Задание для дошкольников делим слова на слоги. Конспект НОД по грамоте

Лилия Бондаренко

Развивающая дидактическая игра «Делим слова на слоги »

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Комментирование своих действий - способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря , формированию грамматического строя речи, и т. д.

Для работы по обучению грамоте, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующих развитию навыков звукового и слогового анализа слова . Чтобы повысить интерес детей к развитию навыков слогового анализа слова , создала пособие " Делим слова на слоги ".

Актуальность : cреди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста, одним из наиболее распространенных и представляющих значительную сложность для коррекционной работы является нарушение слоговой структуры слов . Игра – тренажер «Раздели слова на слоги » предназначена для развития и отработки умения делить слова на слоги .

Цель : предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников .

Задачи : развитие умения делить слова на слоги ; развитие устойчивости внимания, приемов анализа, самоконтроля, мелкой моторики и позитивного отношения к учебной деятельности.

Игра – тренажер может использоваться на фронтальных, индивидуальных коррекционных занятиях.

Эффективность и практическая значимость : задания носят игровой, занимательный характер, разработаны с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Одновременно с выполнением игровых заданий, самим действием деления слов на слоги дошкольники осваивают способы контроля за правильностью своих действий.

Материал : карточки - предметные картинки со схемами слоговой структуры .

Игровые действия : к схемам слоговой структуры (один, два, три слога ) дети выбирают подходящие предметные картинки, проверяют вслух количество слогов и соединяют картинку с нужной схемой. Победит тот, кто первым справится с заданием.

Публикации по теме:

«Слоги». Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» СТАРШАЯ ГРУППА Апрель 1 неделя.

Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Пояснительная записка. Цель игры: закреплять навыки счета в пределах десяти. Задачи: закреплять умение сравнивать числа в пределах десяти.

Конспект урока по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Ударение» Конспект урока по обучению грамоте. Тема: Деление слов на слоги. Ударение. Цель урока: научить учащихся делить слова на слоги; формировать.

Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Цель: развитие навыков складывание слов из букв, навыков чтения, развитие мыслительных.

Конспект ООД «Звуки [ш] - [ж]. Буквы Ш - Ж. Слоги ШИ - ЖИ» Задачи: коррекционно-образовательные: Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж]. Развивать навыки звукобуквенного.

ГУ «Начальная школа №2»

УПРАЖНЯЛОЧКА

(русский язык)

2 класс

Деление слова на слоги

Правила Переноса слов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА:

Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении.

Например:

Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный

Сколько букв может быть в слоге?

Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.

Гласный звук образует слог.

Как определить количество слогов в слове?

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Например:

Л и ст, к о -р а , д е -р е -в о , л и ст-в е н-н и -ц а , пр и -кл ю -ч е -н и - е

Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?

Слова, в которых один слог, называются односложными,

слова, в которых два слога, - двусложными,

слова, в которых три слога, - трёхсложными.

Как слова делятся для переноса?

Для переноса слова делятся на две части.

Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Какие слова переносить нельзя?

Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.

Например: класс, осы, юла.

Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?

Буква Й при переносе не отделяется от гласной.

Например: май – ка, зай - ка.

Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.

Например: боль - шой, подъ - езд.

Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?

При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас - са, рас - сказ.

ЗАПОМНИ!

1. Слог разрывать нельзя.

  1. Слова из одного слога не переносятся.
  2. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке .

Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать .

КАРТОЧКА №1

Допиши слог так, чтобы получилось слово.

но…

гор…

коч…

КАРТОЧКА №2

Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.

Облака, кора, отмель - …

Сало, ступа, вата - …

Купи, перо, снежок - …

Пальма, орлы, ерши - …

Много, чучело, носок - …

Муза, поезда, удача - …

КАРТОЧКА №3

Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

Пример: ка ша, ре ка, та релка – карета.

колос, рота, ваза – ___________________________

молоко, невод, таракан – _____________________

коса, лото, боксёр – __________________________

баран, рана, банка – __________________________

КАРТОЧКА №4

Раздели слова, где можно, на слоги.

утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы

КАРТОЧКА №5

Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.

хороша, дворе, горка, нашем, в

её, ребята, сделали

Наташа, возили, Яков, снег, и

скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

КАРТОЧКА №6

Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №7

Подчеркни слова, которые нельзя переносить:

Крайний, змейка, ежи, оса, олени,

сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.

КАРТОЧКА №8

Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:

Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,

уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.

КАРТОЧКА №9

Запиши слова - названия предметов с делением для переноса.

______________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №10

Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.

Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.

КАРТОЧКА №11

Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.

Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №12

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.

Придумай свои два примера.

Дом - __________, ____________ - ______________ ,

клён - __________, ____________ - ______________ .

КАРТОЧКА №13

Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.

Я – ластик, я – резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёрла я с листа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №14

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли, глядим в окно.

Снег ложится белый – белый…

Отчего же так темно?

КАРТОЧКА №15

Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно – красен,

И реки блестят извивы.

КАРТОЧКА №16

Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.

Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,

угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.

КАРТОЧКА №17

Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.

Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Без собаки зайца не поймать.

Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут.

Не зная броду, не суйся в воду.

КАРТОЧКА №18

Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.

У кого жить, тому и служить.

Умей шутить, умей и отшучиваться.

Что ни день, то новость.

Семь дел в одни руки не берут.

Добро и во сне хорошо.

Худ обед, коли хлеба нет.

КАРТОЧКА №19

По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса.

Солёная вода для засолки овощей - ________________ .

Помещение в школе, где идёт урок - _______________ .

Шестой день недели - __________________________ .

Обучение животных послушанию - ________________ .

Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой - __________________________________ .

Асфальтированная дорога - ______________________ .

Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ .

КАРТОЧКА №20

Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.

В марте воробьи гнёзда вьют.

Парит – перед дождём.

Солнечный дождь быстро пройдёт.

Снег прилипает к деревьям – к теплу.

Длинные сосульки - к долгой весне.

Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

сборник составила

учитель начальных классов

Егорова А.В.

Выделение слогов в словах – важный этап обучения чтению. Чтобы научить ребенка правильно делить слова на слоги, а затем из различных слогов складывать целые слова, необходимо найти верный подход и правильно подобрать комплекс упражнений. Существуют методики, позволяющие знакомить дошкольников с чтением и слогоделением в домашних условиях. Начав занятия с раннего возраста, вы существенно облегчите труд своего ребенка в дальнейшем, когда придет пора идти в школу.

Этапы обучения чтению

Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка. Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение.

Рассмотрите следующие этапы:

  1. звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
  2. буквенный (изучение букв);
  3. слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
  4. чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.

Самый главный признак того, что ребенок готов начать учиться читать – это его интерес к буквам и словам. «А что это за буква?», «А как ее написать?», «Что это за слово?» — все эти вопросы сигнализируют о том, что пора начинать активные занятия чтением.

Методики обучения чтению

Существует пять популярных методик.

  1. Звукобуквенная, или метод Эльконина. Это достаточно сложная система, ориентированная на возраст 6-7 лет, поэтому не подходит для дошкольников.
  2. Традиционно-логопедическая. По этой системе составлен букварь Н. С. Жуковой. Сочетание классических и современных технологий обучения популярно в школах. К такому методу стоит подводить детей постепенно к 6 годам, чтобы упростить обучение в школе.
  3. Метод Домана. Гленн Доман – ученый-нейрофизиолог. Он разработал систему обучения чтению умственно-отсталых детей. На данный момент по этой системе занимаются и со здоровыми детьми на ранних этапах развития. Метод заключается в том, чтоб показывать ребенку слова, написанные яркими красными буквами, и повторять их по несколько раз в день. Таким образом развивается зрительная память, запоминаются буквы и слова.
  4. Метод Зайцева. Основывается на сложении готовых слогов, прописанных на кубиках. Подходит для дошкольников. Метод популярен, но официально не применяется в школах.
  5. Система Монтессори. Дети сначала учатся писать буквы, используя рамки и специальные вкладыши, а потом изучают сами буквы и соответствующие звуки.

В методике Домана изучаются сразу целые слова, а у Зайцева – слоги плюс слова, поэтому если вы выбрали данные методики, этап обучения слогоделению сливается с буквенным этапом. Когда ваш ребенок будет знать названия некоторых букв и звуков и у него будет хороший словарный запас, вы можете подключать следующие упражнения к занятиям.

Комплекс игр и упражнений

Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.

Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?

  1. Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
  2. «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
  3. «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
  4. «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
  5. «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
  6. «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
  7. «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
  8. «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
  9. Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.

Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.

Учимся делить слова на слоги

Очень важно, что бы ребенок умел различать

гласные и согласные звуки!

Гласные звуки образуют слог.

Например, А-ИСТ, УТ-КА, ГРА-ЧИ, ПАР-ТА .

В русском языке 6 гласных звуков – А, О, У, И, Ы, Э , которые обозначаются соответствующими буквами.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Для того, что бы ребенку было легче разделить слова на слоги можно использовать слоговую линейку (длинный «конверт» с прорезями в виде кружков или квадратов, полоска по размеру «конверта»).

Линейка – это условное обозначение «слова». А кружки на полоске – части или слоги, из которых состоит слово.

МАЛИНА

МА-

ЛИ-

НА

МА-ЛИ-НА (3 кружка открылось – 3 части в слове или 3 слога)

С помощью слоговой линейки ребенку будет легко увидеть сколько слогов в слове и их последовательность. Для этого необходимо произносить слово по слогам и на каждый слог сдвигать полоску вправо. Открывающийся кружок – это слог в слове. Сколько кружков открылось, столько и слогов.

Слоги в слове можно обозначать по-разному: счетными палочками, фишками, картонными кружками, квадратами, черточками и пр.

Игры и упражнения, которые помогут ребенку научится

делить слова на (части) слоги

  1. «Слова заблудились»

Взрослый произносит слово по слогам (по частям), нараспев, протягивая слоги, объясняя ребенку, что слова «потерялись», их нужно найти. Можно использовать заранее приготовленные предметные картинки. Затем попросите ребенка проговорить слово так же, как вы. Далее попросите ответить, сколько частей он услышал в слове, назвать первую часть и вторую.

Для игры можно использовать следующие слова (предлагайте ребенку для деления на слоги слова в указанном порядке):

  1. ма-ма, ла-пы, ту-чи, ва-та, му-ха, ва-за,
  2. ку-би-ки, са-по-ги, ка-би-на, па-на-ма, ма-ши-на,
  3. рак, сок, кот, дом, сад, рысь, зал (в этих словах один слог, так как один гласный звук)
  4. ли-мон, ба-нан, па-кет, ва-гон, ка-ток, ди-ван,
  5. бан-ка, вет-ка, ут-ка, нит-ки, тап-ки, ок-но, май-ка,
  6. чаш-ка, аль-бом, дож-дик, как-тус, буб-лик, кос-тюм, пав-лин,
  7. ко-ло-бок, са-мо-лет, по-ми-дор, бе-ге-мот, ба-ра-бан, ма-га-зин,
  8. кол-ба-са, кон-фе-ты, ку-ку-шка (ку-куш-ка), у-до-чка, ка-пус-та,
  9. ав-то-бус, ху-дож-ник, ав-то-мат, ши-пов-ник, а-пель-син,
  10. мат-реш-ка, иг-руш-ки, лам-поч-ка, гар-мош-ка, клуб-ни-ка,
  11. лист, болт, зонт, винт, бант, флаг, шкаф, гном (в этих словах 1 слог, так как один гласный звук)
  12. звез -да, гнез-до, спич-ки, флаж-ки, клюш-ка, клюк-ва, трав-ка, кноп-ка,
  13. пи-а-ни-но, ку-ку-ру-за, ра-ко-ви-на, ви-та-ми-ны, ма-ка-ро-ны, че-мо-да-ны,
  14. зем-ля-ни-ка, ос-та-нов-ка, вос-пи-та-тель, мед-ве-жа-та
  1. «Сосчитай слоги»

Взрослый называет слово или показывает предметную картинку, ребенок делит слово на слоги, отмечает с помощью счетных палочек, фишек, картонных кружков и пр. количество слогов в слове.

Например, МА- ЛИ- -НА

В слове МАЛИНА 3 слога.

*Можно отхлопывать количество слогов в слове (на каждый хлопок проговариваем слог), пропрыгать на скакалке (на каждый прыжок – проговариваем слог), прошагать слово (на каждый шаг – проговариваем слог) и пр.

Слова, которые можно использовать в этой игре, приведены в упр.№ 1.

  1. «Магазин игрушек»

В этом магазине игрушку можно купить, если правильно произнести ее название по слогам, сосчитать сколько слогов в слове.

Например, миш-ка (2 части или слога), ма-шин-ка (3 части или слога), кук-ла (3 части или слога) и т.д.

  1. «Птицы, рыбы, звери»

Взрослый предлагает ребенку сначала подобрать слова-названия птиц, животных, рыб, состоящих из 2 слогов, из 3 слогов.

  1. «Кто в каком домике живет?»

Нарисуйте три домика: с одним окошком, с двумя, с тремя. Предложите ребенку расселить слова в домики.

Слова, состоящие из одного слога – в домик с одним окошком, из двух слогов – с двумя окошками, из трех – с тремя окошками.

  1. «Назови словечко»

Взрослый предлагает ребенку назвать слово из двух слогов, из трех слогов по определенной теме, например: «Осень», «Зимние виды спорта», «Игрушки» и т.д.

  1. «Найди картинку»

Взрослый предлагает ребенку подобрать картинку, название которой состоит из 2 слогов, из 3 слогов. Для игры отбираются картинки, в названиях которых не только 2 и 3 слога, но и 4, и 1, что бы ребенок упражнялся в определении количества слогов.

  1. «Измени словечко»

Взрослый предлагает ребенку назвать предмет по-другому, так, что бы в слове стало больше слогов.

Например, в слове ша-ры – 2 слога. Назови эти же предметы так, что бы в слове стало 3 слога?

Ответ: ША-РИ-КИ.

  1. «Подбери словечко»

Взрослый предлагает ребенку придумать слова, начинающиеся на МА- (или любой другой слог):

маки, малыши, матрешка, мама, матрас и т.д.

  1. «Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, начинающиеся с определенного слога, например, МА, и состоящие не более чем из 2 слогов.

Например, ма-ки, ма-ма, ма-лыш, ма-трас…

  1. «Отгадай слово»

Взрослый предлагает ребенку: «Я задумал слово, оно начинается на слог РУ-». И предлагает ребенку называть слова, начинающиеся на этот слог. Ребенок подбирает слова, пока не назовет нужное слово.

  1. «Не ошибись!»

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, в которых слог ЗА встречается в начале слова, а затем – в конце слова, с опорой на схему (где квадрат обозначает слог в слове):

ЗА МОК

КО ЗА

  1. «Цепочка слогов»

Взрослый предлагает ребенку придумывать слова, начинающиеся на последний слог названного слова. Для этого слово надо произнести так, что бы последний слог прозвучал более отчетливо.

Например, маКИ – кисточКА – каША – шаРЫ…и т.д.

  1. «Нарисуй схему к слову»

Предложите ребенку разделить слово на слоги. Например, МА-ША.

Нарисуйте или выложите из цветных квадратов схему слова (цветовые обозначения звуков – красный цвет – гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие).

МА- -ША

Вертикальная черта черного цвета делит слово на слоги.

  1. «Позови слово»

Взрослый произносит слово, выделяя ударный слог голосом. Затем обращает внимание ребенка на то, что одна из частей слова прозвучала громче, протяжнее: «Этот слог лучше слышится». Просит ребенка повторить слово, выделить голосом ту его часть, которая слышится лучше.

Например, МАААА -ША. Повтори: МАААА -ША.

На схеме слова знак ударения – это косая черта над ударным слогом (ударным гласным звуком):

М А ША

Слова, используемые в игре – см. упр. № 1.

  1. «Произнеси слово правильно»

Взрослый называет слова, меняя ударение, предлагает ребенку определить – не допускает ли он ошибки. Если ребенок слышит, что слово произнесено неверно, то попросите его сказать правильно и назвать слог, на который падает ударение.

Мишка, подушка, зима, забор…

  1. «Живые слова»

Взрослый произносит слова, меняя в них ударение, предлагает ребенку объяснить значение слов.

Например, кружки – кружки, замки – замки.

  1. «Придумай слово»

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, в которых первый слог - ударный, затем второй слог - ударный, третий слог – ударный.

Ка ша, ма ли на, сапо ги …и т.д.


Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7 .

Тема. Слог . Деление слов на слоги .

Цель : дать понятие о слоге , учить делить слова на слоги ,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова ; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас , мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий ? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий , слова – признаки предметов?

Ига : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов , а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении .

Например : Мишка спит. (2-слова )

РАБОТА У ДОСКИ

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении . Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам , как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

Кто из вас был на соревнованиях?

Где они проходят?

Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово ? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части . 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба . Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово . Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ .

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью , а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два , три, четыре и больше слогов . А есть и такие слова , в которых только один слог . Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов . Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова )

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги » .

Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов , которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики »

Я называю слова , а вы должны, проговаривая слова по слогам , столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов .

Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов , можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове .

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам . Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам . Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки , чтобы каждое слово делилось на слоги .

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов .

Чтобы определить количество слогов в слове , есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги , вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Каким способом вы делили слова на слоги ?

Сколько слогов может быть в слове ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Для чего нужно уметь делить слова на слоги ?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей , клички животных.

Поделиться