Стихотворения о родине. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края" Россия — Моя Родина

Кремлёвские звёзды


Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
(С. Михалков)

Лучше нет родного края


Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.


Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

(П. Воронько)

Родная земля


Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

Родное гнёздышко

Ласточки-певуньи
Над моим окном
Лепят, лепят гнёздышко...
Знаю, скоро в нём
Птенчики появятся,
Станут голосить,
Будут им родители
Мошкару носить.
Выпорхнут малютки
Летом из гнезда,
Полетят над миром,
Но они всегда
Будут знать и помнить,
Что в краю родном
Их приветит гнёздышко
Над моим окном.
(Г. Ладонщиков)

Родина

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

Родина

Вешняя,
бодрая,
Вечная,
добрая,
Трактором
вспахана,
Счастьем
засеяна -
Вся на глазах она
С юга
до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская...
(В. Семернин)

Наша Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.


Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.


Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

С добрым утром!

Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной...
С добрым утром,
Край родной!

Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной...
С добрым утром,
Край родной!

Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной...
С добрым утром,
Край родной!
(Г. Ладонщиков)

Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Главные слова

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
(Л. Олифирова)

Родной причал

Глядит на море
Пристально
Встречающий народ:
К своей родимой пристани
Подходит пароход.
До этого мгновения
Прошёл он сто дорог,
Наверно, от волнения
Охрип его гудок.


В его иллюминаторы
Заглядывали скалы,
И солнышко экватора
Борта его ласкало.
Моря его качали,
Ветра над ним рычали,
Но чёрными ночами
За тридевять морей
Он думал о причале
На Родине своей.


И вот на море
Пристально
В порту глядит народ –
К своей
Родимой пристани
Подходит пароход.
Огромный
И железный, он тихо заурчал
И нежно,
Нежно,
Нежно
Потёрся о причал.

(В. Орлов)

Наш край


То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт -
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое!
Всё светлей ты с каждым днём
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!

(А. Пришелец)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Необъятная страна

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)

Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

(В. Боков)

Родная земля


Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.

(П. Синявский )

Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(П. Синявский )

Рисунок

На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Лучики рассвета,
Рощица и речка,
Солнышко и лето.
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет
Всадник на коняшке,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

(П. Синявский )

Родная песенка

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами,
Над полями и лугами.

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

(П. Синявский )

Край родной

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.


С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.

(М. Пожарова)

Родина


Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Над родной землёю

Летают самолёты

над нашими полями...

А я кричу пилотам:

«Меня возьмите с вами!

Чтоб над родной землёю

пронёсся я стрелою,

увидел реки, горы,

Долины и озёра,

и зыбь на Чёрном море,

и лодки на просторе,

равнины в буйном цвете

и всех детей на свете!»

(Р. Босилек)

Дождик, дождик, где ты был?..

– Дождик, дождик, где ты был?
– Я по небу с тучкой плыл!
– А потом ты что – разбился?
– Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал –
Прямо в речку я попал!

А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!

Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.

И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть –
Нужно плыть в обратный путь.

Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.

Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй –
Тучку к дому направляй!

Ведь по дому я скучаю...
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь…
Скоро-скоро к вам вернусь!

(К. Авдеенко )

Поезжай за моря-океаны

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

(М. Исаковский)

Родимая страна

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

(А. Прокофьев)

Привет

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой,

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

(С. Дрожжин)

Журавлёнок

Ушло тепло с полей,
и стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышлёный.

Он рвётся в облака,
торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
- Хоть та земля теплей,
А родина милей,
Милей - запомни, журавлёнок, это слово.
Запомни шум берёз
и тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим;
Запомни навсегда,
Иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.

У нас лежат снега,
У нас гудит пурга
И голосов совсем не слышно птичьих.
А где-то там вдали
Курлычут журавли,
Они о Родине заснеженной курлычут.
(И. Шаферан)

Песня славы

Славься, великая,
Многоязыкая
Братских российских
Народов семья.

Стой, окружённая,
Вооружённая
Древней твердыней
Седого Кремля!

Здравствуй, любимое,
Неколебимое
Знамя, струящее
Разума свет!

Славная дедами,
Бравыми внуками
Дружных российских
Народов семья.


Крепни победами,
Ширься науками,
Вечно нетленная
Славы земля!
(Н. Асеев)

Россия, Россия, Россия

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия,

Мы в горе и счастье с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, одна!

(В. Гудимов)

Лучшая на свете

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
(Н. Забила, пер. с укр. З. Александровой )

Русский дом

Россия подобна огромной квартире.
Четыре окна в ней и двери четыре:
На север, на запад, на юг, на восток.
Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире
Полы на Таймыре и в Анадыре.
И солнце горит в миллиард киловатт,
Поскольку местами наш дом темноват.

И, как и положено каждой квартире,
Имеется в ней Кладовая Сибири:
Хранится там ягод различных запас,
И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой - Курильской грядою -
Находятся краны с горячей водою,
У сопки Ключевской клокочут ключи
(Пойди и горячую воду включи!)

Еще есть в квартире три классные ванны:
Северный, Тихий и Атлантический океаны.
И мощная печка системы "Кузбасс",
Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием "Арктика",
Прекрасно работает в нем автоматика.
И справа от древних кремлевских часов
Идут еще семь часовых поясов.

Все есть в Русском доме для жизни удобной,
Но нету порядка в квартире огромной:

Тут вспыхнет пожар, там труба потекла.
То громко соседи стучат из угла.
То стены трещат, то посыпалась краска,
Лет двести назад отвалилась Аляска,
Поехала крыша, пропал горизонт...
Опять перестройка и снова ремонт.

Что строят, строители сами не знают:
Сначала построят, а после сломают.
Всем хочется - сразу построили чтоб
Избу-Чум-Ярангу-Дворец-Небоскреб!

Мы все в нашем доме соседи и жители:
Простые жильцы, управдомы, строители.
И что мы построим теперь на Руси?..
Об этом ты папу и маму спроси.

(А. Усачёв)


(Платон Воронько)

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

МАЛЬЧИК ПОМОГАЙ
(Платон Воронько)

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.

Зачерпнул ведро воды,
Взял и полил две гряды

На дубу колхозных пчёл
Помогай в лесу нашёл.

Он накрыл их и в колхоз
Целый рой в мешке принёс.

Землекопы роют пруд,
Он и с ними делит труд:

Возит вырытый песок —
Аж кряхтит его возок.

Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:

Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.

Что за славный это край,
Где растёт наш Помогай!

ПАХАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Вешний день.
Пахать пора.
Вышли в поле трактора,
По холмам идут горбатым,
Их ведут отец мой с братом.
Я вдогонку им спешу,
Покатать меня прошу.
А отец мне отвечает:
— Трактор пашет, не катает.
Погоди-ка: подрастёшь —
Сам такой же поведёшь!

ЗЕЛЁНЫЙ ГОРОД
(Платон Воронько)


Мы посадим липы и клёны.
Будет город нарядный, зелёный.

Тополя мы посадим рядами.
Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу,
Пусть звенит над ней гомон весёлый.

Любят зелень советские дети,
Любят видеть деревья в расцвете.

С молодыми садами, лесами
Мы расти и цвести будем сами.

Пусть цветёт с каждым часом всё краше
Молодое Отечество наше!

ЛИПКА
(Платон Воронько)

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!

Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня!

В полдень подо мною
Спрячешься от зноя
Вырасти меня!

Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня!

Вместе, друг мой милый,
Наберёмся силы!
Ты люби меня!

А дождёшься срока,
Выйдешь в мир широкий —
Не забудь меня!

БЕРЁЗКА
(Платон Воронько)

Тонкая берёзка,
Ростом невеличка.
Словно у подростка,
У неё косичка.

Деревце на славу
За год подросло.
До чего кудряво,
До чего бело!

Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.

Не ходите, козы,
В молодой наш лес.

Вырастут берёзы,
Будут до небес!

У НАС СДЕЛАЛИ ДОЖДЬ
(Платон Воронько)

Солнце греет, ветер веет,
Ясен синий небосвод.
А поляна зеленеет,
Потому что дождь идёт.

Вот так чудо! Прямо чудо!
Что за дождик и откуда?
Чист и ясен небосвод,
Тучки нет, а дождь идёт!

Это верно. Не из тучи
Дождь идёт у нас в краю.

На поля мотор могучий
Гонит шумную струю.


Я НОСИЛА ВОДУ
(Платон Воронько)

Я носила воду, воду
От колодца к огороду.

А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.

И на грядках — погляди-ка! —
Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,
Всех подружек созову!

ПОЧЕМУ ЦАПЛЯ СТОИТ НА ОДНОЙ НОГЕ
(Платон Воронько)

Сшила цапля башмаки
Не малы, не велики.

Не искала цапля броду.
Чапу-лапу — прямо в воду.
«Полюбуйтесь, кулики,
На подмётки, каблуки!»

А пока она хвалилась,
Обувь с ног её свалилась.
Утонул один башмак,
А другой в воде размяк.

Цапля ногу поднимает
Ничего не понимает
И весь день среди ракит
На одной ноге стоит.


СПАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!

6-7 лет по программе «От рождения до школы»

(по выбору воспитателя)

Содержание

    Я. Аким. «Апрель»

    П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршак

    Е. Благинина «Шинель»

    Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»

    С. Есенин. «Берёза»

    С. Маршак. «Тает месяц молодой…»

    Э. Мошковская. «Добежали до вечера»

    В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка»

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»)

    Н. Рубцов. «Про зайца»

    И. Суриков. «Зима»

    П. Соловьева «Подснежник»

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»

Я. Аким «Апрель »

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

», пер. с укр. С. Маршака

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, отходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал),

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

Когда же гости подошли

То даже крошек (не нашли)

Е.Благинина «Шинель»

Почему ты шинель

Бережешь? –

Я у папы спросила, -

Почему не порвешь,

Не сожжешь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине, вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу,-

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок,

На врага

И его одолели!

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

С. Есенин «Береза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Мы бежали и спешили,

Потому что быстро жили!

Мы бежали, и скакали,

И с утра не отдыхали,

И поели

На бегу,

И попили

На скаку,

Запыхались,

Спотыкались,

Утомились, удивлялись:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,

В небе звездочка зажглась,

Надо жить

Не торопясь…

Ты лети к нам, скворушка,

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей.

Ты лети к нам, скворушка,

Шелковое перышко,

На березе новый дом

Ждет тебя в краю родном

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

обнажалась,

Ложился на поля туман,

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Н. Рубцов «Про зайца »

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

П. Соловьева «Подснежник»

В лесу, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся их всех

Своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода

Тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что

Это весна?»

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Я. Аким «Апрель »

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» - Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

П. Воронько «Лучше нет родного края », пер. с укр. С. Маршака

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, отходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Н. Гарнет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал),

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел).

Когда же гости подошли

То даже крошек (не нашли)

Е.Благинина «Шинель»

Почему ты шинель

Бережешь? –

Я у папы спросила, -

Почему не порвешь,

Не сожжешь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине, вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу,-

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок,

На врага

И его одолели!

П. Соловьева «Подснежник»

В лесу, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся их всех

Своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода

Тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что

Это весна?»

С. Маршак «Вот тает месяц молодой…»

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

С. Есенин «Береза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Э. Мошковская «Добежали до вечера»

Мы бежали и спешили,

Потому что быстро жили!

Мы бежали, и скакали,

И с утра не отдыхали,

И поели

На бегу,

И попили

На скаку,

Запыхались,

Спотыкались,

Утомились, удивлялись:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,

В небе звездочка зажглась,

Надо жить

Не торопясь…

В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»

Ты лети к нам, скворушка,

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей.

Ты лети к нам, скворушка,

Шелковое перышко,

На березе новый дом

Ждет тебя в краю родном

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… (из «Евгения Онегина»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень с печальным шумом

обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу:

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Н. Рубцов «Про зайца »

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Образовательная область «Речевое развитие»

Методическое объединение педагогов ДОУ.

ООД «Ознакомление с художественной литературой»

Тема: «Заучивание стихотворения

П.Воронько «Лучше нет родного края»

Образовательные задачи:

Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемотаблицу.

Уточнить и закрепить представления о Родине, родном крае.

Закрепить понятие «перелетные птицы»

Развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук, память.

Активизировать словарь детей по теме «Птицы».

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за нашу страну.

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Материал к занятию: игрушка журавль, портрет поэта Платона Воронько, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка, мнемотаблица.

Предварительная работа:

Знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)

Беседа с детьми на тему «Мой родной край»

Ход ООД:

1.ВВОДНАЯ часть

Воспитатель: Что вы услышали? Чьи голоса были слышны?

Дети: Птичьи.

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Дети: Грустное.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что они громко, тревожно кричат.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они тревожно кричат и когда они так кричат?

Дети: Осенью, когда готовятся к отлету.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку и назовите птиц, которых вы видите.

Дети: Грачи, цапли, лебедь, соловей, журавль

Воспитатель: К какому виду они относятся?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А почему они называются перелетными?

Дети: Потому что они улетают осенью на юг.

Воспитатель: А почему они улетают от нас осенью?

Дети: Потому что становится холодно: замерзают водоемы, земля покрывается снегом, все насекомые прячутся и птицам нечего есть. Улетают на юг только те птицы, которые питаются насекомыми.

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы?

Дети: Они радуют нас своим пением, оберегают деревья от вредных насекомых.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить «Кто как поет?»

Дидактическая игра «Кто как поет?»

кукушка - кукует,

ласточка - щебечет,

журавль - курлычет,

гусь - гогочет,

утка - крякает,

воробей - чирикает

голубь - воркует

ворона - каркает

(Стук в дверь)

Воспитатель : Ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.

Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.

ОСНОВНАЯ часть.

Воспитатель : Узнаете? Кто это?

Дети: Журавль

Воспитатель : Верно, журавль. Поздоровайтесь с ним.

Дети: Здравствуйте!

Журавль : Здравствуйте, ребята! Я журавль, и сейчас осенью, когда начались холода, я покидаю свой родной край и держу путь на юг, в чужую страну, где совсем другой растительный и животный мир, другой климат. А к вам залетел передохнуть, потому что устал в пути.

Скажите, а у вас есть своя Родина, свой родной край?

Журавль : Как называется ваша Родина?

Дети: Россия.

Журавль : А как называется ваша малая родина, ваш родной край?

Дети: Серебряные Пруды.

Журавль : А как называют людей, живущих в вашем поселке.

Дети: Серебрянопрудцы.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним пословицы о Родине.

  • Кто за Родину горой - тот истинный герой.
    . Всякому мила своя сторона.
    . Если дружба велика, будет Родина крепка.
    . Жить - Родине служить.
    . Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    . Родина мать, умей за нее постоять.
    . Человек без Родины - что соловей без песни.
    . Родина любимая - что мать родимая

Воспитатель Журавль, а где находится твой родной край?

Журавль : Мой родной край, ребята, находится в России. Я очень люблю свой родной край. И мне грустно покидать свою Родину. Ребята, а вы знаете, как улетают журавли?

Физминутка

«Улетают журавли»

Улетают журавли

Далеко за край земли, (Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)

За поля и за луга,

За высокие стога. (Поскоки с ноги на ногу)

В платье ярко-золотом

Бродит осень над ручьем. (Шагают друг за другом, по кругу в обратную сторону.)

Листья по ветру летят,

Журавлей догнать хотят. (Останавливаются, наклоны вправо-влево.)

Улетают журавли

Далеко за край земли. (Скрещивают руки над головой несколько раз.)

Воспитатель : О любви к родному краю написано много песен, стихотворений. Одно из стихотворений написал украинский поэт Платон Воронько. (обращает внимание на портрет писателя) Называется оно «Лучше нет родного края». Послушай те его.

Воспитатель читает стихотворение «Лучше нет родного края».

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Маленькая пауза (в течение 10 - 15 сек).

Воспитатель : Как называется стихотворение?

Дети: Лучше нет родного края.

Воспитатель : Кто написал это стихотворение?

Дети: Платон Воронько.

Дети: Жура-жура-журавель.

Воспитатель : Сколько земель облетел журавль?

Дети: Облетел он сто земель.

Воспитатель : Что делал журавль, и что он натрудил?

Дети: Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил.

Воспитатель : О чем же мы спросили журавля?

Дети: Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля?

Воспитатель : Что же отвечал он, пролетая?

Дети: Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Воспитатель: С каким настроением покидает родные края журавль?

Дети: печальным, грустным.

Воспитатель: почему?

Воспитатель : Все ли стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией?

Дети: Нет.

Воспитатель : Не все стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией. А в каком месте голос нужно изменить?

Дети: - Когда журавлю задают вопросы

Воспитатель: Произнесите выразительно вопрос «Где же лучшая земля?»

Двое детей произносят.

Воспитатель : Правильно. А как же нужно читать ответ журавля?

Дети: - с гордостью

С достоинством

Радостно.

Воспитатель: Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому, что журавль гордится тем, что у него такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, эти строчки выразительно.

Двое детей читают: Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Мы сегодня будем заучивать это стихотворение, а рассказывать его будем при помощи таблицы. Посмотрите внимательно и скажите: в правильной ли последовательности расставлены картинки?

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расставите рисунки в правильной последовательности и прочитаете его наизусть сами.

Педагог повторно читает выразительно стихотворение.

По заданию воспитателя дети в правильной последовательности расставляют картинки

Журавль предлагает детям прочитать стихотворение.

Дети читают стихотворение, используя мнемотаблицу.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Хорошо запомнили стихотворение.

Воспитатель : Я предлагаю нарисовать картину на тему «Мой родной край». Нарисуем?

Воспитатель : Берем все листочки бумаги, карандаши и раскрашиваем контурные рисунки.

Самостоятельная работа детей. В процессе рисования журавль ходит между рядами, одобряет работы. Дети вывешивают рисунки на доску, составляют единую картину. Журавль благодарит их.

Воспитатель : После занятия мы расскажем журавлю, о своем родном крае. После этого он продолжит свой путь в далекие теплые края.

Воспитатель : Из беседы я поняла, что вы любите свой родной край. Как вы думаете, что надо делать, чтоб и дальше наш родной край оставались такими же прекрасными и только хорошел год от года?

Дети: Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Итог занятия.

Журавль благодарит детей и спрашивает:

Что вы сегодня узнали нового?

Что было интересно?

Что было трудно?

Что захотелось сделать после занятия?

Любовь Францева
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности по теме: Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Интеграция:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование:

картинки с гербом России, флаг, иллюстрации с Москвой, Жигулевском, картинка с журавлем, карта России.

Цель:

уточнение и закрепление у детей представлений о Родине, о родном крае.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей родине – России и родному краю;

Воспитывать бережное отношение к птицам и к проявлению заботы о них.

Развивающие:

Уточнять и активизировать словарь по теме: «Наша Родина – Россия», «Наш край родной»;

Развивать внимание, активную мыслительную деятельность, активизировать словарь.

Обучающие:

Знать герб, флаг, президента России, столицу нашей Родины;

Знать о том, что такое Родина, малая родина;

Знать перелетных птиц;

Понимать смысл пословиц.

Познание.

Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, о России, о перелетных птицах, о любви к родному краю;

Развивать находчивость и сообразительность.

Коммуникация.

Обогащать словарь по теме: «Наша родина – Россия», «Наш край родной»;

Упражнять в подборе прилагательных;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Здоровье.

Укреплять мышцы туловища и конечностей.

Формировать правильную осанку.

Чтение художественной литературы.

Совершенствовать умение определять жанр литературного произведения;

Формировать выразительность речи;

Закрепить умение понимать смысл пословиц.

Ход занятия.

1. - Ребята, отгадайте загадку:

Здесь родился и живешь

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место,

Ты знаешь? /Родина/

Как вы думаете, что такое Родина?

Родина – это место, где человек родился и живет, где живут близкие и родные люди, где его дом.

Как называется наша страна? /Россия/

Рассматривание карты России, российского флага, герба, герба г. Жигулевск.

Главный город России? /Москва/

Как называется наш город? /Жигулевск/

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Улицы Жигулевска – широкие, многолюдные, красивые.

Дома – многоэтажные, высокие, удобные.

Детские сады – светлые, просторные, интересные.

Москва – прекрасная, гостеприимная, большая, красивая, интересная.

Москва – столица нашей родины России.

Город большой и очень красивый. Москву называют матушкой России.

3. Чтение стихотворения воспитателем:

Жура – жура - журавель!

Облетел он сто земель

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

К кому обратился поэт в стихотворении? /к журавлю/

Как он его называет? /жура – жура – журавель/

Показ детям картинки журавля.

О чем спросили журавля?

Что он ответил?

Как долго он летал? /облетел он сто земель/

Что с ним случилось? /крылья, ноги натрудил/

Как вы понимаете это выражение? /утомился, вдоволь натрудился/

4. Физминутка.

«Едем, едем, долго едем

Очень длинен этот путь /ходьба на месте/

Скоро до Москвы доедем.

Там мы сможем отдохнуть / приседание/

Тук – тук – тук

Кто там проверь!

Открывай пошире дверь

«Здравствуй, друг дорогой

Приходи ко мне домой».

5. Чтение стихотворения еще раз воспитателем.

Чтение стихотворения детьми.

Словесная дидактическая игра «Кто скажет иначе?» /с мячом в кругу/

Соленое – сладкое;

День – ночь;

Длинная – короткая;

Высокое – низкое;

Широкая дорога – узкая.

6. Пословицы.

На родной стороне – и камушек знаком.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В гостях хорошо – а дома лучше.

На чужой стороне и весна не красна.

7. Итог.

Как сказал журавель последние слова стихотворения?

Словарные слова: герб, гимн, президент, флаг.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия познавательного цикла в старшей группе «Лучше нет родного края» Програмное содержание: - воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за нашу страну – Россию; - расширять и систематизировать знания.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Лучше нет родного края!» Цель: формировать нравственно-патриотические качества дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного города. Задачи:.

Тема: Заучивание потешки «Кисонька- мурысонька». Цель: Знакомство с устным народным творчеством. Формирование интереса и потребности в чтении.

Конспект организации НОД «Заучивание стихотворения «Пирог» П. Воронько в группе с детьми с 4 до 5 лет Конспект занятия по организации НОД в группе 4 до 5 лет «Заучивание стихотворения Воронько «Пирог». Задачи. Учить детей внимательно слушать.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Февраль» Программные задачи: Формировать умение у детей запоминать короткие стихотворения Развивать наблюдательность, внимание, память Воспитать.

Конспект занятия по худ. литературе «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек»» во второй младшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельностиОбразовательная область: Социум Раздел: Художественная литература Тема: Заучивание.

Поделиться