Методическая разработка урока "Россия - многонациональное государство" методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему. Презентация по орксэ россия — многонациональная держава Наше многонациональное государство конспект орксэ

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5. развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3 Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. - В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 5 «Материальный и духовный мир»

Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

3. Слайды 6-11 «Известные люди России»

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. - Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

«Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

Что выберете вы? (Ответы детей)

Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны ).

Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 13 «Культурные традиции»

Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Слайд 14 «Народы России»

Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 15-18 «Народные традиции»

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи . Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар . Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы . Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III . Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайд 19 «Труд души и физический труд»»

Труд души

Физический труд

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

Слайды 20-22 «Продолжи фразу»

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных богатств своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV . Итог. Рефлексия.

Слайды 27-28 «Ромашка - символ России»

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.
  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
  5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.
  6. Мультимедийное учебно-методическое пособие для занятий с детьми 8-11 лет Цикл фильмов "Мой православный мир России". Фильм 1 "Мой мир - Россия" Студия "Шесть крыльев", Санкт-Петербург https://www.youtube.com/watch?v=IUvhuCCPwvQ


Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых

Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.


Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.


Что мы Родиной зовём? И под небом синим-синим

Всё, что в сердце бережём, Флаг России над Кремлём.


Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.


Флаг России

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.


1.Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев:

3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев:

Гимн

России

Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова.


Москва

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.


Санкт - Петербург

Он царя Петра творенье, Кораблей заморских флаги, Город славы, город сад. Вдоль Невы дворцов парад.


Золотое кольцо

Суздаль

Суздальский кремль

Города старинные, Словно птицы- лебеди

Звон колоколов. Суздаль и Ростов.


Ростов

Кафедральный собор рождества Пресвятой Богородицы


Тверь

Кострома

На широкой Волге Башенки резные,

Тверь и Кострома, Чудо- терема.


Новгород

Города старинные, Новгород на Волхове,

Крепость на реке. Муром на Оке.


Муром

Здесь дружины храбрые

В бой вели князья,

Конного и пешего

Недруга разя.

Памятник Илье Муромцу


Города старинные

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки –

Из Ельца - матрёшки,

А из Тулы пряники.


Тула

Успенский собор

Города старинные-

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.


Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймёшь тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна.


Валаам

Ладога, Ладога,

В небе чаек гам

Мы плывём на

Остров Валаам.

Ладога, Ладога,

Голубая ширь.

На скалистом озере

Чудо - монастырь.

Ладога, Ладога,

Красота земли, -

Голубика – ягода

В капельках зари.


На Кавказе

На Кавказе любят

Музыку и пляски.

На конях джигиты

Скачут без опаски.

На Кавказе любят

Делать украшенья.

Славятся чеканкой

Местные селения.

На Кавказе любят

Пить кефир-айран.

Надевает бурку

В дальний путь чабан.

На Кавказе любят

Сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю,

Как родному, рад.


На Волге

  • Вы на Волге были?
  • Были.
  • Что вы делали?
  • Удили.
  • Кто попался на крючок?
  • Нам попался судачок.
  • Как не верить вам, ребята?
  • Волга рыбою богата.

В степной станице

В стороне степной Песни нам поют,

Землю сушит зной. Молока дают.

Здесь растят коней,

Как растят детей:


Уральские горы

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.


Таёжная страница

Кедры, пихты, сосняки.

Лось рогатый у реки.

Куропатка бьёт крылом,

По реке плывёт паром.


Озеро Байкал

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это – озеро Байкал

В окруженье диких скал.


На Дальнем Востоке

Тигры –жители Уссури-

В полосатой ходят шкуре.

Это очень редкий вид

И красив, и знаменит.


На Камчатке

Вдали вулкан дымится. Здесь Родины граница,

Над сопками туман. Здесь Тихий океан.


Российская семья

Живут в России разные У каждого народа

Народы с давних пор. Язык свой и наряд.

Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,

Другим – степной простор. Другой надел халат.


Один – рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.


Русские сувениры

Гжель


Тульский самовар

Самовар раздула Тула

Тула – древняя земля –

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.

Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был днём ли,

ночью-

Словно дома рядом с ним.


Он гудит в лесной избушке,

В городах среди степей…

Из него не редко Пушкин

Чаем потчевал друзей.

Полководец, князь Суворов

За собой его возил.

Самовар наш нюхал порох,

Видел крепость Измаил.

Он гудит, не уставая,

Двести лет уже подряд.

Самовар душа живая –

Друг веселью, сказке брат.







Урок посвящен таким целя как: формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми; воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории; развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока: Россия - наша Родина

Цель урока:

Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока:

Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;

Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи;

Сплочение детского коллектива.

Основные термины и понятия

Россия, Отечество, Родина, патриот, государственные символы, культурные традиции.

    Орг. момент.

Слайд 1.

О чем сегодня мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда отгадаете ключевое слово урока.

Задание: По первым буквам отгадок сложите ключевое слово.

Какая будет тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

    Ребята, посмотрите на карту и сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, леса.

Наша страна очень красива и богата.

2.Визуализация

Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём?

Демонстрация ролика.

3.Работа с терминами

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

    Подберите к этому слову синонимы (Отчизна, Отечество)

    Почему мы называем нашу страну Отечеством, Родиной?

    Откуда произошло слово "родина"?

Слово "родина” произошло от древнего слова "род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Слайд 5. «.

- С чего начинается Родина?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - дом, улица, город, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

3) Притча (Рассказ о мальчике Ли)

Жил-был в одном восточном царстве-государстве в небольшом городке мальчик. Звали его Ли. Не успел он подрасти, как на его страну напали враги. А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети. И вот все мужчины и мальчики городка стали собираться на войну. Лишь мальчик Ли не собирается. "Почему ты не идешь с нами?” - спросил его воевода. «А почему я должен куда-то идти? Ведь моя родина здесь, в моем маленьком городке».

И все ушли на войну без Ли. Прошло несколько недель. В городок нагрянули враги. Их предводитель был стар и мудр. Он велел арестовать Ли. Мальчика привели к нему.

    Я разбил ваше войско, но там не было тебя. Почему? - спросил он.

    Потому что моя родина - мой городок, - ответил Ли.

    Я разрушу твой городок, и у тебя не будет родины.

    Не делай этого: мне некуда будет идти, - взмолился Ли.

    Мне жалко тебя, - сказал предводитель, потому что у тебя слишком маленькая родина и нет родины большой.

У таких, как ты, в конце концов не остается никакой родины.

Вопросы по тексту.

    Что значит «слишком маленькая родина и нет родины большой»?

    В чем была ошибка мальчика Ли?

    Что такое большая Родина?

    Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (Ответы учащихся)

    Наша Родина - это леса, поля, моря и реки.

    Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

    Земля, которую наши предки защищали от врагов.

    Родина - это наш край, город, поселок.

    Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

    Это место, где стоит, наша школа.

    Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

4) Символы нашей Родины.

У каждой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Назови их.

Герб, флаг и гимн.

Задание. Определите, под каким номером расположен герб России. По каким признакам вы это определили?

Государственный герб России представляет, собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла- серебряный всадник в плаще на коне, поражающий копьём опрокинутого навзничь змея.

Слайд 8.

Отгадайте, о каком следующем символе я буду говорить?

Белый цвет - берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

О флаге.

Ребята, а как расположены цвета российского флага?

Что означают цвета флага России?

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - лазоревого цвета и нижняя - алого цвета.

Значение цветов Российского флага

    белый цвет означает мир, совершенство;

    синий - цвет веры и верности, постоянства;

    красный цвет символизирует энергию, силу.

Ребята, а почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся).

Слайд 9.

К Москве у нас трепетное отношение потому, что Москва - столица нашей необъятной Родины.

Слайд 10.

Есть еще один символ государства- гимн.

Вспомни и расскажи, когда он исполняется.

Текст- С.Михалков, музыка- Георгий Александров

5) Многонациональность нашей Родины.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним - милее осень, другим - милей весна.

А Родина Россия у нас у всех-одна.

Велика наша Россия! Ее населяют более 180 национальностей. Россия - единое многонациональное государство. Много народов живет в нашей стране: русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы - все они составляют единую дружную семью. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Что же нас объединяет?

Слайд 12. Ответы учеников.

Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык.

Что еще? Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьей - это традиции и ценности.

- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция - (от лат. переча) - то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.

Что можно передавать через традиции?

Слайд 14.

Правила поведения

Знания и умения

Образ жизни

Идеи Ценности

Какие бывают традиции?

Семейные традиции объединяют семью.

Русские традиции (национальные) объединяют русский народ. Межнациональные традиции объединяют народы.

Духовные традиции определяют ценности человека, семьи, народа, России.

Все традиции объединяют Россию.

Ценность - это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом. Есть ценности материальные и духовные.

Слайд 17-18

Материальные- драгоценности,

автомобиль,

аквариум,

они видимы, ощутимы, их можно купить, они преходящи.

Духовные ценности- семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота. Они невидимые, они вечные.

На основе своих представлений о ценностях человек оценивает окружающий его мир и выбирает свои поступки.

Как духовные ценности влияют на взгляды и поступки человека и как – материальные?

Слайд 20-21

Какие ценности заставляет человека все измерять деньгами?

Слайд 22.

Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

Духовные традиции - это традиции, связанные с религией.

Слайд 24.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, привычки обитателей, которые передаются из поколения в поколение,

Какие семейные традиции вы знаете?

Обсуждение за ужином событий прошедшего дня, летние путешествия на машине на море, совместные трапезы, обсуждение планов, детские рисунки, чтение малышам книг на ночь, папины сказки, День рождения семьи, празднование Пасхи, новогодняя традиция - самодельные игрушки, кулинарные традиции - разнообразные заготовки на зиму, сбор грибов, рыбалка, пение песен, лето у бабушки, каток на речке, выращивание комнатных растений, семейная династия - это все семейные традиции.

Важны ли эти традиции для семьи?

Слайд 26-28

Семья с традициями - это ощущение безопасности и полной защищенности. Только дома, в окружении близких людей, человек может по- настоящему расслабиться, отдохнуть...

В дружных семьях с прочными традициями люди, реже болеют и дольше живут.

Семья основана на традициях. Они являются залогом семейного счастья. И если не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, семья разрушится.

О чем говорят эти поговорки?

На псарне - не в овчарне: всякая стая по-своему лает.

В чужой монастырь со своим уставом не идут.

У всякой пташки свои замашки.

В чужом доме не указывают.

В каждой семье свои традиции

Слайд 30.

О чем говорят эти поговорки?

Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья - это семь я.

Наш урок подходит к концу, давайте, подведем итоги. Сегодня вы узнали новые понятия. Вспомним их и что они означают.

Материальный мир- вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек.

Духовный мир -это знания, произведения искусства, отношения между людьми, отношение к миру. Этот мир еще называют миром культуры.

Культурные традиции- религиозные культуры, моральные нормы.

На каких вечных ценностях основаны культурные традиции?

Добро, честь, справедливость, милосердие

Рефлексия.

Продолжите фразу .

Оказывается...

Самым неожиданным для меня было...

Мне больше всего...

Россиянами называют...

Домашнее задание. ...

Выполни понравившееся задание:

    Подбери стихотворение о Родине

    Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины? (природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.). Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно). Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4). Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.

    Узнай, как выглядит герб твоего края, района, школы. Что он символизирует, напиши.

    Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

Просмотр содержимого презентации
«урок 1 (4 кл). Россия - наша Родина»

Отгадай ключевое слово урока

Ягоды не сладость,

Зато глазу- радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение.

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в серединку-

Увидишь сердцевинку,

Из плодов он тверже всех,

Называется…

Висят на ветке колобки,

Блестят румяные бочки.

Хоть колюча, но не елка,

Подлиней ее иголки,

А кора тонка, красна,

Та красавица…

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нем свои купает,

Это дерево кто знает?

Темно- синие плоды

Узнаешь на ветках ты.

Мякоть их на вкус сочна,

А по цвету зелена.


Россия

- наша

Родина



Откуда произошло слово «родина»

род ители

род ня

род ословная


С ручейка начинается река…

родители

родственники

Изображение с сайта http://assets1.lookatme.ru/


Герб России



Флаг России

Свобода

Откровенность

Благородство

Верность

Честность

Державность

Мужество

Смелость

Любовь


Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.


1.Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев:

3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев:

Гимн России

Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова


Единая Родина

Изображения с сайтов: http://www.samoffar.ru/, http://www.artshop-rus.com/, http://upload.wikimedia.org/, http://www.matsvet.ru/


Что нас объединяет

общая земля

общая история

общие законы

общий язык

Что еще?


Традиции

передавать

получать в дар

(наследовать, идти следом)

хранить

передавать

Изображение с сайта http://a-merchant.com/


Что можно передавать через традиции

То, что не имеет зримого образа, а распознается и чувствуется через действия:

Правила поведения

Знания и умения

Образ жизни

Идеи

Ценности


Семейные традиции объединяют семью .

Русские традиции (национальные) объединяют русский народ .

Межнациональные традиции объединяют народы .

Все традиции объединяют Россию .

Духовные традиции

определяют ценности

человека, семьи , народа , России .


Ценность – это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом.

Есть ценности материальные и духовные .


Материальные ценности

драгоценности,

автомобиль,

аквариум,

деньги,

книги,

игрушки,

квартира,

компьютер,

телевизор …...

они видимы

они ощущаемы

их можно купить

они преходящие

Изображение с сайта http://img-fotki.yandex.ru/


Духовные ценности

семья

вера

доброта

Отечество

культура

жизнь

творчество

они невидимые

человек

образование

любовь

их чувствствуют

гармония

свобода

честность

их получают в дар

дружба

чуткость

они вечные

честь

милосердие

красота

труд


Система ценностей человека является фундаментом его отношения к миру.

На основании своих представлений о ценностях человек

оценивает окружающий его мир

выбирает свои поступки

Например, если для человека важна красота, то он видит ее везде: в окружающем мире, в людях …

и старается создавать красоту вокруг.

Как духовные ценности влияют на взгляды и поступки человека и как – материальные?


Изображение с сайта http://open.az/

Какие ценности воспитывают бережное отношение к миру?


Изображение с сайта http://www.vistaback.com/

Какие ценности заставляют человека все измерять деньгами?


Вечные ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают.

Ценности

Духовные традиции теряют значение в жизни человека

Ценности в бездуховной среде.

Изображения с сайтов: http://cms.taxi-bistro.ru/, http://sam.kg/

Ценности процветают в духовных традициях


Духовные традиции - это традиции, связанные с религией.

Например, православные традиц ии:

Хождение в храм каждое воскресенье

Молитва перед занятиями

Пасхальный концерт в доме престарелых

Конкурс звонарей

Сбор подарков к Рождеству для детского дома

……………………………

Какие еще духовные традиции вам известны?


Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение.


Обсуждение за ужином событий прошедшего дня, летние путешествия на машине на море , совместные трапезы , обсуждение планов , детские рисунки, чтение малышам книг на ночь , папины сказки , День рождения семьи , празднование Пасхи ; новогодняя традиция - самодельные игрушки, кулинарные традиции - разнообразные заготовки на зиму , сбор грибов , рыбалка , пение песен , лето у бабушки, каток на речке , выращивание комнатных растений, семейная династия это все семейные традиции .



В дружных семьях с прочными традициями люди, реже болеют и дольше живут.

Изображение с сайта http://shkolazhizni.ru/


Семья основана на традициях. Они являются залогом семейного счастья. И если не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, семья разрушится.

Изображение с сайта http://darlina.f5.ru/


О чем говорят эти поговорки?

На псарне - не в овчарне: всякая стая по-своему лает.

В чужой монастырь со своим уставом не идут.

У всякой пташки свои замашки.

В чужом доме не указывают.

О том, что в каждой семье свои традиции и обычаи.

В каждой семье свои традиции.


О чем говорят эти поговорки?

Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

Семья в куче, не страшна и туча.

О том, что традиции объединяют.

Семья - это семь я.

Семейные традиции объединяют и охраняют людей.

Поделиться