Учение сведенборга. Эммануил сведенборг - создатель учения о мире духов

Алексей / 28.06.2014 Бог существует иначе как такое можно знать от себя

Игорь / 27.04.2014 Главное - научиться достойно жить и правильно умереть. Полезен Сведенборг!

/ 20.01.2014 О.Азия...Дорогие жители земли....Лучше желайте Всем,Мира...Любви...Просвитления....когда хотите учиться....и это будет...Благодарюююю...ибо с нами Господь....

Гость / 7.07.2013 Искала "Тайны небесные" с Бытие Главы 1, гл к сожалению в России она не значится нигде, может быть кто-то подскажет где её купить, я плохо вижу на компьютере, остальные книги у меня есть. Сведенборг - это то. что открыто Господом одному из избранных им, читайте и ВЕРЬТЕ, что это всё Господь делает и что Он стучит в ваши сердца, откройтесь ему и ваша жизнь ПРЕОБРАЗИТСЯ из физической в НЕБЕСНУЮ

Гость / 20.05.2013 Когда же прекратится эта средневековая бредятина?!

/ 25.10.2012 Павел: Татьяне
"Я уже третий год как всё бросила, изучаю труды Сведенборга в колледже в Америке. Супруг учится в теологической школе. Могу дать ссылку, кому тоже интересно поучиться" Дайте, пожалуйста обещанную ССЫЛКУ на колледж. [email protected]

Феликс / 5.10.2012 Каждый "слышит" Б-га/Жизнь/Бесконечность со своей позиции и своей "колокольни". Кто-то яснее, кто-то шире, кто-то глубже. Это касается и Блаватской и Сведенборга. Это те, кто смогли "увидеть"/прозреть шире, глубже и яснее. И смогли это изложить в своих трудах. Спасибо им!

Николай Рузавин / 19.11.2011 В книгах Эммануила Сведенборга описана Правда, которая не требует доказательств. Человек находится свободным в духовном развитии и убеждать его в том, что описанное Правда- это бессмысленно. Только Сам Господь Иисус Христос ищущему и стремящемуся к Истине, открывает к ней путь.

БИГ / 28.04.2011 Книги хорошие, а Блаватскую вы зря ругаете,некоторые вещи лучше нее пока что никто не описал. И мне совершенно не понятно где вы там увидели поклонение сатане, наверно вы слепой

Роман / 23.11.2010 К Сведенборгу пришел с протестантизма в поисках истинного пророка,Прочитав его биографию и соезмерив всё со Слово только и мог что сказать--вот наконец-то подлинный пророк народа Израилева,Аминь,

Татьяна / 5.11.2010 Я уже третий год как всё бросила, изучаю труды Сведенборга в колледже в Америке. Супруг учится в теологической школе. Могу дать ссылку, кому тоже интересно поучиться

Чихатель / 24.10.2010 Постойте, постойте… не того ли сатану высмеивала прямо и недвусмысленно Блаватская, что начисто выдуман и списан у язычников умами святых отцов основоположников церкви? Если бы ад на самом деле существовал, так же как и сатана, то желаю их большинству, а правильнее сказать почти всем, свято гореть в этом огне, чего они добросовестно и заслужили. А если разобраться со Сведенборгом, то он не плохой мыслитель, богопознания он не даёт вообще, кроме догматического утверждения, что Иисус Христос есть Бог, от этой печки и следуют его размышления, но не о Боге. В остальном, в основе трудов, заложен психологический смысл библейского мифа, на сегодняшний день они не понятны разве что ленивому. Выдумки о беседах с ангелами можно оставить для слабого пола, хотя это на общий смысл его трудов никак не влияет.
Сы: посвящайтесь и дальше, посвящённые не пойми чему…

Сергей / 24.10.2010 Гостю: Послушайте, если Вы ничего не понимаете в трудах Блаватской, то не стоит здесь показывать свою дремучесть и лить грязь. Вместо этого лучше не спешите с выводами, а больше размышляйте, читайте и предпринимайте хоть немного мозговых усилий, чтобы слегка приблизится ко всем тайнам, о которых говорит Блаватская, Сведенборг, Ориген, Климент Александрийский и прочие Великие Посвященные. Никогда не судите слепо и резко ни о чем, т.к. это раскрывает исключительно Вашу, простите, узколобость и слепой догматизм. Мы, основная масса людей на Земле, ничего не знаем о Высшем, чтобы давать какие-то суждения и только некоторые проблески осознанности начинают пробиваться в последние столетия. Всем удачи и познания!

igor / 23.10.2010 бедный алекс!вот что происходит,когда такие вещи читают непосвященные люди!чтобы понимать суть таких книг,нужно духовно возрадиться.просто жаль таких людей!итак были слепы,еще и пустые глазницы замазывают грязью и кричат,что прозрели.и еще...мой совет:держитесь дальше от блаватской,которая открыто воспевала сатану.чему же она может научить?а впрочем,вы сами выбираете по сердцу своему учителей.что выбрали,то и получите!

Антон / 15.09.2010 Сведенборг - это истинная христианская религия и философия во всей ее полноте и красоте! Я к нему в своих поисках пришел через Н.О. Лосского, нашего философа, и Мартина Бубера (Два образа веры). Читаешь - и каждую пядь своего существа пробирает до дрожи. И понимаешь что да, да - это Истина, и, оказывается, ты ее уже все время знал, смутно ощущал, догадывался! Я полон как сосуд вина, и радостен как младенец! Во Имя Господа! Всем спасибо!

Сведенборг Эммануил

Эммануил Сведенборг

Учение жизни для Нового Иерусалима из заповедей десятословия

(Перевод с Латинского подлинника)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Способ выражений, употребляемый Сочинителем, может казаться странным пока читатель не убедится в том, что великие и новые истины, в его творениях открываемые, не выразились бы иным образом с той отчетливостью и определенностью, от которых он не отступает ни в одном из своих писаний.

Точности перевода дано преимущество над красотою и легкостью слога, из опасения, чтобы не опустить какого-либо оттенка и не представить превратно подлинника.

По новости этого рода изъяснений на Русском языке, нельзя было не ввести совсем новых слов и не изменить даже смысла некоторым уже данный; как например вместо обыкновенного слова Срфкшефыб Любовь - необходимо было составить новое, выражающее любовь и деятельность ее в отношении к человеку; и потому введено слово Любодетельность, показывающее не только Любовь к Богу Фьщк, но и само применение ее к ближнему. Вместо Ьуты, Ум, принято слово Дух, потому что Сочинитель подразумевает под Ьуты способности человека Волю и Разум вместе; а под словом Ум, понимается одна только часть мыслящая. Фвгдеукфешщ переведено через Опрелюбодействование для того, что многие места в Священном Писании остались бы неудобоизъяснимыми, если бы не ввести такого слова, и потому, что иначе выразить это не возможно; и так далее. В необходимости этого читатель убедится, когда Промыслу угодно будет сделать известным прочие творения Служителя Своего Эмануила Сведенборга.

Признано также лучшим перевести с подлинников, Еврейского и Греческого, совершенно буквально и без обращения внимания на правила гамматические, все те места Священного Писания, которые Сочинитель от слова до слова приводит. При тех обстоятельствах и в те времена, когда Слово было написано, грамматикою не стеснялись; потому и нельзя, без искажения смысла подлинника, подчинить перевод духу новейших языков.

Впрочем и этому причина объяснена в творении Автора под названием "Учение Нового Иерусалима о Священном Писании". Места из Священного Писания, которые Сочинитель предлагает или сокращенно, или в виде общего смысла, извлеченного из многих стихов, тщательно с подлинниками сверены, и выражены по возможности самими словами подлинников.

(Предлагаемый текст выверен, в части цитат из Библии, а также и самого текста. Но издатель считает необходимым заранее принести свои извинения за возможные ошибки в нумерации ссылок, ибо, по острому недостатку времени, в этой версии текста они, к глубокому моему сожалению, не были выверены.)

УЧЕНИЕ ЖИЗНИ ДЛЯ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА

Что всякая религия есть принадлежность жизни,

и что жизнь эта состоит в делании добра

1. Всякий человек, имеющий религию, знает и признает, что кто хорошо живет - спасен бывает, а кто худо живет - бывает осужден; ибо он знает и признает, что тот кто хорошо живет, хорошо и мыслит, не только о Боге, но также и о ближнем, - но не тот, кто худо живет. Жизнь человека есть его любовь, а что человек любит, то не только делает охотно, но также охотно о том и мыслит. Итак, если сказано, что жизнь состоит в делании добра - то это потому, что делание добра составляет одно с мышлением о добром; если же они не одно составляют у человека, то не суть делом жизни его. Но это должно быть доказано в следующем.

2. Что Религия есть дело жизни, и что жизнь состоит в делании добра, это видит всякий, кто читает Слово, и когда он читает, то признает это. В Слове находится следующее: "Кто если разрушит из заповедей сих малейших и научит так человеков, малейшим назван будет в Царстве Небес; кто же делает и учит, сей великим назван будет в Царстве Небес. Сказываю вам: если не будет преизобиловать правда ваша более Писателей и Фарисеев, отнюдь не войдете в Царство Небес". Матф. Гл. 5: 19. 20. "Всякое дерево, не делающее плода хорошего, высекается, и в огонь ввергается; потому от плодов их познаете их". Матф. Гл. 7: 19. 20. "Не всякий сказывающий Мне, Господи, Господи, войдет в Царство Небес, но делающий волю Отца Моего, Который в Небесах". Матф. Гл. 7: 21. "Многие скажут Мне в тот день: "Господи, Господи, не Твоим ли Именем мы пророчествовали, и Твоим Именем силы многие сделали? Но тогда исповедаю им: Я не знал вас, отступите от Меня делающие беззаконие". Матф. Гл. 7: 22. 23. "Всякого, кто слышит Мои слова и делает их, уподоблю его мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; а всякий, слушающий мои слова и не делающий их, уподоблен будет мужу глупому, который построил дом свой на песке". Матф. Гл. 7: 24. 26. "Иисус сказал: вышел сеющий сеять; иные семена упали при пути; иные на каменистые; иные на терние; иные на землю хорошую. Кто же на землю хорошую посеян, сей есть Слово слушающий и разумеющий, который плод носит и делает; иное во сто крат; иное в шестьдесят, а иное в тридцать; когда это сказал Иисус, воскликнул сказывая: имеющий уши слышать да слышит". Матф. Гл. 13: 3 до 9. 23. "Должен Сын Человека приходить в Славе Отца Своего, и тогда воздаст каждому по деянию его" Матф. Гл. 15: 1. 27. "Отнято будет от вас Царство Божье, и дано будет Племени, делающему плоды его". Матф. Гл. 16: 43. "Когда придет Сын человека в Славе Своей, тогда сидеть будет на престоле Славы, и скажет Овцам с правых Своих: придите благословенные, и как наследием обладайте уготованным вам Царством от сложения мира; взалкал бо, и дали Мне есть, возжаждал, и напоили Меня; странником был, и собрали Меня, наг, и облекли Меня, заболел, и посетили Меня; в Остроге был, и пришли ко Мне. Тогда отвечали праведники: когда так видели Тебя? Но отвечая Царь скажет: Аминь, сказываю вам, на сколько сделали вы одному из братьев Моих малейших, Мне сделали. И Царь скажет подобное козлам, которые с левых; и потому, что они тогда не сделали скажет: подите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его". Матф. Гл. 25: 31 до 46. "Делайте плоды, достойные покаяния, уже и секира при корне дерев лежит; всякое потому дерево, не делающее плода доброго, высекается и в огонь ввергается". Лук. Гл. 3: 8. 9. "Иисус сказал: что Меня зовете Господи, Господи^ и не делаете, что сказываю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий Мои речи, и делающий их, подобен есть человеку строющему дом, и положил основание на камень; слушавший же и не делавший, подобен есть человеку, строившему дом на почве без основания". Лук. Гл. 6: 46 до 49. "Иисус сказал: мать Моя, и братья Мои сии суть, Слово Божье слушающие и делающие оное". Лук. Гл. 8: 21. "Тогда начнете вне стоять и толкать в дверь, сказывая: Господи отвори нам; но отвечая скажет вам: не знаю вас откуда есть, отступите от Меня все делатели неправды". Лук. Гл. 13: 25 до 27. "Сей есть суд: что Свет пришел в мир, но возлюбили человеки более тьму нежели Свет, были бо злы их дела; всякий, кто зло делает, ненавидит свет, чтобы не облечены были дела его. Кто же делает истину - приходит ко свету, чтобы проявлены были его дела, ибо в Боге суть сделаны". Иоан. Гл. 3: 19 до 21. "И изыдут добро сделавшие в востание жизни". Иоан. Гл. 5: 29. "Знаем, что грешников Бог не слушает, но если кто Богопочитатель есть, и волю Его делает, тогда слушает". Иоан. Гл. 9: 31. "Если сие знаете, блаженны есть, если делаете их". Иоан. Гл. 13: 17. "Имеющий заповеди и соблюдающий их, он есть любящий Меня, и Я буду любить его и буду являть ему Себя Самого; и к нему приду и пребывание у него сделаю. Не любящий Меня, слов Моих не соблюдает". Иоан. Гл. 14: 15. 21 до 24. "Иисус сказал: Я есмь виноградная лоза, и Отец Мой виноградарь; всякую ветвь во Мне не носящую плода, отнимает ее; и всякую плод носящую - подчищает ее, чтобы большой плод носила" Иона. Гл. 15: 1. 2. "В сем прославился Отец Мой, чтобы плод многий вы носили и сделались Моими учениками". Иоан. 15: 8. "Вы друзья Мои есть, если делаете все, что Я заповедаю вам. Я избрал вас, чтобы вы плод носили и плод ваш пребывал". Иоан. 15: 14. 16. "Господь сказал Иоанну: Ангелу Ефесской Церкви напиши: знаю дела твои; имею против тебя, что любодетельность первую оставил; покайся и первыя делай дела, если же нет, сдвину подсвечник твой с места его". Апок. Гл. 2: 1. 2. 4. 5. "Ангелу Церкви Смирнян напиши: знаю твои дела". Апок. Гл. 2: 8. "Ангелу Церкви в Пергаме напиши: знаю дела твои, покайся". Апок. Гл. 2: 12. 13. 16. "Ангелу Церкви в Фиатирах напиши: знаю твои дела и любодетельность, и дела твои последние более первых". Апок. Гл. 2: 18. 19. "Ангелу Церкви в Сардисе напиши: знаю твои дела, что имя имеешь, что живешь, и мертв еси; не нашел Я твои дела полными перед Богом; покайся". Апок. Гл. 3: 1. 2. 3. "Ангелу Церкви в Филадельфии напиши: знаю твои дела". Апок. Гл. 3: 7. 8. "Ангелу Церкви Лаодикиан напиши: знаю твои дела, покайся". Апок. Гл. 3: 14. 15. 19. "Услышал я голос с Неба, сказывающий напиши: блаженны мертвые, в Господе умирающие отныне, говорит Дух; да успокоятся от трудов своих, дела их следуют с ними". Апок. Гл. 14: 13. "Книга отверста, которая есть книга жизни; и осуждены были мертвые из написанных в книге, каждый по делам своим". Апок. Гл. 20: 12. 13. "Се прихожу скоро, и награда Моя со Мною, воздать каждому как дело его будет". Апок. Гл. 22: 12. Подобно этому в Ветхом Завете: "Воздаю им, по делу их, и по деланию рук их". Иерем. Гл. 25: 14. "Иегова, Которого очи отверсты на все пути человеков, чтобы давать каждому по путям его и по плоду дела его". Иерем. Гл. 32: 19. "Посещу на нем пути его, и дела его воздам ему ". Осия Гл. 4: 9. "Иегова, по путям нашим и по делам нашим, делает с нами". Захар. Гл. 1: 6. И во многих местах, чтобы уставы, повеления и законы исполняли, как: "Соблюдать будете уставы Мои и суды Мои, которые, если делать будет человек, жить будет в них". Лев. Гл. 18: 5. "Соблюдать будете все уставы Мои и суды Мои, чтобы делали вы их". Лев. Гл. 19: 37; Гл. 20: 8; Гл. 22: 31. "Благословение, если будут делать заповеди, и проклятья, если не будут делать". Лев. Гл. 24: 4 до 46. "Сынам Израилевым велено было сделать себе кисть на крыльях одежд своих, чтобы вспоминали все заповеди Иеговы, чтобы делали их". Чис. Гл. 15: 38. 39. И в других местах. Что дела суть то, что делает человека Церкви, и что он по ним спасен бывает, - тому учит также Господь в притчах, из которых многие заключают в себе то, что кто делает доброе, приемлется, кто же делает злое - отвергается; как в притче о Земледельцах в винограднике, Матф. Гл. 21: 33 до 44. О Смоковнице, которая не давала плода, Лук. Гл. 13: 6. О Талантах и Минах, коими производили бы торговлю, Матф. Гл. 25: 14. 31; Лук. Гл. 19: 13 до 25. О Самарянине, обвязавшем раны, изъязвленного разбойниками, Лук. Гл. 10: 30 до 37. О Богатом и Лазаре, Лук. Гл. 16: 19. до 31. О десяти дьяволах, Матф. Гл. 25: 1 до 12.

Именно таким "возмутителем" и стал в застоявшейся атмосфере традиционного Христианства Сведенборг. Раскрывая в своих книгах внутренний смысл Слова Божьего, он показал людям, что от них в действительности требуется. Практически на каждой странице он повторяет, что человек должен избегать зла, работать над собой, исследовать свою душу, и что внешние религиозные познания вне этой цели, т.е. сами по себе, ни к чему не служат, а уж тем более – обряды, накопившиеся в лоне любой конфессии за долгие века ее существования. Но ведь душевно- злому человеку тяжелее и неприятнее всего заниматься самоанализом, который выявит его истинную сущность; ему гораздо легче "откупаться от Бога" свечками и молебнами, ибо первое наносит сокрушающий удар по его адским склонностям, а второе услужливо обходит их по касательной.

По самому большому счету Сведенборг сделал одно: передал людям Божью волю - не заниматься ерундой, в которой они погрязли, а всерьез обратиться к делу своего спасения, т.е. перевести свою жизнь с адских рельсов на небесные. Но такое решительное требование не могло прийтись по вкусу абсолютному большинству современных людей, наслаждающихся удовольствиями зла и вовсе не желающих расставаться с ними. Обряды традиционной Церкви успокаивают их совесть, не затрагивая корня греха, а истины, переданные через Сведенборга, прямо высвечивают этот корень и понуждают его удалить. Ясно, что на такой подвиг готовы решиться немногие.

Можно утверждать, что если бы сведенборгианцев стало много (т.е. если бы они в социальном смысле образовали серьезную силу), на них развернулось бы жестокое гонение, как в свое время на гугенотов, только еще страшнее (ибо ненависть ада пропорциональна яркости проповедуемой истины). Но последователей Рационального Христианства настолько мало, что их предпочитают не замечать и не принимать всерьез. Ибо в глазах обывателя сила доказывает правоту, а кто по видимости бессилен, тот и неправ. С другой стороны, учение, переданное через Сведенборга, побуждает человека к самостоятельной мысли, а мещанин на такое никогда не отважится.

Кроме того, сама форма изложения Божественных Истин у Сведенборга обусловила специфичное восприятие его книг. Люди, жадные до рассказов "о мертвецах и привидениях", массами сбегаются именно на этот запах и выцеживают их из богословского контекста, как собака выбирает мясо из похлебки. А шумиха вокруг "привидений" неизбежно порождает "оккультный душок", так что через малое время Сведенборга уже записывают в оккультисты. Прознав об этом, порядочные люди брезгливо обходят его писания стороной, а священники других религий говорят своей пастве: "Вот видите, еще и этот оттуда же". Тогда как среди атеистов, не верящих в "загробный мир", естественным образом возникает убеждение в психической ненормальности Сведенборга, который излагал в своих книгах абсолютный бред. – И все это есть разные формы извращения и неприятия Божественной Истины, которая слишком чувствительно гладит душевно-злых людей против шерсти, чтобы они добровольно соглашались ее терпеть.

В результате для меня сделались очевидными следующие пункты:

(1) Книги Сведенборга представляют собой Откровение, в котором Божественные Истины изложены в форме более доступной человеческому постижению, чем в каких-либо иных священных текстах, дошедших до наших дней.

(2) Самая Суть Божьей воли заключается в том, чтобы человек исследовал себя и сознательно воздерживался от зла, потому что оно есть грех перед Богом и препятствует спасению.

(3) Если это не исполняется, то вся прочая околоцерковная суета бесполезна.

(4) Столь жесткая и прямолинейная постановка вопроса заведомо неприемлема для подавляющего большинства людей, по факту ожидающих от религии только решения своих земных проблем и прощения своих грешных удовольствий.

(5) Этих людей бесполезно убеждать, потому что в них противится не разум, а сердце, оберегающее удовольствия их злой жизни. Любые аргументы здесь бессильны.

(6) Эти люди всегда будут негативно настроены к Рациональному Христианству, поступая в точности как предсказано его основателем: или грубо отбрасывая истины, или замалчивая их, или извращая – в том числе приписыванием "оккультизма".

(7) В результате Рациональное Христианство остается уделом серьезно настроенных единиц, которые должны не горевать о малолюдстве, а просто работать над собой.

Если образно представить себе земную жизнь человека в долине у подножия гор, а небесное блаженство – на их вершине, то любая религия предстанет дорогой, возводящей человека снизу вверх. При этом очевидно, что чем путь короче, тем он круче, а чем круче, тем, по-видимому, оказывается и труднее. В этом смысле традиционные религии подобные широким асфальтированным шоссе, которые восходят пологими серпантинами. Идти по ним легко, подъем едва ощущается, но именно поэтому громадный проделанный путь в смысле набора высоты оказывается чрезвычайно неэффективным. Здесь преобладает горизонтальная составляющая, не несущая никакой полезной функции, кроме мнимого "облегчения", в действительности же обременяющая путника множеством лишних, бесполезных для его спасения хлопот.

Напротив, учение Сведенборга подобно "козьей тропе", которая отважно устремляется напрямик по склону. Горизонтальная составляющая здесь сведена к абсолютному минимуму – только чтобы удержаться на ногах. И хотя подъем действительно труден, итоговые усилия оказываются несопоставимо меньшими, нежели у любителей гулять по ровному месту, ибо несравнимы КПД здесь и там. Но для того, чтобы отважиться на штурм крутизны, необходимо иметь серьезное желание, тогда как прогулка по шоссе никого ни к чему не обязывает.

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ

(род. в 1688 г. – ум. в 1772 г.)

Великий шведский ученый-натуралист – впоследствии ясновидящий, духовидец, мистик и самый замечательный (после Якоба Бёме ) теософ нового времени. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Написал около 150 научных трудов, некоторые из них (например, четырехтомный анатомический трактат «Мозг») намного опередили свое время. Историки науки считают его «отцом» таких дисциплин, как, скажем, минералогия или физиология мозга. Основатель доныне существующей в разных странах (особенно в Англии и Америке) секты сведенборгиан (Церковь Нового Иерусалима).

Эммануил Сведенборг был специалистом в металлургии, анатомии, математике и геологии. Одним словом, это был архетипический ученый: методичный, трезвый, скептичный. Но в какой-то момент его стали посещать видения и апокалиптические откровения. Поборник науки превратился в ясновидца, причем самого настоящего, если верить Иммануилу Канту, и стал духовным отцом всех тайных обществ той эпохи. Его Церковь Нового Иерусалима по сей день насчитывает несколько сотен тысяч приверженцев. Но этим влияние его не ограничивалось. У Сведенборга заимствовали идеи Мартинес де Паскуалес, Сен-Мартен, Пернети и Каллиостро. Как же так случилось, что сын профессора богословия в Упсальском университете и настоятеля собора (позднее он стал епископом в Скаре) вначале с головой погрузился в научные изыскания, а потом вновь вернулся к религии?

Эммануил родился 29 января 1688 года. Его отец, Еспер Сведберг (семье в 1719 году был дарован дворянский титул с переменой фамилии на Сведенборг), относился к числу наиболее влиятельных и известных священнослужителей шведской короны. В его доме часто собирались представительные собрания, велись беседы и дискуссии на разнообразнейшие моральные, политические, интеллектуальные, философские и, естественно, религиозные темы. Как писал впоследствии сам Сведенборг, вспоминая о своих детских годах, «я с юных лет постоянно был охвачен мыслями о Боге, спасении и духовных страданиях людей». Интересным фактом из биографии его семьи является то, что его отец, лютеранский епископ, воспитывал детей лишь в общих принципах христианской веры, выбор же конфессии он оставлял за ними самими по достижении ими сознательного возраста. Несмотря на свои религиозные наклонности (а возможно, и благодаря им), выбор юного Эммануила не пал на богословский факультет, ибо ни одна из существовавших тогда в христианском мире теологических школ не смогла предоставить ему хоть сколько-нибудь удовлетворившего его ответа на занимавшие тогда его сознание вопросы о сути Бога, Вселенной и человеческого бытия. Он в 1699 году поступил на философский факультет Упсальского университета. И только тогда Сведенборг познакомился с главными догматами протестантской ортодоксии, которые глубоко его возмутили. Особенно неприемлемым было для него даровое искупление, оправдание одной верой без богоугодных дел и предопределение либо к спасению, либо к вечной погибели. Эти догматы преподавались тогда в рассудочной школьной форме, которая заслоняла их умозрительное и мистическое содержание. Все это показалось прямому уму Сведенборга чистой нелепостью, оскорбительной для Божества.

Эти антипатии побудили молодого человека отдаться мирским наукам – классическим языкам и литературе, математике и естествознанию. И в этом он преуспел, занимаясь самообразованием. После окончания университета, в возрасте 22 лет Сведенборг отправился странствовать. Живя в Англии и Голландии, он погрузился в изучение многих дисциплин, включая физику, астрономию, математику, анатомию, физиологию, экономику, минералогию, геологию, химию, часовое и переплетное дело, а также изготовление оптических линз. В совершенстве изучил латынь, греческий и древнееврейский. Не правда ли, более чем достаточно! Но это было лишь частью интенсивной программы самообразования. Позднее Сведенборг занимался космологией, механикой, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией.

В 1709 году он представил на степень доктора философии свое научное исследование сентенций Сенеки и Публия Сирийца (Мима), с примечаниями Эразма и греческим переводом Скалигера. После путешествия во Францию он издал два сборника стихотворений. Не обладая поэтическим вдохновением, он, тем не менее, писал правильными и изящными латинскими стихами. В 1716 году Сведенборг начал публиковать свои и чужие исследования и статьи по естественным наукам в журнале «Дедал». В том же году Карл XII назначил его асессором Королевской горной коллегии и поручил ему вместе с инженером Польгемом сооружение системы каналов и шлюзов, соединяющих Стокгольм с Гетеборгом. В связи с этим Сведенборг изобрел особую машину с цилиндрами, при помощи которой была перевезена шведская артиллерия под стены той норвежской крепости, во время осады которой был убит Карл XII. Королева Ульрика Элеонора возвела семью Сведбергов в дворянское сословие, с правом на фамилию Сведенборг, принадлежавшую другой, более знатной линии их рода. Отец получил титул епископа, а сам Эммануил занял место в Палате лордов шведского риксдага. Сверх того, король Швеции, оценив заслуги Сведенборга в качестве редактора «Дедала», предложил ему должность инженерного советника. В этом качестве ученый сделал много инженерных усовершенствований в военной и промышленной областях. Он также задумал и разработал ряд изобретений, хотя большинство из них так никогда и не были воплощены в жизнь. В их числе были подводная лодка, планер, паровой двигатель, пневматическое ружье и особая плавильная печь.

Труды Сведенборга по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Как уже отмечалось, его считают «отцом» минералогии и физиология мозга. Его натурфилософские работы поднимались до уровня аналогичных опытов Ньютона, а некоторые его блестящие прозрения предвосхитили выводы о сути материи. К подобным выводам современная физика приблизилась лишь в двадцатом веке посредством квантовой механики.

Между 1717 и 1719 годом Сведенборг издал ученые труды по алгебре и о способах определять долготу мест, производя наблюдения над Луной; о десятичной системе мер и денежных знаков; о большей высоте морских приливов в древние времена; о движении и положении Земли и планет. Но какие бы научные дисциплины не доводилось постигать и развивать Сведенборгу на протяжении его многолетней научной карьеры, красной нитью через всю его жизнь прошел завет отца: «Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят и способны причинить исключительно один лишь вред». Неизменным спутником всей его жизни, маяком и вдохновителем любых его размышлений, поисков, философских или же научных выводов и заключений всегда и в любых обстоятельствах оставалась священная книга его детства – Библия. Сквозь все свои научные занятия, опыты и обобщения Сведенборг неизменно стремился узреть и постигнуть лишь абсолютное Божественное основание Вселенной и ту единую связующую нить, посредством которой соединяется все сотворенное со своим Творцом. Тогда же он кратко сформулировал пять основных правил доброй жизни, которые постоянно переписывал для напоминания:

– во всем полагаться на волю Божественного Провидения;

– во всем соблюдать требования приличия;

– иметь всегда чистую совесть;

– верно исполнять обязанности своей публичной службы и стараться во всем быть полезным обществу.

Как член шведского сейма, Сведенборг неутомимо работал над самыми трудными практическими задачами, особенно в области финансов. Важность и практичность мер, которые он предлагал по этим вопросам в своих записках сейму, признавались знатоками еще полвека спустя. Известным стало и его сочинение о понижении и повышении ценности монет в Швеции (1722 г.). После основательного исследования отечественных рудников он с той же целью путешествовал по Германии (1721–1722 гг.). В это время им были изданы в Амстердаме и Лейпциге (по-латински) следующие труды: «О началах натуральной философии», «Наблюдения и открытия касательно железа и огня», «Новая метода для определения географических долгот на земле и море», «Искусство строить доки и новая метода для устройства плотин», «Искусство определять механическую силу кораблей», «Разные наблюдения над минералами, огнем и расположением гор», «О сталактитах Бауманова грота», «Принципы химии». Эти и последующие научные труды Сведенборга отличаются, по отзывам специалистов, богатством собранных фактов, стремлением возвести эти факты к общим и окончательным принципам и очевидной полезностью указываемых приложений.

Как и подобает человеку выдающейся интеллектуальной мощи и энергии, Сведенборг опубликовал много книг по широкому кругу предметов. Два из них, где он добился наибольших успехов, были металлургия и биология. Особенно впечатляет его работа по изучению нервной системы; его считают первым, кто понял значение коры головного мозга. Однако, несмотря на все это, Сведенборг не удовлетворился чисто натуралистическим подходом к изучению человеческой природы и Вселенной. В частности, он желал глубже понять природу души и создать новую, более адекватную космологию, чем предлагалось наукой до тех пор. Исходя из убеждения, что под материальностью Вселенной скрывается Божественная сила, он писал о взаимоотношениях между материей и энергией, между конечным и Бесконечным, между человечеством и Богом. Среди книг, написанных им на эти темы, были «Строение животного царства», «Мозг», «Чувства» и «Рациональная психология».

В 1733–1736 годах Сведенборг вновь путешествовал по Богемии и Германии, где издал свои «Opera philosophica et mineralia». Первый их том содержит самостоятельные решения частных вопросов научной космогонии. С этой стороны труд Сведенборга сохраняет важное значение в истории науки и до сегодняшнего дня. Знаменитый химик Дюма в своих лекциях по химической философии назвал Сведенборга настоящим творцом кристаллографии. Другие ученые отметили у Сведенборга предварения теорий Дальтона и Берцелиуса. Раньше Гершеля Сведенборг открыл место нашей солнечной системы в Млечном Пути и раньше Лагранжа показал, что отклонения планетных орбит имеют свойство через определенные промежутки времени возвращаться к норме. Два другие тома содержат ряд специальных трактатов по минералогии.

Издание «Opera» сделало Сведенборга широко знаменитым в ученом мире; он был избран почетным членом Петербургской академии наук. В 1734 году Сведенборг издает в Дрездене свой наиболее важный философский труд «Принципы», а также «Бесконечная и конечная причины Творения». Его трактат о бесконечности направлен против Декарта, о цели в природе – против Бэкона, о связи между телом и душой – против Лейбница с его «предустановленной гармонией». Собственных взглядов по этим трем вопросам Сведенборг здесь не излагает, потому что для окончательного решения третьего вопроса он чувствовал надобность в специальном изучении органического мира и особенно животного царства.

В 1736 году Сведенборг вновь предпринимает путешествие в Голландию, Бельгию, Францию и Италию, во время которого усиленно занимается физиологией и особенно анатомией. Результаты своих трудов он излагает в двухтомном сочинении о животном царстве («Строения животного царства», 1741 г.). В 1744 году он издает в Гааге и Лондоне три тома другого сочинения «Животное царство», которое сохранило свое значение и через 100 лет, когда один из членов Лондонского медицинского общества издал его английский перевод. В обоих биологических сочинениях Сведенборг не касается систематики и описания животных; к зоологии в общепринятом смысле они вовсе не относятся. Сведенборг берет животное царство, или зоологическую ступень мироздания, в ее высшем и нормальном представителе – человеке, и предмет этих двух его сочинений может быть точно обозначен как морфология и механическая физиология человеческого организма.

Сам автор считал свой обширный труд лишь подготовительным. Не делая никаких новых открытий, он везде опирался на последнее слово науки. И в то время, когда Сведенборг замышлял новое, более самостоятельное сочинение по биологии для решения философского вопроса о связи душевной и телесной сторон человеческого организма, в его собственном организме произошла замечательная душевно-телесная перемена, открывшая для него новое, религиозное поприще, с которым преимущественно связано его имя. В 1744 году в жизни Сведенборга произошел неожиданный поворот. Его стали посещать живые, волнующие сны и видения. До того как они начались, он был типичным европейским интеллектуалом XVIII века: свободно владеющий многими языками, ученый, исследователь, изобретатель, человек, принимающий активное участие в общественной жизни в качестве асессора Шведской горной коллегии и члена высшей палаты парламента. В общем, «универсальный человек» раннего периода развития науки.

Обычно, находясь в Лондоне, Сведенборг ходил обедать в одну таверну, где ему предоставили отдельную комнату. Однажды он был очень голоден и ел больше, чем обычно. Вдруг он увидел, что комната стала наполняться туманом, а на полу появилось множество разных гадов. Туман перешел в густую тьму; когда она рассеялась, гадов больше не было, а в углу комнаты Сведенборг увидел сидящего человека, окруженного ярким сиянием. Человек грозно сказал ему: «Не ешь так много!» Тут Сведенборг потерял зрение. Когда оно постепенно возвратилось, Сведенборг увидел, что теперь он в комнате один. В испуге ученый поспешил домой. Ночь и следующий день он провел в размышлении и ничего не ел. На следующую ночь человек, окруженный сиянием, явился опять. Он сказал: «Я Бог, Господь, Творец и Искупитель. Я избрал тебя, чтобы объяснить людям внутренний и духовный смысл Писаний. Я буду диктовать тебе, а ты должен все записывать». Так Эммануил Сведенборг удостоился опыта, который навсегда изменил его жизнь: он, земной человек, должен был послужить инструментом, посредством которого Господь мог бы вновь явить Себя человечеству путем, сходным с видениями библейских пророков. Так началась жизнь Сведенборга как духовного пророка.

После этого Сведенборг почувствовал, что открылись глаза его духа, и с тех пор он стал переноситься духом в небо, ад и промежуточный мир духов, где виделся и беседовал со многими известными ему лицами, иногда недавно, а иногда и давно умершими. По возвращении в Швецию в 1747 году Сведенборг отказался от службы в Горной коллегии и от естественнонаучных занятий. Ему нужно было свободное время для теологических писаний. Не зная, как понимать то, что с ним происходит, он никому ничего не говорил и лишь записывал в дневники свои видения. Его исследования по космологии и о природе души приняли новое направление. Он приступил к изучению Библии, совершенствовал знание древнееврейского языка и написал многочисленные теологические работы, где раскрыл новые истины, которые и послужили основанием для Новой Церкви. В своих многочисленных книгах, называемых последователями Новой Церкви просто Писаниями («Богослужение и любовь к Богу», «Небесные Тайны», «Небеса и ад», «Земли во Вселенной», «Последний суд», «Конь белый», «Новый Иерусалим и его небесное учение»), он выявил скрытый внутренний смысл историй, описанных в Ветхом и Новом Завете, основные истины о Боге, человечестве и Творении, правду о посмертной жизни, показал пути духовного совершенствования, истинный смысл Апокалипсиса и восхитительные тайны браков, заключенных по настоящей супружеской любви, не говоря о множестве других вещей.

Поначалу его книги практически никто не замечал. Он публиковал их анонимно за свой счет и посылал наиболее просвещенным людям того времени. Однако ситуация стала меняться после странного происшествия в июле 1759 года. Сведенборг тогда находился в Гетеборге и обедал с друзьями в гостях у местного богатого коммерсанта. Во время обеда он внезапно побледнел и словно бы не в себе вышел из-за стола. Его спросили, что случилось, и он ответил, что сейчас получил сведения об ужасном пожаре, разразившемся в Стокгольме поблизости от его дома. Затем около восьми часов вечера он так же внезапно повеселел, объяснив, что пожар был потушен за три дома до его собственного.

Его слова и поведение в тот вечер стали предметом пересудов в городе, а через несколько дней из Стокгольма прибыл гонец с теми самыми новостями, которые описал Сведенборг. Выяснилось, что его описание пожара в малейших деталях совпало с действительным ходом событий того летнего вечера. Вскоре после этого возник первый всплеск интереса к его теологическим трудам, подстегнутый не только странной историей о его сверхъестественном знании подробностей Стокгольмского пожара, но также еще несколькими эпизодами, продемонстрировавшими его способность общения с обитателями тонкого мира.

Случай этот принес Сведенборгу европейскую известность, и в дальнейшем ему достаточно часто докучали разнообразные посетители, умолявшие его разрешить ту или иную их проблему, для чего была необходима помощь от кого-либо, пребывающего уже в потустороннем мире. Не занимаясь подобной практикой регулярно, Сведенборг, тем не менее, иногда не отказывал подобным просителям. Об одном из таких случаев рассказывают следующую историю. В 1760 году Сведенборг помог мадам де Мартевиль в переговорах с ее умершим мужем касательно пропавшей расписки. История контактов Сведенборга с невидимыми духами подробно описана в его объемистых трудах «Дневник сновидений» и «Духовный дневник». А случилось вот что.

После внезапной кончины голландского посланника при стокгольмском дворе, графа Мартевиля, к его вдове обратились с требованием вернуть значительную сумму денег, которую, как ей было известно, муж заплатил в свое время сполна. Однако она не могла предоставить нужной квитанции, так как не знала, где ее искать. По совету знакомых, а может быть из любопытства, мадам де Мартевиль обратилась к Сведенборгу с просьбой узнать у покойного мужа, где тот положил квитанцию. Духовидец согласился и через какое-то время пришел и сказал, что виделся с голландским посланником и получил от него обещание заняться немедленно поиском расписки. Еще через восемь дней к мадам во сне явился ее муж и сообщил, в каком именно месте находится спрятанная квитанция. Там она нашла не только расписку, но также и бриллиантовую заколку, которая до этого момента считалась утерянной. Когда к ней на следующее утро пришел с визитом Сведенборг, то прежде, чем она сообщила ему о находке, он сказал ей, что опять встречал ее мужа, но разговор их был очень короток, так как Сведенборг спешил к ней, чтобы рассказать, где искать расписку.

Еще более удивительна история с «секретом королевы» произошла в 1761 году. Шведская королева Луиза Ульрика, желая лично убедиться в справедливости того, что ей рассказывали о духовидческих способностях Сведенборга, решила подвергнуть его испытанию. Пригласив его во дворец, она спросила Сведенборга, не смог бы он выполнить одно ее поручение. Она попросила его послужить контактером с ее умершим братом, принцем Вильгельмом. Сведенборг ответил, что исполнит поручение с большим удовольствием, и королева, отведя его в сторону, изъявила желание узнать, о чем говорил с ней брат в последние минуты их свидания, перед самым отъездом ее в Стокгольм. Королева очень хорошо знала, что принц никому бы не пересказал содержания их разговора, и она тоже никогда об этом ни с кем не говорила. Через несколько дней Сведенборг опять посетил дворец и в присутствии государственного советника графа Шверина, находившегося в некотором отдалении, передал ей разговор с принцем, со всеми подробностями места, времени и обстоятельств, при которых он происходил. Королева при этом была так поражена, что почувствовала себя дурно и пришла в себя лишь по прошествии нескольких минут.

Репутация духовидца, сопровождаемая даже некоторым оттенком скандальности, разумеется, значительно осложнила Сведенборгу последние годы его жизни в нашем мире. Может даже показаться, что его духовидческие способности и их публичное проявление были чем-то совершенно излишним, что без них его учение только выиграло бы. Но, как писал Сведенборг в книге «Духовный Дневник», видения из другого мира «даны сейчас вместо чудес, и если бы их не было, то люди не постигали бы качества, присущего этим книгам, не покупали бы их, не читали бы их, совершенно их не понимали бы и не проникались бы ими, совершенно не верили бы им, одним словом – оставались бы в полном неведении относительно излагаемого там предмета». Оригинальность теософского учения Сведенборга не исключает, однако, существенных аналогий между ним и другими известными (нам, но не ему) учениями, а именно: некоторыми системами гностицизма и особенно еврейской каббалой. Попытаемся кратко изложить основные положения учения Сведенборга. Он отвергает понятие Божества как отвлеченного начала. Бог вечно имеет свою определенную и существенную форму, и это форма человеческого тела. Бог вечно существует как Великий человек, в котором обитает полнота Божества телесно. Последователи Сведенборга полагают, что его учение можно называть абсолютным христианством, так как оно в основе своей имеет только Христа и больше ничего.

Сведенборг не признавал дочеловеческого и сверхчеловеческого происхождения ангелов и демонов, а видел в них лишь эволюцию человека в двух противоположных направлениях: каждый человек до смерти есть уже или ангел, или дьявол, и тот, у кого, как у Сведенборга, открылось духовное зрение, может это ясно различать. Второго пришествия Христа и всеобщего суда живых и мертвых Сведенборг тоже не признавал. Нравственное учение Сведенборга было теологически безупречно, как считал Московский митрополит Филарет, но философского решения спора между фатализмом и свободой он не дал. Вообще в свой религиозный период Сведенборг воздерживался от самостоятельного мышления, записывая лишь явления своего духоведения и те мысли, которые он считал прямо внушенными или продиктованными ему свыше.

Вот рассказ Сведенборга об одном из его видений: «В это время мой внутренний человек находился в средних небесах, в сердечной области Господа, в левом желудочке, который составляется из обществ таких ангелов, что любят истину, поскольку она есть добро (amant verum quoad bonum). Я чувствовал сильное их влияние на мое сердце, проходившее в мозг, и у меня появилась мысль: каким образом возможно, чтобы благость Господа допускала бесам вечно оставаться в аду? Только что я это помыслил, как один из ангелов правого предсердия чрезвычайно быстро низринулся в седалищную область великого Сатаны и извел оттуда, по внушению от Господа, одного из самых дурных бесов, чтобы доставить ему небесное блаженство.

Но мне было дано видеть, что по мере того, как ангел восходил к небесным сферам, его пленник менял гордое выражение своего лица на страдающее, и тело его чернело. Когда же он, несмотря на свое сопротивление, был вовлечен в средние небеса, то с ним сделались страшные конвульсии, он всем своим видом и движениями показывал, что испытывает величайшие и нестерпимые муки. Когда же он приблизился к сердечной области небес, то язык его вышел далеко наружу, как у очень уставшего и жаждущего пса, а глаза лопнули, как от жгучего жара. И мне сделалось его жалко, и я взмолился Господу, чтобы велел ангелу отпустить его. И когда, по соизволению Господа, он был отпущен, то бросился вниз головой с такой стремительностью, что я мог видеть только, как мелькнули его чрезвычайно черные пятки.

И тогда мне было внушено: пребывание кого-нибудь в небесах или в аду зависит не от произвола Божьего, а от внутреннего состояния самого существа, и перемещение по чужой воле из ада в небеса было бы так же мучительно для перемещаемых, как переселение из небес в ад… И таким образом я понял, что вечность ада для тех, кто находит в нем свое наслаждение, одинаково соответствует как премудрости, так и благости Божьей».

Оставшиеся годы своей жизни Сведенборг продолжал посещения «потустороннего» мира и публиковал книги, раскрывавшие истины, которые, как он верил, Господь велел ему заносить на бумагу. Тем не менее он продолжал активную жизнь и в земном мире, участвовал в политических дискуссиях в Палате лордов, членом которой был, и продолжал сочинять трактаты на такие различные темы, как шведская финансовая политика и способы украшения столов инкрустацией. Между 1763 и 1769 годами Сведенборг сочинил и опубликовал следующие книги: «Учение о Господе», «Учение о Святом Писании», «Учение о Жизни», «Учение о Вере», «Последний Суд, продолжение», «Мудрость ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости», «Мудрость ангельская о Божественном Провидении», «Апокалипсис открытый», «Супружеская любовь», «Краткое изложение доктрины Новой Церкви», «О сообщении души и тела» и другие.

За популяризацию своего учения в последние годы жизни Сведенборг испытал гонение со стороны шведского духовенства, раздраженного его резкой критикой протестантских догматов. И хотя его религиозная деятельность решительно отличалась от практики сектантов, так как он, по свидетельству современников, не стремился вербовать прозелитов и навязывать свое мнение окружающим, он весьма часто подвергался ожесточенным нападкам со стороны некоторых теологов, и даже были попытки пресечь его деятельность административными мерами. В 1769–1771 годах на сейме шла речь о необходимости признать Сведенборга помешанным и лишить свободы. Чины духовного сословия, возглавляемые племянником Сведенборга, епископом Филениусом, постановили секвестровать его книги, а два его последователя, члены консистории, были преданы суду. Один из них, доктор теологии Бейер, издал защитную декларацию, а сам Сведенборг – памятную записку и апелляцию к трем университетам королевства. Тем не менее два профессора богословия были исключены из университета за проповеди его идей, а книги Сведенборга были в стране запрещены. Но благодаря общему уважению к Сведенборгу и заступничеству короля дело было прекращено. Официально решение суда было аннулировано в 1779 году.

Можно легко понять, почему большинством своих современников Сведенборг был отвергнут как сумасшедший и почему его видения редко воспринимали всерьез. Тем не менее всегда находились люди, которые признавали, что несмотря на всю странность его видений, он действительно был в контакте с невидимой реальностью. Его младший современник немецкий философ Эммануил Кант, один из основателей современной философии, относился к нему очень серьезно, а американский философ Р. Эмерсон в своем длинном очерке о нем в книге «Избранники человечества» назвал его «одним из гигантов литературы, которого не измерят целые колледжи заурядных ученых». Оживление интереса к оккультизму уже в наше время выдвинуло, конечно, его вперед как «мистика» и «ясновидца», не ограниченного доктринальным христианством. Сегодня исследователи «посмертных» опытов находят интересные параллели между своими открытиями и его описанием первых моментов после смерти.

Но несмотря на запрет, сразу после окончания суда в 1771–1772 годах Сведенборг опубликовал в Амстердаме свою последнюю большую теологическую работу «Истинная христианская религия». Он продолжал свои путешествия и предсказания. Как минимум дважды Сведенборг назвал день и час своей кончины. Первый раз это случилось в 1770 году во время путешествия в Англию. Заболев в Лондоне, он больше недели спал, не просыпаясь. По пробуждении он предсказал день своей смерти.

Зимой 1771 года известный английский священнослужитель Джон Уэстли заинтересовался теологическими работами Сведенборга и хотел как-нибудь встретиться с ним лично, чтобы обсудить некоторые из его идей. Об этом своем желании он никому не говорил. Каково же было его удивление, когда он неожиданно получил от Сведенборга письмо, где среди прочего было сказано: «Я был уведомлен в мире духов, что вы имеете сильное расположение переговорить со мною. Я буду счастлив видеть вас, если вы удостоите меня визитом». Уэстли немедленно ответил, что после возвращения из шестимесячного странствия он обязательно навестит духовидца. Ответ Сведенборга был не менее удивителен, чем его первое письмо, поскольку тот сообщал, что окончательно уйдет в мир духов (т. е. умрет) 29 марта и предполагаемая дата встречи является слишком поздней.

В марте 1772 года здоровье Сведенборга расстроилось. Поэтому, чтобы его служанка была в готовности, он уже в начале месяца сообщил ей, что умрет в указанный им день в пять часов вечера. На протяжении этого месяца многие из друзей посещали его и просили отречься от того, что некоторые церковные деятели считали еретическими утверждениями. Окончательный ответ Сведенборга был следующий: «Я не написал ничего, кроме правды, в чем вы будете более и более убеждаться на протяжении всех дней вашей жизни, если, конечно, вы станете держаться Господа и верно служить Ему одному, избегая всех видов зла и грехов против Него, усердно изучая Его Слово, которое от начала до конца содержит неопровержимые свидетельства истинности всех доктрин, предоставленных мною миру… Настолько же верно, как то, что вы видите меня сейчас, верно все, что я написал. Я бы мог рассказать больше, если бы мне было дозволено. Когда вы сами вступите в вечность, вы все увидите сами, и тогда нам с вами будет много о чем поговорить».

– Пять часов, – ответила она.

– Хорошо, – сказал Сведенборг. – Я благодарю вас. Благослови вас Господь! – И в следующий момент без страха и беспокойства покинул этот мир навсегда.

Уже после смерти Сведенборга были изданы следующие его труды: обширное истолкование Апокалипсиса – «Apocal. explicata», «Краткое изложение внутреннего смысла Псалтири и всех пророческих книг Ветхого Завета», «9 вопросов о Троице, предложенных Гартлеем, и ответы Сведенборга», «Венец, или Приложение к сочинению об истинной христианской религии». В 1780-х годах в Лондоне была основана особая сведенборгианская церковь – «Церковь Нового Иерусалима», которая вскоре получила широкое распространение в Великобритании и Америке. Последователи Сведенборга были и в России, к сведенборгианам принадлежал известный писатель В. И. Даль. Сведенборг оказал также заметное влияние на литературу романтизма (У. Блейк в Великобритании, Р. Эмерсон в США и др.). Его книги имели влияние на тысячи людей. Принципы теологии, разработанные в его писаниях, стимулировали развитие религиозной мысли по всему свету от христианства до буддизма и вдохновили многих великих людей.

Из книги Неподдающиеся автора Прут Иосиф Леонидович

Эммануил Казакевич и Вениамин Рискинд Это было на фронте в 1943 году. После одного организованного мною и удивительно удачно закончившегося поиска в расположении противника я сказал исполнителю этой исключительно тонкой операции:- Ты - самый лучший командир разведроты

Из книги Обреченные погибнуть. Судьба советских военнопленных-евреев во Второй мировой войне: Воспоминания и документы автора Шнеер Арон

Эммануил Николаевич Сосин. Рассказ о плене В плену 1941–1945 гг.Э.Н. Сосин окончил военное училище за 12 дней до начала войны, - в его взводе были западные украинцы, и они, кстати, совершенно не понимали, что он еврей!Первый раз попал в плен еще в июне 1941-го - с группой прикрытия

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Виктор-Эммануил «готовит почву» И вот как раз в это время в голове графа ди Кавура родилась идея создания единой Италии при помощи женщины, которая должна была очаровать французского императора и убедить его помочь королю Виктору-Эммануилу.20 ноября 1855 года король

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ (род. в 1688 г. – ум. в 1772 г.) Великий шведский ученый-натуралист – впоследствии ясновидящий, духовидец, мистик и самый замечательный (после Якоба Бёме) теософ нового времени. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КВИРИНГ Эммануил Ионович (14.09.1888 - 1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г. по 16.04.1927 гг. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1934 гг. Член партии с 1912 г.Родился в деревне Новолиповка (ныне Федоровского района Саратовской области) в семье писаря из немецких колонистов. Немец. Окончил пять

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Казакевич Эммануил Генрихович 1913–1962 русский и еврейский советский писатель Казакевич (среди близких известный как Эмма Казакевич) родился 24 февраля 1913 года в Кременчуге Полтавской губернии в семье еврейского публициста и литературного критика Генеха Казакевича.В 1930

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Сведенборг Эммануэль (1688-1772) - шведский ученый-натуралист, впоследствии мистик и теософ . Сведенборг известен своими трудами по математике, механике, астрономии, горному делу, являлся почетным членом Петербургской академии наук. Философские труды Сведенборга были проникнуты поначалу духом рационализма лейбнице-вольфианского толка. В результате нервного потрясения и галлюцинаций Сведенборг впал в мистику. Объявив себя «духовидцем», Сведенборг приступил к аллегорическому комментированию Библии, якобы порученному ему самим Христом. Теософское учение Сведенборга испытало заметное влияние гностицизма и каббалы. Мистицизм и оккультизм Сведенборга были подвергнуты критике Кантом в работе «Грезы духовидца...». Сведенборг имел последователей в Германии, Франции и России, особенно в масонских ложах. Основные сочинения: «Небесные тайны» (1749-1756), «О небе, аде и мире духов» (1758).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 400.

Сведенборг (Swedenborg) Эмануэль (1688-1772) шведский естествоиспытатель и философ. Известен своими трудами по математике, механике, астрономии, горному делу. Философ, труды Сведенборга были поначалу пронизаны духом рационализма. Затем в результате религиозного кризиса он стал развивать спиритуалистическую натурфилософию, близкую неоплатонизму. Пытался аллегорически прокомментировать Библию, придав ей толкование, родственное теософии. Утверждал, что находится в тесных отношениях с усопшими, получает от них сведения из загробного мира. В книгах «Небесные тайны», «О небесах, о мире духов и об аде» делил собственные видения на три рода. К первому он относил те случаи, когда как бы освобождался от тела; ко второму - путешествия духа; третий род - обычные галлюцинации. Сведенборг доказывал, что телесные существа не обладают самостоятельным бытием, а существуют исключительно благодаря миру духов. Кант в работе «Грезы духовидца...» подверг теософию Сведенборга развернутой критике.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина . М., 1990, с. 231-232.

Сведенборг (Swedenborg) Эмануэль (29 января 1688, Стокгольм – 29 марта 1772, Лондон) – шведский ученый, натуралист и математик, впоследствии теософ. С 1729 член научного общества в Упсала, с 1734 – почетный член Петербурской АН. В первый период занимался физикой, математикой, горным делом; автор трудов по алгебре, астрономии, физиологии. Внес значительный вклад в органологическую натурфилософию, уделяя большое внимание морфологии и механической физиологии человеческого организма. Находился под сильным влиянием Локка, вел полемику с Декартом, Лейбницем и Ф.Бэконом.

В 1743–1745 пережил кризис, в результате которого оставил естественнонаучные занятия. Основное теософское сочинение «Arcana coelestia» (L., vol 1–8, 1749–56, сокращенная версия в рус. пер. «О небесах, о мире духов и об аде», 1863, новое изд., 1993) представляет собой своеобразный комментарий к двум первым книгам Пятикнижия, в текстах которого Сведенборг обнаруживает различные смыслы, в т.ч. исторический, духовный и «небесный». Сведенборг излагает учение о соответствиях между миром земным и «потусторонним»; его теософское учение перекликается с определенными системами гностицизма и каббалой. Критический философский разбор сочинения Сведенборга дал Кант в работе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766, в рус. пер.: Собр. соч. в 8 т., т. 2. М., 1994.).

Теософия Сведенборга оказала влияние на многих мыслителей 18–20 вв., его сторонники организовали многочисленные общины в Англии, Северной Америке, Швеции, Польше, Германии.

П.С. Гуревич

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 499.

Сведенборг (Swedenborg) Эмануэль (29.1.1688, Стокгольм,-29.3.1772, Лондон), шведский учёный и теософ-мистик. Автор значительного числа научных работ по горному делу, математике, астрономии и др. («Труды по философии и минералогии», «Opera philosophica et mineralia», t. 1-3, 1734). Стремясь к объяснению системы мироздания, Сведенборг под влиянием Декарта, Ньютона и Локка первоначально развивал механистическую концепцию, которая затем уступила место спиритуалистической натурфилософии, родственной неоплатонизму. Эволюция мировоззрения Сведенборга завершилась душевным и религиозным кризисом 1743-1745 годов, сопровождавшимся «видениями», «голосами» и т. п. Сведенборг стал мистиком и духовидцем. В многочисленных сочинениях последующего периода он стремился дать «истинное» толкование Библии («Arcana coelestia», v. l-8, 1749-50, сокращённая версия в русском переводе «О небесах, о мире духов и об аде», 1863), излагал учение о точных соответствиях («корреспонденциях») явлений земных и «потусторонних», порой резко критикуя традиционную церковь. Теософия Сведенборга была подвергнута острой критике Кантом в сочинении «Грезы духовидца...» (1765, рус. пер.-И. Кант, Соч., т. 2, 1964). Общины последователей Сведенборга получили распространение в различных странах, преимущественно в США и Великобритании.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Religiösa skrifter i urval, Stockh., 1925; в рус. пер.- Избр. соч., в. 1, Лондон, 1872; О сообщении души и тела, СПБ. 1910.

Литература: Мысливченко А. Г., Филос. мысль в Швеции, Μ., 1972, с. 71-75; Т о k s v i g S., Emariuel Swedenborg, scientist and mystic, New Haven, 1948; Jonsson J., Swedenborgs korrespondenslära, Stockh., 1909; Hyde J., A bibliography of the works of E. Swedenborg, L., 1906.

Сведенборг (Swedenborg) Эмануэль (1688- 1772) - шведский ученый-естествоиспытатель и теософ-мистик. С 1729 - член Упсальского Научного общества, с 1734 - почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. Родился в семье епископа. Получил образование в университетах Швеции, Англии, Голландии, Германии и Франции. Автор многочисленных трудов по горному делу, минералогии, металлургии, физике, химии и математике. По инициативе Карла XII был приглашен на должность чрезвычайного асессора Королевской горной академии. Многогранность эрудиции и широта научных интересов С. проявились также в его гуманитарных исследованиях (академическая диссертация об изречениях римских философов, 1709), в предложенной шведскому сейму оригинальной модели государственной финансовой системы, в различных конструкторских разработках (о летательных аппаратах с жестким крылом, воздушных насосах и др.).

Первым ввел в Швеции в научный оборот дифференциальное исчисление, автор сборника латинских стихотворений и первого в Швеции учебника алгебры. Под влиянием идей Декарта, Локка и Ньютона на базе обширного естественно-научного материала С. строит математически фундированную системную картину мироздания. Исходную теоретическую модель, описывающую неорганическую природу как единый отлаженный механизм (1734-1740), С. впоследствии (1741-1744) распространил на животный мир и человека, предвосхитив тем самым многие идеи "Человека-машины" Ламетри. С. также пытался экстраполировать механистические объяснительные приемы и на психологическую проблематику (проблема соотношения души и тела, взаимодействия эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов сознания и т.п.). Однако попытка включить духовную сферу в механическую мировую схематику оказалась ввиду своего редукционизма неплодотворной, что С., отождествлявший в силу исторических причин науку с механикой, трагически воспринял как крах научного метода. В 1744 в творческой биографии С. происходит радикальный перелом: завершается естественно-научный ее период и начинается мистико-спиритуалистичес-кий. После ночного "видения" С. объявляет себя "духовидцем", постигшим в озарении свое подлинное предначертание: дать истинное истолкование Библии и основать церковь "Нового Иерусалима". Безусловно, кризис механицизма не явился единственной причиной столь крутого мировоззренческого перелома. 18 в. в целом проходит в Швеции под знаком широкого распространения эзотерических учений - формируется специфическая культурная атмосфера с установкой на оккультизм. Свою роль сыграли и причины сугубо личного свойства: обет безбрачия, данный С. после разрыва помолвки, негативно сказался на его здоровье (дневниковые записи свидетельствуют, что большинство видений возникало именно на этой почве). Кроме того, С. мог с помощью произвольной задержки дыхания сознательно вызывать у себя галлюцинации.

В контексте спиритической практики С. демонстрировал своего рода парапсихологические способности, в частности - экстрасенсорное восприятие. Согласно сведениям, собранным Кантом, в 1756, находясь за 50 км от Стокгольма, С. детально описал как возникновение, так и ход тушения знаменитого стокгольмского пожара. По свидетельству русского посланника при шведском дворе графа Мусина-Пушкина, С. по просьбе королевы Луизы Ульрики пересказал ей подробности ее секретного разговора с братом. Тем не менее, существуют веские основания, в силу которых С. нельзя отнести к традиционным каноническим мистикам. Прежде всего, мистика как принятый в религиозной традиции способ непосредственного познания истины в акте божественного откровения противостоит схоластике как способу познания Божественной истины через текст (слово Священного Писания или "книга природы" как творения Божьего). В этой связи одним из основоположений мистицизма является презумпция неинтерсубъектив-ности мистического опыта: непосредственно чувственное "узрение" истины в акте Божественного откровения невыразимо в земном языке. О "сладости лицезрения лика господня" можно либо молчать либо, в крайнем случае, попытаться косвенно и неполно передать мысль о ней посредством метафоры или иносказания. Ранняя мистика вообще отвергала текст как таковой, а классическое францисканство видело препятствие к откровению не только в книжной учености, но и в грамотности вообще. Возникшая же в поздней мистической традиции литература явно тяготеет к поэтико-метафорическим жанрам. С. же был ориентирован именно на текст. Он работает как ученый-лингвист, осуществляя свой авторский перевод Библии с подлинника.

Им написано без малого 40 томов теологических сочинений, причем теология С. никак не может быть отнесена к характерной для мистики апофатической теологии, пытающейся "сказать о Боге" посредством негативных его определений. Труды С. с очевидностью принадлежат катафатической теологической традиции. С. создает спиритуалистическую модель мироздания, несущую в своем содержании следы позднего неоплатонизма и столь же масштабную, каковой была его прежняя механистическая мировая модель. В основе теософской системы С. лежит учение о так называемых корреспонденциях, т.е. точном соответствии естественных и сверхъестественных явлений, что обеспечивает единство мироздания. С точки зрения С., земной мир соответствует духовному, поскольку является производным от него; генетически же оба эти мира восходят к миру Божественному. Человек является местом пересечения двух миров, так как в нем представлено как духовное, так и естественное начала; однако, по сути своей, человек есть дух. Дух остается в теле до тех пор, пока функционирует сердце, ибо сердце является вместилищем любви.

По определению С., любовь есть духовное соединение двух личностей в одну, причем более совершенную. Это обусловлено тем, что любой дух складывается из таких компонентов, как разум и воля: "мужчина рождается для того, чтобы быть разумным (мыслить по разуму)", а женщина - "для того, чтобы быть под началом воли (мыслить по воле)". И поскольку в каждом индивидуальном духе обнаруживает себя диспропорция элементов (преобладания разума у мужчины и воли у женщины), то при духовном соединении двух личностей в одну мужчина вносит в нее свой избыток разумного начала ("действует как разум"), а женщина - эмоционально-волевой избыток. И если каждый из двух исходных духов был диспропорционален, то в любви разум и воля приходят в состояние гармонии. Теологические труды С. не просто систематичны - они наукообразны как по своей архитектонике, так и по проблемам содержания. Так, в трактате "О небесах" он подробно и с почти физиологичной скрупулезностью описывает механизм выхода души из телесной оболочки, выстраивает модель пространственных и временных характеристик небесного устройства, не забывая задать географо-топографические параметры "четырех стран света на небесах", анализирует механизм управления Богом рая и ада, специальные главы посвящены особенностям коммуникаций между ангелами и даже специфике ангельской речи. С. писал на латыни, и его язык отличается не только изяществом стиля, но и точностью естествоиспытателя.

Образчиком его текста может служить обсуждение им проблемы, которая три века спустя будет названа проблемой существования внеземных цивилизаций: "Я говорил с духами о том, что человек по разуму и науке своей мог бы знать, что земель много и что они обитаемы людьми... Что планеты, принадлежащие нашей солнечной системе и вследствие того видимые для наших глаз, суть земли, можно прямо заключить из того, что они тела, состоящие из земного вещества, ибо отражают солнечный свет и, усматриваемые в телескоп, кажутся не огненными звездами, но землями, покрытыми светом и тенью; можно заключить это еще из того, что они, подобно нашей земле, носятся вокруг солнца и, направляясь по зодиаку, образуют вокруг себя годы и времена их.., и что они, кроме того, вращаются, как и наша земля, вокруг своей оси, образуя через это дни и времена их..; сверх того, при некоторых планетах есть луны, называемые спутниками, которые в определенные сроки вращаются вокруг планет своих, как луна вокруг нашей земли... Какой же человек, знающий все это и мыслящий по рассудку, может сказать, что это одни необитаемые тела?"

Будучи чрезвычайно заметной фигурой своего времени, С. подвергался самым различным оценкам. Кант, например, выступил с резкой и уничтожающе остроумной критикой его мистической системы ("Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика", 1765). Однако для спиритуалистической философии и теософии С. по сей день остается признанным авторитетом. Первая группа последователей С. возникла в Стокгольме еще при жизни мыслителя. Сразу же после его смерти в Швеции было создано специальное общество, ставившее своей целью развитие учения С. В начале 20 в. в мире насчитывалось уже более двухсот общин его последователей (из них 116 в США и 65 в Великобритании). В настоящее время сведенборгианская церковь "Новый Иерусалим" функционирует во многих европейских странах, а специальный фонд занимается изучением, изданием и распространением его теософских произведений. Учение С. оказало ощутимое влияние на философские концепции Р.Эмерсона, С.Колриджа, В.С.Соловьёва.

М.А. Можейко

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Opera Philosophica et Mineralia, t. 1–3. Dresden – Lpz., 1734;

De coelo et inferno. L., 1758;

Apocalypsis revelata. Amst., 1768;

Vera Christiana religio. L., 1771;

в рус. пер. – Избр. соч., вып. 1. Лондон, 1872;

О сообщении души и тела. СПб., 1910.

Литература:

Maltzahn H. Swedenborgs Wissenschaft der Entsprechungen. Lpz., 1940;

Benz E. Swedenborg als geistiger Wegbereiter der deutschen Romantik und des deutschen Idealismus. Lpz., 1940;

Hyde A. A bibliography of the works of Swedenborg. L., 1909.

Поделиться