою научную ценность.

Интерес к вопросам летосчисления, усилившийся главным образом в связи с кампанией, проводимой в пользу замены юлианского календаря григорианским, дал толчок к изучению часосчисления и летописного летосчисления на Руси. Компромиссная гипотеза Н.В. Степанова об отставании мартовских годов от сентябрьских на полгода или, наоборот, опережении их (так называемые ультрамартовские годы) положила конец спорам о начале года на Руси, продолжавшимся еще с первой половины ХIХ в.

Трудами Н.П. Лихачева начала ХХ в. были заложены основы научной сфрагистики.

Со второй половины ХIХ в. в ряде вузов было введено чтение лекционных курсов по палеографии, нумизматике, метрологии, сфрагистике, генеалогии и геральдике. Однако в конце ХIХ – начале ХХ в. все еще продолжали оставаться нечетко выраженными предмет и задачи отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Некоторые из них рассматривались в качестве прикладных по отношению к другим вспомогательным историческим дисциплинам: сфрагистика – как прикладная дипломатики, геральдика – как прикладная генеалогии. Хронология, находившаяся в процессе становления, часто рассматривалась в учебных курсах по палеографии. Разработка теоретических вопросов отличалась неравномерностью. Например, палеография развивалась преимущественно на источниках, написанных уставом и полууставом. Деловые бумаги, в том числе и частные акты, написанные скорописью, исследовались недостаточно. Не стали объектом исследования такие признаки бумаги, как клейма и штемпели. Не равномерно развивались отдельные разделы нумизматики. Серьезным недостатком нумизматического собирательства являлась недооценка монетного клада как комплексного нумизматического источника. Метрология ограничивалась преимущественно изучением древнерусских мер, сфрагистика проявляла больший интерес к печатям Х V I–Х V II вв., чем к печатям древним, причем изучались печати, сохранившиеся при документах. Что же касается печатей, найденных в земле, в отрыве от документов, то за неимением методик их обработки они еще не привлекли должного внимания исследователей. Введенные во второй половине ХIХ в. в научную практику формулы перевода дат все еще отличались громоздкостью и неудобством. Некоторые классификации печатей и монет нуждались в критической переоценке.

Некоторые разработки в области вспомогательных дисциплин содержали ошибочные положения. Например, весовая метрология отрицала самобытное развитие русских единиц веса и утверждала, что славяне их заимствовали у арабов, греков, скандинавов. Факт раннего развития единиц и систем веса, в том числе гривны, у восточных славян еще до их контактов с Востоком, Византией и Скандинавией учеными-метрологами игнорировался. Противореча показаниям монетного материала о значительном дроблении денежных единиц, метрологи отрицали пестроту областных мер в период феодальной раздробленности.
В генеалогии неверным был вывод об отсутствии письменных источников о родословных рабочих и крестьян и о невозможности восстановлении их генеалогии.

В ХХ в. в научный оборот были вовлечены новые вещественные источники, найденные в ходе археологических раскопок. Еще в самом начале ХХ в. была открыта сфрагистическая сокровищница Руси – Новгородское городище. На протяжении периода существования Новгородской республики оно было главной резиденцией князя. На городище находились княжеская канцелярия и архив. Материальные остатки этих учреждений сохранились в виде печатей или их осколков, находки которых не прекращаются до настоящего времени, составив громадный сфрагистический фонд. Большое значение для накопления сфрагистического материала имели раскопки в Пскове Домонтова городища. Именно в ХХ в. началось изучение печатей, найденных в отрыве от документов.

Открытие археологами начиная с 1951 г. в Новгороде, а затем в Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Витебске и других городах берестяных грамот дало в руки исследователям несколько сотен единиц ранее неизвестных источников. Ежегодные находки все новых и новых монетных кладов расширили исследовательскую базу нумизматов.

В советское время стали издаваться на протяжении ряда лет сборники и журналы по вспомогательным историческим дисциплинам: «Архивное дело», «Советские архивы» (сейчас «Отечественные архивы»), «Археографический ежегодник» (с 1957 г. до настоящего времени); «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968 г. до настоящего времени).

В работах ученых ХХ в. Л.В. Черепнина, М.Н. Тихомирова, А.В. Арциховского, Б.А. Рыбакова, И.Г. Спасского, В.Л. Янина, П.В. Устюгова, Е.И. Каменцевой, Н.А.Соболевой и других получили развитие глубокий исторический подход, теоретическое переосмысление целей и задач, совершенствование методик палеографии, метрологии, сфрагистики, геральдики, нумизматики, ономастики, хронологии.

Контрольные вопросы

1. Что такое внешняя критика исторического источника? Чем от нее отличается внутренняя критика исторического источника?

2. Раскройте деление исторических наук на три большие группы. Какое место среди исторических наук занимают вспомогательные исторические дисциплины?

3. Дайте определение восьми вспомогательным дисциплинам, которые мы будем изучать.

4. С какими нуждами было связано развитие вспомогательных исторических дисциплин в древности и средние века?

5. Обоснуйте, почему научный период развития вспомогательных исторических дисциплин начинается в XIX в.?

6. Какие российские ученые XVIII – XIX вв. занимались вспомогательными историческими дисциплинами?

8. Какие научные открытия ХХ в. позволили вспомогательным историческим дисциплинам эффективно развиваться?

Библиографический список

1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. М., 1994.

3. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.

4. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

Учебник состоит из глав, посвященных палеографии (науке о рукописях), геральдике (науке о гербах), сфрагистике (науке о печатях), хронологии (науке о системе счета времени), метрологии (науке об измерении расстояний, веса, объема), генеалогии (науке о происхождении родов) и др. Эти науки объединены понятием "вспомогательные исторические дисциплины", поскольку без них невозможно изучение и понимание прошлого.

В книге раскрываются особенности методических приемов каждой из дисциплин, специфика предмета. Главное - помочь студенту всесторонне изучить исторический источник, дать максимальную информацию о его происхождении.

    Введение 1

    Глава 1. Палеография и археография 7

    Глава 2. Нумизматика 26

    Глава 3 Сфрагистика 43

    Глава 4. Геральдика. Вексиллология 51

    Глава 5. Метрология 60

    Глава 6. Хронология 68

    Глава 7. Историческая ономастика 74

    Глава 8. Генеалогия и системы социального этикета 81

    Литература 91

    Иллюстрации 92

    Примечания 96

Галина Александровна Леонтьева, Павел Александрович Шорин, Владимир Борисович Кобрин
Вспомогательные исторические дисциплины

Введение

Что такое вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и др. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, - звуковые записи, фото- и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научная ценность источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.

Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных текстов. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них.

Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, занимающееся классификацией источников, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена "своим" объектом исследования и "работает" своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника.

Сегодня в мире насчитывается около 2,5 тыс. различных наук. Большинство из них можно условно разделить на две категории: естественные (исследующие законы природы) и гуманитарные (изучающие человеческое общество). Одни науки зародились в глубокой древности, другие появились сравнительно недавно. История - это гуманитарная дисциплина, возраст которой насчитывает больше 2 тысячелетий. Её отцом принято считать Геродота - учёного, жившего в Древней Греции в V веке до Рождества Христова. Его авторству принадлежит трактат "История", описывающий события греко-персидских войн и обычаи людей, живших в те времена. Труд Геродота является древнейшим образцом литературы, содержащим достоверные сведения о развитии общества.

Значение вспомогательных исторических дисциплин

Предмет исторической науки - это изучение прошлого человеческого общества и определение закономерностей его развития. Современные учёные рассматривают минувшие времена с различных ракурсов: они исследуют быт, внутреннюю и внешнюю политику государств, их культуру, дипломатические и финансовые отношения, деятельность политических и общественных деятелей и прочее. Облегчают изучение человеческого прошлого вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся археология, нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеография, метрология, хронология и т. д. Немало интересных сведений удалось получить благодаря исторической географии. Без тщательного изучения перечисленных наук сложно понять прошлое человечества.

Древние раскопки

Археология - это наука, изучающая историю древних людей по сохранившимся памятникам (могильникам, стоянкам, поселениям, оружию, предметам быта, украшениям). Для поисков объектов учёные сначала проводят полевые исследования, затем наступает очередь раскопок. Найденные археологические памятники тщательно изучают в лабораторных условиях: их классифицируют, определяют их возраст и сферу применения. Объекты, добытые в результате раскопок, имеют большое научное значение, так как они помогают пролить свет на происхождение и развитие человеческого общества.

Понятие палеографии

Палеографией называют дисциплину, объектом исследования которой является древняя письменность и всё, что с ней связано. Старинные тексты, начертанные на папирусах, пергаменте и бумаге, - важнейшие источники информации, содержащие в себе описание реальных событий многовековой давности. Однако ни один старинный рукописный материал не станет представлять интерес для исторической науки, если он не будет расшифрован. Палеографы изучают текст, определяют его автора, дату написания, а также возраст и подлинность самого документа.

С развитием этой вспомогательной дисциплины учёным удалось гораздо глубже и детальнее исследовать историю Древнего мира. Например, о социальном перевороте в Египте, произошедшем в 1750 г. до н. э., удалось узнать из рукописи, найденной в конце XIX века в некрополе Саккара. Детальное исследование документа показало, что он относится к XVIII ст. до н. э. и описывает реальные исторические события.

Геральдика и сфрагистика, их связь

Наука о гербах называется геральдикой. В древние времена у всех знатных лиц и родов были свои эмблемы. Позднее они стали появляться у городов и государств. Форма гербов, рисунки и надписи, нанесённые на них, имели свой глубокий смысл, соответствующий сложившимся в обществе устоям. Специалисту достаточно взглянуть на предложенный ему знак, чтобы определить, какому роду или государству он принадлежал и о чём свидетельствует его внешний вид. Старинные рукописи нередко украшались гербами, поэтому их расшифровка требует знаний не только по палеографии, но и по геральдике.

Наука о гербах имеет тесную взаимосвязь со сфрагистикой - дисциплиной, изучающей печати и их отображения на разных поверхностях. Иногда её ещё называют сигиллография. Изначально она была составной частью дипломатики, занимающейся определением подлинности исторических документов, однако постепенно отделилась от неё и стала самостоятельной дисциплиной. Тесная связь между геральдикой и сфрагистикой заключается в том, что при изготовлении гербов и печатей использовались одни и те же изображения.

Нумизматика и метрология

Изучая вспомогательные исторические дисциплины, обязательно нужно уделить внимание нумизматике - науке о монетах и их обращении. Изучение древних денег способно донести до современного человека информацию о разрушенных городах, не сохранившихся до сегодняшнего времени, важных исторических событиях и великих людях прошедших эпох. При чеканке старых монет использовали те же символы, что и на печатях и гербах, поэтому и здесь прослеживается связь между отдельными историческими дисциплинами.

Метрология занимается изучением мер веса, площади, объёма и расстояния, используемых в прошлом. Она помогает проанализировать особенности экономического развития государств в разные эпохи. Так как названия мер веса и денежного счёта в древности часто совпадали, метрологию следует изучать вместе с нумизматикой.

Историческая хронология и география

Определить места возникновения древнейших цивилизаций, направления миграции народов, границы стран и городов, изменение климатических условий и их влияние на расселение людей поможет историческая география. Старые карты, которым удалось сохраниться до наших дней, позволяют более глубоко понять атмосферу и события давних эпох.

Среди вспомогательных исторических дисциплин также стоит назвать хронологию - науку, предметом исследования которой являются системы времяисчисления и древние календари разных народов. Также она определяет даты произошедших событий и последовательность, в которой они случались.

Вышеперечисленные науки подробно изучаются на исторических факультетах вузов. В высших учебных заведениях читается курс по вспомогательным дисциплинам, отдельно преподаются археология, историческая география и другие науки. Для студентов сегодня издаётся большое количество литературы по теме. Здесь и учебники, и методические пособия, и монографии. Г. А. Леонтьева, «Вспомогательные исторические дисциплины» - самая популярная книга у студентов-историков. Этот учебник состоит из нескольких частей, каждая из которых посвящена отдельной науке. В нём можно найти информацию о геральдике, хронологии, палеографии, метрологии и прочих науках. Благодаря лёгкой подаче материала студенты могут всесторонне изучить вспомогательные исторические дисциплины. Учебник считается самым современным на сегодняшний день, он позволяет получить глубокие знания по предмету, что впоследствии поможет человеку тщательно исследовать все материалы и объекты.

Вспомогательные исторические дисциплины - это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.


Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики : выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география - изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение - научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет , насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика - вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

Поделиться