Теория мир-системы иммануила валлерстайна. Мир-система теория И

ВАЛЛЕРСТАЙН, ИММАНУИЛ (Wallerstein, Immanuel) (р. 1930) – американский мыслитель, основоположник мир-системного анализа, один из лидеров современного леворадикального обществоведения.

Родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930. Изучал социологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (степень бакалавра – 1951, магистерская степень – 1954, докторская степень – 1959). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976), Бингемтонском (1976–1999) и Йельском (с 2000) университетах. С 1976 руководит организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций (при Бингемтонском университете), сотрудники которого активно занимаются развитием и пропагандой мир-системного подхода. В 1994–1998 был президентом Международной социологической ассоциации.

Начав научную карьеру как социолог-африканист, Валлерстайн с 1960-х стал заниматься общей теорией социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции.

Валлерстайн отличается огромной научной продуктивностью: им опубликовано более 20 книг и свыше 300 статей.

Главный труд И.Валлерстайна – многотомник Современная мир-система : в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в 16 в., во втором (1980) – ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в 19–20 вв. и даже делает прогнозы на 21 век.

Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве. История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Тем самым Валлерстайн оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.

Традиционно считалось, что капитализм как общественная система первоначально зародился в отдельных наиболее развитых странах, и лишь затем стало складываться капиталистическое мировое хозяйство. Согласно же концепции Валлерстайна, напротив, капитализм изначально развивался как целостная система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики.

Капитализм родился, по Валлерстайну, в 16 в., когда в силу случайного стечения обстоятельств в Западной Европе мир-империи уступили место мир-экономике, основанной на торговле. Капиталистическая мир-экономика породила колониальную экспансию западноевропейских стран, к 19 в. она подавила все другие мир-экономики и мир-империи, оставшись единственной современной мир-системой.

Согласно теории Валлерстайна, все страны капиталистической мир-экономики живут в одном ритме, диктуемом «длинными волнами» Кондратьева .

Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию, т.е. являются экономически и политически зависимыми. Отсталость стран периферии объясняется, по Валлерстайну, целенаправленной политикой стран ядра – они навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Хотя развитые страны пропагандируют идеологию «свободной торговли», Валлерстайн считает капитализм глубоко антирыночной системой, поскольку страны ядра монополизируют свое привилегированное положение и силой защищают его. Впрочем, в 20 в. грань между между ядром и периферией стала отчасти стираться из-за активных попыток ранее отсталых стран (например, Японии) ворваться в круг активных участников мирового хозяйства.

Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра. Роль гегемона в мировой торговле последовательно играли Голландия (17 в.), Великобритания (19 в.) и США (20 в.); промежутки между периодами гегемонии были заполнены экономическим и политическим противоборством сильнейших в экономическом отношении держав (англо-французские войны 18 в., Первая и Вторая мировые войны в 20 в.). По мнению Валлерстайна, в современную эпоху Америка теряет статус абсолютного лидера: «США пока сильнейшая держава в мире, – пишет он – но это увядающая держава».

Возлагая основную вину за отсталость «третьего мира» на развитые страны Запада, Валерстайн продолжает традиции марксистской теории империализма. Предложенный им подход к объяснению истории завоевал огромную популярность среди леворадикальных экономистов развитых и развивающихся стран. Особенно им импонирует ярко выраженный антиамериканизм идей Валлерстайна.

Хотя многие обществоведы не соглашаются с Валлерстайном, мир-системная теория оказала огромное влияние на рост интереса к истории как единому глобальному процессу и способствовала рождению исторической глобалистики.

Труды: The Modern World-System . Vol. I – III. Academic Press, 1974–1989; The Capitalist World-Economy . Cambridge University Press, 1979; Глобализация или переходная эпоха ? Взгляд на долгосрочное развитие мир-системы . – Русский исторический журнал. 1998. Т.1. № 4; Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества . – В кн.: Социология на пороге XXI века: основные направления исследования. М., РУСАКИ, 1999; Миро-системный анализ. Социология и история . – Время мира: Альманах современных исследований по теоретической истории, геополитике, макросоциологии, анализу мировых систем и цивилизаций. Вып. 2: Историческая макросоциология в ХХ веке. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000 (http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/W/WallersteinI/waller.htm); Анализ мировых систем и ситуация в современном мире . Под общ. ред. Б.Ю.Кагарлицкого. СПб, Издательство «Университетская книга», 2001.

Мир-системный подход

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком , И. Валлерстайном , С. Амином , Дж. Арриги и Т. дос Сантосом . В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель . Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.

Иммануил Валлерстайн

Наиболее распространена версия мир-системного анализа, разработанная И. Валлерстайном . Согласно И.Валлерстайну, современная мир-система зародилась в т. н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450-1650 гг.) и постепенно охватила собой весь мир. До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи. Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическим связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила - это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему.

Андре Гундер Франк

От этого заметно отличается вариант мир-системного анализа, развитый А. Гундер Франком . Франк обращает внимание на то, что утверждения о возможности одновременного существования в мире десятков и сотен «мир-систем» во многом обессмысливают само понятие Мир-Системы. Согласно Франку, речь должна идти лишь об одной Мир-Системе, которая возникла не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир. В ходе эволюции Мир-Системы её центр неоднократно перемещался. Вплоть до его перемещения в XIX веке сначала в Европу, а затем в Северную Америку этот центр многие века находился в Китае . В связи с этим наблюдающийся в последнее время подъём Китая Франк интерпретировал как начало возвращения центра Мир-Системы в его «естественное» место после кратковременной европейско-североамериканской «интерлюдии».

Литература

  • Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Пер. с фр. Л. Е. Куббеля; вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева . 2-е изд. М.: Весь мир, 2006. ISBN 5-7777-0358-5
  • Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. СПб.: Университетская книга, 2001.
  • Валлерстайн И. Миро-системный анализ // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / Под ред. Н. С. Розова . Новосибирск, 1998. - Выпуск 1. - С. 105-123.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С. , Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС , 2007. ISBN 978-5-484-00957-2
  • Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС , 2007.
  • Коротаев А. В. , Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития . М.: ЛИБРОКОМ/URSS, 2009. ISBN 978-5-397-00327-8
  • Кирилюк И.Л. и др. Экономическая динамика Мир-Системы // История и Математика . М.: УРСС, 2008. С. 102-119.
  • The World System: Five Hundred Years or Five Thousand? / Ed. by A. G. Frank and B. Gills. L.: Routledge, 1994.http://abuss.narod.ru/Biblio/WS/ws-5000_intro.htm

Выдающиеся представители мир-системного анализа

  • Мир-системщики (категория)

Ссылки

  • «Мир-системный подход » часть монографии Ю. И. Семенова «Философия истории »
  • Крадин Н.Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов. Раздел "Мир-системный подход"
  • Глобализация началась 10 тысяч лет назад и закончится в XXI веке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мир-системный подход" в других словарях:

    МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (мирсистемный анализ) - стратегия деятельности и познания, моделирующая современную историю 1) как систему взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами культурами, этническими и религиозными группами, между… … Современный философский словарь

    Исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом … Википедия

    Системный подход направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский,… … Википедия

    Мир системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а … Википедия

    деятельностныи подход - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД философская концепция, придающая деятельности более фундаментальный онтологический статус, нежели констатации существования отдельных объектов вещей. Как объяснительный принцип в эпистемологии этот подход… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    МИРО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - текст И. Валлерстайна, опубликованный в 1987. Согласно Валлерстайну, миро системный анализ это не теория о социальном мире или его части. Это протест против способов, которыми было структурировано социальное научное исследование при его… … Социология: Энциклопедия

    Периодизация истории особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в… … Википедия

    Или Теория зависимого развития теория в области смежных социальных наук, в основании которой лежит утверждение о том, что экономическая отсталость и политическая нестабильность слаборазвитых, развивающихся стран является результатом их интеграции … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ - понятие и интеллектуальное допущение, могущее пониматься в социально философском и социологическом контексте как: I) социально философская гипотеза, фундированная соответствующими онтологиями мира в случаях признания за философией права и/или… … Социология: Энциклопедия

Книги

  • Проектирование и конструирование. Системный подход , Я. Дитрих , В книге известного польского ученого излагается методология инженерного творчества, дается цельное представление о методах, задачах и средствах проектирования иконструирования в свете… Категория: Технические науки в целом Издатель:

Иммануил Валлерстайн – американский социолог, представитель неомарксистского направления в теории международных отношений, один из создателей мир-системной теории. Закончил Колумбийский университет (Columbia University ) со степенью доктора социологии (1959 г.). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976, McGill University ), Бингемтонском университете (1976–1999, Binghamton University ). С 1976 по 2005 год руководил организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Бингемтонском университете (Fernand Brodel Center for the Study of Economies, Historical Systems and Civilizations ). В 1994–1998 гг. был президентом Международной социологической ассоциации (International Sociological Association ). С 2000 года И. Валлерстайн – старший научный сотрудник Йельского университета (Yale University ).

На первом этапе своей научной деятельности (1955-1970) Валлерстайн занимался исследованием африканских обществ, но затем переключил свое внимание на общую теорию социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции. Главный труд И. Валлерстайна - многотомник «Современная мир-система»: в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в XVI в., во втором (1980) - ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в XIX–XX вв. и даже делает прогнозы на XXI век.

Его главный вклад в развитие социальных наук заключается в разработке оригинальной теории мировых систем. В своей методологической концепции Валлерстайн предельно дедуктивен. Свой анализ он начинает с глобальной экономической системы, или, как он ее называет, мир-системы. По Валлерстайну она может быть трех типов.

  1. Мир-империя, состоящая из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания. Например, Древний Египет, Древний Рим, Россия эпохи крепостного права.
  2. Мир-экономика, которую составляют независимые государства-нации. Единственным историческим примером здесь служит Европа от Нового времени до наших дней, которая из континентальной выросла до всемирной капиталистической мир-экономики, включающей существовавшие и существующие социалистические страны.
  3. Мир-социализм, который представляет, по Валлерстайну, гипотетическую систему, никогда и нигде не осуществленную.

Мир-экономика имеет трехуровневую структуру. В ее центре, или ядре, находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли из всемирового разделения труда, определяющие мировую политику (в современном мире – это высокоразвитые страны). Периферию мир-экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Страны периферии управляются слабыми коррумпированными правительствами (это слаборазвитые страны Азии, Африки, Латинской Америки). Полупериферийные страны мир-экономики (государства Центральной, Восточной Европы, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии) занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии. Они производят менее технологичную продукцию и зависимы от высоких технологий стран ядра, но используют свои преимущества при торговле со странами периферии.

Мир-экономика прошла в своем развитии три этапа. Первый этап (XV-XVI вв.) – этап зарождения мир-экономики из феодальной экономо-политической системы (мир-империи). На этом этапе в результате географических открытий и колониальной экспансии страны, составляющие ядро системы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания), и некоторые другие, завоевавшие колонии, получили доступ к сверхдешевой рабочей силе и природным ресурсам периферийных областей, которые таким образом были присоединены к мир-экономике. Это обеспечило первоначальное накопление капитала и развитие мир-экономики на втором этапе (XVI – первая треть XVII в.). Но каждой части этой системы присущ свой характер труда. В странах ядра действует свободный рынок труда, а контроль за качеством труда носит экономический характер. Это ведет к постоянному повышению квалификации работников и качества товаров. В полупериферийной зоне контроль за рабочей силой носит неэкономический, принудительный характер, сами работники менее квалифицированы, а труд существует в таких формах, как барщина, издольщина. В периферийных зонах преобладает рабский труд.

На третьем этапе развития мир-экономики возрастает роль политических процессов. Во-первых, увеличивается роль государств в регулировании экономики. Во-вторых, развивающаяся экономика позволяет укреплять государственные структуры за счет подготовки большого количества чиновников и, в-третьих, формировать постоянные национальные армии, которые, в-четвертых, служат укреплению и внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и падение других.

Вопреки распространенному мнению, в частности высказывавшемуся З. Бжезинским, окончание холодной войны не означало победу США, а, наоборот, означало конец эпохи американской гегемонии и лидерства. Окончание холодной войны не стало «концом истории», а привело к обострению старых и появлению новых конфликтов. В отличие от С. Хантингтона причины грядущих конфликтов Валлерстайн видит не в цивилизационных, а в экономических факторах. Так, он полагает, что уже в начале XXI века можно ожидать вызовов или даже прямых нападений государств бедного и отсталого Юга на богатый Север, а также захватнических войн между самими государствами Юга. Но самая главная угроза, которая может исходить от периферии по отношению к ядру мир-системы, - массовая миграция населения с Юга на Север. Современный пролетариат – население стран Юга – хочет не уничтожить капитализм, а жить при капитализме. Поскольку это невозможно на его родине, масса мигрантов из Африки в Азии стремится в благополучные страны Севера. Этот исход уже начался, и он повлечет за собой различные негативные последствия.

Безостановочная миграция будет оказывать отрицательное воздействие на рынок труда развитых стран. Выходцы из стран третьего мира станут быстро растущим резервом дешевой рабочей силы, что повлечет за собой рост безработицы и снизит заработную плату основной массы трудящихся. Все это неизбежно спровоцирует конфликты между коренным населением и мигрантами, имеющими более низкий уровень образования. Наплыв выходцев из стран Юга, неспособных полностью интегрироваться в западное общество, подтолкнет часть вчерашних мигрантов на криминальный путь. Рост уголовной преступности, конфликты национального, социального и религиозного характера повлекут за собой увеличение расходов на обеспечение безопасности. Перераспределение ресурсов из сферы общественного производства и социальных услуг в сферу охраны общественного порядка негативно скажется на уровне жизни основной части населения.

Валлерстайн предполагает, что нестабильными будут отношения внутри ядра мир-системы. Экономическая конкуренция выявляет в ней три основных центра силы – США, Японию и объединенную Европу. Но в дальнейшем неизбежно объединение США и Японии в один блок, имеющий антиевропейскую направленность. Неизбежным считает Валлерстайн и использование этим блоком Китая для расширения своих возможностей в конкурентной борьбе с европейскими странами. В этой ситуации противовесом альянсу США с Японией и Китаем может стать создание российско-европейского блока. Россия снова будет востребована в ее традиционной роли – центра геополитического и военного могущества.

Обозримое будущее, по крайней мере до середины XXI века, Валлерстайн видит в мрачных тонах: конфликты, кризисы на периферии и в центре мир-системы неизбежны, пока существует капиталистическая мир-экономика. Неомарксизм в лице Валлерстайна далек от социального оптимизма, который был характерен для К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Но у Валлерстайна можно найти суждения и выводы, схожие с классическим марксизмом. Так, он сохраняет веру в возможность революционного переустройства мира, правда, относя ее к неопределенно далекому будущему и считая, что она будет обусловлена появлением новых антисистемных сил, способных бросить вызов господствующей капиталистической мир-экономике.

Книги

  • European Universalism: The Rhetoric of Power (2006)
  • Alternatives: The U.S. Confronts the World (2004)
  • World-Systems Analysis: An Introduction (2004)
  • The Uncertainties of Knowledge (2004)
  • Decline of American Power: The U.S. in a Chaotic World (2003)
  • Анализ мировых систем и ситуация в современном мире (2001)
  • The End of the World As We Know It: Social Science for the Twenty-first Century (1999), рус.пер. – Конец знакомого мира. Социология XXI века (2003)
  • Utopistics: Or, Historical Choices of the Twenty-first Century (1998)
  • Historical Capitalism, with Capitalist Civilization (1995)
  • After Liberalism (1995), рус.пер. – После либерализма (2003)
  • Unthinking Social Science: The Limits of Nineteenth Century Paradigms (1991)
  • Geopolitics and Geoculture: Essays on the Changing World-System (1991)
  • Race, Nation, Class: Ambiguous Identities (1991, with Etienne Balibar), рус.пер. – Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности (2003)
  • Transforming the Revolution: Social Movements and the World-System (1990, with Samir Amin, Giovanni Arrighi and Andre Gunder Frank)
  • Antisystemic Movements (1989, with Giovanni Arrighi and Terence K. Hopkins)
  • The Modern World-System, vol. III: The Second Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840"s (1989)
  • Africa and the Modern World (1986)
  • The Politics of the World-Economy. The States, the Movements and the Civilizations (1984)
  • Historical Capitalism (1983)
  • Dynamics of Global Crisis (1982, with Samir Amin, Giovanni Arrighi and Andre Gunder Frank)
  • World-Systems Analysis: Theory and Methodology (1982, with Terence K. Hopkins et al.)
  • The Modern World-System, vol. II: Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 1600-1750 (1980)
  • The Capitalist World-Economy (1979)
  • The Modern World-System, vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century (1974)
  • Africa: Tradition & Change (1972, with Evelyn Jones Rich)
  • University in Turmoil: The Politics of Change (1969)
  • Africa: The Politics of Unity (1967)
  • The Road to Independence: Ghana and the Ivory Coast (1964)
  • Africa, The Politics of Independence (1961)


Мир-системный анализ является одним из подходов к периодизации истории человечества наряду с формационным, цивилизационным, модернизационным и неоэволюционизмом.

Формационный подход предполагает, что человечество по мере развития проходит несколько последовательных стадий (формаций) – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Цивилизационный подход, разработанный Д. Вико, Н. Я. Данилевским,

О. Шпенглером, А. Тойнби, рассматривает исторический процесс как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели. Согласно одной из распространенных классификаций цивилизации выделяют: 1) локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); 2) особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств; 3) современную цивилизацию с се государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. А. Тойнби выделял 21 цивилизацию – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, православную христианскую в России и др.

Модернизационный подход исследует внутренние факторы развития любой конкретной страны исходя из установки, что "традиционные" страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые.

У. Ростоу при выделении фаз развития общества по способам производства предложил учитывать следующие экономические критерии – технические и технологические инновации, темпы экономического роста, трансформацию структуры производства и т.д. В соответствии с этим У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества:

  • 1) традиционное общество – это аграрные общества с несовершенной техникой и простыми технологиями, наличием сословий и властью крупных земелевладельцев;
  • 2) переходное общество – на этом этапе зарождается предпринимательская деятельность, повышается национальное самосознание, формируются централизованные государства;
  • 3) стадия "сдвига", сопровождаемая промышленными революциями и, как следствие, крупными политическими, социальными и экономическими изменениями;
  • 4) стадия "зрелости", возникшая в результате развития научно-технического прогресса, быстрого роста городов;
  • 5) эра "высокого массового потребления", характеризующаяся существенным ростом сферы услуг, превращением производства товаров потребления в главную отрасль экономики.

Мир-системный анализ был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантасом и др. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода обычно рассматривается Ф. Бродель. Он ввел понятие мира-экономики (l"economiemonde). Как отмечал Ф. Бродель, в отличие от мировой экономики, которая но определению совпадает со всем миром, мир-экономика представляет собой самодостаточное экономическое образование, которое является только частью мира, стремящееся распространиться на все пространство.

В отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, мир-системный подход заключается в исследовании социальной эволюции всего общества. Мир-системный подход в отличие от цивилизационного рассматривает не только эволюцию отдельных социальных систем одной цивилизации, но и системы, включающие все цивилизации мира.

Наиболее распространенная версия мир-системного анализа разработана И. Валлерстайном (рис. 8.11). Его главный вклад в развитие социальных наук заключается в разработке оригинальной теории мировых систем. Разработанная им мир-системная теория синтезирует социологический, исторический, экономический и геополитический подходы к общественной эволюции. Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в XIX–XX вв. и даже делает прогнозы на XXI в. В соответствии мир-системным подходом уровень развития каждой страны является результатом общих процессов развития всей мир-системы.

Рис. 8.11.

Мир-система (world-system) – это глобальная социальная система со своими границами, структурами, элементами, правилами легитимации и иерархичностью; она обладает определенной продолжительностью "жизни", в течение которой некоторые ее свойства изменяются, а другие остаются стабильными. Процессы функционирования мир-системы как материально-экономического образования являются самоподдерживающимися на основании широкого функционального и географического разделения труда, культурного многообразия и т.д., а динамика ее развития имеет преимущественно внутрисистемный характер.

Глобальная мир-система является относительно самостоятельной целостностью с пространственно-временны́ми границами. По И. Валлерстайну, в процессе исторического развития существовало три типа систем:

  • 1) мини-системы, характерны для первобытно-общинного строя, соответствуют понятиям рода или племени. Они недолговечны – период жизни всего нескольких поколений людей – локальные элементы мир-системы более не существуют;
  • 2) мир-империи (world-empire ), состоят из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания (например, Древний Египет, Древний Рим, Россия эпохи крепостного права или Османская империя). Мир-империи характеризуются преобладанием сельскохозяйственного производства, наличием развитого военно-бюрократического правящего класса, перераспределительным способом производства;
  • 3) мир-экономики (world-economy ) – это часть мира или весь мир, которые являются единым экономическим целым, где именно экономика становится главной сферой общественной деятельности. Она представлена независимыми государствами-нациями с капиталистическим способом производства – Европа от Нового времени до наших дней, США, Япония и др.

Собственно мир-системами являются мир-империи и мир-экономики. До XVI в. наиболее устойчивыми и долговечными были мир-империи, объединявшие в единые политические системы огромные территории на разных континентах. На смену мир-империям из Европы пришла капиталистическая мир-экономика, охватившая в XIX в. весь земной шар, поглотившая все прочие системы и образовавшая современную мир-систему.

Валлерстайн выделял также мир-социализм, который представляет теоретическую систему, никогда и нигде не осуществленную.

Мир-экономика имеет трехуровневую структуру (рис. 8.12). В ее центре, или ядре (core), находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли из всемирового разделения труда, определяющие мировую политику (в современном мире – это высокоразвитые страны). Ядро мир-системы состоит из нескольких государств, т.е. фактически социоисторических организмов. Но они не равноправны. Одно из них является гегемоном. История ядра – история борьбы за гегемонию между несколькими претендентами, победы одного из них, его господства над мир-экономикой и последующего его упадка. Но главное – отношения ядра и периферии. Суть их заключается в том, что государства ядра безвозмездно присваивают излишек, созданный в странах периферии. Периферию (periphery ) мир-экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Полупериферийпые (semipenphery) страны мир-экономики занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии (государства Центральной, Восточной Европы, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Россия).

И. Валлерстайн выделял три этапа развития мир-экономики. На первом этапе (XV–XVI вв.) произошло возникновение мир-экономики из мир- империй в результате географических открытий и колониальной экспансии европейских стран. Государства, составляющие ядро системы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания, Франция и др.), получили доступ к дешевой рабочей силе и богатым природными ресурсами периферийным областям, которые вошли в состав мир-экономики. Это способствовало первоначальному накоплению капитала и развитию мир-экономики на втором этапе (XVI – первая треть XVII в.). Для каждого уровня части этой системы присущ свой характер труда. В странах ядра действует свободный рынок труда, в полупериферийной зоне преобладает неэкономический, принудительный характер труда при меньшем уровне квалификации трудовых ресурсов, в периферийных районах представлен рабский труд.

На третьем этапе развития мир-экономики возрастает роль политических процессов. Это проявляется в увеличении роли государства в регулировании экономической деятельности. При развитии экономики происходит укрепление государственных структур за счет подготовки большого количества чиновников, формируются постоянные национальные армии, которые служат для поддержания внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и падение других.

Дальнейшее развитие мир-системный анализ получил в 1990-х гг. в трудах Андре Г. Франка, Барри Гиллса и их последователей, которые разработали новый вариант теории мировой системы. Однако некоторые ее положения частично отрицают раннюю теорию мир-системы И. Валлерстайна и его учеников.

Рис. 8.12. :

– ядро; – полупериферия; – периферия

Новая теория мировой системы основывается на следующих положениях.

  • 1. Мировая система – это совокупность регионов, объединенных между собой торговыми связями. Особенности ее функционирования проявляются через взаимодействие центра с периферией, циклы накопления и распределения капитала, соотношение гегемонии и конкуренции.
  • 2. Мировая система начата формироваться 5 тыс. лет назад в Западной Азии и Северной Африке (Месопотамия, Египет), затем распространилась на большую часть Евразии и Африки; в XV столетии стала включать в себя Северную и Южную Америку, а в XVIII в. – Австралию и Океанию. Поэтому мировая система – это единственная структура, в рамках которой может быть понята бо́льшая часть истории человечества за последние 5 тыс. лет.
  • 3. Периферийные страны в этой мировой системе превращаются в элементы механизма распределения излишка созданной стоимости в центр, а потому их развитие подчинено требованиям стран, которые его образуют.
  • 4. Невозможно понять развитие отдельных частей мировой экономики вне их взаимоотношений между собой и с остальным миром. Мировая экономика может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на периферийные страны. Это означает, что страны развиваются в рамках определенной глобальной структуры, когда глобальная торговля, перемещение финансов, рабочей силы и технологий оказывают огромное влияние на внутреннее развитие.
  • 5. Ошибочно считать существующую мировую систему "капиталистической" и ожидать ее смену более хорошей "социалистической" альтернативой.

По мнению американского ученого, больше всего коррумпированы США, Германия, Франция и Великобритания

На проходящем в Москве Гайдаровском форуме профессор из США Иммануил Валлерстайн накануне говорил о том, что Россия не контролирует цены на нефть и обменный курс валют, увязав проблему с детерминизмом и ролью личности в истории. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о том, каковы худшие свойства капитализма и почему мафиозные структуры для нынешнего мира - закономерность.

И, НАКОНЕЦ, ЕСТЬ МАФИЯ!

На Гайдаровском форуме в Москве в красном (символично!) зале Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ эксперты мирового уровня дискутировали вчера о том, есть ли будущее у капитализма . Одним из самых интересных спикеров был профессор Йельского университета (США) Иммануил Валлерстайн . Именно он некогда заявил, что к 2050 году Владимир Ленин в России вполне может стать главным национальным героем. Но на форуме Валлерстайн говорил не о вожде мирового пролетариата. Для начала профессор решительно опроверг достаточно распространенное мнение о том, что сильнее всего коррупция развита в бедных странах.

«Давайте поговорим о коррупции, - предложил профессор. - Я никогда не поверю, что коррупция была самой высокой в бедных странах - там же просто недостаточно денег для того, чтобы коррупция была высокой. Где стоит заниматься коррупцией? Это США, Германия, Франция, Великобритания. Это богатые страны, и они коррумпированы. Если вы должны платить деньги, как производитель, коррумпированному политику или кому-то еще, кто может заблокировать вашу деятельность, - это налог, это такса. Производителю неважно, кому он платит - законно государству либо коррумпированному посреднику. Все равно это налоги, и они возрастают».

Валлерстайн также напомнил: «И, наконец, есть мафия! Она говорит: «Ваши деньги или ваша жизнь!» И люди выбирают деньги. И все это становится, так сказать, нормальным способом дохода, это длится в течение нескольких поколений. Мафиози устраняют, но появляется новая мафия, которая заменяет предыдущую. А сейчас инфраструктура мировой системы настолько массивна, что появляется больше возможностей для возникновения мафиозных структур . Все эти процессы привели к росту стоимости производства. Но она растет не простым образом - издержки растут так: две ступеньки наверх, одна ступенька вниз».

КАПИТАЛИЗМ ПЛОХ, НО МОЖЕТ БЫТЬ ЕЩЕ ХУЖЕ

«Давайте посмотрим на промежуток с 1970 по 1984 год, - предложил профессор. - Можно измерить изменение издержек и увидеть, что они очень значительны. Но капиталисты, их высшие слои, пытаются противостоять этому - снизить стоимость персонала, снизить издержки, связанные с производством, снизить налоги... Это действительно так, и им это удается. Если сравнить издержки в 1970 году с издержками в 2010 году, то вы увидите, что издержки в 2010 году меньше, чем в 1970-м. Однако они выше в 2010-м, чем в 1945-м. Два шага вверх - один шаг вниз». Валлерстайн привел в пример и более продолжительный промежуток времени: «Если мы посмотрим происходившее за 400 лет, увидим то же самое: две ступеньки вверх, одна вниз. За эти 400 лет есть определенный тренд, который я бы назвал секулярным, вековым трендом».

Профессор также прокомментировал показанный график: «Вот есть кривая по абсциссе, есть процентные показатели, здесь идет время. И вы видите, что сначала у нас есть 80 процентов - и в этот момент начинаются колебания, которые проявлялись во всех измерениях. И в этих колебаниях видны структурные кризисы. Один благоприятный для существующих классов, но не для капиталистической системы, которая воспроизводит самые худшие свойства капитализма: иерархию, эксплуатацию и прежде всего поляризацию. То есть воспроизводит все три эти показателя. Существует много возможностей это изменить, но это могут оказаться более неприемлемые системы, чем капиталистическая система. Еще одно ответвление системы - относительно демократичное... Мы не знаем, как это будет выглядеть, кто победит в этой битве двух возможностей. Невозможно предсказать!»

БАБОЧКА ХЛОПАЕТ КРЫЛЫШКАМИ, И ЭТО ВЛИЯЕТ НА КЛИМАТ В ДРУГОМ КОНЦЕ ПЛАНЕТЫ

Профессор заметил, что такие предсказания связаны с концепцией детерминизма и свободной воли: «Мы обычно говорим, что это какие-то абстрактные философские вопросы. Является мир детерминированным (детерминизм - философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного мира - прим . ред .), или есть свободная воля? Это философский вопрос, вопрос исторических сдвигов. Есть моменты времени, когда вещи детерминированы, а есть моменты, когда имеется свободная воля. Что это за моменты времени? В обычной работе системы это детерминизм. Неважно, каков эквилибриум (равновесие - прим . ред .) - давление системы обратно выталкивает вас к равновесию. Вот два примера: французская революция и российская революция. Если вы проследите их последствия за 50 - 70 лет, то вы обнаружите, что огромные изменения, вызванные социальными движениями, которые и привели к этой революции, вернулись назад с течением времени.

Обычная работа системы - это детерминированный момент. Но когда вы переходите к структурному кризису, то вместо крупных флуктуаций, которые переходят в малые флуктуации, малые флуктуации, наоборот, вырастают в большие флуктуации. И в этой системе преобладает свободная воля. Это означает, что воздействие отдельного человека имеет огромное значение, это так называемый эффект бабочки («эффект бабочки» - термин в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем: незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время - прим . ред .) . Вот бабочка хлопает крылышками, и это влияет на климат в другом конце планеты. Потому что это хоть чуть-чуть, но оказывает какое-то воздействие, меняет уравнение, и со временем это все растет, растет и растет».


НЕТ ВОПРОСА: БУДЕТ ЛИ РОССИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ?

Из зала (напомним - красного зала) профессора Валлерстайна спросили: «Каково ваше мнение об экономической интеграции? Мы видим, что в каждом регионе - Азии, Северной Америке, Евразии - появляются определенные феномены. С 1 января вступил в силу Евразийский экономический союз. Эта экономическая интеграция, дает ли она больше возможностей для глобального роста? Как она повлияет на экономический рост в течение нескольких лет?»

«Этот вопрос - кульминация всех замечаний, касающихся России и капитализма! - воскликнул Валлерстайн. - Люди задают вопрос: может ли Россия стать капиталистической страной? Что она должна сделать со своей стратегией? Сегодня премьер-министр сделал какие-то предложения, обсуждал проблемы. С моей точки зрения, Россия сейчас и уже давно является частью капиталистической мировой системы. Нет вопроса: будет ли Россия капиталистической? Вы живете уже в капитализме. И вопрос для России: как ей лучше ужиться в этой капиталистической системе, чтобы максимизировать благополучие граждан, чтобы усилить страну в геополитическом аспекте».

Далее профессор продолжил: «Возвращаясь к тому, будет ли лучше для России, если она будет больше либеральной. Об этом как раз говорил премьер-министр: для России будет лучше, если она будет более социально-демократической. Это позиция большинства людей, которые говорят о перераспределении внутри страны. Но Россия не контролирует эти аспекты - все это зависит от цены на нефть, от обменного курса валют и так далее. Это не подлежит контролю России. Она является частью более крупной системы, а эта более крупная система ведет себя по-разному. И возможности Российского государства как государства оказать сильное влияние на цены на нефть или на обменные курсы, с моей точки зрения, очень ограничены».

Конкретно по поводу создания Евразийского экономического союза Валлерстайн сказал: «Если посмотреть на геополитические аспекты, на выбор, который делает Россия в плане интеграции, мне не нравится это слово... Россия должна воспользоваться своими геополитическими возможностями: приблизиться к Европе, отодвинуться от Европы или вообще оторваться от Европы... Все это - часть неопределенностей и неустойчивости системы, все это часть общей хаотической ситуации. И опять Россия делает то, что делают все остальные - она попытается делать одно, другое, третье... Она ищет лучшие возможности, лучшие варианты. А это нелегко. Я рад, что я не президент Путин, у него трудная работа. Было бы трудно, и если бы президентом был кто-то другой. Эта работа на самом деле очень трудная. Внутренние споры в России отражают то, что происходит и в других странах. Может быть, в другой форме, поскольку у вас другая межнациональная ситуация, у вас другая степень развития промышленности, образования. Россия, конечно, не Бразилия и не Украина. И все решения, которые будут приниматься в России, будут отличаться от тех, которые будут приняты в Бразилии, на Украине или в Соединенных Штатах. Но дебаты продолжаются - как максимизировать наше положение в этом неопределенном мире?»

Справка

Иммануил Валлерстайн (англ. Immanuel Maurice Wallerstein) - американский социолог и философ-неомарксист, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.

Родился 28 сентября 1930 года в Нью-Йорке (США). Учился в Колумбийском университете. В 1951 году получил степень бакалавра, в 1954 году - степень магистра, в 1959-м - доктора философии. С 1959 по 1971 год преподавал на факультете социологии Колумбийского университета. С 1971 по 1976 год - профессор социологии в университете МакГилл (Монреаль, Канада). С 1976 по 1999 год - почетный профессор социологии в университете Бинхэмтона (штат Нью-Йорк, США). С 2000 года - ведущий исследователь в Йельском университете. С 1994 по 1998 год занимал пост председателя международной социологической ассоциации.

Лауреат золотой медали Кондратьева 2004 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук». Научную карьеру Валлерстайн начал в Колумбийском университете, занимаясь социологией и африканистикой. Начиная с 1960 годов занимался вопросами общей теории социально-экономического развития. Автор мир-системной теории, созданной под влиянием французского историка Фернана Броделя . В эссе под названием «Существует ли Индия?» Валлерстайн развивает теорию государств.

По мнению Валлерстайна, «Ленин для России неизбежно окажется центральной фигурой ХХ столетия» и «с течением времени в России весьма вероятна политическая реабилитация Ленина. Где-то к 2050 году он вполне может стать главным национальным героем».

Поделиться