Задания на слоги. Конспект занятия по обучению грамоте «Слог

  • Разговаривать предложениями, внятно излагать свои желания, вести простой диалог.
  • Знать буквы, желательно распознавать гласные и согласные звуки.
  • Владеть устным счётом хотя бы до 5.
  • Знать пространственные понятия «право» и «лево».

Если у ребёнка имеются нарушения речи, нужно обязательно проконсультироваться с логопедом. Специалист укажет, каким занятиям уделить особое внимание, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с нарушениями слоговой структуры слов.

Деление слов на слоги начинается до обучения чтению по слогам . Сначала детей знакомят с понятием «слово». Каждый предмет имеет своё название. Дети тренируются называть разные слова. Потом вводится графическое обозначение слова в виде черты или прямоугольника. Когда дети осваивают слоги, их разделяют чёрточками в соответствии с количеством. В слове выделяют гласные и согласные, а также ударный слог.

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые имеют вид согласный + гласный, закрытые - гласный + согласный. Детям это можно объяснить так:

«В открытом воздух выходит свободно: МААА, ЛООО, НУУУ. Мы будто выдыхаем. В закрытом воздух встречает препятствие - губы, язычок или зубки. Поэтому он резко обрывается, будто закрывается, - АМ, ОН, ИЛ.

При объяснении принципа деления на слоги используют приём подставления ладони под подбородок. Сколько раз опустится подбородок, столько и слогов в слове.

Уверенно читающие дети могут определять количество слогов по числу гласных.

Зачем делить слова на слоги

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников - способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка.

Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных.

Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных.

Чтобы обучить ребёнка делению на слоги, нужно использовать наглядные методы: карточки со слогами, дидактические игры и тренажёры.

Дошкольникам очень нравятся занятия с героями мультфильмов и сказочными персонажами. Если задания будет давать не родитель, а Свинка Пеппа, занятия будут проходить оживлённее.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках - так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример - НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант - взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог - РУ - и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания - собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.

Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

Правила деления слов на слоги несколько поменялись с тех пор, когда современные родители 80-х и 90-х годов рождения обучались в начальной школе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Дошкольникам, обучающимся чтению, не надо подробно разъяснять эти правила.

Взрослый должен знать сам эти правила и поправлять ребёнка, если он ошибается. Большинство слов дети запомнят и будут автоматически их делить верно. В школе на соответствующих уроках учитель объяснит правила деления на слоги.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7 .

Тема. Слог . Деление слов на слоги .

Цель : дать понятие о слоге , учить делить слова на слоги ,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова ; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас , мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий ? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий , слова – признаки предметов?

Ига : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов , а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении .

Например : Мишка спит. (2-слова )

РАБОТА У ДОСКИ

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении . Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам , как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

Кто из вас был на соревнованиях?

Где они проходят?

Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово ? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части . 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба . Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово . Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ .

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью , а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два , три, четыре и больше слогов . А есть и такие слова , в которых только один слог . Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов . Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова )

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги » .

Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов , которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики »

Я называю слова , а вы должны, проговаривая слова по слогам , столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов .

Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов , можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове .

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам . Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам . Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки , чтобы каждое слово делилось на слоги .

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов .

Чтобы определить количество слогов в слове , есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги , вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Каким способом вы делили слова на слоги ?

Сколько слогов может быть в слове ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Для чего нужно уметь делить слова на слоги ?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей , клички животных.

Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую группу, это ещё более важная задача! Как известно, у дошкольников с речевой патологией наблюдаются серьёзные нарушения в слоговой структуре слов. Дети не могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги, например: «снегиик» («снеговик»), «висипед» («велосипед») и т.п. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учим детей делить слова на слоги»

Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую группу, это ещё более важная задача! Как известно, у дошкольников с речевой патологией наблюдаются серьёзные нарушения в слоговой структуре слов. Дети не могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги, например: «снегиик» («снеговик»), «висипед» («велосипед») и т.п. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции.

Как правильно делить слова на слоги?

1 правило: ребёнок прикладывает тыльную сторону ладони к подбородку снизу.

2 правило: ребёнок медленно произносит слово, старательно проговаривая гласные.

3 правило: при проговаривании ребёнок отсчитывает, сколько раз открылся рот (и упёрся подбородок в ладонь). Отсчёт можно делать, разгибая или загибая пальчики, как удобнее.

4 правило: ребёнок делает вывод, напрмер: «В слове «барабан» три слога».

! Когда ребёнок усвоит понятие «гласный звук», ему важно запомнить следующее правило: « Сколько гласных звуков в слове, столько же и слогов».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  1. С помощью ладошки под подбородком определить, сколько слогов в названии игрушки.
  2. Выбрать правильную слоговую схему, а лишнюю удалить щелчком мышки. Правильная схема не удалится!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра - презентация "Делим слова на слоги"

Веселый паровозик помогает ребенку определить количество слогов в слове. На экране появляется картинка, ребенок нажимает на вагончик с нужным количеством окошек (слогов). если выбор правильный, ...

Игра "Делим слова на слоги" (тема: "Животные жарких стран")

С помощью кисти руки под подбородком (ладонью вниз) определить, сколько слогов в названии животного. Сколько раз откроется рот (упрётся подбородок в кисть руки), столько слогов в слове. Рот отк...

«МАГАЗИН»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.

Ход игры. Детям раздаются «деньги», где написаны цифры. Они приходят в магазин, берут картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Воспитатель — кассир, он определяет правильность выбора детей. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)

«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ДОМИКАМ»

Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4), картинки животных.

Ход игры. Воспитатель показывает домики и говорит, что в них разное количество окон, т.е. слогов. Детям необходимо взять по картинке и заселить животных так, чтобы животные, в названиях которых один слог, заселились в домик с одним окошком (кот, ёж, рысь); у которых два слога — в домик с двумя окошками (ли-са, бел-ка) и т.д.

«ИМЕНА»

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4).

Ход игры. Воспитатель показывает детям домики и говорит, что они должны в них заселиться. В домик с одним окошком заселяются дети, в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя окнами и т.д.

«ПИРАМИДА»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь.

Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.

Ход игры. Детям раздаются картинки, воспитатель просит разложить их по квадратам пирамиды так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.

«ДОМИК»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: ТРИЗовский домик, карточки с изображением животных.

Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д. Дети определяют количество слогов и расселяют животных.

«ЧАСЫ»

Материал: часы, где вместо циферблата картинки с изображением различных предметов, и две стрелки — короткая и длинная.

Ход игры. Воспитатель показывает детям часы и говорит, что они должны определить, какое слово короткое, а какое длинное, и поставить соответствующую стрелку. Длинное слово со-стоит из двух и более слогов, а короткое — из одного.

«МОЛЧАНКА»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: не требуется.

Ход игры. Ведущий ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Когда он находит такой предмет, то останавливается и хлопает в ладоши. Дети измеряют слово при помощи хлопков, проверяя, правильно ли ведущий выполнил задание, затем ищут предметы с длинными словами.

«КОРОТКОЕ ИЛИ ДЛИННОЕ?»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: не требуется.

Ход игры. Воспитатель называет разные слова. При коротких словах дети хлопают в ладоши, при длинных — тихо стучат по коленкам.

«КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ В КОМНАТЕ?»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: медальоны для двух команд («Мак» и «Ромашки»).

Ход игры. Дети делятся на команды («Мак» и «Ромашки»). Участники команды «Мак» ходят по группе и ищут предметы с короткими словами, где 1—2 слога, а «Ромашки» — с длинными словами, где более 2-х слогов. Названия каждого предмета измеряют при помощи хлопков.

«БУРАТИНО»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: кукла Буратино или его изображение на картинке.

Ход игры. Ведущий говорит, что наш друг Буратино не усвоил урок о длинных и коротких словах. Он не может никак понять, почему слово «нос» — короткое, если его нос очень длинный, и всё путает. Помогите ему определить длинные и короткие слова. Я буду называть вам слова, а вы определять, какое слово короче, а какое длиннее.

«ДЕТИ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: два портфеля, школьные принадлежности: клей, пенал, кисточка, краски, книга, азбука, ручка, линейка, пенал, точилка, карандаш, ластик и др.

Ход игры. Ведущий говорит: «Ребята, вы скоро пойдёте в школу, и там вам понадобятся школьные принадлежности. А какие школьные принадлежности вы знаете? (Дети называют.) У нас два портфеля, в первый мы будем собирать предметы, имеющие в своём названии два слога, а во второй — предметы, имеющие три слога». Дети по очереди берут школьные принадлежности, определяют количество слогов в словах и раскладывают предметы по портфелям. Воспитатель спрашивает, почему они не положили ни в один портфель КЛЕЙ и МЕЛ. Дети объясняют свой выбор тем, что в этих словах только один слог.

«ЦВЕТЫ — В ВАЗУ»

Цель: упражнять детей в делении слов на сло-ги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: рисунок с изображением трёх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис, флокс, мимоза, медуница и др.

Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она про-сит нас помочь ей расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу, если из двух — во вторую, если из трёх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы.

«ПОИЩИ СЛОВО»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить в длинных словах находить новые слова; развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Материал: карточки со словами: НОСОК, ВОРОБЕЙ, ЖИВОТНОЕ, МАШИНА, БАЛАЛАЙКА, ФАСОЛЬ, МАГНИТОФОН и другие или на доске эти слова написаны мелом.

Ход игры. Ведущий говорит детям, что короткие слова очень часто прячутся в длинных. Чтобы их найти, необходимо длинное слово сказать по слогам и отыскать короткое. Например: «В слове «НОСОК» прячется слово «СОК» и т.д.

«ШАГ ВПЕРЁД»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; развивать мыслительные операции.

Материал: сигналы красного и зелёного цвета.

Ход игры. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к педагогу в 4—5 метрах от него. Ведущий говорит: «Я буду говорить слова, а вы по очереди должны определять количество слогов в них. Если задание выполнили правильно, то я зажгу зелёный фонарик, и вы сделаете шаг вперёд. Если ошибётесь, то я зажгу красный фонарик, он обозначает: стой на месте. И тот, кто первый дойдёт до меня, тот и победит (может быть и несколько победителей)».

Учимся делить слова на слоги

Очень важно, что бы ребенок умел различать

гласные и согласные звуки!

Гласные звуки образуют слог.

Например, А-ИСТ, УТ-КА, ГРА-ЧИ, ПАР-ТА .

В русском языке 6 гласных звуков – А, О, У, И, Ы, Э , которые обозначаются соответствующими буквами.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Для того, что бы ребенку было легче разделить слова на слоги можно использовать слоговую линейку (длинный «конверт» с прорезями в виде кружков или квадратов, полоска по размеру «конверта»).

Линейка – это условное обозначение «слова». А кружки на полоске – части или слоги, из которых состоит слово.

МАЛИНА

МА-

ЛИ-

НА

МА-ЛИ-НА (3 кружка открылось – 3 части в слове или 3 слога)

С помощью слоговой линейки ребенку будет легко увидеть сколько слогов в слове и их последовательность. Для этого необходимо произносить слово по слогам и на каждый слог сдвигать полоску вправо. Открывающийся кружок – это слог в слове. Сколько кружков открылось, столько и слогов.

Слоги в слове можно обозначать по-разному: счетными палочками, фишками, картонными кружками, квадратами, черточками и пр.

Игры и упражнения, которые помогут ребенку научится

делить слова на (части) слоги

  1. «Слова заблудились»

Взрослый произносит слово по слогам (по частям), нараспев, протягивая слоги, объясняя ребенку, что слова «потерялись», их нужно найти. Можно использовать заранее приготовленные предметные картинки. Затем попросите ребенка проговорить слово так же, как вы. Далее попросите ответить, сколько частей он услышал в слове, назвать первую часть и вторую.

Для игры можно использовать следующие слова (предлагайте ребенку для деления на слоги слова в указанном порядке):

  1. ма-ма, ла-пы, ту-чи, ва-та, му-ха, ва-за,
  2. ку-би-ки, са-по-ги, ка-би-на, па-на-ма, ма-ши-на,
  3. рак, сок, кот, дом, сад, рысь, зал (в этих словах один слог, так как один гласный звук)
  4. ли-мон, ба-нан, па-кет, ва-гон, ка-ток, ди-ван,
  5. бан-ка, вет-ка, ут-ка, нит-ки, тап-ки, ок-но, май-ка,
  6. чаш-ка, аль-бом, дож-дик, как-тус, буб-лик, кос-тюм, пав-лин,
  7. ко-ло-бок, са-мо-лет, по-ми-дор, бе-ге-мот, ба-ра-бан, ма-га-зин,
  8. кол-ба-са, кон-фе-ты, ку-ку-шка (ку-куш-ка), у-до-чка, ка-пус-та,
  9. ав-то-бус, ху-дож-ник, ав-то-мат, ши-пов-ник, а-пель-син,
  10. мат-реш-ка, иг-руш-ки, лам-поч-ка, гар-мош-ка, клуб-ни-ка,
  11. лист, болт, зонт, винт, бант, флаг, шкаф, гном (в этих словах 1 слог, так как один гласный звук)
  12. звез -да, гнез-до, спич-ки, флаж-ки, клюш-ка, клюк-ва, трав-ка, кноп-ка,
  13. пи-а-ни-но, ку-ку-ру-за, ра-ко-ви-на, ви-та-ми-ны, ма-ка-ро-ны, че-мо-да-ны,
  14. зем-ля-ни-ка, ос-та-нов-ка, вос-пи-та-тель, мед-ве-жа-та
  1. «Сосчитай слоги»

Взрослый называет слово или показывает предметную картинку, ребенок делит слово на слоги, отмечает с помощью счетных палочек, фишек, картонных кружков и пр. количество слогов в слове.

Например, МА- ЛИ- -НА

В слове МАЛИНА 3 слога.

*Можно отхлопывать количество слогов в слове (на каждый хлопок проговариваем слог), пропрыгать на скакалке (на каждый прыжок – проговариваем слог), прошагать слово (на каждый шаг – проговариваем слог) и пр.

Слова, которые можно использовать в этой игре, приведены в упр.№ 1.

  1. «Магазин игрушек»

В этом магазине игрушку можно купить, если правильно произнести ее название по слогам, сосчитать сколько слогов в слове.

Например, миш-ка (2 части или слога), ма-шин-ка (3 части или слога), кук-ла (3 части или слога) и т.д.

  1. «Птицы, рыбы, звери»

Взрослый предлагает ребенку сначала подобрать слова-названия птиц, животных, рыб, состоящих из 2 слогов, из 3 слогов.

  1. «Кто в каком домике живет?»

Нарисуйте три домика: с одним окошком, с двумя, с тремя. Предложите ребенку расселить слова в домики.

Слова, состоящие из одного слога – в домик с одним окошком, из двух слогов – с двумя окошками, из трех – с тремя окошками.

  1. «Назови словечко»

Взрослый предлагает ребенку назвать слово из двух слогов, из трех слогов по определенной теме, например: «Осень», «Зимние виды спорта», «Игрушки» и т.д.

  1. «Найди картинку»

Взрослый предлагает ребенку подобрать картинку, название которой состоит из 2 слогов, из 3 слогов. Для игры отбираются картинки, в названиях которых не только 2 и 3 слога, но и 4, и 1, что бы ребенок упражнялся в определении количества слогов.

  1. «Измени словечко»

Взрослый предлагает ребенку назвать предмет по-другому, так, что бы в слове стало больше слогов.

Например, в слове ша-ры – 2 слога. Назови эти же предметы так, что бы в слове стало 3 слога?

Ответ: ША-РИ-КИ.

  1. «Подбери словечко»

Взрослый предлагает ребенку придумать слова, начинающиеся на МА- (или любой другой слог):

маки, малыши, матрешка, мама, матрас и т.д.

  1. «Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, начинающиеся с определенного слога, например, МА, и состоящие не более чем из 2 слогов.

Например, ма-ки, ма-ма, ма-лыш, ма-трас…

  1. «Отгадай слово»

Взрослый предлагает ребенку: «Я задумал слово, оно начинается на слог РУ-». И предлагает ребенку называть слова, начинающиеся на этот слог. Ребенок подбирает слова, пока не назовет нужное слово.

  1. «Не ошибись!»

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, в которых слог ЗА встречается в начале слова, а затем – в конце слова, с опорой на схему (где квадрат обозначает слог в слове):

ЗА МОК

КО ЗА

  1. «Цепочка слогов»

Взрослый предлагает ребенку придумывать слова, начинающиеся на последний слог названного слова. Для этого слово надо произнести так, что бы последний слог прозвучал более отчетливо.

Например, маКИ – кисточКА – каША – шаРЫ…и т.д.

  1. «Нарисуй схему к слову»

Предложите ребенку разделить слово на слоги. Например, МА-ША.

Нарисуйте или выложите из цветных квадратов схему слова (цветовые обозначения звуков – красный цвет – гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие).

МА- -ША

Вертикальная черта черного цвета делит слово на слоги.

  1. «Позови слово»

Взрослый произносит слово, выделяя ударный слог голосом. Затем обращает внимание ребенка на то, что одна из частей слова прозвучала громче, протяжнее: «Этот слог лучше слышится». Просит ребенка повторить слово, выделить голосом ту его часть, которая слышится лучше.

Например, МАААА -ША. Повтори: МАААА -ША.

На схеме слова знак ударения – это косая черта над ударным слогом (ударным гласным звуком):

М А ША

Слова, используемые в игре – см. упр. № 1.

  1. «Произнеси слово правильно»

Взрослый называет слова, меняя ударение, предлагает ребенку определить – не допускает ли он ошибки. Если ребенок слышит, что слово произнесено неверно, то попросите его сказать правильно и назвать слог, на который падает ударение.

Мишка, подушка, зима, забор…

  1. «Живые слова»

Взрослый произносит слова, меняя в них ударение, предлагает ребенку объяснить значение слов.

Например, кружки – кружки, замки – замки.

  1. «Придумай слово»

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, в которых первый слог - ударный, затем второй слог - ударный, третий слог – ударный.

Ка ша, ма ли на, сапо ги …и т.д.


Поделиться