Викторина на тему "70-летие Победы" материал (8 класс) на тему. Викторина "70 лет Победы в Великой Отечественной войне" Основные события и битвы

Историческая викторина с ответами к 70 - летию великой Победы «Дорогой горечи и славы»

Автор: преподаватели Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский политехнический техникум»:
Свищёва Татьяна Александровна. Николаева Ольга Константиновна
Описание материала: Предназначен для преподавателей при подготовке к внеклассному мероприятию в канун 70-летия Победы, предметной недели. Он рассчитан для обучающихся 10-11 классов.
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания её истории своей, невозможно построить будущего.
Цели викторины:
- Совершенствование исторических знаний обучающихся о Великой Отечественной войне через развитие навыков поисковой работы Воспитание патриотических чувств
- Воспитание чувств патриотизма, гордости и уважения, сострадания и благодарности к военному подвигу на примерах героизма, храбрости и мужества советского народа.
Правила проведения и подведение итогов викторины:
- В викторине участвуют все обучающиеся образовательного учреждения по два представителя от каждой учебной группы.
- Команды формируются группами самостоятельно и заранее. Участникам для подготовки предлагаются области знаний из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.:
1. «Операции и битвы»
2. «Нам не забыть их имена. Маршалы и герои»
3. «Ордена и медали»
4. «Война и искусство»
5. «День Победы»
- Подведение итогов:
1. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
2. Итогом викторины является сумма набранных баллов по всем пяти заданиям.
3. Результаты работы команд в викторине вносятся в оценочный лист викторины.
4. Итоги викторины оглашаются не позднее трёх дней со дня проведения викторины и размещаются на сайте образовательного учреждения.
- Обеспечение викторины:
1. Карточка участника викторины
2. Оценочный лист викторины.

Карточка участника викторины «Дорогой горечи и славы»


1)В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны под деревней Прохоровка, назовите её хронологические рамки:
А) Битвы за Москву;
Б) Сталинградской битвы;
В) Курской битвы;
Г) Битвы за Берлин.
2) Назовите событие в период Великой Отечественной войны, продолжавшееся 871 день, ужасами которого были голод, убийства, людоедство. Укажите дату окончания этого события.
3) Назовите военные операции и дату их начала, которые имели следующие кодовые названия:
А) «Багратион»;
Б) «Кутузов»;
В) «Концерт»;
Г) «Уран»;
Д) «Кольцо».
4) Фашистские войска потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его за 5 дней. Что это за город?
А) Москва
Б) Сталинград
В) Севастополь
Г) Новороссийск
Д) Киев
5) Берлинской операцией командовал:

А) Г.К. Жуков;
Б) К.К. Рокоссовский;
В) И.С. Конев;
В) С.К. Тимошенко.
Задание № 2 «Нам не забыть их имена. Маршалы и герои»
1. Маршал Советского Союза, начальник Военной Академии Генерального штаба, автор монографии о битве под Москвой. Он не дожил до Победы 44 дня. Ему И.В.Сталин разрешал курить в своём кабинете.
2. Маршал Советского Союза, участвовал в Первой Мировой и гражданской войнах. С началом войны в 1941г. назначен членом Ставки Верховного Главнокомандования. С именем этого человека связаны проведение самых важных сражений войны: оборона Ленинграда и Москвы, разгром фашистов под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, битва за Берлин. Принимал безоговорочную капитуляцию Германии.
3. Маршал Советского Союза, офицер царской армии, начальник оперативного управления Генерального штаба, а с июня 1942 г. – начальником Генштаба. Участвовал в разработке стратегических операций – окружении Сталинградской группировки немецко-фашистских войск. В послевоенные годы был и военным министром, и первым заместителем министра обороны. Дважды награждён высшим военным орденом «Победа».
4. Назовите трижды Героев Советского Союза (не менее трёх имён)
5. Боец диверсионного отряда, заброшенного в тыл врага, первая женщина-подросток, удостоенная звания Герой Советского Союза в период Великой Отечественной войны (посмертно). При выполнении задания была схвачена фашистами и, несмотря на зверские пытки и издевательства, отказалась дать сведения о своих товарищах. Она была публично повешена. Ей посвящены следующие строки: «Все ближе враг, мир надвое расколот. Щетинились ежи у всех ворот и девочка из 201-й школы, как на экзамен шла на эшафот»?

1. Этой награды с 1943 года могли быть удостоены не только военнослужащие частей и соединений, но и особо отличившиеся соединения, армии и корпуса. Разница была в том, что на знамени армии награда изображалась в венке из дубовых ветвей, а на знамени корпуса - без венка.
2. Впервые в истории советской наградной системы при учреждении этого ордена в 1942 году были перечислены конкретные подвиги, за которые выдавалась награда представителям всех основных родов войск и гражданским лицам за вклад в общую победу над врагом.
3. Орден трёх степеней, который мог получить командующий фронтом, армией, его заместитель или начальник штаба за умелую оборону, изматывание противника и затем переход в решительное контрнаступление.
4. Орденом могли награждаться генералы и офицеры Красной Армии за отличие в сражениях с фашистами, за умелое руководство боевыми действиями. Для награждения этим орденом победа должна была быть одержана меньшими силами над численно превосходящим противником по правилу: «Врага бьют не числом, а умением».
5. Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений высшим военным орденом лиц высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций, в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии. Назовите орден и имена полководцев, дважды получивших его?

1.Музыкальное произведение, ставшее гимном блокадного Ленинграда, услышав которое немцы были поражены тем, что город жив.
2.Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Кому из поэтов эти строки? Назовите произведение?
3.Диктор СССР, который сообщил советскому народу о начале войны и на протяжении четырех лет войны сообщал стране о ситуации на фронтах. Маршал Рокоссовский как-то сказал, что его голос равносилен целой дивизии. А Гитлер считал его врагом рейха № 1, объявив за его голову награду в 250 тысяч марок.
4.В декабре 1966 года у Кремлевской стены в Москве состоялось торжественное захоронение останков Неизвестного солдата, прах которого был перенесён в Александровский сад из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе. Какие слова написаны на могиле Неизвестного солдата в Александровском саду и кто их автор?
5.Его стихотворение стало самым знаменитым письмом с фронтов Великой Отечественной войны всех советских воинов. Что это за стихотворение и кто его автор?
Задание № 5 «День Победы»
1.Когда состоялся первый Парад Победы в Москве?
2.Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом?
3.Когда и кем было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?
4.Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны? Назовите их даты.
5.Сколько салютов было произведено в Москве в период Великой Отечественной войны в честь побед Красной Армии?

Эталон ответов викторины «Дорогой горечи и славы»

Задание № 1 «Операции и битвы»
1.В, 5 июля - 24 августа 1943 года – 2 балла
2.Блокада Ленинграда, 27 января 1944 год – 2 балла
3.А) Операция «Багратион» - операция по освобождению Белоруссии - началась 23.06.44 года – 2 балла
Б) Операция «Кутузов» - Орловская наступательная операция в ходе Курской битвы, начало коренного перелома в ВОВ - началась 12.07.43 года – 2 балла
В) Операция советских партизан «Концерт» с целью массового вывода из строя больших участков железных дорог началась 19.09.43 года – 2 балла
Г) Операция «Уран» - контрнаступление советских войск под Сталинградом - началось 19.11.42 года – 2 балла
Д) 10.01.43 года началась операция «Кольцо» в ходе Сталинградской битвы по ликвидации попавшей в окружение группировки противника под руководством генерала Паулюса – 2 балла
4. В – 1 балл
5. А – 1 балл
ИТОГО – 16 баллов

Задание № 2 «Нам не забыть их имена. Маршалы и герои.»
1. Б.М. Шапошников - 1 балл
2. Г.К.Жуков - 1 балл
3. А.М. Василевский - 1 балл
4. Назовите трижды Героев Советского Союза (не менее трёх имён) – Ворошилов К.Е., Будённый С.М., Кожедуб И.Н., Покрышкин А.И. – 1 балл х количество имён
5. Зоя Космодемьянская - 1 балл
ИТОГО – 5 баллов и более

Задание № 3 «Ордена и медали»
1. Нагрудный знак «Гвардия» - 1 балл
2. Орден Отечественной войны - 1 балл
3. Орден Кутузова - 1 балл
4. Орден Суворова - 1 балл
5. Орден «Победа», И. В. Сталин, Г. К. Жуков и А. М. Василевский - 4 балла
ИТОГО – 8 баллов

Задание № 4 «Война и искусство»
1. 7-я симфония Д. Шостаковича – 1 балл
2. Муса Джалиль, Варварство – 2 балла
3. Юрий Левитан – 1 балл
4. «Имя твоё неизвестно – подвиг твой бессмертен», Сергей Михалков – 2 балла
5. «Жди меня, и я вернусь…», К. Симонова – 2 балла
ИТОГО – 8 баллов

Задание № 5 «День Победы»
1. 24 июня 1945 года – 1 балл
2. Перчатки – 1 балл
3. Знамя Победы над рейхстагом 30 апреля 1945 года водрузил сержант М.Минин - 2 балла
или
Знамя Победы над рейхстагом 1 мая 1945 года водрузили полковые разведчики М. Егоров и М. Кантария – 2 балла
4. Три, 7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, 24 июня 1945 года – 4 балла
5. 354 салюта – 1 балл
ИТОГО – 9 баллов

ВСЕГО участники викторины могут набрать 46 баллов и более.

Оценочный лист викторины «Дорогой горечи и славы»
№группы № раздела Кол-во баллов Состав команды Место
1
2
3
4
5
Итого

На сайте Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки сегодня стартует интернет-викторина «70 вопросов о Победе» для школьников до 16 лет. Она посвящена боевым и музыкальным страницам мировой и отечественной истории периода 1941-1945 годов.

Ребятам предлагается ответить на многие вопросы: о главных сражениях и героях Великой Отечественной, о военной технике и, конечно, о знаменитых песнях и фильмах тех лет. Школьники могут принять участие в викторине индивидуально или классами. Победители получат грамоту от Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки и смогут бесплатно посетить выставку «70 мелодий Победы» в музее на улице Фадеева, 4, где впервые представлена полная музыкальная палитра Великой Отечественной.

Гости выставки могут услышать песни, исполнявшиеся на фронтах, и сочинения, написанные в тылу, победные марши Парада на Красной площади; увидят концертные афиши военных лет и мемориальные вещи знаменитых музыкантов Дмитрия Шостаковича и Клавдии Шульженко, выступления фронтовых бригад. Они смогут самостоятельно исполнить песни о войне и Победе в стилизованной студии звукозаписи и получить фото на память.

Сама выставка открылась 6 мая и по-прежнему привлекает посетителей - взрослых и юных. Здесь собран уникальный архивный видео- и звукоряд, и посетители вместе с исполнителями военного времени совершают музыкальное путешествие из предвоенного времени на передовую, на привал после боя и в студию Радиокомитета, откуда велись музыкальные передачи на весь мир; в концертный зал блокадного Ленинграда и сцену театра прифронтового города. Впервые широкой аудитории представлена запись знаменитой «Священной войны» Александра. Александрова с первой грампластинки. Посетители увидят и авторскую рукопись этого произведения.

Представлены здесь и знаменитые песни мирного времени, среди которых «Катюша» и «Синий платочек», которые стали популярными во время войны. В экспозиционном пространстве посетителям предлагается ознакомиться с известными фронтовыми вариантами этих произведений. Еще одна премьера выставки - альбом-летопись музыкальной жизни Москвы в годы войны, которую вел главный дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета Николай Семенович Голованов. Среди экспонатв - газетные статьи, приглашения на премьеры, программы концертов и рецензии-заметки отразили главные вехи музыкальной жизни столицы 1941-1945 годов.

Ощутить атмосферу времени помогает оригинальное художественное решение выставочного пространства: маскировочная сетка, лучи прожекторов, витрины с уникальными экспонатами выполненные в виде ящиков для боеприпасов. В разделе, посвященном блокадному Ленинграду, посетители смогут «услышать» звуки войны с помощью акустического звукоулавливателя «Слушай небо».

Астрахань 2015г.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА БРЕЙН-РИНГ

ТЕМА:

«70- ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Занятие разработала воспитатель первой категории Клепчурова С.И.

Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг»

Тема №1:

«70- летие победы в Великой Отечественной Войне».

Цели:

  • воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
  • формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение к знаниям;
  • развивать у детей умение работать в команде;
  • побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Темы игровых раундов:

1 раунд: «Города - герои»

2 раунд: «Великие сражения Второй мировой войны»

3 раунд (полуфинал): «Все для фронта, все для победы»

4 раунд (финал): «Астраханцы - герои ВОВ».

Направления подготовки

«Города-герои ВОВ: Москва, Ленинград, Севастополь, Брест, Сталинград, Киев»

«Великие сражения ВОВ: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Танковое сражение под Прохоровкой», «Битва за Днепр».

«Блокада Ленинграда»

«Военные конструкторы и изобретатели»

«Военная техника ВОВ»

«Песни военных лет»

«Астраханцы – герои ВОВ: Наталья Кочуевская, Виктор Николаевич Куликов, Коновалов Павел Васильевич, Тульников Андрей Пантелеевич, Здоровцев С.И.

1 РАУНД

«ГОЛОДА-ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

  1. В агрессивных планах фашисткой Германии захват этого города имел первостепенное значение, так как именно с его падением связывалась полная победа немецких войск над СССР. Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун». Назовите город?

(Ответ: город-герой Москва)

  1. Гитлер приказал стереть этот город с лица земли. Ожесточенные бои на подступах к нему начались 10 июля 1941 г. Фашистские войска после продолжительных и упорных боев отрезали город от всей страны. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

(Ответ: город-герой Ленинград, ныне Санкт-Петербург.)

  1. Этот город называли «вратами Москвы», он отважно защищался и в смутное время и от войск Наполеона, и в 1941г. немецкая военная машина впервые затормозила именно здесь, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город.

(Ответ: город-герой Смоленск)

  1. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И. В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы?

(Ответ: город-герой Москва)

  1. 58 суток сержант Павлов и его бойцы (24 война 6-ти национальностей) отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. Здесь «небольшая группа защитников уничтожила столько гитлеровцев, сколько они не потеряли при взятии Парижа ? В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова?

(Ответ: город-герой Сталинград, ныне Волгоград)

  1. Какая территория на западной границе первой приняла на себя удар в Великой Отечественной войне и героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля, став символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны ?

(Ответ: Белоруссия, Брестская крепость, ныне – Брестская крепость – герой)

  1. Как назывался плацдарм площадью 30кв.м. под городом-героем Новороссийском, на котором 225 дней продолжались кровопролитные бои?

(Ответ: «Малая земля»)

  1. Во время ВОВ этот город прославился героической обороной начавшейся 30 октября 1941г., которая продолжалась 250 дней и вошла в историю как образец длительной активной обороны приморского города и главной военно-морской базы Черноморского флота, оставшейся в глубоком тылу противника.

(Ответ: город-герой Севастополь).

  1. Уникальные подземные катакомбы этого города служили укрытием местным жителям от бомбежек и артобстрелов, партизаны организовали в них непреступную крепость со штабами, укрытиями, тыловыми учреждениями всех видов, вплоть до собственной пекарни и типографии. В настоящее время здесь находится единственный в Украине подземный музей «Партизанской Славы». Назовите город.

(Ответ: город-герой Одесса).

  1. За полтора месяца оккупации жители этого города понесли огромные человеческие потери. Недалеко от города находится страшное место под названием «Багеровский ров». Противотанковый ров, шириной 4 метра, глубиной 2 метра и протяженностью 1,5 километра - место массовых расстрелов мирных граждан в ноябре-декабре 1941 года. Здесь нацисты расстреляли и захоронили более семи тысяч человек: детей, стариков и женщин.

(Ответ: город-герой Керчь, более пятнадцать тысяч мирных граждан было убито за время оккупации Керчи фашистскими войсками, более 14 тысяч было угнано в Германию).

2 РАУНД

«КРУПНЕЙШИЕ СРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

(Битва под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, битва за Берлин)

  1. После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкого солдата. Германской армии было нанесено первое за эту войну поражение?

(Ответ: После битвы под Москвой (1941-1942)

  1. «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле?

(Ответ: Прохоровское, Белгородская область РФ.)

  1. После завершения этой битвы стратегическая инициатива в войне перешла на сторону Красной Армии, которая до окончания войны проводила в основном наступательные операции, тогда как Вермахт - оборонялся. В ходе 50-дневных боев советские войска разгромили 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова?

(Ответ: Курская битва.)

  1. Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская?

(Ответ: Сталинградская битва)

  1. В ходе какой наступательной операции маршал Г.К.Жуков применил против войск противника знаменитую «прожекторную» атаку-140 прожекторов, которыми ослепили войска противника?

(Ответ: Берлинская наступательная операция)

  1. В ходе какой битвы в 1943году 330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и сдались в плен?

(Ответ: Сталинградская битва).

  1. Назовите самую высокую точку в городе Сталинград, где зимой 1943 года шли особенно кровопролитные бои. На эту точку было сброшено столько снарядов и бомб, что после освобождения города целых 2 года на нем не росла трава.

(Ответ: Сталинград, Мамаев курган).

  1. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укрепления «Восточный вал». Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю войны. О какой битве идет речь?

(Ответ: Форсирование Днепра).

  1. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством… ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

(Ответ: Маршал, четырежды Герой Советского Союза - Георгий Константинович Жуков).

  1. Этого полководца называли "советским Багратионом". Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его весомый вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?

(Ответ: Маршал Советского Союз, Маршал Польши, дважды герой Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский)

3 РАУНД - ПОЛУФИНАЛ

«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ»

  1. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?

(Ответ: За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)

  1. На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?

(Ответ: Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков. «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие лёгкие танки).

  1. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны?

(Ответ: средний танк с противоснарядной броней Т-34)

  1. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)? (Ответ: «Папашей»)
  1. Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»?

(Ответ: Челябинск, Южный Урал. Челябинский тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.)

  1. Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня БМ-13 времён Великой Отечественной войны?

(Ответ: Уникальное оружие времен Великой Отечественной войны- ракетная установка «Катюша»)

  1. Назовите фамилию конструктора, под чьим руководством был спроектирован лучший танк Второй мировой войны Т-34.

(Ответ: Михаи́л Ильи́ч Кошкин)

  1. «Дорога жизни» - что это?
    (Ответ: Единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие).
  1. С 26 июня 1941года рабочий день был удлинен. Какова была продолжительность рабочего дня в годы войны?

(Ответ: Рабочий день был удлинен до 11 часов, отменили отпуска, ввели обязательные сверхурочные).

  1. Какое животное во время ВОВ было награждено медалью «За боевые заслуги»? На Параде Победы 24 июня 1945 года его несли на руках на сталинской шинели, так ранее он получил ранение и не мог самостоятельно передвигаться.

(Ответ: Джульбарс – пес-миноискатель, который, обнаружил при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов).

4 РАУНД-ФИНАЛ

«АСТРАХАНЦЫ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

  1. Имя Натальи Качуевской носит одна из улиц нашего города, в ее честь названа одна из малых планет солнечной системы, а на месте гибели в селе Хулхута установлен памятник. Каким подвигом Наталья Качуевская обессмертила свое имя?

(Ответ: 20-летний санинструктор 105-го гвардейского стрелкового полка в составе 28-й Армии, принимала участие в защите подступов к Астрахани, спасла 20 раненых бойцов, прикрыв их своим телом.).

  1. Назовите поэта-фронтовика, чьи слова выгравированы на памятной доске с барельефом поэта у входа главного корпуса его родного института, ныне Астраханского государственного технического университета.
    «Сшиблен с ног - Сражайся на коленях!
    Встать не можешь - Лёжа наступай!»

(Ответ: Борис Михайлович Шаховский)

  1. Назовите оперативное войсковое объединение, благодаря беспримерному мужеству и стойкости воинов которого, в ходе тяжелейших оборонительных боев на дальних подступах к Астрахани гитлеровские войска были остановлены в 120 км от города в районе поселка Хулхута.

(Ответ: 28-армия).

  1. 28 июня 1941 года в воздушном бою с тремя вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил немецкий самолёт «Юнкерс-88» , сохранив при этом свой. За совершенный подвиг 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. Зачислен навечно в списки воинской части, на Волге его именем назван пассажирский теплоход, в Астрахани и Волгограде – улицы. Назовите фамилию героя?

(Ответ: Здоровцев Степан Иванович- командир звена 158-го истребительного авиационного полка, младший лейтенант).

  1. Одна из улиц Астрахани названа в честь Куликова Виктора Николаевича – Героя Советского Союза, прошедшего всю войну и особо отличившегося в обороне Севастополя. Каким техническим средством он управлял?

(Ответ: летчик- штурмовик,совершил 193 боевых вылета, уничтожил 3 самолета,

  1. танков, 38 орудий и минометов, 65 автомобилей противника.)
  1. Какие необычные животные были тягловой силой для пушек в 28-резервной армии. Нехватка машин и лошадей вынудила выловить их в окрестностях и приручить.

(Ответ: Верблюды. Из 350 прирученных животных один верблюд по кличке Яшка даже дошел с солдатами до Берлина).


I. Блиц - вопрос, блиц - ответ:

2. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?
- По официальной версии Герои Советского Союза Егоров М.А. и Кантария М.В., а также замполит батальона лейтенант А.П. Берест (есть другие версии: лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов; сержант М.П. Минин и старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Н. Лисименко, А.П. Бобров из группы капитана В. Н. Макова и др.)
Подробную информацию можно найти в статье "Знамя Победы" (Википедия) и в статье В. Яременко "Как водружали флаги Победы на Рейхстаге".

3. Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны.
- Танк Т-34.

4. «Дорога жизни» - что это?
- Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие.

5. Четырежды Герой Советского Союза. Кто это?
- Г.К. Жуков (а ещё Л.И. Брежнев).

6. Назови города – герои.
- Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость – герой Брест.

7. Назови трёх выдающихся полководцев Великой Отечественной.
- Маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, К.А. Мерецков, В.И. Чуйков, Ф.И. Толбухин, А.И. Ерёменко, генералы армии Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян и др.

8. На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?
- Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков (Tiger I, Tiger II). «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие лёгкие танки (VK1602 Leopard).

9. После какой битвы был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии?
- После битвы под Москвой (1941-1942).

10. Город, в котором в 1945 году проходил суд над главными фашистскими преступниками?
- Нюрнберг.

II. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

1. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья группа?

o «Запад»

o «Восток»

o «Центр»

2. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

3. Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город?


o Севастополь

o Новороссийск

4. Битва на Курской дуге продолжалась:

III. Кто на фотографии?

На этих фотографиях – одни из самых известных героев Великой Отечественной. Всем им в те годы было 15-18 лет.

IV. Назови героя.

1. Самый молодой лётчик Великой Отечественной, начал летать самостоятельно в 15 лет, в авиационном корпусе его прозвали Летунком.
- Аркадий Каманин (1928-1947).

2. Рядовой, стрелок – автоматчик. В бою у деревни Чернушки он закрыл своим телом амбразуру дзота.
- Герой Советского Союза Александр Матросов (1924-1943).

3. Лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать. О нём написан известный роман Б. Полевого.
- Герой Советского Союза Маресьев А.П. (1916-2001).

4. Этот 14-летний белорусский партизан, Герой Советского Союза участвовал во многих боях и неизменно проявлял мужество и отвагу. В своём последнем бою он сражался до последнего патрона, а, когда у него осталась одна граната, подпустил фашистов поближе и взорвал их и себя.
- Марат Казей (1929-1944).

5. Лётчик - ас, командир эскадрильи, трижды Герой Советского Союза. Появление его самолёта в воздухе вызывало панику у противника.
- Маршал авиации Покрышкин А.И. (1913-1985).

6. 16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал - майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
- Лёня Голиков (1926-1943).

7. 14-летний подросток, пионер, член партизанского отряда, воевавшего в Керченских каменоломнях, ему посвящена известная книга Л. Кассиля и М. Поляновского.
- Володя Дубинин (1928-1942), ему посвящена книга «Улица младшего сына».

8. Герои молодёжного подполья в г. Краснодоне, о них написан известный роман А. Фадеева.
- Молодогвардейцы – члены подпольной молодёжной организации «Молодая гвардия»: И. Земнухов, У. Громова, О. Кошевой (комиссар), В. Левашов, В. Третьякевич, И. Туркенич (командир), С. Тюленин, Л. Шевцова. Всего в организации было около 100 человек.

V. Песни военных лет.

Назови песню, из которой эти строки:

1. «Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!»
"Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)

2. «Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.»
"Катюша" (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)

3. «Ты сейчас далеко – далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.»
"В землянке" (слова А. Суркова, музыка К. Листова)

4. «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход –
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.»
"Вечер на рейде" (слова А. Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого)

5. «Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали, как могли.»
"День Победы" (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)

VI. Как ты думаешь?

1. Почему наша страна победила в этой страшной войне, к которой мы были подготовлены гораздо хуже, чем наш противник?
И вот как ответили на этот вопрос наши участники: Наша страна победила в этой страшной войне, потому что:
- нам эта победа была очень нужна, мы боролись за свою Родину, за свободу следующих поколений. Все защитники проявили огромную волю к победе, все от мала до велика не жалели себя, защищая свою родную землю, изгоняя врага со своей Родины. (Павлов Иван, Обнинск, шк. 3-8А);
- мы боролись за свободу, за Родину, мы не хотели войны, но и отступать мы тоже не собирались. Гитлер считал, что все народы – рабы, а его народ – самый главный, хотя это не так. (Деревенцова Алёна, Обнинск, гимн.-7Б);
- у народа нашей страны была вера в Победу, бесстрашие, не боязнь идти на смерть, в бой, патриотизм, любовь к Родине (Полугодина Лера, Обнинск, шк.4-6Б);
- на защиту Родины встал весь народ. Каждый делал то, что мог, чтобы приблизить Победу: мужчины ушли на фронт, женщины и дети трудились в тылу на заводах, фабриках, изготовляли оружие для солдат, шли добровольцам в госпитали, ведь там не хватало людей. Повсеместно велась партизанская война. Все прекрасно понимали, что поражение в войне- это смерть или пожизненное рабство в плену у фашистов. (Валерия Михно, г.Шахты, МОУ СОШ №49-9В);
- наши воины были преданы своей стране, а у Гитлера в войсках были не только немцы, но и другие, которым не нравилась точка зрения Гитлера, но они были вынуждены воевать за него (Думкина Виктория, Обнинск, шк.4-8Б);
- наши солдаты воевали за свою родину, и каждый изо всех сил пытался помочь своей стране. (Пугачёв Иван, Обнинск, шк.4-6В);
- это была Великая Отечественная Война, когда против агрессора встали все как один. Мужчины, юноши и пожилые, стремились на фронт добровольцами, создавалось ополчение. Дети занимали их место на военных заводах. Женщины занимали место мужчин. Ради Победы никто не жалел ни сил, ни самой жизни. В тылу у немцев, как и в былые времена, поднималась дубина народного гнева. Все сражались за Родину и за ценой не стояли! У противника не было ни единого шанса. Против огня и стали вставали мужество, верность и любовь к Родине. (Коновалова Алёна, Обнинск, шк.11-9В);
- в отличие от фашистских солдат русские защищались. Нам было за что бороться. Каждый солдат СССР знал, что немцы и их союзники делают с пленными и куда их отправляют. Мы боролись за жизнь, за родину. Солдаты Сов. Союза были готовы идти на смерть, если это поможет стране. Такой самоотверженности нельзя было ничего противопоставить. К тому же у нас были талантливейшие полководцы. (Чёрная Лариса, Обнинск, шк.4-8А);
- русский солдат защищал свою землю, отечество, семью. Мы поббедили из-за «русского духа», который не хочет и не может быть побеждённым. (Листратов Саша, Обнинск, шк.11-7Б);
- в СССР было огромное желание не сдаться, как многие другие страны, под страхом смерти, а бороться до последнего. (Болохов Илья, Обнинск, гимн.-5В);
- на нас напали, а мы защищали свою родину; за нас было всё, даже природа. Таких суровых зим, которые были в годы войны, больше не было; в СССР были очень умные и хитрые военачальники. (Синицына Юля, Обнинск, шк.4-6А);
- наш народ воевал за свою Родину. Воевали даже дети. У нас были хорошие полководцы. (Горышнева Тамара, Обнинск, шк.1-3А);
- мы сражались за Родину, за отечество. И были сильны духом. (Сухинин Миша, Обнинск, шк.5-3А);
- мы защищали свою родину всем народом (и даже дети!), а немцы нас просто хотели захватить, и у них не было такой храбрости, как у нас. (Дымкова Оля, Обнинск, шк.6-5Б);
- весь народ поднялся на борьбу с врагом. Мужчины уходили на фронт, а женщины и дети занимали их места на заводах и фабриках - ведь для фронта нужны были оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие. Стойко сопротивлялись врагу советские солдаты, но приходилось отступать. На земле, занятой врагом, создавались партизанские отряды. Партизаны взрывали поезда, минировали дороги - использовали малейшую возможность ослабить военную мощь фашистов. Советские воины - и выдающиеся полководцы, такие, как маршал Жуков, и рядовые солдаты, каких было несколько миллионов – отстаивали землю своих отцов, своё Отечество. Поэтому нашему народу удалось победить в этой кровопролитной войне. (команда "Икар" МОУ "Черноусовская ООШ", Омская область);
- беда сплотила всех, и больших, и маленьких. Все, насколько позволяли силы, трудились для победы. Воевали не только взрослые, но и дети: в партизанских отрядах и в армии, как «сыны полка», вместо отцов трудились на военных заводах, работали в колхозах. Поэтому у солдат были и снаряды, и оружие, и хлеб. Фашисты хотели захватить весь мир, а наш народ сражался за Родину, солдаты защищали свой дом, своих жён и детей. И, главное, все любили свою Родину, поэтому отдавали всё для фронта, всё для Победы. Они стояли насмерть. И это было сильнее любого оружия. (Коновалов Толя, Обнинск, шк.5-6А);
А ещё мы победили"благодаря силе русского духа, чистоте помыслов, железной вере в победу. И желание спасти свою землю, миллионы невинных жизней и будущие поколения придало сил нашим защитникам". (Дубинкина Оля, Обнинск, гимн.-8Б);
- Всё дело в мужестве и героизме нашего народа, каждый не сдавался несмотря ни на что и отстоял свою родину. (Хакаю Вика, Обнинск, щк.4-6А)
- Главной причиной победы как в войне 1812 года, так и в Великой Отечественной войне были мужество и героизм наших людей. Отлаженная военная машина Гитлера была остановлена благодаря глубокому патриотизму бойцов и тружеников тыла. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдать свою Родину во власть врагам. Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили вражескую армию Гитлера. (Абрамов Александр, Тверь, шк. 33-7 кл.)

Викторина,

посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

    Каким городам присвоено звание города-героя?

    Какой город-герой трижды менял своё название?

    По какому принципу образованы логические ряды:

а) С. Ильюшин, С. Лавочкин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Яковлев?

б) Б.М. Шапошников, Г.И. Кулик, И.С. Конев, Н.А. Булгарин.

    Кто был начальником Штаба партизанского движения в годы войны:

Л.П. Берия, С.М. Буденный, А.М. Василевский, П.К. Понамаренко?

    Кто из немецких генералов подписал капитуляцию Германии:

Ф. Гальдер, Х.В. Гудериан, В. Кейтель, Ф. Паулюс?

    Узнай кто это?

С началом Великой Отечественной войны старший сержант участвовал в боях как командир танка. В октябре 1941 года в обоях под Брянском был тяжело ранен и контужен.

В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях.

Заслуги этого человека были отмечены двумя званиями Героя Социалистического Труда (1958 и 1976), орденами «Андрея Первозванного» (1999), «За заслуги перед Отечеством» и многими другими орденами и медалями. На родине ему был сооружен бронзовый бюст. Оружия, созданные этим человеком, пользуется широкой известностью во всем мире, изображение его автомата включено в государственный герб африканского государства Мозамбик.

б) (1924-1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

в) (1918-1941), летчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.08.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.

    Кто повторил на Севере подвиг Николая ГАСТЕЛЛО?

    Когда и где разгорелось крупнейшее в истории танковое сражение?

    Что такое?

а) Что такое «Толстяк» и «Малышка»?

б) Что такое план «Ост»?

в) Что такое «Треблинка»?

г) Что такое восточный вал?

    Сколько салютов было произведено в Москве в период Великой Отечественной войны?

    Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны?

    Кого немцы в годы Великой Отечественной войны называли «черной смертью»?

    Сколько стран участвовало во Второй Мировой войне?

    Соотнесите буквы и цифры. За какие подвиги давался тот или иной орден, медаль?

а) Орден Богдана Хмельницкого
б) Орден Кутузова
в) Орден Славы
г) Орден Отечественной войны
д) Орден Суворова
е) Медаль Нахимова и медаль Ушакова

1) Награждение военнослужащих рядового и сержантского состава Советской Армии, а в авиации – младших лейтенантов, за проявление в боях за Родину храбрость, мужество и бесстрашие.

2) За выигранную наступательную операцию с меньшими, чем у противника, силами.

3) Награждение военнослужащих всех родов войск, а также гражданских лиц, отличившихся в борьбе с фашистами.

4) Эту награду наряду с воинами регулярных частей могли получить партизаны.

5) Награждение рядового, старшинского и сержантского состава Военно-Морского Флота.

6) За умелый вывод войск из-под удара и нанесение контрудара.

    Объясните значение терминов:

Атака, блокада, штурм, эвакуация, депортация, контрудар, партизанская война.

Ответы на вопросы викторины,

посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне

    Звание города-героя было присвоено: Ленинграду, Севастополю, Волгограду, Одессе, Киеву, Москве, Керчи, Новороссийску, Минску, Туле, Мурманску, Смоленску; Брестская крепость – крепость-герой.

    Волгоград – до 1925 г. – Царицын, до 1961 г. – Сталинград.

    а) это имена известных авиаконструкторов;

б) маршалы Советского Союза

    П.К. Понамаренко

    В. Кейтель

    а) Калашников Михаил Тимофеевич

б) Александр Матросов

в) Виктор Талалихин

    Летчик-истребитель Александр Горбачев

    Сражение под Прохоровкой в районе Курской дуги 12 июля 1943 года. В сражении участвовало около 1200 танков с обеих сторон.

    а) Название двух атомных бомб, сброшенных США на японские города Хиросиму и Нагасаки;

б) План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных расово неполноценными;

в) Это концлагерь, где проводились различные опыты над пленными, уничтожение пленных;

г) Оборонительные сооружения, построенные в 1943 году, о которых Гитлер говорил: «Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его».

    354 салюта в честь побед Вооруженных Сил.

    Немцы называли «черной смертью» летчиков-истребителей, летавших на Ил-2.

    Из 73 существующих на тот момент стран воевало 62. 11 стран сохраняло нейтралитет.

    А - 4, Б - 6, В - 1, Г - 3, Д - 2, Е - 5.

    Атака – стремительное нападение на неприятеля;

Блокада – система мер, имеющих целью отрезать неприятеля от морских и сухопутных сообщений;

Штурм – решительная атака на укрепленные позиции противника;

Эвакуация – организованный вывоз людей, предприятий и т.п. из одной местности в другую для предохранения от опасности;

Контрудар – ответный удар;

Партизанская война – война в тылу врага.

Поделиться