Список ссыльных каторжан на о сахалин. Сахалинская каторга

Сахалинская каторга. Длиннопост В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов. Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент» Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно». В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки. Всего за время существования сахалинской каторги (до 1905 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота. Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году). Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания. Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке. 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек. Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников. Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских островах. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных. Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин. Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года. За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство, во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей. Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней: «Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью. Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее - только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями… Это делалось по настоянию местного фотографа, сколотившего целое состояние на продажах фотокарточек Золотой Ручки. Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию - наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, - и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе. В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя». Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя. Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы. После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца, ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли. Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева. Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», - писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк. К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью. К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске). С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты. Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми. Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие - 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов - на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».

От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

В России может возродиться… каторга. Такую идею озвучил на конгрессе юристов, заслуженный юрист России Алексей Александров. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. Член бюро президиума Ассоциации юристов России Александров считает, что тяжкий физический труд без амнистии, без помилования, свиданий, переписки крайне необходим в качестве наказания в уголовном праве. Каторжные работы могли бы заменить смертную казнь, на которую в данный момент в РФ наложен мораторий.

У некоторых пострижена половина головы. Так метили каторжников, чтобы, в случае, побега, сразу было видно, что он сиделец, так сказать. Особую примету давали. Каторжникам выбривали либо левую либо правую половину головы, в зависимости от степени преступления. ЧИСТО выбритый — бессрочный так что смысла выбриваться всему беглому не имелось никакого — примут за БЕССРОЧНОГО каторжника.

Стрижка это ещё мелочь! С 1845 по 1863 гг. в Российской Империи клеймили з/к. Было несколько видов клейм: «СК»- ссыльнокаторжный, «СБ»- ссыльнобеглый. Клеймо ставилось на правой руке ниже локтя. Если человек «гнал дуру», говорил, что не помнит, кто он и откуда, ему ставили клейио «Б»- бродяга. А вообще-то жульё на Руси клеймили издревле. И сейчас, некоторым, клеймо не помешало бы…

Загляните в Устав о ссыльных – и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее – 10 часов.

В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду. Тюрьма была посещаемым местом для общества. Люди понимали, что каждый может стать каторжником.

Фото снято ориентировочно в 1885 году.

Нужно заметить, что многие приговоренные заковывались в кандалы, которые не снимали на протяжении всего срока пребывания в заключении, а это в среднем от 10 до 20 с лишним лет. Можете себе такое представить?

Тюменская губерния

Партия каторжников, отдых на дороге возле Томска.

Рудник Кара в Восточной Сибири; тюрьма, казармы в 1885 году. Каторга как для обычных преступников, так и для политических правонарушителей.

Сибирские поселенцы-заключенные.

Террористки-эсерки, убийцы лиц исполнительной власти, пьют чай в Мальцевской женской каторжной тюрьме (неподалеку от Акатуя, система Нерчинской каторги) 1909г

Беглые каторжане

Правда, колоритные типажи?

На прибывших каторжан надевают кандалы

Заковывание запястья называется золотая рука.

Каторжан конвоируют в Александровск на Сахалине.

По приговору суда осужденный на каторге мог содержаться как в кандалах, так и без таковых. Узники в стальных кандалах помещались в особые «кандальные» тюрьмы, отличавшиеся ужесточенным режимом. Кандалы могли быть как ручными, так и ножными; время пребывания в них, обычно составлявшее треть всего срока осуждения и нередко превышавшее 5 лет, превращалось в тяжелое испытание для физического и психического здоровья. Ножные кандалы весили полпуда; ручные же были устроены таким образом, что закованный не мог развести руки больше, чем на 30 сантиметров. Понятно, что кандалы самые простейшие бытовые отправления усложняли невероятно: попробуйте-ка сами пообедать или подпоясаться ремешком с завязанными руками. Или хотя бы просто уснуть … Вот она каторга!

Каторжанин в кандалах. Эти фотографии хорошо иллюстрируют конструкцию ножных кандалов: длинная (до метра) цепь, соединяющая два металлических манжета, заклепанных на лодыжках. Цепи были обязательно крупнозвенными, поскольку на такой цепи, как показала практика, заключенный не мог повеситься. Чтобы цепь не волочилась по полу, ее обычно подвязывали к поясному ремню (на левом рисунке хорошо видно, что она подвязана и к коленям). Если заключенный имел наклонности к самоубийству ремешки для подвязывания ему не выдавались; в таком случае цепь ему приходилось носить в руках. Правда, можно было и не носить, но звук волочащейся по полу цепи кандалов, как отмечают те, кто его слышал, выводил из себя даже самых уравновешенных людей.

Каторжанин в стальных кандалах. Фотография иллюстрирует особо изощренное наказание — прикование к тачке (Вот это фетиш! — прим. редактора). Вес такой тачки достигал 5 пудов (80 килограммов). В тачке ничего не возили; такие заключенные обычно не работали ввиду своей крайней опасности для конвоя и иных заключенных. Приковывание к тачке могла присудить только каторжанская или высшая местная администрация за особо злостные преступления; обыкновенно тачку получали приговоренные к смертной казни, но помилованные. От тачки отковывали также специальным постановлением.

В бане кандалы не снимались — одежда продергивалась в зазоры между телом и железом. Чтобы металл не терся по телу и не рвал одежду, под стальные манжеты вставлялись специальные кожаные прокладки. Длительное ношение кандалов приводило к истончению костей на запястьях и лодыжках, и атрофии мышц; кроме того, вырабатывалась специфическая походка, которая делала узнаваемым бывшего каторжного заключенного даже через много лет после снятия оков. Опытные полицейские легко распознавали лиц этой категории в толпе, чему сохранилось немало исторических свидетельств.

Клетка с каторжанами на грузовом пароходе Петербург, перевозящем их на Сахалин, 1890

Наложение кандалов. Процедура эта, несмотря на кажущуюся простоту, была весьма деликатна, поскольку стальные кандалы в руках физически крепкого мужчины превращались в смертельное оружие. Каторга знает немало случаев, когда драки кандальных заключенных приводили к человеческим жертвам.

Этап. 1885 г.

ПЕРВЫЕ ССЫЛЬНЫЕ НА САХАЛИНЕ (1858). Каторга на Сахалине

155 лет со времени события

Небольшое лирическое отступление : в школьные годы я жила на Сахалине. Мы изучали историю Сахалинской области, но почему-то очень смутно помню материал о сахалинской каторге . Помню только что представляла её себе как нечто очень страшное и ужасное. Возможно, информации тогда мало было о ней. Но сейчас я с большим интересом прочитала всё, что нашла в Интернете о сахалинской каторге. Предлагаю и вам, дорогие читатели блога, познакомиться с этим уникальным явлением в истории Сахалина.

Дежурный домик на морской пристани в посту Александровском.

Фото И.И. Павловского

Официальной датой учреждения cахалинской каторги считается 18 апреля 1869 г. – дата утверждения Александром II «Положения Комитета об устройстве каторжных работ». Первый же каторжник оказался на Сахалине еще в 1858 г. Его имя Иван Лапшин . Он служил у одного из горных инженеров, занимавшихся изучением угольных месторождений. Первые годы каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями: в 1870 г. – 250 человек, в 1871 г. – 165 человек и т. д. Отработав в шахте один-два года, они возвращались на материк. С января 1880 г. по распоряжению начальника Главного тюремного управления М. Н. Галкина-Враского каторжане, отбывшие наказание в тюрьме, оставались на Сахалине и переходили в разряд ссыльнопоселенцев . 10 апреля 1906 г. каторга на Сахалине была отменена. По оценкам историков, всего за время существования каторги на острове отбыли наказание до 40 тысяч осужденных.

См.: Земля, на которой живем. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 37; Костанов А. И. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 359–360: ил.

Дуэ, фото 1858 г.

В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов . Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».

Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».

Погрузка каторжан в портах, например, в Одессе

В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки . Всего за время существования сахалинской каторги (до 1906 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота . Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).

Корсаковская тюрьма

Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.

Вход в каторжанскую шахту

Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке . 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек .

Заковка ссыльных в кандалы

Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников . Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских острова х. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных .

Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г ., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин . Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.

Женщины-зеки, конвоируемые по улицам г. Александровска

в лагерь после работы

За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство , во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.

Воеводинская тюрьма

Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:

«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью . Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее — только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…

Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию — наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, — и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.

Сонька Золотая Ручка

В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя» .

Добыча угля на шахте общества "Сахалин"

Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя .

Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.

После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца , ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.

Слобода ссыльных в Александровске, фотография

из личной коллекции А.П. Чехова. 1890 г.

Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева . Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.

Ссыльнопоселенцы одного из селений о. Сахалин. Фотография П. Лаббе

По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», — писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.

Сахалинские айны

К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью . К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).

С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами ). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.

Поселок Владимировка, который перерос в центр Сахалинской области

(Тоёхара, Южно-Сахалинск)

Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми . Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие — 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов — на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».

ПЕРВЫЕ ССЫЛЬНЫЕ НА САХАЛИНЕ (1858). Каторга на Сахалине

155 лет со времени события

Небольшое лирическое отступление : в школьные годы я жила на Сахалине. Мы изучали историю Сахалинской области, но почему-то очень смутно помню материал о сахалинской каторге . Помню только что представляла её себе как нечто очень страшное и ужасное. Возможно, информации тогда мало было о ней. Но сейчас я с большим интересом прочитала всё, что нашла в Интернете о сахалинской каторге. Предлагаю и вам, дорогие читатели блога, познакомиться с этим уникальным явлением в истории Сахалина.

Дежурный домик на морской пристани в посту Александровском.

Фото И.И. Павловского

Официальной датой учреждения cахалинской каторги считается 18 апреля 1869 г. – дата утверждения Александром II «Положения Комитета об устройстве каторжных работ». Первый же каторжник оказался на Сахалине еще в 1858 г. Его имя Иван Лапшин . Он служил у одного из горных инженеров, занимавшихся изучением угольных месторождений. Первые годы каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями: в 1870 г. – 250 человек, в 1871 г. – 165 человек и т. д. Отработав в шахте один-два года, они возвращались на материк. С января 1880 г. по распоряжению начальника Главного тюремного управления М. Н. Галкина-Враского каторжане, отбывшие наказание в тюрьме, оставались на Сахалине и переходили в разряд ссыльнопоселенцев . 10 апреля 1906 г. каторга на Сахалине была отменена. По оценкам историков, всего за время существования каторги на острове отбыли наказание до 40 тысяч осужденных.

См.: Земля, на которой живем. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 37; Костанов А. И. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 359–360: ил.

Дуэ, фото 1858 г.

В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов . Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».

Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».

Погрузка каторжан в портах, например, в Одессе

В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки . Всего за время существования сахалинской каторги (до 1906 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота . Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).

Корсаковская тюрьма

Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.

Вход в каторжанскую шахту

Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке . 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек .

Заковка ссыльных в кандалы

Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников . Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских острова х. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных .

Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г ., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин . Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.

Женщины-зеки, конвоируемые по улицам г. Александровска

в лагерь после работы

За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство , во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.

Воеводинская тюрьма

Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:

«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью . Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее — только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…

Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию — наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, — и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.

Сонька Золотая Ручка

В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя» .

Добыча угля на шахте общества "Сахалин"

Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя .

Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.

После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца , ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.

Слобода ссыльных в Александровске, фотография

из личной коллекции А.П. Чехова. 1890 г.

Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева . Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.

Ссыльнопоселенцы одного из селений о. Сахалин. Фотография П. Лаббе

По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», — писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.

Сахалинские айны

К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью . К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).

С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами ). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.

Поселок Владимировка, который перерос в центр Сахалинской области

(Тоёхара, Южно-Сахалинск)

Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми . Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие — 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов — на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».


Это сейчас остров Сахалин вызывает романтические ассоциации: живописное побережье, бескрайнее море, горы... Но еще каких-то 150 лет назад все было не так, ведь сахалинская каторга была главной «тюремной столицей» царской России позапрошлого века. И попасть сюда панически боялся любой преступник. Не только каторжане, но и многие писатели и журналисты, посетившие остров в те годы с познавательной целью, признавали, что это настоящий ад.


1. Ад начинался уже в пути

Еще по дороге на каторгу заключенные попадали в такие невыносимые условия, которые не каждый мог пережить. На каторгу их отправляли либо пешком через Сибирь, либо по морю из Одессы, на судах так называемого добровольческого флота. В пути с них не снимали кандалы, гуляли по палубе они посменно, окруженные конвоем, а остальное время проводили в темных помещениях под палубой, где стояла страшная духота.


Трюм, где держали заключенных, для надежности был закрыт решеткой из металлических труб. Если кто-то из арестантов пытался бунтовать либо происходила драка, конвоиры пускали сквозь решетку горячий пар. Чтобы не свариться заживо, все старались сидеть тихо. А спали пассажиры на длинных нарах по 200 человек. Такое мучительное путешествие длилось примерно полтора месяца.


2. Каторжане становились поселенцами

Сахалин идеально подходил в качестве места для ссылки каторжных. Для этих целей его стали использовать с 1960-70-х годов позапрошлого века. Сначала сюда отправляли только политических заключенных – противников самодержавия, но в конце века он стал пристанищем и для другого рода преступников – убийц, грабителей и так далее. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка.


Властям этого каторжного острова позволялось обращаться с узниками, как вздумается, поэтому здесь царил полный произвол.

Попав на остров, ссыльный проходил три стадии: каторжный, поселенец, ссыльный крестьянин и крестьянин вольного содержания. Последним, уже отбывшим свой срок в тюрьме, выделялись земельные участки. На таком клочке земли крестьянин возводил простой дом, распахивал огород, обзаводился курами. Ну а в первые годы пребывания на Сахалине осужденный ходил исключительно в кандалах.


3. Спали прямо с тачкой

Кандальные каторжане жили в гнилых бараках с земляным полом, на котором и спали. Кормили их хлебом, состоявшим из неперемолотого зерна и сена, и похлебкой из муки и полугнилого картофеля.


В трехкилограммовые кандалы каторжанин был закован постоянно, даже спал с ними, а снимали их ему только во время работы. А вот особо опасных преступников приковывали цепями к тачкам, и так они ходили постоянно – не только во время работы, но и в бараке, а спали, поставив тачку рядом.


4. Побег был таким же адом

Суровый климат, психологически невыносимые условия и тяжелый труд сводили некоторых заключенных с ума, превращая в зверей, или заставляли бежать. Побег с этого окруженного водой острова был почти невозможен и очень опасен, но некоторым все же это сделать удавалось. Бывало, что обезумевшие каторжане бежали по нескольку человек, прихватив с собой молодого ссыльного лишь для того, чтобы по дороге его… съесть.


5. Каторжные работы

Многие каторжане работали в забое, добывая уголь. Они спускались туда по 400 человек, и не все возвращались обратно. Тех, кто не выполнил норму или провинился, отправляли в холодный карцер или наказывали розгами. Иногда несчастного могли засечь до смерти. Начальство закрывало на это глаза, а в случаях с особо опасными преступниками даже негласно одобряло такие убийства.



Про угольные копи Дуэ побывавший на Сахалине писатель Чехов отзывался так: «страшное, безобразное и во всех отношениях дрянное место, в котором по своей доброй воле могут жить только святые или глубоко испорченные люди».


Когда каторжане возвращались после работы в барак, на них накидывались клопы, которых в помещениях были целые полчища.



6. Казнь превращали в зрелище

Смертные казни на Сахалине проходили вплоть до конца XIX века. Как правило, заключенного лишали жизни через повешение. Это было жуткое, душераздирающее зрелище. Смотреть на казнь пригоняли всех заключенных. Смертнику, одетому в чистое белье, очень долго читали приговор. Перед смертью человек от ужаса дрожал крупной дрожью или непроизвольно мочился. А во время самой казни всегда громко бил барабан – это делали для того, чтобы окружающие не слышали плача, криков и проклятий умирающего человека. Всю мероприятие длилось больше часа.


По воспоминаниям священника о. Александра, служившего в конце XIX века на Сахалине, несколько дней перед казнью висельники практически не могли спать – переживали. Батюшка рассказывал, как его прислали поддержать трех осужденных мужчин, и те фактически круглые сутки не отпускали его от себя, «позволяя» разве что отлучиться домой поесть. Все три дня ему удавалось поддерживать их напутствием и молитвой: он говорил им, что нужно не терять веры, ведь бывали случаи, когда приговор отменяли прямо перед его исполнением. Один из троих, старик, все дни пытался храбриться, но перед самой казнью настолько упал духом, что у него отнялись руки и ноги и к виселице его несли на руках.


В истории Сахалинской каторги были и единичные случаи, когда идущие на казнь держались мужественно. Например, каторжник Клименко, приговоренный к виселице за неоднократную попытку бежать и убийство поймавшего его конвоира, после последнего преступления сам явился к начальнику тюрьмы с повинной. Когда его вывели на эшафот, он произнес речь, полную достоинства и раскаяния: мол, сам во всем виноват и казни заслужил. Когда его вешали, даже не стучал барабан.


7. Любая болезнь была практически приговором

Заключенные на Сахалине мучились от тифа, цинги, чахотки, дизентерии, а лечение их было чисто формальным. Особенно славился своим равнодушием и даже жестокостью сахалинский врач Заржевский. Когда к нему приводили каторжан с жалобами на плохое самочувствие, он, как правило, писал в заключении: «Выдать пятьдесят розг». В конце концов, доктора убил один из заключенных. Каторжник Капитон Зверев, надорвавшийся во время тяжелых работ и получив от врача стандартный «рецепт» в виде порки, во время своего следующего визита и аналогичного заключения врача достал заранее припасенный нож и вонзил в ненавистного доктора. Как признавался потом Зверев, риска быть повешенным он не боялся, а действовал по принципу: «Я умру, но другим заключенным легче будет». Но к смертной казни его не приговорили – повезло.


Еще одно черное место в нашей стране, печально известный Сталинский ГУЛАГ, всегда вызывал много споров.

Поделиться