Занятие в старшей группе что такое звук. Занятие по обучению грамоте « Дружим с буквами разными, гласными, согласными» (старшая группа детского сада)

Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.

Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).

Ход занятия:

1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:

    Шелестит бумагой,

    Хлопает в ладоши,

    Режет бумагу,

    Рвет бумагу,

    играет мячом,

    листает книгу

Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Д: Мы слышали звуки.

2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .

Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,

Ы – ы – ы – ревет медведь,

И – и – и – ржет лошадь,

Р – р – р – рычит тигр.

Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)

Как воет волк? (у – у – у)

Как звенит комар? (з – з – з)

Как жужжит жук? (ж – ж – ж)

Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?

Д: слова состоят из звуков.

Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.

Вы молчите, я молчу,

И палочка молчит.

Предмета палочка коснется –

Сразу слово зазвучит.

Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.

Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек

Слово жук она написала так:

И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.

3. Физминутка.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.

Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?

Логопед выставляет поочереди картинки на доску.

ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.

Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?

Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….

5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».

Л: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из звуков.

Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?

Сссоооккк

Ннноооссс

Л: какие звуки мы услышали в этих словах?

6. Итог занятия.

Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

Задачи: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику и чувство ритма и умения переключаться.

Оборудование: аудиозапись со звуками природы; поднос: вода, бумага, целлофановый пакет, кубики, ложка в стакане, машинка, ножницы, ключи, будильник); игрушка Петрушка, ширма, игрушки (или картинки) - кошка, собака, корова, музыкальные инструменты дудочка, бубен, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.)

I. Организационный момент:

Игра. «Бывает, не бывает?»

Я скажу предложение. А ты должен подумать, и сказать, бывает такое или нет.

Летом бывает очень жарко. Мясо любит собаку. Аня надел голову на шапку. Елки растут в лесу. Карандаш рисует девочкой. Оля рисует мишкой краски. Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

А как бывает?

II. Основная часть.

1. Игра «Что это?».

Отгадай загадку.

Он слетает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Почему снег тает? А как ты узнал, что снег холодный?

Что помогает узнавать холодное или горячее? (руки, кожа)

  • А теперь закрой глаза. Ребенку близко подносят очищенный апельсин (яблоко

и.д.).- Что это?

Как ты понял, что это апельсин? (по запаху)

Что помогло узнать, что это апельсин? (нос)

Посмотрите, что у меня находится на столе?

Часы, бумага, ножницы, пакет, ключи, 2 стакана, ложка, кубики, машинка.

Откуда Ты узнал? (увидел)

Значит, что помогло увидеть? (глаза)

2. Игра «Угадай звук».

Я показываю, а вы внимательно слушаете - как это звучит? («бульканье» воды, шелест бумаги, целлофанового пакета, стук кубиков, ложки в стакане, машинка едет, ножницы режут, звон ключей, будильника)

Мы слушали звуки предметов! Что нам помогало слышать? (ушки)

Пусть твои ушки снова угадают звук. Отвернись и послушай. (Ребенок должен угадать прослушанные звуки). Это звуки предметов - неречевые звуки.

Физ. минутка.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

3. Игра «Кто это?»

Раздается лай собаки, мяуканье кошки, мычанье коровы (взрослый изображает, либо голоса животных с аудио)

Кто это?

Как ты узнал, что это собака, кошка и корова?

Что помогло услышать? (уши)

Животные тоже могут издавать звуки. Предметы и животные издают неречевые звуки.

Мы слушали звуки природы!

Какие звуки ты учишься различать? (неречевые звуки)

5. Игра «Музыкальные инструменты » Слышится стук, появляется Петрушка (или другой сказочный персонаж)

Кто это? Что принес Петрушка? (музыкальные инструменты: дудочку, бубен, колокольчик, барабан, погремушку и т.д.)

Послушайте, как они звучат.

Отгадайте, на каком инструменте играет петрушка?

Какие звуки издают музыкальные инструменты? (неречевые)

6. Человек может тоже издавать неречевые звуки. Ты можешь похлопать, потопать, посвистеть, постучать (одновременно это делать).

Игра «Тихо-громко» (Е. Железнова «Веселая логоритмика».Развивалочка от 1 до 5. №10 «Тихо-громко»)

Звуки бывают громкие и тихие. Давай пригласим Петрушку поиграть. Будем под музыку громко хлопать в ладоши и тихо стучать пальчиками.

. Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха).

Зимой в берлогеВидит сон

Лохматый,Косолапый…(слон).

По горной круче проходил

Обросший шерстью.(крокодил).

В теплой лужице своей

Громко квакал.(воробей).

Над лесной полянойНочью

Долго слышалсяКошмар:

Ухал, ахал,Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по утру

Кукарекал…(кенгуру).

Ест осокуВ речке Нил

Неуклюжий…(крокодил).

Над лесомСолнца луч потух,

КрадетсяЦарь зверей…(петух).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Толстокожий…(бегемот).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…(воробей).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая…(лисица).

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

7. Чтение стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а Вы скажете, какие звуки услышали?

Где-то собаки рычали: Р-р-р! Змеи в лесу шипели: Шшш!

В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: - Ззз!

В комнате мухи жужжали: Жжж! Непоседа мячик днем и ночью

Мимо машины бежали: Тррр! Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Гудели от ветра все провода: Зззнь! Куклы кашляют в постели-

Капала в кухне из крана вода: -Динь! Днем мороженое ели!

Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ! - Кхх! Кхх!

Листья на ветру шумели: -Тсс!

Тебе понравилось играть?

Какие помощники помогают узнавать предмет? (глаза, нос, руки, кожа, уши)

Что ты слушал? (звуки).

Какие звуки ты слышал? (природы, предметов, муз.инструментов).

Как называются эти звуки? (неречевые звуки)

В следующий раз ты узнаешь, что такое речевые звуки.

Актуальность

Использования ИКТ в ДОУ, для всестороннего развития дошкольников. Это комплексный, многоплановый процесс в котором участвуют и дети, и педагоги. Дети с радостью идут на такие занятия, занимаются с большим интересом, лучше запоминают данный материал.

Цель: формировать у детей представления о звуках, уметь различать их.Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать на слух речевые и неречевые звуки. Закреплять эмоционально положительное настроение в группе, повышать уверенность в себе.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Интерес к занятию.

Развивающие:

Развитие просодической стороны речи.

Развивать умение распознавать эмоциональное настроение человека.

Интеграция образовательных областей: « Физическое развитие », «Художественно-эстетическое».

Материал: Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы, картинки, символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки показаны на интерактивной доске), маски животных, ширма.

Ход занятия

Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, мы отправляемся в путешествие «В мир звуков».

Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу вам предложить выбрать настроение.(Детям показываются картины, символизирующие эмоциональное состояние человека).

Педагог: Что вы видите на картинках? (ответы детей )

Давайте попробуем изобразить и назвать, какое чувство испытывает человек на картинках.

Ребята, а какое настроение вы выберете себе, что бы отправиться в путешествие? (ответы детей).

Тогда отправляемся в путь!(Дети перемещаются на коврик и садятся в полу круг).

Педагог: Ребята, мы с вами на острове в мире звуков, здесь мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и произносить.

Педагог: Закройте глазки. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Игра «Молчанка». (Дети слушают звуки, которые их окружают: шум за окном, дыхание друг друга, шуршание и т.д).

Педагог: Что вы услышали? (Ответы детей).

Педагог: А сейчас послушайте такие звуки (за ширмой звучит игра на музыкальных инструментах: барабан, маракас, бубен, колокольчик, резание бумаги, шуршание бумаги, фольги, постукивание молотком).

Педагог: Что вы услышали?А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Действия повторяются за ширмой, а дети называют, что звучало).

– Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.

– Чем вы слушали? (Ответы детей).

Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).

И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).

Педагог: Ребята, вы сегодня прослушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Послушайте стихотворение. (Читается стихотворение «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками).

Где-то собаки рычали: – Р – Р – Р!

В стойле коровы мычали: – МММУУУУ!

В комнате мухи жужжали: – ЖЖЖ!

Мимо машины бежали: – ТРРРР!

Гудели от ветра все провода: – ЗЗЗНЬ!

Капала в кухне из крана вода: – ДИНЬ!

Перекликались в ночи поезда: – УУУ! – УУУ!

Листья на ветру шумели: – ТСС!

Змеи в лесу шипели: – ШШШ!

А комары все пели: – ЗЗЗЗ!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет: – ПАМ – ПАМ!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели: – КХХ! – КХХ!

Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним какие звуки, кто издавал?

– Как перекликались поезда?

– Как кашляли куклы?... и т.д. (Ответы детей).

Педагог: Животные и разные предметы издают звуки, а мы с вами – говорим. Все люди обладают речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. И мы с вами будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Педагог: Ребята наше путешествие продолжается, и мы сейчас с вами отправимся в лес . (Детям раздаются маски зверей, игра проходит на ковре).

Однажды на лесной полянке собрались Зайка, Мишка, Лисица, Волк, Белочка, Ежик. И они решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисица запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик э-э-э. (Детинадевают маски.Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы, высоты и интонации голоса).

Педагог: За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: громко, тихо, с голосом, без голоса. Еще мы можем произносить их по-разному, в зависимости от настроения. Если мы радостные или грустные, когда злимся, наш голос меняется.

Педагог : А сейчас мы с вами отправляемся в домик звуков! (Дети возвращаются на свои места).

Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (ответы детей).

Педагог: Правильно, молодцы! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. (На доске включается мультик «Домик звуков»).

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. И так, в домике звуков, первая дверь – губы, вторая – зубы.

Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносится губами.

Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок.

В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком.

Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горлышко. Произнесите: д-д-д б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и горлышко задрожало.

Ребята давайте вместе вспомним и скажем, что же нам помогает произносить звуки? (Ответы детей).

Педагог: Ребята, наше путешествие «В мир звуков» подошло к концу и нам пора возвращаться домой. (Дети перемещаются на ковер, садятся в полукруг).

Итог занятия:

Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось наше путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в каких местах? Что мы сегодня с вами слушали? Чем мы слушали? Чем произносили звуки?


Цель: учить изменять голос по высоте, тембру, громкости; научить детей определять место звука А в слове, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, развивать координацию речи с движениями; вызвать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Материал: ширма, бумага, ножницы, ручка; зеркала на каждого ребенка; большой красный круг из картона и маленькие на каждого ребенка; полоска из картона, разделенная на три части.

1.Оргмомент

Сегодня мы перенесемся в страну звуков. Узнаем, какие они бывают разные.

2.Развитие слухового внимания

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы молчать.

Вокруг нас очень много звуков. Послушайте их. Что вы слышите?

А теперь угадайте, что я буду делать с бумагой. (Логопед за ширмой рвет, режет, мнет бумагу).

Послушайте стихотворение:

Где-то собаки рычали:

В стойле коровы мычали:

В комнате мухи жужжали:

Мимо машины бежали:

Гудели от ветра все провода:

Капала в кухне из крана вода:

Перекликались в ночи поезда:

Листья на ветру шумели:

Змеи в лесу шипели6

А комары все пели:

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженное ели!

Кхх! Кхх!

Значит звуки возникают во время действий с предметами, звуки издают… животные. А человек не просто издает звуки, он говорит, обладает речью. Звуки речи объединяются и получаются слова.

3.Координация речи и движений.

Я обещала перенести вас в страну звуков. Повторяйте за мной.

Логопед плавно разводит руки в стороны и одновременно произносит: «А-а-а-а-а».

Вздохни поглубже: «А-а-а-а»,

Тяни подольше: «А-а-а-а»,

Вот и она

Необычная страна.

4. Знакомство с артикуляцией звука А.

Ребята, садись на стульчики, отдохните.

Мы уже в волшебной стране звуков, посмотрите, что-нибудь изменилось? (Нет).

Правильно. Ведь это страна звуков, значит, нужно внимательно слушать.

Между прочим один житель-звук нас уже встретил. Как вы думаете, что это за звук? Какой звук я просила вас тянуть подольше? (Это звук А).

Вы очень хотите его увидеть? (Да). Тогда возьмите зеркало, произнесите: «А-а-а-а!»

Что вы видите? (Рот широко открыт.)

Выходи звук А, дети тебя увидели. (Логопед показывает большой красный круг).

5.Развитие просодии

Ребята, звук А хочет подарить вам свой портрет. Портрет получит каждый, кто сможет произнести звук А по-разному: высоко и низко, далеко и близко, шепотом и звонко, тихонько и громко.

А! – со мною вместе пойте,

А! пошире рот откройте!

А! – споем мы высоко,

А! – споем мы низко.

А… - как будто далеко,

А… - мы слышим – близко.

А, - шепнем,

А! – крикнем звонко,

А, - тихонько,

А! – так громко!

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

6.Определение позиции звука А в слове.

Поиграем со звуком А в прятки. Я буду произносить разные слова, а вы, если услышите звук А, поднимете его портрет.

Слова: адрес, обруч, август, аист, узел, мак, озеро, бак, иней, арбуз, абрикос, река.

Одновременно логопед демонстрирует полоску, разделенную на три части. Если в слове есть звук А, то дети определяют положение звука в слове (начало, середина, конец). Тогда звук А (красный кружочек) выглядывает над полоской (вначале, середине или конце).

7.Итог занятия.

Во многих именах, тоже можно услышать звук А. Так кто же встречается со звуком А каждый день? (Вася, Саша, Полина, Эсмира, Марк, Марина, Алина, Артём, Таня.)

Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук А!

Что ж прощаться пора,

До свидания, звук А!

Конспект открытого занятия по звукопроизношению в логопедической группе старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед Платонова Т.А.

ТЕМА: «В Мире Звуков». Речевые звуки

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные: Закрепить знания об органах артикуляции, дыхания и голосообразования. Формировать понятие. Уточнить произношение звуков раннего и среднего онтогенеза. Закрепить понятие о слове. Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Учить договаривать первый последний звук в слове. Учить сравнивать слова, ориентируясь на звуковой состав.

Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие, речевой слух, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу голоса. Развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

Оборудование: «Гости» занятия: Аленушка и Василиса Премудрая (картинки), колокольчик, картинки с изображением животных и птиц, картинки с рифмованными текстами, полоски, профиль произношения звуков, картинки к артикуляционной гимнастике, массажные мячики, картинки-раскраски, коврограф, магнитная доска, контейнеры.

Предварительная работа: Чтение рассказа Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился», стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент Упражнение «Колокольчик»

ЛОГОПЕД: «Колокольчик зазвенит,

Мы сегодня поиграем,

На занятие пригласит.

Что-то новое узнаем».

Проходите, пожалуйста, в кабинет. Нас сегодня ожидает новое путешествие в удивительный Мир Звуков. Чтобы снова попасть в Мир Звуков, нужно вспомнить, какие звуки называются «неречевые»? (Ответы детей)

2.Вводная часть Упражнение «Кто, как голос подает?» (Работа у коврографа)

ЛОГОПЕД: «К нам Аленушка пришла и картинки принесла. Она просит вас «оживить» картинки - вспомнить звуки, которые можно услышать на деревенском дворе».

ЛОГОПЕД: «Аленушка была в лесу, видите, у нее в руках корзинка с грибами. В лесу она тоже слышала разные звуки. Давайте «оживим» и эти картинки. Дети озвучивают картинки (дятел, филин, кукушка, лягушка, ежик).

3.Основная часть

  1. Сообщение темы

ЛОГОПЕД: «Вот мы попали в Страну Звуков. Но кроме «неречевых звуков» есть еще «речевые звуки». Человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все , что нас окружает (окно, небо, солнце, дети...) С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли желания близким и друзьям. В Мир «речевых звуков» мы отправимся с Василисой Премудрой, она поможет нам узнать секреты и тайны слов». (Дети садятся за столы)

Секрет 1-й; «Чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить».

3.2 Развитие мелкой моторики Упражнение «Мячик» (Используются

массажные мячики)

Мячик, мячик, наш дружок. Колкий, колкий, колкий бок.

Вращать мячик, удерживая его подушечками пальцев по кругу, не 1 роняя.

С мячиком мы поиграем, И в ладошках покатаем.

L _ ____

Положить мячик между ладонями и вращать его.

Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем. Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда.

Обхватить мячик ладонями, ритмично сжимать и разжимшть их, удерживая мяч.

  1. Развитие общеречевых навыков

ЛОГОПЕД: «Что же есть у людей для того, чтобы говорить?» (Работа с артикуляционным профилем: губы, зубы,голос, воздух).

Секрет 2-й: «Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно делать речевую гимнастику».

  • Артикулящюншт гимматшт : «Окошечко в домике»; «Дудочка- улыбка», «Качели», «Мишка любит сладкий мед», «Барабанщик», «Лошадка» (биоэнергопластика);

звукосочетание «АУ» громко - тихо. Молодцы!

3.4.Развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти Игровые упражнения «Секреты слов»

ЛОГОПЕД: «Дети, пришла пора узнать еще один секрет слов ; «Чтобы правильно говорить слова, нужно внимательно слушать и запоминать, как они звучат».

3.5 Игровое упражнение 1. «Слушай, запоминай и повторяй!»

ЛОГОПЕД: «Наступает «минутка Каждый из вас должен запомнить и повторить два слова без ошибки. А следить будет за всем Василиса Премудрая».

Пары слов: день - тень, папочка - бабочка, том - дом, бинт - винт, дочка - точка, гости - кости.

ВЫВОД: «Дети, Василиса хвалит вас. Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово».

3.6. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА Упражнение « На большом диване в ряд». Движения по тексту

ЛОГОПЕД: «Продолжаем открывать тайны слов? Как вы думаете, звуки в словах можно пропускать, терять?».

  1. Игровое упражнение 2. «Звук пропал»

ЛОГОПЕД: «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!» (В словах

на место пропавший звук и произнести ...-ЯЧИК, КУКЛ...,

АШИНА, ВОЛЧО....ИРАМИДКА, БУРАТИН....ЕЗНАЙКА).

ВЫВОД : «Василиса рада, что вы вернули на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово».

3.8 Игровое упражнение 3. «Длинные и короткие слова»

ЛОГОПЕД: «Слова бывают разные по длине. Слова, в которых много звуков - это длинные слова, а слова, в которых мало звуков - это какие слова? (короткие). Василиса приглашает вас поиграть. Если вы услышите слово, в котором много звуков, какую полоску вы поднимете? А если услышите слово, в котором мало звуков, какую полоску поднимите?

СЛОВА : МЯЧ, НЕВАЛЯШКА, ПИРАМИДКА, КУКЛА, МАШИНА, ШАР, МОЗАИКА, СЛОН, САМОЛЕТ, ЛОДОЧКА,

ВЫВОД «Молодцы! Запомните: слово может быть длинным или коротким».

4.Заключительная часть Игра «Подскажи словечко»

ЛОГОПЕД: «Вы сегодня узнали секреты и тайны слов. Василиса приготовила вам интересное задание. Она сочинила стихи об игрушках, но не может подобрать последние слова. Вы ребята находчивые, дружные. Давайте ей поможем,

5.Итог и оценка участия детей в занятии

ЛОГОПЕД: «Вам понравилось путешествие в Мир Звуков? Как называются звуки, из которых состоят слова? Почему слова звучат по- разному? {Потому что состоят из разных звуков). Аленушке и Василисе очень понравилось играть с вами, на память они дарят вам картинки- раскраски. Поблагодарим гостей и попрощаемся с ними до новых интересных встреч. Молодцы!»


Поделиться