Спряжение немецких глаголов в настоящем. Спряжение немецких глаголов в презенсе (настоящем времени)

Окончаний в немецком языке, в отличие от английского, достаточно много, на освоение и закрепление темы потребуется не один час работы. Рекомендуется разбить весь материал на блоки (они приводятся в конце статьи) и освоить их последовательно, переходя к следующему только после уверенного владения предыдущим. Уверенного - это означает: при построении фраз вы можете самостоятельно употребить глагол в нужном времени, лице, числе, без запинок, времени на раздумья, не заглядывая в справочные таблицы.

Общие правила в немецком языке

Склонение немецких глаголов осуществляется по простой схеме. Для начала вычлените составные части слова: основу и окончание (-en или -n). Примеры:

  1. Lernen (изучать): lern - основа, -en - окончание.
  2. Lachen (смеяться): lach - основе, -en - окончание.
  3. Lesen (читать): les - основа, -en - окончание.
  4. Meißeln (долбить): meißel - основа, -n - окончание.

Теперь достаточно добавить к основе правильное окончание. Они меняются в зависимости от:

  1. Лица (первое, второе третье).
  2. Числа (единственное, множественное).
  3. Времени (в немецком языке пять активно используемых времен).

Сильный или слабый?

Сильные глаголы придется изучать отдельно, их можно назвать исключениями. Специальные таблицы со спряжением сильных глаголов приводятся в любом пособии по грамматике немецкого языка, а в словарях такие глаголы отмечены звездочкой. Хотя определенные закономерности в их спряжении есть, но выводить их слишком трудоемко. При их склонении может меняться корневая гласная. Слабые глаголы спрягаются одинаково, по одной схеме, их в немецком языке - большинство. Начать изучение склонения немецких глаголов стоит именно со слабых.

Спряжение слабых глаголов

Окончания и варианты спряжения слабых глаголов в настоящем времени (prasens) приведены в таблице. Для примера взяты глаголы: читать (lernen), werfen (кидать), verzeihen (прощать).

Лицо и число

Окончания

lerne, werfe, verzeihe

lernst, wirfst, verzeihst

lernt, wirft, verzeiht

lernen, werfen, verzeihen

lernt, werft, verzeiht

lernen, werfen, verzeihen

lernen, werfen, verzeihen

Еще несколько простых немецких глаголов в настоящем времени в таблице ниже:

Попрактикуйтесь, попробовав просклонять следующие слабые немецкие глаголы (из числа наиболее востребованных и популярных): arbeiten - работать, fragen -спрашивать, antworten - отвечать, atmen - дышать, aussehen - выглядеть, bauen -строить, bedeuten - означать, besuchen - посещать, dauern - длиться, erzählen - рассказывать, erinnern - вспоминать, führen - вести, водить, heilen - лечить, kaufen - покупать, küssen - целовать, kosten - стоить, lachen - смеяться, malen - рисовать, pflanzen - сажать, pflegen - ухаживать, reden - разговаривать, sagen - говорить, spielen - играть, spazieren - гулять, sammeln - собирать, träumen - мечтать, tadeln - ругать, vertrauen - доверять, warten - ждать, zahlen - платить.

Как изучать спряжение немецких глаголов

Правило №1 - не перегружайте себя. При взгляде на таблицы склонения немецких глаголов в справочниках у многих возникает определенный психологический феномен, еще мало изученный и не имеющий названия, но с вполне конкретными симптомами: слишком большой и явно непосильный объем предстоящей работы снижает интерес, мотивацию и, в итоге, ухудшает усвоение материала. Мозг, даже при правильно выстроенной в дальнейшем схеме изучения, словно начинает сопротивляться. Не стоит давить. Ознакомившись с правилами выше, берите посильные для себя куски нового материала.

Итак, нужно освоить:

  1. Разновидности глаголов. Всего их пять: регулярные, нерегулярные, глаголы с отделяемой или неотделяемой приставкой и глаголы, оканчивающиеся на -ieren. У каждой из этих групп глаголов свои особенности спряжения.
  2. Группы сильных глаголов. В каждой из таких групп или подгрупп сильные (нерегулярные) глаголы склоняются одинаково. Разбирать за одно занятие одну такую группу удобнее, чем изучать таблицы, в которых все сильные глаголы приводятся подряд.
  3. Склонение возвратных глаголов или глаголов с sich. В целом, оно не отличается от общей схемы спряжения слабых глаголов, но есть нюансы.
  4. Тему «Модальные глаголы».
  5. Глаголы с двумя формами спряжения. Они могут склоняться и как сильные, и как слабые, особое внимание уделите глаголам с двумя значениями (согласно значению определяется тип спряжения).
  6. Склонение немецких глаголов в прошедшем времени (Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt). Во многих справочниках приводится три популярные формы: инфинитив, форма простого прошедшего времени и причастие, используемое для образования времени perfect (Partizip II).
  7. Склонение в особых формах немецкого будущего времени (Futur I и Futur II).
  8. Склонение немецких глаголов в различном наклонении (две формы сослагательного наклонения - Konjunktiv I и Konjunktiv II, и повелительное наклонение, то есть императив).

Для примера в таблице ниже приведены спряжения в настоящем времени некоторых сильных глаголов:

Сразу же стоит хотя бы поверхностно ознакомиться со спряжением модальных глаголов. Они широко употребляются:

Склонение глагола иметь

Склонение немецкого глагола haben необходимо рассматривать отдельно. Этот глагол относится к наиболее употребительным. Примечательно, что два самых важных глагола haben и sein склоняются по индивидуальной схеме. Кстати, это характерно для большинства языков романской группы. Для сравнения в скобках в таблице приводится слабый глагол machen (делать), склоняющийся по правилам. Указаны формы только для настоящего, простого прошедшего и совершенного времени. Попробуйте сами проанализировать различия - этого уже достаточно, чтобы активировать память и запомнить нестандартные формы глагола haben.

Лицо и число

Простой анализ показывает, что отличий не так много. Чтобы усвоить формы спряжений глагола, нужно всего лишь запомнить формы в Präsens для второго и третьего лица, в прошедшем времени меняется сама основа, а в Perfect все по стандартной схеме.

Глагол haben употребляется:

  1. Самостоятельно.
  2. В качестве вспомогательного глагола для перфектных форм.
  3. В модальной конструкции haben + zu + Infinitiv.

Склонение глагола быть

Склонение немецкого глагола sein также нужно изучить отдельно. Таблица с формами (для сравнения приводится слабый глагол suchen - искать):

Лицо и число

Perfekt (эти формы для suchen не приводятся, поскольку различий нет)

(suche)

(suchte)

(suchst)

(suchtest)

(sucht)

(suchte)

(suchen)

(suchten)

(sucht)

(suchtet)

(suchen)

(suchten)

Помимо своего прямого назначения, глагол быть употребляется в немецком языке:

  • в качестве глагола-связки (в русском языке он в таких случаях подразумевается, но опускается);
  • для построения безличных предложений;
  • в качестве вспомогательного глагола для образования прошедшего времени;
  • в модальной схеме sein + zu + infinitiv.

Учитывая частоту употребления, изучению форм спряжения глагола sein не стоит выделять много времени: все они хорошо усваиваются в процессе проработки других тем.

Склонение глагола werden

Ему тоже стоит уделить особое внимание. Эту троицу - haben, sein, werden можно смело считать важнейшей, ведь эти глаголы употребляются повсеместно. И в качестве вспомогательных, и самостоятельно. Для сравнения приводится слабый глагол weinen -плакать.

Лицо и число

(weine)

(weinte)

(weinst)

(weintest)

(weint)

(weinte)

(weinen)

(weinten)

(weint)

(weintet)

(weinen)

(weinten)

Глагол warden используется:

  1. Как самостоятельный глагол в значении становиться.
  2. Как вспомогательный глагол для образования форм будущего времени.
  3. Для образования глаголов в сослагательном наклонении Konjunktiv I и Konjunktiv II.
  4. Для выражения предположений.
  5. Для образования пассивного залога во всех временах.

Сводная таблица самых популярных форм наиболее востребованных глаголов (настоящее время):

Изучение склонения неправильных глаголов в немецком языке дается намного легче, чем кажется на первый взгляд. Выделять серьезное время изучению форм этих самых популярных глаголов не стоит. Достаточно один раз прочитать, стараясь их запомнить, и после этого попробовать составить жизненные фразы с каждой из форм. Пытайтесь самостоятельно вспомнить нужную форму. Заглядывайте в справочник только после реально приложенных усилий по вспоминанию. Такие усилия стимулируют память и формируют ассоциативные связи - это намного эффективнее механического запоминания. Большинству учеников достаточно всего одного такого упражнения. Хотя не будет лишним повторить его через сутки. Но, как правило, в дальнейшем материал закрепляется по ходу других тем, не забывайте только следить за регулярностью и связностью (каждая последующая тема содержит в себе хотя бы чуть-чуть от предыдущей) занятий.

Аналогична ситуация и с сильными глаголами. Удивительно, но большинство из них входят в число самых популярных. Какое-то время уделить ознакомлению с ними необходимо, но закрепление материала вполне можно совместить с изучением других тем.

Это все, что следует знать для успешного начала погружения в тему. Будьте готовы, что проплыть еще придется немало. В любом случае, вооружившись этими сведениями, а также хорошим справочником по грамматике немецкого языка, вы не утонете и сможете уверенно продвигаться вперед.

По способу образования основных форм, все глаголы в немецком языке делятся на слабые, сильные и неправильные. Образование Imperfekt (Präteritum) и Partizip II всех слабых глаголов подчиняется одному общему правилу и не вызывает затруднений. Основные формы неправильных глаголов можно запомнить всего за несколько дней, так как количество таких глаголов ограничено.

Сильные глаголы в немецком языке столь многочисленны, что необходимость их запоминания способна вызвать панику и сомнения в собственных силах. На самом деле все не так страшно .

Итак, в чем же отличие сильных глаголов от слабых в немецком языке?

Изменение корневой гласной при спряжении, например:

Infinitiv
Präsens
(3л.ед.ч.)
Imperfekt
Partizip II
lesen
(читать)
liest
las
gelesen
kommen
(приходить)
kommt
kam
gekommen
nehmen (брать)
nimmt
nahm
genommen

Окончание -en в Partizip II (окончание слабых глаголов в Partizip II -t), например:

Появление умлаут или изменение корневой гласной e , ä или ö на i во 2л. ед.ч. и 3л. ед.ч. Präsens (не всегда), например:

raten - er rä t (он советует)
stoßen - er stö ßt (он толкает)
bergen - er bi rgt (он спасает)
essen - er i sst (он ест)

Для лучшего запоминания, список сильных глаголов немецкого языка можно разделить на несколько подгрупп (по характеру изменений корневой гласной в основных формах):

ie - o - o
(ассоциация - кимоно)

летать - fliegen - flog - geflogen

i - a - o
(Пифагор)

побеждать - gewinnen - gewann - gewonnen

i - a - u
(Сиракузы)

находить - finden - fand - gefunden

e - a - o
(педагог)

брать - nehmen - nahm - genommen

e - a - e
(терапевт)

i - a - e
(диабет)

просить - bitten - bat - gebeten

a - u - a
(бакуган, мальчуган)

носить - tragen - trug - getragen

e/ ä/ ö/ü - o - o
(Бельмондо)

поднимать - heben - hob - gehoben

a - ie - a
(малина, калина)

жарить - braten - briet - gebraten

Таблица сильных глаголов немецкого языка. Топ - 30

Сводную таблицу сильных и неправильных глаголов почти всегда можно обнаружить в словаре. Запомнить все - достаточно сложно, для этого требуется немало времени. Предлагаем Вам начать с тридцати наиболее употребляемых в немецком языке сильных глаголов.

Сильные глаголы (die starken Verben) - наиболее сложные глаголы в немецком языке. Запоминание 5 новых слов ежедневно сделает процесс изучения проще и приятнее.

Для немецких (нем.) глаголов (глаг.) характерно спряжение – изменение по числам и лицам, характеризующееся прибавлением соответственных личных окончаний к глагольной основе. Рассмотрим во временной форме Präsens, которая используется в языке для выражения действий или состояний в настоящем или же в будущем времени.

Не все сильные (нерегулярные) и слабые (регулярные) глаг. спрягаются в нем. языке одинаково. В отличие от слабых (слаб.), у сильных (сильн.) глаголов при спряжении может происходить чередование корневых гласных. Слаб. глаг. и сильн. без чередования гласных в корне спрягаются в Präsens одинаково. Здесь нужно обратить свое внимание лишь на следующие небольшие нюансы:

  • если на конце глагольной основы стоят буквы –t, -d , а также сочетания —dm, -gn, -ffn, -tm, то при добавления окончания к основе между ними появляется дополнительный гласный –е ;
  • если на конце глагольной основы находятся буквы –z, -ß, –s, сочетания –ss, -tz, то –s в единственном числе (ед. ч.) второго лица опускается и глаг. приобретает окончание –t ;

например:

Лицо, ед.ч.

jagen – охотиться (слаб.) bewaffnen – вооружать (слаб.) blitzen – сверкать (слаб.) gehen – идти, ходить (сильн.)
jag-e bewaffn-e blitz-e geh-e
jag-st bewaffn-est blitz-t geh-st
jag-t bewaffn-et blitz-t geh-t

Лицо, мн.ч.

jag-en bewaffn-en blitz-en geh-en
jag-t bewaffn-et blitz-t geh-t
jag-en bewaffn-en blitz-en geh-en
  • сильные глаг., демонстрирующие изменение гласной корня (в ед. ч. второго и третьего лица: случай (1) е => i / ie ; случай (2) au / a => äu / ä — получают умлаут) с конечной буквой основы t не приобретают соединительного гласного е в ед. ч. и также не получают никакого окончания в единственном числе третьего лица; во множественном числе второго лица такие глаг. не изменяют корневые гласные и получают дополнительный гласный е точно так же, как и регулярные глаг., например:

Лицо, ед.ч.

behalten – оставлять себе (сильн.) cравни: verwalten — управлять (слаб.) verlaufen – проходить (сильн.) stehlen – воровать (сильн.)
behalt-e verwalt-e verlauf-e stehl-e
behält-st verwalt-est verläuf-st stiehl-st
behält verwalt-et verläuf-t stiehl-t

Лицо, мн.ч.

behalt-en verwalt-en verlauf-en stehl-en
behalt-et verwalt-et verlauf-t stehl-t
behalt-en verwalt-en verlauf-en stehl-en

Важнейшие немецкие глаг., которые кроме обычных случаев употребления в своем значении используются также в роли вспомогательных, – sein, werden, haben – также причисляются к группе неправильных глаг., поскольку спрягаются в Präsens совершенно по-особому:

Лицо, ед.ч.

– быть, существовать – становиться, делаться – иметь, владеть
bin werde habe
bist wirst hast
ist wird hat

Лицо, мн.ч.

sind werden haben
seid werdet habt
sind werden haben

И, наконец, совершенно особенную группу спряжения представляют собой немецкие модальные глаг., характеризующие в речи отношение к имеющемуся состоянию или же происходящему действию. Спряжение этих глаг. в Präsens происходит точно таким же образом, как у сильн. нем. глаг. в Präteritum. Это значит, что все они (кроме глаг. sollen) в ед. ч. демонстрируют изменение гласной корня и при этом в первом и третьем лицах того же числа не приобретают никаких окончаний. Глаг. wissen, хоть модальным и не является, спрягается по этому же типу.

Лицо, ед.ч.

– иметь разрешение, право, мочь – уметь, быть в состоянии, мочь — хотеть

Лицо, мн.ч.

dürfen können wollen mögen sollen müssen wissen
dürft könnt wollt mögt sollt müsst wisst
dürfen können wollen mögen sollen müssen wissen

Это глаголы, без которых никак не обойтись: fahren - ехать , sprechen - говорить, разговаривать , lesen - читать , sehen - смотреть, видеть , geben - давать , nehmen - брать , essen - есть ... Но есть у них одна особенность: изменение корневого гласного во 2-м и 3-м лицах единственного числа настоящего времени. Эти формы выделены ниже полужирным шрифтом.

Закономерность такова: всё это сильные глаголы, корневой гласный которых может подвергаться каким-либо изменениям. Если у сильного глагола в корне гласный i или дифтонг ei (bitten - просить , heißen - зваться, называться ), то дальнейшие изменения корневых гласных невозможны. А если в корне у сильного глагола - гласный a , дифтонг au или гласный е , то в подавляющем большинстве случаев такие глаголы меняют корневой гласный во 2-м и 3-м л. ед.ч. настоящего времени.

Правописание некоторых из этих глаголов обусловлено необходимостью передать долгий или краткий гласный:

Так же, как essen - есть , спрягаются сильные глаголы vergessen - забывать и fressen - есть, жрать (о животных и грубо - о людях) . Сильные глаголы с приставками спрягаются так же, как соответствующие глаголы без приставок: например, treten - наступать (на что-л.) - betreten - входить (в помещение) , sprechen - говорить, разговаривать – besprechen - обсуждать .

Сильные глаголы gehen - идти и stehen - стоять тоже имеют е в корне, но гласный у них при спряжении не меняется : ich gehe - du gehst, er geht; ich stehe - du stehst, er steht.

Теперь вы знаете, как спрягается глагол sprechen - говорить, разговаривать , и можете сообщить о том, на каком языке говорите вы, ваш спутник и т.д. Вот обозначения разных языков:

  • Russisch ["rʋsɪʃ] - по-русски
  • Deutsch - по-немецки
  • Englisch ["εŋlɪʃ] - по-английски
  • Französisch - по-французски
  • Spanisch ["ʃpa:nɪʃ] - по-испански
  • Italienisch - по-итальянски
  • Chinesisch [çi"ne:zɪʃ] - по-китайски

Итак, «ich spreche Deutsch». Составьте примеры с глаголом sprechen в разных лицах и числах и обозначениями языков. Задайте вопрос собеседнику (обращаясь к нему на «ты» и на «вы»), говорит ли он на таком-то языке.

Очень полезны в таких случаях пояснения, которые могут вставляться между «ich spreche» и названием языка:

  • auch - тоже, также
  • ein wenig - немного
  • ein bisschen ["bisçən] - немножко, чуть-чуть
  • nur - только

Пример: Ich spreche ein wenig Deutsch. - Я немного говорю по-немецки.

По старой немецкой орфографии различались существительные Russisch, Deutsch и т.д., с одной стороны, и наречия russisch, deutsch и т.д. - с другой. Теперь же названия языков во всех случаях пишутся с прописной буквы.

Как и в русском языке, глаголы немецкого языка имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Они спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам, согласуясь с подлежащим.

Форму презенса немецкие глаголы образуют от основы инфинитива* путем прибавления следующих окончаний:

*Инфинитивом называется основная, исходная для всех глаголов форма, в которой они стоят в словаре (например, kommen - приходить; machen - делать и т.д.). B инфинитиве глаголы отвечают на вопрос «что делать?» и состоят из основы и суффикса -en (komm-en ; mach-en ).

Следует заметить, что для удобства произнесения между основой и личным окончанием может появляться гласный -е- (du antwort-e-st; er bild-e-t). У всех немецких глаголов с основой на -s, -ß, -z во 2-м лице ед.ч. не появляется еще одно s и, следовательно, 2-е и 3-е лицо совпадают (du sitzt , er sitzt ).

Как видно из таблицы, некоторые личные местоимения совпадают между собой (sie - она и sie - они), и, следовательно, только по личному окончанию можно отличить sie schreibt (она пишет) от sie schreiben (они пишут). Форма вежливого обращения пишется c заглавной буквы (Sie) и отличается тем, что употребляется при обращении «на вы» как к одному лицу, так и ко множеству лиц. Вежливая форма Sie в устной речи полностью совпадает c sie - «они», но sie - «они», естественно, не употребляется при обращении. Ihr - «вы» употребляется только при обращении ко множеству лиц, если к каждому в отдельности говорящий обратился бы «на ты».

Упражнение 1. Укажите, а) какие личные окончания можно добавить к основе глагола в следующих предложениях:

1. Ich erzähl- von meinem Studium. 2. Meine Mutter arbeit- in einer Fabrik. 3. Deine Eltern komm- morgen. 4. Sie geh- heute ins Kino.

б) какие личные местоимения можно употребить вместо пропуска в следующих предложениях, и как изменится при этом смысл предложения:

1…. verstehen gut Deutsch. 2. Lebt… in Minsk? 3. Wie heißt…?

Особые случаи образования личных форм глаголов в презенсе

1. Спряжение немецких глаголов sein, haben, werden

Глаголы sein, haben, werden - наиболее употребительные в немецком языке, без них нельзя вести даже самую простую беседу. Немецкие глаголы sein, haben, werden имеют особые личные формы в презенсе. Эти формы необходимо выучить наизусть. Ho и употребление этих глаголов имеет ряд особенностей:

Глагол sein (быть, являться)

B русском языке глагол «быть, являться» в настоящем времени обычно опускается и употребляется лишь в редких случаях, обычно в книжном стиле речи (ср.: Вавилов является крупнейшим селекционером). B немецком языке глагол sein никогда не опускается.

Например:

Он молод. - Er ist jung.
Он твой друг? (Он является твоим другом?) - Ist er dein Freund?

Следовательно, в немецком предложении всегда должен быть глагол-сказуемое; если нет другого глагола, значит, на месте сказуемого нужно употребить глагол sein в соответствующем лице и числе (т.е. bin, ist, sind и т.д.).

Упражнение 2. Укажите, при передаче какого из следующих сообщений на немецком языке необходимо употребить глагол sein:

1. Преподаватель появляется в аудитории после звонка. 2. Мы теперь студенты. 3. Мой родной город невелик. 4. Студент Петров уже три дня не является на занятия. 5. Город Орел является родиной Тургенева.

Обратите внимание на то, что при подлежащих das, es, wer, was глагол sein согласуется в числе не c подлежащим, как обычно, a c существительным, следующим после глагола sein.

Например:

Das ist mein Institut.
Das sind meine Freunde.
Was sind deine Eltern von Beruf?

Упражнение 3. Укажите, какую форму глагола sein следует употребить при переводе на немецкий язык следующих предложений:

1. Это очень хороший новый учебник по биологии. 2. Они счастливы? 3. Где твои школьные друзья теперь? 4. Я студент 1-го курса. 5. Кто твои братья? 6. Сегодня он дома.

Глагол haben (иметь)

Глагол haben употребляется шире, чем русский глагол «иметь».

Он имеет друзей в Омске.
У него есть (имеются) друзья в Омске. Er hat Freunde in Omsk.

Как видно из этих примеров, в русском языке существуют две конструкции для передачи одного и того же содержания (c глаголом «иметь» и без него). B немецком языке используется только первая конструкция, т.е. c глаголом haben.

Обратите внимание на многозначность формы «есть» в русском языке.

У Вали есть брат (= имеется). Walja hat einen Bruder.
Валя (есть = является ) - сестра Олега. Walja ist Olegs Schwester.

Упражнение 4. Укажите, при передаче какого из следующих сообщений на немецком языке вы употребите: а) глагол sein, б) глагол haben:

1. У этого фильма очень интересный конец. 2. Ты теперь студент. 3. У меня сегодня есть время. 4. Я здесь уже два месяца. 5. Детям следует есть больше овощей и фруктов.

K глаголу haben примыкает по значению безличный оборот es gibt (имеется, имеются, есть). Оборот es gibt необходим, когда надо сообщить, что где-то что-либо имеется (существует), находится, содержится.

Например:

В Москве имеется много вузов. - In Moskau gibt es viele Hochschulen.

Отличие безличного оборота es gibt от глагола haben состоит в том, что глагол haben связан c определенным лицом (кто-то что-то имеет; у кого-то что-либо имеется) , а оборот es gibt связан не c лицом, a c местом (где-то, в каком-то месте что-либо имеется).

У моего друга есть много книг. Mein Freund hat viele Bücher.
В нашем городе есть три театра. In unserer Stadt gibt es drei Theater.
Есть здесь свободная аудитория? Gibt es hier ein freies Zimmer?
Есть много красивых городов на земле. Es gibt viele schöne Städte auf der Erde.

Как видно из примеров, составные части безличного оборота es gibt могут меняться местами, но gibt всегда должен оказываться на месте сказуемого.

Упражнение 5. Укажите, в каком из следующих немецких предложений пропущен: а) оборот es gibt; б) глагол haben:

1. … du eine große Familie? 2. Mein Vater… viele Freunde. 3. Unsere Hochschule … vier Fakultäten. 4. Mathematik … ein sehr schweres Fach. 5. In unserer Studentengruppe … gute Sportler. 6. An unserer Hochschule … vier Fakultäten.

Итак, запомните разницу:

Это (есть ) его машина. Das ist sein Auto.
У него есть машина. Er hat ein Auto.
Там (в хозяйстве и т.д.) есть машины. Dort (im Betrieb usw.) gibt es Autos.

Поделиться