викарий: биография . Епископ Дмитровский Феофилакт совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери – Патриаршем подворье в Теплом Стане Епископ феофилакт андреевский монастырь

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Епископ Дмитровский Феофилакт

Епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством города Москвы

Страна: Россия

Биография:

Родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. – сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-исследовательской группы по изданию богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2, 3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1980-1984 гг. – в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»).

28 августа 1983 г. рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии.

В 1984-1989 гг. – преподаватель Московских духовных школ на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего библиотекой МДА и помощника инспектора.

В 1989-1990 гг. в связи с открытием Киевской духовной семинарии был направлен в КДС для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и был зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита.

За десять лет скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: восстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена часовня над источником. В 1995 г. состоялась канонизация преподобного старца Варнавы Гефсиманского (†1906). Были составлены житие, служба и акафист этому святому, написана икона.

Хиротонисан 20 апреля 2002 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской земле: открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, отреставрированы и построены десятки храмов и часовен; в 2003 г. Трубчевские пастырские курсы преобразованы в Брянское духовное училище, в котором было принято обучение по программе семинарии; в 2006 г. образовано Брянское епархиальное женское училище; действовало 86 воскресных школ, в которых обучалось около 900 человек; в переданном епархии в 2003 г. и восстановленном двухэтажном здании, расположенном в Брянском кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен епархиальный храм Похвалы Пресвятой Богородицы; в переданном епархии в 2011 г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории кремля, был начат капитальный ремонт и разместилось Брянское духовное училище.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с администрацией и департаментом образования области о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы православной культуры», в Брянском государственном университете по предложению епископа Феофилакта образован теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными управлениями культуры, внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Епископ Феофилакт был членом Общественного совета Брянской области, Общественного совета при УВД, сопредседателем рабочей комиссии по возрождению Брянского кремля.

По инициативе владыки в 2003 г. было установлено празднование Собора Брянских святых, составлены служба и акафист, написана икона; проведены исторические исследования о святых и святынях Брянской земли, один из приделов кафедрального собора подготовлен для освящения в честь этого праздника, второй придел – для освящения в честь Собора Всех русских святых. Построен и освящен деревянный храм Новомучеников и исповедников Брянских. При епархиальном управлении учреждены отделы: агиологии, отечественной культуры, информационно-издательский, миссионерского служения, социального служения и благотворительности, взаимодействия с органами исполнения наказаний, Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в епархии установлены поклонные кресты на местах, где некогда стояли православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в Брянск поставлен памятный крест. Созданы новые благочиннические округа, образован епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских святых, творческие вечера.

Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора, разрушенного в начале 1960-х гг. Епископ Феофилакт руководил строительством собора, в 2007-2011 гг. был председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

В 2008-2009 гг. принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода, а также в Архиерейском и Поместном Соборах.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 10 февраля 2014 г. назначен исполнительным директором Синодальной библиотеки Московского Патриархата.

Член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Образование:

1975 г. – Московский государственный историко-архивный институт.

1980 г. – Московская духовная семинария.

1984 г. – Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Андреевский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник)

Место работы: Синодальная библиотека Московского Патриархата (Исполнительный директор)

Научные труды, публикации:

  • Моисеев Н. Преподобный Иоасаф Каменский // ЖМП. 1978. № 9.
  • Моисеев Н. Празднование в Твери. Собор Тверских Святых // ЖМП. 1979. № 7.
  • Моисеев Н. 600 лет победы на Куликовом поле: библиография / Богословские труды. М., 1981. № 22. С. 178-237.
  • Феофилакт (Моисеев), иеромонах. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена: в Троице-Сергиевой лавре // ЖМП. 1984. № 3. С. 11-12.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Слово в день 300-летия Московской духовной академии // ЖМП. 1986. № 3. С. 30-31.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, заведующий Библиотекой МДА. Библиотека Московской духовной академии (исторический очерк) [библ. 13] / Богословские труды. М., 1986. (Юбилейный сборник).
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Московская духовная академия и Троице-Сергиева лавра (книжность и просвещение) [библ. 18] / Богословские труды. М., 1989. № 29. С. 254-259.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской (к 600-летию со дня блаженной кончины (1389-1989) // ЖМП. 1989. № 3. С. 61-64.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен. Празднование собора Всех святых, в земле Российской просиявших // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. 1988. № 116.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской // ЖМП. 1989. № 4.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен. Слово в неделю о Страшном суде // ЖМП. 1990. № 2. С. 79-80.
  • Феофилакт (Моисеев), архимандрит. Святитель Иов – первый Русский Патриарх. – Тверь, 1996. 112 с.
  • Брянские епархиальные ведомости. 2003-2011. Идея и общая редакция.
  • Брянский православный календарь на 2005-2012 годы. Идея и общая редакция.
  • Краткая история Брянской епархии. – Брянск, 2009. Идея и общая редакция.
  • Монастыри и храмы Брянской епархии. – Брянск, 2005-2010 гг. Идея и общая редакция.
  • Архипастыри Брянской епархии. – Брянск, 2010. Идея и общая редакция.
  • Брянский кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы. – Троице-Сергиева лавра, 2012.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. – орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2009 г. – орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2008 г. – орден прп. Сергия Радонежского II ст.

9 апреля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преосвященный Феофилакт , епископ Дмитровский, Викарий Святейшего Патриарха, Управляющий Юго-Западным викариатством города Москвы, совершил чин малого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Конькове и возглавил Божественную Литургию в новоосвященном храме.

Преосвященный Феофилакт совершает чин освящения храма

Владыке сослужили: протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского церковного округа г. Москвы; иеромонах Афанасий (Микрюков), инспектор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия; и. о. настоятеля храма иерей Виктор Крючков.

Благочинный Андреевского округа Москвы протоиерей Николай Карасев преподает Святое Причастие

За Богослужением пел хор храма под управлением Марии Петуховой.

После сугубой ектении Владыка Феофилакт вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Божественной Литургии к Преосвященному Владыке обратился благочинный Андреесвского округа, протоиерей Николай Карасев. Он от лица прихожан и духовенства поздравил Владыку и выразил ему слова сыновней благодарности. Прихожане преподнесли в дар Владыке икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» и букет цветов.

В ответном слове Владыка Феофилакт поздравил прихожан и духовенство, сказал слова благодарности о. Алексию Соколу, и выразил надежду, что, под водительством и. о. настоятеля, о. Виктора, храм будет развиваться и станет украшением нашего Первопрестольного града.

По окончании Богослужения были провозглашены уставные многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Преосвященному Феофилакту, епископу Дмитровскому, настоятелю, благоукрасителям, жертвователям и приходу храма, властям и воинству России и всему православному народу.

Епископ Дмитровский Феофилакт,

викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,

управляющий Юго-Западным викариатством града Москвы

Епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич) родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области.

По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-изследовательской группы по изданию Богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2-3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии. В 1980-1984 гг. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата Богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»). 6 января 1982 г., в навечерие Рождества Христова, рукоположен в сан диакона. 28 апреля 1983 г. пострижен в монашество в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. День тезоименитства - 21 марта. 28 августа 1983 г., в Праздник Успения Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской Духовной Академии.

В 1984-1989 гг. — преподаватель Московских Духовных Академии и Семинарии на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего Библиотекой МДА и помощника инспектора. 4 декабря 1985 г. возведен в сан игумена. В 1989-1990 гг., в связи с открытием Киевской Духовной Семинарии, был направлен в Киево-Печерскую Лавру для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и по возвращении был зачислен в братию Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего возстановления Гефсиманского Черниговского скита. За десять лет Скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: возстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена Часовня над источником. Благодаря агиологическим исследованиям, в 1995 г. к лику Святых Русской Церкви причислен Преподобный старец Варнава Гефсиманский († 1906). Составлены житие, служба и акафист этому Святому, написана икона. В настоящее время он широко почитается православным народом. Святые мощи Преподобного Варнавы покоятся в соборном храме Скита.

28 апреля 1995 г. игумен Феофилакт возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. избран епископом Брянским и Севским. 20 апреля 2002 г., в Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во время Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве, Святейший Патриарх Алексий II возглавил епископскую хиротонию архимандрита Феофилакта.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской Земле открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, реставрированы и построены десятки храмов и часовен; Трубчевские пастырские курсы в 2003 г. преобразованы в Брянское Духовное Училище, в котором было принято обучение по программе Семинарии, в 2006 г. образовано Брянское Епархиальное женское Училище, ректором которых назначен правящий архиерей. При храмах действовало 86 Воскресных школ, в которых обучалось ок. 900 человек. В переданном епархии в 2003 г. и возстановленном полуразрушенном двухэтажном здании, расположенном в Брянском Кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен Епархиальный храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В переданном епархии в 2011г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории Кремля, был начат капитальный ремонт и разместились Брянские Духовные Училища.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с Администрацией области и Департаментом образования о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы Православной культуры», в Брянском Государственном Университете по предложению епископа Феофилакта образован Теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными Управлениями культуры, Внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Архипастырь был членом Общественного Совета Брянской области, Общественного Совета при УВД, сопредседателем рабочей Комиссии по возрождению Брянского Кремля.

По инициативе епископа Феофилакта в 2003г. было установлено празднование Собора Брянских Святых, составлены Служба и Акафист и написана икона; проведены исторические изследования о Святых и Святынях Брянской Земли, один из приделов Кафедрального Собора подготовлен для освящения Престола в честь этого Праздника. Второй придел - для Собора Всех Русских Святых. Построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников и Исповедников Брянских. При Епархиальном управлении были учреждены отделы: Агиологии, Отечественной культуры, Информационно-издательский, Миссионерского служения, Социального служения и благотворительности, Взаимодействий с органами исполнения наказаний, Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в Брянской епархии были установлены Поклонные Кресты на местах, где некогда стояли Православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в г.Брянск поставлен памятный Крест. Созданы новые благочиннические округа, избраны двое Старших благочинных, образован Епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к Праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских Святых, творческие вечера. Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Кафедрального Собора, варварски разрушенного в начале 1960-х годов. Епископ Феофилакт руководил строительством Брянского Свято-Троицкого Кафедрального Собора, в 2007-2011 гг. был Председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский Кафедральный Собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

Архипастырь является членом Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

В 2008-2009 гг. он принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, а также в Архиерейском и Поместном Соборах, избравших Патриарха.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением и благодарностью за управление Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-Западным викариатством города Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником возрожденного Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 10 февраля 2014 г. назначен исполнительным директором Синодальной библиотеки Московского Патриархата им. Святейшего Патриарха Алексия II.

Научные труды, публикации:

Моисеев Н. Преподобный Иоасаф Каменский. // ЖМП. - 1978. - № 9.

Моисеев Н. Празднование в Твери. Собор Тверских Святых. // ЖМП.- 1979.- № 7.

Моисеев Н. 600 лет победы на Куликовом поле: библиография / Богословские труды. М., 1981. № 22. С. 178-237.

Феофилакт (Моисеев), иеромонах. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена: в Троице-Сергиевой Лавре // ЖМП. — 1984. — № 3. С. 11-12.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Слово в день 300-летия Московской Духовной Академии // ЖМП. — 1986. — № 3. С. 30-31.

Феофилакт (Моисеев), игумен, заведующий Библиотекой МДА. Библиотека Московской Духовной Академии (исторический очерк) [библ. 13] / Богословские труды. — М., 1986. (Юбилейный сборник).

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Московская Духовная Академия и Троице-Сергиева Лавра (книжность и просвещение) [библ. 18] / Богословские труды. — М., 1989. № 29. С. 254-259.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской (к 600-летию со дня блаженной кончины (1389-1989) // ЖМП. — 1989. — № 3. С. 61-64.

Феофилакт (Моисеев), игумен. Празднование собора Всех святых, в земле Российской просиявших // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. — 1988. — № 116.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской // МП. — 1989. — № 4.

Феофилакт (Моисеев), игумен. Слово в неделю о Страшном суде // ЖМП. — 1990. — № 2. С. 79-80.

Феофилакт (Моисеев), архимандрит. Святитель Иов — первый Русский Патриарх. — Тверь, 1996. — 112 с.

Брянские Епархиальные Ведомости. 2003-2011. Идея и общая редакция.

Брянский Православный Календарь на 2005-2012 годы. Идея и общая редакция.

Краткая история Брянской Епархии (идея и общая редакция). - Брянск, 2009.

Монастыри и храмы Брянской Епархии. Брянск, 2005-2010 гг. Идея и общая редакция.

Архипастыри Брянской Епархии. - Брянск, 2010. Идея и общая редакция.

Брянский Кафедральный Собор Святой Живоначальной Троицы. - Троице-Сергиева Лавра, 2012.

Церковные награды:

2012 г. — орден Святого благоверного князя Даниила Московского II ст.

2009 г. — орден Преподорбного Сергия Радонежского I ст.;

2008 г. — орден Преподобного Сергия Радонежского II ст.

4 ноября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы совершил Божественную Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери - Патриаршем подворье в Теплом Стане.

Епископу Феофилакту сослужили благочинный Параскево-Пятницкого благочиния г. Москвы протоиерей Анатолий Кожа, настоятель храма иерей Александр Зорин, клирик храма протоиерей Александр Зайцев, диаконы Алексий Денисов и Петр Пахомов.

На сугубой ектенье были вознесены молитвенные прошения о мире на Ближнем Востоке. Епископ Феофилакт вознес молитву о мире на Украине.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Л.А. Липовецкой.

На престольный праздник собрались многочисленные верующие, большинство из которых причащались.

После Божественной Литургии был совершен торжественный Крестный ход.

Епископ Феофилакт совершил чин освящения мозаичной иконы Покров Пресвятой Богородицы, установленной над главным входом в храм.

Было провозглашено уставное многолетие Святейшему Патриарху Московского и всея Руси Кириллу.

После Богослужения епископ Феофилакт обратился к прихожанам храма с приветственным словом в честь престольного праздника. Его Преосвященство пожелал всем молящимся помощи и Покрова Пресвятой Богородицы, призвал стремиться к главной ценности жизни - единению с Богом. Он также особо поблагодарил всех за труды по устроению Казанского храма.

«Позвольте пожелать вам и в этот день, и в последующие дни вашей жизни всегда пребывать в добром здравии и радостном умонастроении. Всегда помнить о том, что мы никогда не одиноки и что мы всегда должны побуждать себя к тому, чтобы обращать свои молитвы к Горнему миру, но особенно к Владычице и Царице Небесной, потому что Она избрала Россию Своим Уделом. Этому храму и этому месту Она посылает Свое особое Материнское благословление. Поэтому всегда будем стремиться прийти в храм, просить Царицу Небесную, чтобы Она избавила нас от скорбей, болезней, забот, душевных и телесных, и чтобы Она по-матерински простила нам все наши грехи. А для этого все мы должны приносить покаяние», - отметил Владыка Феофилакт.

В ответном слове настоятель храма иерей Александр Зорин выразил благодарность Его Преосвященству за радость совместного богослужения и общей молитвы.

В дар от настоятеля и прихожан храма епископу Феофилакту были преподнесены старинные книги для Синодальной библиотеки Московского Патриархата и Нерукотворный Образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, изготовленный из колокольной бронзы.

Воспитанники Воскресной школы выступили с поэтической постановкой, посвященной обретению Казанской иконы Божией Матери (по стихотворению православной поэтессы Нины Орловой-Маркграф).

После Богослужения епископ Феофилакт разделил братскую трапезу с клириками и прихожанами храма.

Обретение Иконы Казанской Божьей Матери

девочкой Матроной

А у Казанской чудотворной
я будто помню этот год:
По пепелищу, углям черным,
босая девочка бредет.
С ней рядом мать, крестясь ступает,
ступнями в пепле утопает,
и ничего не узнает.

Казань сейчас под жаркой мглою -
Казан, наполненный золою!
Испепелил ее огонь.
Где Кремль, где звонницы, где избы?
По пепелищу песик с визгом
хозяев ищет, и ладонь
он девочке с любовью лижет,
и с ней бежит. Они все ближе

К углу, где двор стоял стрелецкий.
Лежит гадюкой головня.
Весь дом - от крыши до крылечка
Склевали петухи огня!

Здесь вот - столешница стояла.
Здесь лавка, в кадочке вода.
Здесь - печь, лежанка, одеяло.
И шепчет девочка: «Сюда
Мне Матерь Божья указала!»

Зола взлетает белым прахом,
Ложатся холмиком комки,
Мать смотрит с трепетом и страхом
Движенья дочки так легки,
так заступ ловок и послушен,
и глины пласт почти воздушен
в руках Матрены! Вот уж новый
ломоть земли летит с клинка.
Мелькнуло что-то. Цвет вишневый…
узором затканная ткань!

И тронула ее руками.
Лучится алое сукно.
Парчой чудесной, царской тканью
Матрене кажется оно!

На щечках жар, а сердцу знобко.
Склонилась. Приоткрыла робко.
Скользнул покров, а в нем - икона!
Вот Божьей Матери рука.
Вот лик ее, чуть-чуть с наклоном.
Цела иконная доска,
лишь ранки трещин в уголках.
Свежо и чисто одеянье
Мафорий в звездах,
нимб-сиянье,
И Солнце Правды на руках.

Заря играла над Казанкой,
в пыльце цветов, в листве, в пыли,
над тропкой к храму, над полянкой …
И маленькая христианка
изъяла образ из земли.

Мать приняла его на руки.

Мгла спала. И соборный крест
воздвигся в небе! Благовест,
лился над площадью. Оттуда
народ бежал, прознав про чудо.

И в ликованье неуемном
Щенок подружку обнимал.
«Вот чудо!»- делится Матрена.
сложив ладошки умиленно, -
Мне будто кто- то помогал,
когда искала я икону!»

А пёсик с видом изумленным
глядел. Как будто понимал!

--
Нина Орлова-Маркграф

Всенощное бдение накануне престольного праздника

Крестный ход

Освящение мозаичной иконы Покров Пресвятой Богородицы над главным входом в храм

Выступление воспитанников Воскресной школы

Вручение памятных подарков

(Димитровское) викариатство Московской епархии РПЦ, учреждено 17 мая 1788 г., до 1917 г. считалось старшим (1-м) из московских викариатств. До сер. XVIII в. Дмитровская десятина последовательно входила в состав Митрополичьей, Патриаршей и Синодальной областей. На территории десятины числилось в 1628 г. 43 храма, в 1657 г.- 71, в 1690 г.- 133, в 1724 г.- 131 храм. По указу имп. Елизаветы Петровны от 1 сент. 1742 г. об открытии Московской и Владимирской епархии (см. Московская и Коломенская епархия) Дмитровская десятина со 130 церквами вошла в ее состав. Указом от 18 июня 1744 г. из Московской епархии были выделены Владимирская и Арзамасская, Костромская и Галицкая, Переславская и Дмитровская кафедры. По окладным книгам Синодального Казенного приказа 1753 г. в Дмитровской десятине Переславской епархии числилось 111 церквей, в Нерльской (Троицкой) десятине Дмитровского у.- 17 церквей и 3 храма в Медведевой Рождественской пуст., приписной к московскому в честь Донской иконы Божией Матери монастырю. К 1764 г. в Дмитровской десятине насчитывалось 143 церкви, в 1787 г. в Дмитрове действовали собор и 7 приходских церквей, в Дмитровском у.- 68 храмов.

Во исполнение имп. указа от 6 мая 1788 г. о приведении в соответствие границ епархий и губерний Переславская и Дмитровская епархия была упразднена. Часть ее приходов, в т. ч. в Дмитровском у., отошла Московской и Калужской епархии, территория к-рой резко увеличилась. Для лучшей организации епархиального управления указом Синода от 17 мая 1788 г. было учреждено Д. в. В обязанности викарного епископа, которому не полагались кафедральный собор и консистория, входило исполнение текущих адм. дел, определявшихся Московским митрополитом. Дмитровскому епископу было назначено жалованье в 1 тыс. р. в год, ризничное имущество выделялось из митрополичьей ризницы. По утвержденному митрополитом указу Московской консистории, в обязанности Дмитровского викария входило управление духовенством церквей и монастырей следующих городов с уездами Московской губ.: Дмитрова, с 23 февр. 1789 г. Клина, Волоколамска и Рузы, с 13 июля 1790 г. Звенигорода и Воскресенска, с 18 февр. 1792 г. Можайска. Дмитровский епископ должен был «выслушивать в чтении и пении» желающих получить священно- и церковнослужительские места, рукополагать ставленников и выдавать им от своего имени грамоты; решать дела о наложении взысканий на священно- и церковнослужителей, поступавшие из духовных правлений подведомственных ему территорий, за исключением тех, проступки по которым могли повлечь за собой запрещение в служении или лишение сана. Для канцелярской работы епископу полагался штатный монастырский подьячий. За богослужением имя викария на основании указа Синода от 21 дек. 1775 г. поминалось в храмах подведомственных ему территорий после имени митрополита. 1-м Дмитровским епископом стал Серапион (Александровский) , бывш. архимандрит московского в честь Богоявления мон-ря , хиротонисанный 11 июня 1788 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Его резиденция находилась в Богоявленском мон-ре, дополнительные доходы на содержание архиерея были изысканы из штатной суммы упраздненного в том же году Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря .

Изменение границ губерний по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. заставило Синод вновь пересмотреть епархиальную структуру. В 1798 г. Синод предложил передать все храмы Калужской губ. в ведение Калужского и Боровского викария Московской епархии с изменением титула митрополита на «Московский и Коломенский». Император с этим не согласился, и в соответствии с его указом от 5 окт. 1798 г. храмы Калужской губ. вошли в состав Д. в. Общее число подведомственных Дмитровскому епископу церквей составило 772 (83 в Дмитровском у., 689 в Калужской губ.). Однако это решение было неэффективным, и в следующем году была образована самостоятельная Калужская епархия (см. Калужская и Боровская епархия), 1-м архиереем которой 16 окт. 1799 г. был назначен Серапион (Александровский).

На Дмитровскую кафедру 25 дек. 1799 г. в Троице-Сергиевой лавре был хиротонисан Серафим (Глаголевский) , бывш. ректор МДА и архим. Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . Его резиденцией стал Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Под упр. еп. Серафима состояли храмы Дмитрова, Звенигорода, Клина, Волоколамска, Рузы, Можайска и Вереи с уездами, всего 436 храмов. 4 апр. 1800 г. в его ведение поступили также 101 церковь и 3 монастыря Серпуховского духовного правления упраздненной Коломенской епархии . 29 янв. 1804 г. еп. Серафим был переведен на Вятскую кафедру, 7 февр. того же года в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге во епископа Дмитровского был хиротонисан бывший ректор МДА Августин (Виноградский) . Его резиденцией было определено Московское подворье Саввина Сторожевского монастыря. К обязанностям викария добавилось поручение митрополита при возникновении священнических вакансий и претензий на них «неученых церковников» оповещать МДА и Троицкую ДС, предлагая занять место кому-либо из учеников. Еп. Августину было также поручено «смотрение над академиею, чтобы все, особливо учителя и проповедники, должности свои проходили рачительно и исправно». С 13 июня 1811 по 19 февр. 1818 г. архиерей управлял Московской епархией. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» Августин был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией, с 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. 19 янв. 1819 г. во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Высокопетровского мон-ря Лаврентий (Бакшевский). Инструкцией архиеп. Августина еп. Лаврентию поручалось управление церквами и мон-рями, состоявшими в ведомстве Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Рузского и Волоколамского духовных правлений.

В сер. XIX в. в обязанности Дмитровского епископа входило принимать прошения на вакантные причетнические места и после экзаменов в чтении и пении посвящать в стихарь или отказывать просителю, определять на вакантные места семинаристов по всей Московской епархии, кроме Москвы, принимать прошения на диаконские места и экзаменовать претендентов, после чего результаты направлялись на утверждение митрополиту. Викарий принимал решения о взысканиях за незначительные проступки духовенства, рассматривал и направлял митрополиту отчетность, поступавшую из духовных правлений и благочинных (определение Московской консистории от 2 дек. 1858). В случае необходимости Дмитровские епископы осуществляли временное управление Московской епархией. В непосредственном ведении Дмитровских викариев состояли 3 мон-ря и 410 церквей в Дмитровском, Звенигородском, Можайском, Верейском, Клинском, Рузском и Волоколамском уездах. Резиденцией архиереев был Саввин Сторожевский мон-рь и его подворье в Москве. Изменения в подведомственности территорий произошли после учреждения в нояб. 1862 г. Можайского вик-ства Московской епархии.

В кон. 50-х - 1-й пол. 80-х гг. XIX в. Дмитровские епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , жившие в Москве, активно способствовали развитию церковной науки и духовно-нравственному просвещению. Еп. Леонид являлся членом мн. образовательных и научных учреждений и об-в: в 1865-1874 гг. он состоял председателем Московского губ. училищного совета, в 1869 г. был избран почетным членом Московского об-ва любителей духовного просвещения, с 1870 г. являлся помощником председателя совета Православного миссионерского общества , с 1874 г.- почетным членом Московского ун-та, с 1875 г.- почетным членом Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном музее. Еп. Амвросий был известен в Москве как проповедник, выступал с публичными лекциями на духовно-нравственные темы, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг., был инициатором создания Об-ва любителей церковного пения (см. ст. Общества церковнопевческие) и стал его 1-м председателем, принимал активное участие в деятельности Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. Дмитровским епископам были подведомственны церкви в Москве Китайского и Ивановского сороков, в т. ч. соборы Казанский и Покрова Пресв. Богородицы , а также мон-ри: московский во имя Алексия, человека Божия , Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя , Богоявленский (резиденция Дмитровских викариев), московский в честь Вознесения Господня в Кремле , московский греческий во имя свт. Николая Чудотворца , московский в честь Зачатия св. Анной Пресв. Богородицы , московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Покровская община сестер милосердия. Дмитровские архиереи наблюдали за приходами Бронницкого, Дмитровского, Коломенского и Московского уездов Московской губ. В обязанности архиереев входила выдача св. антиминсов и мира для подчиненных храмов, предварительное рассмотрение дел о строительстве, ремонте и освящении храмов, надзор за организацией крестных ходов и сборов пожертвований для церковных нужд, за выдачей пособий беднейшим семьям духовного звания, назначение в приходы псаломщиков, а в монастыри послушников и послушниц, учреждение духовных хоров, об-в хоругвеносцев, утверждение журналов собраний МДС и духовных уч-щ епархии, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Москвы и губернии.

Революционные события 1917 г. затронули и Московское епархиальное управление. В связи со сведением с Московской кафедры митр. св. Макария (Невского) был смещен 20 марта 1917 г. Дмитровский еп. Алексий (Кузнецов) , к-рого сменил Иоасаф (Каллистов) , принявший активное участие в удалении на покой митр. Макария; одновременно еп. Иоасаф был назначен временно управляющим Варшавской епархией. 9 апр. еп. Иоасаф обратился к московскому духовенству с призывом не затрагивать в проповедях политических вопросов и осудил деятельность прот. Иоанна Восторгова . 5 мая еп. Иоасаф не утвердил постановление съезда духовенства об упразднении института благочинных, 15 мая принял участие в открытии 1-го епархиального монашеского съезда, 31 мая предложил провести молебен об умирении христиан. В июне-июле 1917 г. участвовал в выборах и поставлении на Московскую кафедру свт. Тихона (впосл. Патриарх Московский и всея России). 13 нояб. 1917 г. вместе с архиеп. Волынским Евлогием (Георгиевским) и архиепископом Кишинёвским Анастасием (Грибановским) совершил церковное погребение студентов и юнкеров, погибших в уличных боях с большевиками и при взятии последними Кремля. По распоряжению еп. Иоасафа от 19 нояб. 1917 г. в Москве прошла подготовка к интронизации Патриарха Тихона, 23 нояб. еп. Иоасаф принял участие в 1-м патриаршем богослужении в храме Христа Спасителя. Указом Патриарха Тихона и Свящ. Синода от 16(29) янв. 1918 г. еп. Иоасаф был назначен архиепископом Коломенским и Можайским, патриаршим наместником.

С 15(28) янв. 1918 г. епископом Дмитровским являлся сщмч. Димитрий (Добросердов) . 11 марта 1918 г., в неделю Торжества Православия, он сослужил Патриарху Тихону в храме Христа Спасителя. 1 июня 1918 г. на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. представил доклад о защите перед правительством имущественных и иных прав Церкви, об арестах монахов Саввина Сторожевского мон-ря и сотрудников Звенигородского ДУ. 6 июня обратился к губ. комиссару юстиции с просьбой об освобождении до суда под личное поручительство иером. Феофана (Андреева), задержанного по делу о выступлениях крестьян в защиту имущества Саввина Сторожевского монастыря. После вскрытия в марте 1919 г. мощей прп. Саввы епископ направил Патриарху Тихону доклад о кощунственном поведении членов проводившей вскрытие комиссии. В нач. 1920 г. архиерей совершил объезд храмов Клинского у., служил в ц. Успения Пресв. Богородицы в Завидове; в произнесенной после литургии проповеди говорил о тяготеющем над Россией грехе цареубийства и призывал к покаянию. В 1921 г. Димитрий был назначен епископом Ставропольским (по др. данным, временно управлял Бакинской епархией). 3 янв. 1920 г. на Троицком подворье в Москве во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Чудова мон-ря сщмч. Серафим (Звездинский) , епископский жезл к-рому вручил Патриарх Тихон. Почти 3 года еп. Серафим жил в Дмитрове, совершал богослужения в храмах и мон-рях города и уезда, по его инициативе в Дмитрове возродилось братство Животворящего Креста Господня. 12 дек. 1922 г. архиерей был арестован и сослан в Зырянский край, летом 1925 г. освобожден с запрещением жить в Дмитрове, летом 1926 г. епископу позволили выехать в Дивеевскую обитель, в сент. 1927 г. его снова арестовали. Все это время он продолжал поддерживать связи с дмитровской паствой, в церковных документах титуловался епископом Дмитровским вплоть до увольнения за штат 25 апр. 1928 г. В 20-х гг. была создана обновленческая (см. Обновленчество) Дмитровская кафедра. Ее возглавляли: Георгий (Добронравов, 13 мая 1923 - 16 нояб. 1925), в янв. 1925 г. он был назначен ректором обновленческой Московской богословской академии; Петр (Прокопьев, 2 марта 1930 - март 1931); Николай (Новосёлов, с 25 марта 1931). При назначении Николая (Новосёлова) обновленческое Д. в. было переименовано в Можайское вик-ство.

В 30-х гг. правосл. Дмитровские архиепископы Питирим (Крылов) и Сергий (Воскресенский) были ближайшими помощниками митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в делах высшего церковного управления. В 1928 г. Питирим, являвшийся тогда епископом Шуйским, был назначен управляющим делами Свящ. Синода, 17 марта 1931 г., после возведения в сан архиепископа Дмитровского, он был назначен управляющим Московской епархией, 13 февр. 1933 г. освобожден от должности управляющего делами Синода, в янв. 1936 г. переведен на Великоустюжскую кафедру. В февр. 1938 г. архиепископом Дмитровским стал Сергий (Воскресенский), в 1939 г. вошедший в состав Свящ. Синода. В марте 1941 г., после возведения в сан митрополита, он получил назначение на Виленскую и Литовскую кафедру и стал экзархом Латвии и Эстонии.

В послевоенное время Дмитровские викарии продолжали выполнять определенные функции общецерковного управления. Дмитровский архиеп. Виталий (Введенский) с 1946 г. возглавлял миссионерский отдел при Свящ. Синоде. Еп. Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), назначенный Дмитровским епископом 26 дек. 1957 г., с июля 1960 г. являлся управляющим делами Московской Патриархии, 23 нояб. был возведен в сан архиепископа и по решению Святейшего Патриарха и Свящ. Синода стал постоянным членом Синода по должности. Членом Синода и управляющим делами Московской Патриархии также являлся Дмитровский еп. Киприан (Зёрнов), назначенный 14 нояб. 1961 г. Начиная с Филарета (Денисенко) (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.) Дмитровские епископы возглавляли Московские духовные школы (ректорами МДА или МДАиС были Дмитровские викарии Филарет (Вахромеев) , Владимир (Сабодан) , Александр (Тимофеев) , Филарет (Карагодин)). Еп. Александр (Тимофеев), будучи ректором МДАиС, в 1986-1992 гг. возглавлял Учебный комитет при Свящ. Синоде, на Поместном Соборе 1988 г. архиерей выступил с масштабной программой возрождения духовного образования в России. Одновременно нек-рые из Дмитровских архиереев несли послушание в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС): еп. Филарет (Вахромеев) в 1968-1969 гг. являлся 2-м зам. председателя ОВЦС, архиеп. Владимир (Сабодан) в 1976 г. состоял в комиссии по вопросам христ. единства, еп. Иннокентий (Васильев) выполнял обязанности зам. председателя ОВЦС. Кроме того, Дмитровские викарии занимались церковно-общественной деятельностью: еп. Владимир в 1978 г. состоял членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в комиссию по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; еп. Александр (Тимофеев) в 1990 г. был членом комиссии при Свящ. Синоде по подготовке Поместного Собора, в 1992 г. возглавлял комиссию по подготовке празднования 600-летия преставления прп. Сергия Радонежского. Церковно-общественная деятельность является одной из важнейших обязанностей Дмитровского еп. Александра (Агрикова), хиротонисанного 2 сент. 2001 г. С 2007 г. кафедральной церковью Дмитровского архиерея является московский храм во имя прор. Илии в Черкизове.

Архиереи

еп. Серапион (Александровский, 11 июня 1788 - 16 окт. 1799); еп. Серафим (Глаголевский, 25 дек. 1799 - 29 янв. 1804); архиеп. Августин (Виноградский, 7 февр. 1804 - 19 февр. 1818, возведен в сан архиепископа 30 авг. 1814); еп. Лаврентий (Бакшевский , 19 янв. 1819 - 27 окт. 1820); еп. , 6 окт. 1857 - 13 окт. 1858); еп. Трифон (Туркестанов , 1 июля 1901 - 2 июня 1916); еп. Алексий (Кузнецов, 26 дек. 1916 - 20 марта 1917); еп. Иоасаф (Каллистов, 20 марта 1917 - 15(28) янв. 1918); еп. Димитрий (Добросердов, 15(28) янв. 1918 - нач. 1920); еп. сщмч. Серафим (Звездинский, 3 янв. 1920 - 25 апр. 1928); еп. Амвросий (Смирнов , 25 апр.- 28 нояб. 1928); архиеп. Питирим (Крылов, 17 марта 1931 - янв. 1936, возведен в сан архиепископа 18 марта 1932); еп. Иоанн (Широков , янв.- 19 июля 1936); архиеп. Сергий (Воскресенский, февр. 1938 - март 1941); еп. Иларий (Ильин, 5 марта - май 1944); архиеп. Виталий (Введенский, 19 июля 1946 - 25 марта 1950); архиеп. Пимен (Извеков, 26 дек. 1957 - 16 марта 1961, возведен в сан архиепископа 23 нояб. 1960); архиеп. Киприан (Зёрнов, 14 нояб. 1961 - 20 мая 1964, возведен в сан архиепископа в авг. 1963); еп. Филарет (Денисенко, 22 дек. 1964 - 14 мая 1966); архиеп. Филарет (Вахромеев, 14 мая 1966 - 1 апр. 1973, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1969); архиеп. Владимир (Сабодан, 18 апр. 1973 - 16 июля 1982, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1973); архиеп. Александр (Тимофеев, 14 окт. 1982 - 12 авг. 1992, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1986); еп. Филарет (Карагодин, 12 авг. 1992 - 19 июля 1995); еп. Иннокентий (Васильев, 18 июля 1995 - 11 окт. 1996); еп. Александр (Агриков, со 2 сент. 2001).

Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 10. 1831 г. № 35; 1849 г. № 23; 1853 г. № 10; 1857 г. № 3; Оп. 110. Ч. 3. № 231, 945; РГБ. Ф. 149. Картон 4. № 6, 7.

Лит.: Григорович Н . И . Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их со времени введения штатов по духовному ведомству: 1764-1866. СПб., 1866. С. 4, 20-21; Розанов Н . П . История Моск. епарх. управления со времени учреждения Св. Синодом 1721-1821 гг. М., 1870. Ч. 3. Кн. 1. С. 158-165, 212; 1871. Кн. 2. С. 132-137, 216; Филарет (Дроздов), митр . Письма к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 1. С. 138-159; Покровский И . М . Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1913. Т. 2. С. 357-358, 368-378, 424, 429, 439, 444, 560, 564-570, 576, 839-840, 845, 846, 857, 858; Осипова И . И . «Сквозь огнь мучений и воды слез...». М., 1998. С. 194-195; Правосл. Москва в нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. М., 2001; «Обновленческий» раскол: (Мат-лы для церк.-ист. и канонич. х-ки) / Сост.: И. В. Соловьёв. М., 2002. С. 702-704, 724-725, 859-860, 901; Пэнэжко О . Г ., прот . Дмитров. Храмы Дмитровского р-на. [Владимир], 2002. С. 6-13; Правосл. Москва в 1917-1921 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. М., 2004.

А. В. Маштафаров

Поделиться